Эмоциональный интеллект и агрессивность подростков

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эмоциональный интеллект и агрессивность подростков

Чернакова К.Я. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Масалкина О.В. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется эмоциональному состоянию школьников и молодежи. Это связано с тем, что в современном, быстро меняющемся мире, переполненном информацией и нестабильной обстановкой, данная возрастная группа реагирует более остро. Подростковый возраст является более уязвимым, так как в этом возрасте происходят еще и физиологические изменения. Осознание перехода во взрослую жизнь происходит у всех по-разному. И способность справляться со своими эмоциями в подростковом возрасте является важной задачей для нашего общества. Если подростки не могут контролировать свои эмоции в кризисных ситуациях и понимать чужие, то это ведет к увеличению уровня агрессивности.

В нашей работе мы проведем теоретический обзор агрессивного поведения, также попробуем проследить связь эмоционального интеллекта и агрессии, изучим агрессивное поведение подростков и исследуем полученные данные по половому признаку.

В статье «Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных» Ю.А.Кочетова и М.В. Климакова приходят к выводу о том, что уровень развития эмоционального интеллекта также является фактором агрессивных проявлений во всех его формах, вне зависимости от пола и возраста. Это объясняется тем, что способность к пониманию эмоций помогает воспринимать и идентифицировать эмоции и их сложные комплексы, распознавать их изменения, а значит эффективно регулировать агрессивную реакцию на изменение среды1.

Среди видов агрессии выделяют: физическую, вербальную агрессию и негативизм. Многие источники указывают на то, что динамика проявления агрессии у мальчиков и девочек носит различный характер. Считается, что агрессивное поведение более характерно для лиц мужского пола, оно обусловлено большим количеством содержания тестостероном, в отличие от женщин.

Анализ литературы показал, что для мужчин свойственна явная агрессия, а для женщин – скрытая. Физическая агрессия действительно присуща мальчикам, но тем не менее косвенная вербальная агрессия (клевета, сплетни) наиболее присуща девочкам-подросткам (А.Ю. Степанян). Также существуют исследования, согласно которым, определения видов агрессии зависит от ожидаемого поведения в обществе.

Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по выбранной теме;

  2. Определить уровень эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков;

  3. Выявить зависимость эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков;

  4. Сравнить исследуемые показатели по гендерному признаку.

1. Теоретическая часть.

1.1. Особенности психического развития подростка

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.2

Подростковый период очень важен. В этом возрасте формируется самооценка, которая регулирует поведение и оказывает влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

1.2. Психология детей с нарушениями поведения

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различные проблемы и трудности. Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. 
    Что касается агрессивности, то ее рассматривают, как готовность, человека к агрессивному поведению, а агрессия и есть та самая модель поведения, которая обеспечивает адаптацию человека при кризисных ситуациях.
  Агрессию, таким образом, делят на конструктивную, когда адаптация, происходит социально приемлемым способом, и деструктивную (враждебную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом и адаптация связана с вреда, причинением страдания и ущерба окружающему миру или себе.

Нарушения поведения могут вытекать сложившихся условий или причин, непосредственно вытекающих из них. Агрессивную модель поведения делят на мотивированнуюи немотивированную.

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Однако конкретных причин появления отклонений от норм в поведении до сих пор не выявлено. Согласно справочной психиатрической литературе, поведение определяют, как психологическую и физическую манеру. Исходя из этого, подростки должны вести себя с учетом стандартов, установленных в социуме, к которой принадлежит индивид.

Исходя из всего этого, нарушения поведения рассматривают как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, главным образом асоциальной направленности. Они проявляются по-разному, но в основном это нарушение социальных норм или правил.3

1.3. Эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист. Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет определять намерения и мотивацию людей. Контроль своих эмоций позволяет принимать обдуманные решения в каких-либо вопросах и предотвращать конфликтные ситуации по отношению к другим и здраво мыслить в различных ссорах.

Развитие эмоционального интеллекта невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Поэтому развитие эмоционального интеллекта, как и воспитание зависит во многом от родителей, с которыми ребенок проводит большинство своего времени. В этом случае родители должны обладать определенными знаниями и навыками, чтобы дети учились справляться со своими эмоциями и правильно их проявлять.

Совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно в общении. Ежедневно мы сталкиваемся с различными эмоциями и по-разному на них реагируем. Здесь можно вспомнить типы темперамента и приобретенный характер. Каждый человек сам выбирает эмоции, которые хочет испытывать, но это происходит только на высшем уровне развития эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным.

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.

  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.

  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.

  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.4

В последнее время, несмотря на поступающую неутешительную информацию, ученые со всего мира серьезно занимаются изучением эмоций.

Несмотря на все социальные ограничения, страсти людей, особенно школьников и подростков, преобладают над рассудком.

Остается верить, что человеческий разум будет преобладать и знания в области эмоционального интеллекта помогут нам находится в гармонии со своим организмом.

2. Практическая часть

В исследовании приняли участие учащиеся 9-ых классов (всего 71 человек) среди которых 35 мальчиков и 36 девочек. Респондентам предлагалось заполнить следующие методики: оценки агрессивности методика Басса-Перри (Приложение 1), тест эмоционального интеллекта Люсиной (Приложение 2).

Методики заполняли в online платформе Яндекс. Полученные данные были переведены в числовые значения, а также подсчитаны баллы по шкалам, а также общего показателя агрессии и общий уровень эмоционального интеллекта. Для удобства мы выделили три уровня (низкий; средний; высокий) для каждого из представленных явлений. Для определения коэффициента корреляции используем пакет анализа, имеющийся в Excele. Полученные результаты представлены в Таблице №1. Коэффициент корреляции равен -0,15 при уровне значимости p=0,05.

 

Общий показатель агрессивности

Общий показатель эмоционального интеллекта

Общий показатель агрессивности

1

 

Общий показатель эмоционального интеллекта

-0,15

1

Таблица 1. Коэффициент корреляции равен -0,15 при уровне значимости p=0,05.

Так как коэффициент корреляции отрицательный мы можем сделать вывод о том, что явления, исследуемые нами, имеют обратную (противоположную связь), т.е. возрастание одного из них ведет к уменьшению другого. Полученный показатель <0,2, что описывает слабую, НО имеющуюся связь этих явлений. Для того чтобы получить более детальную картину, мы провели корреляционный анализ относительно физической агрессии, гнева, враждебности и эмоционального интеллекта, а также основных шкал в методике ЭмИн и общего уровня агрессии. Результаты представлены в Таблице 2 и Таблице 3.

 

Общий уровень агрессивности

межличностный ЭИ

Внутриличностный ЭИ

Понимание Эмоций

общий уровень агрессивности

1

     

межличностный ЭИ

-0,11778

1

   

внутричличностный ЭИ

-0,0307

0,499704

1

 

понимание эмоций

-0,08089

0,868565

0,694842

1

Управление эмоциями

-0,09481

0,756733

0,890177

0,75753

Таблица 2. Корреляционный анализ относительно физической агрессии, гнева, враждебности и эмоционального интеллекта.

 

физическая агрессия

гнев

враждебность

эмоциональный интеллект

физическая агрессия

1

     

гнев

0,405665

1

   

враждебность

0,391604

0,57937

1

 

эмоциональный интеллект

-0,0072

-0,2198

-0,0512

1

Согласно полученным результатам, наиболее тесная связь с общим показателем эмоционального интеллекта имеет шкала гнева. Следует отметить, что связь носит также противоположный характер. Это можно объяснить тем, что шкала «Гнев» является эмоциональным компонентом, который наблюдают при агрессивных реакциях человека.

Таблица 3. Основные шкалы в методике ЭмИн и общего уровня агрессии.

В Таблице №3 из основных шкал, выделенных в методике, измеряющей эмоциональный интеллект, наиболее тесная корреляционная связь с общим показателем агрессивности между межличностным эмоциональным интеллектом. Данная шкала описывает способность понимать эмоции других людей и управлять ими.

В ходе нашего исследования мы также выяснили, что общий показатель агрессивности мальчиков и девочек не имеет значимых различий, несмотря на распространённое мнение о том, что мальчики агрессивней, чем девочки. Данные результата представлены в Таблице 4. Ни один из компонентов агрессии, не имеет различий, а значит, выражен одинаково. Также уровень эмоционального интеллекта мальчиков и девочек не имеет значимых различий.

 

t

df

p

Физическая агрессия

 

-0.054

 

69

 

0.957

 

гнев

 

-1.015

 

69

 

0.314

 

враждебность

 

-0.131

 

69

 

0.896

 

Общий уровень агрессии

 

-0.470

 

69

 

0.640

 

Эмоциональный интеллект

 

2,433

 

69

 

0,018

 

Таблица 4. Показатели агрессивности.

У мальчиков и девочек преобладает средний уровень эмоционального интеллекта, что говорит о том, что девятиклассники умеют определять эмоции как свои, так и эмоции других людей, также понимать причины их появления. Также у девятиклассников сформированы навыки, связанные с управлением эмоций, они способны контролировать их интенсивность, их внешнее выражение, а также при необходимости могут вызвать ту или иную эмоцию. Средний уровень агрессивности описывает склонность к необдуманным поступкам, разрушительным действиям и бурному реагированию на ситуации, которые не совпадают с ожиданиями респондента.

Заключение

Эмоциональные проявления в подростковом возрасте происходят ярко и интенсивно, в сравнении с детьми и взрослыми. Данный аспект касается как положительных, так и отрицательных эмоций. Причем смена эмоциональных реакций происходит достаточно быстро. Проявлением отрицательных эмоций является агрессия, которая сопровождается эмоциональным возбуждением. Причем понятие агрессии и агрессивности различны между собой. Агрессия подразумевает под собой любые действия, которые причиняют ущерб, но имеющие основание — это избежать. Агрессивность же представляет собой готовность к агрессивным действиям, а также готовность личности воспринимать поведение другого, как недоброжелательное.

В нашем исследовании мы изучали взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности, используя опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина и опросник для исследования уровня агрессивности Басса Дарки.

В результате исследования были получены следующие данные:

  • Явления, исследуемые нами, имеют обратную (противоположную связь), т.е. возрастание одного из них ведет к уменьшению другого.

  • Наиболее тесная связь с общим показателем эмоционального интеллекта имеет шкала гнева. Связь носит также противоположный характер.

  • Из основных шкал, выделенных в методике, измеряющей эмоциональный интеллект, наиболее тесная корреляционная связь с общим показателем агрессивности между межличностным эмоциональным интеллектом. Данная шкала описывает способность понимать эмоции других людей и управлять ими.

  • Общий показатель агрессивности мальчиков и девочек не имеет значимых различий, несмотря на распространённое мнение о том, что мальчики агрессивней, чем девочки.

  • Уровень эмоционального интеллекта мальчиков и девочек не имеет значимых различий.

  • У мальчиков и девочек преобладает средний уровень эмоционального интеллекта, что говорит о том, что девятиклассники умеют определять эмоции как свои, так и эмоции других людей, также понимать причины их появления.

По поставленным нами задачам можно сделать следующие выводы:

  1. Современная психология насыщенна вопросами изучения эмоционального интеллекта и агрессивности не только подростков, но и младших детей и даже взрослых.

2. Полученные данные показывают на средний уровень эмоционального интеллекта и агрессивности у исследуемых подростков.

3. Эмоциональный интеллект и агрессивность находятся в зависимости между собой.

4. Показатели эмоционального интеллекта и агрессивности у мальчиков и девочек не имеет значительных различий.

Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.

Список литературы

  1. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014.

  2. Ю.А,Кочетова М.В.Климакова Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // эл.жур. Современная зарубежная психология, 2019

  3. Краковский А.П. О подростках. М., 1970, с.11-18

  4. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975,с.4

  5. Фурманов А.И. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.

  6. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009

  7. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри//Психологический журнал. 2007. № 1. с. 115—124.

  8. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22

  9. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/966-2010-11-12.

  10. https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html

Приложение 1

Методика: Опросник агрессии А. Басса и М. Перри (адаптация С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский)

Фамилия Имя_______________________________________________

Пол:__ возраст____

Дата проведения ___________________ Время_____________________

Инструкция: Прочитайте предложенные утверждения и оцените их по пятибалльной шкале от 1 («совсем на меня не похоже») до 5 («очень на меня похоже»).

Здесь нет верных или неверных, хороших или плохих вариантов. Указывайте вариант ответа, который первым придет вам в голову.

Не согласен

Скорее не согласен

Не могу определиться

Скорее согласен

Согласен

1

2

3

4

5

п/п

Утверждение

1

2

3

4

5

1.

Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека

         

2.

Если меня спровоцировать, я могу ударить другого человека

         

3.

Если кто-то ударит меня, я дам сдачи

         

4.

Я дерусь чаще, чем окружающие

         

5.

Если для защиты моих прав мне надо применить физическую силу, я так и сделаю

         

6.

Некоторые люди своим обращением ко мне могут довести меня до драки

         

7.

Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить другого человека

         

8.

Бывало, что я угрожал своим знакомым

         

9.

Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи

         

10.

Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю

         

11.

Я раздражаюсь, когда у меня что-то не получается

         

12.

Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь

         

13.

У меня спокойный характер

         

14.

Некоторые мои друзья считают, что я вспыльчив

         

15.

Иногда я выхожу из себя без особой причины

         

16.

Мне трудно сдерживать раздражение

         

17.

Бывает, что я просто схожу с ума от ревности

         

18.

Временами мне кажется, что жизнь мне что-то не додала

         

19.

Другим постоянно везет

         

20.

Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько

         

21.

Я знаю, что мои так называемые друзья сплетничают обо мне

         

22.

Я не доверяю слишком доброжелательным людям

         

23.

Иногда мне кажется, что люди насмехаются надо мной за глаза

         

24.

Если человек слишком мил со мной, значит он от меня что-то хочет

         

Интерпретация

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Все пункты интерпретируются в прямых значениях:

Не согласен

1 балл

Скорее не согласен

2 балла

Не могу определиться

3 балла

Скорее согласен

4 балла

Согласен

5 баллов

Подсчёт сырых баллов

Шкала

Прямые утверждения

Физическая агрессия

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Гнев

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

Враждебность

17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Нормативные значения

Шкала

Мужчины

Женщины

M

σ

M

σ

Физическая агрессия

26.49

6.22

21.53

6.49

Гнев

20.29

5.67

22.62

5.66

Враждебность

22.08

5.21

22.81

5.66

Общий показатель

68.85

13.15

66.97

13.44

Приложение 2

Методика: Опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина

Фамилия Имя_______________________________________________

Пол:__ возраст____

Д

Инструкция к тесту: Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает ваше мнение. 1-совсем не согласен; 2-скорее не согласен; 3-сокорее согласен; 4-совсем согласен.

 

ата проведения ___________________ Время____________________

 

 

 

Утверждение

1

2

3

4

1

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

       

2

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

       

3

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

       

4

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

       

5

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

       

6

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю все, что думаю

       

7

Я хорошо понимаю, почему мне нравится или не нравятся те или иные люди

       

8

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

       

9

Я умею улучшить настроение окружающих

       

10

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

       

11

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

       

12

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

       

13

Я легко понимаю мимику и жесты других людей

       

14

Когда я злюсь, я знаю, почему

       

15

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

       

16

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

       

17

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

       

18

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

       

19

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

       

20

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

       

21

Я контролирую выражение чувств на своем лице

       

22

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

       

23

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

       

24

Если надо, я могу разозлить человека

       

25

.Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

       

26

Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

       

27

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

       

28

Я знаю, как успокоиться, если я разозлился

       

29

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

       

30

Я не умею управлять эмоциями других людей

       

31

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

       

32

Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

       

33

Мне трудно справляться с плохим настроением

       

34

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции

       

35

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

       

36

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

       

37

Я умею контролировать свои эмоции

       

38

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

       

39

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

       

40

Если близкий человек плачет, я теряюсь

       

41

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

       

42

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

       

43

Я не умею преодолевать страх

       

44

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

       

45

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

       

46

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

       

40

Если близкий человек плачет, я теряюсь

       

41

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

       

42

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

       

43

Я не умею преодолевать страх

       

44

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

       

45

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

       

46

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

       

 

 

МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект

ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект

ПЭ Понимание эмоций

МП Понимание чужих эмоций

ВП Понимание своих эмоций

УЭ Управление эмоциями

МУ Управление чужими эмоциями

ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Понимание чужих эмоций

1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34

38, 42, 46

Управление чужими эмоциями

9, 15, 17, 24, 36

2, 5, 30, 40, 44

Понимание своих эмоций

7, 14, 26

8, 18, 22, 31, 35, 41, 45

Управление своими эмоциями

4, 25, 28, 37

12, 33, 43

Контроль экспрессии

19, 21, 23

6, 10, 16, 39

Межличностный эмоциональный интеллект

1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36

2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46

Внутриличностный эмоциональный интеллект

4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37

6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45

Понимание эмоций

1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34

8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46

Управление эмоциями

4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37

2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44

Общий уровень эмоционального интеллекта

1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37

2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Вариант ответа

В прямых значениях

В обратных значениях

совсем не согласен

0 баллов

3 балла

скорее не согласен

1 балл

2 балла

скорее согласен

2 балла

1 балл

полностью согласен

3 балла

0 баллов

Стенайны

Сырые баллы по шкалам

МЭИ

ВЭИ

ПЭ

УЭ

1

31 и меньше

28 и меньше

31 и меньше

29 и меньше

2

32–34

29–32

32–34

30–32

3

35–37

33–36

35–37

33–36

4

38–40

37–40

38–40

37–40

5

41–44

41–44

41–44

41–44

6

45–47

45–48

45–47

45–47

7

48–51

49–53

48–51

48–51

8

52–55

54–57

52–56

52–56

9

56 и больше

58 и больше

57 и больше

57 и больше

1 Ю.А,Кочетова М.В.Климакова Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // эл.жур. Современная зарубежная психология, 2019

2 https://studopedia.ru/13_157381_osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-podrostka.html

3 Фурманов А.И. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.

4 https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html

Просмотров работы: 44