Перелом костей у детей

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Перелом костей у детей

Рыжов О.А. 1
1МАОУ СОШ №10
Туркина М.Н. 1
1МАОУ СОШ №10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезней, физических дефектов – непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития личности, ощущения полноты жизни. Частые переломы у детей являются следствием остеопении – обеднения кости собственно костной тканью. Пик заболеваемости приходится на возраст 11-15 лет, что обусловлено быстрым ростом ребенка, резкими изменениями гормонального фона. Нарушение прочностных характеристик кости достаточно широко распространено в популяции, по мнению некоторых авторов, наблюдается у 30% детей, однако, частые переломы диагностируются не у всех пациентов, что объясняется различиями в тяжести изменений и режимах двигательной активности.

25 августа я спускался по лестнице, моя нога запуталась в полотенце, попала под перила. Стало больно, но особого внимания мы не обратили, решили, что просто ушиб. Через день нога распухла, ходить я не смог. Мы обратились в травмпункт детской городской больницы. Оказалось, что это перелом.Мне наложили гипс. Я задумался о том, почему происходят переломы, как быстрее восстановиться, что предпринять, чтобы не повторился перелом.

Цель работы: проанализировать причину перелома и способы восстановления.

Задачи:

1) изучить литературу об особенностях состояния костей у детей 11-15 лет.

2)рассказать своим одноклассникам о своих наблюдениях и достижениях во время

реабилитации.

3) составить памятку о предотвращении переломов.

Объект исследования: перелом нижней конечности.

Предмет исследования: влияние переломов на жизнь человека.

Гипотеза: переломы костей происходят из-за несоблюдения правил безопасности, так же из-за недостаточности необходимых микроэлементов в питании.

Актуальность: в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества случаев переломов костей у детей.

В процессе работы я применял следующие методы:

  • анализ литературы.

  • наблюдение за своим состоянием.

  • анкетирование.

2. Теоретическая часть.

2.1 Перелом кости у детей.

Костьявляетсядостаточнопрочнымматериалом,выдерживающимбольшиеперегрузки.Например,короткийсегментбольшеберцовойкостиспособен выдержать вес легкового автомобиля, а стандартный 4,5-мм винт,закрепленныйвкомпактномвеществе,способенвыдержатьнагрузкув2500Н (вес трёх человек). Прочность кости относится к прочности стали как 1/10,что обеспечивается, главным образом, входящим в её состав минеральнымикомпонентами. Одним из физических свойств кости является способность к эластическойдеформации,несмотрянаэтоейтакжеприсущахрупкость.Придеформации большинства костей примерно на 2% от первоначальной длиныпроисходитперелом. Анатомическое строение и физиологические особенности костных структур у детей во многом отличаются от взрослых. Относительно упругие кости, большой объем мягких тканей и достаточно эластичная надкостница защищают ребенка от травм, минимизируя последствия падений и ушибов. К сожалению, переломы костей у детей все же происходят, и чаще всего страдают лодыжки, ключицы и кисти рук.

Перелом-повреждениекостиснарушениемеёцелостности.Приэтомобечастиразъединившейсякостиназываютотломками, более мелкие фрагменты повреждений в зоне перелома кости -осколками.[ 1, с.102-105]

2.2 Причины переломов у детей.

Чаще всего дети получают травмы из-за внезапных падений во время бега, прыжков, спортивных игр. В некоторых случаях переломы возникают после сильных ушибов, резкого изменения положения тела в пространстве при поворотах, скручивании отдельных конечностей. Другими вероятными причинами возникновения переломов могут стать:

  • недостаток кальция, который является основным «строительным» материалом для костных структур в организме;

  • дефицит питания или нерациональное меню, когда ребенок недополучает с едой жизненно необходимые вещества (вегетерианство, сыроедение и иные аналогичные течения);

  • малоподвижный образ жизни;

  • гормональные изменения в организме, например, в пубертатный период или из-за эндокринологических заболеваний;

  • системные заболевания почек, печени, сердца, дыхательных путей.

Риск возникновения переломов выше у детей, которые употребляют много сладостей и газированных напитков, мало двигаются, страдают от лишнего веса. Вероятность получения серьезной травмы также повышает езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения без защитной экипировки, занятия потенциально опасными видами спорта (паркур, единоборства) без контроля тренеров.[1, с.178-190 ]

2.3 Симптомы переломов у детей.

Основным признаком травмы является сильная боль, возникшая внезапно после какого-либо физического воздействия (падения, удара, столкновения). Заподозрить перелом у ребенка можно по следующим признакам:

  • явная деформация конечности

  • открытая рана на коже, в которой видны костные структуры, кровотечение;

  • припухлость, отек и покраснение мягких тканей в районе повреждения;

  • сильная боль при касании к участку травмы;

  • появление гематомы под кожей в области повреждения;

  • ограниченная подвижность.[ 2,с. 47-49]

2.4 Лечение переломов костей у детей.

С учетом особенностей костных структур, возраста ребенка и характера травмы назначается консервативная или хирургическая терапия. В большинстве случаев переломы костей у ребенка требуют консервативного лечения, которое предусматривает:

  • сопоставление отломков кости в анатомически правильном положении;

  • фиксацию поврежденного участка с помощью гипса, лангет или иных приспособлений;

  • скелетное вытяжение при травмах большеберцовых костей.

К хирургическому вмешательству по поводу костных переломов в детском возрасте прибегают достаточно редко при наличии строгих показаний, к которым относятся:

  • открытые травмы;

  • большое количество смещенных костных отломков;

  • множественные оскольчатые переломы;

  • неправильно сросшиеся кости после повреждений, что привело к деформации конечностей;

  • переломы патологического типа;

  • повреждение нервных волокон или магистральных сосудов.

Чаще всего специалисты используют так называемый спицевой остеосинтез, когда отдельные костные структуры соединяются воедино и фиксируются с помощью специальных стержней.

Выбор тактики лечения зависит не только от характера полученной травмы, но и возраста, особенностей общего здоровья ребенка, наличия системных патологий и факторов риска повторных переломов. [ 3, с.56-64]

2.5 Первая помощь при переломах.

При подозрении на перелом необходимо:

  • не паниковать;

  • вызвать скорую помощь;

  • успокоиться;

  • зафиксировать поврежденную область в имеющемся положении подручными материалами (косынкой, шиной из досок или других прямых предметов, тугими валиками одежды);( Приложение 1).

  • при кровотечении наложить жгут выше раны, зафиксировать время наложения, а рану накрыть чистой тканью.

Ни в коем случае нельзя:

  • самостоятельно пытаться совместить отломки костей, вправить конечность, двигать, дергать, мять поврежденную область;

  • снимать одежду обычным способом (во избежание дополнительных травм ткань нужно разрезать ножницами);

  • двигать, переворачивать и поднимать ребенка при подозрении на травму спины;

  • давать детям взрослые обезболивающие препараты (анальгин, аспирин и т.д.).

  • для уменьшения боли можно дать пострадавшему парацетамол или ибупрофен в весовой дозировке и обязательно сказать об этом медикам по приезду. Если травма незначительная, допускается самостоятельное обращение к ближайший травмпункт или больницу.[ 4 ]

2.6 Реабилитация.

 Скорость срастания костей зависит от сложности перелома, наличия повреждений нервных и мышечных волокон, возраста ребенка и массы других параметров, включая рацион питания, образ жизни и состояние общего здоровья пациента.

Большую роль в восстановлении играет грамотный подбор медикаментов, физических упражнений и физиотерапевтических процедур, направленных на восстановление подвижности и полного функционала поврежденной области. В программу реабилитации могут входить:

  • водная гимнастика;

  • механотерапия;

  • витаминно-минеральные комплексы;

  • массаж;

  • лечебная физкультура.

Длительность восстановления составляет от 1,5 месяцев до года и больше в зависимости от тяжести травмы. Реабилитационное лечение начинается в стационаре, в дальнейшем проводится амбулаторно до полного выздоровления.[ 5 ]

Выводы: кости уникальный строительный материал. Существуют некоторые факторы, влияющие на их прочность. Причинами переломов могут быть бытовые травмы и серьёзные неполадки в работе организма. Укреплению костей способствует правильное питание, подвижный образ жизни.

3. Практическая часть. Наблюдение. Анкетирование. Составление памятки.

Таблица 1.Дневник болезни и реабилитации.

Вопросы для наблюдений

Ответ

Примечание

1.

Ушиб ноги

25 августа 2024г.

 

2.

Диагностирование перелома

27 августа 2024г.

 

3.

Болевые ощущения

да

Первые 7 дней.

4.

Наложение гипса

27 августа 2024г.

 

5.

Изменение жизнедеятельности после наложения гипса.

Да.

Передвижения стали возможны только с помощью вспомогательных предметов.

6.

Физиотерапия

Да, 10 дней.

Применение АЛмаг+ для устранения отека и устранения воспалительных процессов.

7.

Восполнение дефицита витаминов и микроэлементов в организме.

Да

В рацион добавили пищу богатую кальцием, фосфором, а так же добавили витамины и микрожлементы с помощью БАДов.

8.

Снятие гипса

17 сентября 2024г.

 

9.

Реабилитация.

Да.

-массаж

-водная гимнастика

-лечебная физкультура

10.

Возвращение к обычному образу жизни.

Да.

1 октября 2024г.

Самостоятельно пошел в школу без помощи.

Вывод: при переломе конечности вносятся кардинальные изменения в жизнедеятельность человека. (Приложение 2).

Анкетирование одноклассников.

Я решил провести опрос среди одноклассников, случался ли у них перелом. После результатов анкетирования, я выступил с докладом о переломах костей у детей. Ребята узнали много нового. После моего доклада, провели повторное анкетирование.

Результаты анкетирования.

Таблица 2. Анкета для одноклассников.

В анкетировании приняли участие 29 учащихся 4 «А» класса.

Вопрос

Ответ до моего выступления

Ответ после выступления

1.

Был ли у вас перелом?

Да - 4

Нет - 25

 

2.

Знаете ли вы о причинах перелома?

Знают - 20

Не знают - 9

Знают - 29

Не знают - 0

3.

Знаете ли вы, как оказывать первую помощь?

Да - 12

Нет - 17

Да - 29

Нет - 0

4.

Знаете ли вы методы лечения переломов и реабилитации после травмы?

Да - 4

Нет - 25

Да - 27

Не совсем -2

5.

Поддерживаете ли вы уровень микроэлементов и витаминов в организме?

Да - 6

Не задумывался -23

Да, стараюсь- 12

Обсудим с родителями- 17

6.

Занимаешься ли ты спортом?

Да- 16

Нет- 13

Да- 16

Нет-10

Планирую начать заниматься- 3

Вывод: не все ученики нашего класса знали о причинах перелома костей. Лишь 60% одноклассников занимаются спортом постоянно, дети и родители задумались о контроле уровня микроэлементов в организме, особенно в период 11-15 лет.

Составление памятки. Мы с одноклассниками решили составить для учеников 1-4 классов памятку о способах профилактики переломов костей.(Приложение 3).

Заключение.

Результаты работы позволяют сделать следующие выводы:

  1. Нами была выдвинута гипотеза, что дети могут получать перелом костей по причине беспечности, несоблюдению правил техники безопасности. Наша гипотеза подтвердилась частично.

  2. Кроме несоблюдения правил ТБ существуют и другие факторы, влияющие на степень прочности костей: недостаточное количество минеральных веществ в организме, малоподвижный образ жизни.

  3. Вместе с одноклассниками мы создали памятку о способах профилактики переломов костей для учащихся 1-4 классов нашей школы.

В дальнейшем я бы хотел продолжить изучение вопросов укрепления здоровья человека.

Список литературы.

1. Общая хирургия: учебник для мед. вузов / под ред. П. Н. Зубарева, М. И. Лыткина, М. В. Епифанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: СпецЛит, 2004.– 492с.

2. Котельников, Г.П. Травматология: учебник для пред- и постдипломной подготовки и студентов старших курсов / Г.П. Котельников, А.Ф. Краснов, В.Ф. Мирошниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Самара: Самар. Дом печати, 2001.

3. Щеплягина Л.А., Моисеева Т.Ю., Коваленко Т.В. и др. Остеопения у детей: диагностика, профилактика и коррекция. 2005 г.

4. www.krasotaimedicina.ru/

5.www.smdoctor.ru/

Приложение 1. Первая помощь при переломе.

Приложение 2. Рентгеновский снимок. Ограничение способности передвигаться.

Приложение 3. Памятка о профилактике переломов.

Просмотров работы: 14