Введение
Актуальность темы. Подосиновики - одни из самых популярных и вкусных грибов, которые можно найти в лесу. Однако не у каждого есть возможность отправиться на «тихую охоту». Поэтому выращивание подосиновиков в домашних условиях представляет большой интерес для многих людей. Это позволяет получить свежие грибы прямо у себя дома, независимо от сезона и погодных условий.
В прошлом году я работала над проектом «Выращивание лесных грибов в домашних условиях». Теперь я хочу исследовать, можно ли вырастить подосиновики двумя способами: из покупного мицелия в горшке и с помощью посадки грибницы. Я сравню эти методы и определю, какой из них наиболее эффективен.
Цель проекта: изучить особенности домашнего выращивания подосиновиков и разработать практические рекомендации для успешного разведения этих грибов в условиях, приближенных к лесным.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу на тему проекта;
Составить анкету и провести опрос среди школьников;
Провести эксперимент по выращиванию подосиновика двумя способами.
Разработать практические рекомендации по домашнему выращиванию подосиновиков с учётом полученных данных.
Объект: грибы подосиновики.
Предмет: выращивание гриба подосиновика в домашних условиях.
Гипотеза: я полагаю, что за 14 дней можно вырастить гриб подосиновик из покупных мицелий в цветочном горшке. Для проверки этой гипотезы будут использованы различные методы исследования, такие как анализ научной литературы, изучение опыта других грибоводов, проведение экспериментов и наблюдений.
Практическая значимость: подосиновики являются ценным источником питательных веществ и полезных микроэлементов. Их выращивание в домашних условиях может стать увлекательным хобби, которое принесёт пользу здоровью и разнообразит рацион питания. Изучение особенностей разведения подосиновиков позволит создать благоприятные условия для их роста и получить богатый урожай грибов прямо у себя дома.
I Теоретическая часть
1.1 Гриб подосиновик и его виды
Согласно литературе подосиновик – один из наиболее распространённых и востребованных съедобных грибов. Он известен привлекательным внешним видом, крупными размерами, высокой пищевой ценностью и хорошими вкусовыми качествами.
Оказывается, подосиновиком называют не один конкретный гриб, а несколько разновидностей, принадлежащих единому роду. Поэтому разные подосиновики могут заметно отличаться внешне — по окрасу, размерам, оттенкам ножки и вкусовым качествам [3].
Можно выделить несколько общих признаков, характерных для подосиновиков любого вида:
Шляпка у подосиновиков, или лекцинумов, в молодом возрасте заметно выпуклая, а во взрослом распрямляется, но остается подушкообразной и плотной. Диаметр может отличаться, но в среднем составляет около 15 см.
Снизу шляпка грибов покрыта маленькими порами-трубочками бежевого, желтоватого или красноватого оттенка.
Ножка у подосиновика крепкая, обычно с утолщением в нижней части, до 10-15 см высотой. Иногда ножка волокнистая, иногда может быть покрыта мелкими чешуйками, похожими на чешуйки подберезовика.
Кожица на поверхности шляпки подосиновика обычно гладкая или немного бархатистая, не скользкая и не липкая, как у многих других грибов.
Отличительный признак, заметный на фото и описании подосиновика при срезе, — быстрое потемнение мякоти до синего, фиолетового или почти чёрного оттенка.
По мнению многих авторов у подосиновика существует множество разновидностей, но есть те, которые встречаются чаще всего или их предпочитают грибники. Чтобы не перепутать подосиновичные виды с другими, нужно знать их названия и характеристики [2]:
Красный. Гриб вполне съедобный, растёт под деревьями лиственного типа. Максимальный диаметр шляпки 10 см, ножка 10-15 см. Цвет – красно-бурый, а чешуйчатый слой белесо-серый.
Белый. Главный отличительный признак – белый цвет шляпки, которая в диаметре может достигать до 22-25 см. В зрелом возрасте гриб приобретает серо-коричневый окрас, поэтому его легко спутать с другими разновидностями грибов.
Обабок дубовый – очень похож на подберёзовик, растёт только в дубовой роще и затемнённых участках. Цвет шляпки – кофейно-коричневый, ножка оранжевая с буро-красноватыми чешуйками. Высота – 15 см, диаметр шляпки 5-15 см.
Окрашенноногий - растет в лиственных и хвойных посадках, шляпка имеет розовый оттенок и плоскую форму, на ножках присутствуют красные чешуйки. Диаметр шляпки – около 14-15 см, высота ножки достигает 12 см.
Жёлто-бурый. Высота ножки достигает до 25 см, диаметром шляпки 12-15 см. Окрас бывает разным – оранжево-песочным или жёлто-бурым. Ножки всегда серые, но зернистые чешуйки чёрно-коричневые. Растёт не только под осинами и берёзам, но и под елями и соснами.
Сосновый. Отличается необычным цветом – шляпка тёмная малиновая, ножка буроватая. Максимальный диаметр шляпки и высота ножки – 14-15 см. Предпочитаемые места – толокнянки, ельники и сосновые боры.
Еловый - отличается шляпкой каштанового оттенка и светло-коричневой ножкой цилиндрической формы. Растет в смешанных пролесках или еловых незагущенных лесах. В среднем шляпка диаметром всего 3 см, а ножка в высоту 6-10 см.
Чёрночешуйчатый. Шляпка обладает оранжевым или тёмно-красным оттенком, ножки рыжеватые, так как густо усеяны чешуйками. Диаметр шляпки и высота ножки варьируются от 5 до 12 см. Предпочитает расти в лесах, где присутствуют осины [1].
1.2 Где растёт подосиновик
Учёные установили, что истинные подосиновики не имеют узко избранного типа партнёра-микориза, поэтому симбиоз происходит с большинством видов деревьев. Исключением являются только ели, сосны и прочие хвойные породы – под ними подосиновик не найти.
Гриб чаще всего встречается под такими деревьями как: осина, бук, дуб, граб, тополь, ива или берёза.
Подосиновики растут как в конкретных рощах, так и в смешанных лесах. На территории России с подосиновиками чаще всего грибники встречаются в Северо-Западной части, Европейской, Западно-Сибирской, на Урале, Кавказе, Дальнем Востоке [4].
места – вдоль тропинок в лесу, под деревьями, чаще молодыми;
субстрат – трава, опавшие листья;
период – июнь-октябрь.
1.3 Полезные свойства подосиновика
Подосиновик отличается многочисленными лечебными свойствами. Повышает иммунитет, стимулирует работоспособность щитовидной железы, обладает ранозаживляющим эффектом. Также гриб оказывает положительное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы. Подосиновики в сушеном виде очищают кровеносные сосуды, тем самым снижают уровень холестерина.
В состав подосиновиков входит большое количество витаминов. По содержанию витамина В эти грибы можно сравнить со злаками, а количество витамина РР такое же, как и в говяжьей печени. Также в них есть витамины А и С.
Из минералов в подосиновике много калия, магния, фосфора, кальция, а также натрия и железа. Регулярное употребление в пищу подосиновика способствует выведению из организма токсинов и шлаков, а бульон из этих грибов поможет восстановить иммунитет после вирусных заболеваний.
В результате своего исследования я узнала, что подосиновик — один из самых распространённых съедобных грибов, который пользуется большой популярностью среди грибников. Даже начинающие любители «тихой охоты» легко узнают его в лесу по шляпкам разных оттенков красного или ярко-оранжевого цвета.
Думаю, своё название этот гриб получил из-за того, что растёт там, где есть осины. А в народе его называют красноголовик, красник или красныш из-за характерного красноватого оттенка шляпки.
Кроме того, я выяснила, что подосиновики очень полезны для организма: они повышают иммунитет и положительно влияют на нервную систему.
II Практическая часть
2.1 Анкетирование среди школьников
Я разработала анкету и провела опрос среди учащихся четвёртых классов. В нём приняли участие 43 человека.
Цель опроса — узнать, насколько хорошо школьники информированы о сборе грибов и правилах безопасности, а также выявить уровень знаний о том, как отличать съедобные грибы от ядовитых. Сначала я решила узнать, собирают ли грибы семьи моих одноклассников. Результаты опроса представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Собирает ли ваша семья грибы?
Как видно из результатов большая часть (72%) опрошенных собирает грибы, в то время как остальные 28 % семей не занимаются этим видом деятельности. Это может свидетельствовать о том, что сбор грибов является популярным хобби среди семей учащихся четвёртых классов. Далее я выяснила, знают ли школьники, как отличить съедобные грибы от несъедобных. Результаты этого опроса представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 — Знаешь ли ты, по каким признакам можно отличить съедобные грибы от несъедобных?
Опрос показал, что 63% школьников не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных, и только 37% знакомы с основными признаками. Мне стало интересно, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке. Я также решила спросить об этом ребят, результаты представлены на рисунке 2.3.
Из этого следует, что большинство опрошенных не знакомо с правилами сбора грибов, поэтому важно проводить просветительскую работу среди школьников. А также стоит отметить, что многие школьники не имеют представления о выращивании лесных грибов в домашних условиях.
Рисунок 2.3 - Как ты думаешь, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке?
81% опрошенных считает, что лесные грибы невозможно вырастить в цветочном горшке, в то время как 19% полагают, что это возможно.
Рисунок 2.4 - Хотел бы ты узнать больше о грибах?
Как можно заметить, почти все мои одноклассники хотят больше узнать о лесных грибах. Для них я подготовила презентацию с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.
Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что большинство школьников интересуется темой грибов. При этом многие из них не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных и сомневаются в возможности выращивания лесных грибов в домашних условиях. Это подчёркивает важность подготовленной презентации с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.
2.2Выращивание грибов в домашних условиях
Следующим этапом я решила провести эксперимент в домашних условиях и вырастить грибы двумя способами, а затем сравнить результаты.
В первом случае я буду использовать покупной мицелий подосиновиков. Во втором — попробую вырастить грибы в цветочном горшке из самой грибницы, которую мы выкопали в лесу.
Цель эксперимента — сравнить эффективность двух методов выращивания грибов: с использованием покупного мицелия и с применением грибницы, выкопанной в лесу.
Срок эксперимента: 14 дней.
Для эксперимента мне потребовались:
два цветочных горшка;
речной песок;
лесной грунт;
вода;
мицелий грибов подосиновика;
грибница подосиновика.
Ход работы:
Первым делом я купила мицелий подосиновика на известном маркетплейсе. Внимательно изучила описание товара и отзывы других покупателей.
Пока доставляли мицелий, мы с мамой пошли в лес, нашли грибницу и вырезали её из почвы.
Затем я приступила к подготовке субстрата: смешала в равных частях речной песок и лесной грунт, чтобы создать оптимальные условия для роста грибов. После этого я выбрала два подходящих по размеру цветочных горшка.
После этого сделала в горшке №1 небольшие углубления и поместила туда мицелий, стараясь распределять его равномерно для обеспечения хорошего роста грибов.
В горшок №2 я посадила грибницу, немного присыпала её землёй, добавила листву, обложила мхом и полила водой.
Оба образца засыпала подготовленным субстратом, аккуратно разровняла землю и снова полила. Теперь мне оставалось только ждать и ухаживать за посадкой, поддерживая оптимальную влажность и температуру.
Я оставила горшки под деревом, где было достаточно света, но не прямых солнечных лучей. Регулярно проверяла влажность субстрата и при необходимости поливала его.
Результаты эксперимента:
Через 5 дней после посадки грибницы появились три маленьких грибочка подосиновика. В горшке с мицелием первый маленький гриб появился только через 8 дней (фотоотчёт представлен на рисунке 2.5). Эксперимент продолжается.
|
Образец №1 - Горшок с грибницей |
Образец №2 - Горшок с мицелиями |
Рисунок 2.5 - Грибы на 5-ый и 8-ой дни после посадки
Через 10 дней после посадки в образце №1 с грибницей грибы активно росли, но один из них стал немного больше остальных, а также я заметила, что у одного маленького гриба шляпка чуть темнее, чем у других.
В образце №2 с мицелием также наблюдался активный рост, однако хорошо была видна только коричневая «шляпка». Важно отметить, что вырос всего один гриб. Фотоотчёты за десятый день эксперимента представлены на рисунке 2.6. Продолжаю наблюдение.
|
Образец №1 - Горшок с грибницей |
Образец №2 - Горшок с мицелиями |
Рисунок 2.6 - Грибы на 10-ый день после посадки
В образце №1 с грибницей на двенадцатый день один из грибов сгнил, второй начал темнеть, а третий значительно вырос. В образце №2 рост продолжается.
На четырнадцатый день в образце с грибницей остался один большой гриб, остальные сгнили. Диаметр его шляпки составил 8 см. Образец №2 также продолжает расти, но значительно медленнее, чем образец №1. Диаметр шляпки образца №2 — 4,5 см. Подробный фотоотчёт представлен на рисунке 2.7 и рисунке 2.8.
|
Образец №1 - Горшок с грибницей |
Образец №2 - Горшок с мицелиями |
Рисунок 2.7 - Грибы на 14-ый день после посадки
Результаты эксперимента показали, что образец с грибницей демонстрирует более активный рост грибов по сравнению с образцом, где использовался мицелий. Однако оба метода позволяют вырастить грибы в домашних условиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование грибницы в качестве исходного материала для выращивания грибов является более эффективным способом, который позволяет получить более быстрый и качественный результат. В то же время применение мицелия также может быть успешным, хотя и требует больше времени для получения урожая.
В целом, результаты эксперимента подтверждают возможность выращивания грибов в домашних условиях с использованием различных методов. Это открывает перспективы для дальнейшего изучения и разработки оптимальных способов культивирования грибов, которые могут быть полезны как для научных исследований, так и для практического применения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Заключение
В теоретической части исследования я изучила информацию о подосиновиках — популярных съедобных грибах, которые легко узнать по характерным красным или ярко-оранжевым шляпкам. Эти грибы получили своё название из-за того, что они часто растут под осинами. В народе их также называют красноголовиками, красниками или краснышами.
В практической части работы я провела опрос среди школьников и выяснила, что большинство школьников интересуется темой грибов. При этом многие из них не знают, как отличить съедобные грибы от несъедобных и сомневаются в возможности выращивания лесных грибов в домашних условиях. Это подчёркивает важность подготовленной презентации с интересными фактами о наиболее распространённых съедобных видах в наших краях.
Результаты опроса также указывают на необходимость проведения просветительской работы среди школьников, чтобы повысить их осведомлённость о правилах сбора грибов и особенностях их выращивания.
Далее я провела эксперимент в домашних условиях и вырастила грибы двумя способами, а затем сравнила результаты. В первом случае я использовала покупной мицелий подосиновиков. Во втором — вырастила грибы в цветочном горшке из самой грибницы, которую мы выкопали в лесу.
Результаты эксперимента показали, что образец с грибницей растёт более активно по сравнению с образцом, где использовался мицелий. Однако оба метода позволяют вырастить грибы дома. Это говорит о том, что применение грибницы в качестве исходного материала для выращивания грибов может быть более эффективным способом, который позволяет получить результат быстрее и с лучшим качеством. В то же время использование мицелия также может принести успех, хотя и требует больше времени для получения урожая.
Таким образом, проведённое исследование подтверждает возможность выращивания грибов в домашних условиях с помощью разных методов. Эксперимент позволил сравнить эффективность этих способов и сделать выводы об их особенностях. Результаты работы могут быть полезны как для дальнейшего изучения и разработки оптимальных методов культивирования грибов, так и для практического применения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
В результате данной исследовательской работы я достигла цели, реализовала все поставленные задачи и подтвердила свою гипотезу. На мой взгляд, моя исследовательская работа получилась очень интересной и познавательной.
Список использованной литературы
Гриб подосиновик: описание, польза, разновидности © Ферма.expert // Ферма.expert URL: https://ferma.expert/griby/podosinovik/opisanie-i-raznovidnosti (дата обращения: 07.11.2024).
Как выглядит и как готовить подосиновик // Сайт Gribnik.info URL: https://gribnik.info/kak-vyglyadit-i-kak-gotovit-podosinovik (дата обращения: 07.11.2024).
Подосиновик: фото и описание, интересные факты // Земледелие онлайн — электронный журнал для садоводов, фермеров и огородников URL: ёhttps://proogorod.com/dacha/griby/podosinoviki/podosinovik-foto-i-opisanie-interesnye-fakty (дата обращения: 07.11.2024).
ПОДОСИНОВИКИ: ВИДЕО СБОРА ГРИБОВ, ГДЕ И КОГДА СОБИРАТЬ // Портале fermilon.ru URL: https://fermilon.ru/sad-i-ogorod/griby/podosinoviki-video-sbora-gribov-gde-i-kogda-sobirat.html (дата обращения: 07.11.2024).
П
риложение
Строение подосиновика
Анкета
1. В вашей семье собирают грибы?
Да
Нет
2. Знаешь ли ты, по каким признакам можно отличить съедобные грибы от несъедобных?
Да
Нет
3. Как ты думаешь, можно ли вырастить лесные грибы в цветочном горшке?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Хотел бы ты узнать больше о грибах?
Да
Нет
Спасибо за участие!