Введение
Цвета, окружающие человека с самого рождения, оказывают влияние на его организм, нервную систему, психику. Не стоит забывать, что отношение к цвету определяется и культурно-историческими традициями и обычаями. Результаты психофизиологических и психологических исследований подтверждают объективный характер цветового воздействия на человека.
Цвет - это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. Люди мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и эмоциональное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день. Все живое возникло и растет под солнцем. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на человека по-разному [1].
Цель работы: выяснить с помощью цветового теста Люшера психологическое и эмоциональное состояние человека.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить методику теста М. Люшера
3. Проделать эксперимент по тесту М. Люшера на психологическое и эмоциональное состояние школьников.
4. Сделать вывод и дать рекомендации.
Объект исследования - учащиеся 10 класса Пушкинской школы
Предмет исследования - уровень эмоционального и психологического состояния школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что в разные периоды школьники испытывать как положительные так и отрицательные эмоции.
Часть 1. Теоретическая часть
1.1 Открытие цвета
Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену .
Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные. [1]
1.2 История открытия цветового теста М.Люшера
Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге (Приложение 1) начиная с желтого и заканчивая красным. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим. [2]
Ахроматические и хроматические цвета.
Всё цветовое многообразие можно разделить на две большие группы. Цвета бывают ахроматические и хроматические.
К ахроматическим цветам относят белый, чёрный и серые тона. Ахроматичность объектов обусловлена более или менее равномерным, одинаковым отражением ими излучений всех длин волн в пределах видимого спектра. Цвет ахроматичных поверхностей, отражающих максимум света, называется белым. Все остальные цвета и оттенки, встречающиеся в природе, являются хроматическими. [2]
Цветовой тест Люшера – это проективная методика, которая используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Цветовой тест способен выявить уровень стрессоустойчивости, коммуникативные способности, психофизиологическое состояние, наличие и причины стресса.
Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.
Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние. [4]
Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно. [5].
Макс Люшер до конца жизни совершенствовал метод, меняя оттенки цветов и добавляя новые элементы. Так, в 1980-х в тесте появились геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, звезда. Например, выбор квадрата указывал на консервативность, а треугольника — на стремление к власти. Такая комбинация цветов и фигур позволяет оценить не только чувства, но и действия человека. «Цвет показывает, что человек чувствует, а фигура ― как он действует», — пояснял Люшер. [6].
1.3 Что такое цветовой тест М.Люшера
Цветовой тест Люшера создан швейцарским психотерапевтом Максом Люшером в 1947 году. Люшер писал диссертацию по психологии, клинической психиатрии и философии и разработал теорию, связывающую цветовые предпочтения с личностью. Из этой диссертации впоследствии родилась цветовая диагностика Люшера (цветовой тест Люшера).[7]
В современном мире как никогда важно понимать людей, с которым вы работаете и то, как вы вписываетесь в коллектив. Разные личности могут быть гораздо более приспособлены к определенным должностям, чем другие. Некоторые работодатели проводят личностные тесты для соискателей, чтобы посмотреть, вписываются ли они в компанию и коллектив и отвечают ли ее конкретным требованиям.
Реализация инклюзивности и разнообразия требует знания того, как помочь разным личностям эффективно работать вместе или понять, почему они этого не делают. Более того, этот уникальный цветовой тест может дать представление о вашей собственной природе.
Часть 2. Практическая часть
2.1 Методика «Цветового теста М. Люшера»
Экспериментатор предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальнаяхарактеристикаребенкаидаютсярекомендациипоспособам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.
Тестсостоитиз8карточекразныхцветов,обозначенныхцифрами:серый–0, темно-синий–1,зеленый–2,оранжево-красный–3,желтый–4,фиолетовый
–5,коричневый–6,черный–7.
Цветовые карточки предъявляются на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Цветовые карточки теста Люшера раскладываются на белом листе бумаги. Учащийся показывает пальцем ответы на вопросы, которые психолог ему задает.
Инструкция: «Выбери из всех этих цветов тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее других. (Выбранную цветовую карточку следует убрать, а ее номер записать.) и т.д»
Далеепредлагайтеребенкуделатьаналогичныйвыборизостающихсяцветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цветов записывайте в ответном бланке.
На основании сделанного ребенком последовательного выбора цветовых предпочтений рассчитываются показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).
Порядок выбора цветов 34251607, соответствующий аутогенной норме – индикатору психологического благополучия –был предложен Вальнеффом. Чтобыполучитьсуммарноеотклонение(СО)отаутогеннойнормы,нужно:1) для каждого из 8 цветов вычислить разницу между его номером в реальном ряду предпочтений ребенка и номером в нормативном, «идеальном» ряду, 2) суммировать эти разности (их абсолютные величины, без учета знака). Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета СО для сделанного ребенком последовательного выбора 52371064
|
цвет |
красный |
желтый |
зеленый |
фиолетовый |
синий |
коричневый |
черный |
серый |
|
место цвета в аутогенной норме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
место цвета в выборе ребенка |
3 |
8 |
2 |
1 |
5 |
7 |
4 |
6 |
|
разность |
2 |
6 |
1 |
3 |
0 |
1 |
3 |
2 |
СО=2+6+1+3+0+1+1+4=18
КаждыйизполученныхпоказателейСОможетбытьотнесенкоднойиз3зон и соответствующим образом проинтерпретирован:[9]
У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причиныкоторыхнеобходимовыяснить.Плохоенастроениесвидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
Необходимопонятьпричинывыявленногоуребенкасостоянияив соответствии с этим планировать оказание помощи.
Зона3(10≤СО≤18).Эмоциональноесостояниевнорме. Ребенокможети радоваться,ипечалиться,поводовдлябеспокойстванет,адаптацияпротекает в целом нормально.
Зона4(0≤СО≤8).Преобладаниеположительныхэмоций.Ребеноквесел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
Вегетативныйкоэффициент(ВК)характеризуетэнергетическийбаланс организма: способность к энерготратам или установку на сбережение энергии. В «психологической характерно тике» он обозначается как
«физиологическаяэнергия».
РасчетВпроизводитсяпоформуле,предложеннойК.Шипошем:
18–местокрасного–местожелтого ВК=
18– место синего– место зеленого
Дляприведенноговышевыбора,сделанногоребенком,расчетпроизводится следующим образом:
1 8 – 3 – 8 =7
ВК = =0,64
18 -5 -2 =11
Значение ВК изменяется от 0,2 до 5 баллов. Полученное значение сравниваетсясданныминормативныхтаблициинтерпретируется следующим образом:
2 зона (0-0,05). Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточностиипр.).Общаяослабленностьорганизмаобычнопроявляется в его низкой сопротивляемость инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
4зона(0,92-1,99).Оптимальнаяработоспособность.Ребенокотличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам.
Нагрузкисоответствуютеговозможностям.Образжизниребенкапозволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
5зона(2-5).Перевозбуждение.Чащевсегоявляетсярезультатомработы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.[9]
2.2 Результаты эксперимента
Первые два выбранных цвета отражают осознаваемые цели и стремления человека;
Третий и четвертый — истинное состояние психики;
Пятый и шестой — нейтральные зоны, не вызывающие сильных реакций;
Седьмой и восьмой — подавляемые аспекты личности.
При этом специалисты отмечают, что интерпретация всегда должна учитывать конкретную последовательность выбора и сочетание цветов. Один и тот же цвет в разных позициях может иметь различное значение.
С целью изучения эмоционального состояния с учащимися 10 класса был проведён тест Люшера. Период май, август, сентябрь.
Анализ результатов тестирования показал, что у двух подростков были выявлены признаки тревожности. В соответствии с полученными данными тестирования были подобраны и проведены упражнения по саморегуляции эмоционального состояния подростков (Приложение 3) и составлены рекомендации по снижению тревожности подростков (Приложение 3).
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Тест Люшера основан на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех людей является одинаковым. Однако это допущение не всегда соответствует действительности. Могут существовать межиндивидуальные различия в цветовых ассоциациях. Цвет, который для одного человека выражает потребность в успехе, для другого может быть символом потребности в разрушении, а для третьего может быть связан с теплом и покоем. Да, статистически взаимосвязь между цветом и потребностью существует, однако, в каждом конкретном случае такая связь может и не совпадать с общепопуляционной нормой. Да и само понятие общепопуляционной нормы недостаточно определено. Не исключено, например, существование межкультурных различий в цветовой символике человеческих потребностей. А если так, то результаты диагностики потребностей, мотивации и эмоционального состояния любого конкретного человека нуждаются в проверке. При использовании теста Люшера в индивидуальной консультации такая проверка не составляет труда.
Исследовательские задачи поставленные в работе решены. Цель достигнута, так как опыты показывают, что через 1-2 месяца школьники раскладывают карточки совершенно иначе - это свидетельствует о том, что тест больше направлен на диагностику эмоционального состояния, которое переменчиво, а не на диагностику долговременных черт личности. Эмоциональное состояние школьника может существенно меняться в зависимости от ситуации. Однако если мы используем Люшера для тестирования одного человека многократно в течение достаточно продолжительного времени, то мы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к ситуации особенностей. Кроме того, мы можем выяснить, что люди существенно различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний. Тем самым гипотеза поставленная в работе подтверждена..
Литература
1. Агостон . Ж «Теория цвета и её применение в дизайне» М. Мир1982 г.
2. Б.А.Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.-М.: Изд. «Харвест»,2000. Серия «Библиотека практической психологии»).
4. Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
5.Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. - М.: Изд. «Питер», 1998.
6. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. -М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998.
7. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка.-М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.
8. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
9. РуководствопоиспользованиювосьмицветовоготестаЛюшера /Сост.О.Ф.Дубровская.—М.:«Когито-Центр»,2008.(Психологический нструментарий)
10. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
11. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.-М.: Изд.
«Питер», 1995.
Приложение 1.
Рис.1
Рис.2
Приложение3
Рекомендации по снижению тревожности подростков
1. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству,
взаимопомощи.
2. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за
правило делать утреннюю зарядку, не увлекаться гаджетами, научитесь
говорить «нет» или наоборот помогать.
3. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
4. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам
из конфликтов.
5. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
6. Никогда не замыкайтесь в себе.
7. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».
8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку [9].
Упражнения по саморегуляции эмоционального состояния подростков.
Занятие на тему: «Твой выбор»
Цель: отреагирование негативных эмоций, создание условий для того, чтобы подросток почувствовал себя интересным, нужным, достойным; укрепление эмоционального ресурса.
Содержание
Индейская притча о двух волках. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
В каждом из нас живут два волка, два тигра, два дракона или кого-то еще и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, между ненавистью и любовью, между пустотой и творчеством. Важно вам самим совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и «растить» эту сторону в себе.
Упражнение «Ладошка»
Цель: повышение уверенности в своих силах, сплочение группы
Подростки обводят руку и пишут свои пожелания сверстникам. Можно обвести две руки, если хочется написать больше пожеланий. Если сложно придумать пожелания, то можно предложить ребятам писать пожелания левой рукой.