Введение
С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя;
словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь,
союзное звено между телом и духом.
Владимир Даль [1]
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые ещё тайны и загадки, свою историю. Изучением лексики занимается раздел языкознания —лексикология. Лексикология (греч. lexikos «словесный, словарный» и logos «понятие, учение») – раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. В лексикологии рассматривается прежде всего значение. Под лексическим значением слова следует понимать соотношение и связь звукового комплекса с обозначенным им предметом, явлением, процессом, качеством. [2, с.96].Бранная лексика составляет одно из самых ярких и многозначных явлений в русском языке, интересующих как учёных-лингвистов, так и просто носителей языка. К этому пласту лексики, согласно словарям, относят грубейшие, вульгарные бранные выражения, выступающие в качестве спонтанной реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию и употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали. Используя грубые слова в речи, мы передаём не только смысл предложения, но и нашу эмоциональную реакцию в ответ на какую-то ситуацию. Обсценной лексикой, например, люди зачастую пользуются именно в экстремальных ситуациях. Безусловно, если привычка сквернословить прочно вошла в ежедневную речь человека, если вся его речь состоит из слов-паразитов, это указывает окружающим на его бескультурье, низкий словарный запас, неспособность подать себя
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что многие не задумываются, произнося непристойные слова и выражения. В подростковом возрасте проблема подобной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка бранные слова — это символ взрослости. проявление независимости. С изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни.
Объект исследования: речь героев в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Предмет исследования: бранная лексика.
Цель работы: выделить бранные слова из повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
1.Изучить теоретические положения лингвистических исследований о бранной лексике с негативным значением;
2. Выделить ненормативные лексические единицы, которые есть в речи персонажей текста повести, оформить альбом такой лексики;
3.Провести анкетирование среди учеников по данной проблеме;
4.Составить буклет на тему: «Душа словами добрыми жива – не говорите мёртвые слова!»;
5. Предложить альтернативные пути борьбы с бранной лексикой.
Гипотеза: браннаялексика отражает манеру общения героев в данном тексте.
Теоретическая значимость исследования: анализ бранной лексики позволяет расширить представления о нормах современного русского литературного языка, осуществляя коммуникацию во всех сферах жизни.
Практическая значимость исследования: каждое произнесенное нами слово имеет созидательную или разрушительную силу. Бранная лексика — это первый шаг к растлению, а отсюда и к более тяжким преступлениям. Сквернословить не просто «нехорошо», сквернословить губительно в полном смысле этого слова. Чтобы успешно выполнить в 10 классе ВПР по русскому языку, нужно иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики; комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры; иметь представление о языковой норме, ее видах.
Полученный материал исследования поможет обучающимся быть внимательными к произнесённым словам. Не нужно искать виновников разрушения духовной нашей нации где-то на стороне: ведь это мы сами, отвергнув православный образ жизни, дали над собой власть бесовским силам, сея плевелы зла в сердца подростков.
Новизна: впервые исследована бранная лексика из текста повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Этапы исследования: постановка цели и задач- сентябрь 2024г.;обзор литературы - октябрь 2024г.; проведение исследования- ноябрь 2024 г.;статистическая обработка результатов- декабрь 2024 г. - март 2025г.; написание работы- январь – апрель 2025 г.
Основная часть
Глава 1. Теоретические основы исследования
Обзор литературы по теме «Бранная лексика»
Важность разделов «Лексика» требует поиска особых форм, приемов, методов работы. Поэтому целесообразно систематическое знакомство с основными понятиями этих разделов с использованием текста художественной литературы всегда вызывает у детей живой отклик. «Слово в художественном произведении обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, оно двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно» - писал акад. В.В. Виноградов. [3, с.125]. Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному слову. В словаре В. Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, что мерзит плотски и духовно» [1, c. 68]. Корнем слова выступает «скверна», т.е. что-то гнусное и отвратительное как с духовной точки зрения, так и с материальной. Бранная лексика рассматривается исследователями в следующих аспектах: это форма дезадаптации, как одно из асоциальных проявлений, например, О. В. Глуздова [5], А. Р. Гузаева [6]. Они отмечали, что отклоняющееся поведение обнаруживается в действиях с целью нанесения вреда коммуникативной позиции и самооценке другого лица. Другая группа учёных определили ненормативную лексику как средство выражения отрицательной переживаемой эмоции непосредственно в момент речи, например, С. В. Виноградов [3], О. Ю. Тимонина [7] и др. Эти учёные сходятся с мнением о разрушительном воздействии таких слов на душевное и телесное здоровье человека. С точки зрения религиозного мировоззрения, бранная лексика — это грех, повреждение души, свидетельствующее об отходе человека от Бога. Известный врач Леонид Китаев-Смык много лет занимался проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. И он заметил, что мат снимает стресс у тех, кто использует нецензурные выражения. Если же ситуация не стрессовая, то регулярное использование бранной лексики может указывать на скрытые проблемы со здоровьем или начало их развития. [8, c.180]. Итак, бранная лексика — это лексика, не соответствующая нормам русского языка. Она включает в себя следующие виды слов и выражений : варваризмы — слова, заимствованные из чужого языка, но изменённые в соответствии с нормами своего; жаргон и сленг — отличающаяся от общепринятой лексика групп людей, объединённых по социальному (жаргон) или возрастному и профессиональному (сленг) признаку; обсценную лексику — это нецензурная брань, в том числе мат, ругательства, вульгарные и грубые слова и выражения.
«Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова относится к тем немногим словарям, которые разъясняют, что они понимают под бранной (и другой подобной) лексикой. Помета бранно используется в этом словаре для слов, «употребляемых с целью обидеть адресата, оскорбить его» [9, с.16]. Она соотносится с пометой грубо, которая толкуется очень схожим образом: «для слов, содержащих неадекватную грубую, часто оскорбительную оценку»
История возникновения бранной лексики
В Древней Руси с негативным значением была своеобразным заклинанием против нечистой силы. Такие слова являлись языком общения с демонами зла. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание. При Петре Первом грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. После революции бранная лексика вошла в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой её подхватила интеллигенция. В детском возрасте употребление бранных слов было бессознательное. В подростковом возрасте в глазах подростка бранная лексика– это проявление независимости. Старшеклассники стараются такими словами вывести из себя родителей. К сожалению, лексика с негативным значением влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать подобные слова. [10, с.116]
Таким образом, при помощи словесных мыслеобразов человек создает или, напротив, разрушает свой наследственный аппарат. Ненормативную лексику употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение.
1.3 Допускается ли бранная лексика в литературе?
Резкие выражения употребляет Скотинин в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в драме А. Н. Островского «Гроза» Кабаниха позволяет себе грубые выражения, а Дикой — образец сквернословия и самодурства. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором описывается сквернословящая толпа на улицах Петербурга. Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина (1773–1845) — бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова, которая безмерно любила Михаила, не жалея на его воспитание и образование денег. Примечательна речь бабушки, манера общения из рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Она хоть и ругает своего внука, используя огромное количество диалектных, просторечных слов и выражений, но ненормативная лексика отсутствует: «Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печёнки, не говорила: „Не студися, не студися!“ Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словом возьмёт? Загибат теперь! Мольчи лучше! Мольчи!» [11, с.256]
Детство должно быть счастливым, но порой оно бывает трагичным. Об этом рассказывает повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Нина Антоновна, бабушка главного героя, при всём своём огромном интеллектуальном потенциале, тяге к прекрасному позволила проявиться лишь дурному. Она всю жизнь страдала сама, обрекая родных ей людей на страдание, которое закончилось её смертью.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Бранная лексика в тексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»
В автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» [12] перед читателями предстаёт мир человеческих отношений глазами семилетнего мальчика. Образ бабушки, безусловно, является центральным в повести П. Санаева. На протяжении всего текста она произносит большое количество разговорных элементов. В зависимости от тематики разговорных слов, мы условно разделили на следующие группы: 1. Ненормативная лексика в тексте повести (штампы, просторечные, грубые слова, слова- паразиты; слова, семантика которых проявлялась лишь в контексте); 2. Фразеологизмы (анализ данных оборотов — это продолжение исследования).
Бранная лексика в тексте повести
В речи Нины Антоновны очень много штампов: неблагодарное дерьмо; проклятая сволочь; ты смердишь уже; никто не гниёт так, как ты. В каждой главе у неё любимые проклятия тоже являются штампами: «Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый! Будь ты проклят! Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохла печень, почки, мозг, сердце!» [12]. Сразу бросается в глаза при чтении обилие просторечных и грубых слов в речи героини: «вонючая, смердячая сволочь; шиш с маслом; такой шахер-махер кругом; коленом под зад; мать придёт, кипятком пред ней ссышь; все надежды мои псу под хвост». Своего мужа Нина Антоновна называла поц или гицель проклятый. Слово «гицель» в словаре иностранных слов под редакцией Чудинова А.Н. – это полицейский служитель в городах, который обязан делать облавы на бродячих собак. В словаре Даля В. И. имеет помету южно-западное – живодёр. Слово «поц» — «дурак», «мерзавец». Штампами стали её любимые проклятия: «чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил! Будь ты проклят! Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохла печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!» [12] Сволочь и идиот- эти слова- паразиты чаще других сквернословий произносит бабушка. В данном в тексте чаще употребляются имена существительные и глаголы, например, урод, дурак, спереть, талдычить, котик, ерунду городишь, бабуля, распихивать, таскаться. В слове урод добавила суффиксы -к- и -яг-: «Я тебе не говорила, что ты уродка! Не будешь есть, будешь уродяга». Эти два слова появились в лексике бабушки в разное время, но образованы одинаково: она не имеет хорошего образования, имеет ограниченный кругозор, не очень стремится разнообразить свою речь, окультурить её. Конечно, она говорила так для того, чтобы показать дочери, как плохо быть худой, что это некрасиво, а ей обязательно надо быть красивой, и это возможно. Но добивалась обратного эффекта: дочь выросла с комплексом неполноценности потому, что отрицательные качества подчёркивались очень эмоционально. В тексте встречаются слова на грани грубых просторечий и обсценной лексики, например, дерьмо. Или ярко стилистически окрашены как резко негативно, так и крайне положительно: потаскуха, старая, кутенька, курва, психопатка, чумища, бабонька, гицель, садист, осёл, котик, карлик-кровопийца, чумочка. Глаголы, обозначающие действие, несущие значение презрительного отношения к нему: пихнуть, корчиться, городить, ткнуть, жрать, сдохнуть, хапать. Слова для субъективной передачи действительности: рожа, дурацкий, смертельная зависть, внезапно свалившееся счастье. Экспрессивная окраска следующих слов варьируется от негативной до оскорбительной: трепло, алкаш, осел, умишко.
Как же бабушка общается с окружающими? –Всего доброго, Зинаида Васильевна, – улыбалась она на прощание знакомой. – Здоровья вам побольше. Главное – здоровье, остальное приложится. Ванечке привет. На каком он курсе? -На третьем, – расплывалась Зинаида Васильевна. –Умница мальчик, будет толк из него. Ему тоже здоровья, пусть сдает на одни пятерки [12]. Как только герои расходятся, мы читаем уже грубые слова в её речи, и тон любезности Нины Антоновны сменяется: «–Оттяпала, сволочь, трехкомнатную в кооперативе, чтоб у нее все прахом пошло! И сына своего, идиота, в МГИМО впёрла. У таких, как она, все схвачено. Не то что дедушка твой – поц. Десять лет в бытовой комиссии, за все время одну путевку в Железноводск взял. Неудобно ему, видите ли»! [12]. Очередной негативный пример для ребёнка, когда он видит, как Нина Антоновна одаривает врачей, медсестёр в благодарность за работу, распределяя подарки по рангу: дешёвые и дорогие, свежие или просроченные. Нины Антоновны говорит своему внуку: «…я сама отыграюсь на всех». То, что героиня «отыгралась», к сожалению, находит отражение в манере общения, употребления ненормативной лексики другими героями данного текста, но не в таком количестве.
Дедушка. Во время его словесных перепалок с женой он предельно старается не повышать голоса, держится спокойно, используя краткие нейтральные фразы: «Пойду пройдусь…. Нин, хватит. Такая жена, сякая - сорок лет прожито, какую Бог послал, такая есть». Но не стесняется наградить её крепким словцом: «Ханжа проклятая; больше ты меня, сволочь, не увидишь». Речь дедушки характеризует его как спокойного, уравновешенного человека, но находящегося на грани срыва. В отношении Саши дедушка ощущает некоторое своё превосходство (в сцене с магнитофоном): «Ты что вообще? Я тебе разве разрешил? Ну и нечего трогать!» [12]
Мать. Дочь не оправдала надежд матери. Бабушка очень обижена на неё за то, что она не смогла устроить свою судьбу, была «неблагодарной» дочерью, оскорбила мать тем, что ушла в самостоятельную жизнь и не позволила дальше распоряжаться своей судьбой. Персонаж Ольги вызывает жалость и искреннее сочувствие: в попытках обрести счастье в любви она потеряла всякую связь с семьей, с матерью, что крайне негативно сказалось на всем ее облике и поведении. «Что же за язык у тебя, мама? Что ни слово, то, как жаба изо рта выпадает. Чем же я тебя обидела так? Что ж ты меня всё в проститутки записываешь? У меня за всю жизнь два мужчины было, а в проститутках я у тебя лет с 14 хожу. Я не таскалась!» [12]
Саша. Повесть написана от первого лица, диалогов с участием Саши в ней не так много. Портрет персонажа поэтому составила, опираясь на его мысли и рассуждения. Чаще в своей речи он повторяет некоторые слова за бабушкой. Общение с ней он воспринимал как данность. Сам про себя мальчик говорит следующее: «Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось» [12]. Объяснение это составлено со слов бабушки. Трагическое положение ребёнка ещё проявляется и в том, что он покорно смиряется перед всем, что исходит от бабушки, а в душе лелеет чувство нежности и любви к матери, с которой он виделся очень редко. Даже бабушкино грубое слово «чума», которым она обзывала дочь, переделал в нежное «чумичка». Саша маме способен нанести удар, сделать больно, как учит его бабушка, так как она бывает редко, а ему здесь ещё долго жить. Сильное впечатление получил ребёнок в детском санатории, где ему пришлось жить с другими детьми. «Прозвище «Поцарапанный нос» родилось в тихий час, когда Лордкипанидзе попросил меня закрыть глаза. Я закрыл, а он защемил мне нос хирургическим пинцетом и провёл. На носу остались длинные царапины, и появилось прозвище, над которым все очень смеялись. С этими словами Лордкипанидзе делал мне «сливку», я неосторожно поднимал руки, чтобы схватиться за нос, и получал в придачу «бубенчики» [12]. Так пополняется лексический запас Саши дворовой лексикой, а методы физического воздействия надолго закрепляются в привычки. Для мальчика эти два образа – бабушки и Лордкипанидзе – сливаются в подсознании в нечто болезненное и отвратительное (Приложение. Альбом «Ненормативная лексика в речи героев П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»).
2.2 Анкетирование. Насколько широкое распространение получила ненормативная лексика среди молодежи. В чем причины использования бранных слов в общении? Был проведен анкетный опрос учеников школы №4 г. Ишима. В исследовании приняли участие 225 обучающихся (112 юношей и 113 девушек). (Приложение. Вопросы и анализ анкеты).
Итак, по мнению большинства опрошенных искоренению и ограничению ненормативной лексики может способствовать пропаганда «культуры речи». Менее эффективны такие методы, как введение цензуры, штрафов и ограничений на использование таких слов в общественных местах, СМИ. Пропаганда «культуры речи» может включать самые разные аспекты (Приложение. Буклет). Одним из эффективных решений, может быть, включение в учебные планы более широкого перечня гуманитарных дисциплин, элективных курсов, способствующих формированию общекультурных компетенций, например, «Этика и психология делового общения» «Русский язык и культура речи», «Ораторское искусство» и т.п.
Заключение
Непристойные слова и выражения отучают человека от привычки объяснять, что он имеет в виду, от привычки анализировать ситуацию и выражать свои мысли в развернутом виде: выругавшийся человек избавляет себя от необходимости оформить свое отношение к ситуации, другими словами, он отучается от нормальной монологической речи. Ненормативная лексика потому и называется ненормативной, что всегда осуждалась общественной моралью. Воспитанные люди избегают матерщины, ведь последняя воспринимается в лучшем случае как эпатаж, а в худшем — как признак некультурности
Умаление чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме, является в настоящее время административным правонарушением - ст.5.61 КоАП РФ. Депутаты Государственной думы предложили бороться с матом и выступили с инициативой повысить штрафы за брань в интернете и на публике и начать привлекать к ответственности тех, кто организовывает концерты с артистами, ругающимися нецензурной лексикой со сцены.
Павел Санаев использует для создания характеристики персонажей как фразеологизмы, привычные и внесенные в словари, так и осуществляет трансформацию фразеологизмов, все это позволяет ему создать яркие и запоминающиеся образы героев. Он мастерски преобразует фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. Литература традиционно считается важным носителем нравственных и этических ценностей и отражением настроения общества, а использование ненормативной лексики зачастую воспринимается как нарушение социальных норм. Такие слова в литературе, как и в жизни, ассоциируются с чем-то запретным, неприличным и недопустимым. Значительная часть книги П. Санаева посвящена межличностному общению в семье, что также подразумевает необходимость воспроизведения разговорной речи. Большинство таких слов и выражений имеют ощутимо сниженный характер. Но если ненормативная лексика действительно войдет в бытовой семейный обиход, то впору будет задаваться вопросом: что останется от семьи? «На правах человека, когда-то бывшего ребёнком (и между, прочим, совсем недавно), хочу обратиться ко всем родителям: будьте осторожны с вашими детьми. Не обижайте без особой надобности, не заставляйте их чувствовать себя ничтожными, следите за языком, не допускайте рукоприкладства. Иначе, когда ребёнок вырастет – он всё вам вернёт. А может и книгу про вас написать. И даже хорошую» (П. Санаев).
Список литературы1. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
2. Ожегов, С. И.; Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — Москва: Азбуковник, 1994. – 907с.
3. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - Москва: Гослитиздат, 1959. - 654с.
4. Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. - 4-е изд., стер. Т. 1: А-Д : Т. 1 : около 4000 слов. - 2009. - 588 с.
5. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: дис. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2002.
6. Гузаева А. Р. Проблема вербальной агрессии в подростковой среде как объект социологического исследования / I Международная заочная научно-практическая конференция «Социология и психология: вклад в развитие личности и общества»: сборник материалов конференции (31 октября 2011 г.). 79–83с
7. Тимонина О. Ю. О сквернословии / Воспитание школьников. 2010. №9. С. 32–35 Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. – Изд. 4, испр. и доп. – Нижний Новгород: Стрела, 1998.– 401 с.
8. Мокиенко, В.М. Никитина, Т.Г. Русское сквернословие. Краткий, но выразительный словарь / В.М. Мокиенко, Т. Г. Никитина - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. - 384 с.
9. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов ; РАН, Ин-т лингвист. исслед. – Санкт-Петербург : Норинт, 1998, 2000. – 1535 с.
10.Спутникхристианина:сборник духовно-нравственных статей / сост. священник Николай Успенский. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2013. - 671 с.
11. Учебник по литературе: 8 класс / под ред. Г. С. Меркина. – М.: Русское слово, 2013. – 252–272с.
12. Санаев Павел «Похороните меня за плинтусом» // «Октябрь». 1996. № 7.
13. СЗ РФ. 2011.№ 50. Ст. 7362 » [13].
Приложение
Альбом «Бранная лексика в тексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» (бумажный и электронный варианты)
Анкетирование
|
Среди причин употребления сквернословия на первом месте респонденты неконтролируемые эмоций – 44% в 10 классах и 26% в 8 классах. |
|
|
2.Если ты в своей речи используешь бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? |
|
|
35 % объясняют привычкой использование нецензурной лексики среди 8 классов; 40 % для выражения эмоций отмечают ученики 10 классов. |
|
|
Среди 8 классов 40 % и среди 10 классов- 44 % произносят бранные слова. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей и отношений – норма. |
|||||||
|
4. В каких ситуациях это происходит? |
|||||||
|
Среди десятиклассников 55 % произносят эти слова, когда раздражены или испытывают стресс, а у восьмиклассников- 33 % в компании друзей. |
|||||||
|
5.Как ты думаешь: плохо это или хорошо? |
|||||||
|
68% и 34 % из опрошенных отметили, что употреблять сквернословия — это плохо. |
|||||||
|
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь эти слова? |
|||||||
|
67% десятиклассников и 68% восьмиклассников не испытывают ничего. |
|||||||
|
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, когда ты произносишь бранные слова? |
|||||||
|
Мнения не очень утешительные: 43 % десятиклассников считают, что люди удивляются, а среди 8 классов (27 %), думают, что им всё равно. |
|||||||
|
8.Что ты чувствуешь, когда при тебе кто- то бранится? |
|||||||
|
Большинство опрошенных ничего не чувствуют. |
|||||||
|
9. От кого чаще всего ты слышишь бранные слова? |
|||||||
|
Десятиклассники и восьмиклассники бранные слова слышат от друзей. |
|||||||
|
10. Как ты думаешь, что нужно сделать для того, чтобы люди не употребляли бранных слов? |
|||||||
|
10 классе 31 % и в 8 классе 36 % респондентов отметили, что это неисправимо, было предложено контролировать себя, подавая пример, читать больше книг, воспитывать с детства. |
|||||||
|
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял такие слова? |
|||||||
|
Вариантов предложено несколько: контролировать себя, другим контролировать, больше читать. |
|||||||
|
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? |
|||||||
|
|||||||
|
13.Встречались вам в текстах художественной литературы сквернословия? Сможете назвать автора и произведение? |
|||||||
|
Среди 10 классов 57 % не встречали такую лексику, а среди 8 классов такая лексика встречалась у всех. Как в 8 классах, так и в 10 классе ребята замечают сквернословия. Среди авторов названы чаще С. А. Есенин, В. В. Маяковский. |
|||||||
Буклет