Создание хореографического словаря

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание хореографического словаря

Димитриева С.В. 1
1МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» Московского района г. Казани
Ахметханова Д.Э. 1
1МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой» Московского района г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В наш век обилия информации невозможно себе представить, что мы сможем справиться без словарей. Язык каждого народа настолько богат и разнообразен, что для его понимания мы обращаемся к словарям. В какой бы отрасли мы не начали изучать информацию даже на своем родном языке, нам необходимы знаний терминов, понятий и определений.

Словари с самых давних пор были хранителями человеческой мудрости, будь то орфографический словарь, лингвистический, энциклопедический и многие другие. Словари – это всегда был особый вид книг, который с одной стороны был некоторым итогом множества книг, а с другой предвосхищал появление новой литературы. В наши дни мир содержит огромное количество информации, которая нужна оперативно «здесь и сейчас», что очень остро возникает необходимость создания не только печатных словарей, но и словарей в цифровом формате, которыми мы можем пользоваться и в онлайн режиме.

В связи у меня возникла идея создать терминологический словарь, для специалистов той сферы, которой я очень интересуюсь, а именно хореография.

Я выдвинула гипотезу, что если я составлю словарь хореографических терминов, я смогу помочь многим ребятам в освоении этого вида искусства, в том числе и тем, с кем мы вместе занимаемся в одном хореографическом коллективе.

Цель моей работы – ближе познакомиться с наукой создания словарей лексикографией, изучить типы и виды словарей. В работе были поставлены следующие задачи:

- узнать, что такое лексикография;

- познакомиться с типами и видами словарей;

- составить наиболее полный список хореографических терминов;

- найти определения хореографических терминов;

- оформить словарь и виде брошюры.

Методы исследования:

- анализ информации из интернет-источников;

- изучение материалов тематических словарей;

- обработка полученных данных;

- эксперимент.

  1. История возникновения словаря.

    1. Лексикография.

Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии. Лексикография (от греч. lexikos — относящийся к слову и grapho — пишу) — раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.  

На практике лексико­гра­фия выпол­ня­ет очень важные функции:

- обеспечивает обучение языку как родному, так и неродному;

- дает описание и нормализацию родного языка, эти обе функции обеспечиваются толковыми и другими словарями разных типов;

- создает межъязыковое общение, например, в двуязычных словарях и разговорниках;

- способствует научному изучению лексики языка, это прослеживается в этимологических, исторических словарях, словарях мёртвых языков и т. п.

В развитии лексикографии выделяют три периода:

  1. Дословарный период (в России 11 – 16 вв.). Основная функция — объяснение малопонятных слов: глоссов.

  2. Ранний словарный период (конец 16в. - начало 18в.). Основная функция — изучение литературного языка, отлич­но­го у многих народов от разговорной речи.

  3. Период развитой лексикографии (19-20вв.), связанный с развитием национальных литера­тур­ных языков.

В 18—19 вв. утверждается, а в 20 в. развивается новая функция лексико­гра­фии — сбор и обработка данных для лингвистических исследований в области лексикологии, слово­обра­зо­ва­ния, стилистики, истории языка.

Теоретическая лексикография сформировалась во 2‑й трети 20 в. Она охватывает следующий комплекс проблем:

- разработка общей типологии словарей и словарей новых типов;

- разработка структуры словаря.

1.2. Возникновение первых словарей.

Словарем мы называем источник (книга или электронный ресурс), содержащий перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке (одноязычные), или с переводом на другой язык (двуязычные).

Записи самых ранних поясняющих книг существуют в разных частях мира. Клинописные таблички Аккадской империи считаются древнейшими. Они содержат двуязычный список шумеро-аккадских слов и были обнаружены около 2300 года до н.э. на Эльбе (часть современной Сирии). Самый старый из известных одноязычных словарей — китайский, который восходит к III веку до н.э. Самый ранний из известных гомеровских словарей был создан Аполлонием Софистом в I веке. Первый санскритский словарь «Амара-коша» - работа Амара Синха IV века, он насчитывает более 10 тыс. слов, записанных в стихотворной форме.

Первый одноязычный латинский словарь «Dictionarium», был напечатан в 1502 году Амброзио Калепино и долгое время считался лучшим в своем роде. В Европе первый одноязычный словарь был написан на испанском языке и опубликован в 1611 году в Мадриде Себастьяном де Коваррубиасом Ороско. Он послужил образцом для первых английских и французских сборников.

Любые существовавшие одноязычные словари составлялись исключительно для объяснения необычных терминов или слов, которые людям было трудно понять. Идея о том, что словарь должен включать все общеупотребительные слова, появилась относительно недавно, в XIX веке, и почти все словари до сих пор исключают наиболее часто употребляемые слова, в том числе бранные.

    1. История словаря в России.

Самый древний из дошедших до наших дней словарей - приложение к новгородской Кормчей книге, созданный в 1282 г. В нем помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные.

В 16-18 веках появились азбуковники бóльшего объема с алфавитным расположением и систематизацией слов.

Первым печатным словарем можно считать приложение к грамматике Лаврентия Зизания, созданное в 1596. В нем содержалось 1061 слово, расположенное по алфавиту (Рисунок 1).

Рисунок 1.

В 1627 году Памвой Берындой был составлен печатный словарь, который получил название «Лексикон славеноросский» (Рисунок 2). В нем были пояснены книжные старославянские слова, которых насчитывалось 6982.

Рисунок 2.

В 1704 году появился «Лексикон треязычный» Ф.П. Поликарпова-Орлова (Рисунок 3). Это первый трехъязычный переводческий словарь, напечатанный кириллицей в России. В нем автор разъясняет русские слова на латинском и греческом языках, а также классифицирует их по алфавиту. Словарь содержал 17328 слов.

Рисунок 3.

В это же время появился первый словарь иностранных терминов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», который содержал 503 слова.

Первым толковым словарем принято считать шеститомный «Словарь Академии Российской» изданный в 1789-1794 годах и содержавший 43257 слов (Рисунок 4). Все термины брались из современных светских и духовных книг, а также памятников древнерусской письменности.

Рисунок 4.

В 1863-1866 годах был создан один из самых важных словарей нашей истории — четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. В основе словаря лежит народная речь, включая общеупотребительную, диалектную и книжную терминологию. Словарь содержит 200 000 слов и 30 000 пословиц и поговорок. Он переиздается и по сегодняшний день.

Еще одним важным изданием является «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, вышедший в 1935-1940 годах. Он насчитывает 85 289 слов. В нем уточнялись многие вопросы нормализации языка, упорядочения словоупотребления, формообразования и произношения. Словарь Ушакова и по сей день остается лучшим толковым словарем русского языка. В особенности он полезен при работе с текстами XIX века и первой половины XX века.

В 1949 году был выпущен «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, который переиздавался 26 раз. В словарь были включены новые слова и выражения, пришедшие в литературный язык из областных русских говоров и городского просторечия.

  1. Типы словарей

На сегодняшний день насчитывается огромное количество совершенно разных словарей. Но при всем многообразии ученые делят все словари на две группы: энциклопедические и лингвистические (филологические). 1. Энциклопедически словари – это словари справочного характера, в которых мы можем найти информацию и важных событиях, странах, городах, явлениях, библиографические сведения. 2. Лингвистические словари содержат информацию о самом слове.

Энциклопедически словари, в свою очередь мы можем разделить на несколько подгрупп:

  1. Универсальные энциклопедические словари. К ним можно отнести «Детскую энциклопедию, «Краткую российскую энциклопедию», «Большой энциклопедический словарь» и пр.

  2. Отраслевые энциклопедии. Это могут быть словари отраслевых терминов, например, словарь астронома, медицинский словарь, словарь музыкальных терминов, юридический словарь и т.п.

Лингвистические словари можно подразделить на следующие подгруппы:

  1. Многоязычные

  2. Двуязычные

  3. Одноязычные

Многоязычные и двуязычные словари – это переводные словари, то есть те, в которых средствами одного языка даются разъяснения другого языка. Так в качестве примеров двуязычных словарей мы можем привести англо-русский и русско-английский словари, немецко-русский и русско-немецкий словари, французско-русский и русско-французский словари. Примером многозначных словарей может служить французско-испанско-русский и т.п.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. Одноязычные словари также подразделяются на следующие подгруппы: комплексные и аспектные.

Комплексными являются толковые словари. В таких словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова и его употребления в речи.

Аспектные словари отражают тот или иной аспект языка. К Этим словарям мы модем отнести следующие:

- Словари иностранных слов – в них дается объяснение слов, которые заимствованы из иных языков (например, слова, президент, аудитория и т.п.);

- Словари синонимов – они содержат синонимы (например, скупой – жадный, очи- глаза и т.п.);

- Словарь антонимов - это справочник слов с противоположными значениями (к примеру, конец – начало, дорого – дешево и пр.);

- Словарь омонимов - это слова, совпадающие между собой в написании и звучании, но имеющие разное значение (например, коса (девичья) – коса (инструмент); печь (печка - сущ.) – печь (пироги -глагол);

- Словарь паронимов – это словарь, в котором дается толкование слов паронимов - слова, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением (к примеру, адресат – адресант, уплатить – оплатить, одеть – надеть и т.д.);

- Словарь фразеологизмов – словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно («скрепя сердце», «становиться на ноги», «в час по чайной ложке», «слово в слово» и т.п.);

- Орфоэпический словарь – содержат в алфавитном порядке слова, которые вызывают затруднения в произношении (например, аллюзия, аллюр);

- Словарь ударений содержат слова, вызывающие затруднения в месте постановки ударения (к примеру, тòрты, звонѝт и т.п.);

- Этимологический словарь - это словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем;

- Словарь трудностей русского языка является нормативным и представляет собой описание сложных явлений русской грамматики. Как образовать форму множественного числа слова «дно»? Почему слово «биеннале» может относиться к любому из трёх родов? Как правильно: «езжай» или «поезжай»? Ответы на эти и многие другие вопросы даёт данный словарь;

- Словарь неологизмов описывает слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период времени или употребленные только один раз (окказионализмы). Неологизм — слово, или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

При написании данной работы я ни в одном источнике не нашла схемы группировки словарей. Данную схему я составила сама по прочитанным источникам (Схема 1):

   

Типы словарей

         
   

 

         

Энциклопедические
словари

 

Лингвистические словари

 

 

 

   

Универсальные
словари

 

Отраслевые
словари

 

Многоязычные
словари

 

Двуязычные
словари

   

Одноязычные
словари

               

           

Комплексные
словари

 

Аспектные
словари

Схема 1.

  1. Создание хореографического словаря.

На основе полученной информации я решила сформировать словарь хореографических терминов. На начальном этапе необходимо было собрать максимально полный список терминов, которые будут помещены в данный словарь. Для этого я обратилась к интернет ресурсам, а также воспользовалась несколькими музыкальными словарями.

Количество терминов у меня получилось довольно большим. В связи с этим я решила сгруппировать все собранные слова по жанрам танцев, а именно классический танец, народный танец и современный танец.

Далее каждую группу слов необходимо было распределить в алфавитном порядке.

Следующим этапом стал подбор определения к каждому слову.

Собранный мною словарь размещён в приложении к настоящей работе (Приложение 1). В данной главе я дам определения нескольким терминам из разных распределенных мною групп.

Термины классического танца:

Адажио (Adagio) (итал.) — медленно, спокойно. Обозначение медленного темпа.

Ададжо (Адажио) - медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

Ан дедан (an dedans ) – Внутрь, в круг.

Ан деор ( An dehors ) – Наружу, из круга.

Аллегро (Allegro), (итал.) — веселый, радостный. Быстрый, оживленный музыкальный темп.

Термины народного танца:

Балансе (Balance) – Качающееся движение.

Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.

Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%

Веревочка –Поднимание колена до уровня колена. Развивает подвижность в коленном, тазобедренном суставе, исполняется у станка и на середине зала.

Выхилястник – ковырялочка в воздухе на 45% , 90% , руки закрыты на поясе.

Термины бального танца:

База - внутренняя поверхность бёдер.

Баунс - сокращение мышц живота.

Бейзик — фасон бального платья, обязательный для выступления на конкурсах для леди младших возрастных категорий.

Вариации - определённый набор танцевальных фигур, исполняемых танцорами во время соревнований и показательных выступлений по собственному выбору.

Венский вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях начиная с D класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 60 тактов в минуту.

Термины современного танца.

ARCH (Aрч) -  Арка, прогиб торса назад.

BODI ROLL  (Боди ролл) – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой  или фронтальной плоскости ( синоним «Волна»).

BOUNCE  (Баунс) – трамплинное покачивание вверх—вниз, в основном происходит либо  за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH  (Браш) – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CATCH STEP (Кэтч степ) – Шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.

Последним этапом этой работы была верстка словаря в брошюру для дальнейшей ее распечатки.

Заключение.

Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что значение словарей в нашей жизни невозможно переоценить. Они расширяют наш кругозор, делают нашу речь ярче и богаче, повышают нашу грамотность, заставляют думать и размышлять, позволяют освоить все тонкости языка. Современный школьник, студент должен постоянно иметь на своем столе словари и, при необходимости, обращаться к ним. Изучение языка должно быть непрерывным, систематическим. Домашняя библиотека должна иметь как минимум орфографические, толковые и другие словари и справочники.

При написании проекта я получила ценные знания об истории и возникновении словарей, познакомилась с различными их типами. Я смогла применить полученные знания при формировании своего словаря. Таким образом, я могу отметить, что моя гипотеза подтвердилась – я самостоятельно подготовила словарь хореографических терминов, которым мы будем пользоваться нашим хореографическим коллективом и пополнять наши знания.

Список литературы

  1. 22 ноября - День Словарей и Энциклопедий. История праздника. https://library.vladimir.ru/news/22-noyabrya-den-slovarej-i-enciklopedij.html

  2. Из истории создания словарей русского языка. https://sziu-lib.ranepa.ru/sajt_ibo/vistavki/slovari/istoriya.html

  3. История появления словарей. https://obuchonok.ru/node/1704

  4. История словарей: от древних рукописей до современных словарей-онлайн. http://historic.ru/news/item/f00/s36/n0003601/index.shtml

  5. Лексикогра́фия. https://tapemark.narod.ru/les/258b.html

  6. Лексикография как раздел языкознания о словарях. https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/leksikografiya-kak-razdel-yazykoznaniya-o-slovaryah-lingvisticheskie-slovari?srsltid=AfmBOoqOeJ_A2gQGZ4ak5WaEDlPUZ7z6aWneiMT9EGXyDTYZAvbVfFqd&utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F

  7. От А до Я: как выглядели древнейшие в мире словари и что изменилось в них со временем. https://postnews.ru/a/19607

  8. О.С. Рублева. Некоторые типы словарей русского языка и параметры их классификации. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-tipy-slovarey-russkogo-yazyka-i-parametry-ih-klassifikatsii

  9. Л.В. Попова. Типологии и классификации словарей. https://cyberleninka.ru/article/n/tipologii-i-klassifikatsii-slovarey

  10. https://herzena.ru/index.php/dictionary/type

  11. https://lingvotech.com/tipislovarey

Приложение

Словарь хореографических терминов

Термины классического танца

Адажио (Adagio)(итал.) — медленно, спокойно. Обозначение медленного темпа.

Ададжо (Адажио) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

Ан дедан (an dedans ) – Внутрь, в круг.

Ан деор ( An dehors ) – Наружу, из круга.

Аллегро (Allegro), (итал.) — веселый, радостный. Быстрый, оживленный музыкальный темп.

Амбуате (Emboite)-  Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.

Антраша— скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются.

Антре— Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.

Ан турнан (An tournan)– С поворотом.

Анфасе(An fasse) – Прямо.

Апломб (Aplomb),— равновесие, самоуверенность. Умение сохранять в равновесии все части тела.

Арабеск (Arabesques),— Одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом.

Асамбле ( Pas Assemble ) – прыжок из 5 позиции с выносом ноги на 45%, «собрать»  ноги в воздухе и приземлится в 5 позицию

Аттитюд (Attitudes)— поза - согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.

Батман(Battement— биение. Группа движений работающей ноги.

Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.

Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%

Батман сутеню (Battement soutenu) – Движение с подтягиванием ног

Батман фондю (Battement fondu )- Тающий батман

Батман фрапе (Bettement frappe ) – Ударное приведение стопы

Бурре (Bourree), па-де-бурре— набивать. Мелкие танцевальные шаги.

Гран(Grand)— большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения.

Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%.

Деми (Demi)— полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения.

Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше

Дубль— двойной. Термин указывает на двойное исполнение па.

 Жете (Jete)— бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

Кабриоль— прыжок. Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.

Круазе  (Croisee )— скрещенный. Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.

Купе  ( Coupe ) – Быстрая подмена одной ноги другой

Пар терр (par terre)— на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

Па-де-баск (Pas de basque)— шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.

Па де буре ( Pas de bourree ) – Переход из 5 в 5 позицию, ноги на ку де пье

Па-де-ша ( Pas de chat)— шагкошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.

Па-де-сизо (Pas de siso)— «ножницы». Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.

Па-де-де (Pas de de) — танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.

Па-де-труа ( Pas de trios)— танец втроем. Одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.

Пассе ( Passe )- Проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполнятся по 1 на полу на 45% и 90%

Пор де бра (Port de bras ) – Упражнение для корпуса, рук и головы

Пике – (Pike) Уколоть

Пуанте (Puante)– Носок

Пти батман (Petit battement) – маленький батман на щиколотке опорной ноги

Па марше— ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

Пти— маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.

Пируэт— юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота — это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском же танце все виды вращений носят название «тур».

Плие(Plie)— сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.

Препарасьон— приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.

Релеве— поднимать. Подъем на полупальцы или пальцы.

Релеве лянд ( Releve lend ) – Медленное поднимание ноги на 90% и выше

Ронд де жамб ан лер (Rond de jambe en lair),(фра – Круг ногой в воздухе

Ронд де жамб пар тер ( Rond de jambe par terre )– круг ногой по полу

Сюиви— последовательный, связный. Па де бурре сюиви — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.

Сисон симпль (Sisson simple) прыжок с двух ног на одну

Сисон фарме ( Sisson fermeе )– Прыжок с обеих ног с раскрыванием одной ноги на 90%, другая в пол и приземление  в пятую позицию

Симпль (Simple) простой прыжок

Соте (Sote)– Прыжок с обеих ног на обе

Сюр ле ку де пье (Sur le cou-de-pied ) на щиколотке опорной  ноге

Сю- сю  (su-su),( танлеве)– прыжок в пятую позицию с продвижением вперед, в сторону, назад

Танлие ( Temps lie par terre)- Серия слитных взаимосвязанных движений развивающих координацию движений рук, ног, корпуса и головы

Тергушон – Поза «Атитюд» только вперед.

Тур (Tour),(франц.) — оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур — то же самое, что у мужчин пируэт.

Фуэте ( Fouette)— хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.

Шассе ( Chasse)— охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.

Шажман де пье (Changement de pieds) Прыжок, перемена ног в воздухе по 5 позиции.

Экарте ( Ecartee )— раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.

Элевация(Eleve)— подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.

Эпольман (Epaulement ) –диагональное положение тела в точку 2 и 8

Эффасе ( Effacee )— сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.

Эшапе (Echappe) Прыжок с переменой ног в воздухе из 5 во 2.

                        

Термины народного танца

Балансе (Balance) – Качающееся движение.

Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.

Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%

Веревочка –Поднимание колена до уровня колена. Развивает подвижность в коленном, тазобедренном суставе, исполняется у станка и на середине зала.

Выхилястник – ковырялочка в воздухе на 45% , 90% , руки закрыты на поясе.

Гармошка – передвижение стопы  в сторону по 3 открытой и закрытой позиции.

Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%

Глиссад  ( Glissad)– скользящее движение, прыжок

Голубец – удар ступнями (щиколотками)в воздухе как можно выше и  в стороне, приземление на работающую ногу.

Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше

Жете – « Асамбле» только приземление на одну ногу, другая на ку де пье

Дегаже – перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполнятся как с деми плие, так и на вытянутых ногах.

Дробное выстукивание – Ударное упражнение каблуками  об пол. Развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет икроножные мышцы и стопы.

Качалочка – Качающееся движение ногами  из стороны в сторону. Работающая нога спереди, стопы по очереди поднимаются на релеве .

Моталочка – Движение качающейся работающей ноги от колена вперед, назад, стопа натянута.

Молоточек –  Легкое ударное движение кончиком пальцев работающей ноги сзади.

Пагаля – Передвижение по залу вперед, с  четким ударом каблука об пол.

Пакурю- Ход по кругу.Большой шаг, затем 2 мелких шага,

Патартье ( Pas tor tie ) – Разворот стопы.

Плие (Plie ) - Приседание

Подбивка – Ударное упражнение щиколотками.

Присядка – ( мужское движение)Приседание до  уровня  колена при котором пятки отрываются от пола.

Припадание – Движение исполняющееся в сторону, поднимание на релеве работающей ногой, опорная на 45 градусов в сторону,  опускание на  опорную ногу,  работающая в положении  кудепье.

Разножка – ( муж. Движение) Исполняется в высоком прыжке при котором руки, ноги широко раскрываются  в стороны

Ронд де жамб пар тер ( Rond de jampe par terre ) – круг ногой по полу

Ронд де пье ( Rond de pied ) – Круг каблуком по полу

Томбе – падение на деми плие с купе на работающую ногу, другая поднимается на кудепье с последующем резким коротким вставанием на нее на полупальцы одновременно другая нога открывается в сторону на 45%.

Упадание –(пример)Левая нога в плие, правая на кудепье, затем переход на релеве правой , левая на 45 градусов. Все тоже самое исполняется в обратном направлении.

Флик- фляк – Мазок по полу от себя к себе

Хлопушки – ( Мужское) ударное упражнение ладонью по коленям, икроножным мышцам, голеностопам, грудной клетки, рукам.

Шассе ( Pas chasse ), (синоним галоп) – Вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога « догоняет » другую в высшей точки прыжка.

                     

Термины бального танца

База - внутренняя поверхность бёдер.

Баунс - сокращение мышц живота.

Бейзик — фасон бального платья, обязательный для выступления на конкурсах для леди младших возрастных категорий.

Вариации - определённый набор танцевальных фигур, исполняемых танцорами во время соревнований и показательных выступлений по собственному выбору.

Венский вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях начиная с D класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 60 тактов в минуту

Возрастные категории — классификация танцоров по возрасту. Используется для создания равноценной конкуренции на соревнованиях.

Джайв — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с E класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 44 такта в минуту

Европейская программа (стандарт) — включает в себя 5 танцев: медленный вальс, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, и танго. Танцы этой программы характеризуются постоянным контактом партнеров в паре за счет характерного соединения поднятых на уровень плеч рук (лодочка) и контакта в нижней части тела. На конкурсе исполняются в следующем порядке : медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп.

Импетус — фигура в бальных танцах.

Квикстеп — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 50 тактов в минуту

Латиноамериканская программа (латина) — включает 5 танцев: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Линия танца — траектория, по которой движутся танцоры на танцевальной площадке. В самом общем виде представляет собой замкнутый круг, движение по которому происходит против часовой стрелки (по линии танца)

Медленный вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с Hobby класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 30 тактов в минуту

Медленный фокстрот — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 30 тактов в минуту

Музыкальность — одна из основных характеристик исполнения танца. Характеризуется, во-первых, адекватной передачей в танце эмоционального содержания музыки, во-вторых, художественным заполнением ритма музыки, которое в эстетических целях допускает определенную агогику

Обувь — должна соответствовать требованиям, которые касаются покроя (фасона), материалов, используемых для подошвы и верха, формы и расположения каблука. Для Европейской и Латиноамериканской программ используются разные фасоны обуви. На каблуки женских туфель должны надеваться накаблучники

Ограничения по костюмам — чем младше танцоры, тем больше ограничений по костюмам, которые касаются фасонов костюмов и используемых материалов. Определенные ограничения по костюмам действуют всегда.

Ограничения по фигурам — чем ниже класс, в котором выступают танцоры, тем меньшее количество фигур разрешено танцевать. Ограничения по фигурам прекращаются начиная с В класса.

Паркет — покрытие танцевальной площадки. Принципиальное значение имеет качество паркета: отсутствие щелей, неровностей и прочих дефектов. Для правильного и безопасного исполнения танца паркет покрывается тонким слоем парафина.

Пасодобль- танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 62 такта в минуту. Танец обладает весьма сложной композиционной структурой. В музыке выделяются три части (джипси), в которых, в свою очередь, выделяются структурные подразделения.

Ритм — одна из основных характеристик музыки и танца. Характеризуется чередованием звуков (музыка) или движений (танец) разной длительности. Разные фигуры в танцах имеют свой собственный, иногда довольно сложный ритм. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка исполняемой фигуры и, особенно, несовпадение ритма музыки и танца являются самыми грубыми ошибками танцевания.

Румба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 27 тактов в минуту

Самба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 50 тактов в минуту

Танго- танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 33 такта в минуту

Телемарк — фигура в бальных танцах

Темп — одна из основных характеристик музыки, ее скорость. Измеряется количеством тактов либо количеством ударов в минуту. Разные танцы имеют разный темп. Самый медленный танец — румба (27 тактов в минуту). Самые быстрые — пасодобль (62 такта в минуту) и венский вальс (60 тактов в минуту).

Техничность — одна из главных характеристик танца. Характеризует качество движений. Чем оно выше, чем виртуознее владение телом, тем выше техничность. Излишняя концентрация на техничности грозит утратой эмоциональности и может привести к механистичности исполнения.

Телеспин - фигура в латиноамериканской программе бальных танцев.

Ча-ча-ча — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 30 тактов в минуту.

Эмоциональность — передача в танцевании эмоционального содержания музыки. Особую трудность представляет в конкурсном танцевании, поскольку танцоры, танцуют под незнакомую музыку.

                          

Термины современного танца

ARCH (Aрч) -  Арка, прогиб торса назад.

BODI ROLL  (Боди ролл) – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой  или фронтальной плоскости ( синоним «Волна»).

BOUNCE  (Баунс) – трамплинное покачивание вверх—вниз, в основном происходит либо  за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH  (Браш) – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CATCH STEP (Кэтч степ) – Шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.

CONTRACTION (Контракшн) – Сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

CORKSCREW TURN (Корскру повороты) – «Штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

CURVE (Кёрф) – Изгиб верхней части позвоночника( до солнечного сплетения) вперед или в сторону.

DEEP BODY BEND (Диип боди бэнд) – наклон вперед торсом ниже 90 градусов, сохраняя прямую линию торса и рук.

DEEP CONTRACTION (Диип контракшн) -  Сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочления, т е в это движение включаются руки, ноги и голова.

DROP (Дроп) – Падение расслабленного торса вперед или всторону.

FLAT BACK (Флет бэк) – наклон торса вперед, в сторону ( на 90 гр.) назад с прямой спиной, без изгиба торса.

FLAT STEP (Флэт степ) – Шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

FLEX (Флекс) – Сокращенная стопа или кисть.

FROG POSITION ( Фрог-Позишн) – Позицыя сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

HIGH RELEASE (Хай Релиз) – Высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HIP LIFT (Хип Лифт) – Подъем бедра вверх.

HOP (Хоп) – Шаг- подскок, «Работающая» нога обычно в положении у колена.

JACK KNIFE (Джек Найф) – Положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JAZZ HAND (Джаз Хенд) – Положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

JELLI ROLL (Джелли Ролл) – Движение пелвисом,состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (Синоним – шейк пелвиса.)

JERK POSITION (Джек Позишн) – Позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья распологаются параллельно полу.

JUMP (Джамп) – прыжок на двух ногах.

KICK (Кик) – бросок ноги вперед или в сторону на 45 градусов или 90 через вынимание приемом «Девелюпе».

LAY OUT (Лэй Аут) – положение, при котором нога, открытая на 90 градусов в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.

LEAP (Лиип) – Прыжок с одной ноги на другую с продвижением.

LIFT (Лифт) – поднимать двигательный центр.

LOKOMOTOR (Локомотор) – Круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

LOW BACK (Лоу Бэк) – Округление позвоночника в пояснично- грудном отделе.

POINT (Поинт) – Вытянутое положен е стопы.

PRANCE (Пранс) – Движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения на полупальцах.

PRESS POSITION (Пресс-позишн)- Позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.

RELEASE (Релиз) – Расширение объема тела, которое происходит на вдохе.

ROLL DOWN (Ролл Даун) – Спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.

ROLL UP (Ролл Ап) – Обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

SHAKE (Шейк) – трясти.

SHIMI (Шимми) – Спиральное, закручивающее движение пелвисом вправо и влево.

SKEDE( Скид) – волочение по полу ненагруженной стопы.

SIDE CONTRACTION (Сайд Контрашн) – Боковое сжатие в торсе.

SIDE STRETCH (Сайд Стрейч) – Боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

STEP BALL CHANGE (Стэп Болл Чендж) – Связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах(синоним па де буре).

SUNDARI (Зундари) – Движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

Свинговое раскачивание – Раскачивание любой частью тела ( рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.

THRUST (Фраст) – Резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.

TILT (Тилт) – Угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «работающая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90 градусов и выше.

Просмотров работы: 33