Введение.
Устаревшие слова встречаются во многих литературных произведениях, но школьники часто затрудняются при их прочтении, потому что не знают значения слов (Приложение 1).
Возникает противоречие: обучающиеся хотят понимать значение слов, но не хотят тратить на это много времени.
Тема работы: «Устаревшая лексика в сказках А С Пушкина».
Объект исследования: устаревшая лексика.
Предмет исследования: архаизмы и историзмы в сказках А.С. Пушкина.
Мы выдвинули гипотезу: если запоминать устаревшую лексику в игровой форме, то дети лучше поймут значение слов и запомнят их.
Чтобы проверить гипотезу, мы поставили цель: познакомить учащихся 3-4 классов со значением устаревших слов через игру «Сказочный мир», чтобы обогатить их словарный запас и облегчить понимание значения.
Чтобы достичь цели, мы решили такие задачи:
1. Узнать, что такое устаревшие слова.
2. Перечитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
3. Продумать игру сказочный мир
4. Провести игру в 3-4 классах и проанализировать результат.
5. Перевести игру в электронный формат.
Формой продукта нашего проекта является настольная игра «Сказочный мир».
Новизна проектной работы: изучение устаревших слов через игру.
Практическая значимость: игру можно проводить на уроках русского языка, истории и классных часах.
ГЛАВА 1. ВИДЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ.
Постоянные изменения, происходящие в жизни, приводят к тому, что какие-то предметы и явления уходят, их заменяют другие. В связи с этим слова, которые их называли, употребляются всё меньше и постепенно забываются.
Устаревшие слова – это слова, которые не используются в современной повседневной речи. Они обозначают исчезнувшие понятия или заменяются современными словами-синонимами.
Согласно Н.М. Шанскому, устаревшие слова отличаются между собой прежде всего степенью своей устарелости. Среди них выделяются в первую очередь такие, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовому носителю современного русского литературного языка и потому совершенно непонятны без соответствующих справок. [5]
Устаревшие слова можно разделить на две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, например: кольчуга, барщина, Политбюро.
Эти слова вышли из употребления вместе с обозначаемыми ими предметами, понятиями и перешли в пассивную лексику: мы их знаем, но не употребляем в своей повседневной речи.
Историзмы часто встречаются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Архаизмы – это устаревшие названия существующих в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.
Значение таких слов иногда трудно понять современному человеку без помощи словаря. Ряд архаизмов отличается некоторыми морфемами или отдельными звуками от их синонимов. В современной лексикологии архаизмы делят на группы:
1. Лексические архаизмы – устаревшие слова с другим корнем: ветрило – парус; вежды – веки; рамена – плечи.
2. Лексико-словообразовательные архаизмы – устаревшие слова с другим суффиксом: содейство – содействие; дружество – дружба; знакомец – знакомый; рыбарь – рыбак.
3. Лексико-фонетические архаизмы отличаются одним или несколькими звуками: нощь – ночь; нумер – номер; зерцало – зеркало.
4.Лексико-семантические архаизмы – слова, имеющие другое значение в современном языке: архаизм урод (красота) – урод (человек с физическим недостатком); позор (зрелище) – позор (стыд). [2]
Устаревшие слова употребляются в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.
Историзмы и архаизмы используются в сказках, чтобы придать произведениям особую окраску.
Таким образом, устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Необходимо знать их значения, чтобы понимать исторические тексты и литературные произведения.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, несмотря на то, что историзмы и архаизмы традиционно относят к пассивному словарному запасу языка, современное общество встречает эти слова в текстах различных стилей и жанров. Устаревшие слова отражают и сохраняют историческую и культурную память народа.
Устаревшие слова используются в текстах различных стилей, но наиболее часто встречаются в текстах художественного стиля, где они выполняют функцию стилизации.
Устаревшая лексика даёт писателю возможность передать колорит той исторической эпохи, о которой он пишет.
ГЛАВА 2.
2.1. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА.
Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина создают колорит русской старины, благодаря им мы видим разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
В сказках А. С. Пушкина встречаются два вида устаревших слов: архаизмы и историзмы.
Историзмы обозначают вещи, должности, явления, которые больше не существуют в современном мире, но часто употреблялись в старину (боярин, воевода, сенная девушка, поместье).
Архаизмы представляют слова, которые утратили своё значение, но их можно заменить синонимами, которые используются в нашей речи и сейчас (ланиты, персты, чупрун).
Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина придают тексту яркую окраску и заставляют читателя задуматься о смысле того или иного слова.
Архаизмы и историзмы из сказок А. С. Пушкина дают возможность понять, что автор использовал в своих произведениях много устаревшей лексики. Так как большинство из этих слов используется в работах других писателей, в русских народных сказках, в сказаниях, а также в пословицах и поговорках, то их значения современному читателю важно понимать их значение.
Таким образом, зная значение устаревших слов мы через сказки лучше понимаем культуру и быт прошлого.
2.2. СОЗДАНИЕ ИГРЫ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Изучив особенности создания игр-бродилок, мы приступили к созданию собственной.
Чтобы создать игру, мы сначала прочитали сказки Пушкина, затем, проанализировав их, нашли историзмы и архаизмы.
Далее мы разделились на две группы: первая группа рисовала карту игры, а вторая составляла вопросы (Приложение 1). После окончания работы мы решили попробовать сыграть.
После завершения мы поняли, что есть ошибка в вопросах, которая заключалась в том, что они были слишком сложные для младших классов, и мы их упростили. После этого игра была готова и можно было идти играть с другими классами.
Описание игры.
Название игры «Сказочный мир».
Суть игры заключается в том, чтобы ответить на все вопросы правильно и дойти первым до финиша.
В игре могут участвовать 5 человек.
Первым начинает игру тот, кто выкинет самое большое число на кубике, если два человека выкинут одинаковое число, то они перебрасывают кубик.
Ход игры: игра начинается с того, что все игроки ставят свои фишки на игровое поле на место «старт».
Игрок, который ходит первый, кидает кубик и начинает движение по игровому полю. Во время игры ему будут встречаться царства.
Когда игрок попадает в царство, его встречает Помогатор (Приложение 2). Он подсказывает теорию, которая поможет ответить на вопросы и пройти царство.
Когда игрок находится в царстве, он обязательно должен ответить на один вопрос, иначе царство его не выпустит.
Если игрок не ответил на вопрос, то он пропускает ход и остаётся в этом же царстве. Когда будет его ход, он вытягивает новый вопрос, отвечает на него, бросает кубик и идёт дальше.
Если игрок ответил на вопрос правильно, то он еще раз кидает кубик и продолжает движение по игровому полю.
Если игрок совершил три хода подряд, то он пропускает ход, потому что его персонажу нужно отдохнуть.
В финале игроков ждет батл с А. С. Пушкиным.
Кто первым пройдет батл с А.С. Пушкиным и дойдет до финиша, тот выиграл.
Если игрок во время батла не ответил на вопрос правильно, то он пропускает два хода.
После создания игры мы провели её среди учащихся, а затем опросили их повторно. Результаты анкетирования (Приложение 4) показали, что ребята запомнили значения слов, а некоторые даже стали использовать в своей речи.
Таким образом мы решили все задачи и подтвердили гипотезу.
Игру и правила можно найти по ссылке в Приложении 5.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, многие писатели используют устаревшие слова в своих произведениях и знание их значений облегчают учащимся понимание текстов.
Игра «Сказочный мир» позволила учащимся запомнить значение слов, а значит, они стали лучше понимать тексты произведений, в которых встречаются данные слова.
Далее мы предполагаем распространить игру среди учащихся других школ в электронном формате.
Список использованной литературы:
1. Виноградов В. В. Стиль Пушкина: [сайт] / https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vin/vin-001-.htm?cmd=p (дата обращения 19.02.2025)
2. Диброва Е. И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч. Ч.1.: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование // Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2008. – С. 294–300.
3. Рогожникова, Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/ Р.П. Рогожникова – М.: Просвещение. Учебное пособие, 1996 – 608с.
4. Смирнов И., Глобачев М. Словарь архаизмов / И. Смирнов, М. Глобачев – М.:Терра- Книжный клуб, 2001 – 423 с.
5. Шанский Н.М. Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка: [сайт] / https://gramota.ru/journal/stati/zhizn-yazyka/ustarevshie-slova-v-leksike-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazyka (дата обращения 17.02.2025)
Приложение 1
Вопросы для анкетирования и результаты опроса.
Вопросы:
1. Что такое архаизмы?
2. Что такое «пава» (переносное значение)?
а) птица
б) животное
в) насекомое
г) человек
3. Какое значение имеет слово «курган»?
а) космический корабль
б) сильная метель
в) глава деревни
г) погребальное сооружение
4. Что обозначает слово «сулить»?
а) показывать
б) желать
в) приносить
г) предсказывать
5. Что такое «чупрун»?
а) волосы
б) человек
в) зверёк
г) оружие
Результаты анкетирования
Приложение 2
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1. Как называлась старинная закрытая карета?
Варианты ответов:
а) колымага
б) серьмяга
в) палица
2.Как называлась повинность зависимых крестьян?
3.Что обозначает слово «дивиться»?
4.Вставь пропущенное слово: «У лукоморья дуб зелёный ______ цепь на дубе том»
5. Как называли «братьев» Царевны из сказки о царе Салтане? (не богатыри).
6.Как в старинности называлась мера длины, равная 71 сантиметру?
Варианты ответов:
а) дюйм
б) вершка
в) аршин
г) сажень
7.Назовите переносное значение слова «пава».
Варианты ответов:
а) гордая женщина
б) воробей
в) крестьянка
г) умный человек
8.Это слово устаревшее встречается в строке: «едет с грамотой ________ и приехал наконец». Какое слово пропущено?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Продолжите фразу: «ты, волна моя, волна, ты _________ и вольна…»
Варианты ответов:
а) бурлива
б) гульлива
в) пуглива
г) игрива
2.Как называется место жительства Золотая Рыбка? (устаревшее слово)
3.Назовите устаревшее слово, обозначающее перегрузить (это однокоренное слово, просто подставьте другую приставку)
4.Подберите антоним к слову «браниться». Назовите его.
5.Как раньше называлась «прядь волос»?
Варианты ответов:
а) чупрун
б) ботало
в) чело
г) циновка
6.Подберите устаревший синоним к слову «звать». Его говорит Старик в сказке «О рыбаке и рыбке». «Стал он ______ Золотую Рыбку»
7.Назовите синоним к слову «благодарствую»
«Сказка о золотом петушке»
1. Кого называли «должностными лицами» в Древней Руси
Варианты ответов:
а) барин
б) боярин
в) помощник
г) заместитель
2. Что такое «курган»?
Варианты ответов:
а) космический корабль
б) сильная метель
в) глава деревни
г) погребальное сооружение
3. Назовите архаизм к слову «глаза».
4. Как называлось место временной стоянки воинов? (так еще называют туловище).
5. Объясните фразу «подь поближе», обращенное к человеку.
6. Как называлась битва с большим количеством жертв?
«Сказка о попе и работнике его Балде»
1. Назовите устаревшее слово, обозначающее различие между кем – то и чем – то (похоже на слово «разница»; начинается на «р» заканчивается на «ь»).
2. Как называлась повинность зависимых крестьян?
Варианты ответов:
а) налог
б) оброк
в) плата
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
1. Что означает слово «терем»?
2. Кто такой сорочин?
Варианты ответов:
а) наездник
б) одежда
в) очень низкий чин
3. Что такое полати?
Варианты ответов
а) орудие пыток
б) лежанка между
печью и стеной
в) палки
4. Как называли
молодую девушку?
Варианты ответов:
а) сенная
б) травяная
в) зальная
5. Как называлась в старину светлая парадная комната в доме? (подберите однокоренное слово к слову «светлая»)
6. Что такое «инда»?
Варианты ответов:
а) даже
б) инструмент
в) пирс
7. Как раньше называлась комната?
Варианты ответов:
а) волость
б) горница
в) вотчина
8. Если вы измените в глаголе «молодиться» последние четыре буквы на одну, то узнаете, как называли молодую замужнюю крестьянку.
Ответы:
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
1) а
2) оброк
3) удивляться
4) златая
5) витязи
6) аршин
7) а
8) гонец.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
1) б
2) окиян
3) огрузить
4) мириться
5) а
6) кликать
7) благодарю.
«Сказка о золотом петушке»
1) а
2) г
3) очи
4) стан
5) подойти (поближе)
6) побоище
«Сказка о попе и работнике его Балде»
1) розь
2) б
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
1) старинный дом в деревне
2) а
3) б
4) а
5) светлица
6) а
7) б
8) молодица
Вопросы для батла
1. Вставьте пропущенное слово
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой – золотою.
Как взмолится золотая рыбка
Голосом __________ человечьим…
2. Вставьте пропущенное слово
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«______ я была царица,» -
Говорит одна девица.
3. Вставьте пропущенное слово
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный _________ Дадон.
С молоду был грозен он.
4. Вставьте пропущенное слово
Призадумался Поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёл щелку ведь ___________,
Да понадеялся на русский авось.
5. Вставьте пропущенное слово
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда ________
Разболелись глядючи.
Ответы:
1) молвит
2) кабы
3) царь
4) розь
5) очи
Приложение 3
Карточки для «Помогаторов».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Антонимы – это слова противоположные по смыслу. Пример: правда-ложь.
Синонимы – это слова, похожие по смыслу. Пример: думать-смыслить.
Устаревшие слова – это слова, которые сейчас не употребляют.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Переносное значение – это вторичное лексическое значение слова, которое возникло на основе прямого.
«Сказка о золотом петушке»
Архаизмы – это слово, которое имеет устаревшее значение и вышло из употребления в современном русском языке.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Повинность – это обязанность, возлагаемая на население государством или обществом.
Приложение 4
Итоги повторного анкетирования
|
№ вопроса |
неверно |
верно |
|
1 |
30% |
70% |
|
2 |
90% |
10% |
|
3 |
40% |
60% |
|
4 |
40% |
60% |
|
5 |
20% |
80% |
Приложение 5
Ссылка на электронную версию игры «Сказочный мир»
https://disk.yandex.ru/d/IEtWHes3JV2YkQ