Введение
Тема моей научной работы:Изучение типов сказуемых в стихотворении «А.С. Пушкину» Алемгуль Т., выпускницы МБОУ «Украинская СОШ».
Актуальность: Тему, которая была выбрана для исследования, считаю актуальной, потому что в 2024 году А.С. Пушкину исполнилось 225 лет со дня его рождения и вспомнить о нем в любом случае очень необходимо. Так и получилось. На уроке литературы в 9 классе при изучении творчества
А.С. Пушкина учитель познакомил нас со стихотворением выпускницы МБОУ «Украинская СОШ» Алемгуль Т. «А.С. Пушкину», которое она написала в честь 220-летия со дня рождения поэта. Просмотр видео с выступлением Алемгуль со стихотворением собственного сочинения на областном музыкально-поэтическом конкурсе «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященном 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России, где Алемгуль заняла 3 призовое место, впечатлил меня.
Мне стало интересно устройство стихотворения с точки зрения русского языка, потому что питаю неподдельный интерес к данному предмету, считаю его очень нужным и важным для обучающегося, да и для человека в целом.
Как строила Алемгуль предложения, какие грамматические основы применяла, какие типы сказуемых использовала, каких сказуемых в ее стихотворении больше, каких меньше – эти вопросы, возникшие у меня в голове, послужили поводом к изучению данного стихотворения. Остановилась я на устройстве предложений с точки зрения синтаксиса, а именно на типах сказуемых.
Объект исследования – типы сказуемых.
Предмет исследования - стихотворение «А. С. Пушкину» Алемгуль Т., призера областного музыкально-поэтического конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России.
Гипотеза: Можно предположить, что Алемгуль Т. использовала в своем стихотворении разные типы сказуемых. Простых глагольных сказуемых в данном стихотворении больше, чем других типов сказуемых.
Цель моей работы: применив знания по русскому языку в области синтаксиса, изучить типы сказуемых, использованных в стихотворении
«А.С. Пушкину» Алемгуль Т., выпускницы
МБОУ «Украинская СОШ», прийти к выводу о приоритетности типа сказуемого в данном стихотворении.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть типы сказуемых в русском языке, опираясь на сведения школьной учебной литературы и других источников;
Познакомиться со стихотворениями Алемгуль Т.., её стихотворением «А.С. Пушкину» - призером областного музыкально-поэтического конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России.
Проанализировать строфы стихотворения «А.С. Пушкину» с точки зрения синтаксической организации сказуемого в каждом предложении строфы;
Выявить предпочтительный тип сказуемого в стихотворении «А.С. Пушкину».
Смоделировать описательные и табличные формы аналитической части работы в связи с анализом строф стихотворения и определением предпочтительного типа сказуемого.
Продуктом научной работы является: результаты исследования с точки зрения синтаксиса, а именно типов сказуемых, стихотворения «А.С. Пушкину» Алемгуль Т., представленные в виде описательных и табличных форм.
Методы и приемы:
- метод теоретического изучения литературы,
- метод построения гипотезы и ее подтверждения или опровержения,
- метод проектирования,
- метод анализа и синтеза, обобщения,
- метод наблюдения, сравнения,
- поисковый метод,
- метод измерения,
- метод классификации,
- метод моделирования схем и таблиц.
Этапы работы:
I этап Подготовительный - продумывание темы, цели, задач научной работы.
II этап Основной :
- знакомство с творчеством Алемгуль Т.;
- работа над исследованием текста стихотворения Алемгуль Т.
«А.С. Пушкину» с точки зрения использования типов сказуемых;
- анализ результатов исследования, формирование выводов.
III этап Заключительный – защита работа на НПК различных уровней.
Глава 1. Типы сказуемых в русском языке
Сказуемое — один из основных элементов предложения, который играет ключевую роль в передаче информации и выражении мысли. Оно указывает на действие, состояние или качество предмета. С его помощью мы можем определить, когда происходило описываемое событие и кем выполняется действие. Рассмотрим различные типы сказуемых, их особенности и примеры использования в русском языке.
Что такое сказуемое в русском языке?
В предложении сказуемое является главным членом и, как правило, выражается глаголом, но может быть выражено существительным, прилагательным или другими самостоятельными частями речи. От части речи зависит вид сказуемого. С помощью подлежащего и сказуемого строятся привычные для нас двусоставные предложения. Но есть и предложения, где из главных членов только сказуемое.
Полезная информация о сказуемом
В таблице собрали основные характеристики о сказуемом, которые нужно знать, так как это пригодится на ОГЭ и ЕГЭ.
Вопросы сказуемого
Сказуемое отвечает на вопросы «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто такой?» и «что такое?» В русском языке сказуемое обычно выражается глаголом, но может быть выражено и другими частями речи: существительным, причастием, прилагательным или наречием. Также сказуемое может быть выражено словосочетанием.
Признаки сказуемого
Чтобы легко найти сказуемое в предложении, нужно знать его признаки. К основным относятся:
обозначает действие или признак подлежащего, а если подлежащего нет, то просто состояние;
является главным членом предложения и связан с подлежащим, если оно есть;
отвечает на вопросы «что делает предмет?», «что с ним делается?», «каков он?», «кто он такой?» и «что он такое?»
Виды сказуемого
Сказуемые могут состоять из одного или нескольких слов, поэтому бывают простыми и составными. (Смотри рисунок №1)
(рисунок №1)
Рассмотрим оба вида подробнее.
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, в котором, как правило, лексическое и грамматическое значения выражены одним словом. (Смотри рисунок №2)
Но есть случаи, когда простое глагольное сказуемое является не однословным. Например, если в предложении использован глагол, стоящий в форме будущего времени (буду рассматривать), в форме условного наклонения (знал бы), в форме повелительного наклонения (пускай попробует) или использован фразеологический оборот в качестве сказуемого (повесил нос).
Примеры
Рассмотрим на примерах простое глагольное сказуемое.
Мама будет готовить вкусный ужин из овощей и рыбы.
Дети весело играют со своими игрушками на детской площадке.
Солнце ярко освещало зеленые деревья и цветы в саду.
Лохматая собака громко лает на маленького котёнка.
Кошка мурлыкала бы, если бы ее гладили.
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
я буду рассказывать;
мы будем говорить;
они будут отдыхать;
вы будете собирать и т. п.;
пусть уйдет;
пускай спляшет;
да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчит себе.
Будешь ты ещё мне тянуть душу.
Витя вечно витает в облаках.
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
(рисунок №2)
Составное глагольное сказуемое
В составном глагольном сказуемом вспомогательная часть представлена глаголами начала, конца, продолжения действия или модальными глаголами (модальные глаголы выражают желательность, возможность, долженствование). Основная часть выражается инфинитивом. В некоторых случаях составное глагольное сказуемое выражается инфинитивом в сочетании с кратким прилагательным. (Смотри рисунок №3)
Примеры
Обратите внимание на предложения с составным глагольным сказуемым.
Нина решила сходить в гости к подружке.
Дети начали играть на улице.
Собака захотела побегать по двору.
Кошка решила отдохнуть на подоконнике.
Мы собираемся поехать в путешествие.
Утром он был добр и участлив.
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазисные глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия:
начать
стать
приниматься
продолжать
кончать
прекратить
бросить
закончить
перестать и пр.
Например:
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть, когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать, посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности:
хотеть
захотеть
мочь
смочь
желать
пожелать
уметь
намереваться
надеяться
решить
решиться
суметь
стараться
постараться
ухитряться
стремиться
думать
мечтать
ухитряться и пр.
Например:
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние:
любить
бояться
страшиться
стыдиться
стесняться
осмелиться
ненавидеть
привыкать
привыкнуть.
Например:
Я боялся обидеть Вас.
4. некоторые безличные глаголы:
следует
стоит
требуется и др.
Например:
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением:
рад
горазд
согласен
нужен
должен
намерен
готов
способен
волен.
Например:
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния:
можно
нельзя
надо.
Например:
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
(рисунок №3)
Составное именное сказуемое
В составном именном сказуемом в роли глагола-связки могут использоваться слова «быть», «становиться», «казаться», «являться», «сидеть», «идти», «вернуться» и другие. Глагол-связка работает вместе с именной частью, которая может быть выражена именем существительным, прилагательным, причастием, числительным или наречием. (Смотри рисунок №4)
Примеры
Вот несколько примеров составного именного сказуемого.
Моя сестра — талантливая художница.
Этот фильм оказался очень интересным.
Погода сегодня была просто великолепной.
Его мечта — стать известным писателем.
Уроки математики для него стали настоящим вызовом.
Этот вид сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
имя существительное в форме Им. п. или Тв. п.;
имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
имя числительное или количественное сочетание;
местоимение;
наречие;
причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
междометия;
неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения, в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно, и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество, излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
стать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и др., например:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно, кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится, этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным, как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
сидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить и др., например:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная, такая же бледная, как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
(рисунок №4)
Осложнённое сказуемое
Обычно осуществляется за счёт употребления в составе составного глагольного или именного сказуемых дополнительного глагола.
Включает в себя три (и более) слова, и может состоять:
из нескольких глаголов, и представлять собой осложнённое составное глагольное сказуемое: Я решил начать заниматься спортом.
из глаголов и имён, и представлять собой осложнённое составное именное сказуемое: Да, признаюсь, господа, я очень хочу быть генералом
Выводы по 1 главе
ОБОБЩИМ (Смотри рисунок №5)
(рисунок №5)
Алгоритм определения вида сказуемого (Смотри рисунок №6)
(рисунок №6)
Глава 2. Стихотворение собственного сочинения «А.С. Пушкину» выпускницы МБОУ «Украинская СОШ» Алемгуль Т., призера областного музыкально-поэтического конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России
2.1 Стихотворение «А.С. Пушкину» - призера областного музыкально-поэтического конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России
В июне 2019 года Алемгуль Т. приняла участие в областном музыкально-поэтическом конкурсе «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященном 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России.
Об этом в газете «Знамя» Исилькульского района Омской области, выпуск №24 от 21 июня 2019 года написано следующее:
«14 июня в библиотеке имени А.С. Пушкина в г. Омск состоялся заключительный этап конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященном 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России, учредителями которого выступили Омская областная общественная организация ветеранов и Бюджетное учреждение культуры «Областной дом ветеранов». Со сцены звучали произведения поэта, романсы на его стихи, ставились моноспектакли, инсценировки.
В номинации «Художественное слово» исполнялись произведения А.С. Пушкина и стихи о нем собственного сочинения или профессиональных авторов.
Алемгуль Т., обучающаяся Украинской школы, под руководством учителя русского языка и литературы Подоляко Е.К. представила на суд жюри и зрителей авторское стихотворение, прочитав его в собственной интерпретации.
Для Алемгуль этот конкурс закончился вручением Диплома 3 степени в номинации «Художественное слово».
2.2 Стихотворение «А.С. Пушкину»
А. С. Пушкину
Александр Сергеевич! Здравствуйте!
Хочу сегодня всем сказать,
Каким поэтом были ярким Вы.
И нам, потомкам, надо это знать!
Поэт, каких лишь сосчитать по пальцам!
Вы стали величайшим всех времён.
Вы не хотели быть страдальцем,
Умели жечь сердца огнем.
Мы Вам безмерно благодарны
За Ваш великий, непомерный труд.
Труды все ваши благодатны -
Вас и по сей день люди чтут.
Вы подарили многим детство,
Открыв чудесные миры.
Оставив нам свое наследство,
Вы дали нам предел мечты.
Поэтом быть - ваше призвание!
Вас бог талантом одарил!
А нам дал бог лишь наказание,
Что вас к себе он поманил.
Ну, как вы там среди небесных
Просторов и средь облаков?
Нашли себе ли интересных
Поэтов с помесью стихов?
Смогли там вас чем удивить
И рифмой зацепить своей?
Поэтом нынче трудно быть.
Ну, а писать ещё сложней.
На Вас пытаемся равняться!
Но Вам замены не найти!
Мы ваше скромное богатство,
Идущие по вашему пути.
Александр Сергеевич! Здравствуйте!
Хочу сегодня всем сказать,
Каким поэтом были ярким Вы.
И нам, потомкам, надо это знать!
Глава 3. Анализ сказуемых в стихотворении
Алемгуль Т. «А.С. Пушкину»
3.1. Анализ сказуемых в предложениях первой строфы
1 строфа:
Александр Сергеевич, здравствуйте!
Хочу сегодня всем сказать,
Каким поэтом ярким были Вы,
И нам, потомкам, надо это знать!
Сказуемые первой строфы:
Хочу сказать – составное глагольное сказуемое, выраженное модальным глаголом-связкой – хочу, изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, единственного числа, и основным(смысловым) глаголом неопределенной формы – сказать.
Поэтом были – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой – были, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе), и именем существительным – поэтом, употребленным в единственном числе, Творительном падеже.
Надо знать – составное глагольное сказуемое, выраженное словом надо и смысловым глаголом неопределенной формы – знать.
Вывод. В первой строфе 3 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 1 составное именное сказуемое.
Анализ сказуемых в предложениях второй строфы
2 строфа:
Поэт, каких лишь сосчитать по пальцам!
Вы стали «величайшим» всех времен.
Вы не хотели быть страдальцем,
Умели жечь сердца огнем.
Сказуемые второй строфы:
Сосчитать – составное глагольное сказуемое, выраженное нулевой связкой и смысловым глаголом неопределенной формы – сосчитать.
Стали «величайшим» – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой – стали, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе), и именем прилагательным – «величайшим», употребленным в простой форме превосходной степени сравнения, единственном числе, мужском роде, Творительном падеже.
(Не) хотели быть страдальцем – осложненное составное именное сказуемое, о котором говорится в Википедии, выраженное глагольной связкой, состоящей из 2 глаголов – хотели быть (в которой хотели – глагол, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе), быть – глагол неопределенной формы) оба глагола составляют значение НЕ БЫЛИ, и именем существительным – страдальцем, употребленным в единственном числе, Творительном падеже.
Умели жечь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой – умели, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе), и смысловым глаголом неопределенной формы – жечь.
Вывод. Во второй строфе 4 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 2 составных именных сказуемых., одно из которых осложненное.
Анализ сказуемых в предложениях третьей строфы
3 строфа:
Мы Вам безмерно благодарны
За Ваш великий, непомерный труд.
Труды все Ваши благодатны,
Вас и по сей день люди чтут.
Сказуемые третьей строфы:
Благодарны – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и кратким страдательным причастием, прошедшего времени, 1 лица, множественного числа.
Благодатны – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и кратким прилагательным, употребленным во множественном числе, Именительном падеже.
Чтут – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, множественного числа.
Вывод. В третьей строфе 3 сказуемых: 2 составных именных сказуемых и 1 простое глагольное сказуемое.
3.4. Анализ сказуемых в предложениях четвертой строфы
4 строфа:
Вы подарили многим детство,
Открыв чудесные миры,
Оставив нам свое наследство,
Вы дали нам предел мечты.
Сказуемые четвертой строфы:
Подарили – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе).
Дали – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе).
Вывод. В четвертой строфе 2 простых глагольных сказуемых.
3.5. Анализ сказуемых в предложениях пятой строфы
5 строфа:
Поэтом быть – Ваше призвание!
Вас Бог талантом одарил!
А нам дал Бог лишь наказанье,
Что Вас к себе он поманил.
Сказуемые пятой строфы:
Призвание – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и именем существительным, употребленным в единственном числе, Именительном падеже.
Одарил – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.
Дал – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.
Поманил – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.
Вывод. В пятой строфе 4 сказуемых: 1 составное именное сказуемое и 3 простых глагольных сказуемых.
3.6. Анализ сказуемых в предложениях шестой строфы
6 строфа:
Ну как Вы там среди небесных
Просторов и средь облаков?
Нашли себе ли интересных
Поэтов с поместью стихов?
Сказуемые шестой строфы:
Нашли – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе).
Вывод. В шестой строфе 1 простое глагольное сказуемое.
Анализ сказуемых в предложениях седьмой строфы
7 строфа:
Смогли там Вас чем удивить,
И рифмой зацепить своей?
Поэтом нынче трудно быть,
Ну, а писать еще сложней.
Сказуемые седьмой строфы:
Смогли удивить (и) зацепить – два однородных составных глагольных сказуемых, выраженных модальным глаголом-связкой – смогли, изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа, и смысловыми глаголами неопределенной формы – зацепить (и) удивить.
Трудно – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и наречием.
Сложней – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и наречием, употребленным в простой форме сравнительной степени сравнения.
Вывод. В седьмой строфе 4 сказуемых: 2 однородных составных глагольных сказуемых и 2 составных именных сказуемых.
3.8. Анализ сказуемых в предложениях восьмой строфы
8 строфа:
На Вас пытаемся равняться!
Но Вам замены не найти!
Мы Ваше скромное богатство,
Идущие по Вашему пути.
Сказуемые восьмой строфы:
Пытаемся равняться – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой – пытаемся, изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, множественного числа, и основным глаголом неопределенной формы – равняться.
(Не) найти – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом неопределенной формы.
Богатство – составное именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и именем существительным, употребленным в единственном числе, Именительном падеже.
Вывод. В восьмой строфе 3 сказуемых: 1 составное глагольное сказуемое, 1 простое глагольное, 1 составное именное сказуемое.
3.9. Анализ сказуемых в предложениях девятой строфы
9 строфа – повторение 1 строфы.
Использование кольцевой формы стихосложения:
Александр Сергеевич, здравствуйте!
Хочу сегодня всем сказать,
Каким поэтом были ярким Вы,
И нам, потомкам, надо это знать!
Сказуемые девятой строфы:
Хочу сказать – составное глагольное сказуемое, выраженное модальным глаголом-связкой – хочу, изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, единственного числа, и основным(смысловым) глаголом неопределенной формы – сказать.
Поэтом были – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой – были, изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа (местоимение Вы в этом контексте используется для вежливого обращения, следовательно, употребляется во 2 лице, единственном числе), и именем существительным – поэтом, употребленным в единственном числе, Творительном падеже.
Надо знать – составное глагольное сказуемое, выраженное словом надо и смысловым глаголом неопределенной формы – знать.
Вывод. В девятой строфе 3 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 1 составное именное сказуемое.
3.10. Общий анализ стихотворения «А.С. Пушкину»
с точки зрения состава сказуемых
Исходя из полного анализа стихотворения «А.С. Пушкину» Алемгуль Т., призера областного музыкально-поэтического конкурса «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», посвященного 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и году театра в России, можно охарактеризовать виды сказуемых этого лирического произведения, которые были изучены в рамках данного исследования.
Стихотворение «А.С. Пушкину» состоит из девяти строф, причём 9 строфа – повторение 1 строфы - использование кольцевой формы стихосложения.
В стихотворении синтаксических единиц-предложений больше, чем строф, соответственно и сказуемых, как части грамматической основы предложения тоже больше.
В основном в тексте использованы, как показывает исследование, сказуемые разных видов.
Проанализировав каждое сказуемое отдельной строфы, мы можем составить Обобщающую таблицу видов сказуемых в стихотворении. (Смотри таблицу N 1)
|
N п/п |
Номер строфы стихотворения |
Выводы о видах сказуемых в данной строфе |
|
1 |
1 строфа |
В первой строфе 3 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 1 составное именное сказуемое. |
|
2 |
2 строфа |
Во второй строфе 4 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 2 составных именных сказуемых, одно из которых осложненное. |
|
3 |
3 строфа |
В третьей строфе 3 сказуемых: 2 составных именных сказуемых и 1 простое глагольное сказуемое. |
|
4 |
4 строфа |
В четвертой строфе 2 простых глагольных сказуемых. |
|
5 |
5 строфа |
В пятой строфе 4 сказуемых: 1 составное именное сказуемое и 3 простых глагольных сказуемых. |
|
6 |
6 строфа |
В шестой строфе 1 простое глагольное сказуемое. |
|
7 |
7 строфа |
В седьмой строфе 4 сказуемых: 2 однородных составных глагольных сказуемых и 2 составных именных сказуемых. |
|
8 |
8 строфа |
В восьмой строфе 3 сказуемых: 1 составное глагольное сказуемое, 1 простое глагольное, 1 составное именное сказуемое. |
|
9 |
9 строфа |
В девятой строфе 3 сказуемых: 2 составных глагольных сказуемых и 1 составное именное сказуемое. |
Таблица N 1
В стихотворении «А.С. Пушкину», автором которого является выпускница МБОУ «Украинская СОШ» Алемгуль Т., 10 составных именных сказуемых, 9 составных глагольных сказуемых и 8 простых глагольных сказуемых. (Смотри таблицу N2)
|
Вид сказуемого в русском языке |
Простое глагольное сказуемое |
Составные сказуемые |
|
|
Составное глагольное сказуемое |
Составное именное сказуемое |
||
|
Количество сказуемых, использованных в стихотворении |
8 |
9 |
10 |
Таблица N 2
Из таблицы видно, что Алемгуль использовала в большей степени составные именные сказуемые, одно из которых осложненное ((не) хотели быть страдальцем). Чуть меньше использовано составных глагольных сказуемых. Алемгуль Т. простым глагольным сказуемым предпочла составные. Думаю, что составные сказуемые более выразительные, более поэтичные, особенно составное именное сказуемое придает стихотворению образность. Именно по этой причине, не задумываясь о выборе формы сказуемого, в стихотворении Алемгуль число составных именных сказуемых превысило остальные.
Заключение
Итак, научная работа дала возможность понять, что текст и стихотворения в том числе – это некая организованная структура по законам языка, по законам синтаксиса, узнать эти законы, узнать, как строится предложение с точки зрения использования грамматической основы, а именно видов сказуемых.
В научной работе исследовалось стихотворение Алемгуль Т.
«А.С. Пушкину» с точки зрения синтаксиса грамматической основы предложений, а именно состава сказуемого, определение его типа. Были составлены таблицы по данному вопросу и сделан вывод о приоритетности типа сказумого Алемгуль Т. в данном стихотворении.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Теоретические сведения, представленные в первой главе работы, помогли выполнить синтаксический разбор каждого предложения каждой строфы стихотворения, составить описательный анализ по данному вопросу и создать обобщающие таблицы.
Цель работы, применив знания по русскому языку в области синтаксиса, изучить типы сказуемых, использованных в стихотворении «А.С. Пушкину» Алемгуль Т., выпускницы «МБОУ «Украинская СОШ», прийти к выводу о приоритетности типа сказуемого в данном стихотворении, достигнута.
Синтаксис стихотворения сложен и многообразен. Это отражено в таблице по обобщению видов сказуемых.
Гипотеза нашла свое подтверждение частично, только в части разнообразия типов сказуемых, так как Алемгуль Т. в стихотворении «А.С. Пушкину» действительно использовала все 3 типа сказуемых, но в разной мере. Вторая часть гипотезы о том, что простых глагольных сказуемых в данном стихотворении больше, чем других типов сказуемых, опровергается, в связи с тем, что в стихотворении Алемгуль число составных именных сказуемых превысило остальные.
Практическая значимость исследования заключается в том, что через произведение выпускницы МБОУ «Украинская СОШ» или через любое другое произведение, будь то проза или лирика, мы можем постичь законы русского языка, повторить знания о нем, укрепить эти знания на практике.
Именно применение знаний по языку требуется по жизни и на Государственной Итоговой аттестации выпускников школы.
Источники
Бабайцева В.В. Синтаксис русского языка. Флинта, 2015.
Газета «Знамя» Исилькульского района Омской области, выпуск №24 от 21 июня 2019 года.
Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка. Курс лекций (словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст), Флинта-Наука, 2013.
Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.
Писатели малой Родины: сборник. – Исилькуль: Центральная районная библиотека, 2019. – 92 с.
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко и др. 28-е изд. — М.: Просвещение — АО «Московские учебники»
Русский язык. 8 кл.: учебник. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос В. В. Львов и др. 6-е изд. — М.: Дрофа.
Скобликова Е. С. Современный русский язык. Сказуемое и его разряды. Учебное пособие, Флинта, 2012.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5
https://www.kp.ru/edu/shkola/skazuemoe-v-russkom-yazyke/
https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy
skazuiemyh.htmlhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F1%2F18218966_271499061.pdf-img%2F18218966_271499061.pdf-15.jpg&lr
skazuiemyh.htmlhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F1%2F18218966_271499061.pdf-img%2F18218966_271499061.pdf-15.jpg&234
skazuiemyh.htmlhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F1%2F18218966_271499061.pdf-img%2F18218966_271499061.pdf-15.jpg7890654
skazuiemyh.htmlhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F1%2F18218966_271499061.pdf-img%2F18218966_271499061.pdf-15.jpg555446778