Введение
Актуальность темы
«…Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». (В.В. Путин)
Сегодня Россия, являясь одной из ведущих держав мира, переживает сложные социально-экономические изменения. На фоне глобальных перемен и противоречий наша страна старается сохранить свои интересы и обеспечить национальную безопасность.
Школа является одним из ключевых учреждений, где формирование патриотизма и национального самосознания осуществляется в рамках целостного воспитательного процесса. Это определяет актуальность выбранной темы и важность исследования мужских образов для формирования патриотизма и национального самосознания у детей.
Цель работы: Выявить, как мужские образы в романе способствуют формированию патриотических чувств и национального самосознания детей
Задачи исследования:
изучение истории
чтение и изучение художественных текстов
анализ мужских образов
изучение их роли в сюжете
исследование влияния этих образов на формирование патриотических чувств и национального самосознания школьников
Объект исследования: роман "Жестокий век"
Предмет исследования: влияние мужских образов на патриотизм и национальное самосознание
Методы исследования: анализ текста, сравнение, обобщение
Основная часть
Глава 1. Историко-культурные основы романа "Жестокий век"
1.Краткий обзор истории создания романа
Роман «Жестокий век» написал выдающийся советский писатель Исай Калистратович Калашников, который родился в с.Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 9 августа 1931 года. Роман из двух частей «Гонимые» и «Гонители» впервые опубликован в 1978 году. Свое произведение И.Калашников посвятил событиям XIII века, когда монгольское войско под предводительством Чингисхана и его потомков вторглось в Среднюю Азию и Русь.
И.Калашников создал не просто исторический роман, а эпическую картину о судьбах народов, столкнувшихся с жестокими испытаниями эпохи.
В процессе работы над книгой он провел большие исследования, изучая как русские летописи, так и восточные хроники.
Над своей книгой Исай Калашников работал десять лет. За этот период автор тщательно изучил быт и обычаи монгольского народа. В результате этого титанического труда мы имеем произведение, ставшее визитной карточкой нашей республики и получившее мировое признание.
2. Историческая основа образа Чингисхана
Чингисхан (Темучин) родился около 1162 года и умер в 1227 году. Он был великим монгольским полководцем, основателем Монгольской империи и одним из самых влиятельных завоевателей в мировой истории. Его жизнь и деятельность оставили глубокий след в истории Монголии и всей Евразии.
Темучин родился в семье Есугей-багатура, вождя одного из кланов кочевников-монголов. В детстве он пережил много трудностей, включая убийство его отца и изгнание семьи.
В начале XIII века Темучин начал кампанию по объединению разрозненных монгольских племен под своим руководством. В 1206 году курултай (съезд вождей) провозгласил его Чингисханом – "великим ханом", что символизировало его статус верховного правителя всех монголов.
После объединения монголов Чингисхан начал серию военных кампаний, направленных на расширение своей власти за пределы монгольских степей. Его армия была хорошо организованная и дисциплинированная, а тактика ведения войны отличалась высокой мобильностью и использованием внезапных атак. Под его командованием монголы покорили многие народы и государства, включая Китайскую империю Цзинь, Среднюю Азию, Кавказ и часть Руси.
Чингисхан создал эффективную систему управления своей огромной территорией. Он разделил свою армию на десятки тысяч воинов ("туменов"), каждый из которых подчинялся своему командиру. Также были введены законы, известные как Яса, которые регулировали общественные отношения и поддерживали порядок в империи.
Несмотря на разрушения и страдания, вызванные монгольскими завоеваниями, империя Чингисхана также сыграла важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, содействуя развитию торговли и распространению знаний.
Образ Чингисхана, сложный и многогранный, продолжает привлекать внимание исследователей.
Глава 2. Влияние мужских образов на воспитание патриотизма и национального самосознания у школьников
Российский филолог, общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что русская литература играет ключевую роль в формировании национального характера и воспитании. Вот одна из его цитат на эту тему:
"Литература — это школа нравственности. Она формирует душу человека, его мировоззрение, его отношение к миру и другим людям. Русская литература всегда была не просто искусством слова, она была зеркалом души нации, отражающим её надежды, мечты, сомнения и страхи."
Школьная программа русской литературы содержит произведения многих авторов, которые способствуют воспитанию патриотизма и национального самосознания детей. Эти персонажи часто воплощают в себе лучшие черты русского характера, такие как стойкость, мужество, любовь к Родине, верность традициям и духовные ценности.
При изучении моей темы мы рассмотрели два наиболее значимых произведения, где представлены мужские образы, играющие важную роль в формировании патриотизма и национального самосознания.
Пословица «Береги честь смолоду» как эпиграф относится ко всему произведению А.Пушкина «Капитанская дочка». В ней достаточно ясно выражается замысел и общая атмосфера повести. Ведь автор в своем произведении рассказывает о чести, любви, патриотизме и гражданском долге.
Обратим внимание на главного героя повести, который воплощает мужество, патриотизм и является выразителями национальной идеи.
Петр Гринев по воле отца отправляется на службу в Белогорскую крепость. В течение всего произведения мы наблюдаем становление юного героя и превращение его в смелого, преданного родине человека. Путь, который приходится проходить Петру Гриневу, полон неожиданностей и трудностей. На его пути встречаются разные люди, оказавшие большое влияние на формирование характера. С самого начала повествования мы видим, что Гринев добрый, хороший человек. Об этом свидетельствуют сцены его отношений с Савельичем: нагрубив старику, Гринев испытывает жалость к нему и начинает терзать себя за несдержанность.
В эпизоде, где Гринев попадает в плен к Пугачеву, тот предлагает ему перейти на свою сторону, обещая свободу и высокие чины. Однако Гринев отказывается: «Я природный дворянин; я присягал государыне-императрице; тебе служить не могу»
Этот момент ярко демонстрирует верность Гринева своей присяге и преданность законной власти, что является выражением его патриотических чувств.
О мужестве и бесстрашии говорит следующий эпизод:
Когда Гринев узнает, что Марья Ивановна находится в опасности, он без колебаний отправляется спасать её, рискуя собственной жизнью. Его готовность жертвовать собой ради других можно рассматривать как проявление патриотизма и заботы о ближних.
Эти эпизоды иллюстрируют, как Гринев действует исходя из своих патриотических убеждений и чувства долга перед родиной, что делает его ярким примером положительного героя в русской литературе.
Обратимся к монументальному эпическому полотну великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир».
В качестве положительного героя, проповедующего идеи национальности и патриотизма, рассмотрим образ одного из главных героев Андрея Болконского.
Андрей Болконский – офицер, участвующий в Отечественной войне 1812 года. Его образ отражает глубокую связь с Родиной, стремление к подвигу во имя Отечества и осознание важности служения народу. В нем сочетаются личные амбиции и желание служить общему благу.
В романе описано русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805-1812 годах.
Андрей Болконский-представитель высшей знати, молодой князь, состоятельный аристократ, в начале романа полон оптимизма, желает славы и триумфа на военном поприще.
Герой, участвуя в битве при Шенграбене, ведет себя храбро и самоотверженно, показывая свою готовность защитить родину. Во время отступления Болконский поднимает знамя и зовет солдат следовать за ним, прикрывая отход войск. Этот поступок символизирует его патриотический дух и готовность пожертвовать собой ради общей цели.
Переломным моментом в жизни Болконского становится Аустерлицкое сражение, когда герой получает серьезное ранение.
Лев Толстой через образ своего героя доносит до читателя бессмысленность войн. Его герой понимает, что война приносит только разруху. В такие моменты его душа наполнена чувством глубокого патриотизма и ответственности перед родиной.
Пересмотр своей жизни, понятия о героизме и подвигах указывают на его взросление и укрепление национального самосознания.
Анализ образа Андрея Болконского помогает молодому поколению понять, что нужно не сдаваться перед лицом трудностей, оставаться верными своим идеалам и становиться достойными гражданами своей страны.
Глава 3. Мужские образы в романе "Жестокий век"
1.Анализ основных мужских персонажей: Тэмуджина, Джамухи, Боорчу.
При анализе основных мужских персонажей образ главного героя романа Тэмуджина занимает центральное место.
В романе описывается, как с самого детства Темуджин демонстрирует непоколебимую решимость и стремление к достижению поставленных целей.
О его бесстрашии и решимости рассказывается в эпизоде, где Тэмуджин отважно отбивается от голодных волков, защищая свою маму и братьев:
…Он становится мужчиной, главой и кормильцем семьи. Страшная зима с зелеными огоньками волчьих глаз в гудящей и стонущей темноте уже не повторится. Он научился ловить рыбу, бить из лука птиц, добывать жирных тарбаганов. Он научится владеть мечом и боевым копьем, станет воином, таким же знаменитым, как его отец Есугей-багатур. Пусть тогда дрожит от страха толстый Таргутай-Кирилтух!..
После смерти отца Есугея Темуджину приходится столкнуться с предательством и враждебным отношением со стороны других родов. Чтобы выжить в таких суровых условиях и продолжить дело отца, Темуджин проявляет настоящее мастерство в дипломатии и организаторских способностях. Исай Калашников показывает это, красочно и достоверно описывая сцены, где главный герой демонстрирует умение находить союзников, убеждать людей следовать за ним и вести переговоры даже в самых сложных ситуациях:
…Он был уверен, что скоро все переменится. Устали люди от бесконечных усобиц, многие злы на своих нойонов, не способных защитить ни кочевий, ни домашнего очага, ни самой жизни. Люди во всех куренях думают одинаково, и, если он сумеет показать, на что способен, они пойдут за ним!..
Эпизоды, связанные с объединением монгольских племен, показывают стратегическое мышление и политическую мудрость Темуджина. Он умеет находить подход к каждому племени, учитывать их интересы и потребности, а также устранять внутренние конфликты. Его харизма и умение вдохновлять людей делают его лидером, способным объединить разрозненные группы в единую мощную силу
Исай Калашников раскрывает лидерские и политические качества Чингисхана через продолжительные разговоры хана с шаманом Теб-Тенгри, чьи мудрые советы оказывали значительное влияние на его ранние шаги:
«– Каким бы ни был хан, – сказал он, – его власть сводит улусы разных племен в один большой улус. Исчезает вражда. Боятся нападать враги. Не льется зря кровь»
Данный эпизод позволяет удостовериться в одном из главных достижений Чингисхана – в объединении разрозненных монгольских племён под своим руководством, что позволяло Монгольской империи противостоять любым нашествиям.
Также автор романа красочно показывает как безжалостность к врагам и предателям, так и милосердие и щедрость к своим союзникам:
… Холод страха коснулся сердца Тэмуджина. Ему предстояло переступить незримую черту в самом себе. За ней было неведомое.
Зато он знал, что будет, если не сделает последнего шага, если повернет назад:
– Я не пролью и капли родственной крови. – Это звучало оправданием, озлился на себя, крикнул: Но вы должны умереть! И вы умрете!..
Щедрость и справедливость находим в следующем эпизоде:
– …Сын Есугея щедростью превосходит всех, кого я знал. Сейчас ты, не дрогнув, готов грудью защитить своего воина. Я вижу твое прямодушие и мужество. И я говорю: счастливы будут те, кого ты поведешь за собой. Мое племя, хан Тэмуджин, готово поддержать тебя
Эти качества помогают ему привлекать и переманивать к себе людей из других племён.
Важно отметить, что Чингисхан отличался толерантностью к иным религиям и успешно внедрял всё новое, что могло бы принести пользу его народу. Он обеспечивал свободу вероисповедания и поддерживал развитие науки и искусства.
Например, его сын Джучи «…в захваченных городах разыскивал людей, сведущих в разных науках, заставлял перелагать на монгольский язык книги, слушал не уставая рассказы о прежних царствах, об устроении мира, о поучениях древних мудрецов»
Проанализировав фрагменты текста, мы выделили ключевые черты главного героя. Автору «Жестокого века» удалось сформировать цельный образ основателя Монгольской империи, позволяющий нам увидеть истинного исторического деятеля. Образ Чингисхана символизирует силу воли, целеустремленность и способность преодолевать любые препятствия. Его идеи об объединении разрозненных племен вдохновляют на укрепление национального духа, патриотизма и сплоченности. Именно сейчас, когда Россия переживает трудные времена, только любовь и преданность к Родине поможет нам защитить нашу страну.
Один из самых ярких личностей в окружении великого правителя Монголии, Джамуха представлен в романе другом и достойным соперником Тэмуджина. В произведении Калашникова мы знакомимся с Джамухой как с сыном нойона племени джаджират. В игре в бабки Джамуха демонстрирует стремление любым путем одерживать победу: в тексте читаем, как он обыграл Хучара, испортив его биту. Хитрость и ловкость этого героя послужат не только укреплению дружбы с будущим ханом, но и сделает их непримиримыми соперниками.
Отношения Тэмуджина и Джамухи развиваются в течение всего романа. Джамуха свободолюбив, своенравен. Но в то же время он, не раздумывая спешит на помощь анде. Именно Джамуха вместе с ханом Тогорилом вызволяют из плена жену Тэмуджина Борте.
Несмотря на разногласия, Тэмуджин долго принимал Джамуху как своего настоящего брата:
…Доброе чувство к Джамухе омыло душу Тэмуджина. Он понял вдруг, что не в шутку, а всерьез и навсегда Джамуха становится его братом, таким же, как Джучи-Хасар, Бэлгутэй, Хачиун, Тэмугэ.
Бесстрашие Джамухи показано в сцене облавной охоты, когда тот был готов нарушить установленные предками правила охотничьего промысла.
Находим эпизод, где Джамуха дает правильные советы, усмиряя гнев своего анды словами:
- Почитать старших, анда, нам деды завещали…
Но дальше у них все сильнее происходят разногласия: после очередной удачной охоты Джамуха осуждает деление добычи Тэмуджином (считает, что тот слишком благосклонен к охотникам из другого племени)
Одна из самых ярких сцен, демонстрирующих окончательный разлом в их дружбе, описана в конце 1 части романа. В разгар сражения с найманами Джамуха подговаривает Ван-хана покинуть Тэмуджина и оставляет его наедине с врагами.
Так заканчивается когда-то начатая дружба Джамухи с одним из самых великих людей истории.
Итак, исследование данного образа привело к выводу: Джамуха как один из мужских образов романа привлекает внимание читателей смелостью, верностью выбранным принципам, почитанием старейшин, желанием укреплять объединение своего народа. Именно эти качества будут рассматриваться для формирования патриотизма и национального самосознания школьников.
Следующий мужской персонаж, требующий рассмотрения, Боорчу.
Вначале Тэмуджин с опасением относится к своему новому знакомому. Но открытый, дружелюбный, гостеприимный парень вселяет в него доверие:
«…Из-под летней войлочной шапки, отороченной по краю черной шелковой лентой, во все стороны торчат коротко обрезанные, с загнутыми вверх концами и выгоревшие на солнце волосы, открытые угольно-черные глаза спокойны и внимательны, во взгляде нет ни тревоги, ни настороженности, ни скрытой враждебности. Можно ли так ловко притворяться?»
Далее в романе описывается, как они удачно отбили украденный у Тэмуджина табун лошадей. На предложение Тэмуджина отблагодарить его, Боорчу искренне восклицает: «Я помогал вам, потому что сочувствовал вашим трудностям, а не ради выгоды!». Вскоре после многих испытаний Боорчу становится одним из самых преданных, бескорыстных людей Тэмуджина и будет рядом с ним во всех его начинаниях.
В одной из легенд про друга и соратника хана говорится, что во время присвоения Тэмуджину ханского титула и провозглашения его Чингисханом, Тэмуджин начал раздавать должности и привилегии своим соратникам, но «по забывчивости» своему самому преданному нукеру никакого звания не присвоил. Посланные ханом люди подслушали разговор Боорчу с женой, в котором его жена пожаловалась на неблагодарность хана. Боорчу ответил жене, что служит хану не за благодарность, и что будет служить, даже если его посадят на хлеб и воду.
Впоследствии Тэмуджин на курултае объявит, что ставит Боорчу над всеми, и сделает его начальником войска правой руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что лучшими качествами этого героя являются бескорыстие, преданность выбранному делу, службе, своему народу; умение радоваться самым простым вещам, человечность.
Итак, нами рассмотрена лишь часть мужских образов в романе. В исследуемом произведении есть немало не только мужских образов, но и женских, которые будут изучены в дальнейшей работе.
2.Патриотизм и национальные ценности в мужских образах романа «Жестокий век»
Главный герой романа, будущий Чингисхан, был глубоко привязан к своей земле, своему народу и традициям. Автор произведения показывает его любовь к родине, народу и культуре с разных сторон.
«Каждый человек должен быть готов защищать свои земли и народ»-эта мысль стала делом всей жизни будущего Чингисхана. Это было одной из главных причин его военных походов – объединение племен для создания мощной силы, способной противостоять внешним угроз.
Будущий хан уважал традиции и культуру своего народа. Он придерживался древних обычаев, таких как почитание предков, уважение старших. С целью укрепления и сохранения государства и ее культуры Чингисхан издал Основной закон («яса») – свод правил, которые должен соблюдать каждый член общества.
Патриотизм Чингисхана заключается в его преданности идеям по сохранению своего народа. Он перенимал все самое лучшее и прогрессивное. Чтобы сделать свой народ сильным и независимым, Чингисхан приветствовал развитие наук, искусства и ремесел.
Хотя в истории герой известен как завоеватель, все его действия мы рассматриваем как проявление любви к своему народу, патриотизма и национального самосознания.
Джамуха как один из самых влиятельных вождей среди монгольских племён, также проявляет глубокую привязанность к своей родине, народу и культуре. Его способы правления отличаются от методов Тэмуджина, и в романе мы находим много эпизодов, где показаны его положительные качества: бесстрашие, умение находить альтернативные способы защиты своего народа и его интересов, почитание старейшин, любовь к родной земле.
В романе есть эпизоды, где описаны проявления его упрямства и своенравия. Стремление отстоять свои жизненные принципы приводит его к разрыву с другом, братом по крови и приводит к гибели. Стойкость духа и преданность своим идеям Джамухи демонстрирует его глубокую личную привязанность к своей земле и людям.
Одним из самых ярких личностей в истории монгольского народа и образов романа «Жестокий век» является сын представителя племени арулатов Наху-баяна Боорчу.
Боорчу также проявляет глубокую привязанность к своей родине, народу и культуре. Любовь к своему народу Боорчу проявляет прежде всего своим непритязательным отношением к сословиям, положению в обществе, бескорыстием и человеколюбием.
Герой неоднократно доказывает свою готовность пожертвовать собой ради общего дела. Он участвует в битвах, рискует своей жизнью, чтобы защитить своих товарищей и достичь общих целей.
Итак, все изученные нами герои помогают воспитывать у школьников и молодежи основные ценности каждого общества: любовь к Родине и чувство гражданской ответственности перед ней.
Заключение
Выполнив задачи для достижения поставленной цели и применив методы анализа, обобщения и интерпретации текста, мы пришли к следующим выводам:
Актуальная для нашего времени тема патриотизма и национального самосознания ярко отражается во многих литературных произведениях. В ходе исследования выбранной темы мы обратились к истории монгольского народа, к работам литературных и общественных деятелей, а также провели анализ персонажей в романе Исая Калашникова «Жестокий век» и в произведениях русской литературы. Наше исследование показало, что русская литература обладает богатым материалом, позволяющим воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма, национального самосознания и гражданской ответственности. Все рассмотренные художественные персонажи достоверно и красочно описаны авторами, передают атмосферу эпохи изображаемых событий и помогают образно представить исторические личности, использованные в их произведениях. Применение таких методов, как сравнение, анализ и обобщение, позволило раскрыть выбранную тему и достичь поставленной цели.
Проведенное исследование имеет важное практическое значение. Наша исследовательская работа может быть использована в разработке методических материалов для учителей, создании тематических выставок. Поскольку наступивший 2025 год объявлен Годом защитника Отечества, наша работа станет достойным материалом для проведения классных часов, посвященных символу национального единства и патриотизма.
Наше исследование открывает множество направлений для дальнейших изысканий. Мы надеемся, что представленная работа привлечёт внимание и потребует продолжения.
Список использованной литературы:
Булатов С. Чингисхан: история завоевателя мира. – СПб.: Нева, 2018.
Власов А. Литературное наследие Монголии. – Улан-Батор: Издательство Академии наук МНР, 1969.
Калашников И.К. «Жестокий век». – М.: Художественная литература, 1984.
Коровина В.Я., Журавлева В.П., Коровин В.И. Литература.8 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1-М.: Просвещение,2023
Прозоров Л. Национальная идея в русской литературе XIX-XX веков. – М.: Просвещение, 1995.
Сокровенное сказание монголов. – Донецк, Издательство Сталкер, 2001
Толстой Л.Н. «Война и мир» в двух книгах. - М.: Современник,1978
Шолохов М.Б. «Тихий Дон» 472с.-Санкт-Петербург: Речь,2017