История и роль журнала «Весёлые картинки» в развитии детской литературы

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История и роль журнала «Весёлые картинки» в развитии детской литературы

Ягодин М.А. 1
1МБОУ "Школа №14"
Капустина Е.В. 1
1МБОУ "Школа №14"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Весёлые картинки» — это детский юмористический журнал, который впервые вышел 24 сентября 1956 года. Его создание стало возможным благодаря постановлению советского руководства о развитии детской литературы. Идея журнала принадлежала Ивану Семёнову, известному карикатуристу журнала «Крокодил». Легенда гласит, что название появилось случайно: Семёнов увидел, как его сын рисует в альбоме, и спросил: «Что это за картинки?» На что мальчик ответил: «Весёлые!» Так появилось название. [4]

Журнал быстро завоевал популярность благодаря ярким иллюстрациям, комиксам и забавным персонажам. Среди них были Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино и другие. В 1980-х годах тираж «Весёлых картинок» достигал рекордных 9,5 миллионов экземпляров в месяц. Это был самый массовый детский журнал в СССР. [5]

Думаю, что "Весёлые картинки" – это не просто журнал с картинками, а настоящий кусочек истории. Хочу рассказать вам, как этот журнал помогал детям понимать мир и радоваться жизни.

Цель исследования: изучение истории и роли журнала «Веселые картинки» в развитии детской литературы.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

3. Познакомиться с историей детского журнала «Веселые картинки».

4. Описать журналы за 1988, 1989г.

Объект: журнал «Веселые картинки».

Предмет: журнал «Веселые картинки» №10 (1988), №6 (1989), №12 (1989).

ЖУРНАЛ «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»:

ИСТОРИЯ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Разбирая старые газеты и журналы у своей бабушки, наткнулся на детские юмористические журналы ЦК ВЛКСМ «Веселые картинки» №10 (1989), №6 (1989), №12 (1989). Хочу посветить данную работу этим журналам.

Они бережно хранились как часть семейной истории. Эти журналы выписывали мои бабушка и дедушка для моей мамы. В 1989 году маме было 6 лет и по ее рассказам, она очень любила читать журнал «Веселые картинки». Журнал приходил на адрес, где жила раньше, моя семья – ул. Городская 130-11 и стоил он всего 20 копеек.

Листы всех трех журналов в некоторых местах изношены, края потрёпаны, что говорит о том, что их активно читали, рассматривали иллюстрации и решали задания.

Номер 10 (1988г.) выделялся тем, что публиковал стихи и рассказы исключительно молодых писателей. Это подчёркивало внимание редакции к поддержке начинающих авторов и развитию современной детской литературы. (Приложение 1)

Номер 6 (1989 г.) был посвящён 200-летию Французской революции. В нём содержались материалы, направленные на популяризацию исторических знаний среди детей, но в лёгкой и доступной форме. Это подчёркивало стремление журнала не только развлекать, но и образовывать своих читателей.

Здесь можно увидеть рассказ о дне взятия Бастилии, сказку французского писателя Ш. Перро «Красная шапочка», басню на французском языке. (Приложение 2)

Декабрьский номер 1989 года полностью посвящён Новому году. (Приложение 3) В этом выпуске содержатся разнообразные материалы, которые создают праздничное настроение и помогают детям подготовиться к празднику.

Все три номера были наполнены разнообразными материалами: загадками, стихами, ребусами и другими интересными элементами. Эти задания способствовали развитию логического мышления, воображения и творческих способностей.

Прочитав журналы выяснил, что журнале «Весёлые картинки» использовались следующие весёлые человечки, объединённые в «Клуб Весёлых человечков»:

• Карандаш - художник с волшебным карандашом вместо носа.

• Самоделкин - мастер на все руки, робот с винтиком вместо носа.

• Буратино - персонаж сказки «Золотой ключик».

• Чиполлино - персонаж сказки «Приключения Чиполлино».

• Петрушка - персонаж кукольного театра.

• Гурвинек - персонаж чехословацкого театра кукол.

• Незнайка - персонаж сказок Николая Носова.

• Дюймовочка - персонаж одноимённой сказки Х. К. Андерсена. [5]

Изучая историю журнала, узнал, что журнал «Весёлые картинки» сотрудничал с рядом известных авторов и иллюстраторов, которые внесли значительный вклад в его содержание и оформление. Вот некоторые из них:

Сергей Михалков - знаменитый детский писатель, автор стихов и рассказов, который часто публиковался в журнале.

Агния Барто - известная поэтесса, чьи стихи для детей пользовались большой популярностью.

Корней Чуковский - классик детской литературы, также являлся автором материалов для журнала.

Эдуард Успенский и Андрей Усачёв — молодые писатели, которые стали известны благодаря своим публикациям в журнале. [5]

В рамках исследования провел опрос среди учеников 4 Б класса МБОУ «Школа №14» г. Прокопьевска для выявления их отношения к журналу «Весёлые картинки», а также понимания значимости этого издания. Целью опроса было определить, насколько популярен и любим журнал «Веселые картинки», а также выяснить, какие материалы и персонажи вызывают у них наибольший интерес.

По результатам опроса выяснили, что на вопрос «Знаешь ли ты журнал «Весёлые картинки»?» 20 из 33 детей ответили «да», что свидетельствует о высокой узнаваемости журнала среди четвероклассников.

На вопрос «Читал ли ты когда-либо этот журнал?», 12 детей ответили «да», остальные — «нет». Это показывает, что часть детей знакома с журналом, а часть - только слышала о нём или не имела возможности читать.

Так же входе опроса выяснили, что самые популярные персонажи: Карандаш (8 детей), Незнайка (7 детей), Буратино (5 детей). Остальные назвали Самоделкина, Петрушку и Дюймовочку.

Большинство детей отметили, что рисунки и загадки - самые интересные элементы в журнале. Некоторые упомянули короткие рассказы и стихи.

На вопрос «Почему ты любишь или не любишь этот журнал?» 15 детей сказали, что любят его за яркие картинки и забавных персонажей; 5 - потому что им интересно узнавать что-то новое; 10 - не любят, потому что считают, что это старомодно или неинтересно.

Проведённый опрос среди четвероклассников школы № 14 показал, что журнал «Весёлые картинки» сохраняет узнаваемость и интерес среди детей, хотя и в разной степени. Более половины опрошенных знают о существовании журнала. Дети проявляют наибольший интерес к визуальным элементам журнала, таким как рисунки и загадки, что подчёркивает важность визуальной составляющей для привлечения внимания современного ребёнка.

Герои журнала «Весёлые картинки» — это не просто забавные человечки, они помогают учиться и развиваться. Карандаш — художник с волшебным карандашом вместо носа — учит нас рисовать и придумывать свои сказки. Самоделкин — мастер на все руки, как робот, показывает, что нужно быть умным и уметь создавать разные вещи своими руками. Незнайка — весёлый герой, который иногда ошибается, но учит нас задавать вопросы и узнавать новое, даже если сначала что-то не получается. Буратино — маленький мальчик с длинным носом, который всегда верит в дружбу и честность, он учит быть добрыми и помогать друзьям. Чиполлино — герой, который борется за справедливость и защищает слабых, показывает, что нужно бороться за добро. Петрушка и Гурвинек — кукольные герои, которые рассказывают про народные сказки и традиции, помогают нам любить театр и сказки. А Дюймовочка — маленькая девочка из сказки, которая учит нас быть смелыми, добрыми и не бояться трудностей. Все эти герои вместе помогают весело учиться читать, думать и понимать, как важны добро, дружба и творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Весёлые картинки»не только развлекали, но и обучали. Они помогали детям развивать фантазию, учиться читать и понимать юмор. В то время журнал был единственным изданием в СССР, которое не подвергалось строгой цензуре. Это позволило ему оставаться живым и интересным для всех поколений.

Журнал «Весёлые картинки» - это не просто страницы с рисунками, а целая эпоха детства для миллионов детей.

Выпуски, которые представлены в работе - один из ярких примеров того, как журнал продолжает радовать своих читателей даже спустя десятилетия после своего появления.

В настоящее время тираж стал меньше, чем был раньше, но «Весёлые картинки» всё равно остаются любимым журналом для многих детей и их родителей. Редакция также проводит конкурсы детского рисунка и выставки, чтобы дети могли проявлять свои таланты и узнавать новое о литературе. Журнал можно читать и в бумажном виде, и в электронном, а старые выпуски доступны в интернете.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для поддержания интереса к журналу и повышения его популярности среди детей необходимо:

  1. Добавление современных тем и сюжетов, которые будут ближе и понятнее современным детям.

  2. Использование современных технологий: создание интерактивных версий журнала, мобильных приложений и онлайн-игр с персонажами «Весёлых картинок».

  3. Популяризация журнала среди родителей: проведение рекламных кампаний и акций, направленных на привлечение внимания родителей, которые помнят и любят этот журнал с детства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1989. – №6.

  2. Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1988. – №10.

  3. Детский юмористический журнал «Весёлые картинки». – 1989. – №12.

  4. "Весёлые картинки" (журнал) // Википедия : свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Весёлые_картинки (дата обращения: 20.03.2025).

  5. Наша история // Официальный сайт журнала «Весёлые картинки». URL: https://veselyekartinki.ru/history (дата обращения: 20.03.2025).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 18