Тропы в произведениях детей (на материалах журнала «Чердобряк» и газеты «Пятый угол плюс»)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тропы в произведениях детей (на материалах журнала «Чердобряк» и газеты «Пятый угол плюс»)

Антошкина Т.Д. 1
1МБОУ СОШ №27 г.Пензы
Мещеринова С.А. 1
1МБОУ СОШ №27 г.Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. 

Актуальность темы подтверждается тем, что интерес к изучению поэзии и к средствам создания выразительности и образности в поэтических текстах никогда не ослабевал, а их анализом в произведениях, созданных детьми, занимались немногие литературоведы.

Цель исследования: проанализировать многообразие лексических выразительных средств в произведениях детей.

Задачи исследования:

  • изучить исследования литературоведов по данной теме;

  • рассмотреть многообразие тропов в произведениях детей;

  • привлечь внимание обучающихся к данной теме для отработки навыка нахождения изобразительно-выразительных средств в тексте;

  • составить дидактический материал по данной теме.

Гипотеза исследования: в произведениях детей можно найти разнообразные тропы.

Объект исследования: произведения детей, изданные в журнале «Чердобряк» и газете «Пятый угол плюс».

Предмет исследования: тропы в произведениях детей, изданных в журнале «Чердобряк» и газете «Пятый угол плюс».

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств на уроках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Основным методом нашего исследования был метод наблюдения за языковыми фактами, а также использовались методы классификации и обобщения и систематизации результатов, анкетирование.

  1. Классификация средств выразительности в литературе

Язык художественной литературы, как известно, сильно отличается от всех других видов речи – от непринужденной разговорной речи и «сухого» делового стиля; строгого, насыщенного терминологией научного текста и броского, зазывающего языка рекламы. Любой неподготовленный человек, не зная всех этих тонкостей, тем не менее сразу же отличит язык художественной литературы от любого другого стиля речи и отметит, что он более красив, благозвучен и приятен на слух. [1]

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.

Среди изобразительно-выразительных средств языка и стилистических фигур речи важное место занимают:

1) звуковая (фонетическая) организация речи: аллитерация, ассонанс, консонанс, различные повторы;

2) лексические средства – тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, символ, синекдоха, сравнение, эпитет;

3) лексические средства – архаизмы, неологизмы, окказионализмы, диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.;

4) синтаксические средства – стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, стык, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, умолчание, перечисление, вставка, вводные конструкции;

5) строфика, ритм, размер стиха.

Рассмотрим подробнеелексические средства – тропы. Образность слова тесно связана с понятиями выразительности, изобразительности, эмоциональности и экспрессивности. Выразительность необходима для удержания внимания читателя; изобразительность способна вызвать некое образно-визуальное представление, что особенно важно для развития детей на самых ранних этапах развития и особенно – младших школьников, так как соответствует их возрастным особенностям, повышенной чувствительности, чуткому восприятию происходящего и прочитанного.

Усиление выразительности речи достигается различными средствами, но особую стилистическую и изобразительно-выразительную функцию выполняют в речи слова, употребленные в переносном значении – тропы.

Троп (от греч. trо́pos – поворот, оборот речи) – употребление слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении – словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи (художественный, публицистический, бытовой и др.). [2]

 В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Рассмотрим некоторые виды тропов.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении (артистов капризных; три диковинных вещички).

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным (урок, как спектакль; весна, будто бы счастья волна; ворона, как колдунья).

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать, поэтому метафору часто называют скрытым сравнением (камнем на дно его потянуло; осень краски разбросала; шапки деревьям).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.), (читаю Высоцкого; выпью стакан, страна напишет ваши имена).

Гипербола – непомерное преувеличение (сто раз говорили; идет — ноги от тяжести дрожат; очень большие мыши).

Литота – непомерное преуменьшение (одну секундочку, в двух шагах отсюда, он был чуть ли не самым маленьким из зверей – с ладошку).

Перифраза– это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (город на Неве; ночное светило).

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений (хитрость – в образе лисы; жадность – в образе волка).

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым (злится пурга; отговорил звонок; солнце играет).

Окказионализмы – это такие слова, которые выдумали, образовали писатели или поэты (ухастый замок; бульбульдоги).  

 

  1. Тропы в произведениях детей, найденные на страницах журнала «Чердобряк» и газеты «Пятый угол плюс»

Основная часть нашего исследования строится на анализе тропов в произведениях детей.

Сначала нами было проведено анкетирование, в котором принимали участие обучающиеся 6-9 классов (всего 142 человека) Вопросы анкетирования проверяли знание основных лексических средств выразительности.

Проанализировав анкеты, мы получили следующие результаты:

Термин

Знают

Не знают

1

Сравнение

125

17

2

Эпитет

98

44

3

Олицетворение

96

46

4

Метафора

88

54

5

Гипербола

72

70

6

Литота

57

85

7

Аллегория

43

99

8

Метонимия

13

129

9

Оксюморон

9

133

10

Перифраз

7

135

Анкетирование показало, что большинство учащихся нашей школы не знает определения тропов, хотя их изучение начинается на уроках русского языка и литературы в 5 классе. 88 % обучающихся знают, что такое сравнение, 69 % эпитет, 67 % олицетворение. Оксюморон и перифраза известны лишь 6% и 5%.

Мы проанализировали 35 произведений, изданных в журнале «Чердобряк», и 8, опубликованных в пензенской газете «Пятый угол плюс». [См. Приложение 1]

Большую часть всех найденных тропов занимают олицетворения (капель напомнить хочет; кричал кофе; злится пурга; возмутился замок; листья спешат; заснут листья ) сравнения (весна, будто бы счастья волна; мчись, как ветер; ворона, как колдунья; шкаф, как на иголках) метафоры (сосульки на крыше в обильных слезах; морщинок мелких паутинок; в зубчиках горы) эпитеты (хитрый голос; умный замок; славный уголок; улыбчивым солнцем), меньшую – гиперболы (очень большие мыши; идет — ноги от тяжести дрожат, спина гнется, меня пьют все с пеленок). Окказионализмы были представлены в двух произведениях: Алексея Зайцева «Собаки» (бульбульдоги) и Вениамина Бойко «Ухастый замок» (ухастый замок). Встретилась единожды перифраза в стихотворении Миланы Дудкиной «Моей бабушке» (храм наук), метонимия в стихотворении Сергея Беликова «Спасибо вам за тишину» (страна напишет ваши имена). Литота была найдена в произведении «Суслик крапчатый» Льва Спиридонова (суслик – самый маленький из зверей – с ладошку) [См. Приложение 2]

С интересом мы читали произведение «Кухонный бунт» Михаила Маскаева, в нем присутствует аллегория: кухонная утварь – люди с различными характерами.

В произведениях детей были найдены основные тропы, примеры яркие, разнообразные.

На основе обработанного материала мы решили составить дидактический материал, который в игровой форме поможет учащимся запомнить названия тропов и их определения.

Карточки разного уровня сложности, например, соотнести название тропа с его определением, сложить детали пазла: названия тропа с примером:

Соедини определения тропов с их названиями

средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении объектов по общим признакам

средство художественной выразительности, при котором неодушевленным предметам приписываются признаки одушевленных

Олицетво-рение

Сравнение

Соедини термины с их примерами

 

Олицетворе-ние

Сравнение

Метафора

 

весна, будто бы счастья волна

белка стрелою несётся

заснут листья

сосульки на крыше в обильных слезах

паутинка обнимет

 

скучает небо

 

вороны, как колдуньи

Собери пазлы

В нашей школе обучаются дети, имеющие ограниченные возможности

здоровья, у них свой алгоритм запоминания материала. Для них мы составили карточки таким образом, чтобы они сначала сопоставляли материал по цвету, затем усложняли задания карточек поэтапно, так обучающиеся осваивали данную тему.

Считаем, что материал нашей учебно-исследовательской работы может быть использован также при изучении лексических средств на уроках и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Заключение

Детский язык уникален и специфичен. Специфика определяется не только тематикой детских произведений, но и их языковыми особенностями, которые тесно связаны с развитием речи ребенка, его мировоззрения и мышления.

К характеристикам языка детской литературы относятся его метафоричность, музыкальность, динамичность, близость к игре, устному народному творчеству. Язык детских произведений отражает особенности речи ребенка, делает произведение интересной, доступной.

Заголовки таких произведений – отдельный вид искусства, они ёмкие, образные, по-детски наивные, зазывающие прочесть полностью творение.

В ходе исследования мы выяснили, что в произведениях детей можно найти яркие примеры тропов: эпитетов (хитрый голос), олицетворений (кричал кофе), метафор (морщинок мелких паутинок), сравнений (ворона, как колдунья), гипербол (очень большие мыши), литот (самый маленький из зверей – с ладошку), даже перифраз (храм наук) и метонимий (страна напишет ваши имена).

Больше всего в анализируемых нами произведениях мы нашли олицетворений, скорее всего, это связано с тем, что дети любят наделять неодушевленные предметы и явления признаками и характеристиками одушевленных. Эпитеты и метафоры оказались на второй и третьей строке популярности, ведь без этих литературных тропов произведение было бы скучным.

Дидактический материал, составленный нами, очень заинтересовал ребят, они с любопытством соединяют детали пазлов, что позволяет им в игровой форме запоминать тропы.

Учителя, занимающиеся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, пользуются нашими наработками.

Считаем, что наше исследование дало толчок к развитию познавательного интереса у обучающихся для изучения литературных тропов.

Список использованной литературы

  1. Рыжкова-Гришина Л. В. Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи [Электронный ресурс]: словарь / Л. В. Рыжкова-Гришина, Е. Н. Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 337 с.

  2. https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF

  3. https://russkiiyazyk.ru/leksika/metonimiya.html

Приложение 1

Список тропов, найденных на страницах журнала «Чердобряк» и газеты «Пятый угол плюс»

«Чердобряк»

«Весна» Людмила Розенберг

Сравнение: весна, будто бы счастья волна

Олицетворения: весна нахлынула, капель напомнить хочет, появится май у дверей

Метафора: сосульки на крыше в обильных слезах

«Осень, осень наступила» Елена Усачева

Олицетворения: листопад пошел, листья спешат, заснут листья

Метафора: их снежок прикроет белым полотном

«Маленькие мыши» Светлана Лабутина

Гипербола: очень большие мыши

Олицетворение: мышь сказала

«Собаки» Алексей Зайцев

Окказионализм: бульбульдоги

«Тюбик» Алексей Зайцев

Эпитет: родной тюбик

«Варенье» Алексей Зайцев

Олицетворение: варенье проникает

«Алгебра» Алексей Зайцев

Сравнения: я уснул, как корова, я заниматься стал, как котяра

«ГавПолис» Карина Василенко

Сравнение: он, как дворовый пес

«В нашем доме» Дарина Гапон

Метафора: станут когтеточкой и обои, и цветочки

Олицетворения: счастье наполнит дом

«Борщ» Екатерина Бойко

Олицетворения: у борща появились глаза и рот, борщ выскочил и выбежал

«Кухонный бунт» Михаил Маскаев

Олицетворения: терка проявила, терка очнулась, терка произнесла, полезли предметы, маршировали ложки и вилки, пульт спрыгнул и прокричал, слово взяла скатерть, скатерть произнесла, пельмень укусил, скатерть продолжала, скатерть сказала и добавила, поднялся Тряпочек, он осмотрел, и произнес, вышла ложка и заявила, обращаясь; ложки поддержали, они начали кричать и улюлюкать, ложки с вилками объединились и бросились, ножи начали подпиливать, нож-пила злобствовал, они усердствовали, спикировали ножницы и пытались отстричь.

Сравнения: скатерть, как королева, ножницы кружили, как коршун над добычей

Аллегория: кухонная утварь – люди разных характеров.

«Чай и кофе» Александр Блажев

Олицетворения: чай и кофе спорили, батончик уснет, сок откроет, чашечки, кастрюльки, ложечки стали жаловаться; чай и кофе поссорились, шоколадка спряталась, бутылка залезла, термометр слышал, содержимое подыскивало, кричал кофе, не сдавался чай, чай и кофе не заметили, чайник с кофейником упали, ссора не доведет

Сравнение: шкаф, как на иголках

Гипербола: меня пьют с пеленок

«Моей бабушке» Милана Дудкина

Сравнения: урок, как спектакль, бабушка, как разведчик в тылу

Метафоры: тянулись детишки к теплу, наполняется бабушка счастьем

Перифраза: в храм наук

«Мой добрый учитель» Александр Блинков

Олицетворения: отговорил звонок, солнце играет, лазурь застыла, скользнет прядь, паутинка обнимет

Метафоры: над стройными рядами букв, дотронешься горячим сердцем, до вереницы детских слов, морщинок мелких паутинок, расплавить, теплотой искря

Эпитеты: глупую ошибку, стройных букв

«Ухастый замок» Вениамин Бойко

Олицетворения: замок слышал, закрывался или открывался; возмутился замок, услышал замок и догадался, решил обмануть; замок не сломался, а зазвенел

Эпитеты: слабое место, хитрый голос, умный замок

Окказионализм: ухастый замок

«Школьные будни» Софья Симушина

Эпитет: скучный голос

«Слова-перевертыши» София Симушина

Эпитет: сложным словом

Олицетворения: фразы сохранят, Аргентина манит

«Филатченко Дмитрий Петрович» Ульяна Руденко

Олицетворения: память не запылится, фотографии взлетают, пройдут года

Метафора: под пулеметным огнем

«Спасибо вам за тишину» Сергей Беликов

Эпитеты: в сырых окопах, в пустых лесах, тяжелый бой, любимую страну

Метонимия: страна напишет ваши имена

«Мой Заречный» Марта Дудкина

Эпитеты: чудесных местечек, Заречный родной, город любимый, улыбчивым солнцем, зеленой одеждой, добрый волшебник, нехоженый лес

Метафоры: зубчиках горы, чайка несется стрелою,

Сравнение: он, словно добрый волшебник

Олицетворения: город дарит любовь и веру с надеждой, душа рвется, солнце сияет, злится пурга

Гипербола: чайка стрелоюлетитдо небес

«Милый край» Виктория Куксова

Эпитеты: любимое село, милый край, село красивое, бескрайние поля, славный уголок, родимый дом

Олицетворение: и улицы, что носят имена героев

Метафора: кусочек родины большой

«Байки пушистого» Севера Глеб Котковец

Олицетворения: коробка поедет, идея осенила

«Суслик крапчатый» Лев Спиридонов

Литота: суслик – самый маленький из зверей – с ладошку.

«История одного орешка» Дарья Крамичева

Метафоры: белка несется пулей к дуплу, снег – это одеяло

Сравнение: я, как папа

Олицетворения: деревья и земля умываются и освежаются

«Птичий обед» Анастасия Белякова

Олицетворение: морозы окутали

Метафора: белеют деревьев ажурные арки

Эпитеты: голодные птицы, семечек вкусных

«Мужик и Морской Царь» Софья Симушина

Эпитеты: три диковинных вещички, слово царского

Гипербола: идет — ноги от тяжести дрожат, спина гнется

Метафора: камнем на дно его потянуло

«Вредные театральные советы» Злата Рогулева

Эпитеты: артистов капризных

Сравнение: мчись, как ветер

Метафора: гора конфет

«Пятый угол плюс»

«Без стрижей скучает небо…» Евгений Мельников

Эпитет: тяжелый путь

Олицетворения: лето пролетело, скучает небо

«Осенью в дубраве скромно…» Евгений Мельников

Олицетворения: листья ждут, ветки бьются.

Сравнения: листья, будто ковриком стелясь, ветки, словно ятаганы, ворона, как колдунья.

Метафоры: деревья-великаны, снег — леса белый оберег.

Эпитет: серобокая вещунья

«За что же любите вы зиму…» Полина Морозова

Эпитеты: ночная тишина, далекую тишину, белоснежные покровы, живой земли

Олицетворения: весна придет, реки превратились

Сравнение: все, как будто в хрустале

«Ноябрь — неумелый художник…» Вячеслав Агафонов

Олицетворения: ноябрь раскрашивал, он нарисовал, ветер подул.

Эпитеты: золотая листва

Метафоры: ноябрь — художник, шапки деревьям, добавить лазури в палитру свою.

«Семьи, конечно, в нашей стране разные…» Марта Дудкина

Сравнения: деда сравним с гармошкою, папа, как саксофон, мама, будто дирижер, бабушка, как фортепиано, ноты, как белые бабочки

Олицетворения: ноты летят, музыка не летит, а спотыкается, нотки случаются

Эпитет: счастливыми криками

«Поговори со мною, осень…» Ксения Кутякова

Олицетворения: осень разбросала, спит земля, осень зашуршала и принесла, цветам не спится, не хотят они укрыться, забыть, помнят, луч греет и дает.

Эпитеты: осенняя земля, звонкую весну.

Метафоры: осень краски разбросала

Сравнения: в листьях, как под одеялом; цветы, как краски.

«За наградами мы не гонялись…» Виталий Иванов

Олицетворение: ноют раны, слеза застилает

Эпитеты: скупая слеза

Приложение 2

Сводная таблица найденных тропов

Название

Автор

Средства выразительности

Эпи-теты

Метафо-ры

Олицет-ворения

Сравне-ния

Гипербо-лы

Литота

Антите-зы

Окказио-нализмы

Аллего-рия

Пери-фраза

Метони- мия

«Первомай»

Марина Шубёнки-на

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Весна»

Людмила Розенберг

-

1

3

1

-

-

-

-

-

-

-

«Осень, осень наступила!..»

Елена Усачева

-

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

«Маленькие мыши»

Светлана Лабутина

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

«Собаки»

Алексей зайцев

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

«Тюлень»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Федя»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Варенье»

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

«Федя - 2»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Тюбик»

1

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

«Алгебра»

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

«Мой город Мэджик»

Андрей Глушаков

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«ГавПолис»

Карина Василенко

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

«В нашем доме»

Дарина Гапон

-

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

«Чудовище-заяц»

Екатерина Бойко

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Борщ»

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

«Как я учила собаку писать и читать»

Арина Громова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Кухонный бунт»

Михаил Маскаев

-

-

23

2

-

-

-

-

1

-

-

«Чай и кофе»

Алек-сандр Блажнев

-

-

17

2

1

-

-

-

-

-

-

«Моей бабушке»

Милана Дудкина

-

2

-

2

-

-

-

-

-

1

-

«Мой добрый учитель»

Алек-сандр Блинков

2

2

9

-

-

-

-

-

-

-

-

«Ухастый замок»

Вениамин Бойко

1

-

11

-

-

-

-

-

-

-

-

«Проклятье Достоевского»

Мария Рай

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Школьные будни»

Софья Симуши-на

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Слова-перевер-тыши»

1

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

«Филатченко Дмитрий Пертович»

Ульяна Руденко

-

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

«Спасибо вам за тишину»

Сергей Беликов

4

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

«Мой Заречный»

Марта Дудкина

7

2

4

1

1

-

-

-

-

-

-

«Милый край»

Виктория Куксова

6

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

«Байки пушистого Севера»

Глеб Котковец

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

«Суслик крапча-тый»

Лев Спиридо-нов

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

«История одного орешка»

Дарья Крамиче-ва

-

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

«Птичий обед»

Анастасия Белякова

2

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

«Мужик и морской царь»

Софья Симуши-на

2

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

«Вредные театраль-ные советы»

Злата Рогулева

1

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

Без стрижей скучает небо...»

Евгений Мельни-ков

1

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

«Осенью в дубраве скромно..»

1

2

2

3

-

-

-

-

-

-

-

«За что же вы любите зиму...»

Полина Морозова

4

-

2

1

-

-

-

-

-

-

-

«Ноябрь — неумелый художник..»

Вячеслав Агафонов

1

3

3

-

-

-

-

-

-

-

-

«Семьи, конечно, в нашей стране разные...»

Марта Дудкина

1

-

4

5

-

-

-

-

-

-

-

«Поговори со мною, осень...»

Ксения Кутянова

2

1

8

2

-

-

-

-

-

-

-

«Все начинается с семьи...»

Матвей Тарасов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«За наградами мы не гонялись...»

Виталий Иванов

1

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

40

23

109

24

6

1

1

2

1

1

1

Просмотров работы: 19