Боги Славянской и Древнегреческой мифологий. Сравнительный анализ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Боги Славянской и Древнегреческой мифологий. Сравнительный анализ

Уланова А.А. 1
1МАОУ “Гимназия №1” г. Соликамск
Акентьева О.Ю. 1
1МАОУ “Гимназия №1” г. Соликамск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мифология – это отражение мировоззрения народов, их представлений о мире, природе и человеке. Она содержит в себе ответы на вопросы, которые люди задавали себе с самых древних времён: как возник мир, что является причиной природных явлений, в чём смысл жизни. Греческая и славянская мифологии – яркие примеры богатого культурного наследия, которое служит ключом к пониманию истории, культуры и мировосприятия соответствующих народов.
Мы с детства знакомимся с героями греческой мифологии. А много ли знаем о нашей славянской мифологии? Знаем ли мы славянских богов?

А ведь славянская мифология очень богата и ничем не уступает греческой мифологии.

Актуальность исследования: В наше время заметно возрос интерес к изучению культуры наших предков. Славянская мифология, с ее главными героями - славянскими богами, очень мало изучается на уроках литературы, в отличии от греческой.

Гипотеза: Мы предполагаем, что боги славянской мифологии менее известны, несмотря на то, что имеют много сходств с богами Древней Греции.

Цель исследования: Провести сравнительный анализ богов славянской и греческой мифологии, чтобы выявить их сходства и различия, а также, расширить и углубить свои знания о нашей славянской мифологии.

Задачи исследования:

1.Изучить основные источники, связанные со славянской и греческой мифологией.

2.Сравнить образы богов двух мифологических систем: их функции, характеристики и символику.

3.Подробнее изучить славянских богов и познакомиться со славянской мифологией.

4.Провести опросы, анкетирование, чтобы узнать, знакомы ли мои сверстники и люди старшего поколения с богами славянской и греческой мифологии.

5.Выявить сходства и различия в мифологических представлениях славян и греков.

Объект исследования: Мифологические системы славянских народов и Древней Греции.
Предмет исследования: Образы богов, их функции и символика в славянской и греческой и мифологиях.

Методы исследования: Сбор информации по теме исследования, опрос, анкетирование, описание, сравнение.

Понимание мифологий разных народов не только расширяет кругозор, но и помогает лучше осознавать культурные и исторические корни различных обществ, знакомиться с мировоззрением наших далеких предков, что делает это исследование важным и интересным.

Результатами исследования можно поделиться на классных часах, уроках литературы.

Теоретическая часть

Мифология – это совокупность мифов, которые содержат в себе древние представления людей о происхождении мира, природы и человека. Мифы передавались устно, а позже фиксировались в письменных источниках. Они помогали объяснить природные явления, социальный порядок, обычаи и ритуалы.

Боги древнегреческой мифологи

Греческая мифология – одна из самых известных и хорошо изученных. Её сюжеты вдохновляли поэтов, художников и философов. Мифы Древней Греции рассказывают о могучих богах, героических подвигах и происхождении мира.

Боги Олимпа – центральные фигуры греческой мифологии. Они жили на горе Олимп и были потомками титанов. Верховные божества, обладали человеческими чертами, но имели бессмертие и сверхъестественные способности.

Главные боги Олимпа: (Приложение 1)

Каждый бог обладал своими функциями и символами.

1. Зевсверховный бог, повелитель молний, владыка неба и земных царей.

Изображался как могучий и бородатый мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами.Его атрибутами были щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл, местопребыванием считался Олимп. Зевс мыслился «огнём», владел небом. Распределял добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Устанавливал законы жизни. Был грозной карающей силой, иногда его ассоциируют с судьбой.

2. Посейдонбрат Зевса, бог морей, покровитель рыбаков и мореходов.

Внешне был похож на Зевса. Его атрибуты - трезубец, иногда рыба или дельфин, иногда разъезжающий на колеснице. Его дом – подводный дворец. Повелевал морями и всеми водоемами, бурями и землетрясением, наводнением и засухой.

3. Деметра сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия изображалась двояко. Как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев или как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом. Её атрибуты колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её имя означает «мать-земля». Покровительница сельского хозяйства.

4. Гестия сестра Зевса, богиня семейного очага и жертвенного огня.

Изображается как красивая и благородная женщина, облаченная в длинное белое одеяние и окруженная магическим огнем. Ее постоянный символ — светильник, который она держит в руках. Этот светильник является не только источником света, но и священным атрибутом богини, который олицетворяет огонь и его очарование.

5. Геражена Зевса, богиня брака и семьи. Её представляли статной женщиной, с благородными чертами лица и взглядом, наполненным спокойным величием и властью. Часто на Гере была корона или диадема как знак верховенства. Иногда она носила пояс Венеры, который делал её привлекательной. В некоторых античных источниках встречаются изображения богини с гранатом в руке — символом плодородия. 

6. Гефест сын Зевса и Геры, бог огня, и кузнечного дела. Часто изображался постаревшим и бородатым. Иногда он представал в тунике без рукавов, в овальной шапочке и с молотом и клещами кузнеца в руках. Он был добрым, добродушным и любимым богом. У него были самые искусный руки из всех богов.

7. Арес сын Зевса и Геры, бог войны, хитрый и кровавый. Изображался обычно в виде могучего и зрелого воина в доспехах с мечом в руке и шлемом на голове. Иногда он появлялся верхом на лошади или быке. Отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну ради самой войны войну, коварную и кровавую.

8. Афинадочь Зевса, богиня мудрости, войны и ремёсел. Её изображали, суровой и величественной девой в шлеме, с копьём и щитомВ одной руке она держала щит, а в другой — копьё. Как эмблема, на её щите или на кромке одеяния изображались переплетённые змеи.  Еще один атрибут Афины — сова, которая символизировала мудрость. Сова и змея были для неё священными.

9. Артемидадочь Зевса, сестра близнец Аполлона, богиня охоты и природы и женского целомудрия. Изображалась охотницей в коротком одеянии, вооружённой колчаном и луком или лунной богиней, одетой в длинное, струящееся платье и держащей факел. Она следила за исполнением законов, гармонизирующих растительный и животный мир, пользуясь своими стрелами как орудием наказания.

10. Аполлонсын Зевса, бог солнца и света. Изображали как юношу атлетического телосложения, обычно обнажённого, олицетворял физическое совершенство. Его атрибуты - лавр, лира, лук и стрелы. Мог предсказывать будущее. Был символом солнца, искусства, поэзии, медицины.

11. Гермес сын Зевса, бог торговли и прибыли, пастухов и путешественников, бог атлетов. Изображался с кадуцеем (жезл обвитым змеями) в руках и в крылатых сандалиях. Он — один из самых умных и хитрых Олимпийских богов. Он изобрел лиру, алфавит, и кубы. Покровитель пастухов, и гид между царством богов и человеческим миром.

12. Афродитажена Гефеста, богиня любви, красоты и молодости.

Изображалась полуобнажённой или обнажённой с зеркалом, яблоком, миртовым венком, священной птицей или голубем, скипетром и цветком. Иногда её также изображали верхом на лебеде или гусе.

13. Аидбрат Зевса и Посейдона, бог царства мёртвых. Был похож на Зевса— могучий, зрелый мужчина, восседающий на троне. В руке он держал двузубец или жезл, иногда с рогом изобилия. У ног Аида обычно лежал Цербер. Он был изгнан с Олимпа, так как хотел владеть всем живым на земле.

Боги активно вмешивались в дела людей, помогали героям или, наоборот, наказывали их за гордыню.

Боги славянской мифологии

Славянская мифология сохранилась хуже, чем греческая, поскольку славяне долгое время передавали свои мифы устно. Однако благодаря записям летописцев, археологическим находкам и фольклору удалось восстановить многие элементы этой богатой мифологической системы.

Славянские боги делятся на высших богов, ответственных за основные аспекты мироздания, и низших духов, связанных с природой и бытом.

Главные славянские боги: (Приложение 2)

1. Род – творец мира, покровитель судьбы и рода, прародитель всех славянских богов.

Изображался седовласым стариком с длинной ухоженной бородой. На земле он появлялся в белом балахоне или обычной древнерусской рубахе. На лбу старца всегда находился обруч с символом солнца, а иногда и славянской свастикой в центре. На рубахе Рода были изображены руны и символы. У него были длинные, густые седые брови, в руках (иногда) — посох. 

2. Сварог – сын Рода. Высший бог— кузнец мироздания.  Бог Огня Неба, Бог семейного и кузнечного очага, Великий Воин

Изображается как могущественный бог с бородой, символизирующей мудрость и вечность. Он держит в руках молот или кузнечный инструмент, а вокруг него горит огонь, символизирующий его творческую силу. Иногда его описывают как небесного кузнеца, работающего у огромной наковальни, на которой он кует законы вселенной.

3. Перун – сын Сварога, высший бог, живущий на небесах. Бог громовержец, творец молний и владыка всего.

Изображали как высокого, статного мужчину в зрелом возрасте.

Атрибутами Перуна были: в правой руке он держал меч-радугу, в левой — стрелы-молнии. Облаками становились его волосы и борода, гром — его речь, ветер — дыхание, а капли дождя — оплодотворяющее семя. 

4. Велес – сын Рода и брат Сварога. Бог природы, могучий волшебник, покровитель путешественников, торговцев, бог удачи.

Изображают обычно с густой бородой и с красивым резным посохом. Он почти всегда изображается в шкуре медведя. Он мудр, спокоен и величественен.

Одним из интересных атрибутов у Велеса принято считать рога.

5. Мокошь – богиня, прядущая нити судьбы на Небе, богиня земли и плодородия, мать урожаев.

Изображали в образе женщины средних лет с длинными руками. В них она держала веретено или рог изобилия. Иногда на голове Мокоши красовались кика — головной убор с рогами. 

6. Даждьбог – первый сын Сварога, его дар людям. Бог Солнца, податель тепла и света. Бог плодородия и живительной силы.

Изображался в виде мужчины средних лет, крепкого телосложения, с лазурными, словно небо, глазами и светлыми волосами. Часто Даждьбога изображали с львиной головой, едущим по небу в золотой колеснице, запряжённой золотыми львами или златогривыми белыми конями. В руке Даждьбога всегда изображался золотой щит, символизирующий солнечный диск. 

7. Стрибог – брат Сварога, бог ветров.

Согласно поверьям, Стрибог проживал в море-океане, на острове Буяне. Он мог каждый день создавать семьдесят семь ветров и раздувать их по всему миру.

Стрибога представляли, как высокого худощавого старца с крыльями. Его седые волосы и борода контрастировали с черными глазами и густыми бровями. Он носил длинный темно-серый балахон и был вооружен кнутом.

8. Ярило – сын Велеса,  бог природных сил, творчества, весны, страсти и любви, он отвечает за весеннее цветение и возрождение живительных сил в природе, умелый воин и первый земледелец.

Изображался, как неземной красавец, светлые кудри сияют золотом в лучах солнца, лицо румяно, глаза напоминают синее небо.

Ярило путешествует по небосводу на своём белоснежном коне, а волосы любит украшать венком из цветущих трав.

9. Морана (Мара) – дочь Лады, богиня зимы и смерти.

Изображалась по-разному: В некоторых источниках она предстаёт девушкой с длинными чёрными локонами, которые свисают по плечам. Одета она в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней. В других источниках Мара представлена величественной королевой с грозным видом

Также существует описание седой старухи, на которой одето тёмные подранные платья. В руках у неё коса или серп, а рядом витают души жертвенников, которых она забирает в мир нави. 

Символами считаются разбитые черепа, чёрный лебедь или ворон. Также к символам Мары относят знак Зимы (Мара-Вий) — два треугольника, которые вершинами стремятся друг к другу.

10. Лада – богиня любви и красоты.

Она отвечала за определенный строй жизни- лад, где всё должно быть ладно и хорошо.

Изображалась молодой женщиной в лоне природы, окружённой солнечным светом и бабочками. Её платья словно были свиты из листьев и по большей части были зелёными. 

Священное животное богини — Белый Лебедь (воплощение чистоты и верности), священное дерево — берёза. 

11. Белобог – Бог удачи, везения и счастья, который указывает путь заблудившимся.Воплощает в себе добро, честь и справедливость.

Изображался высоким, длинноволосым и длиннобородым стариком с пронзительно голубыми глазами. Его одежды всегда были абсолютно белыми. В руках он держал деревянный посох, часто увенчанный одноимённой руной.

12. Чернобог – Брат близнец Белобога.Олицетворяет зло и несчастье.

Изображался как старец с длинной бородой и сморщенным лицом.

Борьба Белобога и Чернобога один из ключевых сюжетов в славянской мифологии.

Помимо богов, славяне верили в духов природы и дома: домовых, леших, водяных. Эти существа охраняли определённые территории или взаимодействовали с людьми, помогая или вредя в зависимости от поведения человека. Со многими этими персонажами мы знакомимся в русских народных сказках, мы не всегда знаем, что в фольклор они пришли из славянской мифологии.

Сравнительные черты мифологий

Славянские и греческие мифы имеют много общего. Оба народа поклонялись божествам, которые олицетворяли природные явления и социальные процессы. Боги были антропоморфными, то есть похожими на людей, со своими слабостями, желаниями и эмоциями.

Однако есть и отличия:

  • В греческой мифологии больше внимания уделено сложным взаимоотношениям богов между собой и их взаимодействию с героями.

  • Славянская мифология ближе к природе, акцентирует внимание на земледелии, цикличности времени и бытовых аспектах жизни.

  • Греческие мифы часто фиксировались в литературе, что позволило сохранить их в первозданном виде, в то время как славянские мифы передавались устно и дополнялись с течением времени, перерождались в сказки.

Таким образом, изучение мифов и богов двух народов позволяет проследить, как культурные и природные особенности территорий повлияли на формирование их мифологических систем.

Практическая часть

Опросы и анкетирования

В начале нашего исследования мы задались вопросом, а что мы знаем (в том числе мои сверстники) о славянской мифологии и славянских богах в сравнении с греческой мифологией?

Мы провели социальный опрос среди шестиклассников нашей Гимназии.

В опросе и анкетировании приняли участие 129 человек.

В результате опроса и анкетирования мы выяснили, что только 5% человек ответили «да» на вопрос: «Знакомы ли вы с мифами Древних славян?»

А на вопрос: «Знакомы ли с мифами Древних греков?» положительный ответ дали 97% (Приложение 3).

Следующим пунктом нашего исследования стало анкетирование. Мы предложили ребятам назвать богов Древней Греции. В ходе анкетирования мы выяснили, что ребята знакомы с греческими богами. Особо популярными среди них оказались Зевс (102 человека), Аполлон (96 человек), Афродита (96 человек), Гефест (95 человек), Афина (85 человек), Посейдон (80 человек). Чуть менее известны Гера (66 человек), Аид (58 человек), Гермес (51 человек), Артемида (38 человек) и Арес (34 человека)

Совсем небольшой процент ребят назвали Деметру (10 человек) и Гестию (6 человек) (Приложение 4).

Иной была ситуация в анкетировании про славянских богов. К сожалению, древних славянских богов, ребята знают намного хуже. Из 129 опрошенных, всего 40 человек вспомнили богиню Ладу, 15 человек назвали Ярило, 5 человек назвали Морану, 2 человека назвали Белобога и 1 человек вспомнил Чернобога (Приложение 4)

Затем мы опросили людей старшего поколения. В работе нам помогли 25 родителей нашего класса и 10 педагогов МАОУ “Гимназия№1”. Мы предложили участникам ответить на вопрос: ««Знакомы ли вы с богами древней славянской мифологии? Положительный ответ дали 16 человек (46%), не знакомы с богами славянской мифологии 19 человек (54%).

Сравнительный анализ богов

После опроса и анкетирования мы приступили к сравнительному анализу богов и выявили общие черты мифологических систем:

Общие черты мифологических систем

1.Природная основа: и греки, и славяне связывали богов с природными явлениями (гром, солнце, вода).

2.Антропоморфность: боги были похожи на людей, но обладали сверхъестественными способностями.

3.Иерархия в пантеоне: оба народа делили богов на главных (верховных) и второстепенных.

Мир в представлении древних славян, как и древних греков состоял из трех уровней (троемирие).

Греция

Славяне

1.Олимп, то есть мир богов, небеса.

2.Мир людей.

3.Царство Аида, царство мёртвых.

1.Правь (мир светлых славянских богов).

2. Явь (мир обычных людей).

3.Навь (потусторонний, загробный мир

Мы провели сравнение отдельных богов. Выявили много сходств, но также обнаружили различия.

Сравнение отдельных богов

 

Греческие боги

Славянские боги

Верховные боги

Зевс

Перун

Сходства

Оба ассоциируются с молниями и громом, которые они используют как свои основные оружия. Перун защищал славянских воинов, в то время как Зевс даровал силу и благословение греческим героям. Перун мог вызывать дожди и грозы, что было важно для сельского хозяйства, тогда как Зевс управлял бурями и мог наказывать человечество природными катаклизмами.

Различия

Отец всех богов.

Живёт на горе Олимп. Восседает на золотом троне.

Управляет царством людей. Атрибутамитопор и щит.

Был владыкой славянских племён.

Передвигается на золотой колеснице.

Сферой влияния является мир мёртвых, он прогоняет существ, пересёкших границу Нави. Бог воин. Постоянно сражается со злыми духами.

Атрибутыпалица, топор и камни.

 

Боги огня и кузнечного дела

Гефест

Сварог

Сходства

Боги кузнецы, обладающие огненной энергией.

Различия

Мог выковать любое оружие и украшения. Покровитель ремёсел.

Верховный бог.

Помогал Роду сотворить (сварганить) наш мир. Мог сварганить из своей энергии всё, что пожелает.

 

Покровитель путников, торговли, вестник богов

Гермес

Велес

Сходства

Боги торговли и богатства, покровители пастухов и домашних животных. Также они считаются проводниками душ в загробный мир.

Различия

Бог атлетов.

Символы: черепаха, крылатый шлем, кадуцей, но наиболее узнаваемым были крылатые сандалии.

Бог природы, волшебник, оборотень, заведует циклическим движением принося в мир то плохое, то хорошее.

Символ: Бычья голова, не зря его звали — «скотий бог».

 

Богини растительности и плодородия

 

Гера, Деметра

Мокошь

(Мать-Сыра Земля)

Сходства

Богини плодородия, земледелия и женских ремёсел. Они ассоциируются с циклами природы и женской энергией.

Различия

Гера – богиня мать. Символизирует настоящую глубокую, верную любовь.

Атрибуты – гранат.

Деметра - богиня изобилия, покровительница брака и защитница женщин. Атрибуты - колосья, корзина, наполненная цветами, зерном и фруктами всех видов.

Богиня-пряха, в её руках судьбы людей. Она прядет полотно человеческой жизни вместе с Долей и Недолей (Удачей и Неудачей).

Атрибуты – рог изобилия, нити судьбы.

 

Богини любви и красоты

 

Афродита

Лада

Сходства

Богини любви, каждая в своей культуре олицетворяла красоту, гармонию и семейные ценности

Различия

Афродита больше фокусируется на любовных отношениях и чарах.

Лада фокусируется на семейном благополучии и плодородии.

 

Солнечные боги

 

Аполлон

Даждьбог, Ярило

Сходства

 Боги света, олицетворяют Солнце.

Различия

Представлен в виде языческого бога с луком и стрелами или с лирой

Покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз.

Даждьбог — это само солнце и источник всех земных благ, которыми обладают люди. Он защитник, не воин. Его удел-даровать людям и всему миру свет и тепло, чтобы там была жизнь.

Ярило - бог Весеннего Солнца, почитаемый как бог плодородия и страсти.

Умелый воин и первый земледелец.

 

Боги подземного мира

 

Аид

Чернобог

Сходства

Власть над миром мёртвых: Чернобог и Аид оба правят потусторонними Мирами — Навью и подземным царством. Их задача — охранять границы этих Миров. Оба обладают глубоким пониманием природы мироздания и выполняют сложные задачи, с которыми не справились бы другие Боги.

Различия

Аид обеспечивает порядок в загробной жизни.

Аид — скорее хранитель, нежели разрушитель.

Чернобог разрушает старое, чтобы дать место новому.

Находится в постоянной борьбе с Белобогом.

 

Затем мы провели сравнительный анализ описания внешности богов и вновь обнаружили сходства и различия.

1. Греция: боги изображались в идеализированной форме – высокие, стройные, с правильными чертами лица. Они часто носят доспехи, накидки или другие символические элементы (например, молнии у Зевса).

2. Славяне: образы богов чаще передавались через природные элементы – дубы, огонь, вода. Внешний вид не идеализировался, боги воспринимались более естественно, как часть природы.

 

Сходства

1. Роль в обществе: боги служили ориентирами для людей, определяя нормы поведения.

2. Связь с природой: и греки, и славяне наделяли богов функциями, связанными с урожаем, погодой и животным миром.

3. Человеческие черты: боги обеих культур обладали не только сверх способностями, но и человеческими слабостями – гнев, ревность, гордость.

Различия

1. Связь с миром людей: греческие боги часто вмешивались в дела смертных, вели с ними диалог. Славянские боги были более отдалены, их воля передавалась через обряды и предсказания.

2. Форма передачи мифов: греческая мифология сохранилась в поэмах и трагедиях, славянская – в народных песнях, обрядах и летописях.

  1. Идеализация образов: греческие боги часто изображались как идеал красоты, в то время как славянские – более приближёнными к обычным людям.

 

Выводы

Сравнение богов греческой и славянской мифологии показывает, что обе системы тесно связаны с природными и социальными условиями, в которых жили наши предки. При исследовании мы обнаружили много сходств между славянскими и греческими богами, а также выявили их отличия. Греческие боги более знакомы ребятам нежели славянские боги. Наше следование показало очень низкую осведомлённость моих сверстников о славянских богах и славянской мифологии.

Заключение

В ходе моего исследовании мы изучали богов славянской мифологии и богов Древней Греции. Мифология двух народов, позволяет лучше понять историческое, социальное и природное окружение народов, а также их представления о мире. Она остаётся ценным источником для изучения литературы, культуры и истории.

Под мифологией мы понимаем совокупность мифов, которые содержат в себе древние представления людей о происхождении мира, природы и человека. Мифы передавались устно, а позже фиксировались в письменных источниках. Они помогали объяснить природные явления, социальный порядок, обычаи и ритуалы. Главными персонажами мифологии являются боги. В греческой мифологии это как Зевс, Посейдон, Аполлон, Афина, Гефест и другие, а в славянской мифологии Перун, Сварог, Лада, Ярило и др.

В результате нашего исследования мы определили, что в представлении о мире у древних греков и славян очень много сходств, хотя существуют и различия.

Сравнение отдельных богов, таких как Зевс и Перун, Афродита и Лада, Даждьбог и Аполлон, показало, что разные народы наделяли своих богов схожими функциями, что свидетельствует об универсальности мифологического мышления. Однако различия в деталях подчёркивают уникальность культурного развития греков и славян.

Наши опросы и анкетирование показали очень низкую осведомлённость о славянских богах. Славянская мифология по своему богатству ничем не уступает древнегреческой мифологии, она ближе нашему народу и является величайшим культурным наследием. Таким образом цели и задачи достигнуты, гипотеза доказана.

По нашему мнению, нам нужно продолжать исследование в этой области, что бы наша славянская мифология и славянские боги и стали не менее популярны, чем древнегреческие боги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции. Москва: Наука, 2006.

  2. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Москва: АСТ, 2012.

  3. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Санкт-Петербург: Издательство Русского музея, 1995.

  4. Иванов, В. В., Топоров, В. Н. Исследования в области славянских древностей. Москва: Наука, 1985.

  5. Седов, В. В. Славяне в древности. Москва: Наука, 2003.

  6. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986.

  7. Успенский, Б. А. Фольклор и мифология славян. Москва: Индрик, 2004.

  8. Электронная библиотека «Мифы народов мира».

  9. Энциклопедия мифов и легенд. Москва: Мир, 2010.

Приложение 1

Древнегреческие боги

Зевс

Посейдон

   
 

Деметра

Гестия

   
 

Гера

Гефест

   
 

Арес

Афина

   
 

Артемида

Аполлон

   
 

Гермес

Афродита

   
 

Аид

 

Приложение 2

Древние славянские боги

Род

Сварог

   
 

Перун

Велес

   
 

Мокошь

Даждьбог

   

Ярило

Стрибог

   
 

Морана (Морена, Мара)

Лада

   
 

Белобог

Чернобог

 

Приложение 3

Приложение 4

Опрос шестикласников (в опросе приняли участие 129 человек)

Приложение 4

Анкетирование (129 шестиклассников приняли участие)

Назовите богов Древней Греции?

Назовите древних славянских богов.

Приложение 5

Опрос родителей и педагогов МАОУ “Гимназия№1”

В опросе приняли участие 25 родителей нашего класса и 10 педагогов МАОУ “Гимназия№1”.

Просмотров работы: 244