Введение.
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации.
Дети являются главным человеческим капиталом любой страны, носителями культурного, научного и технического потенциала. В то же время, современное информационное общество оказывает зачастую негативное влияние в первую очередь, на детскую и подростковую среду. В условиях отрицательного воздействия внешних факторов возрастает роль детского чтения не только как проводника в мир знаний, но и как создателя комфортного и позитивного пространства для развития личности.
Чтобы пробудить интерес к чтению, нужно окружить ребёнка разнообразными книгами – умными и глубокими, лёгкими и смешными. Важно создать «питательную» среду, в которой постепенно будет расти интерес к книгам, формироваться любовь к чтению.
Семья, её социальное пространство, является фундаментом, главным звеном в формировании отношения детей к книге, в воспитании читающего, образованного ребенка.
Родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребёнком все эмоции и впечатления от первой прочитанной книги.
"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему». В первую очередь семья больше всех влияет на ребёнка, на его читательские вкусы, предпочтения.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы, используя разнообразные творческие виды работ на темы классических детских произведений, поднять мотивацию чтения у учащихся 3 класса.
Проблема исследования: не все третьеклассники хорошо читают, а, главное, не очень охотно это делают.
Тема проекта "Литературная экспедиция "Жили- были книжки"".
Экспедиция- это путешествие с определенной исследовательской и практической целью.
Цель литературной экспедиции "Жили- были книжки" - пропаганда чтения книг, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных средств.
Учебный предмет - Литературное чтение.
Основные точки экспедиции:
Приглашение «Чтение семейного масштаба».
Мастерская буктрейлера «Прочитай, не пожалеешь».
Акция книгодарения «Любимые книги в уютных коробках».
Гипотеза исследования:
Если не только читать книги, но и выполнять интересные задания по их содержанию, воспользоваться современными технологиями для привлечения интереса к детским книгам, то интерес к чтению возрастет.
Основная цель – используя различные творческие задания и презентации привлечь внимание одноклассников к чтению детских книг.
Основные вопросы исследования:
Какие средства помогают привлечь внимание детей и родителей к чтению?
Как создать буктрейлер?
Что читали в детстве наши родители?
Станет ли интереснее читать нашим одноклассникам, если подготовить интересные творческие презентации книг?
Чтобы проверить свои предположения, мы поставили задачи:
Прочитать книги детских писателей, выполнить увлекательные задания по прочитанным книгам (изготовить лепбук к сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева», литературный блокнот к сказкам о зиме, нарисовать рисунки, заготовить «книжные консервы» к произведениям Н. Носова «Живая шляпа» и В. Драгунского «Не хуже вас, цирковых»), поделиться с одноклассниками.
Организовать опросы одноклассников и родителей.
Организовать семейное чтение.
Создать буктрейлер и теневой театр к книге, презентовать перед одноклассниками.
Узнать, как сделать книгу приятным подарком и научиться собирать книжные боксы.
Подготовить советы для маленьких читателей и их родителей.
Методы исследования:
анкетирование родителей «Чтение семейного масштаба»;
голосование (рейтинг) в классной библиотечке; на страничке МОУ Новомалыклинская НОШ в ВКонтакте https://vk.com/club203808036 (результаты читательского марафона " Праздник в детской: лучшие новогодние и рождественские книги для детей";
экскурсия в домашнюю библиотеку "Необычные книжки;
выполнение творческих работ (лепбук к сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева», литературный блокнот к сказкам о зиме, «книжные консервы» к произведениям Н. Носова «Живая шляпа» и В. Драгунского «Не хуже вас, цирковых»);
подготовка буктрейлера к произведению Н.Носова «Живая шляпа» и теневого театра к произведению Г.Х.Андерсена "Снежная королева";
подготовка подарков для акции книгодарения (подборка книжных боксов).
Практическая направленность работы:
подготовка буктрейлера к произведению Н.Носова "Живая шляпа";
подготовка теневого театра к произведению "Снежная королева";
подготовка рекомендаций "Как сделать буктрейлер к книге", "Советы для любителей книг";
подготовка книжных боксов к произведениям;
изучение алгоритма создания буктрейлера;
акция книгодарения «Любимые книги в уютных коробках».
Основная часть.
1. Приглашение «Чтение семейного масштаба».
Полюбуйтесь на этот волшебный книжный шкаф! Это наша домашняя библиотека- настоящий портал в мир знаний, фантазии и невероятных приключений. Она способна влюбить в чтение даже самого непоседливого малыша. Здесь и художественная литература, и научно-популярные книги, и учебники, и словари.
Полки для хранения открытые, я легко могу дотянуться, взять интересную книгу.
Кроме обычных книг здесь есть книжки-панорамки.
О тличием этого вида книжек от обычных являются объёмные картинки, т.е. можно сказать, что они с 3D-эффектом. Открываешь книжку, и сразу вырастает объёмная конструкция. Переворачиваешь страницу – видишь другой сюжет в таком же 3D-формате. Часто такие интересные конструкции являются подвижными. Вариантов объёмных картинок, с которыми можно играть, множество.
Книжки-панорамки воспринимаются как кукольный театр, в котором можно управлять фигурками и одновременно читать. Причём текста в такой 3Д-книжке немного, больше внимания уделено иллюстрациям, а страницы выполнены из плотного картона, поэтому книжка она превращается в своеобразную интерактивную книжку-игрушку. Польза, как говорится, на лицо: ребенок пространственно мыслит и фантазирует, одновременно развивая своё воображение и получая понятие о форме, плоскости и пространстве.
Более того, с помощью книжки-панорамки дети могут самостоятельно разыгрывать своеобразный кукольный спектакль для родных и близких, играя роль персонажей сказки с эмоциями и характерами.
Книжки с окошками.
На каждой странице такой книжки за специальной створкой-клапаном есть сюрприз в виде животного, какого-либо героя или вообще ответа на загадку. Чтение книжки с окошками превращается в увлекательную игру, доставляет ребёнку много радости и, конечно же, развивает у него фантазию.
Книги с дырками и хвостами.
"Дырки"- это пропущенные слова, а "хвосты"- незавершенные предложения, которые нужно закончить. Так читать гораздо увлекательнее.
Детские книги с волшебными лупами.
Детские книги с волшебными лупами - это книги, к которым прилагаются лупы из картона и цветного прозрачного пластика. Они помогают увидеть изображения, недоступные при взгляде невооруженным глазом. А малыши потом еще не один день будут проявлять исследовательский интерес и рассматривать все вокруг через разноцветные "волшебные стеклышки".
Книги-пазлы.
Изюминкой каждой такой книги являются яркие красочные странички, собранные в пазлы.
Книга с находилками (виммельбухи).
Это книга- головоломка, или книга поиска предметов.
К ниги-игрушки для малышей.
Кни́жка-игру́шка — книжка с картинками для детей, имеющая специальную форму, которая позволяет ребёнку не только рассматривать и читать её, но и играть с ней, раскладывать или раскрашивать её, делать поделки.
Н аша библиотека — не только для чтения.
Э то настоящая творческая мастерская, где чтение переплетается с игрой, фантазией и творчеством. Здесь есть карандаши, краски, пластилин, цветная бумага — все, что помогает проявить себя, воплотить прочитанное в рисунках, поделках, миниатюрных театральных постановках.
Мы устраиваем кукольные спектакли по мотивам любимых сказок, читаем вслух по ролям, обсуждаем прочитанное, делимся впечатлениями и фантазиями.
Теневой театр — это вид театрального искусства, основанный на контрасте света и тени.
Он состоит из полупрозрачного экрана, за которым разворачивается представление, и бумажных кукол на длинных палочках или нитях. Сзади «сцены» ставится источник света так, чтобы на экране отображались силуэты кукол.
Теневой театр стимулирует развитие речи и расширение словарного запаса, развивает навык социального взаимодействия. Здорово, что можно пригласить в гости друзей и поставить спектакль всем вместе.
Фигурки для теневого театра к сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" представлены в (Приложении 1).
Лепбук- это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Мы изготовили лепбук к сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». (Приложение 2)
Книжные консервы- баночки, коробочки, заполненные впечатлениями и артефактами о прочитанной книге.
Мы законсервировали свои впечатления к произведениям Н. Носова «Живая шляпа» и В. Драгунского «Не хуже вас, цирковых». (Приложение 3)
Опрос родителей одноклассников.
Нам стало интересно: "А какие книги читали в детстве наши родители?".
По итогам опроса мы создали Топ- 10 любимых детских книг родителей:
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
К. И. Чуковский «Мойдодыр».
А.С.Пушкин. Сказки.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
А. Волков «Волшебник изумрудного города».
В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»
А. Гайдар «Тимур и его команда».
Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
П.Ершов «Конек – горбунок».
Р. Киплинг «Маугли».
Оказывается, что наши родители в детстве зачитывались такими же книгами, как и мы сейчас. Получается, что хорошие книги никогда не выйдут из моды. Потому, что юного читателя во все времена увлекают путешествия, приключения и такие человеческие качества как дружба, добро, справедливость, взаимовыручка, которые сполна присутствуют в этих книгах.
2. Мастерская буктрейлера «Прочитай, не пожалеешь».
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Главная задача буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Наконец, появляются конкурсы буктрейлеров.
Например, мы в 2024 году приняли участие в конкурсе буктрейлеров для детей и молодежи «КНИЖНЫЙ МАЯК УЛЬЯНОВСКА» и стали призерами.
Как мы создавали буктрейлер?
Прочитали книгу.
Распределили раскадровку к ролику. Нашли иллюстрации. Вынесли в заголовок трейлера основную идею книги. По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
И кстати, если хотите, чтобы в вашем буктрейлере была озвучка, то воспользуйтесь встроенным диктофоном на телефоне. Либо бесплатной программой для ПК — Audacity (если у вас хороший микрофон). Ориентируясь на свой план, можно скачать нужные материалы. И теперь можно приступать к созданию ролика.
Записать аудиоматериал и объединить все в ролик помогла программа для работы с видео.
Видеоредактор Movavi Video EditorPlus— мощный инструмент, с помощью которого каждый желающий может создать собственный клип, слайд-шоу или видеоролик. Видеоредактор имеет удобный интерфейс, в котором легко ориентироваться даже новичкам. Главное окно Видеоредактора Movavi разделено на три части: медиатека, окно предварительного просмотра и временная шкала. Медиатека — это место, куда вы импортируете видео и аудио файлы, в окне предварительного просмотра отображается предварительный просмотр отредактированного видео, и вы можете упорядочивать свои клипы и добавлять эффекты на временной шкале. Видеоредактор Movavi позволяет легко обрезать, вырезать, разделять и объединять видеоклипы.
Мы продемонстрировали свой буктрейлер одноклассникам и большинство ребят захотели прочитать этот смешной рассказ.
Также мы приняли участие в школьном читательском марафоне "Праздник в детской: лучшие новогодние и рождественские книги для детей" https://vk.com/club203808036 и за наш буктрейлер проголосовали 39 человек.
Мы подготовили советы "Как сделать буктрейлер к книге: 7 лучших советов", которые представлены в Приложении 5.
3. Акция книгодарения «Любимые книги в уютных коробках»
Книга – лучший подарок. Мы много раз слышим это выражение. Но как часто мы на самом деле дарим друг другу такие подарки?
В Международный день книгодарения, 14 февраля, принято дарить книги друзьям и близким, передавать их в библиотеки, школы и благотворительные организации.
Мы приняли участие в акции «Дарите книги с любовью» и пополнили новыми книгами школьную и районную библиотеки.
Книга – по-настоящему ценный подарок, ведь на ее страницах не только покоится кладезь знаний и опыта, но и возможность пообщаться с гениальными людьми; автором или героями произведения.
Книги существуют вне времени, они уже пережили радиоприемники, пейджеры, кнопочные телефоны. На очереди телевизоры. А вот мысли и идеи на страницах томов вечны. Их будут читать и через десять, и через сто лет.
Книжная душа – так называют удивительного человека, который любит читать.
Как же сделать лучший подарок для любителей книг?
Расскажем, как можно осуществить такую затею – собранный своими руками книжный бокс.
Книжные боксы — это тематические наборы для истинных фанатов книг и красоты. Каждый предмет в наборе — не простой. Он связан со смысловым наполнением книги и её атмосферой.
Сначала надо выбрать книгу. Лучше всего, если это произведение, которое вы читали лично, потому что в таком случае вам будет гораздо легче подобрать различные предметы, связанные с его содержанием.
Приобретите картонную коробку. Постарайтесь брать не слишком большую, а такого размера, чтобы все ваши небольшие подарочки уместились в ней. Коробку можно украсить какими-нибудь наклейками или, если у вас есть талант художника, небольшими узорами или рисунками собственного авторства.
Внутрь непременно стоит вложить открытку или лист красивой бумаги, на которой вы изложите пожелания получателю бокса. Постарайтесь писать с душой, чтобы у вашего друга или подруги потом возникло желание вновь и вновь перечитывать эти тёплые строки.
Следующим шагом нужно подобрать какие-нибудь небольшие подарочки, связанные с содержанием книги. Позаботьтесь о том, чтобы все ваши подарочки были более-менее полезны для получателя. Это могут быть закладки, наклейки, раскраски. И, конечно, руководствуйтесь личными предпочтениями получателя бокса, его увлечениями и интересами. Эти подарочки должны быть упакованы и пронумерованы. Как только читатель дочитает до определенной странички- может открыть подарок.
Мы сделали книжные боксы по произведениям Б.Заходера, Н.Носова, Х.К.Андерсена. Вот что у нас получилось.
Заключение
Чтение не только полезный, но и очень интересный процесс. Мы узнали много интересных фактов о книгах, читали в семейном кругу и с друзьями, выполняли творческие задания (Приложение 6), познакомились с неизвестными нам до сих пор техническими средствами.
Одноклассники стали больше интересоваться классной библиотечкой, проголосовали и прочли именно ту книгу, по которой мы сделали и продемонстрировали буктрейлер. Значит, новые технологии и интересные творческие задания помогли нам вызвать интерес к книгам. Наша гипотеза доказана.
Интересные задания, семейные чтения в домашней библиотеке, использование современных технологий помогают привлечь внимание к книгам и чтению. А получить книги в подарок – это приятно и полезно.
Список использованной литературы и источников
https://booksnt.ru/blog/vidy-i-sposoby-sozdaniya-buktrejlerov/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE
https://mbukcbs.ru/kollegam/metod-kopilka/item/buktrejler-svoimi-rukami-metodicheskie-rekomendacii
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Советы для любителей книг
Создайте свой уютный уголок для чтения. Найдите место, где вам будет комфортно читать. Это может быть кресло, диван, гамак, даже просто плед на полу.
Заведите себе читательский дневник. Записывайте в него свои впечатления от прочитанных книг, цитаты, которые вам понравились, свои мысли и размышления.
Посещайте книжные магазины и библиотеки. Общайтесь с другими любителями книг, узнавайте о новых книгах и авторах.
Принимайте участие в литературных мероприятиях.
Поделитесь своей любовью к книгам с другими. Порекомендуйте друзьям и близким книгу, которая вам понравилась.
Не бойтесь экспериментировать. Читайте книги разных жанров, авторов, эпох. Не ограничивайте себя одним жанром или автором.
Не забывайте о важности чтения. Чтение — это не просто развлечение, а важная часть нашей жизни. Чтение помогает нам развиваться, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Интересные задания, семейные чтения в домашней библиотеке, использование современных технологий помогают привлечь внимание к книгам и чтению. А получить книги в подарок- это приятно и полезно.
Приложение 5.
Как сделать буктрейлер к книге: 7 лучших советов.
1 — Всегда начинайте с плана. Он важен не только для написания книги, но и для создания книжного трейлера. Пропишите, что и в каком порядке вы будете делать. Выше был разобран порядок действий, так что можете использовать его в качестве ориентира.
2 — Не «перегружайте» буктрейлер. Обилие контента может запутать зрителей и вызвать отторжение к книге. Так что смело вырезайте всё лишнее, если переборщили.
3 — Не затягивайте с продолжительностью ролика - максимум 3 минуты! Обычно одной - двух минут вполне достаточно.
4 — Не «засоряйте» трейлер ненужной информацией. Таинственные фразы, которые не имеют отношения к сюжету, не найдут отклик в душе зрителя. Поэтому указывайте только связанные с сюжетом детали.
5 — Не «захламляйте» ролик лишними эффектами. Обилие шрифтов, прыгающих элементов и цветных вспышек не сделают ваш трейлер круче. Запомните: зрителя ничего не должно отвлекать. Он должен полностью «погрузиться» в просмотр!
6 — Используйте фото-, видео- и аудиоматериалы высокого качества, а также читабельные шрифты.
7 — Перед тем как заимствовать чужой контент, убедитесь, что его можно бесплатно использовать в любых целях.
Приложение 6.
Список увлекательных литературных заданий.
Лэпбук (от англ. lap — колени и book — книга) — это бумажное пособие, созданное ребёнком самостоятельно или при помощи родителей и учителей, которое обычно посвящено одной теме или предмету. Как правило, лэпбук представляет собой брошюру, сделанную из картонной папки. Внутри он может содержать различные объёмные и плоские элементы из бумаги, включая небольшие самодельные книжки-раскладушки, файлы, карточки, кармашки и оригами. Также это могут быть готовые конверты, фотографии, марки, элементы карт, наклейки и др.. Информация, которая содержится в лэпбуке — факты, иллюстрации, диаграммы, цифры и другие данные, которые относятся к выбранной теме.
Литературный блокнот— это блокнот для ведения читательского дневника. В таком блокноте можно писать о любимых авторах, создавать список любимых книг с кратким описанием каждой, экспериментировать с записями (писать мысли после прочтения, выписывать цитаты)
«Книжные консервы» — это творческие работы детей, банки или коробочки, заполненные впечатлениями и артефактами о прочитанной книге. В банку можно положить цитаты, отзывы, рисунки, поделки — всё, что может отображать сюжет и главную мысль книги.
Книжный бокс — это набор, который состоит из книги и сопутствующих предметов, связанных с историей произведения. Элементы бокса могут быть уникальными и включать пины, кружки, брелоки, футболки, плакаты, открытки, закладки и т. д..
Буктрейлер — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.
Диафильм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами. Кадры диафильма выстроены в определённом порядке и сопровождаются титрами, превращающими фильм в иллюстрированный рассказ. В диафильмах чаще всего использовались репродукции рисунков, специально созданных художником для этой цели.