Введение
Сейчас все большее влияние в формировании мировоззрения подрастающей личности играет окружающая ее социальная среда, в составе которой выделяются художественные произведения и кинофильмы, снятые по книгам, которые всегда отличались большой силой воздействия. Такими произведениями стали книги из серии «Хроники Нарнии», автором которых является Клайв Стэйплз Льюис. Они длительное время занимают верхние строчки списков лучших книг современности для детей. Нашумевшая серия произведений привлекла внимание целого ряда исследователей, увидевших в этом сказочном цикле иносказательное и символичное изложение христианских идеалов. Это вызвало интерес и побудило к исследованию христианской символики и христианского духа в данном литературном произведении на примере работ различных авторов.
Актуальность работы. В сегодняшнем мире распространения свободных взглядов на формирование личности ребенка, столкновения традиций воспитания и отвергающих их новшеств, а также рост индивидуализации и разобщения людей в социуме на фоне кризиса морально-нравственных жизненных ценностей, возросла важность качества окружающего информационного фона, что обусловило актуальность обращения к таким произведениям, как книги о Нарнии К. Льюиса, повествующие о том, что только дружба, взаимопомощь, самопожертвование, преодоление своих страхов и комплексов, способны помочь в изменении себя и жизни других людей.
Новизна исследования заключается в определении комплекса основных символов христианства в цикле «Хроники Нарнии».
Объект исследования — христианский аспект литературного цикла «Хроники Нарнии».
Предмет исследования — содержание произведения «Хроники Нарнии».
Цель исследования — изучение «Хроник Нарнии» с позиции детской литературы о христианстве через призму исследовательских изысканий.
Задачи исследования:
1. Обзорно изучить наличие библейских мотивов в «Хрониках Нарнии»».
2. Рассмотреть содержание «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса на предмет символического выражения одного из ключевых образов.
3. Охарактеризовать наличие и содержание евангельского мифа в структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса.
4. Исследовать тему рая в произведениях К. С. Льюиса «The Great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии»).
Гипотезой исследования служит утверждение: В «Хрониках Нарнии» в иносказательной форме присутствуют отсылки к библейским сюжетам и образам – значит это произведение о христианстве.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- описание,
- сравнительный анализ,
- интерпретация.
Практическая значимость работы состоит в пополнении сведений в области христианской направленности повестей цикла «Хроники Нарнии», в возможности использования результатов в качестве учебных практических материалов.
Глава I. Обзор литературы
1.1. Обзор статьи А.М. Власова «Библейский мотивы в «Хрониках Нарнии»»
Книгу «Хроники Нарнии» Льюис замыслил написать для детей еще в начале Второй Мировой войны. Автор статьи замечает, что «Хроники Нарнии» написаны «в обществе, где принято быть христианином. И написана она (книга) затем, чтобы человек влюбился в то, во что он раньше только верил» [цит. по 1]. Поэтому говорится о присутствии Библейской истории в сюжетной линии «Хроник», в каждой из книг.
М.В. Родина рассматривает, каким образом описанная в Библии история — миф, возрождается в тексте «Хроник Нарнии». Охарактеризованы главные фигуры Антихриста и Христа в контексте повестей. Подробно, опираясь на первоисточник, М.В. Родина рассказывает о персонажах семикнижия Льюиса как о художественной интерпретации главной библейской истории и ее основных фигурах Христа и Антихриста. Их личности и деятельность нашли свое отражение в исследовательской работе.
1.2. Обзор статьи Н.Л. Потаниной и М.В. Родиной «Об одном из ключевых образов «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: к проблеме символа»
В статье автор разработал проблематику символа, его характерные черты и роль в оформлении подтекста художественного произведения. Для этого автор приводит в качестве примера образ двери, представляющий собой один из «древнейших мифопоэтических символов, характеризующихся богатейшей смысловой полифонией, и рассматривает его в контексте фантастического семикнижия «Хроники Нарнии», созданного англо-ирландским писателем XX века К. С. Льюисом»[2].
1.3. Обзор работы М.В. Родиной «Евангельский миф в структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: с любовью о книге любви»
Здесь автор исследования настаивает на привлечении писателем в цикл «Хроники Нарнии» евангельского мифа. Автор статьи считает, что Льюис постоянно обращается в своем произведении к Евангелию, «Хроники…» поистине «написаны с любовью о Книге Любви – о Евангелии» [цит. по 3]. Обосновывается это пониманием писателя безрезультатности постоянной декламации христианских заветов и идеалов и опасности навязывания их миру, потому что «современный мир – мир, «который боится всякого слова о Боге, которому уже “плешь проели” повторением имени Христа; который склонен затыкать уши, слушая любую проповедь, заведомо почитая ее пошлостью» [цит. по 3]. Отсюда и особый язык цикла приключений четырех детей по волшебным мирам. Льюис пишет в иносказательной манере сказки о Нарнии, в которых также завуалированно сообщает о встрече человека с Богом и отношениях между ними. Автор статьи утверждает, что именно это привлекает внимание читателя и пробуждает в его душе «отклик той Радости, о которой свидетельствует Св. Писание.[3].
Это, по мнению М.В. Родиной объясняет частое обращение в повестях о приключениях персонажей в волшебной стране писателя к евангельской истории. И приводит характеристику Евангелия другим писателем Толкиным, другом К. Льюиса: «истории, «которая «превыше всех прочих обладает “внутренней логичностью реальности”. Нет и не было такого сказания, в которое люди так стремились бы поверить; нет другой такой повести, что столько скептиков признали бы истиной в силу её собственных достоинств. Ибо её искусство обладает высшей убедительностью Первичного Искусства, то есть Творения. Отвергая эту повесть, приходишь либо к унынию, либо к гневу» [цит. по 3].
Сам Льюис называл евангельское сказание не иначе как «мифом, созданным Богом», который «воздействует на нас таким же образом, как и другие мифы, но только с той огромной разницей, что описанное в нем случилось на самом деле» [цит. по 3]. Задача слушающего – «принять этот миф, как он принимает и другие мифы, с одной лишь разницей, что христианство – это Божий миф, а остальные мифы – это произведение человека. Таким образом, автор приходит к выводу, что именно духом Евангелие проникнут весь сказочный цикл писателя и на уровне сюжета видно несколько эпизодов — отсылок к евангельскому первоисточнику.
1.4. Обзор исследования М.В. Родиной «Рай в произведениях К. С. Льюиса «The great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии»)»
Автор исследовательской статьи сосредоточил свое внимание на вычленении писательской художественной интерпретации библейского образа Рая на страницах двух важных произведений К.С. Льюиса: притчи «The Great Divorce» («Расторжение брака») (1932-1945 гг.), которая в форме притчи-видения представляет собой рассуждения писателя по вопросу загробной жизни и посмертной участи, ожидающей умершего человека, и цикле фантазийных повестей под названием «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии») (1950-1956 гг.), состоящий из 7 сказочных повестей, рассказывающих о приключениях и путешествиях четырех детей, случайно попавших из нашего мира в иное волшебное измерение. За эталон образа Рая писатель взял его библейское описание: по ходу повествования писатель постоянно обращается к тексту Священного Писания. Сравнение сюжетных изображений Рая двух произведений автором статьи выявило и различия и сходство между ними. Рай из «Расторжения брака» описан прямо, а его описание в «Хрониках Нарнии» М.В. Родина называет иносказательным, в качестве Страны Аслана. «Страна Аслана присутствует в четырех из семи «нарнийских» повестей. Это «Племянник чародея» (1955), «Покоритель Зари, или Плавание на край света» (1952), «Серебряное кресло» (1953) и «Последняя битва» (1956)»[4]. Но несмотря на языковую разность описаний данных обителей, автор статьи выделяет целый ряд одинаковых библейских черт: «обилие света, расположение на вершинах гор, радость, одухотворѐнность, ни с чем не сравнимая красота природы и т.д.». Все эти черты подробно рассмотрены исследователем. Отдельно М.В. Родиной указывается на то, что у К.С. Льюиса Рай трактуется не только как священное место, но и как особое измененное состояние души, пришедшей к Богу и слившейся с ним.
Выводы: Изучив литературу по теме исследования, мы узнали, что «Хроники Нарнии» написаны «в обществе, где принято быть христианином. О присутствии Библейской истории в сюжетной линии «Хроник», в каждой из книг.
Льюис пишет в иносказательной манере сказки о Нарнии, в которых также завуалированно сообщает о встрече человека с Богом и отношениях между ними.
Библейский образ Рая иносказательно присутствует в «Хрониках Нарнии» в качестве Страны Аслана.
Глава II. Практическая часть
2.1. Библейские мотивы в «Хрониках Нарнии»
В результате обзора статьи А.М. Власова «Библейский мотивы в «Хрониках Нарнии»» было установлено следующее. Очевидно, что «Хроники...» писались для детей. В них есть то, что нравится детям: путешествие в волшебную страну, сказочные говорящие животные, приключения. Но, в тоже время, это произведение для детей, знакомых с Библией.
Подобный вывод подтверждается выводами А.М. Власова, в которых он вычленяет из текста отдельные образы героев и сюжетные линии произведения и доказательно относит их к библейским мотивам.
С уверенностью можно сказать, что во всех повестях цикла Библейская история нашла свое отражение. Так, например, книга «Племянник чародея» (1955) рассказывает о том, как был сотворен мир, и как затем зло проникло в Нарнию. В повести «Лев, колдунья и платяной шкаф» воспроизводится образ Христа и говорится о его Распятии и последующем Воскрешении (1948). «Принц Каспиан» повествует о возрождении истинной религии вместо лживой и искаженной (1956). Сюжет книги «Конь и его мальчик» (1954) связан с обращением язычника в истинную веру. «Путешествие на край света» (1952) повествует о духовной жизни. Повесть «Серебряное кресло» рассказывает о войне с темными силами (1953). Последняя книга из цикла «Последняя битва» повествует о пришествии Антихриста, конце света и связанном с этими событиями последнем суде (1956)[цит. по 1].
Но вся христианская составляющая представляет собой как бы подтекст содержания книг, так как Льюис прописывал религиозную тему не напрямую, а иносказательно с помощью символических образов и сюжетов.
Как известно, центральными фигурами библейской истории являются противоположные друг другу Христос и Антихрист. В образе Христа в «Хрониках Нарнии» выступает лев Аслан, так как сюжетное действие, связанное с добровольным принесением себя в жертву на каменном алтаре и последующее воскрешение, проводит однозначные параллели с Распятием и Воскрешением Христа. А фраза: «Чудища пинали Его, били, плевали на Него, насмехались над Ним» [цит. по 1], описывающая сцену с Асланом во время принесения жертвы, однозначно наводит на мысли о мучениях Христа во время Распятия.
Фигуру Антихриста, чье господство придется на время перед Вторым Пришествием Христа, в «Хрониках Нарнии» изображает Обезьян по имени «Shift». Его приход к власти отождествляется с вселенской катастрофой: «Как будто взошло солнце, и солнце это черное. <…>. Как будто ты пьешь воду, и это сухая вода» [цит. по 1]. И это тоже прямая отсылка к Библии, демонстрирующей истинную сущность Антихриста.
У А.М. Власова в следующем фрагменте статьи приводится еще одно доказательство иносказательной трансляции библейского сюжета в цикле Льюиса: «В «Последней битве» война Тархистана против Нарнии отсылает к евангельским пророчествам: «Восстанет народ на народ и царство на царство», «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Переосмысляя слова Иисуса о том, что Бог «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» встретить избранных Его и созвать людей на Суд, писатель вводит образ Отца Времени, который трубит в рог, издавая звук «of a strange, deadly beauty» / «полный странной и страшной красоты», и возвещая конец истории…» [цит. по 1]. Здесь писатель рисует последнюю битву добра со злом.
Таким образом, прослеживается явная ассоциация с Библией и основными религиозными фигурами христианской истории.
2.2. Один из ключевых образов «Хроник Нарнии»
В статье «Об одном из ключевых образов «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: к проблеме символа» (авторы Н.Л. Потанина и М.В. Родина) анализируется символика образа двери в семикнижии «Хроники Нарнии». Обращается внимание на древность трактовки образа двери в качестве богатого на смысловое разнообразие символа, объединенное одним — в сказаниях и мифах разных стран дверь воспринимается как символ перехода и границы, где кончается одно — привычное и обыденное, давно знакомое, и начинается другое — новое, неизвестное, непонятное и оттого страшное. С открывшим неизвестную дверь и шагнувшим в неизвестность человеком может случиться все что угодно, и он может принести в чужой мир что-то иное и изменить его.
В «Хрониках...» образ двери постоянно сопровождает развитие сюжетного действия, так как основой сюжета является «мотив пути-перемещения персонажей в мифологическом пространстве инобытия [цит. по 2]. Также в повестях К. Льюиса присутствует двойственность сюжета с границей между этим миром и Иным миром, воплощенная в образе двери: с нее начинаются и ею заканчиваются все приключения детей и их перемещения в пространстве и во времени.
Но главной интерпретацией образа двери является символическое выражение момента духовного роста, инициации. И здесь он имеет несколько вариантов. В статье авторы соотносят образ двери с образом льва Аслана, который ассоциируется с образом Христа. Авторы, цитируя Дона У. Кинга, приводят высказывание Христа из Евангелия и Откровения Св. Иоанна: («Я есть дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоан 10: 9), «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3: 20)) [цит. по 2].
Но представляется необходимым дополнить интерпретацию образа двери как символа инициации вторым вариантом, связанным с моментом начала духовного роста главных героев — детей. В первый раз, открыв дверь и попав в иной мир, они начали меняться под влиянием обстоятельств. Второе их преображение произошло после близкого знакомства с Асланом. Это знакомство с зооморфным образом Христа — образом двери к достижению духовных высот наполнило их новой уверенностью и силой. И здесь возникает практически подобный апостольскому образу образ детей, которые как древние апостолы, соприкоснувшиеся с Истиной в виде Христа, стали другими людьми.
Таким образом, здесь явно подтверждается ассоциативный ряд образов главных героев произведения с основными христианскими фигурами.
2.3. Евангельский миф в структуре «Хроник Нарнии»
В структуре «Хроник Нарнии» отчетливо прослеживается евангельский миф, что подтверждает М.В. Родина в своем научном изыскании. Христианским духом Евангелие проникнут весь цикл. В сюжетном действии наблюдаются несколько эпизодов, которые ассоциативно отсылают к содержанию Евангелие.
Так, в «Серебряном кресле» Аслан изображен плачущим: он присутствует на похоронах короля Каспиана. Здесь ассоциация с оплакивающим смерть Лазаря Христом, который, будучи Богом, воскрешает к жизни своего друга. Так же поступает и лев Аслан, показывая свою отзывчивость на страдания других: он возвращает к жизни двоих. Среди них уже умерший Каспиан и мама мальчика Дигори, находящаяся на пороге смерти. Причем первого – каплей собственной крови, вторую – с помощью яблока, что принес ее сын. («...Мертвый король стал меняться. <…>; запавшие щеки округлились, морщины разгладились, глаза открылись». <…> Через неделю уже не было сомнений, что миссис Керк выздоравливает») [цит. по 3].
Автор в своей статье, говоря о евангельском мифе, также обращается к смерти Аслана, приносящего себя в жертву ради искупления вины Эдмунда и затем воскресшего, как Иисус Христос, умерший на Голгофе, а затем воскресший (в повести «Лев, Колдунья…»). Первые, кто увидел воскрешение льва были девочки Сьюзен и Люси, как жены-мироносицы, узнавшими первыми о чуде воскрешения Христа.
В повести «Принц Каспиан» есть отсылка к заповедям Нагорной проповеди. С этим связан фрагмент беседы Льва с Люси. Также в конце этой повести есть отсылка к евангельской истории о чуде в Канне Галилейской, её воспроизводит фрагмент, когда Аслан, посетив дом больной женщины, превратил воду в ее колодце в вино: «вино, яркое, как желе из красной смородины, густое, как масло, согревающее, как чай, холодное, как роса» [цит. по 3]. Это весьма наглядная параллель с действиями Христа. Авторы статьи по этому поводу сообщают: «Вводя этот эпизод, Льюис дает понять, что Христос – Тот, Кто единым словом может обратить печаль в радость и повседневность – в праздник; Тот, Кто есть воплощенная Любовь и Милость» [цит. по 3].
В «Коне и его мальчике», в эпизоде, когда дети и животные спорят о том, можно ли считать Аслана настоящим львом, писатель делает отсылку к эпизоду из Евангелия от Луки, когда воскресший Христос предлагает своим растерявшимся ученикам потрогать и рассмотреть Себя, чтобы убедиться в его подлинности. Как и Христос, Аслан говорит: «Потрогай меня. Понюхай. Вот мои лапы, вот хвост, вот усы. Я, как и ты, – животное» [цит. по 3].
И в этом случае приведенные примеры свидетельствуют о полноценном присутствии евангельского духа в «Хрониках Нарнии».
2.4. Cравнение образа Рая в двух произведениях К. С. Льюиса: «The Great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии»)»
Сравнительный анализ двух произведений К. С. Льюиса «The Great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии») показывает наличие в семикнижии еще одного христианского образа — образа Рая. Автор, сравнивая прямое описание Рая в книге «Расторжение брака» в виде высоких гор, указывает на иносказательные схожие образы христианского Рая в «хрониках Нарнии».
Так, в «Племяннике чародея»: «Высокая зеленая гора стремительно приближалась» [цит. по 4].
«Покоритель Зари»: ясно различали позади горы, такие высокие, что вершины терялись где-то в небе.
«Серебряное кресло» («Джил и Юстэс ощутили, что здесь царит глубочайшая тишина. Воздух был прохладен, и Джил подумала, что они - на вершине горы») [цит. по 4].
В «Последней битве»: «<... > по горам, гораздо выше, чем мы можем себе представить. На этих горах не было снега. Там были леса и зеленые склоны, сладко пахнущие сады и сверкающие водопады, бесконечно текущие один над другим» [цит. по 4].
Как видно из перечисленных фрагментов, главное сходство Рая и Страны Аслана состоит в том, что «в обоих случаях писатель помещает обитель блаженства на вершине высочайших гор. Как известно, изображение Рая в образе Горы - характерная особенность архаической картины мира вообще, во многом свойственна она и культуре библейской (ср.: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога», и Льюис, изображая свою обитель блаженных, остается верен этой традиции» [ цит. по 4].
Таким образом, становится очевидно, в каждой из семи книг серии о волшебной Нарнии, писатель последовательно излагал сюжет посредством ассоциативной интерпретации главной христианской истории.
2.5. Сравнение образов и сюжетов Библии и «Хроник Нарнии»
|
Образ, сюжет из Библии |
Образ, сюжет из «Хроник Нарнии» |
|
Иисус Христос Мучения до и во время Распятия. Распятие на кресте и воскрешение. Оплакивающий смерть Лазаря Иисус, который, будучи Богом, воскрешает к жизни своего друга. Чудо в Канне Галилейской, превращение воды в вино. В эпизоде из Евангелия от Луки, когда воскресший Христос предлагает своим растерявшимся ученикам потрогать и рассмотреть Себя, чтобы убедиться в его подлинности. |
лев Аслан Издевательства над Асланом: «Чудища пинали Его, били, плевали на Него, насмехались над Ним». Добровольным принесением себя в жертву на каменном алтаре и последующее воскрешение. Лев Аслан, показывая свою отзывчивость на страдания других: он возвращает к жизни двоих. Среди них уже умерший Каспиан и мама мальчика Дигори, находящаяся на пороге смерти. Аслан, посетив дом больной женщины, превратил воду в ее колодце в вино. Аслан говорит: «Потрогай меня. Понюхай. Вот мои лапы, вот хвост, вот усы. Я, как и ты, – животное». |
|
Антихрист Апокалипсис. |
Обезьян «Shift» Его приход к власти отождествляется с вселенской катастрофой: «Как будто взошло солнце, и солнце это черное. Как будто ты пьешь воду, и это сухая вода». |
|
Бог «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» встретить избранных Его и созвать людей на Суд. |
Отец Времени, который трубит в рог, издавая звук «of a strange, deadly beauty» / «полный странной и страшной красоты», и возвещая конец истории…» |
|
Образ двери Высказывание Христа из Евангелия и Откровения Св. Иоанна: («Я есть дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоан 10: 9), «Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3: 20)) [цит. по 2]. |
Образ двери В «Хрониках...» образ двери постоянно сопровождает развитие сюжетного действия, так как основой сюжета является «мотив пути-перемещения персонажей в мифологическом пространстве инобытия [цит. по 2], духовное преображение детей. Образ двери ассоциируется с зооморфным образом Иисуса Христа – Асланом. |
|
Образ Рая Изображение Рая в образе Горы - характерная особенность архаической картины мира вообще, во многом свойственна она и культуре библейской (ср.: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». |
Образ Рая Автор, сравнивая прямое описание Рая в книге «Расторжение брака» в виде высоких гор, указывает на иносказательные схожие образы христианского Рая в «хрониках Нарнии». В «Племяннике чародея»: «Высокая зеленая гора стремительно приближалась» [цит. по 4]. «Покоритель Зари»: ясно различали позади горы, такие высокие, что вершины терялись где-то в небе. «Серебряное кресло» («Джил и Юстэс ощутили, что здесь царит глубочайшая тишина. Воздух был прохладен, и Джил подумала, что они - на вершине горы») [цит. по 4]. В «Последней битве»: «<... > по горам, гораздо выше, чем мы можем себе представить. На этих горах не было снега. Там были леса и зеленые склоны, сладко пахнущие сады и сверкающие водопады, бесконечно текущие один над другим» [цит. по 4]. |
Выводы: Исследование христианского аспекта в цикле К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» через призму научных изысканий разных авторов выявило следующее. Христианская составляющая в сказочном приключенческом цикле Льюиса присутствует в интерпретированном иносказательном смысле в сюжете каждой из семи книг. А именно:
1. Представление в виде образов Христа и Антихриста Аслана и Обезьяна прослеживается явная ассоциация с Библией и основными религиозными фигурами христианской истории.
2. К трактовке христианских образов добавляется образ двери как входа в новую жизнь, духовного преображения. Вариацией источника такого преображения выступает лев Аслан как иносказательная интерпретация образа Христа. И выявлены в качестве другого варианта духовного преображения апостольские образы главных героев — детей.
3.Содержание Евангельского мифа, главной истории для христиан всего мира отчетливо рассмотрено в статье М.В. Родиной «Евангельский миф в структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: с любовью о книге любви». Искупительная жертва Христа во имя спасения человечества раскрыта в «Хрониках Нарнии» практически полностью и совершенно очевидна, несмотря на иносказательное изложение.
4.Завершающим христианским образом следует назвать образ Рая, который также представлен не единожды в семикнижии.
Заключение
В ходе исследовательской работы выполненызадачи:
1. Обзорно изучено наличие библейских мотивов в «Хрониках Нарнии»».
2. Рассмотрено содержание «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса на предмет символического выражения одного из ключевых образов.
3. Охарактеризовано наличие и содержание евангельского мифа в структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса.
4. Исследована тема рая в произведениях К. С. Льюиса «The Great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии»).
Цель исследованиябыла достигнута.
Изучено произведение «Хроники Нарнии» с позиции детской литературы о христианстве через призму исследовательских изысканий.
Таким образом, гипотеза подтверждена. В каждой из семи книг серии о волшебной Нарнии, К.С. Льюис излагает сюжет посредством ассоциативной интерпретации главной христианской истории целым комплексом образов (символов) и сюжетов.
Произведение К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» является произведением для детей о христианстве.
Список литературы
Власов А.М. Библейский мотивы в «Хрониках Нарнии» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskiy-motivy-v-hronikah-narnii (дата обращения 25.02.2023).
Потанина Н.Л., Родина М.В. Об одном из ключевых образов «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: к проблеме символа // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. – Т. 15. – Вып. № 3. – С.246–253.
Родина М.В. Евангельский миф в структуре «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса: с любовью о книге любви // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 10(64). – Ч. 1. – С. 10–13.
Родина М.В. Рай в произведениях К. С. Льюиса «The Great Divorce» («Расторжение брака») и «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии») // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2018. – № 1(28). – С. 62–68.