ВВЕДЕНИЕ
Наглядные пособия являются очень важным звеном в процессе обучения. Их роль заключается в развитии у детей памяти, с их помощью учащимся легче воспринимать данный им материал, ведь они могут всячески взаимодействовать с ними, увидеть, потрогать. В то же время наглядные пособия помогают не только людям, которые принимают информацию, но и тем, кто эту информацию преподносит, то есть учителям, воспитателям и т.д.
Актуальность моей темы заключается в том, что наглядные пособия помогают двум сторонам одинаково: учителям легче объяснять тему, а детям эту тему легче воспринимать, понимать и запоминать, ведь они могут видеть и взаимодействовать с объектом.
Цель проекта: выяснить какие есть наглядные пособия и изготовить одно из них из подручных материалов.
Задачи:
Узнать историю наглядных пособий
Выяснить значение и виды наглядных пособий в обучении
Изучить понятие, историю и виды динамометров.
Изготовить наглядное пособие динамометр
Объект: наглядные пособия
Предмет исследования: динамометры
Методы исследования:
Использование Интернет – ресурсов
Анкетирование
Анализ собранной информации
Фотосъемка
Гипотеза: Из материалов, находящихся у каждого дома, можно изготовить наглядные пособия для обучения школьников.
Продукт: Динамометр
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1. История наглядных пособий
Наглядные пособия - это плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Наглядных материалов существует великое множество: от реальных объектов и их муляжей до раздаточных карточек с картинками и информационных стендов [1].
Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.
В школах древних стран - Китая, Египта, Греции, Рима и других стран - она была достаточно широко распространена. В практике обучения использовались чувственные образы в процессе изучения книжного материала. Книги снабжались нередко рисунками, но это было лишь эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования её. Так как по началу словесно-схоластический путь обучения исключал применение наглядных пособий и слово являлось, по сути дела, единственным средством обучения. И лишь позже появились наглядные средства в учебном процессе.
Первым, кто возвёл наглядность до уровня стержневого вопроса, разработал и дал нам определенную теорию о ней как об общем принципе обучения, был Ян Амос Коменский. Он писал: «…Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» Я.А.Коменский подчеркивал, что знания следует черпать прежде всего из собственных наблюдений, а не из чужих слов, которые принимаются на веру в силу авторитета наставника.
1.2. Значение и виды наглядных пособий в обучении
Значение наглядности в обучении вытекает из материалистической концепции высшей нервной деятельности, которая предполагает, что наглядные средства могут эффективно способствовать развитию первой сигнальной системы, делая ребёнка очень восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками, а на её основе и второй сигнальной системы, благодаря которой ребёнок способен самостоятельно делать некоторые обобщения, выводы, находить причины явлений.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Следует отметить, что определенной методики по использованию наглядных методов обучения не существует, что вызывает трудности для педагога, поэтому он сам должен продумывать план действий при использовании наглядных методов обучения. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений [2].
В обучении используются различные виды наглядных пособий:
Естественная наглядность - растения, животные, полезные ископаемые.
Экспериментальная наглядность - явления испарения, таяния льда.
Картинная и картинно-динамическая наглядность - картины, рисунки, фотографии, диапозитивы.
Объемная наглядность - макеты, муляжи, геометрические фигуры.
Звуковая наглядность - грамзаписи, магнитофонные записи, радио, компакт-диски, флеш-карты.
Символическая и графическая наглядность - чертежи, схемы,
карты, таблицы.
Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм.
Прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.
Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в детсадах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.
Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.). Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний.
Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни.
Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для учебных целей консервированию и препарированию (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии) природоведения и чтения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв.
Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. В качестве демонстрационных пособий на занятиях применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.
Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою специфику.
1.3. Понятие, история и виды динамометра
Для своего проекта я выбрала объемную измерительную наглядность, а именно прибор по физике – механический динамометр.
Динамометр – это специализированное устройство, которым измеряют показатели силы. В результате получаются соответствующие значения, которые показывают параметры на момент воздействия силовой тяги. Измерительным прибором можно зафиксировать значение того или иного усилия, которое возникает при взаимодействии одного объекта на другой.
Стоит отметить, что первым прибором, использовавшимся для измерения силы, были весы. Первое изображение таких весов появилось в 1726 году. В 1830 году Ричард Солтер (Сальтер) придумал и произвел весовое устройство, в котором для измерения силы использовалась пружина, растягивающаяся, под действием груза, на определенное расстояние, соответствующее массе груза. Немногим ранее, по расчетам Ренье, был изобретен динамометр с циферблатом, использующий кольцеобразно замкнутую пружину. Позже появились нажим Гаспара де Прони, а также динамометры конструкций Броуна, Томсона, Межи и Гефнер-Альтенека. Эти устройства и легли в основу современных динамометров.
В зависимости от типа силового устройства, а также принципу действия выделяют динамометры механические, которые делятся на рычажные и пружинные, гидравлические и электронные. Причем, в одном динамометре могут быть использованы два типа (принципа) силовых устройств [4].
Виды динамометров:
Механический динамометр – как было сказано выше, механические динамометры делятся на пружинные и рычажные. Пружинный динамометр работает путем передачи силы на пружину, которая, в зависимости от направления действия и предназначения прибора, либо сжимается, либо растягивается. При этом, величина упругой деформации пружины строго пропорциональна силе воздействия. Рычажный динамометр работает посредством деформации рычага под действием силы, причем величина деформации регистрируется. Приборы такого типа не слишком точны, а их показания сильно зависят от температуры окружающей среды. Простейшим динамометром пружинного типа на растяжение является конструкция типа «безмен», а рычажного – известный автомобилистам динамометрический ключ. Естественно, настоящие механические динамометры намного сложнее, и чаще всего имеют более точную круговую шкалу.
Гидравлический динамометр – работает на принципе вымещения жидкости из цилиндра давлением измеряемой силы. Под давлением, вытесняемая жидкость поступает к записывающему аппарату по трубке, где её количество регистрируется. Гидравлические динамометры, хоть и более точные приборы, чем механические, однако, более сложны в изготовлении, поскольку, малейшая разгерметизация, или неправильное дозирование жидкости в приборе при его производстве сказывается на точности.
Электрический динамометр – включает в себя датчик, преобразующий деформацию от воздействия силы в электрический сигнал, а также дополнительный датчик, благодаря которому сигнал от первого датчика усиливается и записывается в оперативной памяти прибора. Датчики, используемые для преобразования силы и момента силы, могут быть пьезоэлектрические, индуктивные, вибрационно-частотные датчики сопротивления и, конечно же, тензорезистивные. Датчик, под действием применяемой силы, деформируется, а сопротивление в месте деформации возрастает, вследствие чего изменяются токи. При этом, сила передаваемого электрического сигнала зависима, и прямо пропорциональна деформации измерительного элемента, и как следствие, силе воздействия. Электрический динамометр – пожалуй, самое современное решение в области динамометрии. Такие динамометры обладают высокой точностью, легкостью, малыми габаритами.
Медицинские динамометры — это специализированные динамометрические приборы. Благодаря им, можно определять силу, выносливость, уровень работоспособности, такие приборы позволяют судить об общем состоянии мышц, а также, помогают следить за восстановлением больного после травмы. Медицинские динамометры подразделяются на кистевые (ручные) и становые динамометры:
Кистевой динамометр – точный диагностический прибор, который предназначается для определения сжимающей силы рук человека. Ручной динамометр используется для измерения текущей и входной оценки состояния рук после травм или при нарушении их функционирования. Кистевой динамометр распространен не только среди медицинских работников, занимающихся физиотерапией. Тесты с использованием динамометра проходят в правоохранительных органах, вооруженных силах и МЧС. Кистевые динамометры используют при приеме на работу в транспортных, экспедиторских компаниях, в фитнес-клубах, секциях боевых единоборств, в профессиональном спорте. Кистевые динамомеры бывают как электронные, так и механические.
Становой динамометр – специализированный прибор, который предназначается для измерения силы мышечных групп, выпрямляющих
ГЛАВА 2. практическая часть
2. 1. Анкетирование
С целью выяснения знаний наглядного пособия, их использование и помощь в практике , мы разработали анкету для учащихся и провели ее в школе.
При обработке результатов анкеты, мы увидели, что большинство учеников нашей школы, знают что такое наглядные пособия: 80%- знают, 20%- не знают.
На второй вопрос «Используете ли вы их в практике ?»: 69% ответили - да, 31%- нет.
На третий вопрос «Помогают ли наглядные пособия вам в обучении?» ответили так: 80%- да, 20%- нет.
На основании анкетирования составлены диаграммы (Приложение 1).
Проанализировав полученные результаты анкеты, считаем, что сделанный нами динамометр может оказаться полезным пособием как для учащихся, так и для взрослых.
2.2. Техника изготовления динамометра
Для приготовления динамометра нам понадобились такие материалы и предметы:
Картон
Линейка
Ножницы
Ручка
Китайская палочка
Резиновая резинка
Скрепка
Клей пистолет
Процесс изготовления динамометра:
Сделали заготовку для динамометра из картона.
В каждом дне сделали отверстие для китайской палочки и в одном из них еще одно отверстие для резиновой резинки, далее на китайскую палочку приклеили самодельную шкалу и одну сторону резинку рядом с ней, и после этого продели резинку с китайской палочкой в одно дно с двумя отверстиями.
После этого склеили все стороны между собой и зафиксировали другую сторону резинки на задней части динамометра.
В самом конце процесса мы взяли скрепку и закрепили ее на нижней части китайской палочки (противоположная сторона резинки). Основные этапы изготовления динамометра мы фиксировали, используя фотосъемку (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассматривались наглядные пособия из подручных материалов. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В наше время школьное обучение является очень важным периодом в жизни каждого человека еще с давних времен, только вот в настоящее время его сложно представить без наглядных пособий.
Наглядные пособия - это плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения. Это любой учебный материал, в котором для передачи содержания используются наглядные изобразительные средства. Другими словами, все то, что можно показать и на примере чего объяснить людям, как выглядит предмет, какого он цвета, из чего состоит и т. п.
Современные средства наглядности позволяют сделать учебный материал более доступным, интересным и познавательным.
Одним из наглядных пособий является механический динамометр.
Динамометр – это специализированное устройство, которым измеряют показатели силы. В результате получаются соответствующие значения, которые показывают параметры на момент воздействия силовой тяги. Измерительным прибором можно зафиксировать значение того или иного усилия, которое возникает при взаимодействии одного объекта на другой. Такое влияние, поддающееся измерению, можно найти в любой области деятельности человека. Например, сила сдавливания дверей лифта или транспортного средства общественного назначения (метро, трамвай, троллейбус).
Пружинного типа динамометры нужны для достоверного влияния на показатели. Они нужны в целях определения массы тяжелых соединений разного формата.
Этот прибор является наглядным пособием, который используют на уроках физики для измерения силы тяжести, силы упругости, силы трения при обосновании их взаимосвязи с весом груза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наглядная физика. Демонстрационный учебно-наглядный материал.
Физика в представлении: введение, приборы, математика, астрофизика
https://www.rulit.me/download-books-653363.html?t=pdf
Физика в представлении. Статика. Законы сохранения. Колебания
https://www.rulit.me/download-books-616914.html?t=pdf
Физика в представлении. Квантовая физика. Астрофизика
https://www.rulit.me/download-books-617586.html?t=pdf
Физика в представлении. Кинематика. Динамика
https://www.rulit.me/download-books-616925.html?t=pdf
Приложение 1.
Анализ результатов анкетирования
Приложение 2.
Этапы изготовления динамометра