Зачем так много музеев в Петербурге?

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем так много музеев в Петербурге?

Тазиев Э.Д. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицеи № 280 им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга
Жерибор М.Д. 1
1Гимназия № 278 имени Б. Б. Голицына
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня зовут Эмиль Тазиев, я живу в Петербурге. Родители с детства водят меня по разным музеям. Некоторые мне очень нравятся, а другие меньше. Но везде я всегда вижу много людей. Я узнал, что не всегда было так много выставочных пространств.

Так, с начала своего появления в конце XIX века музеи были ориентированы на демонстрацию отдаленных от повседневности реальностей. Сегодня же музеи прочно связаны с культурными, политическими и социальными процессами.

Ежегодно каждый большой федеральный музей создает около 40 выставок, выпускает более 100 публикаций, что видится, особенно актуальным с учетом того значения, которое они имеют для культурной политики.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день работают свыше 200 музеев. Сейчас создаваемые петербургскими музеями выставки и экспозиции – это важный ресурс для воспитания, образования и понимания традиционной культуры.

Но, несмотря на важность данного ресурса, к настоящему моменту, недостаточно исследовано, каким же образом культура транслируется в общество. В частности, до сих пор мало внимания обращается на изучение музейных выставок, которые представляют собой пересечение самых разных интересов внутри музея и за его пределами.

Если мы хотим понять современную роль музеев и то, в какие культурные процессы он вписан, а, самое главное, прояснить особенность социокультурной трансляции знания в общество, нам необходимо уделить музейным выставкам более пристально внимание.

Проблемой нашего проекта является вопрос: зачем людям так много музеев? Нужны ли Санкт-Петербургу свыше 200 музеев? Можем ли мы отказаться от некоторых из них?

Цель проекта: выяснить все ли музеи необходимы в городской среде на примере Санкт-Петербурга.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Изучить такие музейные пространства, Зоологический музей, Русский музей, музей Арктики и Антарктики, музей скейтбординга, музей почвоведения им. В. В. Докучаева;

  • Выявить экспонаты для детального изучения;

  • На основе выявленных экспонатов, создать свой интерактивный музей.

Гипотеза нашего исследования звучит следующим образом: предположим, что в Санкт-Петербурге существуют музеи, о которых общество может отказаться, в пользу открытия других культурных пространств.

По итогам своей работы, мы бы хотели подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу,  создать свой интерактивный музей, создать его модель  с помощью декоративно-прикладного искусства.

 

Глава 1: Музейные пространства Санкт-Петербурга

Царь Петр Первый стремился распространить в России просвещение и пробудить в подданных любознательность и интерес к наукам. С этой целью и был создан первый в России музей- Кунсткамера ( в переводе с немецкого языка это означает “кабинет редкостей”). “Я хочу, чтобы люди смотрели и учились”, - говорил Петр.

Перед тем, как начать собирать информацию о музейных пространствах, мы решили провести опрос среди обучающихся начальной школы. Мы задали детям один вопрос: какие музеи Санкт-Петербурга Вы знаете и посещаете? 

Получив ответ на данный вопрос от детей, мы выяснили, что чаще всего детей интересует:

• Русский музей

• Железнодорожный музей

• Современный интерактивный музей «Внутри человека»

• Музей восковых фигур.

Мы сделали вывод о том, что современные младшие школьники не подозревают о многих музейных пространствах, которые являются не менее интересными и увлекательными. 

После проведения первого опроса, мы решили предложить участникам небольшой список музеев, которые не были отмечены, как часто посещаемые и узнаваемые, и попросили выбрать по названию и краткому описанию музеи, которые бы они хотели посетить.

Исследовав ответы обучающихся, составили список музеев, которые заинтересовали детей. К этому списку отнеслись такие музеи, как: Зоологический музей, Государственный Эрмитаж, музей Арктики и Антарктики, Музей скейтбординга, музей Почвоведения, музей «Вселенная воды».

Мы составили список музейных пространств Санкт-Петербурга, которые нам захотелось изучить более подробно:

  1. Зоологический музей

  2. Музей скейтбординга

  3. Русский музей

  4. Музей Арктики и Антарктики

  5. Музей почвоведения имени В.В. Докучаева 

1.1 Зоологический музей

Зоологический музей входит в структуру Зоологического института Российской академии наук и обладает одной из самых крупных зоологических коллекций в мире. Музей основан в 1832 году на базе Натурального кабинета Кунсткамеры.

История коллекций Зоологического музея восходит к истории первого отечественного музея – Кунсткамеры, основанного в 1714 году. Из Москвы были перевезены естественноисторические коллекции, приобретенные Петром I во время его путешествия в Голландию в 1698 году, хранившиеся при Аптекарском приказе.

Эти коллекции содержали большое количество материалов по зоологии. Некоторые из них сохранились в Зоологическом музее и институте до настоящего времени. Помимо покупок, Петр I уделял большое внимание собиранию коллекций в Российской Империи. Им был издан ряд указов, обязывавших местные власти доставлять в столицу различные произведения природы своего края.

Постепенно зоологическое собрание все больше и больше обособлялось в составе Кунсткамеры. В регламенте Академии наук 1803 года зоологическая коллекция упомянута в составе «музея ботаники, зоологии и минералогии». Наступивший в конце XVIII века период войн, охвативший и первую треть следующего столетия, тяжело отразился на пополнении и сохранении коллекций Музея. Тем не менее, рост их продолжался. Большую роль в этом сыграли крупные морские путешествия. Особенно важны кругосветные путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.А. Головина, О.Е. Коцебу, а также знаменитая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, экспедиция Ф. П. Литке, в которых принимали участие и натуралисты. Весьма важной была и сухопутная экспедиция Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, в которой участвовал энтомолог Эдуард Менетрие.

В начале 1830-х годов, в ходе реформы Академии наук, коллекции Кунсткамеры разделили на независимые профильные музеи. На основе зоологической коллекций Кунсткамеры возник Зоологический музей, разместившийся в Музейном флигеле Академии, построенном в 1826–1831 годах по проекту архитектора И. Ф. Лукини позади Главного здания Императорской Академии наук (Университетская наб., д. 5).

На данный момент в состав музея входит девять постоянных коллекций: беспозвоночные, насекомые, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие, морские сообщества, мамонт и его современники.

Посетив Зоологический музей, мы заметили что, расположение отдельных коллекций в экспозиции музея определяется необходимостью приспособиться к помещениям, не запланированным, как выставочные залы. Частично эту проблему удается решить, но, тем не менее, экспозиция морских млекопитающих, расположенная в I зале музея, отделена от основной систематической коллекции этого класса, а экспозиция насекомых, расположенная на хорах второго этажа – от общей коллекции беспозвоночных животных.

1.2 Музей скейтбординга 

Первый и единственный музей скейтбординга в России открыл свои двери в 2021 году в Петербурге на Васильевском острове в общественном пространстве “Севкабель порт”. Музей открыл петербуржец Павел Трифонов, который сам освоил скейт в 1987 году. Всего в экспозиции музея более сотни экспонатов, которые основатель собирал более 10 лет для личной коллекции. 

Здесь можно проследить не только развитие моды и истории скейтбординга в мире, но и в России. В экспозицию вошли первые в СССР самодельные скейтборды. Кроме того, в музее можно увидеть доску с автографом самого знаменитого скейтера в мире - Тони Хоука. Среди экспонатов есть и уникальные экземпляры - доска, покрытая сусальным золотом, оставшимся после очередной петербургской реставрации. В музее представлены доски с лезвиями для коньков, иглами для йоги, а также велоскейт. 

Также в музее есть атрибутика, которая сопровождает экстремалов.

Для вдохновивших видом спорта при музее открыта школа “Вираж”, где можно записаться на мастер-класс или целый курс. 

1.3 Русский музей

Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, состоящий из целого комплекса исторических зданий в Петербурге.

Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в  1895 году Николай II подписал указ об учреждении музея и предоставлении для этой цели Михайловского дворца.

Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось в марте 1898 года. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей.

Коллекция музея насчитывает более 440 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за тысячу лет: с Х по ХХI век. Основная ретроспективная экспозиция музея расположена в Михайловском дворце, который был построен архитектором Карлом Росси в 1825 году.

Кроме того, значительная часть экспозиции размещена в корпусе Бенуа, построенном как выставочный павильон Академии художеств. Также коллекции музея размещены в Строгановском и Мраморном дворцах и Михайловском замке. В состав музейного комплекса входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I. Общая площадь территории музея в настоящее время составляет более 30 га. 

Русский музей сегодня – обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны. Среди шедевров музея - знаменитая работа Карла Брюллова “Последний день Помпеи”, “Девятый вал” Ивана Айвазовского, “Бурлаки на Волге” Ильи Репина, “Переход Суворова через Альпы” Василия Сурикова, “Прогулка” Марка Шагала и “Черный квадрат” кисти Каземира Малевича.

При музее существует научная библиотека, организованная в 1897 году. Фонд библиотеки составляет 170 тысяч единиц хранения.  

Русский музей один из первых в России создал виртуальную экспозицию.

1.4 Музей Арктики и Антарктики 

Решение о создании Музея Арктики назрело в 1920-х годах в связи с активными исследованиями полярников. В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено решение о создании Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве специального отдела предусматривался музей Арктики. Первоначально экспонаты музея хранились в подвале института  и использовались только для проведения выставок. В 1933 году вузу для создания музея было отдано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, построенной в 1838 году.

В течение 1934 - 1936 годов помещение бывшего храма было реконструировано под музей. В это же время сотрудники музея Арктики разрабатывали научную концепцию, готовили и собирали экспонаты, создавали стационарную экспозицию. Активное участие в организации музея принимали ученые и исследователи Арктики.

Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 года. С момента открытия музея его сотрудники стремились оперативно реагировать на все важные события в Арктике. Так, уже в сентябре 1938 года открылась экспозиция, посвященная работе первой дрейфующей станции Северный полюс-1.

Музей быстро получил не только отечественное, но и международное признание. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже его экспонаты были удостоены Почетного диплома. 

В 1950-х годах начался новый этап в освоении полярных регионов земного шара - исследование Антарктиды. Коллекцию музея пополнили новые экспонаты из первых советских антарктических экспедиций. В июле 1958 году музей получил новое название — Музей Арктики и Антарктики.

В 1998 году музею был присвоен новый статус — Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА). 

В настоящее время он является крупнейшим полярным в мире музеем, коллекция которого насчитывает около 100 тысяч экспонатов. В ней представлены археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути, в том числе археологическая коллекция предметов быта поморов первой половины XVII века, найденная в ходе экспедиций в 1945 году на крайнем северо-востоке Таймыра и в 1968 - 1973 годах на месте существования древнего русского города Мангазея.

В числе экспонатов также приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике, в том числе начальный период существования первого в мире арктического линейного ледокола “Ермак”, поход на ледоколе “Красин” для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле “Италия”, работу первых дрейфующих станций и первых советских антарктических экспедиций. 

Музей располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей, а также конструкторов первого атомного ледокола “Ленин” и атомного ледокола “Арктика”.

Интересна коллекция живописи и графики, среди которых есть работы и современного путешественника Федора Конюхова.

1.5 Музей почвоведения имени Докучаева

Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева - первое почвенное научное учреждение и музей в России.

Музей хранит богатейшую коллекцию почвенных монолитов. В ней отражено многообразие почв на планете, показаны закономерности их распространения. В коллекции хранятся почвы от Арктики до Новой Зеландии. Ежегодно сотрудники музея выезжают в экспедиции для пополнения коллекции и сбора научного материала. Музей является научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, в соответствии с замыслом основателя - выдающегося русского геолога и почвоведа Василия Докучаева.

Впервые о необходимости музея Докучаев сказал в 1879 году. По замыслу ученого, почвенный музей должен был быть научно-исследовательским учреждением: снаряжать экспедиции, исследовать собранный материал, составлять карты. В 1890 году власти соглашаются с необходимостью организовать музей почвоведения, Докучаев решает отдать музею свою личную коллекцию, которую он собирал в течение свой жизни.

В 1902 году был учрежден Педологический музей имени профессора В. В. Докучаева, в 1904 году музей был открыт официально в Адмиралтейском районе.

В 1912 году музей с лабораториями и коллекциями переезжает в особняк на Васильевский остров. В 1918 году музей прекращает работу, а его коллекции остаются в консервации в подвальных помещениях до 1925 года. В это время наводнение Ленинграда 1924 года уничтожает треть почвенных коллекций.

В 1925 году был организован Почвенный институт, где размещаются уцелевшие экспонаты. 1934 году институт переводят в Москву, но музей остается в Ленинграде в здании на набережной Макарова. В 1935 году музей могли посещать небольшими группами, многие учебные заведения города включили в свою программу практические занятия в нем. В 1941 году экспонаты снова консервируют, экспозиция будет восстановлена в июне 1945 года. 

В 1946 году в связи со 100-летием со дня рождения Докучаева учреждению дается название Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева АН СССР. Таким образом музей был выделен из состава Почвенного института в самостоятельное учреждение Академии наук. После ему будут переданы площади на Биржевой линии.

В последующие годы сотрудники музея выезжают на многочисленные экспедиции и геологические разведки, активно пополняя фонд музея новыми экспонатами.

 

 

Глава 2: Важность музеев для людей

Выбрав и изучив музейные пространства, описанные в первой главе, мы поняли, что нам необходимо их посетить. 


Первый музей, который мы посетили называется “Зоологический музей”.

Мне очень понравилось в музее! Особенно меня впечатлил гигантский скелет мамонта! Здорово, что в одном месте можно увидеть такое разнообразие живого мира, реалистичные чучела и настоящие скелеты. Особенно интересны вымершие виды или экспонаты, которые привезены из других частей света. 

Экспонат “Скелет мамонта” -  завораживающее зрелище! 

Глядя на скелет мамонта, я вдруг задумался, насколько большим было это животное. Мамонт значительно больше обычного человека, а если представить, что таких особей большое количество, и они живут так, как мы с Вами. 

Благодаря  работе археологов и палеонтологов, сегодня мы можем представить, как выглядели мамонты, различать их по видам, разбираться в строении их организмов, функций их костей. 

Нельзя отрицать того, что людям во все времена было интересно изучать такую науку, как зоология. Сегодня Зоологический музей является действительно важным объектом музейного пространства нашего города, и отказаться от него мы не можем.

 Второй остановкой нашего путешествия стал Музей Скейтбординга.

Здесь много разных классных скейтбордов, мне это интересно потому, что я сам катаюсь на скейте. 

Посетив данный музей, я понял, что он очень необычный, так как в музеях обычно нельзя шуметь, а здесь даже играет музыка. Конечно, трогать экспонаты здесь не рекомендуют, но смотреть было не менее интересно.

Когда я пришел в музей, я почувствовал себя частью этой субкультуры. Рассматривая экспонаты, я погрузился в изучение разных видов скейтбордов.

Посетив данный музей, нам удалось пообщаться с основателем данного музея, вот что говорит о нем сам Павел Трифонов:

«Экспонаты — не всегда картины, — рассказывает об экспозиции создатель проекта. — Каждый художник выражал себя, как умеет. Среди прочего есть «Очумелые ручки» — скейт на тяге из огнетушителя, доска, распиленная на кубик Рубика, доска с торчащими из неё гвоздями, которую я в шутку называю «доской для йога», хотя это, конечно, нечто гораздо большее. На стенах можно увидеть золотую доску — это не краска, а настоящее сусальное золото, которым покрывали купол Спаса на Крови».

Мне очень понравились скейты, которые “вошли в историю”. Сейчас уже такие нельзя увидеть на улице и в магазине, но очень интересно посмотреть на то, как раньше они выглядели. С каждым годом доски выпускают все более удобными и маневренными, но нельзя забывать каких трудов стоило научиться кататься в 80-ые на самодельных скейтах. Это важно потому, что вдохновляет. Если они смогли делать трюки на таких досках, то на своей я точно тоже смогу! Еще важный момент в том, что здесь можно найти единомышленников. Такие музеи формируют сообщество и развитие культуры экстремального спорта в городе.

Несмотря на то, что музей скейтбординга является очень молодым, он несомненно важен для нашего города, так как в наше время все больше и больше набирают популярность новые виды спорта. А как можно начать заниматься спортом, не зная его историю?  

Русский музей

Это очень большой музей, который состоит из нескольких зданий. Я был в корпусе Бенуа и Михайловском замке. Их отличает экспозиция. В корпусе Бенуа есть моя любимая экспозиция русского авангарда. Моя любимая картина - “Черный квадрат” Каземира Малевича. Кроме того, в этом корпусе идут временные экспозиции. Я успел побывать на выставках Василия Сурикова и Михаила Врубеля. 

В Михайловском замке мне тоже очень понравилось. Особенно впечатляет гигантская картина “Последний день Помпеи” Карла Брюллова. 

Мне очень нравится рассматривать такие картины с сюжетом. 

Этот музей интересен тем, что можно познакомиться за короткий срок с самыми интересными произведениями выдающихся русских художников.

“Черный квадрат” — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия. 

Находясь около “Черного квадрата”, я очень долго думал о том, что же означает эта картинка. Что художник хотел сказать нам, как зрителю?  

Мне кажется, что К. Малевич хотел объяснить нам смысл многих важных жизненных вопросов: Как? Почему? Зачем? А еще мне кажется, что с другой стороны картина очень простая - это всего лишь черный квадрат, который стал известен во всем мире. Это значит, что можно рисовать и создавать то, что считаешь нужным и правильным, даже если это не всегда укладывается в классические каноны. Этим мне очень нравится весь русский авангард. Порой думаешь, что такие картины могут нарисовать даже дети. Я и сам пробовал! 

Русский музей знакомит нас с известными всему миру произведениями живописи. Этот музей является неотъемлемой частью культуры Санкт-Петербурга. 

Музей Арктики и Антарктики 

Музей очень интересный. Он находится в необычном здании - бывшей церкви, а внутри много экспозиций про полярный мир. Здесь есть чучела полярных животных, огромный глобус, модели ледоколов и даже подвешен самолет под потолком. Мне этот музей нравится больше всего! Здесь будто переносишься в мир полярников и науки. Например, есть стенд, на котором рассказывается об операции по вырезанию аппендицита доктором, которую он сделал сам себе. На стенде есть фотография этого момента и его инструменты.  А еще есть “рог” кита нарвала! Здесь я узнал много интересных фактов. Что лето на Южном полюсе прохладнее зимы в Петербурге. А еще, что на Южном полюсе живут пингвины, а на северном - медведи.

Вообще животные в музее меня особенно заинтересовали. Здесь есть целые экспозиции, которые рассказывают о среде обитания полярных зверей и птиц. Например, белых медведей или чаек поморников. 

Среди них для меня самый интересный - это морж. Реалистичность чучела впечатляет, кажется, что он вот-вот начнет двигаться. Я и не думал, что у него могут быть такие огромные бивни. Где бы я еще мог так подробно рассмотреть моржа?

Мне кажется, что очень важно показывать работу целого среза полярной науки в таком доступном виде. Кроме того, теперь у меня есть мысли о том, что я могу заняться изучением Арктики и Антарктики в будущем. Меня привлекают редкие животные, удивительные народы и открытия. 

Музей почвоведения

В этом музее мне тоже очень понравилось! Здесь есть много разных каменных пород. Очень интересен подземный вход для экскурсий. В подземном входе можно увидеть разных жителей почвы. Здесь есть скелет зайца. В реалистичной почве было много экспонатов животных, которые в ней обитают. Например, лиса, барсук и заяц. Также в почве были корни деревьев и насекомые и черви. Здесь было очень интересно оказаться, так как мы увидели воочию настоящий подземный мир. То, как идет жизнь под землей. 

Еще было интересно увидеть много разных камней потому, что я сам всегда собираю в поездках камни. Дома у меня есть небольшой собственный музей находок. В музее почвоведения есть гигантские каменные плиты - срезы слоев почвы. Таких я не видел в живой природе и очень был впечатлен. Невозможно заглянуть под землю и увидеть, как она устроена самому. Экскурсовод сказала, что многие камни были привезены из дальних экспедиций, например, из Азии, где я еще не был. Мне очень понравилось, что в Петербурге можно увидеть такую интересную редкую коллекцию и узнать больше о почвах и породах во всем мире, даже если не был на других континентах!

Вывод:

Здорово, что есть музеи, которые рассказывают не только про прошлое, но и про современное. Очень интересно, что можно посмотреть и узнать на экскурсии не только про художников или животных, но и про спорт, особенно которым сам интересуешься.

Я думаю, что цель музеев сохранять все проявления человека. Поэтому важно существование музеев кукол, кубиков, трамваев и даже стрит-арта. Потому, что в этом наше многообразие жизни и интересов! Я вдохновился посещенными музеями и с родителями создал макет своего домашнего музея – памяти о мой проделанной работе!

В этой работе я использовал информацию с сайтов музеев и информацию от экскурсоводов.

Сайты музеев:

Музей Арктики и Антарктики - Российский государственный музей Арктики и Антарктики | Российский государственный музей Арктики и Антарктики

Музей скейтбординга - skatemuseum.ru

Зоологический музей - Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук

Русский музей - Русский музей

Музей почвоведения им. Докучаева - Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева

Просмотров работы: 62