ВВЕДЕНИЕ
Великая Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Матрёшка – уникальная русская игрушка. Вместе с русской берёзкой, балалайкой, медведем и самоваром она стала символом России. Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви, воплощает доброту, достаток, плодородие и семейное благополучие. Она душа России.
Русская матрёшка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остаётся творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ. Поэтому данная тема является очень актуальной.
В прошлом учебном году в нашей школе проводили праздник Русской Матрёшки. Это мероприятие стало не только поводом для веселья, но и символом единства, красоты и творчества. Оно напоминает нам о важности сохранения традиций и уважения к истории, а также о значимости каждой детали в культурном наследии народа. Во время праздника мы прониклись волшебством, теплотой русской души, ощутили единство с нашим прошлым и нашей культурой, насладились радостью общения и творчества вместе с друзьями и семьёй. При подготовке к внеклассному мероприятию мы изучили большое количество литературы, интернет-источников, посетили выставочный зал «Чудо России» в Донецком краеведческом музее. Данная тема меня очень заинтересовала, и я захотела изготовить матрёшку своими руками.
Предмет исследования: матрёшка – русская народная игрушка.
Целью проекта является изучение истории возникновения игрушки, технологий изготовления матрёшки из различных материалов, изготовление символа России.
Задачи:
- познакомиться с историей появления матрёшки, её видами;
-выяснить как появилась первая матрёшка, какова её значимость в наше время;
- изучить различные способы, техники изготовления матрёшки;
- изучить литературу по данному вопросу;
- совершенствовать и развивать умение работать с бумагой различных видов, клеем, акварелью, гуашью, декорировать изделия различными материалами;
- пополнить школьную выставочную экспозицию «Символы моей Родины» новыми работами.
Методы исследования:
- комбинированный (наблюдение, изучение и анализ литературы по теме исследования, сравнение, обобщение и систематизация полученных сведений);
- практический;
-коммуникативный (внеклассное мероприятие, защита проекта).
Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках труда (технологии), внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных народным символам России, оформления школьной экспозиции по вышеуказанной теме. Данная работа может пробудить у обучающихся интерес к изучению народных игрушек, народного декоративного искусства, желание научиться овладеть различными видами творчества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Матрёшка – символ России.
Уже много лет матрёшка считается популярнейшим сувениром и символом нашей страны. Она является настоящим произведением народного искусства, восхищает нас свой красотой. Эти игрушки хранятся во многих семьях и в музеях различных стран мира. Матрёшки восхищают нас не только своей красотой, но и утончённостью, оригинальностью и даже определённой роскошью.
Многие считают эту игрушку древней и исконно русской, хотя она появилась всего около 135 лет назад. Традиционно матрешку выполняют из дерева и разрисовывают в виде русской девицы в национальном одеянии и платком поверх головы. В наше время матрёшку также изготавливают из пластмассы, гипса, ниток, бумаги, используя различные техники.
История появления знаменитой игрушки очень интересна и по сегодняшний день вызывает споры. Есть версия, что первую матрешку создали в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево, которой владел меценат и промышленник Савва Мамонтов. Создателями игрушки считаются токарь Василий Звёздочкин и художник Сергей Малютин. Звёздочкин устроился в мастерскую при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, которую открыла Мария Мамонтова.
Рис.1.Мастерская «Детское воспитание»
Рис.2. Токарь по дереву Рис.3.Художник
Василий Звёздочкин Сергей Малютин
Василий Звёздочкин рассказывал, что увидел в одном из журналов забавную деревянную чуру и выточил подобную по ее образцу фигурку. Изначально она была целостной и не раскрывалась, но пара других мастеров посоветовали Василию выточить ее иначе. Внеся изменения, фигурку показали супругу хозяйки мастерской, и тот одобрил игрушку. Савва Мамонтов отдал изделие расписывать художнику Сергею Малютину. В итоге кукла, которую изначально назвали «Матрёна», была в виде круглолицей крестьянской девушки в вышитой рубашке, сарафане и переднике. Голову девицы покрывал цветастый платок, а в руках у нее был черный петух. Внутри главной игрушки было еще 7 фигурок, причем все они различались не только размером, но и внешним видом. Особенные отличия имела 5 фигурка — на ней изобразили мальчика, а также 8 - в виде спеленатого ребенка.
Рис.4. Первые матрёшки
Вскоре производство перенесли в Сергиев Посад, куда руководитель мастерской пригласил к себе на работу Василия Звёздочкина. С того времени игрушку начали называть «Матрёшка», немного изменив популярное в те годы имя Матрёна. После этого за изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада. Они не только усовершенствовали технику ее изготовления, но и начали выпускать в больших масштабах в качестве игрушек и сувениров. В основном матрешек изготавливали из 3, 8 или 12 элементов, на которых были изображены девушки в традиционных нарядах с платками на головах [1].
И хотя Василий Звездочкин утверждал, что ранее не встречал подобных игрушек, все же сама идея вкладывать одно изделие в другое берет свои истоки в Китае и Японии XVII – XVIII веков, а некоторые историки считают, что еще раньше — более 1000 лет назад. В Японии подобные игрушки называются Фукурума. Они также состоят из нескольких кукол разных размеров, но на них изображена не барышня, а святой мудрец Фукурума, которого считают богом удачи. Еще одним отличием является форма самой фигурки: у матрешки есть переход от головы в туловище, а вот у Фукурумы нет никаких изгибов.
Рис. 5. Игрушка Фукурума
Впервые мир увидел матрешку в 1900 году, когда диковинную игрушку отправили на парижскую международную выставку. Там российская игрушка вошла в тройку лидеров и объехала все крупные ремесленнические выставки Европы. Распространению известности матрешки за границей поспособствовал театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, который занимался популяризацией всего русского с помощью организации «Русских сезонов» в Париже. Матрешки быстро завоевали народную любовь и разлетелись по всему миру. До сих пор матрешка является самым популярным и желанным сувениром для всех, кто приезжает в Россию [4].
Что касается классической матрешки, то сейчас существует более 5 видов, которые в основном отличаются стилем росписи, а иногда формой и количеством разъемных фигурок. Основные центры производства этих игрушек находятся в Московском и Нижегородском регионах, а также в Кировской области. Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды [2]:
|
Матрешка из Сергиева Посада (Загорская) |
Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком. |
|
Семёновская матрёшка |
Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная. |
|
Вятская матрёшка |
Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома |
|
Полхов-Майданская матрёшка |
Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви. |
|
Городецкая матрёшка |
Городецкую роспись отличает четкость оформления фигурки и орнаментов. Мастера по росписи стараются проработать все детали орнамента и зачастую прибегают к контрастной обводке белым или черным цветом. |
|
Тематические матрёшки |
Сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок»…). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова. |
|
Современные матрёшки |
Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины. |
Внутри классической куклы находятся 2, 4 или 6 ее копий меньшего размера, но иногда их число может достигать 30. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семёновской фабрики в 1970 году [3].
Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдёт.
Мне очень понравилась эта игрушка, я разучила прекрасную песню «Русская матрёшка», выполнила несколько рисунков на данную тему.
Рис. 6. Рисунки Кухтиной Софии
1.2. Бумага – один из материалов для изготовления матрёшки.
Выполнив несколько рисунков гуашью и акварелью, я решила изготовить матрёшку из бумаги. Для этого изучила различную литературу, посмотрела мастер-классы.
Я узнала, что в зависимости от различных параметров бумага бывает различных видов:
- бумага для печати
Офсетная. Отличается гладкой поверхностью, подходит для печати газет, книг, других полиграфических продуктов. Может быть матовой или глянцевой, разной плотности.
Мелованная. Имеет гладкую поверхность с тонким покрытием, которое улучшает печатную способность и защищает от быстрого выцветания. Может быть матовой и глянцевой.
Дизайнерская. Обладает разнообразной фактурой, цветовой палитрой, декоративной отделкой. Может имитировать кожу, лён, фетр, яичную скорлупу.
Самоклеящаяся. Имеет специальный клеевой слой на обратной стороне, что позволяет ей прикрепляться к разным поверхностям без использования дополнительных клеевых составов.
- бумага для творчества
Акварельная. Более плотная и шероховатая, чем обычная офисная бумага. Благодаря неоднородной поверхности и пористой текстуре даёт эффект «расплывания красок» — основной отличительной черты акварельной техники рисования.
Пастельная. Шероховатая, подходит для пастели, мелков, карандашей.
Цветная. Обычно тонкая, бывает односторонней и двухсторонней. Подходит для аппликаций и объёмных поделок, например оригами.
Бархатная бумага – немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны её поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат. Использование такой бумаги в аппликациях и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.
Тиснёная. Имеет объёмную текстуру, которая может быть полезна, например, при оформлении обложки блокнота или при изготовлении открыток, конвертов, ярлыков.
Гофрированная (крепированная). Мягкая бумага с характерными складками, которые делают листы более объёмными.
- упаковочная бумага
Крафт-бумага. Высокопрочная, изготавливается из длинных волокон древесины. Обладает водоотталкивающими свойствами.
Тишью. Лёгкая, мягкая бумага, обычно однослойная. Применяется для упаковки хрупких предметов, создания декоративных элементов.
Ламинированная. Покрыта слоем плёнки для придания дополнительной прочности и защиты от влаги.
Термосвариваемая. Обработана специальным составом, применяется в автоматических упаковочных системах.
- санитарная бумага:
этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;
- бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.
Также очень часто применяют картон:
- это плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:
- бывает разных цветов, а также глянцевый: гладкий, блестящий и матовый;
- следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.
Обёрточная бумага:
- эта яркая, гладкая и красочная бумага, достаточно прочна и с трудом рвется руками;
- благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости - эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин [6].
1.3. Практическая работа.
Для изготовления матрёшки я использовала фотобумагу, самоклеящуюся, обёрточную, гофрированную, крафт-бумагу. Также для декора взяла бусинки, тканевую тесьму и декоративный шнурок. Для скрепления деталей пригодился клей-карандаш и клей-пистолет. При выполнении изделия строго соблюдала технику безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Этапы изготовления матрёшки:
На цветном принтере на фотобумаге плотностью 250 распечатала основу матрёшки. Вырезала по контуру.
Рис. 7. Первый этап работы
Вырезанную фигуру приложила к крафт-бумаге, обвела простым карандашом, вырезала.
Рис. 8. Второй этап работы
С помощью клея соединила две вырезанные ранее детали.
Рис. 9. Третий этап работы
Для оборотной стороны матрёшки использовала самоклеящуюся бумагу. Приложила вырезанную ранее деталь к бумаге-самоклейке, пригладила рукой, вырезала по контуру.
Рис. 10. Четвертый этап работы
С помощью клея-пистолета украсила бортик матрёшки декоративным шнурком, край - тканевой тесьмой.
Рис. 11. Пятый этап работы
Для декорирования использовала гофрированную (крепированную) бумагу. Из полосок белого, голубого и синего цвета вырезала (по шаблону) лепестки различной формы и размеров для изготовления цветов.
Рис. 12. Шестой этап работы
Затем используя клей-карандаш и клей-пистолет украсила сарафан матрёшки цветами из гофрированной бумаги.
Рис. 13. Седьмой этап работы
Закончила оформление игрушки с помощью бусинок белого и синего цвета (двух размеров).
Рис. 14. Восьмой этап работы
Матрешка готова!
Рис. 15. Готовая работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были решены все поставленные задачи: познакомились с историей появления матрёшки, её видов, изучили различные способы, техники изготовления матрёшки, изучена литература по данному вопросу, совершенствовали и развивали умение работать с бумагой различных видов, клеем, акварелью, гуашью, декорировать изделия различными материалами, пополнили школьную выставочную экспозицию «Символы моей Родины» новыми работами.
Мир матрёшек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Расписанная в народных традициях деревянная кукла стала символом России. Игрушка несет глубокий смысл объединения окружающего мира в его многообразии. Матрешка прошла яркий путь развития от детской игрушки до одного из самых популярных сувениров для россиян и иностранцев, посещающих нашу страну. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!
Матрёшка, матрёшка, русская краса:
Румяные щёчки, глазки-бирюза,
Белая рубаха, красивый сарафан,
На голове платочек – не найдёшь изъян!
На первый взгляд – простая, на радует взор,
В росписи одежды затейливый узор.
Милая улыбка, русская душа,
Она – символ России, всем она мила!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Иванова Ю.С. Матрёшка. Кукла с секретом. – Москва: Настя и Никита, 2023, 340с.
Копылова В.А. Наша гордость. – Иркутск: Издание иркутской областной детской библиотеки, 2022, 78 с.
Малышев И.В. История игрушек. – Москва: Центрполиграф, 2024, 168с.
Никитина В.А. Русская матрёшка.-Нижний Новгород: Кварц, 2020, 140 с.
Электронный ресурс https://food.ru/articles/14899-kakie-vidy-bumagi-dlya-tvorchestva-sushchestvuyut
https://amigo-print.spb.ru/article/vidy-bumagi-i-kartona-v-tipografii-ikh-primenenie/
https://www.livemaster.ru/topic/3815487-article-ne-prosto-kukla-a-kulturnyj-simvol-kak-poyavilis-matreshki?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
https://www.culture.ru/s/vopros/matreshki/