ВВЕДЕНИЕ
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.
Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям. Сделанные своими руками подарки всегда приятно дарить. Любое творчество развивает у человека способности к восприятию искусства и чувства самовыражения. Недавно я открыла для себя очень красивый вид искусства – канзаши.
«Канзаши» – это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Достоинство «канзаши» в том, что с ее помощью можно довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных поделок. В этой технике можно изготовить украшения для волос, сувениры и даже панно. Кто откажется украсить свой дом картиной, которая сразу сделает помещение более нарядным, уютным и нестандартным. Для этого не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам, надеясь отыскать подходящие к интерьеру. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт. А объемные поделки настолько привлекательны, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы эту технику ждёт широкое распространение и успех.
Объектом исследования - один из видов декоративно-прикладного искусства - техника «канзаши».
Предмет исследования – произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике «канзаши».
Практическая значимость: создать сувениры для родственников, друзей и гостей школы, применив технику «канзаши». Также данный материал можно использовать на уроках труда (технологии), внеклассных мероприятиях, посвященных народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Данная работа может пробудить у обучающихся интерес к изучению техники «канзаши», желание научиться овладеть этим прекрасным видом рукоделия.
Данная тема является актуальной, так как декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться. Во все времена на Руси рукоделием занимались все девочки, девушки, женщины. С помощью самостоятельно созданных изделий можно выразить свои эмоции, чувства, показать свою женственность, индивидуальность, сделать предметы особенными, уникальными и роскошными.
Целью проекта является изучение искусства «канзаши», его истории, изготовление сувениров – цветов, выполненных в вышеуказанной технике.
Задачи:
- изучить историю возникновения искусства «канзаши», применив метод изучения и анализа литературы;
- рассмотреть различные способы изготовления изделий в технике «канзаши», применив метод поиска информации;
- посетить выставочный зал «Искусства мира» в художественном музее, применив метод наблюдения, анализа;
- овладеть приёмами и способами работы по технологии «кензаши»;
- изготовить сувениры для гостей школы из города Санкт-Петербург (практическое выполнение цветов из атласных лент).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. История возникновения техники «канзаши».
Родина этой техники Япония. Искусству «Канзаши» около четырехсот лет. «Канзаши» (или, более близко к японскому произношению, «кандзаси») изначально называли традиционные декорированные украшения и аксессуары для волос, которыми жители Страны восходящего солнца украшали свои причёски. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству. В основе цумами канзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции. Обычный рисунок канзаши – это цветочки, также знамениты птицы и бабочки (Приложение 1).
Появлением шелкового оригами мы обязаны японкам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения. Декор причёски с помощью канзаши мог был быть очень богатым — например, рассматривая гравюры того времени, можно насчитать до двух десятков таких украшений на одной голове. При этом аксессуары и их элементы были наделены особым смыслом. Значение имело и количество шпилек и гребней, и их материал, и украшение. По этим деталям можно было «прочесть» сведения о возрасте, социальном положении и статусе носящей их женщины. Также регламентировался подбор канзаши под сезон, месяц или праздник, вид причёски. Ко всему прочему, острую шпильку-канзаши можно было использовать и как орудие самообороны.
Хотя «канзаши» родилось в Японии как искусство создания аксессуаров для волос, украшенных в том числе декором в виде цветов из шёлка, сейчас оно обрело популярность во всём мире, этот вид рукоделия занял куда более широкую нишу. Сегодня канзаши — это букеты, декоративные панно, броши, украшения и другой декор, создаваемый из особым образом сложенных лент и кусочков ткани. Освоив несколько главных приёмов, цветы и другие очаровательные фигурки в технике канзаши несложно научиться делать своими руками [1].
1.2. Виды канзаши из лент.
Рукоделие из лент является только одним из видов канзаши. Шпильки-канзаши украшают также с помощью металлических ленточек, драгоценных камней, кости, панциря черепахи. В Японии то, что мы называем канзаши, именуется Хана Канзаши и разделяется также на несколько видов.
Т
сумами — это создание лепестков и других фигур из шёлковых квадратов. Можно использовать обычный шёлк, но в работе намного удобнее нарезанные на квадраты ленточки: шёлковые, атласные, капроновые.
Рис.1. Изделия в технике канзаши тсумами
Мидзухики — это вспомогательная техника, которая используется для лучшей детализации цветка (или другой фигуры). Из особой бумаги скручивается бечёвка, которая затем идёт на изготовление тычинок, пестиков, усиков и прочих подобных элементов. Бечёвка нередко украшается также бусинами и красивыми огранёнными камешками [2].
Р
ис.2. Изделия в технике канзаши мидзухики
1.3. Материалы и инструменты, используемые при выполнении изделий в технике «канзаши».
Традиционно для японских канзаши использовался натуральный шёлк, но в наши дни больше работают с атласными лентами. С лентами работать гораздо проще: когда вы отрезаете кусочек, два его края уже оказываются обработанными. Для «стартового набора» подойдут обычные атласные ленты разной ширины, которые можно купить в любом рукодельном магазине или найти дома среди запасов. Новичку можно рекомендовать работать с лентами шириной 2,5–5 см. Совсем узкие ленточки пригодятся для дополнительного декора. Если с атласными лентами управиться поначалу сложновато (они всё же гладкие и скользят в руках), можно потренироваться на репсовых лентах. Также очень часто используют и капроновые ленты. Они долго сохраняют объём и упругость. Кроме того, они смотрятся очень воздушно благодаря своей полупрозрачности. Капроновые ленты обычно шире шёлковых, они дешёвые и доступные. Когда работа с лентами хорошо освоена, можно перейти и к созданию элементов из ткани. Опытные мастерицы также используют ленточки из бархата и органзы. Они не такие яркие, как атлас, у них более приглушенные тона и изделия получаются стилизованные под винтаж [4]. Также необходимо запастись разнообразными бусинками и бисером для украшения (Приложение 2).
Опытные рукодельницы для работы в технике канзаши используют так называемый термонож. Это приспособление одновременно отрезает ленту и запаивает её край. Сразу обзаводиться термоножом необязательно. Для начала подойдут хорошие и, главное, острые ножницы с достаточно длинными лезвиями. Нужно, чтобы ножницы просто и качественно отрезали ленточку без заломов и зацепок. Чтобы не испортить ножницы, не надо резать ими бумагу или что-либо ещё, кроме лент и ткани. Также необходимы линейка или швейный сантиметр. Чтобы края отрезанных лент не распускались, их сразу обрабатывают пламенем зажигалки или свечи. То есть потребуется и некий источник огня. И обязательно следует помнить о соблюдении правил техники безопасности во время работы.
Чтобы скреплять сложенные в лепесток ленточки, используют паяльник, если его нет — то клей. Лучше всего подходит прозрачный моментальный клей. Очень удобен в работе и клей-пистолет.
Также для работы потребуются пинцет (им удобно захватывать и держать лепестки), иголка для ручного шитья и нитки (Приложение 3).
1.4. Практическая работа.
При создании канзаши первостепенное значение имеют принципы гармонии и баланса. Выбор цветов, текстура тканей и расположение каждого цветка должны дополнять естественную красоту живых цветов. Такая интеграция канзаши и натуральной флористики требует глубокого понимания обеих форм искусства [3].
И
зучив литературу и видео по данной теме, сначала я изготовила небольшие по размеру цветы. Ими украсила георгиевскую ленту. Также при изготовлении праздничной броши использовала булавки (основания броши), бусины, стразы. Получила один из главных атрибутов празднования Великой Победы. Свои изделия я подарила родственникам и друзьям.
Рис.3. Броши, изготовленные к 9 Мая (в технике «канзаши»)
Затем изготовила несколько цветов для оформления выставки «Памяти павших будем достойны». Далее, усовершенствовав свои навыки работы с лентами и другими материалами, принялась за изготовление подарочного букета для гостей нашей школы из северной столицы. С обучающимися школы № 136 города Санкт-Петербург мы дружим в рамках проекта «Мосты дружбы».
Итак, начинаем работу! Изготавливаем красивейший цветок – розу. При работе обязательно соблюдаем технику безопасности.
Для изготовления розы, нам понадобится:
-атласная двусторонняя лента красного и зеленого цветов шириной 5 см;
- игральная карта;
-ножницы;
-палочка для суши;
-зеленый маркер;
-клей-пистолет;
-зелёный фатин;
-золотистая тонкая лента;
-стразы, бусины.
Фото поэтапного изготовления розы представлено в Приложении 4.
Берем палочку для суши и закрашиваем ее зеленым маркером.
Далее работаем с красной двусторонней атласной лентой шириной 5см. Наматываем её на игральную карту. Разрезаем по сгибам. Получились прямоугольники.
В каждом из получившихся прямоугольников приклеиваем с помощью клея-пистолета два верхних конца к середине.
Загибаем углы получившегося треугольника так, чтобы получился квадрат с носиком вверху и снова склеиваем. Проделываем это со всеми прямоугольниками.
Далее склеиваем их между собой, как показано на фотографии. Получается лента из квадратиков.
Получившуюся ленту наматываем на выкрашенную палочку.
Берем зеленую двустороннюю атласную ленту ширеной 5см. Наматываем ее на игральную карту. Разрезаем по сгибам.
Снова загибаем концы прямоугольника к середине, склеиваем с помощью клея-пистолета, а затем складываем пополам и подрезаем снизу.
Полученные заготовки приклеиваем к нижней части розы, а затем прикрепляем их кончик к самой розе. Проделываем так по всей окружности розы.
Украсим розу. Возьмем фатин светло-зелёного цвета шириной 15см, обмотаем его вокруг розы. На стебельке зафиксируем его золотистой лентой.
Можно украсить лепестки роз стразами или бусинами, сымитировав капельки росы.
Роза готова!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были решены все поставленные задачи: изучена история возникновения искусства «канзаши», рассмотрены различные способы изготовления изделий в вышеуказанной технике, посещен художественный музей (выставочный зал «Искусства мира»), овладели приёмами и способами работы по технологии «канзаши», изготовили сувениры с использованием атласных лент.
Ни одна современная представительница прекрасного пола никак не может обойтись без украшений. И речь идёт не только о девушках и взрослых женщинах– даже маленькие девочки и дамы преклонного возраста обязательно дополняют свой лук соответствующими аксессуарами, например, ободком, заколкой, брошью, браслетом, кольцом и серьгами. И если одни выбирают украшения, приобретённые в ювелирных магазинах, другие стараются подчёркивать свой образ эксклюзивными изделиями, созданными своими руками. Как раз для таких целей и применяется рукодельницами техника канзаши.
Как и любое рукоделие, предполагающее сосредоточенное взаимодействие с мелкими деталями, канзаши помогает работе мозга: развивает внимание, способность концентрироваться и стимулирует мышление. Развивается мелкая моторика руки, воображение, пространственные представления. К тому же канзаши как хобби — это постоянное освоение нового, а обучение чему-то — один из лучших способов сохранить ясность мысли в любом возрасте. Это рукоделие способствует снятию стресса, с ним можно отвлечься от проблем и почувствовать радость творчества. А результаты станут источником положительных эмоций для вас и ваших близких, ведь украшения и декор в технике «канзаши» могут стать симпатичным подарком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова Т.В. Канзаши. Японские украшения из ткани. – М.:Арт-Родник, 2018, 120с.
Лобынцева Т.А. Секреты искусства канзаши.– Санкт-Петербург: Мой мир, 2020, 78 с.
Трусова В.П. Волшебный мир рукоделия. – М.: Семейный отдых, 2017, 140с.
Ширяева Т.И. Цветы из ткани. Кинзаши.- М.:Контэнт, 2021, 98 с.
Электронный ресурс https://www.livemaster.ru/topic/2359587-sozdaem-georgievskuyu-lentu-v-tehnike-kanzashi
https://vplate.ru/kanzashi/rozy/
https://instruk.detektorpoligraf.ru/kanzashi-roza-poshagovaya-instruktsiya/
https://sberbankaktivno.ru/journal/article/2484
https://швейпрофи.рф/blog/kanzashi-rukodelie-iz-lent.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Изделия, выполненные в технике «канзаши»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
М атериалы, используемые при выполнении изделий в технике «канзаши»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструменты, используемые при выполнении изделий в технике «канзаши»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Фото поэтапного изготовления розы