Развивающие и игровые аудиотактильные книги для детей

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развивающие и игровые аудиотактильные книги для детей

Бянкина П.С. 1
1МБОУ "СОШ №5"
Артюхина И.П. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Родители и дети все чаще ищут книжные продукты, которые не просто информируют, но и развлекают, привлекая внимание к процессу чтения. В результате, на рынке наблюдаются тенденции к использованию интерактивных элементов, в том числе тактильных книг, которые делают чтение более увлекательным и многогранным.

Современные детские книги становятся настоящими игровыми площадками для детей. Забавные элементы, наклейки или различные текстуры, делают процесс взаимодействия с книгой более активным. Тактильные книги предназначены для детей с нарушениями зрения, а также для развития сенсорного восприятия у малышей без ограничений по зрению. Они отличаются наличием объемных элементов, текстур, звуков и других интерактивных компонентов.

Тактильные книги позволяют ребенку не только смотреть на иллюстрации, но и чувствовать их, что развивает его восприятие и моторику. Такие книги помогут родителям не только развлечь своего ребенка, но и развивать его сенсорные и когнитивные навыки.

Тактильное восприятие у детей играет важную роль в их развитии и познании окружающего мира. У маленьких детей тактильная чувствительность может быть более выраженной по сравнению со взрослыми. Они могут остро реагировать как на приятные, так и на неприятные прикосновения. С возрастом дети учатся различать различные текстуры, температуры и формы предметов через осязание. Это помогает им лучше ориентироваться в окружающей среде. Через тактильные ощущения ребенок получает информацию о свойствах объектов (мягкость, твердость, гладкость), что способствует развитию мышления и памяти. Манипуляции с различными предметами развивают мелкую моторику рук, что важно для дальнейшего обучения письму и другим навыкам.

С помощью тактильных книг ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и, что очень ценно, при соответствующем обучении, она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

На сегодняшний день в связи с ростом количества слабовидящих детей, а также детей с различными нарушениями развития, использование рукодельных тактильных изданий становится востребованным. Нехватка в условиях инклюзивного образования таких изданий, ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста, является актуальной проблемой сегодняшнего времени.

Цель работы:

Создание развивающих и игровых аудиотактильных книг для детей, способствующих развитию сенсорных навыков и увеличению интереса к чтению.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

- исследовать потребности целевой аудитории;

- изучить требования, предъявляемые к тактильным книгам;

- изготовить книги с тактильными элементами;

- разработать бизнес-план при создании тактильных и игровых книг для детей

Объект исследования: рукодельная тактильная книга для детей

Предмет исследования: особенности создания развивающих и игровых аудиотактильных книжек для детей

Целевая аудитория:

  • все дети дошкольного и младшего школьного возраста,

  • дети с нарушениями зрения,

  • дети с отклонениями в развитии,

  • дети с церебральным параличом,

  • дети, страдающие аутизмом,

  • родители и педагоги,

  • педагогические учреждения, такие как детские сады и центры раннего развития.

Практическая значимость: созданные тактильные книги способствуют всестороннему развитию детей, включая сенсорное, когнитивное и эмоциональное.

Основная часть

Первые попытки создать книги для незрячих были предприняты еще в XVIII веке. В этих книгах были рельефные буквы, которые можно было бы читать пальцами. Эти буквы вырезались из бумаги или картона и наклеивались на страницы книг.

Однако настоящий прорыв произошел только в XIX веке благодаря английскому ученому Луи Брайлю. В 1829 году он разработал систему рельефного шрифта, которая впоследствии получила название "шрифт Брайля» 1. Этот шрифт состоял из шести точек, расположенных в двух столбцах по три точки в каждом. Различные комбинации этих точек позволяли передавать все буквы алфавита, цифры и знаки препинания. Шрифт Брайля быстро завоевал популярность среди незрячих людей во всем мире и до сих пор остается основным средством чтения и письма для них.

Мелихов Ю.В. в своей статье пишет, что основное преимущество Брайля заключается в том, что он позволяет слепым и слабовидящим людям читать и писать, что открывает им доступ к информации и образованию, заниматься искусством, писать стихи, музыку, создавать рисунки и другие произведения искусства, расширяя их творческие возможности, а также использовать компьютеры. Кроме того, Брайль помогает слепым и слабовидящим людям развивать тактильные навыки, что может быть полезно в повседневной жизни. Несмотря на все положительные моменты, число пользователей Брайля, в России последние десятилетия снижается. На этот процесс влияет развитие тифлотехнологий — у людей с нарушением зрения появилась возможность слушать аудиокниги, использовать скринридеры и смартфоны. 2.

Сейчас среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста. Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги 3.

Мишланова Т.А. в своей статье пишет, что тактильная книга позволяет ребенку с недостатками зрения лучше познать предметы окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. С помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное. Основная задача тактильной книги – дать ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами 4.

Трудно представить, но тактильных книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста до недавнего времени не было ни в одной библиотеке России.

Одними из первых такие издания стали выпускать специальные библиотеки для слепых Санкт-Петербурга и Тулы. Созданные ими книги и пособия оказались востребованы и, как отмечали тифлопедагоги и родители, полезны. Сегодня уже около тридцати библиотек для слепых работают в этом направлении, и надо отметить, что их число постоянно растет.

Использование результатов

Разработка продукта. Концепция тактильных и игровых книг

Текущие тенденции в издательстве детских книг показывают, что рынок стремится изменяться в соответствии с нуждами современных родителей и детей. Они ищут не просто книги, а полноценные продукты, которые развивают и обучают, но также вызывают интерес и радость. Тактильные и игровые элементы, мультимедийные функции, экологическая безопасность и инклюзивность — все эти аспекты активно влияют на процесс создания новых книжных товаров для детей.

Многие родители предпочитают приобретать книги, которые изготавливаются из натуральных, безопасных материалов. Это дает возможность привлекать дополнительное внимание к продукту, если он соответствует этим критериям 5.

Создание тактильных и игровых книг для детей представляет собой многогранный процесс, который требует внимательного планирования и организации.

Первый этап - выявление целевой аудитории.

Определение целевой аудитории является важным шагом. Основная целевая аудитория - это все дети дошкольного и младшего школьного возраста, дети с нарушениями зрения, дети с отклонениями в развитии, дети с церебральным параличом, дети, страдающие аутизмом, а также их родители и педагоги. Кроме того, к целевой аудитории относятся педагогические учреждения, такие как детские сады и центры раннего развития.

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Тактильные книги позволяют им участвовать в общих играх и занятиях, что способствует их «вливанию» в коллектив. Например, ребенок с нарушением зрения может играть с обычными детьми, используя тактильную книгу, которая понятна всем участникам игры.

Важно отметить, что молодые родители активно ищут качественные и безопасные продукты для своих детей. Они стремятся развивать и стимулировать сенсорные навыки своих малышей, что делает книги с тактильными элементами особенно привлекательными. Воспитатели и педагоги все чаще обращают внимание на подобные продукты, так как они способствуют развитию моторики, восприятия и креативного мышления у детей. Чтение тактильных книг помогает сформировать положительное отношение к чтению в раннем возрасте и развивает любовь к книгам.

Второй этап — исследование идеи. На этом этапе мы обратились к сотрудникам специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих и педагогам «Центра развития – детский сад №35» «Детского сада №38» г.Читы. .В библиотеке мы выяснили, какие книги предпочитают посетители библиотеки, есть ли тактильные книги. Оказалось, в библиотеке для незрячих и слабовидящих, тактильных рукодельных книг для детей всего 4, они сделаны и подарены сотрудниками управления железной дороги. (Приложение 1)

У воспитателей «Центра развития - детского сада №35» и детского сада №38 узнали, какие тактильные элементы и игровые механизмы будут актуальны и востребованы при создании игровых тактильных книг.

Основная идея заключается в том, что книга должна не только передавать информацию, но и стимулировать детское восприятие, развивать сенсорные навыки, воображение и креативность. Тактильные элементы также играют ключевую роль в этом процессе, ведь они позволяют ребенку не просто смотреть на картинки, но и ощущать текстуры, проводить пальцами по различным материалам, что добавляет новое измерение в чтение.

Все рекомендации, полученные у сотрудников библиотеки, мы дополнили рекомендациями из интернета 6. Получился большой рекомендательный список, который может пригодиться тем, кто тоже захочет помочь слабовидящим и слепым детям. (Приложение 2)

Третий этап – разработка продукта

Создание тактильных и игровых книг направлено на то, чтобы превратить процесс чтения в захватывающее и интерактивное приключение для детей.

Первой книгой, созданной нами, стало пособие по математике «Веселый счет». Для начала составили дизайн книги на бумаге. Определили, из чего будут сделаны предметы, обозначающие количество, где будут расположены цифры, подобрали стихотворения о каждой цифре. Стихи шрифтом Брайля нам распечатали в специализированной библиотеке для незрячих и слабовидящих. (Приложение 3)

Следующую книгу – «Загадки» мы постарались сделать, учитывая все требования и рекомендации. Также постарались использовать подручный материал: остатки пряжи, пайетки, кусочки кожи, ткани, палочки от мороженного, камешки из аквариума. Текст загадок шрифтом Брайля нам тоже распечатали в библиотеке. На страницах кроме текста загадок есть подсказки в виде объемных изображений с шероховатой или мягкой текстурой, что позволяет детям тактильно исследовать внешний вид и ощущения от этих животных и предметов. Такие взаимодействия способствуют развитию мелкой моторики, что особенно важно для малышей в раннем возрасте. (Приложение 4)

Нам хотелось разнообразить ассортимент тактильных книг. Чтобы книги были не только познавательными, но и игровыми. На помощь пришли родители. Они помогли сделать игровые книги «Русские народные сказки» и «Времена года». Главное отличие этих книжек в том, что они интерактивные. Есть специальный карман, в котором хранятся герои сказок. (Приложение 5)

Отдельно стоит остановиться на книгах с «волшебным карандашом», который считывает микрокоды, напечатанные на страницах книг. Такое необычное чтение увлечёт и успокоит даже самого непослушного и неугомонного (гиперактивного) читателя. Звуковые сопровождения становятся основой для проведения коррекционных занятий, мероприятий познавательной и воспитательной направленности.

Звуковое сопровождение с помощью «волшебного карандаша» мы сделали на двух книжках: «Времена года» и «Городские легенды».

К каждой книге мы приготовили методические рекомендации. (Приложение 6)

Четвертый этап – это тестирование.

Вначале мы показали наше пособие сотрудникам библиотеки. Нам хотелось услышать объективное мнение людей, которые непосредственно работают с незрячими детьми. Они одобрили наше творчество, сказали, что книжки выполнены по всем правилам, соблюдены все рекомендации.

Далее свои книги продемонстрировали первоклассникам нашей школы. На классном часе рассказали о детях, которые имеют проблемы со зрением, о том, что для познания ими окружающего мира им важны тактильные ощущения. Первоклассники попытались с закрытыми глазами определить, какая цифра изображена, посчитать количество предметов, и определить, из какого материала эти предметы сделаны. Для некоторых такой эксперимент показался непростым. Для многих оказалось открытием, что детей с проблемами зрения много, что им приходится сложно ориентироваться в реальной жизни. (Приложение 7)

Также тестирование провели с воспитанником детского сада №38, который страдает аутизмом. Больше всего ему понравилась книжка-игрушка «Русские народные сказки». Он долгое время был поглощён игрой с героями сказок, передвигал их, озвучивал.

Следующим шагом была презентация наших книг в специализированной библиотеке для незрячих и слабовидящих. На презентацию были приглашены дети с проблемами зрения, их родители, тифлопедагоги. Участники смогли познакомиться с нашими книгами, прочитать стихи, загадки. Много слов благодарности прозвучало от незрячих, которые с интересом наощупь рассматривали страницы рукодельных книг. (Приложение 8)

Вот что сказала тифлопедагог Ольга Кузнецова, руководитель регионального общества слепых:

«Такие книги нужны и важны. Особенно для тех детей, которые еще не ходят в школу, только готовятся к поступлению. Да и младшим школьникам они тоже нужны и полезны. Книги развивают память, фантазию, внимание. То, что книги сделаны из мягкого материала, развивает у детей тактильность, которая так необходима детям с ограниченными возможностями. Хорошо то, что вы рассказываете в своей школе о людях, которые имеют проблемы со зрением. Дети должны понимать, что в жизни встречаются не только здоровые люди, но и люди с ограниченными возможностями, что нужно помогать таким людям. Очень хорошо, что появились такие люди, которые проявляют свое участие и для нашей библиотеки и для ребят, изготавливают рукодельные книги. Хорошо, что книги многофункциональны. Можно устроить с ребенком ролевые игры. Спасибо вам!»

Эдуард Тамакулов, член общества слепых так отозвался: «Здорово, что у нас есть такие хорошие, добрые, замечательные люди, которые помогают детям с проблемами зрения. Таких книг в детстве у нас не было. Это меня очень тронуло. Благодарность всем родителям, ученикам за такие замечательные книги. Дай бог вам здоровья!»

Стратегии и методы продвижения тактильных книг

Создание тактильных книг – это не только полезное занятие для детей, но и перспективный бизнес-проект. Продвижение тактильных книг – это важный процесс, который требует учета специфики продукта и целевой аудитории.

Первой стратегией является создание яркой и запоминающейся рекламной кампании. Все созданные нами книги мы объединили единой рубрикой: «Добрые книги». Придумали логотип.

Вторая стратегия — это формирование партнерств с детскими образовательными учреждениями, детскими садами и библиотеками.

Основными партнерами у нас стали специализированная библиотека для слабовидящих и незрячих, «Центр развития – детский сад №35» и «Детский сад №38» Все эти организации могут стать потенциальными покупателями и распространителями книг. Партнерства позволяют не только реализовывать книги через различные каналы, но и улучшать их видимость и доступность для широкой аудитории. Сотрудничество может также включать совместные мероприятия, обучающие программы и чтения, что позволяет родителям осознать ценность тактильных книг.

Третья стратегия - мастер-классы по созданию тактильных книг. Мастер-класс по изготовлению рукодельных книг мы проводили в своей школе для учащихся 6 класса, которые хотели принять участие в создании таких книг, чтобы помочь дошколятам в познании окружающего мира и детям с ОВЗ.

Чтобы привлечь большее количество участников среди школьников, родителей и педагогов, было решено создать свою страничку «В контакте». Это поможет привлечь внимание к вашему продукту и создать клиентскую базу 7.

Заключение

При работе над проектом мы выяснили, что тактильные книжки очень необходимы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые осваивают эти книжки в раннем возрасте, гораздо легче и интереснее учиться в школе. Их мир с первых шагов знакомства с книгой становится богаче. И мы надеемся, что книги, изготовленные нами, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.

Сделать мир детей с ОВЗ богаче, добрее и интереснее по силам любому неравнодушному человеку.

Практику создания тактильных книг необходимо всемерно развивать и поддерживать. Мы надеемся, что наше дело станет примером другим людям и найдутся среди них неравнодушные, которые тоже захотят помочь детям.

Что получилось:

  1. Наладили сотрудничество со специализированной библиотекой для незрячих и слабовидящих, с воспитателями детского сада №38 и «Центром развития ребенка – детский сад №35» г.Читы. Все это позволит не только распространять информацию о книжках среди родителей и педагогов, но и организовывать мастер-классы, выставки и презентации книг.

  2. Провели презентацию и тестирование, изготовленных нами тактильных книг, среди незрячих и слабовидящих в библиотеке и среди воспитанников, страдающих аутизмом в детском саду №38.

  3. Провели мастер-класс для учащихся 1 А и 6 Б классов.

  4. Создали страничку «В контакте», где представили обзоры созданных книг, советы по их использованию, истории успеха и т.д. Все это поможет заинтересовать потенциальных покупателей и создать сообщество вокруг нашего бренда.

Планируем:

  1. Участие в социальных проектах и благотворительных акциях. Это поможет привлечь внимание к продукции и повысить интерес потребителей.

  2. Принять участие в конкурсах, премиях, грандах. Подача заявок на участие в мероприятиях, связанных с образованием и развитием детей, может привлечь дополнительное внимание к тактильным и игровым книжкам и подтвердить их значимость.

  3. Продолжать публиковать и улучшать ведение страницы «В контакте»,

  4. Собирать и публиковать на странице «В контакте» положительные отзывы, а также реагировать на критику, чтобы улучшать качество продукции, т.к. отзывы от родителей и специалистов играют важную роль в продвижении тактильных книг.

Выбирая тему нашего проекта, мы руководствовалась, прежде всего, его практической значимостью. Игровые, тактильные, аудиотактильные книги имеют огромное значение для развития детей, помогая им осваивать окружающий мир, улучшать когнитивные функции, укреплять эмоциональную связь с близкими людьми, развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие.

Цель работы достигнута. Мы смогли создать тактильные книжки, руководствуясь всеми рекомендациями, смогли увлечь других неравнодушных людей. Наши книжки оказались востребованными людьми не только с проблемами зрения, страдающими аутизмом, но и обычным детям.

Используемые источники

  1. Луи Брайль. Библиографическая справка [Электронный ресурс]. https://ria.ru/20090104/158583022.html

  2. Мелихов, Ю. В. Новые цифровые решения в обучении людей с нарушением зрения в современной инклюзивной образовательной среде / Ю. В. Мелихов, Г. В. Тугулева // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2022. – Т. 6, № 1. – С. 12-18. – DOI 10.18503/2658-3186-2022-6-1-12-18.

  3. Что собой представляет тактильная книга. [Электронный ресурс]. http://emankniga.ru/?p=10588

  4. Мишланова Т.А. Выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями». Из опыта работы Кировской областной специальной библиотеки для слепых.

  5. Зимина, Е. К. Методические рекомендации по выполнению иллюстраций книг для незрячих детей/ Е. К. Зимина // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка: Материалы межрегионального семинара. Издание подготовлено в рамках проекта «Мир кончиками пальцев» за счет средств программы Matra/KAP (малые гранты посольства королевства Нидерландов) — г. Нижний Новгород: Нижегородская региональная общественная организация родителей детей инвалидов по зрению «Перспектива», 2003.-С.51–56.

  6. Богатая О. Ф., Е. М. Григорьева Е. М. Изготовление тактильной книги для слепых и слабовидящих детей: рекомендации для родителей. – Сургут: Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, СурГПУ, 2016

  7. Электронный ресурс. https://vk.com/club228872815

Приложение 1

В библиотеку за советом

Приложение 2

Рекомендации

  • Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые Использовать не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.

  • Книга не должна быть тяжелой.

  • По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.

  • На странице должно быть небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.

  • Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.

  • Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.

  • Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.

  • Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).

  • У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.

  • Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.

  • можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.

  • Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.

  • Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.

  • Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.

  • Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.

  • Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.

  • Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.

  • Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.). 

  • На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания.

Приложение 3

Работа над книгой «Весёлый счёт»

Приложение 4

П риложение 5

«Времена года»

Книжка - игрушка «Русские народные сказки»

Приложение 6

Методические рекомендации

«Русские народные сказки»

Увлекательная игра-театр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, для слабовидящих детей, детей с ОВЗ.

Главная цель этой игры — помочь ребенку в изучении, исследовании и восприятии окружающего мира. Игра прекрасно развивает абстрактное и логическое мышление, а также мелкую моторику рук ребенка.

В набор входит: игровое поле, 6 персонажей сказок (дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, заяц, лиса, волк), дополнительные предметы (репка, яйцо и др.), тексты сказок. Они находятся в специальном кармане с обратной стороны книжки.

Персонажей и дополнительные элементы можно располагать в любом месте игрового поля. Также дети могут сами составлять декорации, передвигать героев, озвучивать их, составлять другие сценарии сказок. Благодаря этому ребенок может проиграть полный сюжет сказки. Герои как будто оживают и перемещаются по полю, создавая реалистичный сюжет.

Для декораций и героев сказок использовали фетр, фланель.

.

Пособие по математике «Веселый счет»

Предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, для слабовидящих детей, детей с ОВЗ.

Цель данного пособия - познакомить с цифрами и счетом.

Страницы сшиты из фетра, внутрь вложен картон для держания формы страницы. Пришита горизонтальная, связанная из пряжи, цепочка для обозначения границы страницы, чтобы ребенок не путал верх-низ. Цифры выполнены из фанеры, с помощью лазерной гравировки. Все фигуры, обозначающие количество предметов выполнены из материалов, тактильно различимых по форме и текстуре. Это и дерево, и пластик, и пряжа. Цвет предметов яркий. На странице, помимо цифры и фигурок, обозначающих число, помещен стих о каждой цифре, напечатанный крупным шрифтом и шрифтом Брайля.

«Загадки»

П ри создании книжки использовали подручный материал: остатки пряжи, пайетки, кусочки кожи, ткани, палочки от мороженного, камешки из аквариума. Страницы сделаны из желтого фетра, внутрь вставлен картон для сохранения формы страницы. Текст загадок распечатан укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля. На страницах кроме текста загадок есть подсказки в виде объемных изображений с шероховатой или мягкой текстурой, что позволяет детям тактильно исследовать внешний вид и ощущения от этих животных и предметов. Такие взаимодействия способствуют развитию мелкой моторики, что особенно важно для малышей в раннем возрасте.

«Времена года»

Ц ель:

- дать представление о временах года, о природных явлениях, которые происходят в разное время года;

В книжке некоторые предметы – съемные, прикреплены на липучках, на кнопочках, что позволяет детям играть, создавать собственные сценарии, что помогает развивать воображение, пространственное мышление. Книга содержит аудио сопровождение, тифлокомментарии, которые можно прослушать, воспользовавшись «волшебным карандашом» для считывания микрокодов, напечатанных на страницах книг. Озвучивание выполнено авторами создания книги.

« Городские легенды»

Эта книга предназначена как для учащихся начальной школы, так и для учащихся старших классов и для взрослых, которых интересует история родного города.

Цель: познакомить с домами – легендами города Читы.

Главное отличие книги «Городские легенды» от предыдущих то, что получилась аудиокнига, которая может «озвучивать» текст с помощью тифломаркера и тифлометок. Ей могут пользоваться люди с разными возможностями, как зрячие, так и с ограничением по зрению. Для зрячих людей есть цветные фото зданий, напечатанный обычный текст. Для незрячих и слабовидящих рисунки выполнены в рельефно-графическом формате, текст напечатан шрифтом Брайля. Для удобства помещены аудиометки, при нажатии на которые можно прослушать текст. Текст озвучен автором.

Приложение 7

Первоклассники в ходе эксперимента

Приложение 8

П резентация книг в библиотеке для незрячих и слабовидящих

Просмотров работы: 16