ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА НА ОСНОВЕ БОРОДАЧЕВСКОЙ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА НА ОСНОВЕ БОРОДАЧЕВСКОЙ

Зуйкова А.С. 1
1МБОУ СШ №1 р.п.Тумботино
Ундалова Е.М. 1Романова Е.А. 1
1МБОУ СШ №1 р.п.Тумботино
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Определение потребности и обоснование выбора темы

Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. На уроках технологии я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом. 

Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную игрушку не купишь в магазине. Поэтому я сама решила смастерить русскую народную игрушку. Любимой в старину игрушкой в русской деревне была деревянная игрушка. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на игрушке из дерева.

Однажды я услышала о самобытной деревянной игрушке соседнего района и решила изучить ее поподробнее.

Цель: Изучить историю возникновения Бородачевкой игрушки и создать собственную творческую работу.

Задачи: 1. Познакомиться с историей создания Бородачевской игрушки;

2. Изучить сюжеты деревянной игрушки

3. Определиться с выбором материала для работы

4. Изготовить композицию для игры.

Последовательность выполнения проекта:

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2. Изучение истории возникновения Бородачевской игрушки.

3. Набор первоначальных идей.

4. Проработка одной лучшей идеи.

5. Планирование изготовления изделия.

- требования, предъявляемые к изделию;

- выбор материалов;

- выбор инструментов и приспособлений.

6. Изготовление изделия:

- составить технологическую последовательность изготовления изделия и выполнить его;

- экологическое обоснование;

- экономическое обоснование;

7. Заключение:

- Самооценка изделия.

- Оценка своей деятельности

8. Список литературы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История возникновения Бородачевской игрушки

История возникновения и развития самобытного художественного промысла, организованного Елизаветой Васильевной Бородачёвой в Выксе в конце XIX века. Дворянка с художественным образованием, деятельная по натуре, Елизавета Васильевна появилась в Выксе, выйдя замуж за сына известного купца – пароходчика, одного из основателей Иверского монастыря А. Я. Бородачёва. В доме Бородачёвых на бывшей Базарной площади (сейчас в нём размещается бюро ритуальных услуг), Елизавета Васильевна организовала мастерскую со штатом 20-30 человек по выпуску дешёвых деревянных игрушек. Изготовляли: каталки с медведем, с царевной – лягушкой, крыльями бабочек, жар – птиц, с хвостом павлинов, а также матрёшки, коробочки, плоские многофигурные игрушки, изображающие народные игры и забавы, типы женских и мужских национальных костюмов многих народов России и др. Эти игрушки ярко раскрашивались, были сравнительно дешевы и хорошо раскупались.

 В конце XIX и в начале XX веков в Выксе велось интенсивное строительство Иверского монастыря, интерьеры зданий оформлялись художниками Палеха из мастерской Сафонова. Сама Елизавета Васильевна и её художники, общаясь с мастерами Палеха, научились изготовлять красочные панно, богатые шкатулки даже по заказам сиятельных особ из Москвы, Н.Новгорода и Санкт – Петербурга.

 

Деревянные заготовки выполнял первоклассный модельщик литейного цеха Сноведского завода В. И. Зудин, переехавший в Выксу после его закрытия. Для украшения изделия применялись самые разнообразные приёмы и методы художественного ремесла: резьба, выжигание, инкрустация, масляная живопись, акварель, темпера, лакировка и др. Дорогие шкатулки раскрашивались эмалевыми красками, лакировались, инкрустировались не только пластинами слоновой кости, перламутром, но и драгоценными металлами, украшались камнями - самоцветами. Елизавета Васильевна была отличным живописцем и педагогом, к сожалению, другие художники – мастера не известны.

 

На международной выставке в Турине в 1911г. мастерская за панно дивной красоты получила I премию. В последующие годы изделия мастерской из Выксы получали призы и на российских выставках.

 

Весной 1918г. под распоряжениям нового правительства проводится учёт художественного наследия по всей стране. В Выксу из Москвы пришла телеграмма с указанием: беречь мастерскую Е. В. Бородачёвой как национальное достояние. После революции из-за плохого снабжения красками и другими материалами промысел захирел, в двадцатых годах вновь возродился, но … после смерти Елизаветы Васильевны в 1936г. был закрыт совсем.

 

Изделия мастерской Е. В. Бородачёвой последнего периода сохранились в музеях Н. Новгорода. К сожалению, не лучшие образцы: вазы, кувшины, тарелки, грубоватые по форме, бедновато раскрашенные. История интересного промысла плохо изучена.

 В Выксе возрождается этот уникальный местный промысел - Бородачевская игрушка. Сегодня возрождением декоративного искусства занимается выксунская мастерица Т.Ганина. Бородачевскую игрушку можно увидеть и купить в Усадебно-промышленном комплексе Баташевых-Шепелевых и в гостинице «Баташев». Это были игрушки - каталки с медведем, жар - птицы, царевны - лягушки, матрёшки в виде русского богатыря, многофигурные изделия из плоской доски, изображающие народные забавы. Для украшения использовали резьбу, выжигание, масляная, акварельная живопись и лакировка. Когда - то бородачевскую игрушку знали во всем мире.

В прошлом году благодаря грантовой поддержке было усовершенствовано производство выксунской деревянной игрушки (которую ещё неофициально называют бородачёвской) – сувенира, который стремятся увезти из города все ценители прекрасного: на память или кому-то в подарок. А располагается мастерская (об этом не все знают) в гаражном кооперативе «Восточный». 

В 2015-м полученные 300 тысяч рублей позволили Т. Ганиной приобрести токарный и лобзиковый станки, окрасочный пистолет и другое оборудование. «Организовали цех, чтобы самим делать заготовки для игрушек.

Раньше их приходилось заказывать по нашим лекалам, – объясняет художница. – Сейчас вытачиваем и кубики, и шары. С помощью станков можно и деревянные вазы, как раньше делали местные мастера, изготавливать». 

Спрос, как говорит Т. Ганина, на выксунскую игрушку есть, но интерес к ней – всё больше у приезжих. И не только в классическом их варианте. В мастерской изготавливают и деревянные игрушки, изображающие представителей современных профессий, с лицами, срисованными с фотографий реальных людей – такие подарки ручной работы в моде. Сейчас в планах мастера – начать производить подвижные игрушки в стиле Бородачёвской. Причём все новые модели Т. Ганина согласует с искусствоведами, чтобы не получилось антихудожественной, антипромысловой продукции – марку держать надо. 

Сюжеты деревянной игрушки

Первоначальные идеи

 

Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Сказка «…Три поросёнка……..»

Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Колобок»

 

Бородачёвская

игрушка

Я решила, что я изготовлю сказку «Белоснежка и семь гномов».

Проработка лучшей идеи

1. я выбрала сказку «Белоснежка и семь гномов».

2. По моему мнению, этот вариант лучше подходит для игры детей в начальной школе.

3. Наиболее интересна по своему исполнению.

4. Расход материалов минимальный;

5. Не представляет опасности для окружающих;

6. Экологически чистый материал.

7. Вызывает положительные эмоции.

Эскизы

Выбор материала

В качестве материала для изготовления творческой работы мне понадобятся:

- обрезки фанеры пятислойной; обрезки доски толщиной 1,5 см и шириной 4 см, длиной 166 см, ДСП размером 38см x 45 cм.

- краски акриловые;

-лак акриловый.

Выбор инструментов и приспособлений

1. Электрический лобзик;

3. Наждачная бумага;

4. Кисточки.

Организация рабочего места

Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.

Соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, при работе электрическим лобзиком.

По окончании работы все инструменты следует убирать на свои места.

Технологическая последовательность изготовления

1. разметить на фанере фигурки гномов и Белоснежки;

2. выпилить электролобзиком фигурки;

3. обработать наждачной бумагой фигурки;

4. расписать фигурки гномов и Белоснежки;

5.покрыть акриловым лаком

6.Собираю сцену и раскрашиваю фон

7. Расписываю сказочный лес

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое обоснование

Судьба Природы – наша судьба, потому что человек находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное отношение и использование приведут к гибели Природы.

Изготовление изделий с применением натуральных материалов – это экологически чистое производство. При работе с фанерой, древесиной и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу.

Значит, выполняя, данный проект природе не нанесен какой-либо ущерб. В процессе изготовления изделия, первым условием было, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и близким, вторым условием являлся - не засорять окружающую среду отходами производства.

Экономический расчет

Затраты на творческую работу оказались минимальными.

Материалы

Кол-во

Цена

Затраты

 

Краски акриловые

(набор из 6 цветов)

1/3

700 р.

230 р.

 

Кисти синтетические (набор из 5 кисточек)

Имеются в наличие

-

-

 

Лак акриловый

1/4

200 р.

50 р.

 

(1 лист высокой зернистости, 1 лист низкой зернистости)

Имеются в наличие

-

-

 

Итого

   

270 р.

Затраты: 270 рублей

Оценка проделанной работы

Я записала положительные и отрицательные моменты выполнения творческого проекта в виде таблицы. Для этого я ответила на следующие вопросы:

1. Насколько трудно мне было работать над проектом, что мешало мне в работе и что помогало?

2. Качественно ли изготовлено изделие?

3. Понравилось ли мне выполнять творческий проект и почему?

4. Хочется ли мне разработать и изготовить более сложную работу?

Положительные оценки

Отрицательные оценки

Легко было работать над этим проектом.

-

Узнала много нового

о Бородачевской деревянной игрушке

-

Изделие изготовлено правильно, аккуратно.

-

Очень понравилось работать над проектом.

-

Хочется выполнить более сложную работу.

-

Значительное место вхудожественных промыслах Руси занимает деревянная игрушка, ведь именно с помощью игрушки ребенок начинает познавать, изучать и контактировать с окружающим его миром.

РЕКЛАМА

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево народы в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Русский сувенир покорил весь мир.

Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

Бородачевская игрушка- лучше нет подарка.

ИСПЫТАНИЕ

Читали сказку и играли обучающиеся 2-4 класса, реализующего АООП МБОУ СШ №1 р.п.Тумботино

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности. О,А. Нессонова, В.В.Пальчикова – Волгоград.: Учитель, 2009г.

2. Кузьмин В.Н.Моделирование форм изделия/ Школа и производство – 2006 №4

3.Артюшкина Е.И.Народное искусство Сквозь века.-Челябинск, 2007.

4.Карабанов И. А.Технология обработки древесины.5-9 класс.М.: Просвещение, 2006г.

5.Интернет – источники:

http://stranamasterov.ru/node/170498

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://dveri-kredo.ru/shpon.htm

Просмотров работы: 19