Введение
Определение потребности и обоснование выбора темы
Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. На уроках технологии я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом.
Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную игрушку не купишь в магазине. Поэтому я сама решила смастерить русскую народную игрушку. Любимой в старину игрушкой в русской деревне была деревянная игрушка. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на игрушке из дерева.
Однажды я услышала о самобытной деревянной игрушке соседнего района и решила изучить ее поподробнее.
Цель: Изучить историю возникновения Бородачевкой игрушки и создать собственную творческую работу.
Задачи: 1. Познакомиться с историей создания Бородачевской игрушки;
2. Изучить сюжеты деревянной игрушки
3. Определиться с выбором материала для работы
4. Изготовить композицию для игры.
Последовательность выполнения проекта:
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Изучение истории возникновения Бородачевской игрушки.
3. Набор первоначальных идей.
4. Проработка одной лучшей идеи.
5. Планирование изготовления изделия.
- требования, предъявляемые к изделию;
- выбор материалов;
- выбор инструментов и приспособлений.
6. Изготовление изделия:
- составить технологическую последовательность изготовления изделия и выполнить его;
- экологическое обоснование;
- экономическое обоснование;
7. Заключение:
- Самооценка изделия.
- Оценка своей деятельности
8. Список литературы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История возникновения Бородачевской игрушки
История возникновения и развития самобытного художественного промысла, организованного Елизаветой Васильевной Бородачёвой в Выксе в конце XIX века. Дворянка с художественным образованием, деятельная по натуре, Елизавета Васильевна появилась в Выксе, выйдя замуж за сына известного купца – пароходчика, одного из основателей Иверского монастыря А. Я. Бородачёва. В доме Бородачёвых на бывшей Базарной площади (сейчас в нём размещается бюро ритуальных услуг), Елизавета Васильевна организовала мастерскую со штатом 20-30 человек по выпуску дешёвых деревянных игрушек. Изготовляли: каталки с медведем, с царевной – лягушкой, крыльями бабочек, жар – птиц, с хвостом павлинов, а также матрёшки, коробочки, плоские многофигурные игрушки, изображающие народные игры и забавы, типы женских и мужских национальных костюмов многих народов России и др. Эти игрушки ярко раскрашивались, были сравнительно дешевы и хорошо раскупались.
В конце XIX и в начале XX веков в Выксе велось интенсивное строительство Иверского монастыря, интерьеры зданий оформлялись художниками Палеха из мастерской Сафонова. Сама Елизавета Васильевна и её художники, общаясь с мастерами Палеха, научились изготовлять красочные панно, богатые шкатулки даже по заказам сиятельных особ из Москвы, Н.Новгорода и Санкт – Петербурга.
Деревянные заготовки выполнял первоклассный модельщик литейного цеха Сноведского завода В. И. Зудин, переехавший в Выксу после его закрытия. Для украшения изделия применялись самые разнообразные приёмы и методы художественного ремесла: резьба, выжигание, инкрустация, масляная живопись, акварель, темпера, лакировка и др. Дорогие шкатулки раскрашивались эмалевыми красками, лакировались, инкрустировались не только пластинами слоновой кости, перламутром, но и драгоценными металлами, украшались камнями - самоцветами. Елизавета Васильевна была отличным живописцем и педагогом, к сожалению, другие художники – мастера не известны.
На международной выставке в Турине в 1911г. мастерская за панно дивной красоты получила I премию. В последующие годы изделия мастерской из Выксы получали призы и на российских выставках.
Весной 1918г. под распоряжениям нового правительства проводится учёт художественного наследия по всей стране. В Выксу из Москвы пришла телеграмма с указанием: беречь мастерскую Е. В. Бородачёвой как национальное достояние. После революции из-за плохого снабжения красками и другими материалами промысел захирел, в двадцатых годах вновь возродился, но … после смерти Елизаветы Васильевны в 1936г. был закрыт совсем.
Изделия мастерской Е. В. Бородачёвой последнего периода сохранились в музеях Н. Новгорода. К сожалению, не лучшие образцы: вазы, кувшины, тарелки, грубоватые по форме, бедновато раскрашенные. История интересного промысла плохо изучена.
В Выксе возрождается этот уникальный местный промысел - Бородачевская игрушка. Сегодня возрождением декоративного искусства занимается выксунская мастерица Т.Ганина. Бородачевскую игрушку можно увидеть и купить в Усадебно-промышленном комплексе Баташевых-Шепелевых и в гостинице «Баташев». Это были игрушки - каталки с медведем, жар - птицы, царевны - лягушки, матрёшки в виде русского богатыря, многофигурные изделия из плоской доски, изображающие народные забавы. Для украшения использовали резьбу, выжигание, масляная, акварельная живопись и лакировка. Когда - то бородачевскую игрушку знали во всем мире.
В прошлом году благодаря грантовой поддержке было усовершенствовано производство выксунской деревянной игрушки (которую ещё неофициально называют бородачёвской) – сувенира, который стремятся увезти из города все ценители прекрасного: на память или кому-то в подарок. А располагается мастерская (об этом не все знают) в гаражном кооперативе «Восточный».
В 2015-м полученные 300 тысяч рублей позволили Т. Ганиной приобрести токарный и лобзиковый станки, окрасочный пистолет и другое оборудование. «Организовали цех, чтобы самим делать заготовки для игрушек.
Раньше их приходилось заказывать по нашим лекалам, – объясняет художница. – Сейчас вытачиваем и кубики, и шары. С помощью станков можно и деревянные вазы, как раньше делали местные мастера, изготавливать».
Спрос, как говорит Т. Ганина, на выксунскую игрушку есть, но интерес к ней – всё больше у приезжих. И не только в классическом их варианте. В мастерской изготавливают и деревянные игрушки, изображающие представителей современных профессий, с лицами, срисованными с фотографий реальных людей – такие подарки ручной работы в моде. Сейчас в планах мастера – начать производить подвижные игрушки в стиле Бородачёвской. Причём все новые модели Т. Ганина согласует с искусствоведами, чтобы не получилось антихудожественной, антипромысловой продукции – марку держать надо.
Сюжеты деревянной игрушки
Первоначальные идеи
Сказка «Белоснежка и семь гномов»
Сказка «…Три поросёнка……..»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Колобок»
Бородачёвская
игрушка
Я решила, что я изготовлю сказку «Белоснежка и семь гномов».
Проработка лучшей идеи
1. я выбрала сказку «Белоснежка и семь гномов».
2. По моему мнению, этот вариант лучше подходит для игры детей в начальной школе.
3. Наиболее интересна по своему исполнению.
4. Расход материалов минимальный;
5. Не представляет опасности для окружающих;
6. Экологически чистый материал.
7. Вызывает положительные эмоции.
Эскизы
Выбор материала
В качестве материала для изготовления творческой работы мне понадобятся:
- обрезки фанеры пятислойной; обрезки доски толщиной 1,5 см и шириной 4 см, длиной 166 см, ДСП размером 38см x 45 cм.
- краски акриловые;
-лак акриловый.
Выбор инструментов и приспособлений
1. Электрический лобзик;
3. Наждачная бумага;
4. Кисточки.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.
Соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, при работе электрическим лобзиком.
По окончании работы все инструменты следует убирать на свои места.
Технологическая последовательность изготовления
1. разметить на фанере фигурки гномов и Белоснежки;
2. выпилить электролобзиком фигурки;
3. обработать наждачной бумагой фигурки;
4. расписать фигурки гномов и Белоснежки;
5.покрыть акриловым лаком
6.Собираю сцену и раскрашиваю фон
7. Расписываю сказочный лес
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое обоснование
Судьба Природы – наша судьба, потому что человек находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное отношение и использование приведут к гибели Природы.
Изготовление изделий с применением натуральных материалов – это экологически чистое производство. При работе с фанерой, древесиной и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу.
Значит, выполняя, данный проект природе не нанесен какой-либо ущерб. В процессе изготовления изделия, первым условием было, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и близким, вторым условием являлся - не засорять окружающую среду отходами производства.
Экономический расчет
Затраты на творческую работу оказались минимальными.
|
№ |
Материалы |
Кол-во |
Цена |
Затраты |
|
Краски акриловые (набор из 6 цветов) |
1/3 |
700 р. |
230 р. |
|
|
Кисти синтетические (набор из 5 кисточек) |
Имеются в наличие |
- |
- |
|
|
Лак акриловый |
1/4 |
200 р. |
50 р. |
|
|
(1 лист высокой зернистости, 1 лист низкой зернистости) |
Имеются в наличие |
- |
- |
|
|
Итого |
270 р. |
Затраты: 270 рублей
Оценка проделанной работы
Я записала положительные и отрицательные моменты выполнения творческого проекта в виде таблицы. Для этого я ответила на следующие вопросы:
1. Насколько трудно мне было работать над проектом, что мешало мне в работе и что помогало?
2. Качественно ли изготовлено изделие?
3. Понравилось ли мне выполнять творческий проект и почему?
4. Хочется ли мне разработать и изготовить более сложную работу?
|
Положительные оценки |
Отрицательные оценки |
|
Легко было работать над этим проектом. |
- |
|
Узнала много нового о Бородачевской деревянной игрушке |
- |
|
Изделие изготовлено правильно, аккуратно. |
- |
|
Очень понравилось работать над проектом. |
- |
|
Хочется выполнить более сложную работу. |
- |
Значительное место вхудожественных промыслах Руси занимает деревянная игрушка, ведь именно с помощью игрушки ребенок начинает познавать, изучать и контактировать с окружающим его миром.
РЕКЛАМА
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево народы в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Русский сувенир покорил весь мир.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.
Бородачевская игрушка- лучше нет подарка.
ИСПЫТАНИЕ
Читали сказку и играли обучающиеся 2-4 класса, реализующего АООП МБОУ СШ №1 р.п.Тумботино
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности. О,А. Нессонова, В.В.Пальчикова – Волгоград.: Учитель, 2009г.
2. Кузьмин В.Н.Моделирование форм изделия/ Школа и производство – 2006 №4
3.Артюшкина Е.И.Народное искусство Сквозь века.-Челябинск, 2007.
4.Карабанов И. А.Технология обработки древесины.5-9 класс.М.: Просвещение, 2006г.
5.Интернет – источники:
http://stranamasterov.ru/node/170498
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://dveri-kredo.ru/shpon.htm