Не раз великая империя наша приближалась
к краю гибели, но спасало её не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромаем, а железное мужество её сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия.
Меньшиков М.О. [7]1
Введение
В 2024 году мы отметили 110 лет с начала Первой мировой войны. Первая мировая война является забытой, но очень важной страницей нашей истории. Ведь память о прошлом не может охватывать одни события, плавно пропуская другие. Незабываемые подвиги, совершаемые как генералами, так
и рядовыми солдатами – бессмертны и навсегда останутся в нашей памяти.
Война – это особое трагическое явление в жизни народа, которое приносит большое количество беженцев, потерявших свои дома. Детей, оставшихся без родителей, раненных и изувеченных воинов, людей, испытавших весь ужас войны на себе. Все они нуждались в помощи
и поддержке. Именно поэтому с самых первых дней войны Святейший Синод призывал православные монастыри и духовенство к оказанию возможной помощи фронту, сбору пожертвований для раненных и больных, а также
к устройству собственных лазаретов. Николо – Берлюковская пустынь не осталась в стороне от призывов и уже в первый год войны начала оказывать весомую помощь как фронту, так и мирным жителям.
Гипотеза исследования: в статусе Первой мировой войны как «Великой» есть неоценимый вклад Николо – Берлюковской пустыни и её насельников.2
Цели исследования: воссоздать роль Николо – Берлюковской пустыни
в тяжёлые годы Первой мировой войны и пополнить новым материалом экспонаты школьного музея.
Задачи исследования: Ознакомиться и проанализировать материалы
о Берлюковской пустыни, хранящиеся в Центральном историческом архиве города Москвы, относящиеся к периоду Первой мировой войны.
Осветить тему Первой мировой войны и вклад в дело защиты Отечества насельников Николо – Берлюковского монастыря.
Приобщить сверстников к истории своего края.
Методы исследования:
Изучение литературы, в том числе материалов Интернет-ресурсов.
Анализ архивных документов Центрального исторического архива города Москвы.
Посещение Николо – Берлюковского монастыря и беседа с его настоятелем и братией монастыря.
Социологический опрос гимназистов 8-х и 10-х классов.
Экскурсия в Щёлковский историко-краеведческий музей. Анализ музейных экспонатов.
Побывав в Щёлковском краеведческом музее на выставке «Первая мировая война», я заинтересовалась вопросом, а что знают мои сверстники
о Первой мировой войне и в какой степени у них жива память о Великой Отечественной войне. Я провела социологических опрос среди учеников 8-х
и 10-х классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ. В опросе участвовало 90 учеников. Результаты этого опроса я отразила в диаграмме. (Приложение №1).
История Николо – Берлюковского монастыря
Из книги «Историческое описание Николаевской Берлюковской Пустыни» я узнала, что свою официальную историю Николо – Берлюковский монастырь начинает с 1606 года. В смутное для Руси время в лесу на высоком берегу реки Вори поселился старец Варлаам. Здесь он построил деревянную часовню, куда был помещён древний образ святителя Николая Чудотворца. [4]3
XVIII век стал тяжёлым временем для Николо – Берлюковской пустыни. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана Пётр I упраздняет патриаршество, назначая местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского. Следом, в 1722 году, создаётся Священный Синод, который один за другим издаёт указы, жестко регламентирующие жизнь церкви. В январе 1735 году он выносит указ о фактической ликвидации Берлюковской пустыни. Своё существование она возобновит лишь 9 декабря 1779 года.
Невозможно обойти событие, которое изменило дальнейшую историю Берлюковской обители. Из книги Александра Панина Чудотворный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою» я узнала, что 24 мая 1829 года здесь произошло обретение великой святыни – чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой. После этого события Берлюковская пустынь становится одной из весьма почитаемых в России обителей. [5]4
С неимоверной быстротой увеличивалось людское горе, страна напрягала все свои силы в борьбе с очень сильным врагом. Первая мировая война принесла большое количество тяжелейших проблем, но и здесь монастырь
и его служители не остались в стороне.
Историческая справка
Первая мировая война длилась с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918. В ней принимало участие 38 государств, на её полях сражались свыше 70 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. человек искалечено.
Поводом для начала войны послужил теракт, совершенный в июне 1914 года в городе Сараево. Тогда член организации «Млада Босна» Гаврило Принцип убил наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии неприемлемые условия ультиматума, которые были отвергнуты. В результате Австро-Венгрия объявила Сербии войну. За Сербию вступилась Россия, верная своим обязательствам [1]5.
Вклад монастыря в дело защиты Отечества
На I этапе своей работы я посетила Николо – Берлюковский монастырь (Приложение №2). Из беседы с наместником монастыря отцом Тимофеем
и братией мне стало известно, что в тяжёлые годы Первой мировой войны Николо – Берлюковский монастырь не остался в стороне от проблем страны
и людей. С первых дней обитель ежедневно отправляла на станцию Щёлково подводы с молоком для раненых. Сотнями пудов закупала овёс, зерно
и медикаменты, оказывая помощь фронту.
С 1914 по 1917 год в больничном корпусе при храме во имя Всех Святых по благословению Святейшего Синода и по инициативе настоятеля монастыря игумена Петра (Орлова) работал Лазарет под Августейшим покровительством Императрицы Александры Фёдоровны для излечения раненых воинов Первой мировой войны. А также постоянно оказывалась помощь беженцам и детям, чьи родители погибли на войне.
Из сохранившихся в Центральном историческом архиве города Москвы документов и благодарственных писем мне удалось узнать, что как только
в 1915 году немцы впервые начали применять массированные газовые атаки на Западном фронте, то монастырь направил деньги во Всероссийский Земский союз на изготовление противогазов от удушливых газов. За что получил благодарственное письмо от Городищенской Суконной фабрики Четверикова (Приложение №3).
Денежные пожертвования Берлюковской пустыни на нужды различных обществ и организаций исчислялись тысячами рублей. Помощь от Берлюковской обители поступала во Всероссийский Красный Крест, Марфо-Мариинскую обитель, Всероссийский земский союз, Щёлковскую группу Богородского уездного Военно-Промышленного комитета,московское святителя Алексия братство призрения и воспитания бесприютных
и нравственно покинутых детей. [2]6
Многие из братии были командированы в действующую армию, на флот и в лазареты. В армии, госпиталях и лазаретах священству вменялось совершать Богослужения в воскресные и праздничные дни, помогать врачам
в перевязке ран, заведовать выносом с поля боя убитых и раненных. Монастырь жил одной жизнью со своим Отечеством!
Архимандрит Пётр (Павел Иванович Орлов)
Невозможно не обратить внимание на историческую личность человека, не являющегося непосредственным участником Первой мировой войны, но внёсшим неоценимый вклад в дело защиты Отечества. Таким человеком был иеромонах (впоследствии – архимандрит) Пётр (Павел Иванович Орлов), который возглавил Николаевскую Берлюковскую пустынь в 1909 году. [6]7 Он был уроженцем Тамбовской губернии и с самого первого дня своей иноческой жизни прошёл путь от послушника до настоятеля монастыря. Это был человек крайне уравновешенный, мудрый, любвеобильный, жалостливый и очень старательный, доказавший в тяжелейшие годы Великой войны свою величайшую приверженность вере Христовой и своим убеждениям.
С 1914 по1917 год Николаевская Берлюковская пустынь под управлением настоятеля отца Петра совместно с «Богородской уездной Комиссией Комитета Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну» принимала под свой кров множество беженцев и детей-сирот, оказывала финансовую помощь фронту, отправляла в госпитали и лазареты одежду, медикаменты и продукты питания. [2]8 Всего мне удалось узнать о шести иеромонахах обители, которые отправились на фронт и мужественно несли капелланское служение. Заслуги некоторых из них были отмечены высшими наградами Российской Империи.
Многочисленные благодарственные письма в адрес настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни, а так же государственные награды, которых были удостоены некоторые монахи, участники Первой мировой войны, подтверждают тот факт, что обитель, в лице его настоятеля внесла неоценимый вклад в дело защиты Отечества.
Насельники монастыря, участники Первой мировой войны
На II этапе своей работы я изучила материалы Центрального исторического архива города Москвы, относящиеся к периоду Первой мировой войны и касающиеся насельников Николаевской Берлюковской пустыни
(далее – монастырь) и их вклад в дело Защиты Отечества.
Проанализировав их, я узнала, что самым первым из обители отправился на фронт иеромонах Серафим (Стрельников). Отец Серафим был направлен
в 219 Котельнический пехотный полк, входивший в 55 пехотную дивизию. Полк в составе дивизии воевал на Западном фронте. При обороне Варшавы от немецкой армии генерала Макензена 55 дивизия и полк подвергся самой первой на войне газобаллонной атаке. Уже 24 августа 1914 года в «списке по старшинству 219 пехотного Котельнического полка», показан «священник иеромонах о. Серафим, полковой священник». [8]9
С самого начала своего боевого пути иеромонах Серафим начал писать письма в монастырь настоятелю игумену Петру (Орлову). Этот крайне важный в историческом и духовном плане материал сохранился до наших дней
в фондах Центрального исторического архива города Москвы
(Приложение №4).
Иеромонах Серафим прошел с 219 Котельническим пехотным полком всю войну, ходил в бой вместе с солдатами, исповедовал и причащал их, погребал убиенных, ходил по землянкам и окопам, укрепляя свою паству, замерзал в снегах и форсировал топкие болота. Отца Серафима называли солдаты «боевой батюшка» (Приложение №5).
Исполнение своего священнического долга, бесстрашие, любовь
к солдатам, постоянная жертвенность собой отца Серафима находили заслуженное поощрение. Уже 28 января 1915 года приказом командующего
I Армии генерала-от-кавалерии Литвинова было отмечено: «По Высочайше представленной мне власти награждается орденам за отличия в делах против германцев святой. Анны 3 степени с мечами полковой священники
219 Котельнического полка – иеромонах Серафим». [4]10
Следующий 1916 год также принёс награду – орден святой Анны
2 степени с мечами. Данной награды отец Серафим был удостоен
за исполнение духовных треб под огнем неприятеля. [2]11
После третьей награды – святого равноапостольного князя Владимира
4 степени с мечами иеромонах Серафим пишет в письме настоятелю отцу игумену Петру: «Я не щадя своей жизни долг исполняю. За это и наградили.
И я Господа благодарю и очень рад, что такой орден получил. О чем и вы, дорогой Батюшка, порадуйтесь, что Ваша Святая обитель за Царя и Родину героя имеют! И варвара немца я не страшусь – Бог с нами! 19 февраля я ходил по передовым позициям, служил молебны, кропил Святой водой и Кресту прикладывал солдатиков. Они очень рады были. Фронт наш три версты по линии. Когда ходил – троих в 3 роте ранило шрапнелью при мне. А рот всего надо обойти шестнадцать. Смотрел в бойницах как немцы ходят по окопам. От наших окопов отделяет 80 шагов. Четвёртую неделю я приобщаю солдатиков по одной или две роты в день. И потом меня просил начальник дивизии причастить 1000 человек, своих солдатиков около 4000 человек, нас недавно молодыми пополнили. Дел очень много утомился». Иеромонах Серафим.[2]
Изучив некоторые письма отца Серафима настоятелю монастыря,
я пришла к выводу, что они наглядно показывают его веру в Промысл Божий
и его внутренний духовный мир, радостью для которого является труды во имя Бога, Царя и Родины.
Следующими после отца Серафима на фронт были призваны иеромонах Аристоклий (Ключарев) и иеромонах Нифонт. Об этом свидетельствует Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории от 20 октября 1915 г. (Приложение № 6). До наших дней сохранилось мало фактов службы иеромонаха Аристоклия, однако доподлинно известно, что он проходил пастырское служение в лазарете при 111-ой Пехотной дивизии. (Приложение №7). Как написал в своём труде военный историк А.А. Керсновский, что это были дивизии 3-й очереди, сформированные в 1915 – 1916 годах «из ополчения и новобранцев, то при оценке их боевой работы надо руководствоваться иными соображениями, нежели при оценке второочередных. Эти войска не могли получить духовного наследия старых полков, не будучи с ними связаны кровно. Определяющим началом здесь были: во-первых, командиры, во-вторых, та среда, в которой этим полкам с четырёхсотыми номерами пришлось сделать свои первые шаги и дать свои первые бои. Обстановка победоносного Брусиловского наступления сильно разнилась от унылого сидения в окопах на севере 111-я пехотная дивизия сидела в окопах на Западном фронте, а затем была переброшена
в Молдавские Карпаты». [2]12
Отец Аристоклий исполнил свой долг с честью и достоинством, за что указом Святейшего Правительствующего Синода 6 мая 1917 года был награждён золотым наперстным крестом. [2]
Атака «Мертвецов»
На III этапе исследования я посетила Щёлковский краеведческий музей
и узнала, что особое место в ходе Первой мировой войны занимает битва за крепость «Осовец», которая была построена в XIX веке для прикрытия переправы через реку Бобр. К началу Первой мировой войны она состояла всего из четырёх позиций, включавших в себя четыре форта. Её модернизация не была закончена, и никакой стратегической роли она играть не могла.
С началом войны крепость (комендант генерал К.А. Шульман) находилась в тылу Северо-западного фронта. В середине сентябре 1914 г. немцы, преследуя разбитые в Восточной Пруссии русские армии, впервые вышли к Осовцу. В нём тогда располагался один лишь 304-й Новгород-Северский полк. [3]13 Несмотря на невыносимо трудные условия, крепость смогла выдержать натиск немецкой армии и оправдать, возлагавшиеся на неё надежды.
Следующую попытку овладеть крепостью кайзеровские войска предприняли в январе 1915 года. Пехотинцы в окопах держались 5 суток. Под натиском противника командование крепости приняло решение отвести оборону на вторую линию. Это позволило противнику 13 февраля начать обстрел фортов. В этот раз немцы сделали ставку на тяжёлую артиллерию. По планам врага, Осовецкий гарнизон должен был сдаться максимум через
48 часов. Оценив, как им казалось, по достоинству мужество русских воинов, немцы предложили «полмиллиона золотых имперских марок за сдачу фортов», не дожидаясь её столь скорого уничтожения. Однако немцам не дано было понять, что значили для каждого русского офицера воинская слава и честь мундира. [3]14
Начавшаяся вслед за тем атака была страшной – 17 артиллерийских батарей нещадно обстреливали Осовец на протяжении недели, выпустив, «по некоторым данным… около 200000 тяжёлых снарядов»… «большинство из них поглотили болото, река, водяные рвы, но более 30 тысяч снарядов попали
в объекты обороны. Русское командование просило гарнизон продержаться хотя бы 48 часов, обещая выручку. 25 февраля противник начал новый обстрел, который продолжался до 3 марта». [2]15
Однако, даже после таких массированных атак крепость не была взята,
а дух солдат не был сломлен. Более того был нанесён ответный артиллерийский удар. Враг был не только унижен, но и обескровлен.
Самой страшной из всех атак, которые перенесла крепость, оказалась газовая. Она началась утром 6 августа. Ядовитое зелёное облако растянулось на два километра и всего за десять минут достигло первых рубежей обороны Осовца. Поскольку у русских не было никаких средств химической защиты, то почти весь гарнизон с командованием получил отравления различной степени тяжести. Немцы, решив, что газ сделал своё дело, двинулись вперёд, не ожидая хоть сколь-нибудь серьёзного сопротивления. Но русские не сдаются! Когда враг приблизился, из клубов ядовитой пелены вышли ужасающего вида,
с обожжёнными лицами, харкающие кровью немногочисленные защитники крепости и повели шквальный огонь против превышавшей численно
в несколько раз армии противника. Испуг от увиденного и ярость русских деморализовали немцев, и те бросились в бегство. Немецкий штурм был отбит полностью. [3]
Архивы не сохранили имена многих и многих воинов-героев, кто точным попаданием уничтожил хвалёные немецкие орудия. Они ежедневно совершали подвиг, даже не задумываясь об этом, в полном сознании, что их работа необходима Родине, и многие из них остались безвестны. А артиллеристы батареи на Скобелевой горе, которые приняли на себя невероятное море тяжелейших ударов? Пребывая в этом аду целых полгода, эти герои не сломились и не прекратили своего сопротивления.
Наиболее примечательным в истории Николо – Берлюковского монастыря является тот факт, что один из его послушников, Александр Фёдорович Фёдоров, в 1914 году в составе 226-го пехотного Землянского полка оборонял крепость Осовец (Приложение №8).
Заключение
Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, уделил большое внимание Первой мировой войне в обращении к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. Он сказал, что Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что неправильно,
и с этим необходимо покончить. Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. Наши предки называли её Великой войной, но она была незаслуженно забыта. В декабре 2012 года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который предусматривает введение новой памятной даты. Теперь перечень памятных дат пополнился Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. День памяти отмечается 1 августа, в день начала Первой мировой войны.
Работа над проектом позволила мне сделать следующие выводы:
Цель достигнута. Изучена роль Николо – Берлюковской пустыни
в тяжёлые годы Первой мировой войны. Экспонаты школьного музея пополнились новыми сведениями о Щёлковском крае в годы Первой мировой войны и его героях.
Гипотеза подтверждена. Николо – Берлюковская пустынь и её насельники внесли важный вклад в историю Первой мировой войны.
К сожалению, на данный момент не все подвиги, совершённые в годы Первой мировой войны, освещены в исторической литературе. В советской историографии эта страница долгое время была просто вычеркнута и расценивалась, как империалистическая война. Поэтому никто не занимался её изучением и увековечением памяти воинов, погибавших за своё Отечество. Наш священный долг чтить память воинов, отдавших свои жизни
в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в той самой Первой мировой войне.
Список источников и литературы
1. Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://istoriarusi.ru/imper/pervaja-mirovaja-vojna-1914-1918.html.
2. Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru.
3. Федеральный портал История России. «Осовец» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://histrf.ru/read/articles/osoviets-event.
4. Историческое описание Николаевской Берлюковской Пустыни [Текст] –
М.: «Индрик», 2009;
5. Александр Панин Чудотворный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою»
[Текст] – М.:ООО «Буки Веди», 2018.
6. Богородск – Ногинск. Николаевская Берлюковская пустынь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/nbp.html
7. Меньшиков М.О. Письма к русской нации [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://libatriam.net/read/798781
8. Подвиги иеромонаха Берлюковского монастыря Серафима [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.ter-ritoria.ru/wwi/item/1323-podvigi-ieromonaha-berlyukovskogo-monastyirya-serafima
Приложение
Приложение №1. Вопросы социологического опроса:
1. Перечислите не более 3 героев Первой мировой войны.
2. Перечислите не более 3 героев Великой Отечественной войны.
3. Назовите имена известных Вам земляков, которые принимали участие в Первой мировой войне (внесли свой неоценимый вклад).
4. Назовите имена известных Вам земляков, которые принимали участие в Великой Отечественной войне.
Приложение №1.
Результаты первичного социологического опроса гимназистов
Приложение №2.
Беседа автора Яремчук Арины с насельником Николо – Берлюковского монастыря иеромонахом Тимофеем. Фото из семейного архива автора
Приложение №3.
Благодарственное письмо от Городищенской Суконной фабрики Четвериков. Фото с сайта Николо – Берлюковского монастыря
Приложение №4.
Письма иеромонаха Серафима. Из фондов Центрального исторического архива города Москвы (ф.709, оп.1, д.541)
Приложение №5.
219-й Котельнический пехотный полк. Фото с сайта Николо – Берлюковского монастыря
Приложение № 6.
Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Московской Духовной Консистории от 20 октября 1915 г. Из фондов Центрального исторического архива города Москвы (ф.709, оп.1, д.532)
Приложение №7.
Иеромонах Аристоклий (Ключарев). Пасха в окопах. Фото с сайта Николо – Берлюковского монастыря
Приложение №8.
Указ о назначении Александра Фёдоровича Фёдорова в226-й пехотный Землянский полк. Из фондов Центрального исторического архива города Москвы (ф.709, оп.1, д.540)
1 [7] Меньшиков М.О. Письма к русской нации [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://libatriam.net/read/798781
2Насельники - послушники или монахи, постоянно проживающие в обители, члены монастырской братии.
3 [4] Историческое описание Николаевской Берлюковской Пустыни [Текст] – М.: «Индрик», 2009.
4 [5] Александр Панин Чудотворный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою» [Текст] – М.:ООО «Буки Веди», 2018.
5 [1] Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://istoriarusi.ru/imper/pervaja-mirovaja-vojna-1914-1918.html.
6 [2] Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru.
7 [6]. Богородск – Ногинск. Николаевская Берлюковская пустынь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/nbp.html
8 [2] Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru.
9 [8] Подвиги иеромонаха Берлюковского монастыря Серафима [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ter-ritoria.ru/wwi/item/1323-podvigi-ieromonaha-berlyukovskogo-monastyirya-serafima.
10 [4] Историческое описание Николаевской Берлюковской Пустыни [Текст] – М.: «Индрик», 2009.
11 [2] Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru.
12 [2] Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru.
13 [3] Федеральный портал История России. «Осовец» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://histrf.ru/read/articles/osoviets-event
14 [3] Федеральный портал История России. «Осовец» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://histrf.ru/read/articles/osoviets-event.
15 [2] Сайт Николо – Берлюковского монастыря [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.berluki.ru
26