Создание символики МКОУ "Новоисетская СОШ"

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание символики МКОУ "Новоисетская СОШ"

Лукоянова Д.А. 1
1МКОУ "Новоисетская СОШ"
Дронченко Н.Е. 1
1МКОУ "Новоисетская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Новоисетская средняя общеобразовательная школа распахнула свои двери 15 сентября 1977 года. Совсем скоро она отметит свой 50-летний юбилей. Несмотря на богатую историю и большие успехи учащихся и учителей в интеллектуальной, творческой, трудовой, спортивной деятельности гимна, флага, герба у школы до сих пор нет. Так как наша школа участвует во многих районных, областных и всероссийских конкурсах, считаем, что ей просто необходимы символы, которые подчеркнут ее индивидуальность, увеличат сплоченность учащихся и всего коллектива.

Проблема: Отсутствие флага, герба, гимна школы.

Гипотеза: Символика школы позволит ей обрести индивидуальность и ещё больше сплотит коллектив всех участников образовательного процесса.

Цель - создание символики родной школы, отображающей ее индивидуальность, придающей школьным мероприятиям большую торжественность.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы и законы, в которых освещаются правила и особенности создания символики образовательной организации.

  2. Провести опрос с целью выявления нужности создания символики

  3. Проанализировать опрос и взять идеи для создания символов

  4. С учетом предложений разработать символику школы.

  5. Представить учителям и учащимся результаты работы.

Объект исследования: символика, ее цели, правила и требования к разработке.

Предмет исследования: символика МКОУ «Новоисетская СОШ».

Методы: поисковый (сбор информации), аналитический, опрос, технический/творческий (работа с компьютером).

  1. Теоретическая часть

1.1 Общие сведения о символике

Символика – это совокупность определенных символов, которые используются некоторыми группами лиц, организацией, городом или государством для своего самоопределения. Данный термин может использоваться также и в другом значении – выражение идей и мыслей путем использования определенных символов и условных знаков, которые понятны только отдельным лицам или группам лиц.

<…> В символику включают отдельные условные знаки и рисунки, значение которых предварительно сообщается единомышленникам. Так, нанося условное изображение на поверхность, человек сообщает всей организации определенную мысль. Сегодня символика используется государствами для самоопределения – флаг, гимн и герб страны относятся к ее символике и выделяют страну среди прочих. Она утверждается и заносится в Конституцию страны [9]

    1. Изучение нормативно-правовых документов

Разрабатывая данную тему, нам было необходимо отобрать документы, в которых рассматриваются вопросы получения, производства, передачи и распространения информации между людьми, освещаются и регламентируются вопросы создания символики общественных организаций, в частности, образовательных организаций.

Данная работа была достаточно трудоёмкой и продолжительной по времени, так как из больших по объему официальных международных и российских законов предстояло выбрать лишь те статьи, которые нас интересуют.

1.2.1 Международные документы

<…>В процессе работы мы выявили и изучили статьи, в которых рассматриваются вопросы по изучаемой теме в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека (Ст. 19, 27, 29) [1], Конвенция о правах ребенка (Ст. 13) [4].

1.2.2 Федеральные документы

  • Конституция РФ (Ст.29,33) [5],

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Редакция от 28.12.2024 (Ст. 26,28,34) [11],

  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общественных объединениях"

<…>Статья 24. Символика общественных объединений

Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественного объединения не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена [12].

  • Официальное письмо Минобрнауки России 7/1266-О-пр от 28.03.2024

<…> 4. Символика образовательных организаций должна соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям, установленным частью 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ [8].

В результате этой работы мы убедились, что имеем право:

  1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам.

  2. Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такие информацию и материалы, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому детей и всех работников школы.

  3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т.е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные и другие полезные проекты).

  4. На участие в опросе граждан.

  5. На создание собственной символики.

Вывод: Проанализировав нормативно-правовые документы, мы пришли к выводу, что наш проект не противоречит законодательству, его реализация абсолютно законна.

    1. Рекомендации по разработке символики

<…>В процессе изучения законов мы выяснили, что утвержденные методические рекомендации по разработке символики имеются только для страны в целом и муниципальных образований РФ.

За основу своей работы мы взяли требования, изложенные в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общественных объединениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) [12] и Официальном письме Минобрнауки России 7/1266-О-пр от 28.03.2024 [8], а также Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы I-VII) [6].

Затем мы изучили, что же такое геральдика и каковы рекомендации и основные требования и правила создания герба, флага и гимна. Кроме того мы узнали, какие бывают формы геральдического щита, что означает тот или иной цвет в геральдике, какие соотношения сторон должен иметь флаг, каким должен быть текст гимна и мелодия и многое другое. Всё это подробно описано в теоретической части нашей работы.

Практическая часть

    1. Проведение опроса

В ходе опроса ученикам и учителям Новоисетской школы было предложено ответить на 6 вопросов. Всего было опрошено 237 учеников и 17 учителей.

Вопросы подразумевали как краткий, так и развернутый ответы.

  1. Нужен ли герб, флаг, гимн, девиз школе?

100% опрошенных ответили положительно. Каждый класс считает, что школе нужна символика, гимн.

2. Зачем, по вашему мнению, школе нужна символика?

Наиболее популярный ответ – это индивидуальность школы. Многие ответили, что символика объединит учащихся, а также вдохновит их на новые достижения.

3.Какая особенность есть у нашей школы? (особенность, которую можно отразить в символике)

Главной особенностью школы опрошенные считают спортивные достижения, достижения ВПК «Поиск», названного в числе лучших на Российском этапе военно-спортивной игры «Зарница 2.0» в 2024 году. Результаты интеллектуальной деятельности наших школьников также высоки: от школьного до всероссийского уровня. Респонденты отметили также и то, что наши ребята развиваются в разных направлениях: спортивный клуб, музей, театральный кружок, волонтерский отряд, а в последние годы «Движение первых» и «Орлята России». Кроме того, важной чертой нашей школы являются добрые, отзывчивые, заботливые учителя.

4.Какая деталь обязательно должна быть на гербе школы?

Большинство опрошенных ответили, что на гербе школы должны быть символы знаний – открытая книга и сова. Одними из частых ответов являются: школа, ее очертания, дети, элементы спорта. Один класс предложил такой элемент, как голубь – символ дружбы, любви, сплоченности. Был также ответ: берет с надписью «Поиск».

5.Готовы ли вы предложить свои идеи по созданию флага, герба, гимна, девиза школы?

Большинство классов готовы предложить свои идеи, но есть и те, что ответили отрицательно. Один класс ответил, что готов предложить идею по созданию девиза школы.

6. Готовы ли вы выучить гимн школы, если он появится?

Ответ: Абсолютно все классы готовы выучить гимн.

    1. Создание герба

Проанализировав ответы обучающихся и педагогов, учитывая высказанные мнения и пожелания, мы приступили к разработке герба. Начали мы свою работу с рассмотрения и изучения гербов и флагов других школ. Было просмотрено много работ, отмечены интересные задумки и решения. Хотелось сделать что-то своё, не похожее на символику других школ, но при этом соблюсти все правила и требования. Сначала эскизы делались в обычной школьной тетради. Это были карандашные наброски. Уже потом разработка велась в компьютерном приложении. Самым удобным нам показалось приложение A+FlagVaket. У данного приложения удобный и понятный интерфейс. Кроме того, имеется обширная библиотека эмблем и значков, а также библиотека настраиваемых форм. Можно импортировать свои собственные изображения, можно добавить текст с помощью сотен шрифтов.

Отметим, несмотря на то, что A+FlagVaket предназначен в первую очередь для создания флагов, герб сделать с помощью этого приложения также удалось.

Не сразу всё получилось, было несколько вариантов, которые на первый взгляд казались удачными, но потом нас что-то не устраивало в них. В результате мы нашли вариант, который оказался наиболее правильным и отражающим суть нашей школы.

Описание (блазон) герба нашей школы

В центре геральдического щита на желтом фоне черная окружность, внутри которой изображена сова, сидящая на открытой книге. Под книгой указан год открытия школы. Слева от совы в верхней левой части окружности расположены раскрытые ладони, образующие круг, справа от совы - спортивный кубок. В верхней трети щита краткое название нашей школы - МКОУ «Новоисетская СОШ».

Желтый цвет

Символизирует терпение, мудрость, накопление опыта и власть. Стимулирует умственную энергию. Жёлтый считается очень благоприятным цветом.

Сова

Сова на гербе — это символ мудрости, предвидения, рассудительности. В средневековой геральдике сова стала эмблемой некоторых научных учебных и просветительских учреждений и обществ, изображение стало появляться на гербах и печатях университетов, а позднее музеев и библиотек.

Книга

Просвещение, знания, образование.

Кубок

Символ побед и достижений, которыми славится наша школа.

Руки в круге

Символ дружбы, взаимопомощи, понимания и поддержки.

Приложения 1,2

    1. Создание флага

Описание флага

Флаг МКОУ «Новоисетская СОШ» является основным (наряду с гербом) опознавательно-правовым знаком. Флаг составлен на основании герба школы, воспроизводит его символику и, наряду с ним, служит официальным символом школы.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:1,5, прикреплённое к древку. Включает в себя два цвета: желтый, символизирующий дружелюбие, радость, творчество, общительность; зеленый, символизирующий развитие, процветание, взросление. В центре флага расположены сова – символ мудрости, предвидения, рассудительности, а также книга – символ просвещения, знаний, образования. Под книгой указан год открытия школы. В левом нижнем углу колосья, которые символизируют принадлежность к Каменскому району, который владеет природными богатствами и сельскохозяйственными угодьями, обеспечивающими благосостояние его жителей в прошлом, настоящем и будущем. Внизу расположено наименование образовательной организации. Приложения 1,2

    1. Создание гимна

Любая песня состоит из слов, которые поются на определенную мелодию, которая затем гармонизуется аккордами. Естественно, мелодия не может существовать без ритма. Любой из этих элементов может быть начальной точкой при создании песни.

В процессе работы мы поняли, что сочинить гимн - дело совсем непростое. Изучив требования к созданию гимна организации, мы знали, что простая переделка какой-либо существующей популярной песни под реалии школы – это противозаконно. Данный способ прост, но нежелателен, так как несанкционированное использование чужой мелодии чревато судебными разбирательствами. Из-за этого подобные переделанные для школы или какой-либо другой организации песни могут звучать лишь на внутришкольных мероприятиях, неофициально. Их нельзя выкладывать на сайт и в госпаблики [10].

Нарушать Российское законодательство об авторском праве и подвергать школу административной и какой-либо другой ответственности нам, конечно, не хотелось.

Как правило, написание песни начинают с текста. Этот способ хорош тем, что помогает изначально увидеть образ и характер будущей песни, так как стихи содержат уже некую идею и смысл, которые могут повлиять на выбор мелодии. Данным способом пользовались В.Высоцкий, Б.Окуджава и др.

Мы пошли другим путём. И обратились за помощью к певцу и композитору, автору собственных песен В.Ф.Власову – большому другу руководителя данной работы.

Мы предложили В.Ф.Власову стать автором музыки нашего гимна о школе. Зная его плотный график работы, мы попросили разрешения использовать мелодию одной из его песен. Валерий дал своё согласие на использование музыки с последующей записью готового продукта в профессиональной студии звукозаписи. Немаловажно и то, что он предложил сделать это в качестве подарка школе на безвозмездной основе.

В результате этого текст гимна создавался на уже готовую музыку. Автором слов стала руководитель музея Новоисетской школы Н.Е.Дронченко. В содержании отражены история и сегодняшний день нашего образовательного учреждения, а также пожелания и отношение к школе. А в припеве звучит её название, что, на наш взгляд, является необходимым, если речь идёт о конкретном образовательном учреждении. Приложение 3.

Таким образом, созданный нами гимн является неотъемлемой частью школьной символики, отражающей индивидуальность образовательного учреждения. Его создание направлено на гражданско-патриотическое воспитание учеников, воспитания уважения к традициям школы.

    1. Представление результатов школьному сообществу

Мы оформили стенд, на котором были представлены образцы разработки герба и флага. Каждый желающий мог ознакомиться со значением цветов и элементов. Всем предоставлялась возможность предложить свои идеи и доработки или написать на стикерах положительный отзыв и приклеить к стенду.

Своё мнение высказали 43 человека.

Герб понравился всем. Но было одно важное изменение, внесенное нами, – замена формы щита герба. Мы решили выбрать форму французского щита, так как герб Российской Федерации, Свердловской области и Каменского района имеют эту форму. Таким образом мы выстроили своего рода логическую цепочку.

6 опрошенных предложили свои поправки по флагу:

  1. 4 человека предложили диагональ сделать восходящей, а не нисходящей. Мы посчитали это разумным предложением. Линия будет символизировать движение вверх, стремление к развитию.

  2. 3 человека предложили убрать белый фон, на котором расположена сова. Действительно, так акцент переходит на основные цвета флага.

  3. Были предложения заменить желтый цвет, но мы посчитали нужным оставить первоначальный цвет, так как он хорошо сочетается с зеленым, своей яркостью и позитивом приковывает взгляд и, конечно, символизирует важные аспекты жизни школы.

Заключение

В результате проделанной работы на теоретическом этапе мы изучили правила и особенности создания символики. Кроме того, важным моментом был отбор и изучение нормативно-правовых документов по данному вопросу. Мы выяснили, что методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов есть только для страны и муниципальных образований. Для некоммерческих организаций, к коим относится школа, нет утверждённых на законодательном уровне рекомендаций для разработки, но они вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах организации.

Тем не менее, просмотрев огромное количество сайтов, мы нашли правила и требования к разработке герба, флага и гимна и старались им следовать в процессе реализации нашего проекта.

Немаловажным этапом работы был двухступенчатый опрос участников образовательного процесса. Сначала на этапе определения нужности школьной символики, а затем после того, как были разработаны опытные образцы, которые были представлены на всеобщее обсуждение, чтобы мы могли учесть пожелания и замечания педагогов и обучающихся.

Самым важным и сложным был, конечно, непосредственно процесс создания герба, флага и гимна. Помимо умения подойти к процессу творчески, уметь применить в работе компьютерные технологии, необходимо было соблюсти юридические правила и нормы при написании гимна, чтобы не нарушить авторское право.

Считаем, что мы успешно справились с работой. В нашей школе теперь будет свой герб, флаг и гимн.

Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, думаем, в ближайшее время будет подтверждена. А после утверждения положения о школьной символике наши герб, флаг и гимн станут основными атрибутами Новоисетской школы.

Мы испытываем чувство гордости, что наша школа теперь имеет знаки отличия, которые подчеркнут ее индивидуальность, увеличат сплоченность учащихся и всего коллектива.

Источники и литература

  1. Всеобщая декларация прав человека[Электронный ресурс].- Режим доступаhttps://www.coe.int/ru/web/compass/the-universal-declaration-of-human-rights-full-version-

  2. Геральдика как наука. Правила составления герба[Электронный ресурс].- Режим доступа https://multiurok.ru/blog/geraldika-kak-nauka-pravila-sostavleniia-gerba.html

  3. Как разработать дизайн флага: 6 шагов [Электронный ресурс].- Режим доступа https://ru.wikihow.com/разработать-дизайн-флага

  4. Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps://www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-rights-of-the-child

  5. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://kremlin.ru/acts/constitution/item#chapter2

  6. Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы I-VII) [Электронный ресурс].- Режим доступа http://sovet.geraldika.ru/article/16244

  7. Нужен ли школе гимн?[Электронный ресурс].- Режим доступаhttps://gimn-na-zakaz.ru/articles/nuzhen-li-shkole-gimn

  8. Официальное письмо Минобрнауки России 7/1266-О-пр от 28.03.2024

Образовательный портал «Единый урок»[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://vk.com/e_urok

  1. Символика[Электронный ресурс].- Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Символика

  2. Требования к разработке гимна[Электронный ресурс].- Режим доступаhttps://studopedia.ru/17_155768_trebovaniya-k-razrabotke-gimna.html

  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Редакция от 28.12.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общественных объединениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) [Электронный ресурс].- Режим доступаhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/

  5. Что такое герб [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Приложение 1

Эскизы герба и флага МКОУ «Новоисетская СОШ».

Первый вариант

Приложение 2

Герб и флаг МКОУ «Новоисетская СОШ».

Окончательный вариант

Приложение 3

Гимн МКОУ «Новоисетская СОШ»

Музыка Валерия Власова

Слова Наталии Дронченко.

  1. Родная школа, в нашем сердце ты,

Наш дом второй и пристань доброты.

В любое время: летом, осенью, зимой

Спешим на встречу мы с тобой.

  1. Традиций много в школе есть у нас:

Бригада «Ритм», спортсмены - высший класс,

Любовь к родному краю здесь живёт

«Движенье первых» за собой ведёт.

Припев:

Родная, любимая школа,

В мир знаний зовёт твой звонок.

Новоисетская школа,

Мы ценим твой каждый урок!

  1. Пусть будут яркими твои дела!

Полны надежд, свершений и тепла

И голоса детей звучат пусть круглый год!

Дорогой знаний мы идём вперёд.

Припев:

Родная, любимая школа,

В мир знаний зовёт твой звонок.

Новоисетская школа,

Мы ценим твой каждый урок!

Просмотров работы: 10