Введенский храм - святыня села Кобра Даровского района Кировской области

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Введенский храм - святыня села Кобра Даровского района Кировской области

Урванцев Т.С. 1
1МБОУ Гимназия №46 г.Кирова
Кошурникова Т.В. 1Мякишева Е.Ю. 1
1МБОУ Гимназия № 46 г.Кирова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Церковь всегда играла большую роль в жизни человека. Сам факт, что в период с 1760 по 1917 годы количество храмов на вятской земле выросло с 88 до 554, говорит о многом. Люди искали в церкви духовное удовлетворение, шли туда с покаянием. Революция 1917 года, а также процесс переселения части населения в города негативно повлияли на состояние церквей. На Вятке к 1941 году осталось лишь 6 действующих хамов. На протяжении десятилетий население было лишено возможности ходить в церковь, новые поколения воспитывались атеистами. В последние годы религия возвращается в жизнь россиян, восстанавливаются разрушенные храмы.

Наблюдая за возрождением храмов в Кировской области, невольно проявляешь интерес к вопросам: как строились церкви в России? какие люди служили в церкви? какую роль играли они в жизни простых людей? почему разрушались церкви в ХХ веке?

На северо-западе Кировской области есть небольшое старинное село Кобра Даровского района. Каждый приезжающий сюда прежде всего обращает внимание на церковь. Она находится на вершине холма, по сторонам которого стоят дома местных жителей, и поражает своей красотой и величием.

М ы приезжаем в Кобру каждый год: там похоронены мои прадедушка и прабабушка. Церковь всегда вызывает во мне восхищение, пробуждает трепетные чувства, как только задумываешься, сколько лет стоит она, возведённая на яичных желтках, подвергшаяся временным испытаниям! Дух истории живет в этом храме, в каждом его кирпичике! Мои наблюдения и возникшие вопросы обусловили выбор темы исследования.

Актуальность исследования: Наше общество вновь и вновь возвращается к историческому прошлому, где христианство играло важную роль в жизни человека и государства в целом. Все чаще уделяется внимание истории церкви, восстановлению храмов. Актуальность исследования определяется желанием нового поколения узнать прошлое нашей малой родины с помощью истории сельской православной церкви и необходимостью найти ответы на вопросы, которые сегодня являются актуальными и в молодежной среде:

  • что претерпела русская церковь за свою историю?

  • почему разрушались церкви в ХХ веке и как восстанавливаются сейчас православные храмы?

  • можно ли считать церковь символом духовного возрождения России?

  • какова роль личности в становлении и восстановлении храмов?

Цель: исследование истории Введенского храма села Кобра Даровского района и влияния его на жизнь прихожан.

Задачи:

1. Собрать, обобщить, систематизировать исторические, краеведческие материалы по истории Введенской церкви;

2. На основании справочного материала показать роль священнослужителей в становлении церкви;

3. На основании справочного материала показать, какую роль сыграло государство в разрушении церкви в 30-е годы ХХ века.

4. Показать роль личности в восстановлении храма на основании интервью с Юрием Рудольфовичем Касьяновым, инициатором, духовным вдохновителем возрождения Введенской церкви.

5. Сделать выводы о значении церкви в жизни общества.

Объект исследования: Введенская церковь на территории села Кобра Даровского района, Кировской области.

Предмет исследования: история Введенского храма

Гипотеза: история Введенской церкви– это история села, типичная история всех сельских храмов Вятской губернии.

Методы исследования:

-теоретические (анализ, систематизация, обобщение),

-практические (интервьюирование).

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по внеурочной деятельности учащихся, на уроках краеведения, при проведении классных часов на краеведческие темы.

Глава 1. История Введенского храма

    1. Становление церкви

История храма уходит корнями в далекое прошлое и тесно связана с историей села, начавшего свое летоисчисление в 1701 году с построения деревянной церкви.

В 1801 голу священник Евфимий Зубарев написал прошение в Вятскую духовную консисторию на возведение храма на холме, на месте бывший монашеской обители. Прошение было одобрено и получило благословение Преосвященного Алевросия (Яковлев) на возведение церкви в селе Верхнекобрском (ныне Кобра). Но средств на возведение даже деревянной церкви не нашли. В очередном прошении, датированном 8 июня 1807 года, священник Иаков просил строить не деревянную, а каменную церковь. Преосвященный Гедеон (Ильин) выдал храмозданную грамоту на строительство в с.Кобрском (ныне Кобра) каменной церкви во имя Покрове Пресвятой Богородицы с приделом в честь святого Дмитрия, митрополита Ростовского.

Но и грамота владыки Гедеона силы не поимела, строительство не сдвинулось с «мёртвой точки». Полноценная церковно-приходская жизнь рушилась, среди прихожан начались брожения и недовольства. Тогда Архиерейский дом направил на Кобрский приход опытного пастыря - священника Тимофея Зубарева. Он быстро оценил сложившуюся обстановку и сделал соответствующие выводы. Иерей тут же отправил в Духовную консисторию доношение, и 7 сентября 1809 года Преосвященный Гедеон выдал ещё одну храмозданную грамоту за №944 на новое наименование строящегося храма «в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, с левым приделом – во имя святителя Димитрия Ростовского, правого – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на удобнейшем и пристойнейшем месте на восток по плану и фасаду архитекторскому…»1. Так был заложен первый камень в основание нового Введенского храма в селе Кобра по чертежам губернского архитектора Ф.М. Рослякова, титулярного советника. Возведение церкви шло 14 лет. 14 октября 1821 года её освятил в торжественной обстановке в присутствии всего начальства Даровской волости Преосвященный Амвросий (Рождественский).

1.2. Архитектура церкви

Введенский храм был сориентирован относительно русла реки Кобры, главный фасад выходил на юг, на ярмарочную площадь. Губернское Строительное правление контролировало весь ход работ, о чём писались отчёты: «Камень для каждого слоя подобран одинаковой величины, кирпич отделен - красный от розового и алого, и железняка, на своды отобран один крепкий под молоток…»2. Возвели церковь по византийскому крестово-купольному благолепию, что даёт человеку представление о Горнем мире, соединяя жизнь с Богом. Архитектура отображает местные формы переходного периода от «московского барокко» к раннему провинциальному классицизму, впитав в себя самобытный красочный язык с общей композицией - «восьмерик на четверике». Инженер Ф.М. Росляков показал в своём творении собственное понимание прекрасного, предварительно сделав для этого наброски со всеми прилегающими улицами, оврагами, холмами, низинами, речками. Наружный декор стен с рядами арочных окон имеет вертикальное членение лопатками, преукрашенными сандриками, пилястрами, фризом. Внутренняя ордерная система несущих и несомых частей имеет красивые правильные линии, выделенные кирпичом. Стройная колокольня завершалась килевидной кровлей, парными люкарнами и восьмиконечным позолочённым крестом. Общие размеры церкви составили в плане: 44х27,5х32 м. По всему периметру церковной территории, на которой находились здания церковно-приходской школы и большой фруктовый сад, была возведена узорчатая чугунная ограда, забранная «в бабки».

    1. Перестройка храма

«Здание храма каменное, но духовое отопление пришло в упадок. В теплом храме две печи, что недостаточно для обогрева всех помещений, в храме всегда холодно…»3. Малая вместимость основного помещения и прежние недоработки с некоторыми неудобствами послужили перестроению Введенской церкви в 1863-1873 годах. «О её реконструкции со значительным расширением по чертежам епархиального архитектора А.Ф. Глазырина узнаём из письма в Строительное губернское ведомство епископа Агафангела (Соловьёва)»4. Зодчий А. Глазырин ещё ярче выразил все сакральные элементы и формы храма с соблюдением всех традиций и догматики Церкви. Большим радетелем за преукрашение обновлённого храма выступил житель из ближайшей деревни Стефан Бороздин, который пожертвовал все свои средства на полный звон, закупив 12 колоколов на знаменитой Семёновской ярмарке в городе Котельниче, сам же доставил их по реке Моломе в село Кобру.

«О второй перестройке Введенской церкви в 1901-1910 гг. написал епископ Алексий (Опоцкий) в прошении от 8 сентября 1901 г. за №2869 в Строительное отделение Вятского правления»5.

Известия Императорской Археологической комиссии за 1912 год сообщали: «В церковной ризнице Христовой Кобрского храма имеются священные реликвии: тяжелые железные вериги преподобного Игнатия (Кожина), первого игумена Закобрского монастыря; икона Спаса Нерукотворного, образ Владимирской Божией Матери и «Неопалимой Купины», святого Архангела Михаила, Вознесения Господня, икона «12 Апостолов», икона «Явление Божией Матери и святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу (Юрию)» северного извода неизвестного дьячка-изографа…» В позлощённых окладах находились престольные иконы Введения, Покрова, святителя Димитрия Ростовского, святых Флора и Лавра.

    1. Период смут и потрясений

Государственный переворот 1917 года изменил весь ход событий не только в России, но во всём мире. По своим негативным последствиям он не имеет аналогов в мировой истории. С началом «красного террора» храмы стали закрывать, духовенство подлежало полному уничтожению «как враги народа» и «контрреволюционные элементы». Из 554 церквей на территории Кировской области осталось действующими только шесть, а из 57000 храмов, расположенных по всей России, - только шесть тысяч. Гражданские власти в 1930-м году засыпали все помещения Введенской церкви зерном, овсом, картофелем. В 1933 году храм ночью ограбили, воры вынесли все ценности. В 1936 году церковь закрыли, а в январе 1937 года был распущен и церковный приход. «На основании «Акта технической комиссии» богослужения проводить запрещено. Церковные требы совершаются в домах верующих, отпевания - на кладбище…» - так было написано в отчёте благочинного по четвертому округу Котельничского уезда6. В 1949 году оставшееся церковное имущество с иконами и хоругвиями колхозники перевезли на четырёх грузовиках в колхозный склад, который через два года сгорел во время пожара. В 1950 году здание Введенского храма сельский совет передал в распоряжение местной МТС. Так со временем вместо благовонного ладана церковь пропахла соляркой, гарью от топлива; от сырости и удобрений с потолков отпали бесценные фрески... Храм не просто заболел, а начал тихо умирать.

Проанализировав публикации краеведов, литературные источники, интернет-источники, справочную литературу, архивные материалы, мы пришли к выводу, что история Введенской церкви села Кобра в ее становлении, роли в жизни человека, разрушении – это история нашей страны, история православия на русской земле, история каждого храма.

Глава 2. Возрождение храма

Время казнит и лечит - эта истина применима и к людям, и к храмам, и к целым государствам. У Введенской церкви села Кобра свой путь. Подлинные события Кобрского церковного прихода прошлых веков скрыты от нас завесой столетия, многое утрачено, но в последние годы началось восстановление Введенского храма.

В 1991 году в правом приделе Введенского храма начались богослужения, которые совершали священники Вениамин Ш. и Алексий С. В 2000 году над трапезной была положена новая кровля из современного профнастила, поменены прогнившие стропила, в окнах появились новые резные арочные рамы… Храм тихо заулыбался, заблестел новыми стёклами, засверкал новыми красками подкупольный четверик, а ещё через год был восстановлен по всему периметру фундамент… На месте явления святого образа Владимирской иконы Божией Матери в устье речки Крестовки облагорожен святой источник, поставлен Поклонный крест, появилась купель и навес для отдыха верующих; возрождён древний крестный ход из Кобры до Верхней Кармановщины, который возглавляет священник Николай Б. из Даровского. А мастер-художник Иван Н. из Кирова готовил чертежи для установки иконостаса. В 2015 году начался второй этап восстановления храма. Инициатором, духовным вдохновителем, меценатом стал Юрий Рудольфович К., предприниматель, детство которого прошло в селе Кобра. Что подвигло его на такой шаг? Прежде всего, истинная глубокая вера («Господь указал») и любовь к своей матери, Анне Евдокимовне, которая после смерти часто являлась ему в снах на фоне церкви и указывала на нее. На сегодняшний день в храме проведены определенные работы: восстановлен Правый (Покровский) Придел, в котором проходят службы во время Крестных ходов, проведено эстетическое оформление фасада церкви.

Толстые стены Введенского храма прошли все испытания, они вобрали в себя судьбы многих поколений прихожан. По своей сути, это история не только храма, не только села Кобра и Даровского района, но и судьба целого государства, так как с возведения храма начинается наша жизнь, с его разрушением поселение умирает.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская православная церковь, десятки лет подвергавшаяся уничтожению, в настоящее время восстанавливается. Большую роль в ее возрождении играет присутствие человеческого фактора (инициатива, спонсорская помощь, духовная потребность населения) и осознание обществом необходимости сохранить историческое прошлое малой родины, а значит – и всей России.

Заключение

В ходе исследования мы проследили историю Введенского храма, сравнили ее с историей других церквей Даровского района (Порельская, Вонданская) и пришли к выводу, что история Введенской церкви типична для церквей вятской земли. Книжные и интернет-источники помогли познакомиться со старинными грамотами, православным словарем. Мы узнали, что в Введенском храме вели службу в общем количестве более сорока священников, 12 икон и образов размещались в храме, в начале XX века на территории церкви был найден и передан государству большой клад в виде серебряных монет. И многое-многое другое. Интервью с Ю.Р. Касьяновым дало возможность увидеть настоящее церкви, которая живет сегодня службами, крестными ходами, надеждой на полное восстановление, которую помогают осуществить настоящие и бывшие жители села.

Не случайно мы называем наш край Православной Вяткой: именно в церкви основаны первые на Вятской земле школы, построены больничные палаты, собрана первая библиотека. Люди по-особенному относились к церкви, берегли и любили ее.

XX век стал трагическим периодом в истории церкви России. Были разрушены почти все храмы. Казалось, еще немного и забудут, что такое церковь. Но за последние 30 лет духовная жизнь восстанавливается. Люди потихоньку возвращаются в церковь.

Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что многие проблемы сегодняшнего дня можно решить, повернувшись лицом к церкви, её традициям. Духовность, как важная составляющая образа жизни русского человека, не исчезла. Она проявляется сейчас в разных вариантах: волонтерстве, помощи приютам для животных, просто в тихой молитве за всех нас.

Храм всегда был олицетворением соборности, общего дела, начиная с самой постройки. И если мы возродим прошлое, то внесем свой вклад в духовное развитие будущего России.

Поэтому и село Кобра должно жить! Сегодня Введенская церковь – это символ возрождения села. Так думают его жители и все, кто приезжает в село.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Закончить работу хочу стихами Дубровина В.П., жителя села Кобра Даровского района

Когда стою у этих стен,
Не только красотою восхищаюсь-
К истории как будто прикасаюсь
И доброты душевной набираюсь,
Когда стою у этих стен,
разумных ожидая перемен.
Хранят седые камни тайну,
В себя вобравши триста лет
И заблуждений, и побед,
И необдуманное нет
И храму, и его дизайну –
Хранят седые камни тайну.
Восстановить бы этот храм
На радость всем живущим, нам
Для тех, кто с верою на ты
И для всеобщей красоты,
Пусть купол блещет с высоты
Потомкам нашим да и нам –
Восстановить бы этот храм.

Список источников:

1. Книги

1.1. Толковый словарь русского языка редактор С.А. Кузнецов, 2004 год, стр.70, 140, 234, 285, 498, 524, 898

1.2. Энциклопедия земли Вятской том I, кн.2 Сёла. Деревни

1.3. Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В., Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 4. Киров, 2009, страница 356

2. Статьи

2.1. А. Авдеев «Введенская церковь». Газета «Слава труду», 28.02.20.

2.2 А. Андреев «Сколько лет Кобре?». Газета «Слава труду», 28.02.1991

2.3. И. Горянский. «Престольный праздник Кобрской Введенской Богородицкой церкви.», 14.10.91

3. Интернет – источники

3.1. Словарь православных слов и понятий «Правжизнь» https://pravzhizn.com

3.2. Родная Вятка. Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии

4. Архивы

4.1. Архивы Кобрской сельской библиотеки

4.2. Архивы жителиницы с. Кобра, Даровского района, Кировской области. Е.В. Шубиной

5. Интервьюирование

5.1. Интервью с Юрием Рудольфовичем Касьяновым, инициатором, духовным вдохновителем возрождения Храма

Приложение

Приложение 1

Приходы Введенской церкви

Год

Число прихожан

1719

270 человек мужского пола

1807 год (основание храма)

5276 человек (2068 мужчин, 3190 женщин)

1890

7060 человек в 123 поселениях

(3338 – мужчин, 3722 – женщин)

1912

7901 человек (3880 мужчин, 4021 женщин)

1913

9961 человек

1916

11230 человек в 81 поселении

2024

Население 609 человек в 29 населенных пунктах прихожан – 30 человек

Приложение 2

Роль церкви и земства в духовном развитии населения

с.Кобра, Даровского района.

Год

Событие

1840

Открытие школы грамоты в селе Кобрском (1-3 кл)

1844

Открытие земской школы на 139 детей

1869

Открытие училища для мальчиков

1870

Открытие церковно-приходской школы для девочек

1895

Открытие фельдшерского пункта на территории церкви

1904

Открытие сельской библиотеки на территории церкви.

Приложение 3

Священнослужители

Введенской церкви

 

Вклад в развитие церкви

Ефимий Зубарев

В 1801 г. написал прошение на строительство церкви

Иаков Спасский

В 1807 г. написал прошение на строительство каменной церкви

пастырь Тимофей Зубарев

В 1809 г. организовал прихожан на строительство церкви

епископ Агафангел

(Соловьев)

В 1863 г. направил запрос о перестройке храма

епископ Алексий

(Опоцкий)

В 1901 г. направил прошение о второй перестройке

Филипп Евдокимович Шубин

С 1856 по 1901 г. настоятель церкви. Внес большой вклад в развитие образования, открыл фельдшерский пункт

Вениамин Ш.

Алексей С.

В 1991 году начали совершать богослужения в церкви

Николай Б.

В 90-е годы – назначен священнослужителем в храм, в настоящее время проводит службы

Приложение 4

Святыни Введенского храма

Тяжелые железные вериги преподобного Игнатия, перового игумена Закобрского монастыря.

  • Образ Владимирской Божией Матери

  • Образ Неопалимой Купины

  • Образ святого Архангела Михаила

  • Вознесения Господня

  • Икона «12 апостолов»

  • Икона «Явление Божией Матери»

  • Икона святителя Николая Чудотворца

  • Икона Введения

  • Икона Покрова

  • Икона святителя Димитрия Ростовского

  • Икона святых Флора и Лавра

Приложение 5

Церковь начала 1900-х годов. Праздничные гуляния возле церкви.

Приложение 6

Церковь 1801 год.

Приложение 7

Своды церкви 2020 год.

Церковь 2020 год.

Приложение 8

Купол церкви 2020 год.

Приложение 9

 

Церковь 2020 год.

Приложение 10

Церковь 2020 г

Приложение 11

Строительные работы в церкви 2022 год.

Приложение 12

Церковь. Июль 2024 года

Приложение 13

Юрий Рудольфович К. и Урванцев Тимур

г. Киров, 20.09.2024 года.

1 Родная Вятка. Краеведческий портал. Храмозданные грамоты

2 Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В., Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 4. Киров, 2009, страница 356

3 Родная Вятка. Краеведческий портал. Храмозданные грамоты

4А.Авдеев Введенская церковь «Слава труду» 28.02.20

5 А.Авдеев Введенская церковь «Слава труду» 28.02.20

6 А.Авдеев Введенская церковь «Слава труду» 28.02.20

Просмотров работы: 38