Цель:
Проанализировать истоки зарождения традиций, их значение в прошлом, настоящем и будущем на примере народов, проживающих в Арктике.
Исследовать мнение современников о роли традиций. Подчеркнуть их важность для развития культуры и сохранения ценностей.
Заинтересовать сверстников изучением культуры разных народов.
Гипотеза:
Традиции – важная часть жизни людей, необходимо их поддерживать, т.к. они передают культуру, самобытность народов, в них заключен многовековой опыт, который важно сохранить.
Задачи и методы:
Изучить понятие «традиция».
Исследовать культуру и обычаи народов Арктики.
Провести опрос среди учащихся на тему «Что вам известно о традициях в современном мире?». На основе собранных данных сделать вывод об осведомленности сверстников в рассматриваемых вопросах, их отношении к традициям и заинтересованности в изучении культуры разных народов.
Подготовить брошюру, иллюстрирующую обычаи народов Арктики. Брошюра должна дать интересную и полезную информацию для ознакомления школьников с культурой и традициями этого региона, привлечь внимание к его исследованию, поспособствовать росту популярности.
Актуальность
Основная характеристика современного мира – это динамичность. За последние десятилетия произошли огромные изменения во всех сферах жизни – от технологических до социально-политических и экологических. Во все времена наш мир двигался по пути развития: происходили новые открытия; старинные обычаи и правила постепенно отходили на второй план. Но тем не менее, есть ценности и традиции, сохранившиеся по сей день.
Моя работа посвящена исследованию роли традиций для поколений людей. Что такое традиции? Почему они важны? Какие традиции пережили испытание временем и сохранились до наших дней, а какие нет? Очень интересным и показательным для исследования представляется регион Арктики, особенный с точки зрения условий проживания, культуры и ценностей. На примере этого края я изучила обычаи, принципы воспитания, примеры народного творчества и постаралась понять, какие причины мотивируют людей несмотря на все изменения современной жизни стремиться сохранить и передать свои традиции.
1. Определение понятия «традиция»
Чтобы ответить на поставленный вопрос, зачем нужно поддерживать традиции в современном мире, я постаралась разобраться, а что же обозначает понятие «традиция» - несет ли она в себе положительный заряд или отбрасывает нас назад в прошлое, мешая развиваться.
Словарь Даля дает такое определение: «Традиция - преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое» [10].
Мне кажется наиболее полно передает смысл понятия Социологический словарь: «ТРАДИЦИЯ — это: элементы социального и культурного наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в …течение длительного времени. Традиция охватывает …материальные и духовные ценности, а также способы, с помощью которых эти ценности передаются. Традиция – это обычай, установившийся порядок поведения в быту» [10].
Новейший философский словарь делит традиции на два вида, которые можно выразить эпитетами:
1 - благородная, благотворная, блестящая, блистательная, богатая, вековая, великая, великолепная, вечная;
2 - вредная, обветшалая, патриархальная, закостенелая [10].
Таким образом мы видим, что и сами традиции, и отношение к ним различны. И по-настоящему важны, и жизнеспособны те традиции, которые обеспечивают преемственность и позволяют сохранить связи между поколениями.
2. Что представляет из себя Арктика?
Арктика - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств (Россия, Канада, США, Норвегия, Дания). К Арктической зоне Российской Федерации относится около трети всей площади Арктики.
Климат Арктики очень необычен. Полярная ночь длится 174 дня с сентября по март. В это время солнечный свет и тепло не поступают в регион, происходит непрерывное охлаждение поверхности. Полярную ночь сменяет полярный день. Около 190 дней с марта по сентябрь солнце не заходит за горизонт.
Полюс холода Северного полушария находится в Якутии. Зимой температура может достигать минус 68,5°С.
Территория северной части нашей планеты простирается на тысячи километров: арктическая пустыня, приморские районы и тундра, перемещаясь к южным границам сменяются тайгой. Множество видов редчайших растений и животных можно найти только на территории Арктики.
Животные, обитающие в этом регионе, приспособились и отлично чувствуют себя в тундре или в ледяных водах, окружающих Северный полюс: белый медведь, арктический заяц-беляк, полярная крачка, полярный олень и даже полярная акула и многие другие. И, конечно, нельзя себе представить Арктику без северных оленей – главных друзей коренных народов.
Арктический край суров, но очень разнообразен, красив и богат удивительными редчайшими представителями растительного и животного мира [9; 11].
В российской части Арктики проживают около 2 500 000 человек.
Самый многочисленный из сибирских народов – якуты. Это 500 000 человек.
82 500 — представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Сорок коренных народов проживают на территории Российской Федерации. К наиболее крупным относятся: долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы (юпики) и юкагиры.
У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания [2; 12].
4. Традиции народов Арктики: их истоки и значение
В моем исследовании я использовала материалы выставки Этнографического музея «Арктика – земля обитаемая» [5].
Представленные сюжеты из жизни людей арктических территорий помогли понять условия, в которых происходило освоение земель, создание домашнего очага, ведение хозяйственной деятельности и одновременно зарождение культуры, ценностей и традиций.
Тысячи лет назад на земли, занесенные снегом, пришли люди. Зима длится почти целый год, температура доходит до минус 60 градусов, несколько месяцев в году все погружается в темноту полярной ночи, когда солнце не выходит из-за линии горизонта. Метели, сырой ветер, мороз. Чтобы выжить приходится прикладывать неимоверные усилия. С огромной радостью встречают долгожданную весну. Приходят белые ночи. Природа просыпается вместе с солнцем. Именно в этом краю, точно в сказке, «небо сходится с землей», день соединяется с ночью. И мало на земле найдется мест, где жизнь людей настолько взаимосвязана, объединена с природой, как здесь. В таких условиях зарождались традиции и обычаи народов Арктики.
4.1. Шаманизм.
Слово «шаман» – эвенкийского происхождения: «саман» – «колдун», «кудесник».
В традиционной культуре существовало представление о делении Вселенной на 3 мира: Нижний – мир мертвых, Средний – мир людей и Верхний – мир светлых духов и божеств. Шаман – это посредник между людьми и духами.
В долгую полярную ночь шаман давал силу, вселял надежду, лечил, наставлял. Главной его задачей была помощь людям, а если дар, доставшийся от предков, шаман употреблял во зло, духи могли покинуть его.
4.2. Очаг, семья
Особое место в укладе коренного населения Арктики занимает взаимосвязь дома и семьи. У арктических народов чум и яранга считались «настоящим домом», который связывал человека с миром, создавал личное пространство и гармонию в жизни. Центральное место в чуме и яранге занимал очаг. Издавна существовало понятие об огне как о доброжелательном существе.
Семьи, связанные общностью огня, назывались «имеющими один огонь», «люди одного огня». Такая связь семьи и семейного очага прослеживается не только в трепетном отношении к огню очага, но и в традиционных свадебных обрядах и праздниках.
4.3. Оленеводство
Оленеводство – одно из основных занятий местного населения. Олени – это и средство передвижения, и источник полезного питания, и теплой одежды. Кроме приносимой выгоды, оленеводство имеет для коренного населения и другую значимость. Жители просто не представляют, как бы им удалось выжить в сложных северных условиях без такого промысла. Даже само слово “олень” означает “дающий жизнь” в переводе с древнейшего местного языка. Оленчик, как ласково называют красивых животных оленеводы-эвенки, любимый герой и образ в народном творчестве.
4.4. Традиционный костюм
Арктические народы использовали для пошива одежды шкуры промысловых животных.
Главная цель - защита от влаги, ветра, мороза.
При этом большое внимание уделялось украшению одежды. Ведь как радуют глаз радужные ремешки, образы солнца, северного сияния, меховая опушка.
В настоящее время национальная одежда или её элементы (обувь, головные уборы) сохраняются у коренного населения занятого в традиционных отраслях хозяйства – оленеводстве и охоте.
4.5. Декоративно-прикладное искусство
Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, бересты еще в прошлые века привлекали внимание путешественников, исследователей, ученых. Эти работы восхищают и нас, современных людей. Декоративно-прикладное искусство неотделимо связано с природой края. В изделиях часто используются образы солнца, северного сияния, многоцветные бутоны и побеги с листьями, как напоминания о непродолжительном, но очень ярком летнем периоде.
Такие украшения радовали глаз и помогали пережить долгие полярные ночи [3].
4.6. Праздники
Джек Лондон написал: «Мороз и вялость несовместимы».
На Крайнем Севере особое отношение к праздникам. Это необходимая и важнейшая часть жизни, сформировавшая за многие годы в условиях тесного взаимодействия человека и природы.
День оленевода, День полярного медведя, День карельской и вепсской письменности, Хэйро – праздник окончания зимы у долган и многие другие.
Самый радостный праздник отмечается на Крайнем Севере с приходом весны. Закончился зимний охотничий сезон, оленей перегоняют на летние пастбища.
В Якутии таким праздником является - Ысыах. Это праздник народа саха, помогающий сохранять этническую специфику – национальную одежду, пищу, музыку, фольклор. Праздник символизирует возрождение человека, каждому даруется возможность изменить свою судьбу, стереть плохое, завоевать счастливое будущее и благополучие. Главное священное действие – встреча солнца, лучи которого обладают целебной силой очищения всего живого [4].
5. Какие трудности, проблемы связаны с сохранением традиций? Перспективы, тенденции
Традиционная культура малочисленных народов Севера сегодня на грани исчезновения. Это неизбежное следствие распространения европейских форм массовой культуры. Урбанизация (повышение роли городов, городской культуры и «городских отношений») изменила традиционный образ жизни и нарушила обособленность малочисленных народов. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов.
Несмотря на эти трудности, коренные народы Арктики стремятся сохранить свою идентичность.
Они объединяются в ассоциации, участвуют в конференциях.
Созданы организации, в т.ч. международные, представляющие интересы малочисленных народов Арктики:
· Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
· Арктический совет;
· Общественный проект «Чистая Арктика» и др.
Носители традиций – в основном, люди пожилого возраста. Важнейшей задачей поэтому является приобщение детей и молодежи к национальной культуре, к наследию предков.
Организуются мероприятия, направленные на сохранение родного языка, фольклора, духовных традиций, в т.ч.:
· организуются этнографические экспедиции;
· проводятся выставки работ мастеров, конкурсы;
· поддерживается деятельность Домов народного творчества, самодеятельных коллективов, предприятий народных художественных промыслов;
· регулярно организуются национальные праздники [6; 7; 9; 12].
6. Опрос среди учащихся на тему «Что вам известно о традициях в современном мире?»
6.1 Цель и организация анкетирования
Задача моей работы – вызвать интерес у сверстников к изучению культуры разных народов, а также определить причины, по которым следует сохранять и поддерживать традиции в современном мире.
Для решения этой задачи я провела анкетирование среди учеников 5-х классов и задала вопросы, связанные с знанием, пониманием традиций и отношением к ним. Приняли участие 88 человек.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под словом «ТРАДИЦИЯ»?
2. Стоит ли знать и следовать традициям своего народа?
3. Хотели бы Вы познакомиться с культурой и традициями других народов?
4. Сколько представителей коренных народов населяет Арктику в России?
5. Перечислите известные Вам коренные народы Арктики
6. Знаете ли вы о традициях народов населяющих Арктику?
7. Что даст Вам изучение традиций и обычаев других народов, в т.ч. народов Арктики?
Ответы на эти вопросы в целом дали информацию о том, какое значение традиции имеют для молодых людей, что они знают о традициях разных народов, в частности, населяющих Арктику.
При ответах на вопросы можно было выбрать один из предложенных вариантов, а также привести примеры и дать пояснения.
6.2 Результаты анкетирования по 1-му вопросу
|
1. Что Вы понимаете под словом «ТРАДИЦИЯ»? |
||
|
Варианты ответов |
Количество ответов, % |
Примечания |
|
А- Важный опыт, передающийся от поколения к поколению |
60% |
|
|
Б- Обычаи, применявшиеся в прошлом, но уже не имеющие значения в наши дни |
18% |
|
|
В- Праздники |
3% |
|
|
Г- Иное. Укажите свой ответ |
3% |
Обычаи из прошлого, видоизмененные, адаптированные в современных условиях. |
|
Затруднились ответить |
16% |
|
Меньше четверти опрошенных считает, что традициями являются обычаи применявшиеся в прошлом, но уже не имеющие значения в наши дни.
При этом мнение половины опрошенных совпадает с общепринятым понятием: Традиции – это важный опыт, передающийся от поколения к поколению.
Остальные считают, что традиции – это различные праздники и обычаи, как семейные, так и общественные, например, традиционное празднование дня города.
Таким образом мнение 66 % опрошенных говорит о том, что традиции у нас есть и являются важной частью нашей жизни.
6.3 Результаты анкетирования по 2-му вопросу
|
2. Стоит ли знать и следовать традициям своего народа? |
||
|
Варианты ответов |
Количество ответов, % |
Примечания |
|
А- Да. Укажите, почему |
78 |
Причины: ü Опыт предков, который важно сохранить ü История народа ü Знания народа ü Помнить традиции и своего народа, и семьи ü Дань уважения предкам ü Память о родных и близких ü Дань уважения к городу и стране. ü Традиции объединяют народ ü Традиции помогают понять человека ü Каждая традиция связана с историческим событием или личностью ü Традиции интересны, украшают и разнообразят нашу жизнь ü Народ, чтящий свои традиции, вызывает уважение |
|
Б- Нет. Укажите, почему |
12 |
Причины: ü Нужно создавать новое ü Нужно жить настоящим, а не прошлым ü Современным людям это не интересно ü Традиции устарели |
|
Затруднились ответить |
10 |
|
Подавляющее большинство ребят, 78%, считают, что нужно знать и следовать традициям своего народа.
Традиции позволяют нам не только сохранять и использовать знания и опыт наших предков, на также изучать историю, проявлять уважение к своему родному городу, стране. Помимо того, традиционные мероприятия, праздники украшают и разнообразят нашу жизнь.
6.4 Результаты анкетирования по 3-му и 7-му вопросам
|
3. Хотели бы Вы познакомиться с культурой и традициями других народов? |
||
|
Варианты ответов |
Количество ответов, % |
Примечания |
|
А- Да. Укажите, каких |
46% |
ü Китайцы 4 ü Испанцы 4 ü Японцы 3 ü Белорусы 3 ü Буряты 2 ü Башкиры 2 ü Евреи 2 ü Турки 2 ü Мусульмане, Абхазцы, Грузины, Румыны, Американцы, Чукчи , Украинцы, Англичане , Итальянцы, Якуты , Калмыки, Карелы, Индейцы, Корейцы, Индусы , Греки, Немцы, Азербайджанцы , Алтайцы, Адыгейцы |
|
Б- Нет |
54% |
|
|
7. Что даст Вам изучение традиций и обычаев других народов, в т.ч. народов Арктики? |
||
|
Варианты ответов |
Количество ответов, % |
Примечания |
|
Принесет пользу |
49% |
ü Позволит получить новые знания, опыт ü Позволит изучить культуру ü Расширит кругозор ü Это интересно ü Может быть увлечением ü Позволит лучше понимать другие народы и их культуру ü Позволит улучшить взаимоотношения между людьми |
|
Ничего не даст |
26% |
|
|
Затруднились ответить |
25% |
|
Мнения при ответе на 3-й вопрос разделились примерно пополам. Ответы на 7-й вопрос помогают понять причины, по которым люди или хотели бы, или не хотели бы знакомиться с культурой и традициями других народов.
Половина опрошенных ответили отрицательно. Называют следующие причины, по которым они не хотели бы изучать культуру других народов:
- считают, что это не принесет им пользу;
- предпочитают использовать время на изучение других вещей;
- считают, что нужно изучать культуру своего народа.
Вторая половина опрошенных высказала заинтересованность в знакомстве с культурой других народов.
Изучение традиций и обычаев других народов для них важно, т.к.:
- дает новые знания;
- расширяет кругозор;
- может служить источником новых увлечений и интересов, что может пригодиться при выборе занятий в дальнейшей жизни.
Наибольший интерес вызывают у ребят китайцы, испанцы, японцы и белорусы. В целом же диапазон интересов очень широкий, охвачены, как народы нашей страны, так и всего мира.
6.4 Результаты анкетирования по 4-му, 5-му, 6-му вопросам
|
Вопрос |
Количество ответов, % |
Примечания |
|
4. Сколько представителей коренных народов населяет Арктику в России? |
||
|
А- 2 500 000 чел. |
14% |
|
|
Б – 82 500 чел. |
46% |
Правильный ответ |
|
В- 500 000 чел. |
13% |
|
|
Г – 5 000 000 чел. |
19% |
|
|
5. Перечислите известные Вам коренные народы Арктики |
||
|
Смогли перечислить |
19% |
Якуты - 4 Чукчи - 9 |
|
Не смогли перечислить |
81% |
|
|
6. Знаете ли вы о традициях народов, населяющих Арктику? |
||
|
А- Да. Укажите, о каких |
0% |
|
|
Б- Нет |
100% |
|
Эти вопросы направлены на получение информации об осведомленности школьников об Арктике и народах, ее населяющих.
Почти половина ребят правильно назвали количество представителей коренных народов, населяющих российскую часть Арктики – 82 500 чел.
При этом очень немногие смоги перечислить известные им народы – назвали только 2 народа из 40 существующих.
И никто из ребят не известно не смог ничего сказать о традициях народов, населяющих Арктику.
Уникальная природа Арктики, неразрывная связь человека с окружающим миром, многовековой опыт предыдущих поколений сформировали характер людей, легли в основу их культуры и ценностей.
Пример народов Крайнего Севера показал нам, что традиции имели ключевую роль в жизни людей на протяжении многих лет и являлись незаменимым механизмом развития культуры. И сейчас, когда есть большие трудности, связанные с сохранением наследия, во всем мире уделяют этим вопросам большое внимание.
Важность сохранения традиций подтвердили также и результаты опроса школьников. Ребятам очень мало известно о культуре и традициях других народов. Но в то же время почти все понимают их значимость и необходимость поддержания. Среди причин, по которым следует это делать, называют объединение, сближение семьи и укрепление хороших отношений, сохранение памяти о близких людях.
Исследование, проведенное мной, и результаты опроса школьников подтвердили предположение, поставленное в гипотезе работы: Традиции – важная часть жизни людей, необходимо их поддерживать, т.к. они передают культуру, самобытность народов, в них заключен многовековой опыт, который важно сохранить.
На примере Арктики я изучила роль и значение традиций.
Брошюра, разработанная мной в ходе исследования, направлена на развитие интереса школьников к изучению культуры Арктики и поспособствует росту популярности этого региона (см. Приложение 1). При оформлении использованы иллюстрации [3; 4; 5; 6; 7; 8].
Традиции обеспечивают нашу связь с культурой и историей. Являясь связующей нитью с прошлым, традиции позволяют не потерять все ценное и лучшее, что хотели передать нам предыдущие поколения, для развития и улучшения нашего мира в будущем.
В заключение я хочу привести слова из анкет, заполненных учениками:
«Мы передаем традиции, и тем самым продолжаем свой род»;
«Традиции – это знания, опыт и наша история!»