Игры на беседах-забытая традиция Вологодской области

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игры на беседах-забытая традиция Вологодской области

Чертковский А.А. 1
1МАОУ "СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов", 7 А класс
Артамонова Т.Л. 1
1МАОУ "СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы

В этом году в нашей школе был организован «квартирник». Мы собрались с детьми и учителями, дети играли на гитарах, мы вместе со взрослыми пели песни. Очень здорово, душевно и с пользой провели время. Когда я дома рассказал об этом, наша старенькая бабушка посмеялась над словом «квартирник» и рассказала, что раньше в деревне парни и девушки ходили на «беседы». Мне стало интересно, что такое «беседы» и чем там раньше занималась молодежь. Проведя анкетирование в классе, я выяснил, что дети не знают о «беседах» ничего: 97 % одноклассников об этом даже не слышали. (Приложение 1. Фото 1. Рис. 1.)

Информационная карта проекта.

Проблема: если «беседы» были столь популярны в прошлом веке, то почему нельзя возродить их традицию и сейчас?

Цель исследовательского проекта - собрать как можно больше сведений о традиции проведения бесед в Вологодской области, их особенностях, узнать игры и забавы, в которые играли на беседах.

Предполагаемый продукт проекта: изготовить сборник игр, проводимых на беседах в начале и середине 20го века.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: ученик 6 а класса Чертковский Арсений, учитель русского языка и литературы Артамонова Татьяна Леонидовна, родители.

Сроки реализации: декабрь-февраль

Задачи:

- познакомиться с историей проведения «бесед» в Вологодской области;

- выявить особенности проведения «бесед» в Вологодской области;

- познакомиться с разными видами «бесед»;

- узнать игры, в которые играли дети на «беседах», изготовить сборник таких игр.

Предмет исследования: беседы, проводимые детьми и молодежью на Руси в начале 20 века.

Гипотеза: мы сможем найти игры и забавы, в которые играли дети на беседах. Эти игры будут интересны детям и в наше время.

Методы исследования: изучение литературных источников; поиск архивных документов; посещение музейной экспозиции Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района. Интервью с директором Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района Кулёвой Ириной Анатольевной, автором книги «На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области». Опрос старожилов деревни Ботово Череповецкого района.

Глава 1.Традиции проведения «бесед» в Вологодской области.

1.1.Происхождение слова «беседа».

Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. С начала поздней осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки.

Обратившись к словарю Владимира Ивановича Даля, мы узнали, что он описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». [1- C.69]

Такая форма общения молодёжи была распространена практически по всей России и в разной местности назывались по-разному. Появилось огромное количество названий, связанных с глаголом сидеть: писидки, посиды, посиделки, поседки, посидёнки, посидухи, сединки, седелки, заседки. Названия вечорка, вечерка, вечоры, вечерницы, вечеринки, вечереньки, вечерины дают временную характеристику: молодые люди днём находились дома и только вечером собирались вместе. Слова беседки, беседы, бесёда в народной культуре отражает характер времяпрепровождения молодёжи. А от глагола "прясть", обозначающего деятельность (на беседах девочки чаще всего пряли), произошло название супрядки. В некоторых местах посиделки называют кельями (по названию помещения, в котором собиралась молодёжь).

1.2. Виды бесед.

Из книги Екатерины Константиновны Филатенковой [5-C 14], которая очень много пишет о культуре детства, мы узнали, что «беседы» были разные.

«Маленькие («младшие») беседы». Отдельно в деревне собирались на «маленькие» («младшие») беседы. Это были посиделки для детей 7-14 лет. Непосредственному участию детей в беседах предшествовал период, когда их пускали только посмотреть: «Еще в школу не ходячт, а онЕ уже ползают по беседам, смотрят…». «Припущенки», -так называли детей, которые ходили смотреть на беседу, часто они приходили, держась за подол матери.

Моя бабушка Мариничева В.В.* вспоминала: «Маленьких детей пускали на начало беседы. Они сидели не на лавках вместе со всеми, а обычно на печи, незаметно, никому не мешая. Но беседа длилась часто до позднего вечера, и маленькие дети уходили. Как правило «маленькие» беседы устраивались в дневное время. Проведение «маленьких» бесед было по очереди, согласно которой, каждая из девочек принимала беседу у себя дома. Нередко на беседу просились к овдовевшей хозяйке, имеющей детей малого возраста. На «маленькие» беседы собирались ребята из своей деревни. «Веселых» бесед с участием детей из другой деревни не устраивали».

«Зима то длинная, вот у одних посидишь, переходишь к другим, там посидишь. Не все время в одной избе…Мы собирались - пацаны из одной деревни»*. Младшие беседы, по другому, называли «баловные». Девочки приходили на такую беседу с работой. Вязали или вышивали. Могли при этом петь, но когда мальчики приходили, замолкали. Мальчишки иногда придут, побалуют, поругаются с девочками и обратно уйдут… ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

*Л.А. Чертковского А.А. Вологодская обл.Череповецкий район. Исп.: Мариничева В. В..1941г.р. род. д.Мыс Усть-Кубенского р-на, прож. д. Ботово. Череповецкого р-на. Запис.: Чертковский А.А. 22.11.2024г.

* Л.А. Филатенковой Е.К. Вологодская обл.Г.Череповец. Исп.:Копыльцов Г. Н., 1930г.р., в д. Шабанова Гора Воскресенского с/с Череповецкого района.Зап.: Филатенкова Е.К.27.04.2023г.

На беседу брали прялку и веретено. Если девочка работу не выполнит, то родители могли ее больше не пустить на беседу. « Мало напрядешь, мамка скажет: пробаловала, завтра не пойдешь на беседу»

Во избежание наказания за невыполненную работу, девочки могли пойти на хитрость: накрутить на веретено или клубок бумагу, а сверху намотать нитку.

Ребята приходили к девочкам с угощением. После прихода на «маленькую беседу» мальчиков, девочки убирали прялки и начинались совместные забавы: игры, хороводы. Игры на беседах были

отдыхом для детей. И это была традиционная форма общения между мальчиками и девочками, где они проявляли симпатию и антипатию друг к другу, учились выстраивать дружеские отношения. У девочек во время бесед формировались трудовые навыки. На детской беседе ребята стремились подражать взрослым и даже садились парочками. Для проведения игр на «маленькой « беседе выбирался «заводила». В длинные, зимние вечера дети так проводили время. Песни и пляски на детских беседах были и сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Были ребята, которые играли на балалайке и даже на гармошке.

«Средние беседы». На них собирались подростки от 14 до 19 лет. У взрослых ребят на беседах в основном были песни, да пляски. Там, посредством игр и забав уже формировались пары. Часто в ходе игры нужно было целоваться [4-c.26].

«Большие (старшие)» беседы. Там собиралась молодежь от двадцати лет. И целью таких бесед был выбор невесты или жениха.  Такие встречи проводили, обычно, вечерами, а участвовали в них парни и девушки, готовые к сватовству. «Хотя на большие праздники славянские вечёрки могли собрать и людей разного возраста: не только молодёжь, а и зрелых мужиков да женок». [5-с.18]

Бабушка рассказывала, что если в деревне девушка долго не могла выйти замуж, ее вели на беседу специально, чтобы познакомить с женихом.

Главное назначение традиционной вечёрки именно познакомить молодежь, показать себя с лучшей стороны и в играх, и в работе. На таких встречах парни и девушки искали себе пару.

Молодежные беседы могли делиться на «игримые» и «рабочие». На таких молодёжных посиделках парни видели девушек не только в гулянии, но и за работой. Оценивали, какая девушка станет хорошей хозяйкой дома.

Осенью и зимой девушки часто собирались на «прядимые» посиделки, их же иначе зовут супрядками. Провести на супрядках девушка могла весь день, с утра до вечера. Часто днём молодые девушки и девочки пряли совместно со старшими женщинами: слушали их рассказы о жизни, перенимали мастерство. А уж вечером в избе оставалась только молодёжь и к девушкам в гости заглядывали парни.

Ещё один вид «рабочих» посиделок — «капустные беседы». Осенью, когда собран урожай капусты, девушки и женщины собирались в одной избе. Наряжались в лучшие одежды, чтобы показать свою красоту. Днём рубили и квасили капусту. К вечеру готовили капустные пироги, и девушки приглашали на беседу парней. (Приложение 2, фото 2, рис.2, 3,4.)

1.3.Особенности проведения беседы в Вологодской области.

В фольклорных традициях Вологодской области проведение вечерних собраний-бесед было регулярным. Определялось сроками окончания обработки льна и полевых работ. Приурочивались часто беседы к какому то престольному празднику (например, к Дмитриеву дню). «Сделают куделюшку, проходим на беседушку»[2-c.23]. Летом бесед не было, все работали.

Градация бесед зависела от количества жителей деревни. Чем больше деревня, тем больше «бесед». На беседах девочки всегда занимались рукоделием. Во время Великой Отечественной войны проводили, но они не разделялись по возрасту участников. Ребят постарше забирали в армию, а дети подросткового возраста (13-14 лет) становились участниками бесед. Основные развлечения на беседе: песни, хороводы, забавы. Основной формой развлечения детей и подростков на беседе были розыгрыши и шутки. Например, бабушка Вера Васильевна рассказывала, когда и маленький хотел попасть на взрослую беседу, ему устраивали испытание, надо было выпить ковш холодной воды. Если выпивал, то мог остаться на «средней», «старшей» беседе.

У крестьян весной, летом и осенью кроме воскресных и праздничных дней совершенно нет свободного времени. Зимой же свободными остаются долгие зимние вечера, так как кустарные промыслы были развиты мало. Парни и молодые девушки проводят зимние вечера вместе, собираясь в один дом «на беседу». Женатые мужчины вечером собираются к тому, у кого изба просторнее, да хозяйка поприветливей, одни замужние женщины осуждены на одиночество, впрочем, иногда и они, уложивши спать ребятишек, собираются вместе, отдельно от молодежи и от стариков. «Стариками» называются все женатые мужчины, хотя многим из них нет и двадцати лет. В собрании «стариков» время проводится в разговорах, для развлечения курят табак. Иногда грамотный читает в собрании книжку, но чаще слушают рассказы про то, что было при отцах и дедах, находившихся в крепостной зависимости. Рассказы из жизни «за господами» интересуют крестьян. Много из них и таких, которые на себе испытали крепостное право, не все умеют рассказать, да и нет нужды в этом. Иной придет в избу, перекрестится на передний угол, скажет: «Здорово живите» и сядет, и больше никто ничего от него не услышит во весь вечер. Зато есть мастера доводить до смеха добродушных слушателей. Таки забавы были очень популярны на беседах.[2-c 110]

1.4. Возрождение традиций: «беседы» и «вечорки»

И.А. Кулева, директор центра традиционной культуры с.Воскресенское Череповецкого района рассказала, что сейчас в центрах культуры возрождаются традиции «бесед». Особенно беседы полюбились школьникам 4-6 классов. Дети собираются обычно раз в неделю, или перед праздниками (перед Масленицей, перед Святками, перед Рождеством). На беседах играют в народные забытые игры, водят хороводы, поют народные песни и, конечно, пьют чай у самовара. На такие «беседы» однажды детям было предложено принести рукоделие. Девочки принесли вязание на спицах и крючком. Очень сложно было сочетать два вида деятельности: например игру и рукоделие. Современные дети этого не умеют.

К сожалению, в современное время, «беседы» у молодежи забыты. И проводятся они только в специальных учреждениях культуры или в кружках народного творчества. ( Приложение 3. Фото 3, 4.)

Глава 2. Игры и забавы на беседах.

2.1.Игры на «младших беседах».

Об играх, проводимых на «беседах», мы узнали из книги Е. К. Филатенковой, а так же самостоятельно собрали материал у старожилов деревни Ботово. О некоторых рассказала моя бабушка Мариничева Вера Васильевна.

Игры на беседах позволяли девочкам отвлечься и отдохнуть от монотонной работы и являлись формой общения между детьми. В традициях Вологодской области на «младших» беседах был установлен определенный порядок проведения игр. Сначала все рассаживались по лавкам и играли в «Суседа», потом загадывали «Номера», далее шли подвижные игры, такие как « Отвертыш», «Ремень», «Колечко», игры сменялись плясками и хороводами…

Бабушка рассказала, что в их деревне очень любили игру «Жмурки» и «Бирюльки». А старожил деревни Ботово Череповецкого района Громова Н.А.* поведала об игре « Малечина-калечина».

________________________________________________________________________________

* Л.А. Чертковского А.А. Вологодская обл.Череповецкий район. Исп.: Громова Н. А..1938г.р. род. д. Ботово. Череповецкого р-на. Запис.: Чертковский А.А. 25.11.2024г.

Игра « В суседа»

Посиделочная игра с выбором партнера. Играющие рассаживались в круг, в любом порядке. Выбирали водящего, который спрашивал у кого-то из участников: «Сусед люб?» Если сидящий отвечал: «Люб!», водящий переходил к другому, а если говорил, что «не люб», сидящий справа менялся местами с тем, кто «люб». Если парень хотел поменять свою соседку, он говорил «Буду менять!» И называл имя той, которая должна была сесть рядом.

Бабушка рассказывала: «У нас в деревне для такой игры выбирался «староста» и он обменивал девушек, которые были парню не любы, на ту, которая парню полюбится» (д. Мыс Усть-Кубенского района)*

Игра «Номера»

Играющие дети разбивались на пары (мальчик с девочкой) и рассаживались по лавкам. Водящий ходил по кругу и шепотом называл каждой девочке номер. Парень, который был в паре с девочкой, ее номер не знал. Далее водящий подходил к игроку без пары и хлестал его ремнем, пока том не выкрикнет номер. Девочка, чей номер был назван, бежала и садилась рядом с ним. Оставшийся без пары выкрикивал следующий номер, чтобы водящий не успел хлестнуть его ремнем.

У бабушки в деревне Мыс Усть-Кубенского района Вологодской области играли немного по - другому: ремнем не хлестали, а подходили с чайничком и поливали водой. Бабушка рассказывала: «Номера выкрикивали очень быстро, чтобы не быть политым холодной водой, девки бегали очень быстро, то к одному, то к другому парню».

Игра «Отвертышком».

Парень и девушка садились на лавку спиной друг к другу. Водящий ударял по скамье ладонью, после чего парень и девушка должны были повернуться. ___________________________________________________________________

*Л.А. Чертковского А.А. Вологодская обл.Череповецкий район. Исп.: Мариничева В.В..1941г.р. род. д.Мыс Усть-Кубенского р-на, прож. д. Ботово. Череповецкого р-на. Запис.: Чертковский А.А. 22.11.2024г.

Если пара повернулась в одну сторону-целуются, в разные стороны-расходятся. И выходит играть следующая пара. Но, на «младших» беседах обычно не целовались. Просто детям, развернувшимся в одну сторону, могли дать задание: спеть частушку, сплясать. У бабушки в деревне в эту игру охотно играли и на «младшей и на средней беседе». Но не целовались. Обычно давалось задание «Петухом спой!»

В селе Воскресенское Череповецкого района любили играть на беседе в «Ремень». Парень наступает на ремень, а девчата его тащат по очереди. И вот которая девчонка парню нравиться, он той и отпустит ремень. А которая не

нравиться, ни за что не отпустит, будет держать ремень. Так и уходит девушка на свое место.

Из подвижных игр на беседе играли «В перстень» (вариант игры в «Колечко») и в «Покойника».

Игра в «Покойника».

Выбирали водящего-«покойника». «Покойник» ложился на лавку, а все остальные вставали вокруг него и кричали «Покойник, покойник. Умер вторник, в глаза не глядит, а как хлопнешь, за нами прибежит!» «Покойник вскакивал с лавки, и кого первого догонял, тот становился «покойником».

«Бирюльки»

Это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие - вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние бирюльки. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок. Есть еще аналогичная игра в палочки-бирюльки, в нее играть гораздо сложнее, так как крупные фигурки заменены там тонкими деревянными палочками, так что она подходит для взрослых и детей постарше. При отсутствии в вашем доме настоящих бирюлек, вы можете с успехом заменить их обыкновенными спичками.

«Малечина-калечина» (исп. Громова Нелли Александровна, д.Ботово Череповецкого района)*

«Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина, 
сколько часов до вечера? 
Раз, два, три ...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал. (Приложение 4. Рис. 5-9).

2.2. Забавы на «младших» беседах».

В интернет-источнике мне попалась удивительная информация о русском князе Вячеславе Николаевиче Тенищеве [7-С.244]. Его «Этнографическое бюро» было создано в 1897 г. для массового сбора информации о русском крестьянстве. Деятельность «Этнографического бюро» была хорошо организована. Впервые в истории России сотрудники-корреспонденты, собиравшие материалы о традициях и времяпровождении крестьян, получали плату за свою работу. На этот проект князем В.Н. Тенишевым было потрачено более 200 тыс. рублей. Именно Тенищевым были описаны юмористические забавы на беседах. Они часто устраивались между детьми на «младшей» беседе. Иногда к маленьким приходили взрослые парни, чтобы разыграть младших. [8] ________________________________________________________________________________

* Л.А. Чертковского А.А. Вологодская обл.Череповецкий район. Исп.: Громова Н. А..1938г.р. род. д. Ботово. Череповецкого р-на. Запис.: Чертковский А.А. 25.11.2024г.

Мальчик говорит товарищу: «А тебе не залезть под стол!», «А залезу!», Вот гляди!» И с этими словами лезет под стол. У него спрашивают: «Батько есть?»- «Есть!», «А матка есть?»- «Есть!», « Ум есть?»- «есть!», - «А кабы был , не полез бы под стол!»

Власов Адриан Никитич-уроженец Череповецкого района и корреспондент «Этнографического бюро» записал: «Собрались ребятишки в избе своего товарища. Один кричит: «Ребята, давайте я целую избу волков напущу!» Товарищи не верят: «Не напустишь, не напустишь!» - «Вставайте на лавку!» -командует фокусник. Все забираются на лавку и ждут. Проказник идет в сени и возвращается со словами: «Напустил бы я волков, да на лавке много дураков» (с.Покровское Череповецкий уезд) [7. С 223]. Такие же забавы применяли старики, приходя на детскую беседу.

Бабушка рассказывала, что в их деревне у детей была популярна забава «Иди, поросеночка покажем!» И тех, кто совался в избу, обливали водой! Часто эту забаву применяли на «средней» беседе, когда туда «совались» малыши.

Жительница деревни Ботово Громова Н. А.* рассказала о другой забаве на «младшей беседе». Эта игра-забава дошла и до наших дней. Вот только задания проигравшему сейчас более мягкие.

Забава-игра «в молчанку». «Раз, два, три!», - хохот стихал, парни и девушки умолкли – все играют «в молчанку». А кто не сдержится, кто не выдержит испытания молчанием, будет подвержен заранее условленной «каре», например, поцеловать какую-нибудь старуху, дать облить себя с ног до головы ледяной водой, съесть пригоршню угля или сходить на гумно и принести оттуда сноп соломы. Последнее наказание считалось самым жутким, так как ночью опасались ходить на гумно, страшась попасть в лапы «огуменника».*

________________________________________________________________________________

* Л.А. Чертковского А.А. Вологодская обл.Череповецкий район. Исп.: Громова Н. А..1938г.р. род. д. Ботово. Череповецкого р-на. Запис.: Чертковский А.А. 25.11.2024г.

 

2.3. Игры на «младшей» беседе в наши дни.

Мне стало любопытно, будут ли играть в традиционные Вологодские игры дети начальных классов нашей школы. Я решил провести «беседу» во втором классе (дети в возрасте 8-9 лет). Дети с удовольствием играли в народные игры. Особенно им понравилась игра «Ремень» и «Отвертышком». Детям очень понравились шутка-забава «Волков напущу».

Вспомнив, что девочки всегда на беседу приходили с рукоделием, я предложил одной из них, в момент игр, повязать крючком. Оказалось: играть и заниматься рукоделием очень сложно. Поиграв с детьми, я решил обратиться к классному руководителю и устроить «беседу» со всеми ее традициями во внеурочное время. (Приложение 5, фото 5-11).

Глава 3. Заключение и выводы.  

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История нашего родного края –это история и жизнь его жителей. Я узнал, что «беседы» это была традиционная форма времяпровождения детей и молодежи в Вологодской области в начале 20 века. Мне было интересно узнать, в какие игры играли девочки и мальчики на Руси, как и зачем они собирались на «беседы».

2) Игры на «беседах» мне показались очень интересными, в них можно играть и в наши дни. Организовав вологодские народные игры в младших классах, я понял, что дети 7-9 лет очень охотно в них играют.

4)Эти игры увлекательны, помогают установлению дружеских отношений между детьми. Они гораздо полезнее, чем компьютерные игры, т.к. развивают речь, мышление, смекалку и двигательную активность.

5) Общаясь с бабушкой и старожилами нашей деревни, в ходе проекта, мы проводим тонкую связующую нить между поколениями. Наши бабушки тоже были детьми, а сейчас они нуждаются в нашей помощи и заботе.

Продуктом исследовательского проекта стал самодельный сборник игр на вологодских «беседах», котором представлены игры моей бабушки и жителей нашей деревни. ( Приложение 6,фото 5)

3.2. Перспектива развития исследовательского проекта.

Мне хочется организовать «беседу» в традициях Вологодской области и провести ее среди детей нашей школы.

Список использованной литературы и интернет – источников.

1. Даль В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 1. Серия: Сокровища русской литературы; Изд.- АСТ, 2023. — С. 69.

2. Информационно – методический и научно педагогический журнал, №4, 2001г / сост.: С.Л. Новоселова, И.А. Качанова, Н.Г. Власова // Издательский центр Вологодского института развития образования, 2001г. С-110.

3. Комина Г.В., Кузнецова О.А. Не забывайте народные игры. // Игра и дети. Журнал для родителей и педагогов №6, 2009г.

4. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. М.: ВНМЦНТ; РСЛФА, 1995. 107 с.

5. Филатенкова Е.К. На беседушку пришла, завела припущенку…Сборник фольклорно-этнографических материалов // ООО «Изд. дом «Череповец», 2023г.С-11-16.

7. Тенишев В.Н. Русские крестьяне: жизнь, быт, нравы: материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева, Т.7.Новгородская губерния.Ч.3.Череповецкий уезд. Санкт-Петербург: Навигатор.2009.С.223.

8. https://славяне.сайт/vecherki-na-rusi/?ysclid=m5y3n8l1c4518493381

9. https://vk.com/wall-43310606_4099

Приложение 1.

Фото 1. Анкета «Игры на беседах» (авт. А.Чертковский)

Рис.1 .Результаты анкетирования «Традиционные беседы на Руси»

Опрошено 30 учеников.

25учеников - никогда не слышали про традицию проведения «бесед».

5 учеников - затрудняются ответить.

1 ученик - знает, что такое «Беседа» (девочка занимается в фольклорном кружке)

Приложение 2

Фото. 2., Рис.2. «Старшие беседы».

Рис. 3, 4. «Младшие беседы».

Таблица 1. Сходства и отличия «младшей и старшей беседы»

Младшие беседы

Старшие беседы

 

Сходства и отличия

 

1.Собирались в одной избе с целью отдохнуть от работы, поиграть.

1. Собирались с целью отдыха от работы и сватовства.

 

2. Девочки всегда приходили с рукоделием.

2.Девушки всегда приходили с рукоделием

 

3. Играли из интереса к игре.

3. Играли с целью выбора пары. Целовались.

 

4. Присутствовали забавы и розыгрыши.

4. Присутствовали забавы и розыгрыши.

 

5.Приходили с угощением.

5. Приходили с угощением.

 
 

6.Пели песни.

 
 

7.Плясали.

 

8. Приводили «припущенку»

Приложение 3.

Фото 4. Возрождение традиций. Интервью с директором Центра традиционной народной культуры Кулевой И.А.

(с. Воскресенское Череповецкого района)

Вопросы интервью:

  1. Ирина Анатольевна, вы можете рассказать, что такое «Беседа»?

  2. Организовывались ли «беседы» в Череповецком районе?

  3. В какие игры играли дети на «младшей беседе»?

  4. Описываются ли беседы в книгах? Где об этом можно почитать?

  5. Существет ли традиция бесед в наше время?

Приложение 4

«Игры на «младшей беседе»

Рис.5 Игра «В рыбака»

Рис. 6. Игра «Малечина-калечина» Рис.7. Игра «Ремень»

Рис.8. «Офонас» («Жмурки») Рис.9. «Ручеек»

Приложение 5.

Фото 5-11. «Игры на «младшей беседе» в современное время.

Приложение 6.

Фото 12. Сборник «Игры на «младших беседах»

в традициях Вологодской области»

Просмотров работы: 29