Введение
Сибирский ковер – это один из трех главных брендов Тюменской области в сфере народного искусства. Наряду с косторезным промыслом и деревянной резьбой – тюменский ковер представляет собой уникальное художественное явление, даже не российского, а мирового масштаба. В исследовательской работе изучено ковроткачество в Сибири, так как оно имеет богатую историю, уходящую корнями в 17 век. Подробно изучена история самобытного ишимского ковра. Однажды он прочно вошел во все сферы жизни городских и сельских жителей: стал практичным и одновременно ярким предметом быта. В работе рассмотрели ишимские шедевры мастерства в области колорита. Ишимская ковровая фабрика изготовила копию известной картины «Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова. Это настоящее произведение искусства хранится в Музейном комплексе имени И.Я. Словцова. Ковер периодически украшает различные тематические площадки музея.Ишимская фабрика долгие годы выполняла госзаказ - красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля. В научно-исследовательской работе ответили на вопросы: В чем особенности Сибирского ковра, откуда он произошел и когда состоялся его международный триумф? Также попытались изготовить фрагмент Ишимского ковра.
Актуальность темы исследования. Занимаясь изучением истории сибирских ковров, мы неизбежно сталкиваемся с интересными событиями прошлого, с жизнью и судьбами наших предков, а значит, сохраняем связь поколений. Проводя исследование, изучаем ценные сведения об истории сибирских ковров, ишимского ковроткачества и родного края.
Основная цель: изучить историю и доказать уникальность сибирского ковра и ишимского ковроткачества.
Задачи работы:
Собрать информацию об истории сибирского ковра;
Изучить происхождение и особенности сибирского ковра;
Рассмотреть развитие сибирского ковроткачества;
Собрать сведения об ишимском ковроткачестве;
Исследовать оригинальность ишимского ковра.
Привлекая внимание к истории ишимского ковра, воспитать чувства гордости, любви к родному краю, к его историческому прошлому;
Развивать умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека;
Сформировать интерес к культуре народов края.
Методы исследования: изучение исторических источников, поисково-исследовательский метод, интервьюрование.
Все научно-исследовательские задачи в работе были выполнены. В заключении пришли к выводу, что в настоящее время Ишимская ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества, а ишимский ковер живет в новом образе и новом стиле, но все такой же натуральный, теплый, мягкий и уютный, несущий традиции наших прекрасных предков.
Основная часть
Глава 1. Происхождение тюменского ковра
Как отмечает искусствовед Наталья Сезева в своей книге «Тюменский ковер», большинство исследователей придерживалось устойчивой на протяжении 19-20 столетий версии: сибирский ковровый промысел возник под воздействием восточных (бухарских и татарских) традиций ковроткачества, которые появились в результате торговых и культурных контактов русских переселенцев с местным населением.
В печатных источниках середины и второй половины 19 века можно найти свидетельства того, что обычай ткать ковры был перенесен в Сибирь из Средней Азии. Наталья Сезева приводит цитату из «Памятной книжки для Тобольской губернии на 1864 год»: «Нельзя не упомянуть еще об особого рода промышленности в Тюмени, которой занято большой количество рук, - это выделка ковров, известных под именем тюменских. Всего вероятнее, что первоначально выделка ковров занесена была в Тюмень, также и кожевенное дело, бухарскими переселенцами, у которых этот род промышленности значительно распространен».
Среди тех, кто склонялся к версии о бухарском происхождении тюменского махрового ковра, был купец, меценат, общественный деятель Николай Мартемьянович Чукмалдин. Он уроженец села Кулакова, одного из крупных центров ковроткачества. «Способ работы ковровщиц, рисунки, манера сочетать пеньку и шерсть – все те же старые, традиционные, заимствованные когда-то у бухарцев, а может быть, занесены бухарцами, населяющими и теперь видные села около Тюмени», - его слова.
В конце 19 века новые материалы о тюменском ковровом промысле, истории его возникновения собрала исследователь русского народного искусства Софья Александровна Давыдова: «Некоторые намеки на заимствование коврового дела тюменскими ткальями (ткачихами. – Ред.) у восточных народов мы находим в пояснениях мастериц относительно составления рисунков для ковров. Так, коверщицы говорят, что «из головы они выдумывают больше персидские узоры («в пешку», «в разброску»), а с рисунков все могут выткать. Таким образом, можно предполагать, что русские поселенцы переняли у бухарских выходцев тканье ковров с ворсом «морховых», а у татар изготовление гладких ковров - «паласов».
В европейской России ковры с ворсом называются «мохровыми» от слова «мохор», обозначающего «кисть». А в Тюмени ковры с ворсом именовали «морховыми» от слова «морх» - ворс бархатной материи.
В середине 20 века версия о бухарском происхождении махрового ковра была поддержана старшим художником ковровой лаборатории Московского НИИ художественной промышленности Л.К. Зубовой. В 1946 году она провела комплексное исследование тюменского коврового промысла: изучила документально-изобразительные материалы в местных архивах и музеях, сделала акварельные зарисовки с наиболее характерных образцов различных ковровых изделий в местах их создания (Каменка, Кулаково, Кулига, Ишим, Тюмень).
Собранные сведения были систематизированы, в том числе впервые описаны основные группы и виды ковровых изделий, восстановлены все этапы производства ковров паласной и махровой техники. Характеризуя тюменский ковер как «один из самых ярких и самобытных художественных явлений народного искусства Западной Сибири», Л. Зубова отмечает, что «истоком тюменских ковров является именно восточный ковер».
Прообразом тюменского махрового ковра является джульхирс – длинноворсовый ковер, не цельнотканый, а состоящий из двух или трех полос дорожек, сшитых между собой по длине.
С коврами были связаны все основные жизненные этапы бухарцев. Ковры лежали в люльках. На коврах ели, спали, играли свадьбы, молились и умирали. Ковер являлся главной деталью интерьера. Так, джульхирсы служили подстилкой на пол около очага. Создавались ковры на простейших горизонтальных станках из довольно грубой овечьей (иногда верблюжьей) шерсти. Красили шерсть мастерицы, используя естественные красители.
Высота ворса, оправдывая название «медвежья шкура», достигала 15-20 мм. Этот показатель уникальный, ведь максимальная длина ворса во всех других восточных коврах не превышает 10-11 мм, а минимальная – 3-4 мм. Ворсовые нити джульхирса, обрезанные ножом, не подрезались ножницами, поэтому имели неровную клочковатую поверхность.
По словам Натальи Сезевой, в основе декоративного оформления джульхирса лежал орнамент геометрического типа. Колорит ковра характеризовался общим сдержанным, мрачноватым цветовым строем и орнамента, и фона. Выдвинув версию о происхождении тюменского махрового ковра от бухарского джульхирса, искусствовед обозначила пять общих признаков.
Во-первых, сходство материалов. Использовалась овечья или коровья шерсть с применением растительных, а позднее – анилиновых красителей. Во-вторых, ковры изготавливались на одинакового типа горизонтальных станках. В-третьих, сходство имеет техника ткачества (форма ворсового узла, способ прогона уточной нити, вид боковых кромок, система завязывания бахромы, высота ворса, плотность ковровой ткани). В-четвертых, общность орнаментального строя (простой геометрический орнамент на старинных тюменских коврах) и цветового решения (черный фон, сдержанный колорит). В-пятых, размер и функциональное назначение (использование для утепления пола у бухарцев, саней и кошевок – у сибиряков).
Сомнений нет – бухарский длинноворсовый джульхирс предопределил рождение такого уникального явления как тюменский махровый ковер, получивший на сибирской земле оригинальную трактовку, индивидуальный стиль.
Глава 2. Сюжеты и орнаменты тюменских ковров
Орнаменты тюменских махровых ковров, их цвета, композиции основаны на многовековых традициях. Из поколения в поколение переходили снятые мастерицами на канву узоры, без которых невозможно представить этот промысел. Получив узор по наследству, каждая из ковровщиц изменяла его, исходя из ее творческого взгляда. В результате возникло огромное разнообразие рисунков, множество вариантов орнаментов, которые развивали и обогащали стиль тюменского народного ковра.
Автор издания «Тюменский ковер» подробно рассказывает об орнаментах, красках, узорах, которые предпочитали мастерицы. На черном поле ковра в различной комбинации размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами. Этот традиционный мотив реализовывался в двух основных вариантах. Для первой группы ковров характерно размещение в центре крупного букета цветов в обрамлении зелени листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или одиночные цветы. Изделие обрамлялось линейной или орнаментальной каймой.
Для второй группы была типична широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы с зелеными листьями и ветками.
Основные цвета, используемые в тюменском ковре, соответствуют цветам русского народного искусства, где часто используются белый, красный и черный. Белый символизирует свет, красный – солнце, черный – землю. «Черный фон тюменского ковра – это символ земли, плодородия, этот цвет не несет никакой негативной окраски. Очень много зеленого на тюменском ковре – это цвет всего живого», - пояснила в своей книге Наталья Сезева.
Контрастное сочетание темного поля и ярких цветов и узоров, согласно исследованиям Натальи Сезевой, составляет главную особенность сибирского ковра, символизирует богатство и полноту бытия. Такие ковры считались талисманами, приносившими удачу и благоденствие.
Любовь мастериц к ярким цветам не случайна. Передача бутона, розы или мака выражало радость жизни, стремление к земному благополучию, счастью. Мотивы на сибирских коврах соединяли тему земного и райского сада.
Самые ранние ковры имели геометрический орнамент. Создавался узор из различных по ширине полос, иногда полосы заполнялись ромбами, квадратами, их производными, повторяющимися в шахматном порядке. Однообразие геометрических ковров компенсировалось очень яркой расцветкой. С течением времени и ростом мастерства рукодельниц стали преобладать цветочные мотивы.
Изменения в ковровых узорах в конце 19 и начале 20 века связаны с требованиями, которые предъявляли к изделиям городские покупатели. Этому должен был соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковер.
Как пишет Наталья Сезева: «Любовью среди местного населения пользовался орнамент, получивший название «подносный». В центре, на черном фоне, располагался букет из двух-трех крупных роз или маков красного, розово-малинового, желтого цвета с небольшим количеством оттенков в окружении листьев, веточек и травинок. По колориту и особенностям орнамента, сочетанию цветов тюменские ковры были близки к нижнетагильским подносам».
В этот же период в работах мастериц стали появляться сюжетные композиции. Ссылаясь на сведения, полученные исследователем Л.К. Зубовой в 1946 году в ходе опроса жителей Тюмени и близлежащих сел, можно отметить, что наибольшей любовью пользовались два сюжета. «Один из них – сюжет ковра «с собачками». Он был заимствован с медной картинки и почти в точности воспроизведен: он несколько сентиментален на взгляд зрителя наших дней, но надо помнить, что прототип ковра, датируемый 1900 годом, бытовал в эпоху, для которой являлся типичным, особо любимым, и отвечал вкусам определенного слоя населения. Внесение в композицию рисунка крупных цветочных форм в углах и обрамление ковра в виде узкой с простым рисунком каймы несколько смягчает досадное чувство некоторой слащавости и появляется улыбка».
Еще один образ, который встречается в народном ковроткачестве - образ коня. Он свойственен сибирскому искусству, используется в вышивках, ткачестве, резьбе. В тюменских коврах получил распространение и сюжет с изображением голов двух коней, обращенных друг другу и заключенных в яркие, пышные цветочные круги. Один из таких ковров ручной работы под названием «Лошадки» хранится в фондах тюменского музея. Он прямоугольной формы, шерстяной, ворсовый, размером 100 см на 200 см. По словам хранителей коллекции ковров, этот небольшой экземпляр поступил в музей в 1952 году из Тюменского облпромкомбината.
Тюменские народные ковры самобытны не только с точки зрения художественной формы, основанной на традиционном искусстве Сибири. Те или иные мотивы, созданные мастерицами, искренне воплощали нравственные и эстетические идеалы народа, его представления о счастливой жизни, красоте.
Глава 3. развитиЕ ковроткачества В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В начале 1870-х годов в Тюмени благодаря энергии и усилиям членов местного либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», который возглавил Константин Николаевич Высоцкий, была организована современная ковровая мастерская. Чтобы улучшить качество изделий, при ней открыли школу рисования для мастериц-ковровщиц, в которой профессиональный художник знакомил наиболее талантливых учениц с основами рисунка и живописи, участвовал в разработке эскизов новых ковровых узоров.
Константин Высоцкий также наладил тесные контакты с ковровщицами. Он выписывал литературу, рисунки, краски, давал мастерицам советы и оказывал им материальную помощь. Но эти начинания не получили поддержки властей, и вскоре ковровая мастерская и школа рисования были закрыты.
В связи с подготовкой Тобольской губернии к участию в крупных всероссийских и международных выставках тюменский ковровый промысел стал предметом исследования для сибирского ученого Ивана Яковлевича Словцова и губернского агронома, общественного и музейного деятеля Николая Лукича Скалозубова.
В 1880-1910 годах проводили исследования центров ковроткачества, выявляли имена талантливых мастериц, собирали ковровые коллекции для экспонирования на престижных выставках и составляли подробные каталоги.
В этот период многие были обеспокоены ухудшением качества тюменского ковра. Как пишет Наталья Сезева: «Мастерицы стали использовать для производства ковров вместо дорогой овечьей грубую и жесткую коровью шерсть, а вместо естественных красок – непрочные анилиновые красители».
Была предложена программа мер по поддержке и развитию коврового промысла в Тюменском округе, включающая открытие рисовальных классов в кустарных центрах, организацию музея образцов, кустарного банка и при нем склада для продажи изделий, создание «Общества содействия кустарям».
Известный дореволюционный исследователь народных промыслов Софья Александровна Давыдова в период с 1890 по 1895 годы побывала в наиболее крупных центрах коврового производства России. В 1891 году она приехала в Тюменский округ тобольской губернии. Давыдова собрала статистику о количестве мастериц, видах изделий, стоимости, рынке сбыта. Впервые она изучила технологию и этапы производства махровых и безворсовых ковров.
Научный труд Софьи Давыдовой является единственным дореволюционным источником, в котором приведены уникальные сведения о тюменском ковроткачестве. Она описала весь процесс создания изделия от обработки и окраски шерсти, установки стана до рождения ковра.
По наблюдениям автора исследования, наибольшим успехом у мастериц пользовались рисунки цветов, животных и даже человеческих фигур. Создательницы ковров стремились, чтобы ковер был пестрым,
а «краски играли на свету». В качестве красителя использовали буксин. Софья Александровна подробно описала технологию работы мастериц: «В морховых коврах техника заключается в «насаживании» (завязывании) узелков шерсти, которую пропускают между двух нитей основы и затем притягивают. Когда шесть «насадят» узелками в один ряд во всю ширину ковра, тогда через основу пропускают уток – толстую нитку, выпряденную из коровьей шерсти».
По сведениям Давыдовой, за одним станом могли работать одновременно несколько мастериц. При больших заказах хозяйка приглашала к себе других коверщиц и оплачивала им их труд. Больше всего производили «полуторных» и «сундучных» ковров.
Стоит отметить, что в разные периоды времени тюменские ковры имели успех на российских и международных выставках и ярмарках. Изделия мастеров Тобольской губернии на самых крупных выставках в Москве (1895), Нижнем Новгороде (1896), в Париже (1900), Генуе (1913), Брюсселе (1957).
Наивысшим мировым признанием стало участие в Парижской выставке (1900). На этой выставке гран-при получила Василиса Викулова из села Каменского. Это был настоящий триумф сибирского ковра.
Затем тюменские изделия были достойно представлены на больших выставочных мероприятиях в Петербурге в 1902 и в 1913 годах.
Ковры для участия в этих проектах мастерицы делали специально, с особым усердием и использовали более разнообразные цветочные орнаменты.
Глава 4. Секрет появления тюменского ковра на известном полотне Василия Сурикова
Известная картина «Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова написана в 1891 году в Красноярске, где художник родился. Общую атмосферу веселья масленичного гулянья усиливает яркая декоративность предметов народного творчества: празднично убраны кони, расписаны узорами выездные дорожные сани, спинка возка украшена нарядным махровым ковром, где на черном фоне изображены алые и голубые цветы с зелеными листьями.
Исследователь творчества художника, доктор искусствоведения Владимир Семенович Кеменов писал о необычной детали картины: «Этот любимый Суриковым тюменский ковер является подлинным шедевром народного ковроткачества, - отметил Кеменов. – Для того, чтобы любоваться цельностью и красотой его декоративного узора, художник расправляет ковер на прямоугольной спинке саней. На густом черном фоне крупные алые и голубые цветы и зеленые листья сверкают, как кристаллы драгоценных самоцветов. У вытканных лепестков прямоугольно-ступенчатые контуры».
Другие искусствоведы также называли суриковский ковер – «шедевром мастерства в области колорита».
Ученый Наталья Сезева считает, что «секрет» появления тюменского ковра на картине Сурикова прост. В 1880-1890 годы художник нередко бывал в Тюмени. В ожидании парохода до Томска он посещал местные торжки и большие ярмарки, на которых всегда продавались тканые из овечьей шерсти яркие и пушистые махровые ковры. Скорее всего, один из этих ковров и был изображен на известной картине «Взятие снежного городка».
Любопытно, что это полотно сумели перевести на язык ковра современные мастерицы Сибирской ковровой фабрики в Ишиме. Это настоящее произведение искусства хранится в Музейном комплексе имени И.Я. Словцова. Ковер периодически украшает различные тематические площадки музея.
Часть 2. Исследовательская часть
Глава 1. СИБИРСКАЯ ковровая фабрика
Мы изучили историю Сибирской ковровой фабрики в городе Ишиме. Побывали на данном предприятии. Познакомились с супругами Кондратьевыми, предпринимательницей Елизавета и ее мужем Анатолием, которые рассказали как восстанавливали обанкротившееся и вставшее предприятие в 1990-е годы. Благодаря их заслугам ковровая фабрика была восстановлена. В настоящее время директором ООО «Сибирская ковровая фабрика» является Анатолий Никифорович Кондратьев.
Мы исследовали, что начиная с XVIII столетия в окрестностях Ишима (Коркиной слободы) процветали ремесла и промыслы, среди которых наибольшее развитие получило ручное ковроткачество. Это во многом объяснялось наличием сырья (шерсть, лен, натуральные красители), а также самих носителей традиции - народных мастериц, передающих из поколение в поколение секреты традиций и мастерства ручного ковроткачества.
К началу ХХ века в Ишиме появилась ткацкая мастерская, а в 1958 году в городе начала действовать артель имени Ильича, впоследствии преобразованная в Ишимскую ковровую фабрику, на которой трудились более 700 мастеров-ковроделов. Фабрика на протяжении пяти лет выполняла госзаказ - красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля.
Стоит добавить, что ковровые предприятия в советские годы были созданы в Тюмени и Тобольске, но ближе к 1965-1970 годам они были закрыты. И только в Ишиме спустя годы смогли возродить народный промысел.
Глава 2. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ СИБИРСКОГО КОВРА
В настоящее время Сибирская ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества. Одно из отличий технологии заключается в том, что она позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит и без швов (в длину изделие может достигать до 60 м). Весь процесс изготовления выполняется вручную. Сырьем служит овечья шесть, а основой – хлопчатобумажная нить.
Технологическому процессу предшествует создание рисунка – точного чертежа будущего ковра. Для изготовления ковра с учетом определенного размера, плотности, технологии и рисунка художник предварительно делает эскиз будущего изделия, а потом изготавливает технологичную карту. Рисунок вручную переносится художником на канвовую бумагу, разделенную на миллиметровые клетки, причем каждая клетка соответствует одному ворсовому узелку.
Прежде чем сесть за станок, необходимо провести еще около 20 операций, включая подготовку пряжи, основы для каркаса ковра и заправку станка.
Однониточную пряжу подвергают трощению – соединяют несколько нитей в одну. Пройдя несколько этапов перемотки, проводят кручение пряжи. Затем рубят ее на узорообразующие отрезки, а из них на горизонтальном станке создаются махровые ковры. Если применить вертикальный станок, то изделие получится с ворсом.
В любом случае каждый ковер заряжается частицей душевного тепла мастерицы и является уникальным. Готовый ковер подшивается и стрижется вручную, затем проходит тщательную чистку и шлифовку.
По технологическим требованиям готовое ковровое изделие после шлифовки должно оставаться в расправленном виде на ровной горизонтальной поверхности в течение 5 дней.
Процесс создания ковра кропотлив и не терпит суеты. На одном квадратном метре закладывается около 5-и тысяч узелков и, чтобы получить ковер, например, 2х3 метра двум мастерицам придется трудиться примерно два месяца, четко соблюдая необходимую технологию.
Весь процесс на Сибирской ковровой фабрике выполняется только вручную, за день работницы вяжут до 8000 двойных и полуторных узлов, тратя на каждый узел в среднем около 3-х секунд, поэтому на изготовление каждого ковра, в зависимости от размера, необходимо от 2 до 6 месяцев.
Ткацкие станки стоят в отдельных помещениях, их ширина может достигать 3-х метров.
Всего фабрика изготавливает 4 типа ковров в зависимости от технологии. Есть махровая и ворсовая технологии, технология «СУМАХ» и «СУМАХ+ворсовая».
Глава 3. СТОИМОСТЬ УНИКАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Наверное, у многих возникнет вопрос стоимости уникальных изделий, выполненных по традиционным и современным рисункам.
Самый дешевый коврик стоит 5 тысяч рублей, а самый дорогой может достигать 900 тысяч рублей. Такой ковер-новинку нам показали в тюменском офисе компании. Сделан он по ворсовой технологии, на темном фоне изображен букет цветов. Чтобы соткать его вручную ушел год.
Но самая дорогая технология «СУМАХ+ворсовая». Цена квадратного метра такого изделия достигает 85-90 тысяч рублей.
Как пояснил директор ООО «Сибирская ковровая фабрика» Анатолий Никифорович Кондратьев, стоимость ковров варьируется в зависимости от технологии их производства. «Стоимость наших ковров от 50 тысяч рублей до 90 тысяч рублей за квадратный метр. Все зависит от качества заказанного ковра. Есть 28-я, 21-я и 18-я плотность изделия. Цена рассчитывается в зависимости от плотности ковра и от его размеров. Чем плотнее ковер, тем больше на него уходит пряжи. Кроме того, значение имеет сложность рисунка. Если заказчик хочет увидеть эксклюзивное изделие с особенным рисунком, это также будет дороже стоить, поскольку потребуется привлечь художника, который сделает для мастера карту нового рисунка», - отметил Анатолий Кондратьев.
Глава 4. ПЕРСОНАЛ
Сегодня на фабрике работают 15 мастериц. Кроме них, в штате: заведующие складом, заготовительным цехом, прядильным цехом; мотальщицы, прядильщицы, крутильщицы, подшивальщицы; слесари, которые следят за состоянием ткацких станков. Смена поколений – большая проблема.
За эти годы секретам ручного ковроткачества удалось научить нескольких человек, но немного людей могут выдержать несколько месяцев кропотливой работы, требующей предельной внимательности.
Фабрика является единственным центром по реализации программы возрождения уникального художественного явления — сибирского народного ковра. Это единственное в России подобное предприятие.
Когда запускали производство, его инициаторы проехали по селам юга Тюменской области, из этой экспедиции привезли несколько старинных ковров, чтобы лучше понимать специфику именно сибирских изделий. Были найдены и старые карты узоров, которые изготавливали в советское время в Ишиме. Также в распоряжении мастеров – уникальное издание, где собраны ковры всех фабрик РСФСР, которые уже не существуют.
Глава 5. НАГРАДЫ ИШИМСКОЙ КОВРОВОЙ ФАБРИКИ
Предприятие является многократным лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», а оргкомитетом Правительства РФ фабрике была вручена медаль «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России».
В 2009 году ковры имели успех на выставках в Государственной Думе России. Все изделия были распроданы. Один из экземпляров приобрел лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Сибирский ковер также купил известный певец Иосиф Кобзон и другие знаменитости. Если говорить о мировых достижениях, то товары фабрики получили награды на международных выставках в Нью-Йорке (International Conference on Oriental Carpets) и в Чикаго, где предприятию вручили две золотые и одну серебряную медаль «For high quality. New millennium» («За высокое качество. Новая эра») в рамках проекта Golden Galaxy.
Фабрика полностью работает под заказ. Здесь готовы воплотить самую смелую идею. Иногда родители просят изготовить ковровое изделие, выполненное по рисунку их ребенка. Такой ковер может не только украсить детскую комнату, но и стать настоящей семейной реликвией.
Также в Ишиме мастера коврового дела изготавливают фирменные ковры с логотипами предприятий для оформления офисного пространства. Мастерицы могут даже выткать портрет. Причем если машина использует гамму 7 цветов, то ишимские ткачихи могут использовать вручную до 1000 оттенков.
«Уникальность нашего ковра, в том, что он натуральный, теплый, долговечный. У нас в офисе есть ковер, которому больше 100 лет. Считаю, тот, кто имеет наш ковер, - это человек, который любит Россию, свой регион», - подчеркнул глава предприятия.
Самые необычные заказы были выполнены Сибирской ковровой фабрикой для духовной столицы региона – Тобольска. «Мы «одевали» Тобольский Кремль в дорожки и ткали для его помещений ковры. И еще был интересный заказ для Музея памяти Царской семьи в Тобольске. Мы изготовили два ковра по фотографиям, которые были сделаны в момент пребывания в этом доме последнего русского Императора Николая Второго и его семьи. Художник перевел рисунок на карты, и мы повторили эти ковры. Сегодня они украшают музей», - отметил Анатолий Кондратьев.
«Это тяжелый и дорогой труд, - говорит руководитель фабрики. - Да и продвигать столь необычный колоритный товар на рынке сложно. Покупатели чаще выбирают дешевую синтетику». Сейчас сибирские ковры выставлены в Москве в ГУМе.
Глава 6. КТО И СКОЛЬКО КОВРОВ ПОКУПАЕТ
С 2001 года ишимская фабрика выполнила более 1000 заказов на изготовление ковров ручной работы. До недавнего времени продукцию фабрики покупали не только на территории России, но и в странах Европы и Северной Америки. Сейчас же появились заминки в сфере логистики. Доставка занимает полгода и больше, что отпугивает иностранных покупателей. Но если раньше ручная работа больше ценилась за рубежом, то сейчас спрос на Сибирские ковры вырос и у отечественного потребителя. Идут переговоры с дизайнерами и художниками. Фабрика находится в поиске потенциальных заказчиков.
Глава 7. СВОЙ ОПЫТ
Изучив историю и технологию тюменского ковра, мы попытались создать своими руками ковер в миниатюре. Разработали эскиз данной работы. Далее подобрали материал (шерстяные нити, макет миниткацкого станка). Изготовили миниатюрный ковер с яркой розой на черном фоне. Использовали данный ковер как стилизацию для поделки куклы в русском народном стиле «Рябинушка», которая является амулетом для сохранения богатства в доме. Данная работа участвовала в Региональном этапе всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» и стали призерем 2 степени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тюменский ковер, рожденный на пересечении восточной и русской культуры, имеет особую историческую и художественную ценность. И совсем не хочется говорить об этом уникальном культурном явлении в прошедшем времени, ведь еще живы мастера, которые могут передать свой опыт молодым специалистам, и есть люди, создавшие единственную в стране Сибирскую ковровую фабрику.
Сегодня мир переживает всплеск интереса к изделиям ручной работы, и наши Сибирские ковры не исключение. В настоящее время Сибирская ковровая фабрика - единственное в России предприятие, владеющее секретами ковроткачества в русском стиле. Не каждая страна может гордиться таким видом промысла!
И мы очень надеемся, что тюменский ковер, который создают мастерицы Сибирской ковровой фабрики в городе Ишиме, вернется в современные дома в своем новом образе и новом стиле, но все такой же натуральный, теплый, мягкий и уютный, несущий традиции наших прекрасных предков.
Список использованных источников и литературы:
Список литературы:
1. Сезева Н.И. Ковры России: тюменский ковер / Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2009.
2. Сезева Н.И. Сюжеты и орнаментальные мотивы тюменского народного ковра (XIX-XX вв.) // Изв. Алт. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология, 2019 / Искусство Евразии. 3. Сезева Н.И. Народные художественные промыслы Западной Сибири в современных исторических условиях: тюменский ковер-возрождение и проблемы развития / Барнаул, 2013 - 54 с.
4. Погадаева О. С. Исторические предпосылки зарождения и развития коврового промысла (1950-2012 гг.)/ Наука, 2008, - 204с.
5. Манерова Е. Ю. История и региональные особенности производства ковров Зауралья, 2023/Педагогический вестник.
Электронные ресурсы:
1. https://тюменскийковер.рф
2. https://vkvideo.ru/video-212629858_456239067