ВВЕДЕНИЕ
Я учусь в 7 классе Беломорской средней школы № 3. В последние годы наша школа активно участвует в разнообразных мероприятиях, начиная от школьных и заканчивая городскими и всероссийскими. Я обратила внимание, что нашим ученикам бывает трудно выделиться среди представителей других школ, особенно когда речь идет о визуальном восприятии, ведь у нас пока нет отличительного элемента в одежде, который позволил бы быстро узнать наших ребят на общем фоне. Это вызвало у меня интерес к данной проблеме, и я решила создать несколько вариантов фирменного значка, которые могли бы отразить особенности нашей школы и стать ее отличительным знаком.
Изучая исторический материал о значках, мной было выяснено, что изначально такие значки использовались для украшения смокингов и фраков, подчеркивая статус владельца и его принадлежность к определённому клубу, обществу или университету. Такие значки назывались фрачниками. Они были символом престижа и статуса, подчеркивали важность события, на котором присутствовал владелец, и служили своеобразным знаком отличия. Позже традиция ношения таких значков распространилась шире, и они стали использоваться в разных сферах жизни, начиная от корпоративных мероприятий и заканчивая школьными событиями. Сегодня фрачные значки продолжают оставаться важным элементом моды и культуры, символизируя принадлежность к определенной группе людей и создавая ощущение единства.
Я считаю, что наличие таких знаков поможет нашим ученикам чувствовать себя частью единого коллектива, а также будет способствовать укреплению школьного духа и повышению узнаваемости нашего учебного заведения.
Цель: разработка комплекта фирменных значков для учащихся Беломорской средней общеобразовательной школы № 3, которые будут отражать уникальные черты нашего образовательного учреждения и помогут ученикам визуально выделяться среди представителей других школ, способствуя укреплению школьной идентичности и повышая узнаваемость нашей школы на различных мероприятиях.
Гипотеза: создание уникального фрачного значка в качестве элемента школьной формы Беломорской средней школы № 3 это практический вклад в развитие школьного бренда и повышение узнаваемости образовательного учреждения. Такой значок может стать важной частью школьной формы, а также укрепит школьную идентичность, сделав нашу школу более заметной и единой на различных мероприятиях.
Задачи:
1. Провести исторический анализ появления и развития фрачных значков.
2. Изучить современные тенденции использования значков в одежде.
3. Разработать дизайн значка, отражающего ценности и особенности учебного заведения.
4. Изготовить прототипы значка и провести тестирование среди учащихся школы.
5. Представить результаты работы и предложить внедрение значка в школьную форму.
Объект –фрачный значок.
Предмет –дизайн школьного значка, обучающегося МОУ «Беломорская СОШ №3»
Методы исследования: Анализ литературы и источников. Анкетирование и опросы. Наблюдение. Интервью. Моделирование. Графический дизайн.
Данная работа актуальна по нескольким пунктам:
1. Формирование школьной идентичности: в условиях современного мира, создание уникальных элементов школьной формы, таких как фрачный значок, играет важную роль.Значок может служить символом единства и сплоченности внутри школьного сообщества, помогая новым ученикам быстрее адаптироваться и почувствовать себя частью коллектива.
2. Развитие бренда школы: создание узнаваемого символа помогает школе выделиться среди других образовательных учреждений, сделать школу более заметной на различных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, культурные фестивали или научные конференции.
3. Сохранение традиций: значок, разработанный с учетом исторической символики школы, позволяет сохранять и передавать традиции новому поколению учеников, поддерживая преемственность и культурное наследие.
ЧТО ТАКОЕ ФРАЧНЫЙ ЗНАЧОК?
Историческая справка
Изучение темы я начала с исследования вопроса о фрачных значках на музейных сайтах. Мне удалось выяснить, что фрачный значок – это небольшой декоративный элемент, который крепится к лацкану фрака. Фрак был одеждой, которую носили представители высших слоев общества, и использование значков позволяло им демонстрировать свой социальный статус и принадлежность к определенным кругам.
В 19 веке дизайн фрачников мог варьироваться от простых геометрических форм до сложных орнаментов1 (Приложение 1). Важную роль отводили материалам, из которых изготавливались значки. Часто использовали драгоценные металлы и камни, чтобы подчеркнуть высокий статус владельца.
В XIX веке, он выполнял роль обязательного элемента светской одежды. Миниатюрные значки цепляли на лацканы одежды представители военных сословий. В более поздние периоды их начали носить представители политических партий и спортивных клубов.
Во второй половине XX века фрачные значки стали менее популярными в повседневной жизни, но их продолжали использоваться на дипломатических приемах, свадьбах и других важных событиях, где требовалось соблюдение строгого дресс-кода.
В последние десятилетия фрачные значки переживают возрождение интереса. Современные дизайнеры экспериментируют с материалами и формами. Значки становятся все более доступными и разнообразными, и их носят не только на официальных мероприятиях, но и в повседневной жизни как стильный аксессуар.
В современном мире ассортимент фрачников богат разнообразием, в котором можно найти значки с изображением:
символики ЦКБ, ПС ФСБ, ЮЖНИИМФ, ФСИН;
флагами ВВС, ФМФ, ВДВ;
символов российской империи;
герба или государственного флага СССР, РФ;
символики казачества;
и др.
Вывод: Фрачные значки прошли долгий путь от декоративных элементов одежды до символов принадлежности и стиля. Их история отражает изменения в обществе и моде, а также подчеркивает важность визуальной идентификации в различных контекстах.
Подводя итоги можно выделить основные особенности фрачников:
это особая разновидность нагрудных знаков, предназначение которых — при повседневном ношении публично показывать принадлежность их обладателя к той или иной корпоративной культуре;
значки на пиджак прикрепляются к лацкану;
имеют небольшой размер;
производят значки в подавляющем большинстве случаев из металла, часто — драгоценного (серебро, реже золото);
форма фрачных значков бывает различной: и круглые, и ромбовидные, и более сложных конструкций;
часто имеют более простой дизайн по сравнению с обычным знаком1.
А У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ ФРАЧНИК?
Результаты интервьюирования
Следующим шагом в работе стало проведение интервью с представителями администрации школы, старшеклассниками и активистами для получения дополнительных данных об ожиданиях и предпочтениях относительно фирменного значка. Полученные данные помогут оценить, насколько важна внешняя идентификация через подобные аксессуары.
Анкетирование включала следующие этапы:
1. Подготовка вопросов. Были разработаны пять ключевых вопросов, направленных на выявление отношения респондентов к использованию фрачных значков и их восприятии значимости подобных аксессуаров в школьной среде. (Приложение 2)
2. Выбор респондентов. Для участия в опросе были выбраны представители администрации школы, старшеклассники и активисты, чтобы обеспечить максимально объективные результаты.
3. Проведение интервью. Каждое интервью проходило индивидуально. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, при этом разговор записывался на аудионоситель для последующего анализа. Интервью со старшеклассниками и активистами не записывалось на аудионоситель.
4. Анализ ответов. После завершения всех интервью записи были прослушаны и проанализированы. Ответы систематизировались и обобщались для получения итоговых данных. (Приложения 3, 4)
Вывод: У всех респондентов есть хотя бы один значок говорящий о принадлежности к какой-либо организации его владельца или занятию любимым делом. Они сохранятся в личных коллекциях. Значок сохранил и свои исторические особенности – небольшой размер, изготовлены из металла.
Участники интервью положительно оценили инициативу введения школьного значка, видя в нем важный инструмент укрепления корпоративной культуры, повышения престижа школы и усиления чувства общности среди учеников.
Администрация поддерживает идею создания школьного значка. Введение значков рассматривается как способ повышения престижа учебного заведения среди других школ города. Владимир Юрьевич (директор), отметил что школьные значки имеют долгую историю и являются символом уважения к традициям образования. Введение значка позволит школе вписать свое имя в эту историческую линию.
Большинство опрошенных старшеклассников выразили положительное отношение к идее введения значков. Они видят в этом возможность выделиться среди сверстников из других учебных заведений и почувствовать себя частью единого коллектива. Многие отметили, что наличие собственного значка поможет им чувствовать большую гордость за свою школу и повысит их самооценку. Значок воспринимается как элемент индивидуальности каждого ученика.
Кроме того, руководитель школьного лидерского клуба «Пчелки» Веселова Н. И. предложила разработать и создать значок для нашей организации.
Описание работы над проектными изделиями
Изготовление броши для школьного лидерского клуба «Пчелки»
В 2020 -2023 годах я занималась в Центре поморской культуры у педагога Горыной Снежаны, закончила курс по рукоделию «Шью как мама». Навыки, полученные при обучении, помогли мне в работе над проектным изделием – брошка для школьного лидерского клуба «Пчелки». Я занимаюсь в этой организации третий год, в этом году мы отмечаем 10 лет, брошка с логотипом станет замечательным подарком. Мы обратились к мастеру золотной вышивки нашего района Ильиной И. Г. за помощью.
Из интервью с Ильиной И. Г. мне стало известно, что в 2000 году в составе Беломорской СОШ № 3 был создан музей-мастерская «Рукоделия Поморья». Тут Ильина И. Г., в то время учитель технологии, начала с девочками изучение истории бытования золотошвейного ремесла в Поморье и технологических приемов шитья. С переводом музея-мастерской в структуру Центра поморской культуры в 2016 году появились новые образовательные возможности по возрождению утраченного ремесла. Школьный музей стал частью Центра. Ильина И. Г. бережно хранит изделия девочек уже много лет. Среди них оказались и работы известных мне людей, сейчас это подруги моей мамы, а в прошлом участники школьного музея.
Ильина И. Г. предложила разработать логотип школьного лидерского клуба «Пчелки» в технике золотного шитья, а на мастер- класс пригласить девочек с ЛК. Нам эта идея очень понравилась. Участницами урока по золотной вышивке стали 7 девочек.2 Ильина И. Г. в ходе занятия рассказала нам о истории этого рукоделия в Поморье, тонкостях изготовления работы, перспективах. Мне стало известно, что в апреле 2021 года в Республике Карелия создано и развивается предприятие «Золотая нить Поморья». Оно поддерживает возрождение северного золотного шитья и его развитие, выпуская сувенирную продукцию с отделкой традиционным северным золотным шитьем в мастерские города Беломорска и Петрозаводска и отправляя в туристические точки Республики Карелия.
В декабре 2023 года золотошвейные изделия беломорских мастеров в составе предприятия «Золотая нить Поморья» были представлены на форуме «НХП и ремёсла Карелии – современные возможности для бизнеса» в г. Петрозаводске3 и на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, г. Москва4.
Таким образом разработка логотипа и изготовление брошки с использованием техники золотного шитья это то сочетание современного дизайна и традиционных ремесленных техник, создающее уникальный и изысканный продукт, который подчеркнет статус и индивидуальность нашего коллектива.5
Технологию изготовления блошки «Пчелка» я описала в технологической карте (Приложение 5).
После изготовления броши, я взяла интервью у Ильина И. Г. и задала ей вопрос «А есть ли у вас любимый фрачник?» Мне были продемонстрированы любимые значки мастера, а также рассказ о них. (Приложение 3).
Разработка школьного фрачника.
Следующий этап моего проекта стало создание эскиза и разработка дизайна фрачника для обучающихся нашей школы.
Первоначально, я познакомилась более подробно с материалами школьного сайта и литературой по истории нашей школы в нашей библиотеке и историческом уголке школы.6 На основе полученных сведений составлена историческая справка (Приложение 6).
Анализ этой информации и литературы по истории Карелии [4] помог мне определить основные элементы, характеризующие нашу самобытность. В итоге у меня получилось семь эскизов. (Приложение 7)
Каждый эскиз отражал особенности нашей местности: близость моря, хвойные леса и рыбный промысел, показывал принадлежность к образованию: книга, знак корня, схематичное изображение человечков, исполнялся в традиционных поморских цветах: синем, белом, красном.
Проведенный опрос среди обучающихся среднего и старшего звена нашей школы позволил мне определиться с тремя «лидерами».
Всего вопросе участвовало 80 обучающихся, выбранных случайным образом. На данный момент с 5 по 11 класс обучается 410 человек, таким образом это составило 19%. Результаты опроса приведены в Приложении 8.
На основе выбранных эскизов и пожеланий, полученных от обучающихся в ходе опроса, были разработаны 3 макета для печати. Размер значка был выбран средним, учитывая исторический контекст: традиционно фрачники изготавливались небольшими, чтобы не перегружать общий вид. Однако, слишком маленький размер не позволит разместить все элементы, будет незаметным и невыразительным, тогда как чрезмерно большой вариант привлекал излишнее внимание и выглядел дисгармонично.
Теперь предстоит предложить ученикам выбрать тот значок, который они хотели бы видеть элементом своей школьной формы. Цель данного опроса: создать значок, который будет отражать индивидуальность школы и станет символом гордости для всех её участников (Приложение 8). Опрос проходил очно, каждый желающий мог проголосовать. Всего в голосовании приняли участие 125 обучающихся с 5 по 11 класс и учителя, что составляет 30%. Значок №2 набрал больше голосов – 64 %.
На основе полученных данных и предложений был разработан окончательный вид школьного значка. (Приложение 10).
Заключение
Цель работы достигнута. Все задачи, поставленные в работе, выполнены. Мной изучена литература, фотодокументы по интересующей теме; составлена историческая справка о объекте исследования. В ходе работе я совершенствовала свои навыки в технологии золотного шитья; освоила новые приёмы работы; изготовила прототип школьного фрачника и фрачник в виде броши с золотной вышивкой для школьного лидерского клуба «Пчелки».
Проведённое исследование и разработка коллекции фрачников показали, что такой значок действительно способен стать важной частью школьной формы, играя роль символического элемента. Изучение традиций нашей школы и анализ коллекций фрачных значков у учителей позволил определить ключевые элементы, важные для создания уникального дизайна, соответствующего духу и ценностям школы.
Анкетирование и опрос среди учеников позволил учесть современные тенденции и предпочтения, сделав значок актуальным и привлекательным для подростков.
Таким образом, разработанная коллекция фрачников выполняет двойную функцию: она укрепляет связь поколений, сохраняя и подчеркивая исторические корни моей школы, и одновременно становится современным символом, выражающим стремления и амбиции нынешнего поколения учеников.
Всё это способствует повышению престижа школы, усиливает её узнаваемость и формирует позитивный имидж образовательного учреждения. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение: уникальный фрачный значок станет не только эстетической деталью школьной формы, но и важным инструментом формирования школьной идентичности, мотивации и повышения стремлений учеников к достижениям в различных сферах жизни. Такой значок станет важной частью школьной формы, а также укрепит школьную идентичность, сделав нашу школу более заметной и единой на различных мероприятиях.
Список литературных источников
Бабушкина Н.В. Золотое шитье. Москва. ОЛМА – ПРЕСС, 2003. 64с
Бойченко, И. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. Народные художественные промыслы: монография / И. В. Бойченко. — Тюмень :ТюмГУ, 2012. — 112 с. — ISBN 978-5-400-00696-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109728 (дата обращения: 10.10.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Васильев В.А. Традиционная культура Поморов Белого моря: истоки и современность: из опыта работы Центра Поморской культуры города Беломорска Республики Карелия /. авт. – сост. В.А. Васильев, И.Г. Ильина, С.В. Кошкина. Петрозаводск: Периодика, 2019. 160с
Краткие сообщения Института археологии Вып. 236: сборник научных трудов / главный редактор Н. А. Макаров. — Москва: Языки славянских культур, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-9551-0747-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135949 (дата обращения: 12.11.2024.). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Кочкуркина, С. И. История и культура народов Карелии и их соседей: учебное пособие / С. И. Кочкуркина. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. — 248 с. — ISBN 978-5-507-49504-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/393155 (дата обращения: 11.12.2024).
Теплицкая М.А. Вышивка золотом. Светская и церковная. Пошаговое руководство для начинающих. – М: Эксмо, 2019. с. 45
ALексANдр, Фрачники Российской империи// Фрачники. Народ.- URL:https://frachnik.narod.ru/ (дата обращения 15.01.2025 года)
ALексANдр, Фрачники из собрания ГИМ // Фрачники. Народ.- URL:https://frachnik.narod.ru/gim.html (дата обращения: 15.01.2025 года)
Фрачные значки// Санкт-Петербургский геральдический завод.-2024.- URL: https://www.geraldzavod.ru/novosti/frachnye-znachki/ (дата обращения 20.12.2024 год)
Значки с эмблемой школы// ОДВИН.- 2024.- URL: https://odvin.ru/articles/znachki_s_emblemoy_shkoly/ (дата обращения 5.11.2024 года)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Фрачники чиновника 19 века
Чиновник в форменной тужурке при контр-погонах, с холодным оружием, со знаком об окончании немедицинских факультетов Императорских Российских Университетов на груди.
1) Знак об окончании немедицинских факультетов Императорских Российских Университетов. Мастерская Ефима Шавера, Санкт- Петербург, 1908-1917 гг. Серебро, золочение, эмаль. Вес 14,01 гр. Размер 55х28 мм. Клейма на обороной стороне: пробирное «84» с женской головкой в кокошнике вправо, знак удостоверения женская головка в кокошнике вправо и мастера именное «ЕШ», а также знак удостоверения женская головка в кокошнике вправо и мастера именное «ЕШ». Состояние XF-UNC. Утвержден 11 июля 1899 г. Патрикеев, Бойнович том I. №2.17. 2) Знаки для ношения в петлицах форменной тужурки чиновника Министерства юстиции. Неизвестная мастерская, Россия, 1910-е гг. Бронза. Вес 3,93 гр. Размер 30х21 мм. Состояние XF-UNC. 3) Фото титулярного советника Министерства юстиции. На оборотной стороне надпись орешковыми чернилами. Мастерская Р. Соболева, Санкт-Петербург, 1902. Размер 41х94 мм.
Приложение 2.
Анкетирование. Вопросы анкеты
ФИО, возраст, должность
Есть ли у вас значки, символизирующее Вашу причастность к сфере, в которой вы работаете или вашему хобби?
Какой из значков любимый?
Где этот значок был получен, при каких обстоятельствах, какое имеет значение?
Необходим ли такой заначек нашей школе?
Сохраняете ли Вы значки после мероприятий?
Приложение 3
Текст беседы с респондентами
Респондент 1 Ильина И. Г., руководитель музея-мастерской «Рукоделия Поморья» Центра поморской культуры, Народный мастер традиционных художественных промыслов и ремесел РК.
« …У меня собралась коллекция знаковых брошей, моих значков, и они отличают меня от людей, которые не шьют и не вышивают. Самая любимая брошка – золотистый знак швейной машины. Она живет со мной с 1994 года, когда я оказалась в Суздале на Международном фестивале лоскутного шитья. На той встрече были и американские мастерицы, одна из них подарила мне эту брошку.
Еще две броши – в форме швейной машинки - появились позднее, их подарили мои ученицы, когда я стала заниматься золотным шитьем.
Этот отличительный знак – ножницы, символ всех рукодельниц, – я носила и ношу с удовольствием. Он объединяет рукодельниц всего земного шара. У меня он появился, когда был создан клуб беломорских золотошвей. Одна из мастериц подарила всем участницам клуба такой отличительный знак.
Сегодня на мне 2 брошки в виде булавок. Это одновременно отличительный знак, украшение и оберег. Их подарила мне дочь, я ношу броши-булавки лет 8 или 9, они вручную выкованы и отделаны мастером.
Я надеваю разные броши по ситуации. Еще у меня есть коллекция значков.
Этот значок с эмблемой города Беломорска. Они издавались в большом количестве, и мы дарили их в качестве памятного знака гостям нашего города, брали с собой в дальние поездки в качестве сувенира. На эмблеме изображены символы города - рыба, морские волны, пушной зверек, лес.
Значки о встрече юнг военно-морского флота в 1985 году, посвященной 40-летию Победы в ВОВ, очень дороги моей семье, мой папа был выпускником 3 набора Соловецкой школы юнг. На каждую встречу выпускников этой школы он обязательно ездил и брал нас, меня или брата, с собой. На этих значках отображены военные корабли: траулер, крейсер, линкор. Папа (он стал после войны журналистом) и другие юнги-ветераны занималось патриотическим воспитанием школьников.
Респондент2. Веселова Н. И.,
учитель физики и информатики, руководитель Центра «Точка роста», руководитель школьного лидерского клуба «Пчелки».
«У меня есть небольшая коллекция значков, говорящих о принадлежности к определенной организации. Есть среди них и особо любимые, мне нравится их надевать на торжественные мероприятия.
Самый любимый и значимый – две совушки. Это подарок моего педагога из университета. Мы поддерживаем связь уже больше 20 лет. Встречаемся, когда я приезжаю в Петрозаводск, переписываемся. «Совушек» у меня небольшая коллекция. Сова в учительской среде символизируют педагогическую мудрость, профессионализм и ценность, наставничество.
Есть у меня и значки, говорящие о принадлежности к организации. Например, «Региональный методист». Считаю, что такие значки обязательно должны быть у школьников. Значки могут быть способом выразить свою индивидуальность, интересы или принадлежность к определенной группе.
Если бы у нашего школьного лидерского клуба появился такой значок, то это стало бы хорошим элементом для нашего образа на мероприятиях.»
Респондент 3 Титова Е. А.,
советник директора по воспитательной работе в МОУ «Беломорская СОШ №3».
«…Самый значимый для меня значок, это значок «Помогать по - доброму», потому что когда я начала свою волонтерскую деятельность, его мне вручили за то, что я развиваю волонтерское движение на территории города Беломорска.
У меня собралась большая коллекция значков, которая пополняется после мероприятий, форумов. Благодаря специфике моей деятельности, мы выезжаем на разные молодежные форумы, нам дарят значки, они являются атрибутом мероприятий.
Коллекция поменьше это благодаря направлению волонтерской - тут значки, такие как красная гвоздика, волонтёры Победы, добрый город Беломорск.
Третья группа значков, самая маленькая -это два таких значка. Они очень значимы для меня, так как они отличают меня и мою деятельность в Беломорске, Республики Карелия и даже в нашей стране России- значок в виде самолетика, т.к. я являюсь советником (это наш символ).
Считаю, что подобный значок нужен и нашей школе. Потому что, когда с ребятами выходим на какие - то событийные мероприятия -это отличительная черта и это было бы действительно полезно и значимо. Мы бы отличались значками на мероприятиях.»
Респондент 4 Шендаков В. Ю..
директор МОУ «Беломорская СОШ №3»
«…В середине 20 века образование в нашей стране очень ценилось, как высшее так и среднее, потому что в 10 класс брали не всех. Не все могли позволить себе сидеть за школьной партой. Среднее и высшее образование обладало более высоким статусом, этот статус давал человеку занять особое положение в обществе. По окончанию учебных заведений выпускникам выдавали специальный значок. Это значок в форме ромба, в котором расположена книга с гербом СССР, такой значок есть и у меня. Ромбик залит синей эмалью. Я, наверное, один из последних студентов ВУЗа, которому посчастливилось получить такой значок, это было в 1992 году. Затем высшее образование стало обычным для нового поколения, среднее тоже стало обыденным. Я ребенок детей войны. Моя мама в годы Великой Отечественной войны было маленьким ребенком в 6 лет, когда война закончилась ей было 10 лет. После войны было голодно, родители погибли, отец погиб в тылу, а мама умерла от болезни. Моя мама со своими сестрами жили в детском доме, поэтому позволить себе получить высшее или среднее образование они не могли, у меня мама закончила 7 классов, она очень гордилась тем, что ее дети смогли получить хорошее образование. Такая история про эти знаки.
Скажите ваше мнение о разработанных нами значках, может быть добавить год создания нашей школы?
Я считаю, на значках не хватает надписи: «Беломорская». Про дату – тут вопрос еще открытый. Ведь в 1914 году наша школа еще не была построена. В 1914 начали строить железную дорогу в посёлке Сорока. Я это конечно от вторых ушей рассказываю и информация может быть не достоверна. Мне рассказывали про справку, в которой написано, что в Сороке действует 3 прихотские школы. Эти школы относились к школам священного сенода, возможно, что одна из школ относилась к лесопильному заводу. Есть воспоминания о том, что здесь был железнодорожный посёлок, из него переправлялись на лодке в Сороку и ходили в школу там. Все три приходские школы были построены в 1907 году, оттуда брали начало. В Сорокской школе был учитель Зыков, он же потом, когда появилась железнодорожная станция среди, первых учителей железнодорожной школы числится, но появляется эта школа уже в Советское время.
Нужен ли такой брендовый значок нашей школе?
Считаю, что вы делаете очень полезный продукт. Ведь школьные значки имеют долгую историю и являются символом уважения к традициям образования. Введение значка позволит школе вписать свое имя в эту историческую линию. Такой значок может стать хорошим стимулом для ребят нашей школы. Его можно использовать при проведении мероприятий как бренд нашей школы, его можно дарить выпускникам. Тут надо еще подумать…»
Приложение 4
Таблица «Сравнительный анализ данных, полученных в ходе интервьюирования»
|
Вопросы |
Респондент 1 |
Респондент2 |
Респондент3 |
Респондент 4 |
|
Есть ли у вас любимый фрачник? |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Храните свои фрачники? |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Нужен ли брендовый значок нашей школе? |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Сколько у вас отличительных знаков? |
Много и значимые |
Немного, но значимые |
Немного, но я ими горжусь |
Один, очень гожусь |
Приложение 5
Технологические карты для изготовления фрачника «Пчелка»
Технологическая карта изготовления вышивки «Пчелка».
|
№ |
Операция |
описание |
Инструменты и материалы |
фото |
|
1. |
Выбор дизайна и разработка эскиза рисунка для вышивания |
Продумать идею, разработать эскизы и выбрать подходящий. Выбрать материалы, размеры для будущего изделия. Перенести линии эскиза на ткань. Наметить на ткани линии центра узора. |
Блокнот, карандаш, резинка, линейка. Ткань черная плотная эластичная. Маркер для ткани. |
|
|
2. |
Подготовительные работы к вышиванию: заправка ткани в пяльцы, нанесение рисунка на ткань, пришивание элементов из фетра. |
Натянуть вспомогательную ткань в пяльцы, а на нее наметать черную ткань для вышивания (тоже с небольшим натяжением). Вырезать из фетра элемент «туловище пчелки» и пришить по линии центра косыми стежками по краям фетра. Разметить на ткани все детали рисунка. |
- вспомогательная ткань, - Нитки ЛЛ №35, - Иглы для вышивания, - Пяльцы, - Ножницы, - Маркеры для разметки на ткани |
|
|
3. |
Вышивание элемента рисунка «грудка». |
Нарезать мягкую канитель на кусочки нужной длины (чуть больше ширины фетра) и пришить их плотными рядами ниткой ЛЛ № 35 в цвет канители в 2 сложения. Контур «грудки» обшить жесткой канителью. |
- Игла, - Ножницы, - Нитки ЛЛ №35, - Кусачки для обрезки жесткой канители, - Жесткая канитель, - Мягкая канитель. |
|
|
4. |
Вышивание элемента рисунка «брюшко». |
Нарезать трунцал на кусочки нужной длины (чуть больше ширины фетра) и пришить их плотными рядами ниткой ЛЛ № 35 в цвет канители в 2 сложения, чередуя рад трунцала и ряд черного стекляруса. Контур «брюшка» обшить жесткой канителью. |
- Игла, - Ножницы, - Нитки ЛЛ №35, - Кусачки для обрезки жесткой канители, - Жесткая канитель, - Трунцал, - Стеклярус. |
|
|
5. |
Вышивание элементов рисунка «крылышки» |
Разметить по трафарету контуры «крылышек» и обшить их жесткой канителью серебристого цвета. Внутри «крылышек» выполнить вышивку штрихами тонкой золотной нитью. |
- Игла, - Кусачки, - Ножницы, - Пластиковый шаблон, - Жесткая канитель -Нитки ЛЛ №35, - Золотная нить. |
|
|
6. |
Вышивание элемента рисунка «головка» |
Изогнуть жесткую канитель по форме «головки», обрезать и пришить. Пришить 2 бисеринки – глазки. |
- Игла, - Ножницы, -Кусачки, - Бисер, - Жесткая канитель |
|
|
7. |
Вышивание элементов рисунка «лапки» и «усики» |
Изогнуть и обрезать жесткую канитель по форме «лапки» (6 деталей) и «усики» (2 детали), затем пришить. |
- Игла, - Ножницы, -Кусачки, - Жесткая канитель |
|
|
8. |
Вышивание дополнительных элементов рисунка «соты» |
Нанести на ткани предварительно линии шестигранных элементов «соты», а затем вышить их тонкой золотной нитью. |
-Маркер, - Игла, - Ножницы, - Золотная нить. |
|
|
9. |
Заключительные работы |
Готовую вышивку снять с пялец и проутюжить. Для этого уложить вышивку лицевой стороной в мягкую ткань, на изнаночной стороне положить увлажненный проутюжильник и прижать утюгом (режим нагрева подошвы утюга соответствует ткани). |
-Ножницы, -Утюг, -Распылитель, -Проутюжильник. |
Технологическая карта изготовления фрачника с вышивкой «Пчелка».
|
1 |
Выполнение заготовки – каркаса для фрачника |
Вырезать из картона (электрокартона) 2 детали – переднюю и заднюю стенки изделия в форме круга нужным диаметром. |
- Ножницы, -Электрокартон. |
|
|
2. |
Обработка передней стенки изделия. |
Ткань с готовой вышивкой обрезать по размеру картонной заготовки с учетом припуска на подгибку 1 см и обшить по контуру заготовки броши способом вперёд игла. Стянуть прошитый край нанитку и придать форму точно по картону дополнительными стежками. |
- Ножницы, - Игла, - Нитка. |
|
|
3. |
Обработка задней стенки изделия. |
Ткань для задней стенки обрезать по размеру картонной заготовки с учетом припуска на подгибку 1 см и обшить по контуру заготовки броши способом вперёд игла. Стянуть прошитый край нанитку и придать форму точно по картону дополнительными стежками. Пришить застежку для брошки. |
- Ножницы, - Игла, - Нитка, -Застежка для брошки. |
|
|
4. |
Соединение деталей изделия. |
Соединить обе стенки изделия потайными стежками по периметру. Оставить несшитый участок 1 см (прореху). |
- Ножницы, - Игла, - Нитка. |
|
|
5. |
Выполнение контура изделия. |
Обшить контур изделия витым шнуром. Концы шнура спрятать внутри изделия через прореху. Зашить прореху. |
- Ножницы, - Игла, -Витой шнур, - Мононить. |
Приложение 6
Историческая справка по истории МОУ «Беломорская СОШ №3»
Первый звонок в нашей школе прозвенел в 1914 году. На станции Сорокская бухта Кемского уезда Архангельской губернии было открыто 2-классное начальное училище. В архиве сохранились следующие данные об этом училище:
здания: для 1-го класса – даровое, для 2-го класса – наёмное;
количество учеников: в 1-м классе – 44 ученика, во 2-м классе - 19 человек.
В это время в селе Сорока началось строительство Кировской железной дороги, которое шло по топям и болотам. Со всего севера были стянуты строители, для жилья им выделялись бараки. Вместе со строителями приехали их семьи. В бараках проживало по несколько семей с детьми. Ребят надо было чем-то занимать. Решено было создать школу для детей строителей железной дороги.
Сначала школа была двухклассной, затем - начальной, где ребята учились четыре года. В школе изучали Закон Божий, письмо, чтение, математику. Ребята оставались здесь до прихода родителей с работы.
С 1921 года учеников стали кормить завтраками. Питание было бедное: картошка, пёрышки трески, а иногда делали «болтушку»: растворяли муку в кипятке, а затем взбалтывали эту смесь. Голодно было, но не унывали. Молодежь собиралась на игрища, танцевала кадриль, играли свадьбы.
Многие годы жизнь школы была связана с железной дорогой. В 1924 году была открыта 2-х классная школа Мурманской железной дороги. С 1934 года она стала называться семилетней школой Кировской железной дороги.
В 1935 году наша школа находилась в трех деревянных зданиях недалеко от вокзала.
В 1941 году в здании школы располагался штаб Карельского фронта. 11 ноября 1941 года учителя железнодорожной школы с семьями были эвакуированы в Узбекистан. Добирались до места в теплушках 38 суток. Настроение всем поднимал Василий Семенович Крылов, директор школы. Когда заводил песню, все её подхватывали.
В1944 году Карелия была освобождена, в Беломорск стали возвращаться жители, и железнодорожная школа №17 возобновила работу.
С 1961 года школа стала №82 Октябрьской железной дороги, переведена на восьмилетнее обучение, а в 1967 году перешла на десятилетнее обучение.
В 1973 году наша школа стала работать в новом здании. Бессменным директором, в течение почти 14 лет была З.Н. Шитова, прекрасный учитель географии, добрый, чуткий и отзывчивый человек. С вводом современного здания в эксплуатацию значительно улучшились условия организации учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив насчитывал 45 учителей, которые трудились над созданием оптимальных условий для учащихся. Была проделана значительная работа по внедрению в учебный процесс технических средств обучения, оформлению и оборудованию кабинетов, систематизации и накоплении учебно-наглядных пособий, дидактического материала. Много сил и энергии вложили в это учителя: В.И Григорьев, В.К.Дмитриева, Л.Ф.Каншиева и многие другие.
Позже появились серьезные шефы в лице Беломорской базы Гослова рыбы, станции Беломорск. Руководители этих организаций принимали участие во всех проводимых в школе мероприятиях, педсоветах. Помогали материально. ББГЛ взяла на себя организацию и оплату трудового лагеря в Краснодарском крае в летние каникулы. Дети готовили концерты, встречали суда, приходившие из долгих и дальних рейсов. Школа и шефы жили одной общей жизнью.
С апреля 1982 года по решению Министерства просвещения Карелии была переименована в среднюю школу №3 города Беломорска.
П риложение 7
Эскизы школьного фрачника и результаты голосования «Выбираем эскизы для школьного значка»
Приложение 8
Фото школьных фрачников, изготовленных по эскизам. Результаты голосования «Выбираем школьный значок»
Приложение 9
Прототип школьного значка ученика Беломорской СОШ №3 (эскиз)
Значок школьного лидерского клуба «Пчёлки», выполненный в технике золотного шитья
Приложение 10
Фрачники из коллекций учителей
.
|
Держатель коллекции |
фото |
Название/значение |
|
Ильина И.Г. |
Броши в форме швейной машинки |
|
|
Эмблема г. Беломорска Значки посвященные встрече юнг военно-морского флота в 1985 году, посвященной 40-летию Победы в ВОВ. |
||
|
Броши, изготовленные в мастерской Рукоделия Поморья |
||
|
Веселова Н.И. |
Значки «совушки» символизируют педагогическую мудрость, профессионализм и ценность. |
|
|
Титова Е.А. |
Самолетик является символом советников по воспитанию |
|
|
Шендаков В.Ю. |
Значок высшего педагогического образования |
1 Аукционы нумизматики http://www.auction-imperia.ru/wdate.php?i=18463&t=offline
2https://vk.com/club119531558?w=wall-119531558_18898
3https://vk.com/club119531558?w=wall-119531558_15125
4https://vk.com/club119531558?w=wall-119531558_15121
5https://vk.com/club119531558?w=wall-119531558_18899
6https://belschool3.karelschool.ru/?section_id=16