Введение
Сегодня боевые действия обсуждают во всём мире и взрослые, и дети. Мы - подрастающее поколение узнаём о военных конфликтах и событиях из средств массовой информации, социальных сетей, разговоров родителей.
Нам часто рассказывают о героическом прошлом нашей страны. В школьной библиотеке есть «Парта Героя». Она посвящена выпускнику школы, участнику ВОВ - Олейнику Николаю Михайловичу. Есть выставка памятных альбомов о земляках героях, воевавших в Великой Отечественной войне. На стене здания школы размещена мемориальная доска Копылову Олегу Андреевичу - выпускнику и участнику боевых действий в Чечне.
Это говорит о многом! В МБОУ СОШ № 22 учились ребята, которые защищали нашу Родину в тяжелые для нее времена. И своими героическими поступками прославили её.
С 24 февраля 2022 года, Верховный Главнокомандующий России Владимир Путин отдал приказ о начале специальной военной операции.
Мы знаем, что и в это раз выпускники школы не остались в стороне! Они проявили примеры стойкости, храбрости и мужества. Нам захотелось побольше узнать и рассказать о них. Тема нашего проекта «Героями не рождаются. Ребята с нашего двора».
Актуальность работы заключается в том, чтобы проявить уважение, признательности людям, совершающим героические поступки.
Объект: страницы истории школы.
Предмет: жизненный путь выпускников-участников СВО.
Гипотеза: предположим, что выпускники МБОУ СОШ № 22, участвуя в специальной военной операции, герои.
Цель: сохранение памяти о выпускниках МБОУ СОШ № 22 - участниках СВО.
Задачи:
- найти информацию по теме исследования;
- проанализировать полученные сведения и документы;
- систематизировать собранный материал;
- создать «Книгу памяти» об выпускниках участниках СВО и подарить ее школьному музею.
- разработать проект баннера «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ# РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА». Проект баннера реализовать и использовать для проведения мероприятий по патриотическому воспитанию, предназначенного для повышения интереса к патриотическому наследию России.
Методы исследования:
Анкетирование;
Интервьюирование;
Анализ полученных данных;
Описание.
Продукт проекта: «Книга памяти» и баннер «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ# РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА».
Практическая значимость: собранный материал можно использовать во внеклассной работе и поможет обучающимся побольше узнать об участниках СВО и истории школы, а также пополнить школьный краеведческий музей новыми данными.
Герои СВО - выпускники МБОУ СОШ № 22
Наша страна велика и во все времена привлекала недругов своими бескрайними полями и лесами, богатейшими недрами, невероятной красоты природой, столь разной от востока до запада. Но всегда на защиту Родины вставали те, кого звали, зовут и будут звать Героями Отечества.
Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества, а Герой России это звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.
Прекрасные слова об истинном герое принадлежат А.Толстому: «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке». Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам.
Президент Российской Федерации В. В. Путин 24 февраля 2024 года объявил о начале СВО, ради защиты людей (жители Донбасса) на наших исторических землях, для обеспечения безопасности нашей страны, для ликвидации угрозы, которая исходила от неонацистского режима, сложившегося на Украине после переворота 2014 года.
Говоря об участниках специальной военной операции, В. В. Путин подчеркнул: "Они все герои. Каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности. Идёт на это сознательно. И относиться к ним нужно именно так - как к героям".
Изучая страницы истории нашей школы, мы узнали, что среди выпускников есть участники СВО. Они учились в школе. так же, как и мы учились, играли в футбол, дружили. Живут с нами на одной улице, но мало кто знает их имена.
Со слов В.В. Путина «Ребята выполняют важнейшую задачу с точки зрения обеспечения безопасности самой России, и, конечно они заслуживают того, чтобы о них говорила и знала страна… Они - герои!».
Наш проект задуман, чтобы рассказать о выпускниках школы- участниках СВО: Борисенко Д.И., Тонкошкурове Е.А., Верхоломове А.А. "СВОИХ НЕ БРОСАЕМ" - пусть эти слова поддержки слышат там, где сегодня они нужны больше всего.
2. Участники специальной военной операции
Борисенко Д.И.
Мальчик рос в простой рабочей семье: папа - электросварщик, мама - воспитатель детского сада.
Уже в детском саду у него проявлялись такие черты характера как настойчивость, любознательность и исполнительность. Верхоломова Е.А., воспитатель детского сада вспоминает: «Дима был внимательным ребенком, в глазах горел познавательный огонек. Примечательно то, что он, несмотря на свой маленький возраст (3 года) всегда доводил начатое дело до конца и четко следовал инструкции».
В школу Борисенко Д. И.пошел в 2005 году.
Из воспоминаний Мезенцевой С.Л., первой учительницы: «Уже в начальных классах он среди остальных ребят выделялся тем, что его любили все девчонки. Спортивный! Всегда подтянутый. Обходительный. Добрый. Не хитрый, не наглый. За четыре года начальной школы не обидел ни словом, ни делом ни одну девочку, а чаще вставал на их защиту.
Он уважал учителей, уважал старших. Если была нужна помощь по классу и в проведении мероприятий, вызывался первым, проявлял инициативу. У него были развиты сила воли и чувство ответственности.
Гришин А.С., классный руководитель Борисенко Д.И. в старших классах рассказывает, что он зарекомендовал себя как ответственный и исполнительный ученик. Учился всегда на хорошо и отлично. Активно участвовал в городских и школьных олимпиадах и конкурсах. Был лидером класса. Со всеми поддерживал дружеские отношения. Никогда не конфликтовал с одноклассниками и учителями.
Интересный факт рассказал Гришин А.С. : «За время учебы с 5 по 11 класс Дима никогда не болел. И пропустил только 2 урока (ездил к зубному)».
В 2016 году Борисенко Д.И. окончил школу и поступил в Дальневосточное общевойсковое командное училище в городе Благовещенск. Из газеты «Страж Балтики» мы узнали, Борисенко Д.И. добросовестный и ответственный.
«О его добросовестном отношении к учебе и службе говорит тот факт, что в училище он был сержантом и командиром отделения.»
В 2020 году Борисенко Д.И. окончил училище с красным дипломом.
Офицер Борисенко Д.И. в марте 2022 года был отправлен в первую командировку в зоне СВО, где выполнял боевые задачи. В ходе боевых действий, 6 мая, был ранен. За мужество, отвагу и самоотверженность проявленные при исполнении воинского долга 23 июля 2022 года был награжден орденом Мужества. Важно заметить, что при выполнении боевых задач не было потерь.
Вторая командировка в зону СВО состоялась с 7 октября 2022 года по 15 марта 2023 года.
Третья командировка в зону СВО с 15 октября 2024 года и по настоящее время.
Тонкошкуров Е.А.
Со слов мамы – Тонкошкуровой А.В. мы узнали, что с самого детства дисциплина для сына была видимо врожденным качеством. Младенцем он никогда не плакал просто так- «из вредности».
Начав посещать детский сад, воспитатели спрашивали у родителей каким образом они научили ребенка в 3 года аккуратности и вежливости. Так как проходя мимо взрослых мальчик обязательно здоровался. В группе детского сада его шкафчик был самым аккуратным (вещи повешены ровно, обувь стоит тоже ровненько и красиво).
Пойдя в первый класс и на протяжении всей учебы в школе Тонкошкуров Е.А., был очень пунктуальным, это качество у него присутствует до сих пор. Он никогда не опаздывает к чему и приучает своих детей.
Во время учебы в школе был разносторонне развитым ребенком занимался спортом - самбо, закончил художественную школу. Увлекался техникой, мотоциклами. Выступал в школьной команде КВН. За что имеет поощрения и награды. Закончил школу на хорошо и отлично. После окончания школы возник вопрос о поступлении в учебное заведение.
В августе 2015 года Тонкошкуров Е.А. проходит пробные испытания и поступает в Военно учебный научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-Воздушная Академия» им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в Воронеже на факультет «Эксплуатация боевых летательных аппаратов и двигателей» и в 2020 году заканчивает, получив специальность «Инженер авиационного комплекса».
Во время обучения в ВВА дважды принимал участие в Параде на Красной площади в честь празднования Дня Победы. В составе учащихся ВВА.
По распределению в 2020 году для прохождения дальнейшей службы, возвращается на малую родину -Приморский край.
С 14.10.22 года по 10.04.23 года находился в зоне СВО для выполнения специальных боевых задач.
На сегодняшний день Тонкошкуров Е.А. продолжает нести службу. Награжден медалью «За участие в параде», медаль «За участие в учениях» и медаль «За воинскую доблесть II степени».
С 12.11.2024 года и по настоящее время находится в командировке выполняет специальные боевые задачи в зоне СВО.
Верхоломов А.А.
Из документов мы узнали, что Верхоломов А.А.рос в рабочей семье: папа – водитель-дальнобойщик, мама-учитель начальных классов.
В 1997 году он пошел детский сад № 5 села Кневичи.
Выстрипова М.А., воспитатель вспоминает: «Очень хорошо помню этого мальчикав детстве. Очень живой, подвижный, с приглядным личиком, с очень живыми глазами. Воспитатели любили его, а дети, как-то по-особенному были привязаны к нему. Он стремился к самостоятельности, легко вступал в общение с детьми и проявлял инициативу.
Часто наблюдала ситуации, как мой воспитанник умудрялся, вовлечь в игру всех детей (даже тех, кто был противником групповой игры) и играл вместе с ребятами.
У него уже с детского сада созревала ответственность за команду, ценность общего дела. Эти качества характера нельзя было не заметить.
Перед уходом детей домой я напоминала детям о необходимости собрать игрушки и навести порядок в группе. Мальчик ходил за мной следом и напоминал детям фразой: "Собираем игрушки", показывая на те игрушки, которые дети не заметили, оставили, не собрали.
Если возникал спор, кто встанет первым, когда идем на прогулку, то лучше всех организовать ребят на детском уровне, тоже удавалось ему. Он просто становился первым.
Пытливый ум, природное любопытство, стремление проникнуть в тайны всех тайн – присущи ему.
Упорная настойчивость и храбрость- главные свойства личности Верхоломова А.А.
В 2002 году Верхоломов А.А. пошел в школу.
Скорик Л.П., его первая учительница вспоминает: «Верхоломов А. А. рос мальчиком любознательным, самостоятельным, способным отстаивать свою точку зрения, всегда боролся за справедливость. В коллективе был дружелюбным, активным, спортивным и жизнерадостным ребенком. Он принимал самое активное участие в жизни класса и школы. Был безотказным в выполнении даже в самых сложных поручений и всегда справлялся с ними на «5». Он был пример для подражания».
У Верхоломова А.А. в школе любимые предметы были граждановедение и история.
Учитель граждановедения вспоминает: «В годы учёбы Верхоломова А. в нашей школе я преподавала граждановедение, был в то время такой предмет в курсе обществоведческих наук.
Он на уроках всегда проявлял активность и интерес к каждой теме Любил не только внимательно слушать и выполнять те или иные задания, а проявлял инициативу и привлекал дополнительный материал, задавал непростые вопросы, тем самым вовлекая одноклассников в дискуссию. Спорил по-юношески горячо, отстаивая свою позицию. Особенно его интересовали темы связанные с устройством нашего государства, его историей и правовыми основами. Мальчик , умел отстаивать свою точку зрения и аргументировать ее, тактично вести дискуссию, а не спорить, показывая своё «Я», что часто бывает в подростковом возрасте. По характеру он добрый, вежливый и отзывчивый. Всегда готов прийти на помощь любому и в любой ситуации. Интересный момент, на что я сразу обратила внимание и ставила его в пример другим. Были ситуации, когда нужны в школе "сильные мужские руки" и завхоз просил мальчиков что-то помочь. Верхоломов А. сидел за последней партой, но в два прыжка оказывался в первых рядах помощников. А после уроков подходил и спрашивал какое домашнее задание, если не успел его записать. И помощь и учёба для него были в порядке вещей.
Я нисколько не удивилась, что Верхоломов А.А. сейчас, на передовой. Именно на таких парнях, которые интересы своего государства ставят выше своих собственных и держится могущество нашей Родины.
Билюшова Т. Н., учитель истории вспоминает: «По школе помню этого ученика этаким «живчиком". И на переменках, и на уроках. Улыбчивый, с позитивным настроем. На моих уроках сидел чаще на дальних партах. Когда ему очень не терпелось ответить на вопрос, он тянул руку так высоко, что подскакивал со стула. Прям вот картинка такая стоит перед глазами. А ещё вопросы разные любил задавать».
Из воспоминаний мамы Верхоломов А.А. в детстве любил заниматься спортом (каратэ, греко-римской борьбой) и вести активный образ жизни. У него всегда было много друзей.
По окончанию школы Верхоломов А.А. поступил во ВГУЭС на факультет «Техническое обслуживание автомобилей». В колледже он занимал активную жизненную позицию.
После первого курса, по достижению 18 лет, Верхоломов А.А. пошел в военкомат и попросился в армию. Отслужив, вернулся в колледж и продолжил обучение. На протяжении всего обучения был старостой группы и факультета.
С 2015 года работал в международном аэропорту Владивосток имени В.К. Арсеньва, в службе организации перевозок.
В ноябре 2022 года был мобилизован в зону СВО. Когда пришла повестка он не колеблясь ни минуты, он принял решение выполнять свой гражданский долг пред Родиной. За время в зоне СВО проявил себя как профессиональный боец, мужественно и самоотверженно. 6 июня 2023 года, во время выполнения боевых задач, был ранен. По окончанию лечения отбыл на службу. За проявленную храбрость и мужество в ходе выполнения боевых действий награжден медалью «За храбрость».
25 мая 2024 года командир его подразделения объявил благодарность за отличное, своевременное выполнение поставленных задач.
Верхоломов А.А. продолжает выполнять боевые задачи в зоне СВО.
Итак, опираясь на высказывание президента России - Владимира Владимировича Путина, изучив жизненный и боевой путь наших выпускников можно с уверенностью сказать «Они - герои!».
Заключение
Работая по теме: «Героями не становятся. Ребята с нашего двора», мы поняли, что действительно героями не рождаются, а становятся. Жизненная позиция, личностные качества выпускников нашей школы, ребят с которыми мы живем на одной улице, в одном доме нас восхитила. Они все герои! Каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности. Идёт на это сознательно. И относиться к ним нужно именно так - как к героям! Мы хотим быть похожими на них.
В своей работе мы собрали сведения и документы, о трех выпускниках нашей школы. Особую помощь в работе оказали интервью с педагогами школы и их родителями.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. По результатам проекта создана «Книга памяти» о выпускниках МБОУ СОШ № 22. Чтобы мы и наши потомки знали, и помнили о героях СВО. Эту книгу мы подарили школьному музею. Так же мы спроектировали баннер «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ». Проект баннера реализован. В феврале состоялось торжественное открытие. Он используется для проведения мероприятий по патриотическому воспитанию. Мы неоднократно выступали на классных часах рассказывая о наших ребятах.
Мы гордимся учениками нашей школы, потому что благодаря их отваге, доблести наша страна борется с фашизмом.
Вот такие в России Герои!
Не о себе думают - о други
"Отходите, ребята, я прикрою!"
Вот такой у русских девиз!
Не о себе думают, о других,
И у нас много Героев таких!
Источники информации
Обращение Президента РФ от 24 февраля 2022 г. О проведении специальной военной операции.
Семейный архив Борисенко Д.И.
Семейный архив Верхоломова А.А.
Семейный архив Тонкошкурова Е.А.
Интервьюирование Билюшовой Т.Н.
Интервьюирование Борисенко Е.В.
Интервьюирование Верхоломовой Е.А.
Интервьюирование Выстриповой М.В.
Интервьюирование Морозовой Л.Н.
Интервьюирование Скорик Л.П.
Интервьюирование Тонкошкуровой А.В.
https://vkvideo.ru/video-228360395_456250765?t=1m29s&ref_domain=yastatic.net