Введение
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Посредством родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное [7].
На территории Республики Саха (Якутия) государственным языком является язык саха (якутский), язык нации саха, основного коренного населения края, давшего имя республике. Народ саха осуществляет государственную защиту языка саха и проявляет заботу о расширении его общественных и культурных функций [10].
Интерес к изучению якутского языка в республике Саха в последние годы заметно вырос.
Республика наша многонациональна. Здесь проживают более 90 национальностей. И сегодня встают вопросы местного и пришлого населения, взаимодействия их языков, сохранения национальной культуры, языка, быта и обычаев, интернационального воспитания.
Для русскоязычных людей, проживающих в Якутии, на данный момент важно знать базовый лексический минимум якутского языка. Базовый уровень речевого общения предполагает умение общаться в социально – бытовой, трудовой и социально-культурных сферах.
Проблема исследования: современная образовательная система внедряет новые педагогические технологии и подходы в обучении языкам, но главной проблемой остается низкая мотивация большинства обучающихся и отсутствие естественной языковой среды.
В усвоении любого языка как средства общения большую роль играет мотивация. В условиях организованного обучения речи на втором языке в качестве стимула выступают: 1) «мотив только понимаемый», который создается в результате внушения родителей, воспитателей, разъяснения педагога и т.д.; но мотив данного типа является для детей слабым стимулом к непосредственным действиям; 2) «мотив реально действующий», т.е. желание подражать другим, произносить новые, непривычные слова, показать свое умение: «я говорю по-якутски» [3].
Мы считаем, что с помощью песни на якутском языке можно приобщить детей к родному языку и привить им любовь к нему.
Актуальность работы заключается в рассмотрении методики использования песен на уроке якутского языка как источника дополнительного стимула для изучения языка и реализации целей образовательной программы.
Цель заключается в попытке дать комплексное решение проблемы использования песен на уроках якутского языка. При этом, особое внимание уделяется этим средствам обучения как способу повышения мотивации в изучении якутского языка.
Задачи:
- отобрать и изучить методическую и педагогическую литературу по исследуемой теме;
- рассмотреть принципы работы с песней;
- выяснить практическое значение песен на якутском языке для школьников;
- проанализировать и сделать выводы по результатам опроса среди учащихся;
- разработать упражнения на основе песенного материала;
- популяризация якутского языка через песенную культуру Саха среди русскоязычных детей.
В качестве гипотезы выступает предположение, что благодаря изысканию новых форм работы с песенным материалом и применению их на практике, возможно значительное повышение интереса к изучению якутского языка у школьников. Если использовать якутские песни, как средство изучения родного языка, то возможно улучшение произношения и обогащения речи школьников.
Объектом исследования данной работы является изучение роли использования песенного материала при обучении якутскому языку.
Предмет исследования: работа над песенными материалами, которые найдут свое применение в обучении самым различным аспектам якутского языка.
Методы, которые мы использовали: обсуждение темы; анализ литературы по вопросу, поиск информации в сети интернет; отбор и комплектование материала; опрос (анкетирование), наблюдение, обобщение материала.
Новизна исследования: в своей работе мы попытаемся раскрыть всю многогранность применения песенного материала в обучении якутскому языку, а также приведем данные проведенного анкетирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована учителями как дополнительный метод повышения мотивации школьников к изучению якутского языка.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении представлены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, практическая значимость работы, а также методы, использованные в ходе проведения исследования. В первой главе рассматривается основные цели использования песни на уроках якутского языка, а также принципы работы с песней. Во второй главе показали результаты анкетирования и разработали комплекс упражнений по образованию лексических навыков на основе песенного материала. В заключении представляются и анализируются итоги данного исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕН
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКЕ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Основные цели использования песни на якутском языке
Использование песен на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании песенного материала на уроках развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда песня интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученик услышит, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Использование песни способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся. Во время звучания в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание песни, учащимся нужно приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование канала поступления информации (слуховой) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия песенного материала на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.
Изучение любого языка с помощью разучивания песен помогает воспринимать на слух слова, улучшить произношение, понимать лучше грамматику, пополнить словарный запас. Доказано, что музыка оказывает воздействие на правое полушарие головного мозга, а текст – на левое. Вот почему рифмы текста и приятная музыка надолго остаются в памяти любого человека. Музыка нас сопровождает повсюду. Тексты к песням обычно состоят из коротких и несложных предложений, которые легко запоминаются за счет повторения и прослушивания. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. А также песни способствуют совершенствованию навыков произношения, аудирования и развития музыкального слуха.
Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни, ее исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особенностями менталитета, культуры народа.
Как известно, каждый язык в современном мире содержит в себе 4 основных уровня – фонетический, морфологический, лексический и синтаксический – вследствие этого освоение языка заключается в изучении данного материала посредством овладения ключевыми видами речевой деятельности. Исходя из этого, обучение учащихся грамматическому, лексическому и фонетическому аспектам иностранного языка реализовывается в тесной взаимосвязи.
Момент предъявления песенного текста определяется условиями, поставленными преподавателем, и уровнем особенности учащихся.
Попробуем рассмотреть и определить основные цели для этого вида работ.
Во-первых, аутентичный текст песни используется для формирования фонетических навыков у изучающих язык. Как правило, песню исполняют носители языка, и произношение у них безукоризненное. Важно при выборе песни учитывать (кроме уровня знаний обучаемых) еще и четкость произношения звуков, артикуляцию исполнителя песни.
Песня может служить для формирования фонетических навыков, то есть умения слышать звуки и воспроизводить их во фразе. Особенно важен этот вид работы тогда, когда мало учебного времени.
Во-вторых, работа с песней на занятиях якутского языка используется с целью пополнения лексического запаса у обучаемых.
В-третьих, песни используются также для отработки грамматических конструкций. Синтаксические особенности текста песни, т.е. определенный порядок слов в предложении, управление глаголов, изменение существительных и прилагательных – вместе со строчками песни запоминается не механическое формулирование правил, а их наглядное применение.
Кроме того, песня помогает учащимся приобщиться к якутской национальной культуре. Якутская молодежь имеет свою песенную культуру, в которой отражаются как современное состояние общества, так и ее видение мира, ее ценности на новом этапе цивилизации, национальные традиции в области стихотворчества и музыки.
Мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а ее содержание нести смысловую нагрузку.
Помимо вышеперечисленных целей, песня помогает сплочению группы.
В предварительной работе над текстом песни, в ходе которой сочетаются обычно различные формы работы (диалог, индивидуальная и групповая работы), непроизвольно проходит общение учащихся, так как многие тексты песен строятся в виде диалога или монолога от первого лица. Это также способствует формированию коммуникативных навыков. Работая над содержанием песни, можно предложить создать на основе фраз, извлеченных из текста, свой диалог, придумать и разыграть сценку, что уже относится к элементу творчества, т.е. является ещё одной промежуточной целью в работе над песней.
Занимаясь песней, учащийся с первых минут вовлечен в процесс работы над аутентичным материалом, который носит когнитивный характер: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой песней (музыкой, темой, исполнением, автором). Обучаемый при этом занимает свою собственную позицию, высказывает свое мнение. Здесь важную направляющую роль играет преподаватель, который определяет этапы работы над песней, анимирует (усиливает) совместную деятельность, оказывает влияние на формирование ключевых компетенций у школьника.
И еще одна из целей, которую преследует преподаватель, используя на занятиях песню, - это создание непринужденной атмосферы, позволяющей осуществить «разгрузку» учащегося – эмоциональную, интеллектуальную. Поскольку работа над песней должна проводиться не в виде механического повторения текста песни вместе с исполнителем, необходимо применять элементы игровых действий, желательно подвижных, т.е. работа с песней на уроке - это, прежде всего, творчество и коммуникативная компетентность самого преподавателя. Ведь за ним – и выбор песни.
Выбирая песню, преподавателю желательно принимать во внимание общепризнанные категории:
- песня часто транслируется по радио, телевизору;
- небольшое количество нового языкового материала;
- соответствие возрасту и интересам учеников.
- она соответствует моде, вкусам учеников;
- тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что «использование песен на уроках родного языка и литературного чтения развивает правильную речь, помогает изучать и запоминать грамматические формы, достичь правильной артикуляции и интонации, увеличить словарный запас, формировать фонетических навыков. С помощью музыки, можно создать благоприятную атмосферу, отдохнуть и заинтересовать» [4].
Принципы работы с песней на уроке якутского языка
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к её решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приёмов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с урока.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении якутского языка.
Темами для дискуссий и бесед может стать содержание современных, популярных среди молодежи песен. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни.
Примерная последовательность работы с песней:
1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, Установка на первое восприятие песни;
2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;
3) проверка понимания содержания песни. На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни; выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;
4) чтение текста песни;
5) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.
На последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени.
1.3 Технология работы с песней
Технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: дотекстовый, текстовый, послетекстовый [9].
Предтекстовый этап. Происходит снятие трудностей, прорабатывается лексика, необходимая для понимания, развивается языковая интуиция, умение предвосхищать тему песни.
Виды заданий.
Фонетическая отработка наиболее сложных лексем и грамматических конструкций (хором за учителем, индивидуально), лучше с визуальной опорой (текст песни или вынесенные на доску слова, фразы, вызывающие затруднения).
Ученики получают текст с пропусками слов или строк. Необходимо заполнить пропуски, стараясь предугадать смысл песни.
Учитель раздает ученикам карточки, где написаны несколько ключевых слов, фраз из песни, которую предстоит прослушать. Задача учащихся обсудить, угадать, о чем это музыкальное произведение. Усложненный вариант: учитель называет ряд слов или фраз, не давая ученикам зрительную опору.
Закончить строку песни, подобрав рифму (задание на карточке).
Соотнести слова и их эквиваленты. В одном столбике слова на якутском языке, в другом — на русском. Нужно к слову из первого столбика подобрать его перевод из второго. Слова в этом задании должны быть взяты из текста песни. Цель этого задания: облегчить понимание, избежать прямого пословного перевода песни.
Определить к каким частям речи относится ряд слов (на карточке/ на доске), обосновать свой выбор.
Найти и записать синонимы или антонимы к указанным словам.
Найти и подчеркнуть нужные грамматические конструкции или слова в тексте.
Текстовый этап. Включает в себя прослушивание, расшифровку текста, перевод.
Виды заданий.
Работа в парах: строки песни напечатаны на карточке в ложном порядке. В результате прослушивания необходимо восстановить правильную последовательность, используя нумерацию.
Совместный пословный перевод песни под руководством учителя.
Перед прослушиванием песни, дети получают расшифрованный текст с допущенными ошибками (в словах, фразах, рифмах). Задача: после прослушивания найти и исправить ошибки.
Подобрать однокоренные слова.
Составить словосочетания с выписанными глагольными формами.
Составить предложения, с использованием слов, фраз из текста песни.
Прослушивание, проговаривание текста песни с отбиванием ритма, пение хором вместе с исполнителем, под фонограмму, индивидуально.
Послетекстовый этап. Мотивирует учащихся к речевым высказываниям по заданной песней теме. Выход в речь осуществляется как устно, так и письменно.
Виды заданий.
Ученики получают список вопросов, отвечая на которые, они смогут выстроить логичное, последовательное монологическое высказывание о сюжете песни, главной идее, героях, своем отношении. Подобный список вопросов играет роль плана изложения мыслей. Облегчает задачу ученика.
Написать историю о чувствах и мыслях главного героя песни.
Составить диалог-обмен мнениями по теме песни.
Написать эссе по проблеме, упомянутой в тексте песни.
Разыграть интервью между ведущим на радио и исполнителем песни, затронув вопрос истории создания хита, секрет его популярности.
Беседа, дискуссия между учащимися по теме.
Написать сценарий на основе главной идеи песни, разыграть сценку.
Выводы по 1 главе
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Использование песни в процессе обучения якутскому языку способствует:
1. Совершенствованию навыков произношения.
2. Развивает навыки и умения чтения и аудирования.
3. Стимулирует монологическое и диалогическое высказывания.
4. Развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.
5. Позволяет закрепить изучаемые грамматические структуры и расширить лексический запас учащихся с помощью песенного материала.
6. Помогает приобщить учащихся к музыкальной культуре народа;
7. Формирует мотивацию школьников к изучению языка.
В результате проделанной работы можно отметить, что песни и музыка с текстами на якутском языке повышают мотивацию к изучению языка, способствуют формированию социокультурной компетенции.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕН
НА УРОКЕ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Результаты анкетирования
Приведенные выше аспекты показывают большую значимость и актуальность песенного материала в обучении якутского языку. Но чем является песня на якутском для самих школьников?
С целью узнать насколько интересуются школьники якутскими песнями, мы провели опрос в Google форме среди учащихся Вилюйской гимназии. В опросе участвовало всего 204 учащихся. Анкета состояла из 7 вопросов. Результаты опроса представлены в диаграммах:
40% опрошенных больше общаются на русском языке, почти 60% - на якутском.
Диаграмма показывает, что 36% слушают песни на якутском языке, 43% слушают иногда и лишь 21 % не слушают. Как мы видим, большинство респондентов (79%) слушают музыку на якутском языке.
Каких якутских исполнителей ты предпочитаешь слушать? Большинство любят слушать песни молодых исполнителей (Kitjah, Катя Черкашина, Fiesta, Jeada, Айыы Уола, Кэскил Баишев и др.)
В пятом вопросе ученикам предлагалось ответить на вопрос о том, что вникают ли они при прослушивании в смысл песни. По результатам пятого вопроса можно сказать, что большинство (67%) вникают в смысл прослушиваемой песни, а всего 33% не обращают внимания на смысл текста.
Шестой вопрос звучал таким образом: Знаешь ли ты текст любимой якутской песни наизусть?
Вывод: большинство учащихся слушают якутские песни и считают, что песни играют важную роль в развитии памяти при изучении родного языка.
2.2 Разработка упражнений по якутскому языку как государственному
с использованием песен
В ходе данного исследования был разработан комплекс упражнений для 9 классов с русским языком обучения.
Упражнения:
Песня Арыйаана «Бастын бе5ес»
Задание 1. Выскажи свои впечатления от прослушенной песни.
Задание 2. Какая часть прослушанной оказал на тебя наиболее яркое впечатление?
Задание 3. Какие человеческие качества может сформировать эта песня?
Песня Анатолия Бурнашева «Сахам сирэ»
Задание 1. О чем прослушанная песня? Какой отклик оно находит в твоей душе?
Задание 2. Какое настроение создает у тебя эта песня?
Задание 3. В каких ситуациях ты бы хотел слушать песню?
Песня Василия Еремеева «Кестубэт ситим»
Задание 1. Что тебе больше всего понравилось в этой песне?
Задание 2.С чем у вас ассоциируется эта песня?
Задание 3.О чем по твоему мнению эта песня?
Выводы по 2 главе
Песня как способ изучения якутского языка мог бы заинтересовать школьников и стать хорошей помощью в их обучении якутскому языку.
Следовательно, песни являются важным условием повышения мотивации для изучения языка и повышения уровня успеваемости учащихся.
В данной главе был рассмотрен разработанный в ходе исследования комплекс упражнений для формирования лексических навыков с применением песенного материала. К каждому классу предлагаются по одной песне. После ее прослушивания и параллельного просмотра видео предлагается ряд вопросов, раскрывающих суть смысла и прорабатывающих лексику, данную в определенном тематическом разделе учебника. Песни представляют собой аудиозапись. В заданиях к ней, помимо вспомогательных вопросов, присутствует такой вид упражнения, как вставка пропущенных слов после прослушивания аудио материала
Заключение
Итак, в ходе проделанной работы можно сделать вывод, что песни играют немаловажную роль в изучении якутского языка. Это можно увидеть и по результатам анкетирования. В наше время очень широко распространены и актуальны среди школьников песни на родном языке. Они нам нравятся, поэтому мы любим сами их петь, повторять, а исполняя и повторяя песни, мы тем самым учимся хорошо выговаривать якутские слова, начинаем понимать смысл песен, тем самым мы учимся якутскому языку. Музыка развивает все виды памяти: слуховую, моторную, образную, зрительную. Следовательно, этот процесс очень полезен при изучении языка:
- слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур;
- учит правильной артикуляции звуков;
учит всем видам речи (диалогической, монологической, письменной, аудированию);
- песня помогает воспитывать у ребят высокие нравственные качества;
- расширяется кругозор школьников: знакомятся с творчеством авторов песен;
- все виды работ с песней помогают стимулировать интерес к родному языку;
- песни вызывают положительные эмоции.
Разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями якутского языка.
Выдвинутая гипотеза о роли песенного материала в изучении родного (якутского) языка подтвердилась. С помощью песен возможно повышение интереса к изучению якутского языка у школьников. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения расширения лексического запаса.
Использованная литература
Ефремов Н.Н., Данилова Н.И., Попова Н.И. Обязательный минимум содержания предмета «Якутский язык» -Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2007.-36с.
Генеров Дмитрий Николаевич. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении разговорного якутского языка через историю и культуру народа саха.
Замятина Е.Ф. Современные проблемы обучения разговорному якутскому языку русскоязычных детей. https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-problemy-obuchenija-razgovornomu-jakutskomu-jazyku-ruskojazychnyh-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (8)
Нургалиева З. К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕН НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. https://infourok.ru/ispolzovanie-pesen-na-urokah-rodnogo-yazika-i-literaturnogo-chteniya-3199223.html (2)
Серошевский В.л. Якуты. Опыт этнографических исследования.-2-е изд., -М.,-736с. (3)
Чумарова Л.Г., Беляева Е.А. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ. Казанский вестник молодых ученых. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков. 2018, том 2 № 5 (8), УДК 372.881.1 (4)
Ушницкий К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350с. (5)
https://конспекты-уроков.рф/other/articles/file/47429-obuchenie-yakutskomu-yazyku-russkoyazychnykh-detej-na-pesennom-materiale (6)
https://multiurok.ru/index.php/files/nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-ispol-zovaniie.html (7)
Закон Республики Саха (Якутия) "О языках в Республике Саха (Якутия)"
Приложение 1
Комплекс упражнений на основе песенного материала
Арыйаан
Бастын бе5ес
Айыл5алыын алтыhан
Туун былыргы сыллартан
Кун уотуттан куус ылан
Эккин сииннин эрчийэн
Хос ырыата:
Бастын бе5ес, чулуу тустуук,
Кылбар кыайыы кынаттанан,
Уеруу, ерегей аргыстан,
Киирсии аайы бастын эн буол.
Уол о5о буолан тереен,
Уудьар хааннын ааттатан,
Бу кебуергэ тагыстын,
Дойдун чиэhин кемускуу
Хос ырыата.
Задание 1. Выскажи свои впечатления от прослушенной песни.
Задание 2. Какая часть прослушанной песни оказал на тебя наиболее яркое впечатление?
Задание 3. Какие человеческие качества может сформировать эта песня?
Приложение 2
Анатолий Бурнашев
Таптыыбын кыраhа хаар кулумун,
Таптыыбын сайынны туун сырдыгын,
Сибэккилээх киэн хонуу устунан
Ардахтаах кун суурэрбин, суурэрбин.
Хос ырыата:
Тапталлах мин дойдум киэнин ырааhын,
Сахам сирэ сурэхпэр эн еруу бааргын!
Тапталлах мин дойдум киэнин ырааhын,
Сахам сирэ сурэхпэр эн еруу бааргын!
Эн бааргын!
Кэрэтиэн куерэгэй дьурулуура,
Кэрэтиэн ньургуhун тыллыыта,
Сандаарыйар сааскы кун ча5ыла,
Хатын мас суугунуур чарана.
Хос ырыата.
Сахам сирэ! Сахам сирэ!
Мин сурэхпэр еруу эн бааргын!
Эн бааргын, Эн бааргын!
Сахам сирэ!
Задание 1. О чем прослушанная песня? Какой отклик оно находит в твоей душе?
Задание 2. Какое настроение создает у тебя эта песня?
Задание 3. В каких ситуациях ты бы хотел слушать песню?
Приложение 5
Василий Еремеев
Костубэт ситим
Бугун эмиэ тиийэн кэллим
Булуум ыраас кытылыгар,
Бугун эмиэ хааман биэрдим
Бутэн биэрбэт кестуутугэр
Хос ырыата.
Тубустар тупсан иьэр курдуккун,
Тула5ар куох чээлэй муспуккун,
Саймаархай салгын дыргыл сытыгар
Санаабын уурабын ардыгар
Ыра санаам умсул5ана
Ыыт дуу еруу дойдубар
Куустээх иэйиим ахтыл5ана
Куут ду куруук Булуубэр
Хос ырыата.
Задание 1. Что тебе больше всего понравилось в этой песне?
Задание 2. С чем у вас ассоциируется эта песня?
Задание 3. О чем по твоему мнению эта песня?