Суздаль - в гостях у прабабушки

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Суздаль - в гостях у прабабушки

Ирошников В.В. 1
1ОАНО Школа "НИКА"
Ильтерякова М.В. 1
1ОАНО Школа "НИКА"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В проектной работе я хочу рассказать о быте наших прабабушек 200 лет назад. Уникальный город, где возможно ощутить атмосферу прошлых столетий – город Суздаль.

Суздаль это – город музей под открытым небом.

Так, приехав сюда можно заглянуть в избу и простого и зажиточного крестьянина, побывать в церкви, возведенной без единого гвоздя, а так же совершить путешествие на “машине времени” и своими глазами увидеть быт своих прабабушек.

Цель научно-исследовательской работы: изучить русский быт 19 века на примере музея под открытом небом - городе Суздаль.

Задачи научно-исследовательской работы:

- Изучить литературу о быте 19 века в Суздале;

- Совершить поездку в Суздаль, изучить и ощутить атмосферу прошлых столетий;

- Провести анкетирование среди одноклассников;

- Зафиксировать результаты исследования в виде диаграммы.

Гипотеза исследования: каждый архитектурный объект в городе Суздаль является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будущим поколениям.

Методы исследования:

- Сбор материала;

- Обработка информации;

- Анализ;

- Личный осмотр;

- Подведение итогов.

Объект исследования: музей под открытым небом – город Суздаль.

  1. Основная часть

    1. Каково это быть ребенком в 19 столетии?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания.

До семи лет ребенок считался «дитем», но и тогда у него были свои обязанности: мести полы, смотреть за домашней птицей, кормить кур и собирать яйца. В 7 лет, в честь этого события ему выдавались первые в жизни портки (штаны) или длинная девичья рубаха.

Девочки присматривали за младшими детьми, меняли пеленки и т. п. В заметках о Владимирской губернии: «Девочки нянчат маленьких детей, качают их на руках, сами сидя на полу, так что по виду нянька не больше того ребенка, которого держит на коленях».

Мальчиков с 6 лет учили плести лапти, с 7 лет — заготавливать дрова вместе с отцом. Девочек в это время учили прясть и шить, к 12 годам они уже самостоятельно изготавливали белье для младших братьев и сестер, ткали с матерями холсты.

В крестьянской семье важно было уметь обращаться с лошадьми. Сидеть верхом учили с 4-5 лет, обычно обучали мальчиков, но если не было сыновей, то и девочек. В 7-8 лет дети уже ездили на лошади и помогали бороновать — рыхлить почву. К 10 годам на детей ложилась значительная часть ухода за лошадьми, а подростков отправляли на ночной выпас.

Рано детей брали на сенокос и жатву — с 8-10 лет. Здесь они не могли выполнять работу наравне со взрослыми, но собирали снопы сена и понемногу учились срезать рожь, овес и т. п.

К 15 годам подросток уже умел вести хозяйство и считался заменой отца во время болезни или отлучки. 

Школы были церковно- приходские, это школы при церковных приходах

Учителями в приходских школах были священники. Поэтому в учебную программу входили только элементарные предметы: чтение, чистописание и закон Божий Учебных пособий практически не доставалось, многое приходилось запоминать со слов учителя.

Читать учились по местным газетам. Чудо, если в школе находилась какая-нибудь старинная книга с причудливыми картинками – тогда в ход шла и она. Школу посещали в основном мальчики и большей частью в холодное время года, когда заканчивались полевые работы. Девочек училось очень мало, большинство оставались дома и обучались только работам по хозяйству.

Крестьянские дети с малых лет мастерили сами не только кукол и мячи, они делали луки и стрелы, кораблики и лодочки из древесной коры, воздушные змеи, а также множество других предметов.

Самой распространенной у детей младшего возраста, особенно у девочек, была кукла из тряпки. Волосы кукле делали из пакли, шерсти, ниток или конского волоса. Шили одежду нередко весьма условную, не детализированную. Хотя были мастерицы, которые делали настоящий костюм, что носили в данной местности, только маленьких размеров. Делали куклы и из глины, коры дерева.

Еще один обязательный предмет для детских игр — мячик — валяли из шерсти или тоже шили из тряпок, а потом пропитывали дегтем.

На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало». Хорошо и с любовью сделанные, игрушки часто передавались по наследству.

Самые популярные игры 19 столетия: жмурки, лапта, городки, кошки-мышки, чехарда, игрушка – закидушка.

200 лет назад у детворы была еще одна любимая игра, о которой сегодня мало кто слышал. Называлась она “малечина-калечина”. Игра состояла в том, что на кончик одного или двух пальцев ставили  вертикально палочку (“малечину-калечину”) и старались как можно дольше удержать ее в равновесии.  При этом, обращаясь к палочке, читали стишок:

Малечина-калечина,

сколько часов до вечера?

Раз, два, три, четыре...

Считали до тех пор, пока не приходилось перехватывать палочку второй рукой, чтобы она не упала. В “малечине-калечине” даже устраивали состязания: побеждал тот, кто дольше всех удерживал палочку, или пробегал с ней на большее расстояние, или перекидывал ее с ладони на ладонь большее число раз.

         

    1. Крестьянский быт наших прабабушек и прадедушек.

Крестьянская изба - жилище простого крестьянина. Оно состояло из холодных помещений — клети и сеней, а также «тёплой» избы, отапливаемой русской печью.

Лавки и полки, предназначенные для хранения домашней утвари, вырубали вместе с избой из древесины, поэтому крестьянская мебель характеризуется неподвижностью.

Перед печью находился «женский угол», где хозяйка готовила пищу, пряла, шила, ткала. Угол возле двери, так называемый коник, принадлежал хозяину, выполнявшему здесь мужские работы: починку обуви, конской упряжи и пр.

Главный угол, находящийся напротив печи, называется красным. Здесь размещается домашний иконостас. К жилой части дома примыкают сени, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Сени связывают тёплую избу с холодной клетью, в которой хранились съестные припасы.

Бабий угол – место хозяйки дома, где она готовила. Самовар был символом достатка дома, его даже передавали по наследству или дарили как приданное. Здесь так же находилась детская люлька, подвешенная около длинной бабьей лавки, где женщины сидели за работой, например, за вышиванием и, за одно, следили за ребенком.

К дому примыкал хозяйственный двор, где хранили крупногабаритный инвентарь, запасы дров, льна, корм для животный и другую утварь.

Изба зажиточного крестьянина была построена по такому же принципу, как и все другие деревенские дома: изба, сени, клеть, хозяйственный двор. Главные отличия крылись в размерах помещений и в предметах интерьера. Например, хозяйственный двор, где хранился всё тот же рабочий инвентарь, дрова, корм и т.д., был не только намного больше, но и имел несколько уровней. А посмотрите на эти красивые расписные сани, предназначенные для выезда в город. Такие сани мог себе позволить только богатый крестьянин!

Если в более бедных домах рабочее место, спальное место и кухонная зона находятся буквально в одной комнате, то в доме зажиточного крестьянина личное и рабочее пространство разделялось этажами. На первом этаже располагалась ткацкая мастерская. Здесь можно увидеть не только деревенские прялки с веретеном, а полноценные городские ткацкие станки.

На втором этаже располагалось личное жилое пространство. На фото можно увидеть обеденный стол и красный гол, где находилась божница с иконами. Обратите внимание на настенные часы, швейную машинку, керосиновую лампу, стулья и фотографии на стене – это всё городские предметы интерьера, говорящие о высоком достатке хозяина дома. Спальное место обустроено кроватью – это тоже веяние городской роскоши. Кровати начали появляться в сельских домах с конца XIX века. В более бедных домах спали на скамейках.

Деревянная церковь без единого гвоздя.

Некоторые церкви вырубали с помощью топора без применения железных гвоздей. Например, Воскресенская церковь, привезенная в Музей деревянного зодчества из соседнего села, сохранилась с 18 века! Все части здания стоят на одной оси и благодаря этому, её облик в сочетании с колокольней напоминают корабль. Ни единого гвоздя не применялось в их строительстве. Местные мастера-умельцы применяли для построения церквей только лишь топор. Даже самая мелкая резьба на храме выполнена исключительно при помощи топора. Не зря же говорилось, что русские мастера и часы топором починить способны!

  1. Анкетирование

Мной было проведено анкетирование учеников по теме проекта (Приложение №1). Были предложены следующие вопросы:

Знаете ли вы о музее деревянного зодчества в Суздале?

До скольких лет ребенок считался “дитем” в 19 веке?

Со скольких лет детей брали на сенокос в 19 веке?

Из чего мастерили кораблики и лодочки в 19 веке?

Из чего мастерили кукол в 19 веке?

Была ли в избах печь в 19 веке?

Знаете ли Вы о существовании строений без единого гвоздя?

Ребята очень мало знают о быте в 19 веке, и я могу теперь поделиться своими знаниями.

  1. Заключение

В ходе подготовки проекта я изучил русский быт 19 века и понял, что Суздаль - это уникальный город, где каждый архитектурный объект является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будущим поколениям.

В прошлом году Суздалю исполнилось 1000 лет!

Я бы очень хотел, чтобы как можно больше людей побывали в этом прекрасном городе!

  1. Список литературы

  1. Зубарева Е.Е. Детская литература. Москва, “Просвещение”, 1985 год.

  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. Москва, Молодая гвардия, 1991 год.

  3. Дайн Г.Л. , Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Москва, “Культура и традиции”, 2007 год.

  4. Васютинская Е. Два века русского детства. Москва, “Юный художник”, №5-6, 1994 год.

Приложение №1.

Анкета для учеников к научно-исследовательской работе

Суздаль-в гостях у прабабушки”.

Вопросы

Обвести нужное

Знаете ли вы о музее деревянного зодчества в Суздале?

Да

Нет

До скольких лет ребенок считался “дитем” в 19 веке?

До 14

До 7

Со скольких лет детей брали на сенокос в 19 веке?

С 8

С 18

Из чего мастерили кораблики и лодочки в 19 веке?

Из древесной

коры

Из ваты

Из чего мастерили кукол в 19 веке?

Из тряпки

Из бумаги

Была ли в избах печь в 19 веке?

Да

Нет

Знаете ли Вы о существовании строений без единого гвоздя?

Да

Нет

Просмотров работы: 12