Связь поколений

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь поколений

Маликов А.Р. 1
1МОБУ СОШ №2 села Старобалтачево
Саитова К.Ф. 1
1МОБУ СОШ №2 села Старобалтачево
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. А именно знания о своих корнях, родословной, истории своей семьи. Без знания прошлого нельзя идти вперед, поэтому колесо истории мы повернем назад и узнаем, что происходило в это время.

Я, Маликов Алим, ученик 3 класса. На уроке окружающего мира мы составляли проект «Наша родословная». Наша учительница Клара Файзулловна говорила, что человеку важно знать своё прошлое, своих предков, хранить историю и передавать её из поколения в поколение, гордиться и уважать наших прародителей. Я задумался, а знаю ли я своих предков? Своих прадедов я не знаю. Пройдет еще несколько десятилетий и память о моих достойных прадедах просто исчезнет. Поэтому мы решили узнать историческое прошлое нашей семьи, узнать про жизнь родственников и на основе этого составить родословную семьи со стороны матери.

Главным консультантом была моя бабушка Саитова К. Ф..

Цель: изучить родословную семьи Гильмияровых.

Задачи:

  1. Познакомиться с имеющимися данными о моем прадедушке Гильмияре;

  2. Провести архивную работу и проанализировать данные;

  3. Составить родословную семьи Гильмияровых.


Предмет исследования: родословная моей семьи со стороны матери.

Объектом исследования: представители рода.
Гипотеза:

  • Изучая «корни» своей семьи в архивах, фотографиях, рассказах, я смогу составить родословное дерево и увидеть историю моей семьи в разрезе нашей страны;

  • изучая родословную, можно выявить закономерности в жизни рода.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение,  плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать свои родственные связи до 7-го колена. Именно поэтому я и занялся изучением  нашей  родословной.

Методы исследования:

  1. Работа с данными семейного архива;

  2. Исследование семейных реликвий;

  3. Работа в архивах;

  4. Беседа   с родственниками;

  5. Анкетирование класса;

  6. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Этапы работы:

1 этап: Мы с учительницей обсудили тему, цели исследовательской работы, составили план работы изучения биографии прадедушки Гильмияра и родственников;
2 этап: В семье обсудили, как провести работу. Для этого создали творческую группу , куда вошли я, мама, бабушка, прабабушка, мой дядя Гильмияров Фарит;
3 этап: Собирали материалы по теме, работали в районном Архиве, Национальном Архиве РБ, ездили в село Сейтяково, работали с разными источниками информации. Рассмотрели фотоматериалы, изучили архивные документы, провел интервью с прабабушкой. Собрали большой материал для составления родословной;

4 этап: Анализ полученных данных и обобщение материала. Вместе с мамой нарисовали и заполнили Родословное дерево, создали презентацию «Моя родословная»;

5 этап: Было проведено анкетирование среди моих одноклассников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость: я буду хорошо разбираться в истории своей семьи и смогу своим родственникам рассказать о наших предках, так же эта работа может быть использована в интерактивном районном музее «Дорогами поколений», а также во внеклассной работе.

Глава 1.История жизни прапрадедушки имама Гильмияра и его детей.

Для исследования я взял род со стороны мамы, который корнями уходит в с.Сейтяково Норкинской волости. К сожалению, родственников, живущих в этом селе не осталось. И я ничего не знаю о них. От бабушки я узнал, что наш прапрадедушка был имамом в с. Сейтяково, поэтому первым делом мы поехали в это село к имаму Ильдару Гаязову (башкирский советский и российский живописец, в 2004 году стал лауреатом Республиканской премии имени Салавата Юлаева).

Деревня Сейтяково была известна еще в XVII , по VII ревизии в д. Сейтяково проживали 94 башкира, 406 тептярей. 136 башкир и 600 тептярей было в 1834 г.

Село Сейтяково – один из крупных населенных пунктов Балтачевского района, известный в XVII в. Здесь при трех мечетях действовали два медресе. Предположительно, они были открыты в правление Александра II.

В 1906 г. Сейтяково — центр Норкинской волости. В одном из мечетей работал муллой мой прапрадед Гильмияр. Желание узнать подробнее о нем, привело в с. Сейтяково. Мы с мамой съездили к имам хатибу этого села И. Гаянову. Он рассказал, что много слышал о нем от старожилов.

По его рассказу мы узнали, что до революции в селе действовали 2 мечети. В первой мечети работал имамом Шакир-хазрат, она носила имя его сына – Хусаин-имама. 1 2( Приложение 2)

Вторая мечеть стояла на пригорке, она была двухэтажная, деревянная. Мечеть носила имя Гильмишарипа. Работал имамом здесь Гильмияр, наш прапрадедушка. (Приложение 3). Про него рассказывают, что он был образованным человеком. Учился в Казани, успешно его закончил. Вернувшись, стал работать имамом в д.Норкино. В архивных документах написано,что Гильмияр Мухамедвасимов - хатиб и мугаллим 1847 г.р утвержден имамом в селе Сейтяково Указом от 12 июня 1887 г. №2570. Ему было тогда сорок лет. Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан.Указ о назначении Гильмияра Мухаметвасимова в должность имам - хатыпа. И-295. Оп.11. Д.4.19. (Приложение 4)

Во время репрессий Гильмияра и Габделахата (его зятя) посадили в тюрьму. Жену и детей выгнали из дома, его отдали бедной семье Шамсияровым. Но глава семьи отказался, так как очень уважал муллу Гильмияра. Семья Гильмияра обратно возвращается в свой дом.3

Танзиля бабушка рассказывала, что Гильмияр имам совершил паломничество в Мекку пешком. Невероятно, как он дошел и возвратился. На память о Хадже он привез домой фотографию Каабы в шаре. Бабушка Клара играла с ним в детстве, к сожалению, она его потеряла.

По архивным данным я узнал, что Гильмияр был сыном Мухамадвасима. Жену звали Гульчира. У них было семеро детей: Гильмулла (дедушка бабушки), Миннекэй, Канифа, Хафаса, Манавара, Суфиян, Хамзя. В переписи 1919 года я нашел сведения о Гильмияре (Приложение 5). В переписи на каждое домохозяйство составлена отдельная, так называемая «подворная карточка». Изучив данную карточку, я получил факт подтверждения того, что в 1919 году Гильмияр проживал в с.Сейтяково Уфимской губернии Бирского уезда Норкинской волости4. По национальности он мещеряк. О чем подтверждает Перепись села Сейтяково 1919 года, который указывает на то, что род Гильмияра относится к башкирскому роду Тазлар. Всего в семье было 14 человек.

Меня удивило то, что разница между старшим сыном и младшим была большая, 28 лет, Гильмулле было 30 лет, а Хамзе 2 года. Оказывается, Гульчира была второй женой Гильмияра, а первая умерла.

Гильмулла, старший сын, женившись на дочке муллы Шакира хазрата Канифе, переезжает в с.Старобалтачево. Как рассказывала прабабушка Венера, он был тоже грамотным человеком работал в Балтачевском сельпо завскладом. Был добрым, мягким, трудолюбивым человеком, с утра до вечера работал. Очень любил своих дочерей, баловал их. Всего у них с женой было 16 детей, (15 девочек и 1 сын), но в живых осталось четверо: Мунзия, Танзиля, Раиф, Рида. Как рассказывает бабушка, что однажды к ней подошла женщина и сказала, что всю жизнь благодарна Гильмулле и его жене Канифе, за то, что благодаря им они остались живы, всю жизнь помогали едой, одеждой, вещами.

Старшим ребенком в семье была дочь Мунзия, она вышла замуж, но у нее не было детей. Всю жизнь она работала на кирпичном заводе, была награждена орденом Ленина за доблестный труд. В 50 лет умерла из за болезни.

Раиф, единственный мальчик из 16 детей, был очень талантливым ребенком.

Играл на музыкальных инструментах, участвовал во всех спектаклях, играл главные роли. Был первым парнем деревни. Уехал на зароботки в Свердловск, а потом в Иркутск и там погиб.

Танзиля- это моя прабабушка, она была очень похожа на своего отца и лицом, и характером. Такая же добрая, порядочная, всегда помогала окружающим людям. У нее был замечательный голос (ее хотели увезти в Уфу преподаватели, которые набирали талантливых детей), но мать не пустила. Она прекрасно рисовала, лепила, играла на тальянке, сочиняла сказки и рассказывала их бабушке перед сном. К доброй и отзывчивой Танзиле тянулись и взрослые, и дети. Все, кто ее помнит говорят о ней только хорошее. Их дом был притяжением для всех родственников.

Самой младшим ребенком была Рида апа, 1939 г.р. была красивой, веселой девочкой. Всю жизнь с теплом и добротой вспоминала своего отца, как он ее баловал, пряниками, вкусными гостинцами.

Их дом был притяжением для всех родственников.

Про Миннекея, Канифу нет сведений.

Хафаса вышла замуж за Хамитьяна, у них родились девочка Рахиля и мальчик Анвар. Рахиля эби до сих пор жива, ей 90 года, живет в Уфе у сына. Анвар умер от болезни в 2000 г. Воспитал троих детей: Резеда, Фардат, Рафит. Они все уважаемые люди села Старобалтачево, всю жизнь проработали учителями в школе.

Манавара тоже прожила долгую жизнь в г.Уфе, рано овдовела, вырастила двух дочерей Флюру (у нее две дочери Роза и Лариса) и Райсу(сын Алик).

Суфиян рано умер от болезни в г.Перми.

Хамзя – младший сын Гильмияра. Он стал самым уважаемым человеком в селе Старобалтачево, до конца своих дней был муллой, служил народу.

Глава 2. «История жизни Хамзы муллы »

Гильмияров Хамзя прожил большую и долгую жизнь, посвященную жителям села Старобалтачева. Он был участником Великой Отечественной войны 5 (Приложение 6) После войны он всю жизнь работал шофером в Заготзерно. Его все помнят как Хамзя мулла, был очень религиозным человеком. С молодости он в тайне проводил пятничные молитвы, праздничные намазы, обряды имянаречения. Всю жизнь посвятил служению Аллаха и строго следовал канонам Ислама.

Бабушка Клара помнит его, часто с бабушкой Танзилей ходили к ним. По характеру он был спокойным, добрым, скромным человеком. Он и его жена Вазиря апа были гостеприимными людьми, всегда собирали родственников на праздничную молитву Ураза и Курбан байрам.

При закладке фундамента мечети «Батырши» в 1993 году ему дали почетное право читать Коран. 6

Воспитал четверых детей: Фаниль, Фаниля, Флюза, Фарит.

Младший сын Хамзы - Фарит родился в 1957 г. в с.Старобалтачево.

После окончания школы работал в Балтачевском узле связи монтером, потом начальником цеха электросвязи. В 1986 году перевелся в Уфимский районный узел села Дмитриевка электромехаником связи. Закончил Российский Исламский университет.В 2003г. назначен имамом – хатыбом мечети села Дмитриевка при ЦДУМ России, в 2011 – имамом мухтасибом Уфимского района. Преподает в мечети, обучает чтению Корана и основам Ислама. Таким образом, он продолжает дело отца, сейчас работает имамом хатыбом в д. Дмитриевка.

Глава 3.Практическая работа

В последнее время генеалогия - модное хобби, однако это и удивительная возможность осознать свою причастность к группе интересных, уникальных и особенных людей - своих предков.

Я  провел анкетирование своих одноклассников - учеников  3 б класса МОБУ СОШ с. Старобалтачево  на тему «Родословная моей семьи». Они ответили на следующие вопросы.

1. Знаком ли ты с родословной своей семьи?

2. Кто тебе  о ней рассказал?

         3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?

Результаты данного опроса следующие. (Приложение 7)

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что многие одноклассники не знакомы с родословной своей семьи, а те, кто знал, узнали в основном от мамы. Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится одновременно и с историей России.

Заключение

Исследуя нашу родословную, мы выполнили  все поставленные нами задачи.

Изучая историю нашей семьи, узнали много нового о наших предках, много интересного из жизни наших родственников и горжусь ими, рад, что мой прадедушка Гильмияр был имамом села Сейтякова, был грамотным, образованным человеком того времени, проводил мусульманские обряды и преподавал в мечети. Также горжусь Хамза муллой, который был духовным наставником всего Балтачевского района. Ведь в то время, когда религия была под запретом, он в тайне один исполнял мусульманские обряды жителям района. Это было человеческим подвигом.

Дело отца продолжает Гильмияров Фарит хазрат, который получил много благодарностей, наград от Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

Моя гипотеза подтвердилась, в результате проделанной работы: беседы с родственниками, изучая архивные данные, данные интернета, я смог собрать большой материал про родственников и смог составить родословную своего рода. Вывел закономерность жизни рода: Гильмияр был имамом с.Сейтяково, его младший сын Хамзя тоже стал муллой с.Старобалтачева и его младший сын Фарит тоже стал имамом с.Дмитриевка. Значит, они были высоко духовными, глубоко порядочными, образованными людьми.

Я считаю, что цель моей работы достигнута. На сегодняшний день я четко представляю себе историю нашей семьи и должен передать ее следующим поколениям, чтобы продолжить связь поколений.

Выводы по моему исследованию:

- составлена и оформлена родословная из 7 поколений;( Приложение 8)

-собран материал о моих родственниках, которые внесли значительный вклад в историю моей малой родины;

- работа по составлению родословной и поиску закономерностей жизни моего рода только началась. Впереди - поиск далеких родственников, которые пока неизвестны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Источники

1. Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан Ведомость духовных лиц. И-295. Оп.2. Д.4.

2. Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан.Указ о назначении Гильмияра Мухаметвасимова в должность имам - хатыпа. И-295. Оп.11. Д.4.19. 7

3. Обобщенный банк данных «Мемориал». [Электронный ресурс]. URL: https://obd-memorial.ru/html/.

4. Обобщенный банк данных «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» [Электронный ресурс]. URL: Сайт// http://podvignaroda.ru/.

Литература

  1. Кузеев Р.Г. Родословная башкир. Р. Г. Кузеев. – М. Наука, 1974.

  2. Мечети Балтачевского района. Шайхайдаров Р.М., Казань,2010.

  3. 100 лет Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан.-Китап, 2018.

  4. А.Юсупова «Ислам в Башкортостане»,1Китап, 1994г.

  5. Воспоминания родных и близких.

  6. Фото и документы из семейного архива.

  7.  http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

1 Кузеев Р.Г. Родословная башкир/ Р. Г. Кузеев. – М. Наука, 1974.

2 Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан: И - 295. Оп.16. Д.110

3 Мечети Балтачевского района. Шайхайдаров Р.М., Казань,2010.

4 Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан: Ф.Р - 473. Оп.1. Д.84

5 Обобщенный банк данных «Мемориал». [Электронный ресурс]. URL: https://obd-memorial.ru/html/.

6 100 лет Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан.-Китап, 2018.

Просмотров работы: 12