Введение
Актуальность темы.
Жителям мегаполисов и крупных городов условия проживания в них несут как блага, так и «проблемы».
Так по данным Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, дети пропадают чаще в городской среде, нежели чем в сельской местности.
По данным МВД России, ежегодно в стране пропадают 20 тыс. детей. По данным поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», одного из крупнейших в РФ, в России ежегодно пропадают более 40 тысяч детей. Три тысячи из них пропадают навсегда – это три большие школы, которые полностью пустеют. Согласно статистике, каждый 3-ий ребенок в России может стать жертвой похищения.[10] [11] [9]
Эти цифры заставляют каждого родителя задуматься о безопасности своего ребенка в городе. И каждый родитель считает своим долгом сказать на тему безопасности своему ребенку много слов: объяснить, запретить, повторить много раз, взять обещание и т.п. которые, по их мнению, должны стать правилом или руководством к действию для ребенка. Но как показывает практика – это не работает и местами даже вредит.
Проблема. Меня заинтересовал вопрос: как сделать город безопасным для себя. Как сделать «много слов родителей» работающими. Поэтому я выбрала тему своего исследования: «Создание игры-тренажера «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно».
Цель проекта: по средствам создания и использования игры-тренажера «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» сделать для себя и других ребят город безопасным.
Задачи:
- собрать, обобщить и систематизировать знания о безопасности в городе и, в частности, случаи угрозы и способы защиты от похитителей;
- полученные знания отработать на практике;
- собрать и проанализировать, с помощью анкет, информацию о знаниях правил безопасности в городе и способов защиты от похитителей среди школьников начальной школы (2-4 классов);
- создать карточную игру-тренажер «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно».
Гипотеза
Я предположила, что в наше время многие взрослые не знают как донести детям информацию о безопасности в городе, чтобы они могли ее не только прослушать, но и, при необходимости, применить на практике. А значит многие ребята не знают, как правильно вести себя в экстренной ситуации, как сделать для себя город безопасным и не обладают навыками защиты от похитителей. А если им предложить другой (игровой) формат обучения, то дети будут точно знать как действовать и смогут это сделать.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- практический метод;
- аналитический метод;
- эмпирический (опытный) метод;
- анкетирование учащихся 2,3 и 4 классов МАОУ «Гимназия №1» г. Перми.
Результатами исследовательской работы будут являться:
- карточная игра-тренажер «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» для детей 7-12 лет.
- фотографии с отработкой полученных знаний на практике.
Глава 1. Теоретические часть
Десять причин почему дети «не понимают» родительских наставлений о безопасном поведении.
Причина №1. Дошкольники и младшие школьники часто не понимают, что и как конкретно и пошагово делать в каждой опасной ситуации, потому что «Нельзя» - это не план действий. Нужны не только запреты и объяснения, а простой понятный план и закрепленный в игровой практике навык. [6]
Причина №2. Дети 7-12 лет (а часто и старше) считают, что могут отличить «плохого», «подозрительного» человека, «преступника» от «хорошего» и «обычного». Поэтому они безоговорочно доверяют женщинам, пожилым, полицейским и другим людям в форме, 80% детей представляют преступника как мужчину в чёрной маске с пистолетом, а 75% называют человека знакомым, если видят его второй раз. Статистика же показывает, что 45% преступлений против детей совершают женщины.
Причина №3. Дети никогда не используют в критической ситуации пароли и кодовые слова.
Опасность этой бесполезной «пилюли» для родительского самоуспокоения, в виде паролей, заключается в том, что они разрешают ребенку вступать в долгие и психологически непростые переговоры с преступником. А злоумышленник, рискнувший представиться знакомым родителей, совершенно точно опасен. И он может быть отличным психологом, имеющим множество схем на самые разные случаи - и уж конечно, на случай такого пароля: обмануть, заболтать, испугать, удивить, отвлечь. Не стоит возлагать на ребенка такую сложную задачу, как борьба с хитрыми манипуляциями опасного человека. [2]
Причина №4. Дети не любят слушать нотации и лекции. [3]
Причина №5. Дети настолько стесняются быть невежливыми со взрослыми что часто делают даже то, что считают опасным, просто из-за страха отреагировать «невежливо». [1]
Каждого ребенка учат помогать другим людям, особенно тем, кто об этом вежливо просит. Детей учат уважать старших и уступать пожилым. И, конечно, ребенку очень неудобно отказать кому-то в помощи, потому что мы все хотим быть вежливыми, хорошими, внимательными и добрыми людьми. Поэтому, уважение к старшим – это, конечно, хорошо и важно, но, когда речь не идет о безопасности ребенка.
Причина №6. Дети боятся и стесняются вести себя громко и «неправильно», «неприлично», например позвать на помощь или быстро побежать, потому что выросли на родительских одергиваниях: «Тише, веди себя прилично, ты меня позоришь, не шуми, не бегай, не кричи».
Причина №7. Дошкольники и младшие школьники не понимают своего права не разговаривать со взрослым, игнорировать его, отвечать невежливо, убегать. Если взрослый вызывает доверие и обращается к ребенку приветливо и вежливо, то ему очень сложно вести себя «плохо».
Причина №8. Детей очень просто ошарашить, сбить с толку, применив нехитрые уловки, чтобы вовлечь детей в разговор. [5]
Ниже приведены примеры лишь некоторых из них, которые начинаются, казалось бы, с незамысловатого вопроса, дружелюбного предложения или безобидной просьбы:
- Не поможешь ли подержать коробку, пока я соберу упавшие документы?
- Не знаешь, случайно, где тут выход?
- Не подскажешь, который час?
- Ты не видел случайно мальчика чуть выше тебя в синей футболке? Брат потерялся, не могу найти, не поможешь?
- Сынок, не поможешь донести сумку до машины? Ты вон какой сильный…
Причина № 9. Запреты и наказания приводят только к отлично выстроенной в детском сознании системе вранья и скрытия правды. Страх наказания не работает как метод воспитания безопасного поведения. Ребенок всегда ответит «как надо», пообещает «больше так не делать», но это совершенно ни от чего не защищает.
Причина №10. «Серьезные разговоры» дети довольно рано начинают пропускать мимо ушей. Слова «это опасно», «это важно», «слушай внимательно», «не отвлекайся» и другие обычные фразы родителей превращаются в невидимые заслонки в детском сознании, блокирующие процесс получения дальнейшей информации. Ребенок перестает думать сам и честно делиться своими мыслями. Он просто отвечает «как надо», кивает, плачет, обещает, но не меняет свои представления и не приобретает новые навыки.
Анализ литературы для детей на тему безопасности.
Изучив детскую литературу на тему безопасного поведения ребенка в городе и способы защиты от похитителей, я сделала вывод, что все они в большей части поучают и теоретизируют как делать не надо! И только в одной книге, я нашла хоть какой-то план действий на случай опасности похищения. [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Большинство историй пропавших детей похожи. Ребенок из дома уходит привычным маршрутом, например, в школу или спортивную секцию, а потом не возвращается вовремя и не отвечает на звонки.
Это информация навела меня на мысль провести анкетирование среди своих одноклассников (Приложение 1). Целью анкетирования было, узнать, что они знают о способах защиты от похитителя и о правилах безопасности в городе.
Анкетирование проводилось среди учеников 2, 3 и 4 классов гимназии №1 г. Перми. А значит возрастная категория детей 8-11 лет.
Результаты анкетирования, я описала ниже.
На 1-ый вопрос «Ситуация на фуд-корте, где взрослый парень в благодарность предлагает ребенку купить угощение, а позже представившись видеоблогером предлагает принять участие в съемках ролика за небольшую плату» большая часть анкетируемых ответили вариант «Б» (угощение НЕ возьму, на встречу НЕ приду). Но что интересно, количество ребят, ответивших вариант «Б» с увеличением возраста детей уменьшается. То есть чем старше класс, тем в нем меньше детей, ответивших вариант «Б», и появляются дети с вариантами ответов «В» и «Г», те, которые угощение возьмут и родителям о случившемся либо расскажут, либо нет.
На вопрос «Кто из представленных на картинках людей кажется вам похожим на преступника (опасным)?» абсолютное большинство школьников ответили вариант «В» (Человек в маске).
Примерно поровну поделились варианты ответов на вопрос «Что надо кричать в случае опасности в подъезде?», с небольшим перевесом в пользу варианта «Б» (Спасите/Помогите).
Абсолютное большинство учеников 4-ого класса не знают на память номер телефона одного из своих родителей. Во 2-ом и 3-ем классах варианты ответов поделились примерно поровну с небольшим перевесом тех, кто не знает.
На вопрос №5 «Ситуация, когда видеоблогер предлагает ребенку отойти подальше от людей в тихое место и ответить на пару его вопросов для своего канала, пообещав заплатить ему за это 1 000 руб.» большая часть анкетируемых ответили вариант «А» (НЕ вступишь в разговор с незнакомым человеком). Но также, как и в вопросе №1 ответы ребят в 4-ом классе значительно отличались от ответов ребят младших классов в сторону большего количества ответов варианта «В» (Ты конечно же согласишься. Очень заманчивое предложение: так легко и быстро заработать 1000 руб. …).
На 6-ой вопрос с просьбой о помощи старичка, которому очень плохо, большая часть анкетируемых ответили вариант «А» (Конечно поможешь ему, ведь он пожилой человек и очень нуждается в помощи). Причем во 2-ом классе большее количество ребят ответили «В» (Попросишь кого-то другого помочь этому человеку), чем в 3-ем и 4-ом классах.
Таким образом можно с сделать выводы:
1. Практически у всех детей начальной школы стереотипное представление преступника, как о страшном человеке в черной маске на лице.
2. Чем старше ребенок, тем больше он уверен в своих силах и в том, что распознает преступника и в случае угрозы сможет дать ему отпор. Поэтому с большей легкостью откликается и соглашается на предложения незнакомых людей. А значит именно подростки лет с 10- 11 в группе риска.
3. Дети не имеют четкого плана действий на случай опасности в подъезде.
4. Ребят начальной школы очень просто сбить с толку, применив нехитрые уловки, чтобы вовлечь их в опасный в разговор.
5. Большей части школьников неудобно отказать кому-то в помощи, особенно если этот кто-то старше по возрасту и с палочкой и вежливо просит.
2.2. Создание плана действий и отработка его на практике.
Для того чтобы какое - то знание переросло в глубокое понимание и практический навык, нужно сделать это знание максимально реалистичным и ясным. А значит нужны не только запреты и объяснения, но и закрепленный план действий, отработанный в игровой форме.
Изучив правила и техники безопасного поведения в городе, для защиты от похитителя, проведя анализ основных причин почему дети «не понимают» родительских наставлений о безопасном поведении и приняв во внимание результаты анкетирования, я вместе с мамой составила конкретный план действий и отработала его на практике. [1] [2] [5] [6]
Ниже описаны этапы, вопросы и задания плана действия, в ситуации защиты от похитителя, которые родители могут отработать со своими с детьми. А также описание выполнения этих заданий мной.
Этап: Наглядно показываем ребенку, кому и насколько он может доверять.
Задание №1.Нарисовать «круг доверия». Выучить «Правило взрослых» и «Правила поведения с Зелёненькими и Жёлтенькими»
Ребенку необходимо всех взрослых поделить на три группы и разместить их в трёх кругах: зелёном, жёлтом и красном, как в светофоре.
Зелёный свет светофора - разрешающий, он означает, что можно переходить дорогу; жёлтый - свет, требующий внимательности. А красный - запрещающий, он как бы командует пешеходам и автомобилям: СТОП!
Зелёный, разрешающий цвет, цвет слова «можно» - для самых близких. Рисуется в центре листа зелёный круг и в нём размещаются самые родные взрослые люди. Это те люди, которым можно обнимать и гладить ребенка, те, кому можно полностью доверять. Именно эти взрослые могут что-то запрещать и разрешать ребенку, могут решать, когда пора прибирать, а когда можно заниматься своими делами, просить о помощи и т.п.
Второй круг, побольше – желтого цвета. В него входят все хорошо знакомые взрослые. Это могут быть няня, тренер, репетитор, кто-то из друзей родителей, с кем ребенок не плохо знаком, соседи по дому или даче, воспитатели и учителя.
Разница между Зелёненькими и Жёлтенькими, между близкими и знакомыми взрослыми выражается еще и в правилах поведения с ними. [1]
Три правила поведения с Зелёненькими и Жёлтенькими.
правило: ходить к знакомому в гости, гулять с ним на улице, ходить вместе в кино, магазин - да куда угодно! - можно только с разрешения Зелёненьких.
правило: нельзя принимать угощения и подарки от знакомых взрослых без разрешения Зелененьких.
правило: никаких секретов от Зелёненьких.
Следующий, самый большой круг - красного цвета. Для всех незнакомых взрослых людей. Все они чужие, посторонние люди. И всех их объединяет одно – «Правило взрослых».
Правило взрослых:Взрослые, не должны разговаривать с чужими детьми»! [1] [3] [5] Это правило знает каждый хорошо воспитанный взрослый.
Для наглядности и лучшего запоминания я записала это правило и обвела в рамку. «Круг доверия», нарисованный мной, представлен на рис. 1 Приложение 2.
Но, есть исключения, когда взрослые могут нарушить правило взрослых. Например, если кто-то из взрослых увидит, что мальчик обижает девочку или трое бьют одного, то они могут подойти и заступиться за слабых. Или если взрослые увидят, что ребенок потерялся, а рядом с ним нет родителей, то они могут помочь, обратившись в полицию или позвонив родителям этого «потеряшки». Еще взрослые могут разговаривать с чужим ребенком, если он сам обращается к ним за помощью.
А еще иногда встречаются пожилые люди, которые выросли в те времена, когда это правило еще не было таким обязательным для всех взрослых. Поэтому некоторые бабушки могут начать разговаривать с посторонним ребенком, даже угощать его, на что нужно просто вежливо отказаться. [4]
Этап: Избавление ребенка от стереотипного образа преступника.
80% детей не знают как на самом деле выглядит преступник. Но, на самом деле, никто не знает, так как он может быть мужчиной или женщиной, молодым или среднего возраста, высоким или низким, привлекательным или не очень. Но большая часть детей думают, что преступник — это обязательно взрослый мужчина в темной одежде и с пистолетом. Такие стереотипные заблуждения опасны и могут привести к неприятностям.
Для понимания, есть ли у ребенка стереотипное представление преступника необходимо выполнить задания, описанные ниже.
Задание №2.Нарисовать портрет самого настоящего преступника.
Портрет преступника, нарисованный мной, представлен на рис. 2 Приложение 2.
Задание №3. В людном месте, ребенок, рассматривая с мамой прохожих, должен ответить на вопросы: кто из прохожих ему кажется хорошим человеком, а кто плохим? Кто подозрительным, злым или добрым? Кому из людей он бы обратился за помощью, если бы заблудился или потерялся, а к кому – нет? Далее: можно ли отличить преступника от обычного человека? Кто ему кажется похожим на преступника, как на его рисунке? А кто точно не мог бы быть опасным?
Затем предложить ребенку представить, что прямо сейчас появился бы из-за того угла или вошел в этот торговый центр жуткий тип в черной одежде, черной маске и с большой сумкой (или оружием), как на его рисунке. И вот этот подозрительный тип подходит вон к той девочке (или мальчику) и начинает разговор, а затем берет этого малыша за руку и пытается увести.
Далее ребенок, вспомнив правило взрослых, должен ответить на вопрос: Как он думает, что в таком случае сделали бы другие вокруг взрослые? А если бы ребенок побежал и такой страшный человек погнался бы за ним? Как бы повели себя все взрослые, которых я вижу рядом с нами?
Выполняя это задание, я пришла к выводу, что настоящие преступники знают, что нельзя нарушать правило взрослых и ужасно боятся, что их обнаружат. А так как сейчас у каждого есть телефон, то другие взрослые в случае чего сразу сфотографируют его, снимут на видео, позвонят в полицию. Кто-то из мужчин сразу может задержать его. А еще внутри зданий и снаружи есть камеры наблюдения, преступники прекрасно знают об этом.
Задание №4 Предложить ребенку ответить на вопросы: как должен выглядеть преступник, чтобы никому даже в голову не пришло, что он преступник: В какой одежде он может быть? Можно ли ему кричать и грубить или лучше улыбаться и вежливо разговаривать? Можно ли ему гнаться за кем-то или хватать за руку и куда-то тянуть за собой?
Выполнив это задание, я пришла к выводу, что настоящий преступник, боясь, что его обнаружат, сделает все возможное, чтобы выглядеть как самый добрый, хороший человек, то есть будет выглядеть как самый обычный человек.
Задание №5. Предложить ребенку в людном месте попытаться отличить по внешнему виду плохого, злого человека от доброго. Определить, чем они могут отличатся друг от друга и можно ли это вообще сделать по внешнему виду. Ответить на вопросы: бывают ли добрые люди иногда грубыми, невежливыми, невнимательными? Может ли добрый человек накричать на другого или кого-то обидеть? А если он защищает слабого, например видит, как кто-то мучает во дворе котенка? Может ли он кричать на того, кто так поступает? А если у хорошего человека болит голова, он может казаться угрюмым? А если у него что-то случилось, какое-то несчастье, может ли он быть неразговорчивым и не отвечать на вопросы? Может ли хороший человек быть неряшливо одетым? Может ли он быть очень некрасивым?
Выполнив это задание я пришла к выводу, что по внешности и поведению абсолютно невозможно понять настоящие мысли человека, его характер, намерения и желания. А значит и отличить плохого человека от хорошего, доброго от злого, преступника от добропорядочного невозможно.
Задание №6. Нарисовать трех настоящих преступников, совсем не похожих на бандитов из кино и мультфильмов.
Мой рисунок настоящих преступников представлен на рис. 3 Приложение 2.
Этап: Разбор с ребенком уловок преступника.
Чтобы ребенок не попал на уловки преступника, с ребенком необходимо их разобрать, выполнив задания описанные ниже.
Задание №7.Ребенок должен придумать 10-15 уловок преступника. Ответив на вопросы: Как преступник может завести разговор? Что может предложить? О чем спросить? Кем представиться?
Некоторые из уловок преступников, придуманные мной, представлены ниже.
- Не поможешь ли передать подарок для моей девушки, у нее сегодня день рождение, хочу сделать ей сюрприз.
- Девочка, не подскажешь, где здесь школа? Я иду туда отнести документы сына, который в этом году идет туда в 1-ый класс?
- Девочка, не подскажешь, где твоя мама купила такой рюкзак? Я своей дочке такой же хочу купить.
- Не подскажешь, где тут остановка/ отделение банка/магазин и т.п.? и др.
Задание №8. В людном месте разыграть с ребенком сценки с теми уловками, которые он придумал в Задание 7. Ребенок должен быть на месте преступника, а родитель - на месте ребенка. Так ребенок сможет лучше понять какой уверенный ответ надо дать, в случае опасности.
Выполнив это задание я пришла к выводу, что преступники, очень боясь, что окружающие могут понять, что они не являются ребенку, с которым они разговаривают, папой, братом или мамой, сделают все возможное, чтобы не привлекать к себе внимание прохожих. Поэтому в людных местах я нахожусь в безопасности, если только сама не пойду с посторонним или малознакомым мне человеком в безлюдное место.
Этап: Отработка навыков отпора преступнику. 2 суперсилы ребенка.
Чтобы ребенок мог дать отпор преступнику, необходимо разобрать и выполнить с ребенком задания, описанные ниже.
Задание №9. Предложить ребенку ответить на вопрос: что он будет делать, если незнакомый человек возьмет его за руку и попробует куда-то повести?
Мой вариант ответа: громко закричу: «Помогите! Я не знаю этого человека».
У всех детей есть две суперсилы: «Быстрые ноги» и «Громкий крик».
Но многие дети о них или не знают, или они у них «заморожены». Большинство детей боятся и стесняются вести себя громко, «неправильно», «неприлично», например позвать на помощь или быстро побежать, потому что выросли на родительских одергиваниях: «Тише, веди себя прилично, ты меня позоришь, не шуми, не бегай, не кричи».
Задание №10. «Разморозка суперсил». Выполняется в людном месте, где немножко неудобно «Вести себя неприлично»:
l. Спеть песню или прочитать громко стихотворение в очереди к кассе. При необходимости родитель показывает ребенку собственный пример свободного поведения и спокойного отношения к мнению окружающих.
2. Громко закричать: «Ура!», «Я люблю лето!» или любую другую кричалку.
3. Ребенку необходимо отойти на сто шагов по команде от мамы или от кого-то из Зелёненьких, с кем он вместе идет, и внезапно пулей рвануть обратно. Бежать нужно очень быстро, не обращая внимания на других людей и не опасаясь никого задеть.
Фото выполнения мной задания №10 представлено на рис. 4 Приложение 2.
Задание №11. В общественном месте предложить ребенку в игровой форме произнести фразы ««Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» или «Я не разговариваю с посторонними» с разной интонацией. Сначала сказать весело, затем очень грустно, затем как робот, потом тихо-тихо, и т.д
На случай, если ребенка все-таки кто-то схватит за руку, капюшон или рукав и одна из его суперсил – быстрый бег - станет недоступной, необходимо не только кричать, но и неожиданно упасть на землю и пинаться. Для закрепления это навыка необходимо выполнить задание №12.
Задание №12. «Мешок картошки». Сначала дома, а потом в людном месте ребенок должен резко и внезапно упасть «как мешок картошки» на землю и кричать «Помогите! Я не знаю этого человека!», а родитель в этот момент крепко держать его за руку или за одежду. Да, упасть прямо на асфальт, в траву или в лужу, в грязь или снег. Повторить раз десять. Важно при этом кричать!
Фото выполнения мной задания №12 представлено на рис. 5 Приложение 2.
Этот способ будет эффективным, потому что, во-первых, от неожиданности преступник может выпустить ребенка из рук, так как даже двадцать-тридцать килограммов – это, как тяжелый мешок картошки, который сложно удержать, если он падает на землю. А во-вторых, лежа ребенку очень удобно пинаться изо всех сил и махать руками. И, конечно, кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека! Вызовите полицию!». А значит незаметно для окружающих поднять такого отпинывающегося, машущего руками и орущего ребенка и куда-то унести совершенно невозможно!
Так я поняла, что, применяя свои суперсилы, в людных местах, в случае опасности, я смогу дать моментальный отпор преступнику и не останусь незаметной для других взрослых.
Этап: Определяем безопасные и опасные места в городе и как действовать в разных ситуациях.
Чтобы ребенок знал как действовать в случае, если он заблудиться, потеряется, или «отошьет» постороннего, но тот продолжит идти следом, или если, он увидет, что что-то произошло, кому-то нужна помощь, необходимо с ребенком выполнить задания, описанные ниже.
Задание №13. Пройти с ребенком по 1-3 самым обычным его маршрутам (в школу, магазин, на тренировку и т.п.), исследовать их задавая вопросы: Где здесь опасно, а где он в полной безопасности? Почему?
Выполняя это задание и помня, что в людных местах, я в безопасности, так как мои две суперсилы сработают там на 100%, я пришла к выводу, что есть опасные места -безлюдные и пустынные - окруженные гаражами и сараями, «заброшки», совершенно безлюдные участки в парке, парковки, то есть такие места, где никто не увидит и не услышит, если ребенка схватить и быстро затащить в машину, гараж или подвал, где две его суперсилы не сработают.
Фото выполнения мной задания №13 представлено на рис. 6 Приложение 2.
Задание №14 (дополнительное). Вместе с ребенком сходить в одно из опасных мест, чтобы проверить и посмотреть насколько безнадежными будут крики о помощи или попытки убежать в случае чего.
Фото выполнения мной задания №14 представлено на рис. 7 Приложение 2.
Подъезд является еще одним опасным безлюдным местом. Поэтому правила безопасности в нем необходимо отрабатывать, посвятив этому хотя бы 30 мин.
Задание №15. Подходя к подъезду, ребенок должен внимательно посмотреть по сторонам. Если позади идет мужчина, подросток или компания, то он должен остаться снаружи, пропустив их вперед. Подождать 3-5 мин. и только после этого заходить. Если компания или какой-то незнакомец стоят на крыльце, то он должен позвонить своим Зелененьким, которые находятся дома, чтобы они спустились вниз, или, если никого дома нет, посидеть неподалеку на скамейке или на качели и подождать, когда в его подъезд будет заходить любая женщина, и присоединиться к ней.
Фото выполнения мной задания №15 представлено на рис. 8 Приложение 2.
Задание №16. В подъезде, где нет консьержа/охранника вместе с ребенком определить те зоны, где ему сложно быстро выбежать на улицу, легко преградить дорогу к выходу и нет дверей чужих квартир. Определить, как можно быстро проходить такие зоны.
Фото выполнения мной задания №16 представлено на рис. 9 Приложение 2.
Также с ребенком важно разобрать ситуацию, если нападение в подъезде все-таки произойдет, где нет прохожих, а значит преступник не боится, что его кто-то увидит, но ему нужно, чтобы его никто не услышал. А значит, преступник попытается быстро закрыть ребенку рот или даже оглушить ударом по голове. Поэтому у ребенка есть 1-3 секунды на то, чтобы применить свои суперсилы: здесь уже надо бежать к любой квартире и стучать в дверь как можно громче, устраивать «шумовой ад», крича «Пожар»! Крик «Помогите!» в подъезде не сработает. Чтобы зажать рот, нужно несколько секунд, и поэтому громко крикнуть получится только один или два раза. И если жители подъезда услышат шум, стук и крик «Пожар!», то они очень испугаются за себя, и этот страх заставит их, не раздумывая, открыть дверь. [1]
Задание №18. Вместе с ребенком пройти по вашему подъезду и найти самые громкие поверхности, по которым можно стучать. Чаще всего это лифт, мусоропровод и двери квартир, особенно металлические. В сочетании с криком «Пожар!» получается супероружие, действующее как крутая шумовая граната.
Фото выполнения мной задания №18 представлено на рис. 10 Приложение 2.
Этап: Учим ребенка просить о помощи.
Задание №19. Предложить ребенку придумать несколько ситуаций, в которых ему может понадобиться помощь чужих взрослых. Например: ребенок потерялся в торговом центре, в аэропорту; ребенок потерял телефон и ключи от дома и др.).
Задание №20. Предложить ребенку ответить на вопросы: что он сделает в ситуациях, придуманных им в задание №19? И в ситуации если, он потерял свой телефон и ключи от дома и не может попасть домой?
Выполняя задание № 19 и 20 я пришла к выводу, что номер телефона родных должен быть записан не только в телефоне, но и необходимо знать его наизусть.
Задание №21. Выучить наизусть два номера телефона Зелененьких. Например, мамин и папин или мамин и бабушкин.
Задание №22.Определить с ребенком, какие взрослые могут ему помочь безопасным для него образом, в случае если ему нужна будет помощь.
Например, служащие любого общественного заведения, которое находится поблизости. Магазина или аптеки, банка или салона красоты. Если вокруг нет ни одного такого безопасного места, то можно обратиться к любой женщине или бабушке. Еще отлично подойдет женщина с ребенком или с коляской. Но лучше всего оказаться в безопасном месте, а не бродить по улице.
Выполняя это задание я выяснила, что в Сбербанке с 2018 г. действует проект «Островок безопасности». В случае если кому-то нужна помощь или ребенок потерялся, они могут обратиться в любое отделение банка, сказать сотруднику, что потерялся, тот сообщит в Центр поиска пропавших людей. А если это ребёнок, то он в тепле и безопасности дождется приезда родителей или полицейских. [7]
Аналогичный проект создали сеть магазинов «Пятёрочка» и поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» (Рис. 11 Приложение 2). Здесь потеряшкам помогут при обращении в продуктовые магазины сети. Сотрудники проходят специальное обучение, чтобы правильно среагировать в таком случае.[8]
Задание №23. Проговорить и проработать на любимых игрушках ребенка следующий план действий, в случае если ему нужна будет помощь чужих взрослых. Выучить правило: Ребенок всегда ждет на месте!
Остановиться и спокойно подумать. Не паниковать и не плакать. Осмотреться по сторонам. И найти безопасного взрослого, к которому можно обратиться за помощью. Оказаться в безопасном месте.
Попросить о помощи. Подойти к охраннику или продавцу, фармацевту или администратору салона красоты (безопасному взрослому) и сказать: «Здравствуйте, мне очень нужна ваша помощь». Дальше описать ситуацию, рассказать, что заблудился, или потерял телефон, или что следом идет незнакомый взрослый человек, или что кому-то на улице нужна помощь. И попросить позвонить маме. Для этого нужно продиктовать ее номер телефона. Разговаривать по телефону с мамой ребенок должен самостоятельно. Поговорив с мамой, дальше надо просто спокойно подождать, пока она приедет, и никуда не уходить!
2.3. Создание обучающей игры-тренажера «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно».
Составив план действий на каждый случай защиты от похитителя и отработав его на практике, на основе полученного результата, я захотела создать карточную обучающую игру-тренажер «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» для ребят 7-12 лет. С ее помощью, все ребята вместе с родителями смогут в игровой форме отработать на практике и закрепить знания о том, как действовать при угрозе похищения.
При создании этой игры я использовала вопросы и задания, которые описала в разделе 2.2. своей работы.
Фото игры-тренажера «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» для детей 7-12 лет, которая у меня получилась представлено на рис. 12 Приложение 2.
Заключение
В результате проделанной работы я узнала, как защитить себя от похитителя, а значит сделать город безопасным для себя, хотя бы частично.
Разработала простой и понятный план действия на каждом этапе вероятного столкновения с похитителем.
Каждое задание из плана закрепила в игровой форме, переведя его в навык.
На основе полученного результата, создала обучающую игру-тренажер «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» для детей 6-12 лет. С помощью которой, все ребята вместе с родителями смогут в игровой форме закрепить и отработать на практике знания о том, как действовать при угрозе похищения.
Задачи, поставленные мной в начале исследовательской работы, выполнены. Цель достигнута, гипотеза – подтверждена.
Что бы хотелось ещё сделать? Поскольку тема безопасности ребенка в городе очень многогранна и актуальна как никогда, то я планирую продолжить свою работу в части изучения и разработки новых обучающих игр-тренажеров.
Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость для всех детей и их родителей. Полагаю, что созданная мною обучающая игра-тренажер будет использоваться в практических целях детьми и их родителями.
Список литературы
Безопасный город /Лия Шарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2022. – 88, [8] с.: ил. – (Стоп Угроза);
Главные правила безопасности / Д. Медведев. – М.: АСТ, 2003. – 128, [1] с.: ил. – (Ликбез с родителями и без);
Детство без опасности. Истории в стихах для детей от 7 до 10 лет /Юлия Беликова; худ. А. Беликов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2023. – 71 с.: ил. – (Школа безопасности для детей и взрослых);
Правила безопасности. Детская энциклопедия: [для мл. шк. возраста] /Татьяна Попова; ил. И. Есаулова, А. Федоровой; науч. Ред. А. Меркулов. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 80с.: ил. – (Чевостик);
Правила безопасности. Как вести себя дома и на улице /М.В. Тараненко; худ. А. Пермякова. – М.: Росмэн, 2024 – 32с.: ил. – (Очень полезные советы и истории);
Что делать, если… /Людмила Петрановская; худ. А. Селиванов. – М.: АСТ, 2014. – 143, [1] с.: ил.;
https://www.sberbank.com/ru/person/security-island
https://liza.5ka.ru/
https://aif.ru/society/safety/pochemu-ih-ne-nahodyat-v-rossii-kazhdyy-god-bessledno-ischezaet-1000-detey
https://bloknot.ru/obshhestvo/ischeznuvshie-bessledno-25-maya-mezhdunarodnyj-den-propavshih-detej-1298602.html
https://iz.ru/1169119/mariia-frolova/pust-mama-naidet-v-rossii-ezhegodno-propadaet-30-tys-detei
Приложение 1.
Анкета для учащихся
Имя учащегося и возраст_________________________________
Твои действия в описанной ситуации? (выбери один вариант ответа).
Ты с другом/подругой в ТЦ на фуд-корте. Там вы пропускаете вперед взрослого парня, а тот в благодарность покупает вам, то, что вы захотите (угощение). Завязывается разговор. Парень представляется видеоблогером и предлагает вам с другом принять участие в съемках ролика за небольшую плату. Предлагает встретиться с вами завтра в то же время на том же мете.
А) Угощение возьму. На встречу приду.
Б) Угощение НЕ возьму. На встречу НЕ приду и другу скажу, чтобы не ходил. Расскажу о случившемся родителям.
В) Угощение возьму. Расскажу о предложении родителям, и мы вместе решим, как поступить.
Г) Угощение возьму. Родителям о случившемся НЕ расскажу. На встречу не пойду.
Кто из представленных на картинках людей кажется вам похожим на преступника (опасным)? (выбери один вариант ответа)
|
А) Подросток Б) Пожилой мужчина |
В) Человек в маске Г) Мужчина и женщина |
Что надо кричать в случае опасности в подъезде? (выбери один вариант ответа)
|
А) Пожар |
Б) Помогите/ Спасите |
Знаете ли вы на память номер телефона одного из своих родителей?
|
А) Да (напишите его ниже) ___________________________ |
Б) Нет |
Твои действия в описанной ситуации? (выбери один вариант ответа)
Ты гуляешь на площадке. Рядом с тобой мужчина снимает видеоролик для своего ютуб-канала, как-бы беря интервью у разных ребят. Через какое-то время он обращается к тебе: «Как ты относишься к катанию на велосипеде?», «Есть ли у тебя любимые блогеры, видео которых ты смотришь?» Далее предлагает тебе отойти подальше от людей в тихое место, где потише, т.к на площадке очень шумно, и ответить на пару вопросов для своего канала, пообещав заплатить тебе за это 1 000 руб., а заодно сняться для популярного канала в ролике, который увидят много зрителей.
А) НЕ вступишь в разговор с незнакомым человеком.
Б) Ты конечно же согласишься. Очень заманчивое предложение: так легко и быстро заработать 1000 руб.
И на предложение блогера, дойти с ним до машины, где остался у него кошелек, чтобы получить от него заработанные тобой деньги - тоже согласишься. Ты же их заработал!
В) Ты конечно же согласишься. Очень заманчивое предложение: так легко и быстро заработать 1000 руб.
Но на предложение блогера, дойти с ним до машины, где остался у него кошелек, чтобы получить от него заработанные тобой деньги - откажешься.
Твои действия в описанной ситуации? (выбери один вариант ответа)
Тебе на улице встречаетсястаричок, которому очень плохо. Он держится рукой за сердце, еле идет и просит помочь ему дойти до подъезда соседнего дома.
А) Конечно поможешь ему, ведь он пожилой человек и очень нуждается в помощи.
Б) Пройдешь мимо.
В) Попросишь кого-то другого помочь этому человеку.
Приложение 2.
Фотографии с выполнением мной заданий и созданием игры.
|
Рисунок 1. «Круг доверия» |
Рисунок 2. Мой портрет преступника |
|
Рисунок 3. Портреты настоящих преступников, нарисованные мной |
Рисунок 4. Выполнение мной задания №10 «Разморозка суперсил» |
|
Рисунок 5. Выполнение мной задания №12 «Мешок картошки». |
Рисунок 6. Выполнение мной задания №13 |
|
Рисунок 7. Выполнение мной задания №14 |
Рисунок 8. Выполнение мной задания №15 |
|
Рисунок 9. Выполнение мной задания №16 |
Рисунок 10. Выполнение мной задания №18 |
|
Рисунок 11. Островок безопасности в магазине «Пятерочка» и Сбербанке |
Рисунок 12. Фото моей обучающей игры-тренажера «Безопасный город: защита от похитителя - просто и интересно» |