Введение
Общественный транспорт является неотъемлемой частью инфраструктуры современного города и ключевым элементом мобильности миллионов людей. В связи с высокой концентрацией пассажиропотока вопросы обеспечения безопасности в автобусах, трамваях, троллейбусах, метрополитене, а также на территориях остановок и станций приобретают первостепенное значение. Безопасность в данной сфере – это комплексная задача, включающая в себя техническую исправность транспорта, профессиональную подготовку персонала, организацию безопасного дорожного движения и культуру поведения самих пассажиров.
Цель
Цель данной работы - повысить безопасность в общественном транспорте с помощью повышения осведомлённости подростков о правилах поведения в нём.
Задачи
Рассмотреть основныеугрозы безопасности, которые могут возникнуть при использовании общественного транспорта
Провести опрос среди сверстников, проверяющий их знания правил безопасности на остановках, в транспорте, правилах поведения.
Проинформировать сверстников о мерах по обеспечению безопасности на всех этапах поездки
Гипотеза
Повышение осведомлённости о мерах безопасности и правилах поведения и знание правил поведения в общественном транспорте снизит вероятность возникновения угроз и повысит уровень безопасности на остановках и в транспорте."
Актуальность
Современные жители как и больших городов, так и маленьких населённых пунктов ежедневно используют общественный транспорт. К сожалению, никто не застрахован от возникновения опасной ситуации во время движения, конфликтов, поэтому каждому человеку необходимо знать о правилах безопасности и поведения в общественном транспорте. Это может помочь не только ему, но и другому человеку.
Основная часть
Глава 1
Основные субъекты и нормативная база обеспечения безопасности
Безопасность в общественном транспорте обеспечивается совместными усилиями нескольких сторон:
Перевозчики (транспортные компании): Несут ответственность за техническое состояние транспортных средств, профессиональную подготовку водителей и кондукторов, соблюдение графиков движения.
Муниципальные и государственные органы власти: Разрабатывают нормативно-правовую базу, организуют дорожную инфраструктуру (остановки, светофоры, пешеходные переходы), финансируют мероприятия по повышению безопасности.
Правоохранительные органы: Обеспечивают правопорядок на станциях и в транспорте, пресекают правонарушения.
Пассажиры: Их ответственность заключается в соблюдении правил проезда и поведения.
Основными нормативными документами в России являются Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правила дорожного движения, а также различные ГОСТы, регламентирующие техническое состояние транспорта и обустройство остановочных пунктов.
Глава 2
Классификация угроз и рисков
Угрозы безопасности можно разделить на несколько категорий:
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП): Столкновения, наезды на пешеходов, опрокидывания. Причины: нарушение ПДД водителями общественного и личного транспорта, неблагоприятные погодные условия, технические неисправности.
Травмы пассажиров при движении и посадке/высадке: Падения в салоне при резком торможении, получение травм дверьми, падения на проезжей части при выходе.
Криминогенные риски: Кражи, мошенничество, хулиганство, акты вандализма, проявления экстремизма и терроризма. Наибольшему риску пассажиры подвергаются в часы пик и на слабоосвещенных, малолюдных остановках.
Пожары и задымления: Возникают при неисправности электрооборудования транспорта, курения в салоне, умышленных поджогов.
Социальные риски: Конфликты между пассажирами, а также между пассажирами и водителем, которые могут отвлечь последнего от управления транспортом.
Глава 3
Меры по обеспечению безопасности на остановочных пунктах
Остановка – это место повышенной опасности, где пешеходы взаимодействуют с транспортным потоком.
Обустройство остановок: Они должны быть хорошо освещены, оборудованы надежными посадочными площадками, защитными ограждениями (бордюрами), навесами от непогоды, скамейками и урнами. Необходимым элементом являются информационные табло с расписанием движения.
Организация дорожного движения: Подходы к остановке должны быть оборудованы пешеходными переходами (желательно светофорными), искусственными неровностями («лежачими полицейскими»), соответствующими дорожными знаками и разметкой.
Системы видеонаблюдения и экстренной связи: Установка камер помогает предотвращать преступления и фиксировать правонарушения. Тревожные кнопки для связи с полицией или диспетчерской службой повышают чувство защищенности.
Глава 4
Меры по обеспечению безопасности в салоне транспорта
Техническое состояние: Регулярный технический осмотр и обслуживание тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов и дверей.
Оснащение салона:
1. Поручни и ручки для стоящих пассажиров.
Просторные проходы и аварийные выходы с понятными инструкциями по открытию.
Огнетушители и другие средства пожаротушения.
Кнопки связи с водителем («стоп-сигнал» пассажира) или система громкой связи.
Видеонаблюдение в салоне.
Работа водителя: Водитель обязан следить за соблюдением порядка в салоне, не отвлекаться на разговоры, объявлять остановки, обеспечивать плавность хода и выполнять все требования ПДД.
Глава 5
Правила безопасного поведения для пассажиров
Личная безопасность во многом зависит от самого человека. Пассажирам рекомендуется:
Ожидать транспорт только на оборудованных остановках, не выходя на проезжую часть.
Подходить к автобусу необходимо сзади, а к дверям транспорта только после его полной остановки.
В салоне крепко держаться за поручни.
Не отвлекать водителя во время движения.
Быть внимательным к своим вещам и окружающим, особенно в час пик.
Знать расположение аварийных выходов и огнетушителей.
В случае возникновения опасной ситуации использовать кнопку связи с водителем или звонить по экстренным номерам (112, 102).
Практическая часть
Мы провели опрос среди наших сверстников чтобы выяснить их уровень осведомлённости о мерах безопасности в общественном транспорте.
Среди опрошенных , на вопрос , знаете ли вы на какой цвет следует переходить дорогу на пешеходном переходе, все ответили правильно , выбрав зелёный цвет.
На вопрос , знают ли подростки , с какой стороны необходимо обходить автобус : 34 % ответили правильно ( сзади) , 53% ответили к сожалению неправильно ( спереди ) , и 13% ребят даже не знали как правильно это делать.
В какие двери общественного пассажирского транспорта производится посадка и высадка пассажиров? (посадка — через задние двери, а высадка — через передние).
При прохождение опроса, 12 человек ответили, что не задумывались о правилах выхода и захода в автобус,8 ребят ответили правильно, 7 не правильно.
Как нужно поступить, видя нарушения правил поведения в транспорте товарищами? (удержать товарищей от нарушения правил и разъяснить им опасность такого поведения).
Удержать товарища -17 человек
Проигнорировать -3
Как нужно поступить, если оказался очевидцем дорожного происшествия? (если есть пострадавшие — вызвать «Скорую помощь» и позвонить в полицию, постараться запомнить номер машины).
Выполнить все надлежащие правила помощи-14 человек
Проигнорировать , пройти мимо -5 человек
Заключение
Обеспечение безопасности в общественном транспорте и на остановках – это многогранная и постоянно развивающаяся система. Ее эффективность достигается только через комплексный подход, включающий в себя совершенствование нормативной базы, модернизацию инфраструктуры, внедрение современных технологий видеонаблюдения и связи, а также через повышение культуры безопасности среди всех участников процесса – от перевозчиков до пассажиров.Результаты опроса показали, что не все ребята ознакомлены с правилами безопасности, значит, что есть необходимость в повышении осведомленности людей оних, ведь соблюдение мер предосторожности и взаимная вежливость являются залогом безопасной и комфортной поездки.
Список литературы
1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
2. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993).
3. ГОСТ 33666-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
4. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
5. ГОСТ Р 55879-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств. Технические требования».
6. Безопасность транспортных средств: учебное пособие / Под ред. А.И. Колошая. – М.: Академия, 2018.
7. Петров С.В., Петрова М.И. Безопасность на транспорте: защита от чрезвычайных ситуаций. – СПб.: Лань, 2019.
8. Якимов М.Р. Организация и безопасность дорожного движения: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2020.
9. Электронные ресурсы:
· Официальный сайт МВД России (мвд.рф) – разделы по безопасности на транспорте.
· Официальный сайт ГИБДД (гибдд.рф) – статистика ДТП и методические материалы.
· Порталы муниципальных администраций вашего города/региона (разделы о транспорте).
Рекомендация по использованию: Для углубления в конкретную тему (например, психология поведения толпы, противопожарные нормы) можно найти более специализированную литературу, указав в поиске соответствующие ключевые слова.