Введение
Темой моей исследовательской работы является одна из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем - это влияние шумового загрязнения на человека.
Цель: сформировать убеждение у молодого поколения о бесценности природы, необходимости защиты от шума себя и окружающих.
Задачи:
- изучить литературу о шумовом загрязнении;
- побеседовать с терапевтом;
- провести опрос среди учащихся;
- провести экологическую акцию «Берегите птиц»;
- подвести итоги исследовательской работы.
Методы исследования:
- наблюдение;
- изучение;
- опрос;
- собеседование;
- эксперимент;
- анализ.
В научном журнале «Фундаментальные исследования» в 2014 году отмечается, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов. Крепкое здоровье человека способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Таким образом, от общего состояния здоровья и функциональных возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности, а также физическое развитие.
Гипотеза: шум отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и на общем самочувствии подростков.
1.Шумовое загрязнение
1.1. Шум
К экзогенным факторам относят физические воздействия и химические агенты. Рассмотрим вредные факторы, которые приводят к заболеванию или снижению работоспособности. К ним относят физическое загрязнение: шумовое загрязнение, тепловое загрязнение, вибрация, электромагнитное загрязнение, радиоактивное загрязнение. Обратим внимание на шумовое влияние. Шумовое загрязнение - это изменение естественной громкости и тональности звуков в результате антропогенного влияния. Эта проблема возникла в XIX веке и была связана с массовым внедрением машин, а увеличивающиеся темпы урбанизации усугубляют ее.
Выделяют основные виды шумов:
-По распространению может быть локальным (территория одного предприятия) или глобальным (территория города с множеством автодорог, аэропортом, железной дорогой и т.д.)
-По продолжительности воздействия шумы бывают кратковременными (гудок локомотива) и постоянными (круглосуточно работающий станок в цехе).
-По частоте звуки делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные.
-По характеру спектра различают тональные (неравномерное распределение звуковой энергии) и широкополосные (непрерывный спектр, ширина более 1 октавы) шумы.
-По природе появления они делятся на механические (перфоратор), аэродинамические и гидродинамические (свист пуль, завихрения воды на ГЭС) и электродинамические (гул электромотора троллейбуса).
Источники возникновения шума:
-Строительные и ремонтные работы. Проблема актуальна для районов новостроек, где люди живут по соседству с возводимыми многоквартирными домами. Уровень шума при работе сваебойной машины достигает 110 дБ.
-Громкие звуки издаёт и другая строительная техника. Отдельную проблему представляют ремонтные работы в жилых домах. Шум распространяется через перекрытия и стены, проходя через весь дом. Например, при работе перфоратора, его уровень достигает 90 дБ.
-Источники внутри жилых помещений. Современную бытовую технику делают с учётом норм по уровню издаваемого шума. Как правило, он не превышает безопасные 40 дБ. Однако старые модели не отвечают строгим требованиям. Самые громкие бытовые приборы: кухонные комбайны, блендеры, шумят на уровне 90 дБ. Пылесосы и стиральные машины в режиме отжима издают шум в пределах 70 и 85 дБ соответственно. Уровень шума от включённого мощного компьютера достигает 55 дБ.
-Прочие источники: громкие разговоры, крики людей; возводимые людьми сооружения косвенно влияют на изменение звукового фона. Например, между близко расположенными высотными зданиями появляются завихрения ветра, издающие характерный воющий звук.
Способы измерения шума
Для измерения шума обычно применяют шумомеры. В них шум воспринимается широкополосным микрофоном. Устройство преобразует звуковые волны в электрические колебания, которые в усиленном виде подаются на измеритель. Стрелка показывает уровень шума в децибелах.
1.2. Люди и шум
По санитарным нормам полностью безопасным уровнем громкости для человеческого уха считают 55 дБ. Нас окружает множество звуков: от шелеста листьев (20–30 дБ) до раската грома (120 дБ) и воя сирены (120–140 дБ). Громкие концерты (110–120), могут навредить ушам человека (рис.1.2). Долгое воздействие громких звуков приводит к нарушениям слуха вплоть до глухоты. Уровень громкости в 145 децибел приводит к разрыву барабанных перепонок. Наносимый вред также зависит от частоты звука. Самым опасным является диапазон 3-5 тысяч герц. Негативному воздействию громких звуков в наибольшей степени подвержены пожилые люди, дети, а также больные. По этой причине в больницах введены строгие нормы по соблюдению тишины. Женщины, как правило, воспринимают громкие звуки острее мужчин. Воздействие громких звуков в ночное время воспринимается организмом тяжелее, чем днём, так как сбиваются ритмы сна.
Вывод: шумовое загрязнение приводит к проблемам со здоровьем людей. Громкие звуки могут вызвать потерю слуха, стресс и высокое давление.
2. Практическая часть работы
2.1. Беседа с терапевтом Соколовой Л. Б.
«В городе всегда есть шум от транспорта, строек, самолетов. В квартирах и домах тоже постоянный белый шум от любых электроприборов и даже проводов в стенах. Децибелы города выше, чем в сельской местности, поэтому люди здесь чаще устают и испытывают стресс. Это я могу сказать по опыту работы в сельской и городской местности. Есть определенный уровень звука, который ухо способно пропустить через себя. Многие об этом забывают. Нормальная для нас среда - это 30 - 40 дБ. Разговоры вокруг и включенные электроприборы - это 60 дБ, а если поезд или машины едут рядом с вами - это уже 100 - 110 дБ. Наше ухо может воспринять без последствий до 130 дБ. Если уровень звука выше допустимого значения, то тонкие анатомические структуры внутри уха могут пострадать (рис.2.1). Ведь энергия, которую несет с собой звуковая волна, может быть большой. Лишние звуки влияют и на нервную систему: нам тяжело сконцентрироваться, мы подвержены стрессу, становимся раздражительными. Ко мне приходят на прием с жалобами на нарушение сна, памяти, снижение работоспособности. При сборе анамнеза, выясняется, что у кого-то ведутся строительные работы у соседей, а кто-то работает на шумном производстве. Сейчас приходит много молодых пациентов, которые слушают музыку в наушниках в транспорте на большой громкости. Наложение музыки и шума транспорта создает разрушающую волну, которая бьет по рецепторам улитки. Эти ткани не восстанавливаются, и люди начинают потихоньку глохнуть, у них появляется шум в ушах.
Мой совет: в транспорте или рядом с шумным шоссе обязательно выключите музыку в наушниках. Если вы работаете в шумном месте: стройка, завод, обязательно надевайте шумопоглощающие наушники. Не стоит часто ходить на концерты и стоять близко к колонкам. Дома выключайте из розетки все рабочие приборы, которые находятся в режиме ожидания, например стиральную машину или телевизор. Нам кажется, что мы их не слышим, но они производят белый шум, воздействующий на наш слух. Гуляйте в тихом парке, а не по оживленным улицам города.»
Вывод: когда на организм воздействует шум, появляются:
-сбои в работе слухового и вестибулярного анализаторов;
-бессонница;
-прерывистый сон;
-частая головная боль;
-головокружение.
2.2. Анкетирование
Для того чтобы выявить информированность учащихся о шумовом загрязнении, я провела опрос «Шумовое загрязнение» среди учащихся 6, 9, 11 классов.
Вопрос 1. Знаете ли вы, что такое шумовое загрязнение? Из 67 учащихся ответ «Да» дали все 67 человек.
Вопрос 2. Может ли человек без помощи врачей поддерживать свое здоровье? Из 67 учащихся 60 человек ответили «Да» и 7 человек ответили «Нет».
Вопрос 3. Зависит ли слух от вашего образа жизни? Из 67 учащихся все 67 человек ответили «Нет».
Вопрос 4. Знаете ли вы, что приводит к снижению слуха? Из 67 учащихся 67 человек ответили «Нет».
Вопрос 5. Влияют ли вредные привычки (громкая музыка, использование наушников) на слух человека? Из 67 учащихся 60 человек ответили «Да» и 7 человек ответили «Нет».
Вопрос 6. Знаете ли вы, что громкие концерты, частое использование наушников угнетают нервную систему, нарушают режим отдыха и сна? Из 67 учащихся 67 человек ответили «Нет»
Вопрос 7. Знаете ли вы, что используя наушники для прослушивания музыки в транспорте, вы неизбежно получаете негативные последствия для своего здоровья? Из 67 учащихся 67 человек ответили «Нет». (таблица 2.2.).
Проанализировав полученные данные, я могу сделать вывод о том, что малое количество учащихся нашей школы имеют представление о влиянии шумового загрязнения на здоровье человека и знают меры профилактики по снижению слуха.
2.3. Экологическая акция «Берегите слух»
Учить детей беречь слух надо ещё в детском саду - это важно, потому что снижение остроты слуха может привести к следующим проблемам уже в школе:
Задержка речевого развития;
Проблемы с усвоением материала в школе;
Трудности в чтении и письме.
Я решила на базе дошкольного учреждения в старших и подготовительных группах провести акцию «Берегите слух». В ходе акции я представила свою презентацию в МАДОУ «Детский сад «Электроник» по охране слуха от шума, рассказала об отрицательном воздействии шума на людей. Для удержания внимания детей, я использовала стихи о слухе человека для детей: Н. Кнушевицкая «Уши», С. Шукшина «Не кричите слишком громко…», В. Морозов«Когда нет слуха». (Фото 2.3.) Совместно с детьми мы определили источники шума в городе. Дети рисовали, как они видят свою заботу о слухе. В конце мероприятия дети приходили к выводу, как они будут себя вести:
1. Не пользоваться наушниками.
2. Не стоять около источников шума: колонки, телевизор.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
В заключении дети пообещали друг другу не шуметь. А так же, что расскажут всем знакомым, почему нельзя шуметь.
Заключение
Окружающий мир засоряют не только пластик или заводские выбросы, но и звук. Влияние шумового мусора чувствуется не сразу. Мы не увидим его так явно, как несанкционированную свалку, но звуки громче допустимых норм вредят здоровью человека и природе в целом. В крупных городах шум стал значительной экологической проблемой, на которую с каждым годом всё больше жалуются жители. Источников акустического воздействия на организм человека много: транспорт, стройплощадки, работающее оборудование, системы вентиляции и т. д. Жители городов привыкли не замечать эти звуки и часто не видят связи между нарушением функций организма и акустическим воздействием. А в это время отрицательное влияние накапливается, последствия могут быть разовыми или перерастают в хронические заболевания. Шумовое загрязнение оказывает негативное влияние на здоровье человека. Постоянный шум может вызывать стресс, нарушения сна, проблемы с концентрацией и повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний. Шумовое загрязнение в городах вместе с отсутствием качественного отдыха и постоянными раздражающими факторами приводит к тому, что условия жизни людей ухудшаются, они больше болеют, появляются нервные расстройства. Я считаю, что бороться с шумом нужно через пропаганду, объяснять, что тишина в современном мире - это очень редкое и ценное состояние. Необходимо менять сознание людей через творческие конкурсы, классные часы. Я создала демонстрационный материал для выработки прочных осознанных навыков поведения. (фото 3) Я считаю, что моя цель достигнута. При общении с опрашиваемыми шестиклассниками, с детьми, участвующих в акции, я видела в их глазах заинтересованность, желание заботиться о себе и окружающих.
Вывод: шумовое загрязнение - это любой нежелательный или тревожный звук, несвойственный природе, который влияет на здоровье и благополучие человека и фауну. По факту это невидимая опасность для всех нас. Моя гипотеза подтвердилась.
Мой совет: отдыхайте в самом тихом месте дома и проводите больше времени на природе. Высаживайте деревья около дома, чтобы они служили живым щитом, разрезающим звуковые волны. Хотелось бы напомнить, что здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого. Никто не в состоянии заставить вас следить за своим здоровьем. Не забывайте, ваше здоровье – в ваших руках! Природа – это источник здоровья!
Список литературы
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
ГОСТ Р 53187-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
А. М. Цузмер, О.Л. Петришина «Биология. Человек и его здоровье», Москва, 1994
Алексеева Т.И. Экология человека. Учебное пособие (Под руководством Т.И.Алексеева, А.И. Козлова – 2000. – 300с.)
Шумовое загрязнение – Википедия {Электронный ресурс}/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовое_загрязнение (Дата обращения 04.02.25)
Негативное влияние шума – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» {Электронный ресурс}/ https://www.59fbuz.ru/press-center/news/negativnoe-vliyanie-shuma/ (Дата обращения 04.02.25)
О контроле за воздействием физических факторов Роспотребнадзором (шум, вибрация) {Электронный ресурс}/ https://perm.bezformata.com/listnews/fizicheskih-faktorov-rospotrebnadzorom-shum/115610151/ (Дата обращения 04.02.25)
Фундаментальные исследования – научный журнал ISSN 1812-7339 {Электронный ресурс}/ https://fundamental-research.ru/ (Дата обращения 04.02.25)
Приложение
рис.1.2 Уровень шума
рис. 2.1 Строение уха
|
Вопрос № |
Да (%) |
Нет (%) |
|
1 |
100 |
0 |
|
2 |
89,6 |
10,4 |
|
3 |
0 |
100 |
|
4 |
0 |
100 |
|
5 |
89,6 |
10,4 |
|
6 |
0 |
100 |
|
7 |
0 |
100 |
таблица 2.2. Шумовое загрязнение
Фото 2.3. Презентация
Фото 2.3 Источники шума в городе.
Фото 2.3 Рисуем
Фото 3 Мы за тишину
Фото 3 Мы слышим