“Преступление и наказание” и “Записки из подполья” Ф.М. Достоевского в контексте французской экзистенциальной философии. Как темы свободы, бунта и безысходности в произведениях Достоевского проецируются на творчество А. Камю и Ж. -П. Сартра?

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

“Преступление и наказание” и “Записки из подполья” Ф.М. Достоевского в контексте французской экзистенциальной философии. Как темы свободы, бунта и безысходности в произведениях Достоевского проецируются на творчество А. Камю и Ж. -П. Сартра?

Пайдаркина Д.Д. 1
1Европейский университет прикладных наук
Орлова Н.И. 1
1Школа №1329
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПодпольныйчеловекиСартр.Чтоограничиваетсвободучеловека?

В начале исследования важно обозначить каким образом стоит воспринимать Достоевского в контексте французской философии 1950-60х годов. “Достоевский может быть назван «экзистенциальным художником», но не экзистенциалистом”1 по мнению Шайковича и Тиллиха: исследователи сходятся на том, что экзистенциальное мироощущение2 зародилось в произведениях Достоевского задолго до появления философской школы.Писатель во многом сходится в убеждениях с христианскими экзистенциалистами, так как в “Преступлении и наказании”, и в особенности поздних произведениях, подчеркивал важность христианской любви к Богу и человеку для искупления души на примере духовного развития Раскольникова.Этонепоследнее,но одно из самых ключевых различий между философией Достоевского и атеистическим экзистенциализмом. Философия Сартра и вследствие Камю формировалась не только под влиянием русского мыслителя и др., но и Ницше, поэтому поздний экзистенциализм не видит духовного спасения в Боге и трансцендентном мире.

Во многом экзистенциальное мироощущение Достоевского проявляется наиболее ярко в повести “Записки из подполья”, которого мы коснемся поверхностно в рамках исследования. Размышления главного героя “Записок…” об абсолютной свободе человека лягут в основу философских тезисов Сартра и Камю. Выступая с критикой Чернышевского о разумном эгоизме, отраженном в романе “Что делать?” (1863), и прогрессивных идеях, главный герой превозносит свободу человека, ставя ее выше рационального начала: “...свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз… вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода”3. Главный герой гиперболизирует, использует повторы, чтобы еще раз подчеркнуть, что свобода не поддается “классификации”4, правилам “ретортного человека”5 и в целом науке, которую постулируют Чернышевский и др. в век технического прогресса. В доказательстве права на свободу даже самого жалкого человека, герой следует всем самымиррациональнымипарадоксальнымжеланиям,отрицаянетольконауку,нои

 

1ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 212.

2ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 211.

3ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

4ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

5ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

социум, способный его ограничить. Во второй части “По поводу мокрого снега”герой начинает дико вести себя с прежними одноклассниками, все более “раздражаясь”6, когда те не замечают в нем личности. Главный герой прожил в “подполье”7 20 лет, его неспособность проявлять себя легла в основу его иррационального поведения в обществе. Герой-парадоксалист жаждет свободы и самовыражения, но сталкиваясь с собственнымивнутреннимиконфликтами,стыдом,егопопыткидоказатьсвоюсвободу, и проявить себя как личность происходят неконтролируемо и импульсивно.

Восприятие норм общества и самих людей как ограничение индивидуалистической свободы личности, проиллюстрированное Достоевским с помощью конфликта Подпольного человека, пересекается с позицией Сартра, однако философ доводит классическую концепцию свободы до “онтологической”8, то есть абсолютной. После выхода “Записок…” Сартр в труде “Бытие и ничто” (1943) будет апеллировать к Подпольному человеку как человеку экзистенциальноготипа.“...невзираянастрастное стремление собраться во внутреннем устойчивом ядре”9 главный герой Достоевского не может достигнуть полной свободы самовыражения и своего иррационального естества из-за внутреннего конфликта, что, по мнению Сартра, является упущением и ограничением “несчастного сознания”10. Главный герой “Записок…” парадоксальным образом “так и остался рабом”11 своего сознания, так как его свобода обусловлена мнимыми, по мнению Достоевского, убеждениями. Трагедия главногогероявтом,что, отрекшись от всего во избежание всех ограничений его свободы, он превращается в раба своих импульсов и внутренних конфликтов. Достоевский с помощью противоречивого образа главного героя иллюстрирует парадокс свободы, при котором чрезмерная власть или полное ее отсутствие одинаково развращают человека.

Не только научные теории и общественные нормы сковывают свободу Подпольного человека,ноивера,еслирассматриватьрелигиювконтекстеэкзистенциализма.“Если

 

6ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

7ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

8StudFiles.2.3Философиясвободыж.-п.Сартра.Бытиеиничто//URL: https://studfile.net/preview/5881488/page:3/, 03.08.2025.

9БонецкаяН.Околоцерковныхстен//М.БахтиниЖ.-П.Сартр//URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=4056, 03.08.2025.

10БонецкаяН.Околоцерковныхстен//М.БахтиниЖ.-П.Сартр//URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=4056, 03.08.2025.

11КовырзенковаТ.В.Трагедия«Подпольной»свободывповестиФ.М.Достоевского«Записки из подполья» // Преподаватель ХХI век. 2013. №2.

Бога Нет, то все дозволено. Это–исходныйпунктэкзистенциализма”12,–постановляет Сартр в труде “Экзистенциализм – это гуманизм”, апеллируя к позиции Ивана из “Братьев Карамазовых” (1878). Сартр, формируя главный тезис экзистенциализма, отрекается от последнего способа ограничения свободы личности. Философ отделил понятие “обыденной”13 и “экзистенциальной”14 свободы, вторая фундаментальна и “предшествует сущности”15, следовательно, свобода выбора априори всегда будет у человека, он на нее “осужден”16. Ни один из рассматриваемых в исследовании мыслителей не пошел так далеко в определении свободы. Достоевский считал, что “безграничная власть”17 развращает человека, мы рассмотрели это на примере образа Подпольного человека, который, отрекшись одновременно и от науки и от Бога, жил в злобе, осознании бессмысленности и унизительной жалости какподпольная“мышь”18, так и не достигнув истинной свободы, так как преградой к ней стало его собственное извращенное и ограниченное сознание.

    1. Трудности прихода к свободе. Как бунт против общественных норм влияют в конфликт личности и общества, ощущение безысходности?

ЧертыПодпольногочеловекапроецировалисьнаобразРаскольниковав“Преступлении и наказании”, в рамках изучения важно рассмотреть наложение этих образов друг на друга. Во многом это и другие мотивы в обоих произведениях обусловлены хронологической близостью произведений (1864 и 1866 года). В “Преступлении и наказании” главный герой глубоко противоречив, гордиотстраненотобщества,также какиПодпольныйчеловекиспытываетсостояниянагранибезумияиз-забольшого

 

12СартрЖ.-П.Экзистенциализм–этогуманизм//URL:https://scepsis.net/library/id_545.html, 04.08.2025.

13КандалинцеваЛ.Е.Проблемасвободыивыборавофранцузскомэкзистенциализме(Ж.П. Сартр, А. Камю) // URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/258186/, 05.08.2025.

14КандалинцеваЛ.Е.Проблемасвободыивыборавофранцузскомэкзистенциализме(Ж.П. Сартр, А. Камю) // URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/258186/, 05.08.2025.

15СартрЖ.-П.Экзистенциализм–этогуманизм//URL:https://scepsis.net/library/id_545.html, 04.08.2025.

16СартрЖ.-П.Экзистенциализм–этогуманизм//URL:https://scepsis.net/library/id_545.html, 07.08.2025.

17 Ерина Е. Б. Грани свободы в творчестве Ф. М. Достоевского // Соловьевские исследования. 2012.№2(34).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/grani-svobody-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo,

08.08.2025.

18ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,09.08.2025.

количества голосов “внутреннего Я”19 и сознания, извращенного философскими размышлениями, однако он не абсолютно своеволен, как доведенный до отчаяния своей свободой Подпольный человек. В “Преступлении и наказании” Раскольников будет только испытывать “пределы человеческой свободы”20.

Далее в исследовании сопоставление будет происходить на основесхожестиключевых мотивов и тем в “Преступлении и наказании", “Постороннем” и “Тошноте”. Развитие свободы, как философской концепции, и трудностей, связанных с ее достижением, будут проиллюстрированы с помощью образов главных героев в произведениях. Во многом, Достоевский и Камю сходятся в определении бунта личности против общественных устоев, в мотиве преступления и “сюжетной схеме”21 текста, для их сопоставления также больше оснований с точки зрения уже проведенных исследований22. Героев Сартра и Достоевского объединяеттемаспасениячеловеческой души, вызванная экзистенциальным мироощущением, состоянием безысходности, переданными с помощью атмосферы и деталей пространства.

    1. Камю

Позиции Достоевского и Камю насчет важности человеческой свободы во многом сходятся: авторы, в отличие от Сартра, не возводят свободу в абсолютную категорию, при которой человексклонен“развращаться”,согласноДостоевскомуиКамю:“Абсурд свидетельствуетобосознанииотсутствияабсолютнойсвободы”23.В“Преступлениии

 

19КовырзенковаТ.В.Трагедия«Подпольной»свободывповестиФ.М.Достоевского«Записки из подполья» // Преподаватель ХХI век. 2013. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tragediya-podpolnoy-svobody-v-povesti-f-m-dostoevskogo-zapiski-iz-podpolya, 10.08.2025.

20ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 223.

21ВаганянА.Г.МирабсурдавповестиА.Камю«Посторонний»//Вмиренаукииискусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-absurda-v-povesti-a-kamyu-postoronniy,

12.08.2025.

22ВаганянА.Г.МирабсурдавповестиА.Камю«Посторонний»//Вмиренаукииискусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-absurda-v-povesti-a-kamyu-postoronniy, 12.08.2025.

23 Горшков С. Ю. Проблема свободы с позиции экзстенциального философского направления (Н. Бердяев, А. Камю, Ж. П. Сартр) // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-svobody-s-pozitsii-ekzstentsialnogo-filosofskogo-napravleniya-n-berdyaev-a-kamyu-zh-p-sartr, 13.08.2025.

наказании” главный герой ограничен только “внутренней болезнью”24 сознания, собственным пороком, как и Подпольный человек. Раскольников пытается достигнуть свободы, бунтуя против общественных норм с помощью своей теории, но получается это у него извращенно, так как изначально герой делает “неправильный” выбор, отрекаясь от человеческих ценностей. Камю же с помощью образа Мерсо доказывает обратное: главные герой познает природу свободы и достигает ее только тогда, когда осознает абсурдность и ненужность общественных норм, так как по Камю это проживание единого опыта разными людьми. Таким образом, оба автора с помощью образов главных героев показывают разные пути достижения свободы, который наделен трудностями и предполагает индивидуалистический бунт.

    1. Бунт

Каким образом Раскольников испытывает пределы свободы в “Преступлении и наказании”? Вобразеглавногогерояодинаковоотображениндивидуалистическийбунт и он же как глобальная тенденция в кругах Петербургской молодежи. В преступлении Раскольникова заключается попытка “переступить” через нравственную черту, и возвысить себя над общественными нормами. В университетской статье “О преступлении”25заполгодадоубийствагеройформируетзнаменитуюдуалистическую теорию о двух группах людей. “Право имеющие”26 наделены сверхчеловеческой способностью использовать “тварей дрожащих”27 как “расходный материал”28, переступая через нравственный и государственный законы ради достижения целей. Бунт Раскольникова заключается не только в доказательстве своего превосходства над остальными людьми, отраженного также в образе Наполеона, но и в протесте против несправедливостиобщества.Геройруководствуетсягреховнымначалом–гордыне,под

 

24 Горшков С. Ю. Проблема свободы с позиции экзстенциального философского направления (Н. Бердяев, А. Камю, Ж. П. Сартр) // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-svobody-s-pozitsii-ekzstentsialnogo-filosofskogo-napravleniya-n-berdyaev-a-kamyu-zh-p-sartr, 13.08.2025.

25ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/p.19/index.html, 14.08.2025.

26ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

27ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

28ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

влиянием которой он и убивает старуху-процентщицу “ради идеи”29. Однако Раскольников не всецело сосредоточен на себе, в отличие от Подпольного человека, и отчасти питает надежду помочь “униженным и оскорбленным”, окружающим его. Бунтуя против старыхобщественныхнорм,геройхочетустановитьсправедливостьдля близких людей, который, как и он “задавлены бедностью”30, но также он в силу противоречивой природы стремится доказать свое превосходство над обществом. Его бунт – отрицание человеческих законов.

Камю, “ревностный поклонник Достоевского”31, вдохновлялся образами героев из “Братьев Карамазовых”, “Записок из подполья”, и в “Постороннем” развивал идею свободыуглавногогероязеркально,композиционнопохожимобразом,чтобыпоказать, как зарождается “метафизический бунт”32 в душе Мерсо. Кульминации обоих произведений сосредоточены на убийстве, однако если Достоевский после убийства подвергает героя страданию, болезненными припадкам, то Камю после первой части “Постороннего” наделяет человека-автомата33 способностью философствовать и стоически выдерживать все последствия его поступка: его воля парадоксальным образом возрастает на фоне все большего ограничения свободы в финалепроизведения, когда для героя пространство тюрьмы превращается в калейдоскоп пейзажей: “ночи, земли и моря”34. В итоге оба героя бунтуют и совершают преступлениеподвлияниемиррациональныхмотивов,подобноПодпольномучеловеку. Раскольников готов “умереть за идею”35, за доказательство своего превосходства пусть даже убийством, а Мерсо подчиняется своей физиологии, стреляя четыре раза из-за “палящего солнца” в араба, фактически без видимой причины. Его бунт, как и бунт Раскольникова, заключается в противостоянии социальным нормам, будь то нравственныйилигосударственныйзаконы.Мерсотакжеследуетсобственномуначалу

 

29ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

30ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

31ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 228.

32КамюА.МыслителиXXвека,Бунтующийчеловек.-ISBN5—250—01279—5изд.-М.: Издательство политической литературы , 1990. С. 135.

33StudFiles.3.РоманКамю«Посторонний».Образм.Мерсо//URL: https://studfile.net/preview/4284865/page:13/, 16.08.2025.

34 Камю А. Посторонний // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html,16.08.2025. 35 Камю А. Посторонний // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html,16.08.2025.

– физиологии, а Раскольников–гордыне,обаизкоторыхнеподдаютсярациональному объяснению, таким образом в “подпольной” логике оба автора сходятся.

    1. Конфликтличностииобщества

Образы Раскольникова и Мерсо во многом схожи, так как оба героя представляют “лишнего человека” своей эпохи и раскрывают конфликт личности и общества. Наряду с бунтом против общественных норм, данный конфликт – производная свободы, так как и в “Постороннем”, и в “Преступлении и наказании” герои приближаются к пределу общественных норм совершением убийства, ставя под вопрос общепринятую мораль. В особенности ненависть Раскольникова к людям, интересующая насврамках конфликта личности и общества, глубоко противоречива, так как, с одной стороны, божественная частичка души героя способна совершать импульсивные, но добрые поступки, например, отдать последние деньги семье Мармеладовых на похороны отца Сони. С другой стороны, Раскольников испытывает всеобъемлющее презрение к порочному Петербургскому обществу, погрязшему в грехе (аллюзии Достоевского на Содом и Гоморру36) и принижающему “униженных и оскорбленных”, таких, как Соня, Катерина Ивановна. В душевных метаниях Раскольникова мы находим ответ на проблему, поставленную в “Записках изподполья”–математическиеинаучныетеории не могут к простым категориям свести многогранную, противоречивую человеческую природу, главенствующую над разумом. Следовательно, помощь Раскольникова незнакомым людям также не поддаются логике и его поступки сводятся к индивидуальному случаю. Однако его ненависть к обществу в целом остается неизменной.

Камю в “Постороннем” заставляет читателя с другойстороныпосмотретьнаконфликт личности и общества, на природу человека: Мерсо не испытывает презрения к людям или агрессии, “человек-автомат”, вышедший из мира природы просто не понимает мирачеловеческого,иабсурднымнормамобществаследоватьнеможет.“Нулевой

 

36ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/p.35/index.html, 14.08.2025.

градус письма”37, поток сознания, равняющий по значимости и, следовательно, обесценивающий все события, происходящие с Мерсо, подчеркивают абсолютно равнодушное отношение к матери, возлюбленной героя, и ко всему человеческому миру. Если в поступках Раскольникова явно прослеживается отвращение к обществу вследствие гордыни и противоречивой природы, то Мерсо, не испытывая его по своей сути, будет заранее причислен самим обществомкбезнравственным,жестокимлюдям, когда откажется следовать социальным нормам. Находясь всуде,геройнеоправдывает свои действия, отвечает честно всегда, даже если ему это невыгодно и этим вызывает сначала смех, а затем негодование публики. Соответственно,приразныхубежденияхи мотивах реакция толпы на главных героев одна – осуждение.

    1. Трудностидостижениясвободы


В моменты осознания бессмысленности существования Раскольников несколько раз обращается к самоубийству как к возможности избежать страдания, чего парадоксальным образом не делает Мерсо. В “Преступлении и наказании” главный герой чувствует отчуждениеибезысходностьсвоегоположенияидо,ипослеубийства, это передается с помощью “душной”38 атмосферы Петербурга, грязных “кабаков” и “распивочных”39, “зараженного [идеями] воздуха”40. Раскольников не одинок в своем безвыходном положении, окружающее его общество также “задавлено нищетой”41: Соне приходится идти по желтому билету, Дуне необходимо выйти замуж, чтобы поддерживать семью, а матери героя приходится “чуть ли не милостыню просить”42, чтобы дать ему образование. Крайняя бедность, бездуховность и болезненность всего обществавыражаетсяватмосфереПетербурга:“вонь”43,духотаижелтыестены

37ВаганянА.Г.МирабсурдавповестиА.Камю«Посторонний»//Вмиренаукииискусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-absurda-v-povesti-a-kamyu-postoronniy, 12.08.2025.

38ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

39ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

40ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

41ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

42ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

43ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

психиатрических больниц. ТакоепространствозаставляетРаскольниковапогрузитьсяв размышления о самоубийстве особенно после его морального падения. Герой уже определил для себя пределы своей свободы убийством, осознал насколько ничтожен и отождествил себя с “вошью”44. Только гордыня остановила Раскольникова перед самоубийством,когдагеройвовторойчастипроизведенияпризнает,чтослишкомгорд, чтобы утопиться как Афросиньюшка и погибнуть, таким образом, “противно”45 и некрасиво.

Мерсо дублирует судьбу героя в эпизодах с убийством и судом, однако Камю не подвергает его ни наказанию, ни даже угрызениям совести. У “постороннего”обществу человека не рождается мысль о самоубийстве, так как он вовсе не ощущает безысходности своего положения,чтопарадоксально,таккак“Вопрососамоубийстве” является главным в философии Камю46. Ответ на этот вопрос кроетсявсамойприроде Мерсо, он олицетворяет мир природы, который абсолютно равнодушен ко всем человеческим проявлениям. Следовательно, он в привычном нам понимании не будет испытывать страдания, угрызений совести, представая перед читателеминопланетным существом. Мерсо обречен быть свободным от рамок общества. Таким образом, для Камю свобода определяется внутреннимсостояниемчеловека,иДостоевскийсходится с ним в этом. Раскольников находится тюрьме собственного сознания, и загоняет себя туда еще больше убийством, он способен освободиться только приняв наказание. Противоположным образомМерсо,оказываясьвзаключении,начинаетосознаватьсебя и свою способность быть свободным от рамок общества даже перед лицом казни.

Подводя итог, творчество Достоевского и Камю, в особенности мотивы, отраженные в затронутых произведениях, сосредоточены на разгадке двусмысленной, противоречивой природы личности, на чем, и строится главное определение экзистенциальной философии – на бытие личности47. В этой системе авторов психологизм,идругиедеталипространствалишьинструмент,дляпередачисостояния

 

44ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

45ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

46КамюА.МыслителиXXвека,Бунтующийчеловек.-ISBN5—250—01279—5изд.-М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 24.

47 Сюндюков Н. Экзистенциализм Достоевского: Человек меж проклятых вопросов // URL: https://syg.ma/@robbietherotten/ekzistientsializm-dostoievskogho-chieloviek-miezh-prokliatykh-voprosov, 16.08.2025.

души главного героя. Достоевский и Камю таким образом глубже раскрывают образы Раскольникова и Мерсо,исследуягранисвободы.Онипонимаютсвободукакдуховный выбор: человек определяет свою судьбу самостоятельно, и несет за это ответственность. На примере Раскольникова мы разобрали, как испытываниепределов свободы и человеческих законов приводит к разрушению, это дополнительно было подвержено похожим на героя образом Подпольного человека. Камю же определял свободу без Бога и с помощью духовного развития Мерсо проиллюстрировал, что свобода может быть достигнута с помощью создания собственного смысла, неприбегая к самоубийству, дажевусловияхабсолютнойбессмысленностиокружающего мира. Раскольников и Мерсо сталкиваются с трудностями при попытках достижения свободы, и для разрешения конфликта личности в обществе, которое ее ограничивает, авторыпредлагаютконцепциюбунта,признаваякакиличностнуюсилучеловека,таки ограниченность его разума в определении свободы.

    1. Сартр

Первостепенно стоит отметить, что Сартр и Достоевский по-разному определяли концепцию идеальной, утопической свободы личности. Хоть у Сартра, Камю и Достоевского понятие свободы либеральное, Сартр приходит к концепции “онтологической”48 свободы, как было отмечено ранее, в которойБог,какспасениедля Достоевского, является одним из ряда ограничений для обретения истинной личностной свободы. Свобода у французского философа абсолютна, то есть дана человеку априори и стихийна, как сама сущность экзистенциализма. У Достоевского концепция свободы неразрывно связана с Богом и достигается постижением христианской любви. Следовательно, основания у мыслителей разные, однако они сходятся в пропорциональности ответственности свободы, в трудностиеедостижения, а также в безысходномэкзистенциальноммироощущении,черезкоторыеисследуютих главные герои. “Тошноту” и “Преступление и наказание” роднит исследование экзистенциальных ощущений бессмысленности, абсурдности бытия и отчужденности.

 

48StudFiles.2.3Философиясвободыж.-п.Сартра.Бытиеиничто//URL: https://studfile.net/preview/5881488/page:3/, 03.08.2025.

    1. Безысходность

Безысходность вследствие беспощадного осознавания случайности существования находитотражениев“Тошноте”СартраисходитсясДостоевскимвосознаниибремени свободы. “Человек осужден быть свободным”49 подразумевает, что у человека всегда есть выбор в не зависимости от того, может ли он признаться себе в этом или нет, и действиячеловека,следовательно,всегдаподразумеваютрадикальнуюответственность пропорциональную абсолютной свободе. Из-за неспособности переложить ответственность на высшую сущность, Бога, и рождается глубокое чувство отчаянияу главного героя в “Тошноте”. Если Раскольников только в моменты неверия и победы темных сил над ним в потусторонней дихотомии Достоевского (борьбы Бога и дьявола), чувствует отчаяние и отсутствие смысла, то Рокантен погружен во всеобъемлющее осознание существования, проявляющейся в ощущении тошноты: “Я понял, что середины между небытием и разомлевшей избыточностью нет. Если ты существуешь, ты должен существовать до этой черты, до цвели, до вздутия, до непристойности”50. Мир, подчиняющийся всецело плоти, казался главному герою “комическим”51, то есть в абсурдным в крайней степени. И если признать Бога, общественные нормы, науку “стеной”52 между человеком и свободой, говоря метафорами “Записок из подполья”, то обнаружится, что кроме абсурдности Сартровского понятия существования ничего не останется. Человек попадает в собственную пропасть абсурда, когда начинает существовать и осознавать бессмысленный мир. Экзистенциализм отрекся от Бога, который в “Преступлении и наказании” определял собой смысл существования и тайно вел Раскольникова к пути раскаяния. Поэтому Рокантена от “израненной плоти”, от абсурдного “израненного существования”53 не спасает ничего.


В “Преступлении и наказании” безысходность определяется психологизмом, и также подчеркивает безвыходность положения Раскольникова, которое он осознает в приступах безумия, задыхаясь в загнанном пространстве. На удушающую атмосферу ПетербургавтекстеповлияламистикаПетербургскогомифа,начатаяещеПушкинымв

49СартрЖ.-П.Экзистенциализм–этогуманизм//URL:https://scepsis.net/library/id_545.html, 04.08.2025.

50СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.178.

51СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.178.

52ДостоевскийФ.М.Запискиизподполья//URL:https://ilibrary.ru/text/9/index.html,02.08.2025.

53СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.142.

“Медном всаднике” и проецирующаяся последовательным мотивом в произведениях Гоголя, Достоевского и др54. Город, построенный на болоте, окружает его жителей “давящими”55 домами, пожарными стенами, безвыходными “тошнильными переулками”56, в которых Раскольников ходит кругами. Свидригайлов суммирует детали атмосферы высказыванием: “Это город полусумасшедших…Редко гденайдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”57. Безвыходность подчеркивается также “сжатием” и личного пространства Раскольникова, который живет в каморке, похожей на “гроб”58. Детали пространства накладываются друг на друга и образуют безысходную схему, не предполагающую ни выхода, ни духовного спасения. Атмосфера пространства “Тошноты” практически идентична, и также иллюстрирует ограниченное сознание Рокантена, придавленное и раздраженное пространством из-за слишком “явного” существования: “...страдание осознает себя среди бесконечных стен, которые уходят и никогда не вернутся”59. Оба находятся в состоянии на грани безумия, сдавленные окружающим пространством.Они оба осознают бессмысленность, по Сартру, абсурдную “случайность”60 существования (как и внутреннего, так и окружающего мира). Для обоих авторов атмосфера пространства это еще один способ передачи духовного падения, безвыходности положения главных героев.

    1. Ничтожностьчеловека

Лейтмотивы образов насекомых приобретают особое значение в произведениях, отражаявсюничтожностьчеловекавабсурдном,ноприэтомпоглощающемегомире.

 

54ТопоровВ.Н.Петербургскийтекструсскойлитературы:Избранныетруды.-ISBN 5-210-01545-9 изд. - СПб.: Искусство—СПБ, 2003. - С.23.

55ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

56ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

57ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

58ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

59СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.238.

60СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.184.

Пауки и насекомые Достоевского переплетаются с кафкианскими мотивами: “Сартр и Кафка почерпнули идею человека-насекомого из «Братьев Карамазовых» Достоевского”61, – отраженную также в “Преступлении и наказании”. Раскольников сравнивает себя с “пауком”, забившимся в угол: “всю жизнь, как паук,ловилбывсехв паутину и из всех живые соки высасывал”62. Образ паука у Достоевского связан со сладострастием и передает низменную “подпольную” природу Раскольникова (образ паука также присутствует в “Записках…” для раскрытия идеиразврата).Паукявляется и хладнокровным хищником, пожирающим души, то есть “тварей дрожащих”63, и одновременно жертвой, так как страдает от собственной природы и вынужден жить отстраненно от окружающего мира, в “подполье”. Данным сравнением Раскольников обесчеловечивает себя до уровня ничего не сознающего животного, которое не способно противиться собственному демоническому началу. Он, главным образом, осознает свою ничтожность из-за переизбытка свободы, а она без нравственных, и именно нравственных ориентиров ведет к духовному разложению.

Сартр такжеиспользуетнетолькоатмосферупространствавкачествепсихологизма,но и образы насекомых. Как и у Достоевского, обесценивание человека до уровня насекомого подчеркивает его непохожесть, отстраненность от людского мира. Рокантен, как и Раскольников до встречи с Соней, глубоко одинок, осознавая человека как “ничто”, герой “Тошноты” не только теряет ощущение собственного “Я” (концепция Сартра), но и отстраняется от людей, рискуя потерять “человеческий облик”64. Абсурдность его собственного бытия, как лишнего человека, познается им в сравнении с насекомым: “Столько потерпевших неудачу существований, которые упорно возобновляются и снова терпят неудачи, напоминая неловкие усилия насекомого…(Я и сам одно из таких усилий)”65 и появляющемся позже образом мухи “избавленной от существования”66. Абсурдность такого существования герой видит в повторении одного и того же опыта, его возобновление снова исновазаключаетвсебе трагедиючеловекаживущегоколлективнымразумомсобществом,подобно

 

61ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 234.

62ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

63ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

64СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.172.

65СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.186.

66СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.146.

насекомому. Сартровское отождествление насекомого с возвышенными категориями существования, абсурдности, находят отражение и в “Преступлении и наказании”, когда Свидригайлов сравнивает вечность с “банькой с пауками”67. Чувствуется резкий контраст между непостижимым разуму образом посмертия, абсолютно духовным пространством и омерзительно плотской, приземленной материей, ограниченной земными рамками с помощью образа пауков. Данный контраст подчеркивает абсурдность мира, который из-засвоейприземленности,неспособенответитьглавным героям на их фундаментальные вопросы: Рокантену на смысл человеческого существования, а Раскольникову на несправедливость окружающего мира и на его “сверхчеловеческую” принадлежность.

    1. Бунт

Бунт у Камю, СартраиДостоевскогоимеетразныеконнотации,извсехперечисленных мыслителей первый имел самое оптимистическое понятие индивидуалистического бунта. Стоит отметить, что Сартр видел бунт в созданиисобственногосмыслажизнии формировании собственной сущности, что было доказано в философских трудах, однако в художественном произведении, “Тошноте”, если бунт и проявляется, то крайне пассивно.ЕслиРаскольниковострочувствуетсоциальнуюнесправедливостьпо отношению к себе и другим и выступает против нее противоречивой дуалистической теорией, то Рокантен априори не видит смысла в бунте и способен был только отстраниться от общества, осознавая его обреченность. У героя нет повода сопротивления, так как он осознает, что конфликт между человеком и абсурдным миром не разрешим: “Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - все то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу”68. Размышления Рокантена всецело пронизаны экзистенциальной тоской, которая стала привычнымсостояниемгероя.Раскольниковтольковмоментысильнейшегодуховного падения соглашается с “посторонним” (Камю) внешнему миру, например, в эпизодах встречисСоней,ПорфириемПетровичем,вкоторыхвнутреннийконфликт

 

67ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

68СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.217.

проявляется через смены резкие настроения, “затмение рассудка и упадок воли”69 главного героя, и он, как Рокантен, вынужденно отстраняется от общества.

Материя – отправная точка в бунте Рокантена. “Бунт против вещей”70 выражается не только в отвращениикслишкомявносуществующимвещам,ксамомусуществованию, но и к физическим потребностям человека. Рокантен, в отличие от Раскольникова, сопротивляется не конкретной категории, на примере конфликта личностииобщества, а самому естеству существования в целом. Поэтому читателю может показаться, что бунт Рокантена пассивен, неосязаем и, в целом, опирается на абстрактные образы, как ему кажется самому: “Но это неприятность [существо] столь расплывчатая, столь метафизически отвлеченная, что я ее стыжусь”71. Из-за расплывчатости под категорию существования попадает все, включая Рокантена и его физиологию,вплотьдобазовых человеческих потребностей. Сартр подчеркивает неразрывную связь между плотской материей и (ее) абсурдным существованием с помощью образов насекомых (пауков, мух), сочащейся “плоти”, человеческих “жидкостей” и разных частей тела, гротеском желая подчеркнуть чудовищность слишком явного существования вещей72. Конечно, в “Преступлении и наказании” отсутствует подобное сюрреалистичное гипертрофирование формы, и бунт Раскольникова заключается не вразмышлениях,ав целенаправленном сопротивлении против несправедливой социальной системы. Бунт Рокантена же более внутренен, он пронизан экзистенциальным чувством и поэтомуне имеет активного начала.

    1. ПарадокссвободыСартра

“Известный парадокс Сартра”73, как еще одна экзистенциальная категория, переплетается с ощущениями главных героев в “Преступлении и наказании” и “Постороннем”. Во время фашистской оккупации Сартр выпускает один из самых главныхтрудов“Бытиеиничто”,вкоторомописываетудивительноесвойствосвободы

69ДостоевскийФ.М.Преступлениеинаказание//URL:https://ilibrary.ru/text/69/index.html, 14.08.2025.

70StudFiles.35)КонфликтвроманеСартра«Тошнота»//URL:https://studfile.net/preview/3495511/, 17.08.2025.

71СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.149.

72СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.143.

73ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 232.

зависеть только от внутреннего состояния человека74.Благодаря этой идее мыслитель чувствовал себя более свободным в заключении, чем на воле. Похожее, стоическое сопротивление против несвободы описывает Камю в финале произведения, когда для героя перестают действовать “смыкающиеся стены тюрьмы”75, и сам смысл лишения свободы теряется, согласно надзирателю76, когда герой переносится в родной ему мир природы. На пороге смерти Мерсо обретает свой смысл существования, и становится абсолютно неуязвим к внешним ограничителям, так как обретает гораздо более фундаментальную ценность – свободу личностную, неподвластную обществу. Достоевский также показывает парадоксальное состояние Раскольникова на каторге в эпилоге, когда герой чувствует себя освобожденным от бремени греха, угрызений совести, тем самым показывая, что сознание героя было заражено внутренней, а не внешней болезнью, и его ощущение свободы также определяется духом. Оба автора в произведениях отобразили парадоксальность свободы, представляя человека как сущность, определяющую саму себя и имеющую право наличностнуюсвободудажев условиях абсолютной неволи.

    1. Какгероиприходятксвободевфиналахпроизведений?

Ощущение свободы переплетается в произведениях авторов с мотивом спасения, с попыткой предложить смысл существования главнымгероям.Свободаизначальнодает такую возможность и может познаваться на примере любви и веры (у Достоевского) и быть носителем нравственных убеждений героев. Она также может быть исследована как экзистенциальная категория и быть отправной точкой в размышлениях о роли человека в мире (уСартраиКамю).Впредыдущейчастимыисследовалитрудностина пути прихода к свободе, ее парадоксальность, здесьможемрассмотретькчемудолжно привести утопическое определение свободы, разное для каждого рассматриваемого автора.

 

74ЛатынинаА.Н.Достоевский–художникимыслитель//Достоевскийиэкзистенциализм.–М., 1972. С. 232.

75 Камю А. Посторонний // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html,16.08.2025. 76 Камю А. Посторонний // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html,16.08.2025.

    1. Вераи любовь

Концепция свободы Достоевского познается через христианскую любовь и веру, которые призваны не ограничить человека, но направитьегоистинныйдуховныйпуть. Как мы поняли из “Записок изподполья”свобода–динамичнаяконцепция,постоянно развивающееся посредством художественных образов, в ней Подпольный человек “портиться” из-за избытка свободы. Поэтому истинное понятие свободы по Достоевскому достигается в первую очередь посредством осознания ценности веры, как не ограничивающей, а наоборот обогащающей душу способ обретения смысла существования. К раскаянию Раскольников приходит на каторге, во многом благодаря усилиям Сони, проекции религиозных взглядов Достоевского. Через жертвенную любовь и сострадание героини Раскольников осознает разрушительность собственной теории, которая направлена на восстановление справедливости в обществе, но в результате еще больше угнетает и так оставленные, нищие слои общества(напримере случайно убитой Лизаветы). Читатель понимает, как извращенна чрезмерная свобода, если она руководствуется не тем началом, прогрессивными идеями и не имеет нравственных границ.

    1. Поиск смысла в искусстве

Стоит отметить, что Сартр в романе раскрывает пессимистичную сторону свободы и обреченность ее бремени. Остается загадкой, истинно ли удовлетворен Рокантен предложенными вариантами духовного спасения: попыткой на познание истинной любви, которая оставляет героя навечно одиноким, или поиски вечного в искусстве, кажущиеся смехотворными герою77. До этого мы упоминали, какой выход из бессмысленности предлагал Сартрвфилософскихтрудах,однаков“Тошноте”авторне может заполнить пропасть экзистенциального одиночества Рокантена, которая еще больше погружает его в осознании абсурдности существования окружающих его вещей. Только на “совершенное мгновение”78, согласно понятию Анни, мимолетно избавляющемуееотбессмысленности,Рокантенпознаетценностьискусства,его

 

77СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.241.

78СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.211.

способность прорываться сквозь “существования”79 и быть продуктом чистого “бытия для себя”80, то есть сознания. Песня о трагичной любви на миг переносит героя в мир вечности, однако искусство в целом не способно было избавить его от постоянного осознания абсурдности вещей и бремени его собственной свободы. Рокантенпонимал, что абсолютно свободен и одинаково обречен за создание собственного “Я”. На фоне безысходности героя чувствуется, как экзистенциализм обрекает себя на бессмысленность в силу отсутствия Бога.

    1. Природаибунт

Камю в “Постороннем” придавал сверхценность образу природы, и в достижении свободы и обретении своей философии он играл ключевую роль для главного героя. Понятие свободы более однозначно проявляется в романе, чем у других авторов, так как оно выражено в ярком конфликте между обществом и ему чуждому. Поэтому обретение свободы для Мерсо заключалось в обращении к первозданному образу, которое создало его наподобие себя. Природа и Мерсо в отношении абсурдности едины, герой выражает безучастную точку зрения природы со стороны на, порой, бессмысленные действия человека. Видя фундаментальное противоречие в поиске смысла в бессмысленном мире, герой,бунтуяпротивабсурдныхотношенийчеловекаи мира, отстраняется от общества, которое занято бессмысленным поиском. Мерсо же обретает смысл жизни в самом процессе существования, черпая его в природных процессах: “дуновении”81 ветра, приходящих волн моря и тд. Обретение свободы для героя заключалась в принятии своей непохожести и бунте против абсурдных, заранее обреченных отношений между человеком и миром, которое общество создает само в поиске заветного смысла.

 

79СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-С.242.

80СунайтО.С.Отторжение«Бытиявсебе»вроманеСартра«Тошнота»//ВестникРХГА.2015.

№3.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ottorzhenie-bytiya-v-sebe-v-romane-sartra-toshnota, 18.08.2025.

81 Камю А. Посторонний // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html,16.08.2025.

    1. Итог

В исследовании было рассмотрено как концепция свободы, как экзистенциальная категория, развивается и вкакиеформыобретаетнапримереразвитияобразовглавных героев в произведениях Достоевского, Камю и Сартра. Свобода имеет бурный, динамический характер и сталкивается нравственными, моральными и пространственными пределами у авторов. Если Достоевский обозначает вектор в виде Бога, в который должна быть направленаличностнаясвобода,тоКамюиСартрвидели религиозную мораль как способ ограничения индивидуальной свободы, анепопыткой обретения истинных ценностей. Поэтому герои Сартра и Камю более отчуждены от общества на фундаментальном, экзистенциальном уровне, и насколько их понимание свободы не иллюзорно зависит от восприятия в разных эпохах (философские направления XIX иXXвекаимелиразныеоснования).УКамюиДостоевскогосвобода достигается через прохождение трудностей и бунт, у Сартра же она дана как первоначальная составляющая бытия человека. При этом, Достоевский и Сартр сходились в осознании тяжкого бремени свободы, на чем не так акцентировал внимание Камю, однако увсехисследуемыхавторовсвободаопределяетсявнутренним состоянием человека, абсолютно не зависящим от степени ее внешнего ограничения.

    1. Список литературы

Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель . - М.: Художественная литература , 1972. - С. 211-234.

Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Интернет-библиотека Алексея Комарова URL: https://ilibrary.ru/text/9/index.html (дата обращения: 02.08.2025).

StudFiles. 2.3 Философия свободы ж.-п. Сартра. Бытие и ничто // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/5881488/page:3/ (дата обращения: 03.08.2025).

БонецкаяН.Околоцерковныхстен,М.БахтиниЖ.-П.Сартр// Литературно-художественный общественно-политический независимый журнал "Звезда" URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=4056 (дата обращения: 03.08.2025).

КовырзенковаТ.В.Трагедия«Подпольной»свободывповестиФ.М.Достоевского

«Записки из подполья» // Преподаватель ХХI век. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tragediya-podpolnoy-svobody-v-povesti-f-m-dostoevskogo-z apiski-iz-podpolya (дата обращения: 04.08.2025).

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм -- это гуманизм // Научно-просветительский журнал "Скепсис" URL: https://scepsis.net/library/id_545.html (дата обращения: 04.08.2025).

КандалинцеваЛ.Е.Проблемасвободыивыборавофранцузскомэкзистенциализме(Ж. П. Сартр, А. Камю) // Соционауки // URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/258186/, (дата обращения 05.08.2025).

ЕринаЕ.Б.ГранисвободывтворчествеФ.М.Достоевского//Соловьевские исследования. 2012. №2 (34). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/grani-svobody-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo(дата обращения: 08.08.2025).

Ваганян А. Г. Мир абсурда в повести А. Камю «Посторонний» // В мире науки и искусства:вопросыфилологии,искусствоведенияикультурологии.2016.№3(58). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mir-absurda-v-povesti-a-kamyu-postoronniy(дата обращения: 12.08.2025).

Горшков Сергей Юрьевич. Проблема свободы с позиции экзстенциального философскогонаправления(Н.Бердяев,А.Камю,Ж.П.Сартр)//ЕвразийскийСоюз Ученых. 2015. №7-3 (16). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-svobody-s-pozitsii-ekzstentsialnogo-filosofskogo-n apravleniya-n-berdyaev-a-kamyu-zh-p-sartr (дата обращения: 13.08.2025).

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Интернет Библиотека Алексея Комарова//URL:https://ilibrary.ru/text/69/p.19/index.html,(датаобращения14.08.2025).

КамюА.МыслителиXXвека,Бунтующийчеловек.-ISBN5—250—01279—5изд.- М.: Издательство политической литературы, 1990. - 415 с.

Камю А. Посторонний. Народ.РУ // URL: https://philosophy1.narod.ru/www/html/library/camus/l_etranger1.html, (дата обращения 16.08.2025).

StudFiles. 3. Роман Камю «Посторонний». Образ м.Мерсо // URL: https://studfile.net/preview/4284865/page:13/,(датаобращения16.08.2025).

Сюндюков Н. Philosophy and Humanities, Экзистенциализм Достоевского:Человекмеж проклятых вопросов // Syg.ma //

https://syg.ma/@robbietherotten/ekzistientsializm-dostoievskogho-chieloviek-miezh-prokliat ykh-voprosov (дата обращения: 16.08.2025).

СартрЖ.-П.Тошнота.-5-91181-080-8изд.-СПб.:Азбука-классика,2006.-256с.

ТопоровВ.Н.Петербургскийтекструсскойлитературы:Избранныетруды.-ISBN 5-210-01545-9 изд. - СПб.: Искусство—СПБ, 2003. - 616 с.

StudFiles. 35)Конфликт в романе Сартра «Тошнота» // URL: https://studfile.net/preview/3495511/, (дата обращения: 17.08.2025).

СунайтО.С.Отторжение«Бытиявсебе»вроманеСартра«Тошнота»//ВестникРХГА. 2015. №3 // URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ottorzhenie-bytiya-v-sebe-v-romane-sartra-toshnota(дата обращения: 18.08.2025).

Просмотров работы: 22