Ю.М. Непринцев. «Декабрь 1941»

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ю.М. Непринцев. «Декабрь 1941»

Масолова С.Ю. 1
1МБУ ДО «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина»
Кириленко Л.Г. 1
1МБУ ДО «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Ю.М. Непринцев. «Декабрь 1941»»

Непринцев Юрий Михайлович (1909 - 1996) - советский живописец, график, педагог, профессор.

Мастеру было суждено стать одним из известнейших художников своего времени. Художника, происходившего из дворянского рода, почитало советское руководство, а Сталин наградил его высшей премией СССР за картину о быте и единении народа в годы Великой Отечественной войны.

В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы». Сюда вошло 17 графических листов, связанных общей темой, в числе которых серия «Женщины блокадного Ленинграда» и о них, женщинах, мне хочется рассказать.

Ю.М.Непринцев. Декабрь 1941. 1961. Бумага, офорт. 58,8 х 48,8. Русский музей. г. Санкт-Петербург.

Произведение представляет собой повествование о событиях блокады Ленинграда, наполнено глубоким внутренним смыслом через художественные образы, созданные мастером.

Первый план графического листа он самый главный и важный в решении всей композиции - это стол, освещённый светом с тенью от рук.

На нём изображена измученная голодом и холодом женщина, держащая в костлявых, сложенных лодочкой, руках своё спасение – кусочек чёрного хлебушка. Рядом с ней стоит ребёнок, скорее всего дочь. На голове героини порванный платок, ткань которого расходится по ниткам. Видно, что платок неоднократно стирали, в холод он покрылся сосульками. Платок повязан поверх шапки, так теплее, на лицо падает короткая прядь белокурых волос. На девушке не видно лица. От неё веет холодом.

Впервые посмотрев на картину, я испугалась, потому, что по началу увидела не человеческое лицо, а череп, с большими, провалившимися глазницами, наполненными пустотой и безжизненностью. Но присмотревшись стало понятно, что никакой это не череп, а всего лишь женское лицо. Но даже «всего лишь» не подходит… В лице героини читается боль, пережитая ею и многими ленинградцами, голод, который морит день за днём, холод от которого негде укрыться, забота о своём ребёнке, решимость отстоять себя и свою Родину, а также усталость, которая преследует женщину изо дня в день на протяжении всей блокады. Она одета в пальто подпоясанное армейским ремнём, через плечо перекинута лямка сумки, которая должна быть с ней всегда. Маленький, чуть выше стола, ребёнок закутан в большой платок, он неподвижен, словно ледяная статуя. На столе бидончик в авоське и больше ничего! На заднем плане труба буржуйки, но печь нечем топить. Оттенки серого передают всю тяжесть той поры.

Произведение создано в технике литография– это вид графики, основанный на технике плоской печати - офорта на камне. Я считаю, что техника, выбранная художником с целью решения поставленной задачи, оказалась самой удачной для передачи такого внутреннего эмоционального напряжения, изображённого мига из жизни ленинградцев во время продолжительной блокады города, она подчеркивает тяжесть непростого военного времени.

В таких произведениях до сих пор ощущается время и драматизм событий блокадной поры. Блокадники вспоминают холод, бомбежки и постоянное чувство голода.

Пересмотрев картины автора на тему блокадного Ленинграда, я заметила, что героями его произведений являются девушки и дети, они – самые слабые и беззащитные – пережили то, что выше человеческих сил. В этих произведениях видны свидетельства войны, но жизнь обязательно вступит в свои права, она продолжится, она окажется сильнее! Это случалось не раз! Пусть на Земле будет мир во всём мире! И это зависит только от нас – людей.

Просмотров работы: 13