Мягкая игрушка-подружка

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мягкая игрушка-подружка

Абросимова Е.М. 1Абросимова А.М. 1
1МАОУ СОШ №11
Викторова А.А. 1
1МАОУ СОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У всех в детстве были любимые игрушки. И, конечно, самыми любимыми были мягкие игрушки. Плюшевые медведи, коты, собаки и многие другие забавные зверушки, появившиеся у нас в детстве, порой живут во многих домах годами.Они всегда актуальны, нравятся не только детям, но и взрослым. У каждого в жизни была, а может и есть в настоящее время своя любимая игрушка. С ней он рос и взрослел. Мягкие игрушки позволяют вернуться в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает процесс изготовления игрушек. Порой из рук мастера выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук того, кто её изготовил.

Мы с сестрой с самого детства любим мягкие игрушки, у нас их огромное количество. Сначала нам их покупали, дарили, а сейчас мама шьёт их для нас. Мы всегда наблюдаем за процессом изготовления нашей будущей игрушки. Сейчас мы подросли и у нас возникла идея самим сшить игрушку.
Ведь, если мягкая игрушка изготовлена своими руками, играть ей вдвойне интересней. А сколько можно создать персонажей! И животных, и героев мультфильмов, сказок, и различных чудных монстриков и даже кукол. Можно разыграть с ними интересные сценки или поставить целые спектакли.

Роль мягкой игрушки в жизни маленького ребенка поистине неоценима. Она становятся первым товарищем по игре, с ней ребенок учится разговаривать и доверяет свои первые секреты, в компании с мягким другом веселее обедать и гораздо приятнее засыпать.

Поэтому тема нашего проекта «Мягкая игрушка – друг для нас».

Цель: создание мягкой игрушки своими руками.

Задачи: 1. Изучить историю создания мягкой игрушки;

2. изучить технологию создания игрушки;

3. изготовить выкройки и сшить мягкую игрушку.

Глава 1. Мягкая игрушка

    1. . История возникновения мягкой игрушки.

Многие ребята и даже взрослые хранят игрушки всю жизнь, бережно к ним относятся. Но не все задумывались как они появились. Нам стало интересно, мы посетили библиотеку, посмотрели на просторах сети интернет.

По данным ученых, в ІІІ веке до нашей эры в Древнем Египте появились первые игрушки. Ими были фигурки животных из дерева. Затем стали появляться игрушки с двигающимися частями. Само слово «игрушка» возникло в XVI веке во Франции.

Первые мягкие игрушки представляли собой кустарно произведенные игрушки, сшитые из лоскутов различной ткани и набитые чем-нибудь мягким, например, ватой, соломой или тканью. Их украшали глазками-пуговицами, а также иногда различными аксессуарами, вроде шейных бантиков. Их шили мамы, бабушки и няни для того, чтобы порадовать своих деток и воспитанников. Шили разнообразных животных, медведей, зайцев, слонов, а также тряпичных кукол. И, естественно, что такой востребованный продукт, как мягкая игрушка, просто не мог не выйти в фабричное производство.

Впервые в массовое производство мягкая игрушка вышла в Германии. В 1879 году один немецкий женский журнал предложил выкроить и сшить из фетра игрушку – слона. Одна талантливая рукодельница из городка Гинген, по имени Маргарет Штайфф, с детства находящаяся в инвалидной коляске, сшила несколько таких игрушек для своих племянников. Игрушки необыкновенно понравились деткам, их родителям, а также знакомым. С этого момента Маргарет стала регулярно шить различных животных из разнообразной ткани, плюша и бархата. Ее игрушки пользовались огромным спросом, и в один прекрасный день 1880 года, Маргарет совместно с сестрами открыла свою мастерскую по производству мягкой игрушки и лавку для их продажи.

В начале 20 века, в 1902 году фабрика реализовала новую идею - мягкую игрушку с двигающимися лапами.  Игрушечный медведь стал неразлучным спутником большинства детей. Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность и утешать малышей. 

Сейчас, в современном мире, мягкая игрушка остается популярной как одно из самых ярких воспоминаний о детстве. Современные мягкие игрушки многому научились: они уже и поют, и разговаривают, и танцуют. В Японии давно разработаны мягкие игрушки, которые полностью имитируют домашнего любимца: котенка или щенка. Но не это главное. Самое важное - это та доброта и нежность, которую дарит каждому ребенку мягкая игрушка, и память о которой остается на всю жизнь.

    1. . Виды мягких игрушек.

  • Классические. Изготавливаются в виде животных и людей. Для производства используются натуральные и синтетические материалы, разные по фактуре и цвету. Благодаря простым мягким игрушкам ребенок познает мир, развивает тактильные ощущения, формирует положительные эмоциональные отклики.

  • Развивающие. К таким относятся игровые комплексы, подвесные карусели, игровые панели, развивающие коврики. Такие модели отличаются небольшими габаритами и красочными оттенками. Предназначены для развития цветового восприятия и тактильных ощущений ребенка.

  • Мягкие погремушки. Изготавливаются в виде обычных погремушек из текстиля. В такие модели вшиваются специальные механизмы, которые шуршат, пищат или гремят при встряхивании. Погремушки развивают у детей звуковое восприятие, моторику рук.

  • Мягкие книжки. Эти изделия обтягиваются текстильными материалами: трикотажем, флисом, хлопком. Вместо рисунков используются аппликации из ткани, изображающие предметы окружающей среды или демонстрирующие ситуации из жизни.

Встречаются изделия со встроенными звучащими механизмами.

  • Мягкие кубики. От традиционных кубиков из пластмассы и дерева такие модели отличаются экологической безопасностью. Кубики состоят из обтянутого тканью (искусственный мех, велюр, трикотаж, дермантин) поролона. Предназначены для строительных игр малышей.

  • Мягкие мячи. Модели предназначены для улучшения координации ребенка. Преимуществом этого вида игрушек является функциональность и легкость. Мячи развивают спортивную активность малыша.

  • Мягкие куклы. Основа – перчатка, которая дополняется тканями и фурнитурой. Изготавливаются модели в виде животных, персонажей из сказок. Сначала такую игрушку осваивают родители, а потом дети.

  • Мягкие музыкальные. Внешне ничем не отличаются от простых игрушек. Особенность их заключается в наличии встроенных внутрь изделия механизмов. Модели издают разные звуки: мелодию, стишки, песенки.

Поиск кнопки для начала работы механизма развивает мышление малыша. Подходят для интересного времяпрепровождения и эстетического воспитания.

  • Мягкие интерактивные. Построены по принципу музыкальных игрушек и многофункциональны. Они разговаривают, поют, танцуют. Часто используется музыкальное и световое сопровождение.

Популярны интерактивные изделия в виде животных, которых можно кормить и гладить.

1.3. Материалы для шитья игрушки

Полки детских магазинов пестрят разнообразием мягких игрушек от мала до велика. Каждому ребенку будет в радость получить плюшевого друга. Приобретая игрушечных зверят, мало кто задумывается о том, из чего делают мягкие игрушки. От того, из какой ткани изготовлен каркас, чем он набит, зависит качество, безопасность предмета для детского использования.

Материал плюшевых игрушек требует специального ухода, обладает преимуществами, недостатками. Первые варианты были набиты соломой, предметы были твердые, тяжелые.

Перед тем, как сшить игрушку, мы изучили, какие виды тканей подходят. В производстве используют несколько видов тканей для мягких игрушек:

  • Искусственный мех. Он изготавливается из натуральных или химических волокон, может иметь разные цвета, длину ворса.

  • Бархат, плюш. Плюшевые игрушки делают из натурального материала животного происхождения.

  • Хлопок. Популярная ткань для игрушек из хлопчатобумажного волокна: ситец, сатин, махрушка, фланель. Большой выбор ярких цветов, приятные тактильные свойства.

  • Трикотаж. Высокая степень эластичности, хорошо тянется. Часто используют для пошива дизайнерских моделей.

Кроме ткани важен и наполнитель, которым будет набита игрушка. Оказывается, их тоже очень много.

Наполнители:

  • Вата. Доступный, хлопковый материал, который обладает массой преимуществ: легкость, пушистость, мягкость, низкая цена, гипоаллергенность.

  • Шерсть. Для наполнения игрушки используют старую пряжу, обрезки. Делается такой материал из предварительно обработанной шерсти овцы. Наполнитель мягкий, теплый, отлично распределяется по сложным формам кукол, зверушек.

  • Лоскуты. Лоскутки ткани используют для наполнения трикотажных моделей. Могут найтись у каждой рукодельницы. Можно стирать вручную или в автомате.

  • Синтетический пух. Лучший из всех видов. Легкий, объёмный, не подвергается деформации, слеживанию. Можно подвергать влажной чистке. Теплый, противоаллергенный материал.

  • Засушенные растения. В целях создания интерьерных или лечебных моделей, которые применяются для ароматерапии. Чаще в состав травянчиков входят лаванда, мята перечная, ромашка обыкновенная, мелисса, розы, жасмин. Такие игрушки приятно пахнут, способствуют снижению уровня стресса, нормализуют сон.

Выделяют еще сыпучие наполнители:

  1. Соль;

  2. Крупа;

  3. Древесные опилки;

  4. Шелуха от круп;

  5. Камушки малого размера;

  6. Семена;

  7. Пластиковые или поролоновые шарики.

Игрушки с такими наполнителями способны снимать тревожность, усталость, стресс; улучшают развитие мелкой моторики; активирую кору больших полушарий мозга.

После изучения видов игрушек, тканей и наполнителей, мы смело можем приступать к изготовлению своей собственной игрушки.

Глава 2. Практическая часть.

Перед созданием каждой игрушки, важно представить, как она будет выглядеть. Если это персонаж мультфильма или сказочный герой можно распечатать его изображение, чтобы он был рядом, смотреть на него время от времени, читать про героя истории, или включить мультфильм во время изготовления, это нужно для того, чтобы можно было передать в игрушке характер персонажа.

Так как мы любим играть в куклы, то и решили сшить для себя по куколке. На любом производстве в любой профессии существуют меры безопасности, будь то строительство, машиностроение, медицина, обучение и т.д. Поэтому перед работой вспомнили следующие меры безопасности при работе:

  1. работу производить в хорошо освещенной комнате;

  2. хранить ножницы в определённом месте – в подставке или рабочей коробке;

  3. ножницы класть сомкнутыми лезвиями от себя;

  4. передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия;

  5. при шитье использовать иглу подходящего размера;

  6. хранить иглы и булавки в определённом месте (игольнице, подушечке);

  7. шить только с напёрстком.

Для работы нам понадобились следующие материалы и инструменты:

  • Фетр,

  • Кружево;

  • Ситец,

  • Шнурок,

  • Капрон,

  • Синтепон,

  • Проволока,

  • Нитки вязальные, нитки для шитья

  • Ножницы, иголка,

  • Термоклей.

Далее мы с мамой сделали выкройки и перенесли их на ткань. Аккуратно вырезали детали, оставив припуск для шва. Когда все детали были подготовлены, мы начали их сшивать. Наполнили наши детали синтепоном, для каркаса использовали проволоку. Необходимые детали, после сшивания склеили термоклеем. Волосы сделали из вязальных ниток. Украсили. Вот наши красавицы готовы.

После изготовления игрушки, мы решили сделать экономические подсчёты и небольшое экологическое исследование. Вот что у нас получилось.

Экономические подсчёт.

Название материала

Количество

Стоимость

Сумма

фетр

2 листочка (А4)

80 руб

30 руб.

Капрон (носок)

1 шт

40 руб

20 руб.

нитки

1 катушка

-

-

Вязальные нитки

1/3 мотка

80 руб

15 руб

ситец

50см*50см

-

-

Синтепон

30 см.

100 рублей

20 руб

Шнурок

1 шт

12 руб

12 руб

кружево

   

20 руб

проволока

 

-

-

термоклей

1 шт

55 руб

5р50коп

Итого:

 

 

125р50коп

По подсчётам можем сделать вывод, что наши две куколки обошлись нам дешевле, чем в магазине. Пусть они и небольшого размера, но таких мы не найдём нигде! Это игрушки, сделанные своими руками, они особенно нам дороги.

Экологическое исследование.

Название материала

Качественная характеристика

Достоинства

Недостатки

Капроновая сетка

При работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека. Отходы при раскрое можно использовать при изготовлении аппликаций.

Ворсистой поверхности не имеет, поэтому не загрязняет воздух.

фетр

Выдерживает нагрузки вдоль швов, края не осыпаются, фетр не вызывает аллергических реакций, не имеет изнаночной стороны, его можно клеить, резать, шить. Фетровая ткань имеет богатую гамму цветов. Не требует специальной обработки

Большинство его разновидностей слишком мягкие и плохо держат форму, так что для сложных изделий его использовать не стоит.

ситец

Экологичность, длительное сохранение яркости цвета после многократных стирок; гипоаллергенность, достаточно низкая цена, высокая воздухопроницаемость, удобство работы при шитье и раскрое материала

стирка на высоких температурах приводит ткань в негодность; отмечается усадка ткани после стирки; материал сильно мнется

Синтепон

Не деформируется при намокании, не токсичен, ровная и гладкая поверхность, стабильность формы, мягкость, эластичность, возможность длительной эксплуатации, не поддерживает горение, устойчивость к запахам.

Объёмный материал сложен в обработке, есть опасность попадания волокон в дыхательные пути при раскрое.

С экологической точки зрения, материалы, которые нам понадобились для изготовления игрушек, гипоаллергенны, просты в работе, недорогие, безопасны. Опасным можем назвать только синтепон, но мы работали под присмотром мамы, соблюдая все правила безопасности.

Выполняя эту работу, мы получили большое удовольствие. При шитье кукол мы не столкнулись с трудностями, так работали пошагово, внимательно слушая подсказки мамы. Мы считаем, что наши игрушки получились красивыми и яркими. Все швы старались выполнять качественно. Наши куколки для первого раза получились неплохо. Конечно, есть над чем и поработать. Мы планируем более подробно познакомиться с техникой шитья, встретиться с мастерицей п. 3 Северный, которая занимается изготовлением кукол очень давно и, конечно, сшить еще что-нибудь в нашу небольшую коллекцию.

Заключение.

Работа над проектом мы узнали историю появления мягких игрушек. Теперь мы знаем много интересного о них и можем поделиться своими знаниями с одноклассниками, подружками. Мягкую игрушку можно не только купить, получить в подарок, но и сшить самому, создать уникального героя, такой будет только у вас. Стоит приложить фантазию и немного творчества.

В процессе изготовления изделия мы совершенствовали навыки и приемы работы с тканью. Убедились, что из ткани и фетра можно сшить множество простых и интересных игрушек.

Выполнив свою работу, мы испытали радость и чувство удовлетворения от того, что у нас получились замечательные куколки-подружки. Игрушка, сделанная своими руками будет радовать нас долго.

Целью нашего проекта было изготовление мягкой игрушки, после проделанной работы, делаем вывод, что наша цель достигнута.

Можем сделать следующий вывод – мягкие игрушки всегда были, есть и будут друзьями детей. Ведь они не только поднимают настроение, но могут сохранить секрет, помочь чему-либо научиться. Да и вообще, они просто очаровательны!

Список литературы.

  1. Ефимова А.Ф.Работа с мягкой игрушкой в начальных классах.

  2. Савельева Л.М., Петухова В.И. Мягкие игрушки.

  3. https://tekstilprofi.com/materialy/tkani/fetr-vidy-plyusy-i-minusy-primenenie-i-opisanie/

  4. https://tkaney.ru/po-naznacheniyu/tkan-i-napolniteli-dlya-igrushek.html

  5. https://toys-kids.ru/articles/istoriya_myagkih_igrushek

  6. https://vash.market/detyam/igrushki-i-igry/myagkie-igrushki-raznovidnosti-nyuansy-vybora-i-uhoda.html

Просмотров работы: 35