СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ – ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ – ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Кесоян М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар Екатерининская гимназия №36
Сиропова М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар Екатерининская гимназия №36
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

А.С.Пушкин

  Мир русской народной и авторской сказки своеобразен и загадочен. Несмотря на то, что сказки и кажутся развлечением, однако из любой сказки нужно вынести урок для себя. Учитывая направленность нашей работы, из сказок мы извлекаем уроки, связанные с экологическим воспитанием и культурой школьников. Одним из условий формирования экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе у детей является понимание экологического содержания сказки, поскольку этот процесс является неотъемлемой стороной познания человеком мира и именно в этом процессе оно осуществляется.

Сказка, чаще всего, произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. В экологическом воспитании школьников большую роль играет сказка природоведческого содержания.

Актуальность исследования.На современном этапе одной из немаловажных причин экологического неблагополучия являются недостаточные экологические знания, начиная с начального звена школы.

Актуальность использования сказок в экологическом воспитании школьников сопряжена с необходимостью изучения процесса понимания экологического содержания сказки как одного из условий формирования у детей экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе.

Основные проблемы:

- в педагогической литературе анализ экологических сюжетов в детских сказках недостаточно описан. Понимание школьниками экологического содержания сказочного произведения требует дополнительной переработки информации;

- в выборе средств для наиболее эффективного усвоения экологических знаний об объектах живой природы, являющимся героями сказки.

В нашей научно-исследовательской работе мы решили рассмотреть содержание детских сказок с позиции экологических сюжетов.

Объектом является процесс исследования детских сказок.

Предмет исследования: пути исследования сказочных сюжетов в отражении реальных экологических проблем современности.

Цель: выявить экологические сюжеты в старинных детских сказках и соотнести их к реальным экологическим проблемам нашего времени; составить информационный лист «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Задачи:

- изучить историю происхождения сказок;

- рассмотреть экологические сказки как средство формирования экологической культуры;

- определить особенности отображения реальных экологических проблем в сказочном тексте;

Методы исследования:

- анализ тематической литературы;

- метод выборки из произведений экосюжетов;

- беседа, диспут;

- метод критического мышления;

- обработка полученных результатов

Практическая значимостьисследования заключается в соотнесении сказочных сюжетов к реальным экологическим проблемам современности. Исследованные сказочные тексты – ценный источник для изучения окружающей среды и экологического состояния современной природы средствами «сказочного» языка.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Из истории появления и развития сказки

Возникновение первых сказок приписывают Древней Индии и странам Востока. Сказка шла своим завоевательным путём, охватывая огромные территории. Своим движением сказка объединяла отдельные народы. В глубокой древности сказочные повествования не только возбуждали интерес в людях к дальним странам, но и побуждали интерес к неживой и живой природе. Сказка часто указала преимущество человека перед животным, определила человеку необходимость стать выше самого себя. В этом уже в те далёкие времена стал проявляться экологический эгоцентризм. Но, вместе с этим, сказка показала, как человек должен рассматривать основные понятия о добре и зле, взаимодействии всех живых существ между собой и с окружающей природой. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

Сказка – ранее никогда не создавалась специально для детей.

Корни русской сказки уходят в славянское язычество. На Руси сказка пришла на смену мифу. В X-XI веках в Киевской Руси, как предполагают, появилась сказка.  Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Позже, сказка закрепилась в разновозрастной категории.

Русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. 

Однако уже в XIX веке появились люди, которые хотели собирать и сохранить устное народное творчество (И. М. Снегирев, П. В. Киреевский, В. И. Даль, А. Н. Афанасьев, И.А.Худяков, П.А.Бессонов). Благодаря этим подвижникам, сегодня мы можем наслаждаться самобытными и уникальными произведениями русского народа. И лишь в XX веке сказка стала принадлежностью детской аудитории [1].

Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: сказка - это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

     Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Но сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит нас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. 

Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность.Каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. 

Таким образом, каждая эпоха создавала свои сказки. В них запечатлелось всё многообразие человеческих отношений с неживой и живой природой.

1.2 Отражение взаимоотношения живых существ в сказочном пространстве

Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в природе, в фантазийной форме, формирующее

гуманное отношение человека к природе. Ещё К.Д.Ушинский отметил, что «общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление» [2].

Экологическая сказка как жанр современной детской литературы предусматривает рассмотрение экологических тем и проблем, существующих в реальной жизни, при помощи волшебно-фантастических событий с участием сказочных персонажей – животных, птиц, насекомых, растений, явлений природы и др. Рассматриваются разнообразные, сложные взаимоотношения в природе в необычном сказочном освещении.

Художественное своеобразие сюжетов сказок позволяет их считать наиболее действенным средством экологического воспитания, демонстрирующим большие возможности в создании эмоционального отношения к отражённым в них природным процессам. Образы экологических сказок вызывают сильные эмоциональные переживания у детей младшего возраста. Сказки помогут усвоить некоторые экологические понятия, соотнести поступки героев с собственными поступками, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное отношение к ней.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой остаётся, по-прежнему, актуальной. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо знать и соблюдать элементарные правила экологической культуры. Воспитание это начинается с раннего детства, и самый действенный путь – это экологические сказки.

Народная сказка как литературный жанр вобрала в себя исторический опыт человечества. Природа становилась со временем всё более понятной человеку, он постигал её законы, учился использовать её богатства. Постепенно человек стал выражать в народных сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, Земля называется ласково – Мать-кормилица, Земелька-Матушка.

В народных сказках, как правило, очень точно подмечены особенности

многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются

национальные и культурные традиции и праздники. Затем, чем старше

становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу,

взять у неё как можно больше богатств, подчинить своей воле. Сегодня, если

сравнивать сказку народную и современную литературную, то можно сказать, что в целом она «повзрослела», стала менее наивной, впитала изменения в обществе, поднимает актуальные проблемы, происходящие в современном мире.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», то есть дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным, растительным миром и окружающей средой. Однако авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. Отметим замечательных авторов, которые создавали экологические сказки и рассказы: Л.Н. Толстой, К.Ушинский, В.А.Сухомлинский, В.Бианки, К.Паустовский, М.Пришвин, Е.Чарушин, Г.Скребицкий, Д.Мамин – Сибиряк, П.П.Бажов, Ю.Дмитриев, Б.Заходер, Е.Пермяк, Н.Сладков, В.Осеева и др. [1].

Произведения этих авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями. Они показывают сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всём её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.

В настоящее время появились экологические сказки современных авторов. Так, например, книга Н. А. Рыжовой «Не просто сказки». Н.А. Рыжова отмечает: «очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствую движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление». По мнению Г. Н.Власовой, «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка даёт нравственное воспитание, а также реальные представления о природе». Интересны и познавательны экологические сказки о грибах: Э. Шим «Храбрый опенок», «Война грибов», А. Лопатина «Знакомство с грибами», М. Малышев «Благородный гриб», А. Лопатина «Грибная аптека», Н. Павлова «Две сказки» [3].

Научно-популярные, познавательные, экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к природе. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать её.

Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир, раскрыть сложные явление в природе;

  • воспитывать чувство причастности к благополучию природы;

  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

 Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

  Таким образом, на основе знаний, которые дети получают посредством экологических сказок, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, выражать своё эмоциональное отношение к ней, то есть приобщаться к экологической культуре.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Условия использования экологических сказок в практике экологического образования.

Практическая часть исследования проходила на базе МАОУ Екатерининской гимназии 36 среди обучающихся начальной школы во время прохождения Летнего школьного лагеря.

Изучение и анализ передового педагогического опыта по использованию экологических сказок в практике экологического образования позволили определить условия, выделить и отобрать интересные и доступные для понимания сказочные сюжеты в известных нам с детства сказках. Одним из условий формирования у школьников экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе является понимание экологического содержания сказки.

Целью данного этапа явилось активное включение ребят в процесс поиска сказочного образа и дальнейшего обсуждения детских сказок с позиции экологических проблемных ситуаций в современном мире.

В работе с использованием экологической сказки, мы соблюдали следующие принципы:

- создание условий для понимания школьниками экологического содержания сказки;

- формирование у школьников умения использовать имеющийся опыт

непосредственного общения с объектами природы;

- создание представлений о многообразии сказочных образов природы;

- главное в любой сказке – это мораль, сказка должна учить нравственности, доброте.

Ребятам были предложены задания по поиску экологических сюжетов в известных сказках с последующим обсуждением и объяснением с позиции сегодняшнего дня. В процессе реализации исследования было предусмотрено использование как народных сказок, так и авторских сказок.

Особое внимание было уделено развитию представлений о взаимосвязях и взаимоотношениях в природе, о последствиях неосознанного отношения человека к природе. С целью формирования познавательного интереса к экологическому содержанию сказки были организованы экологические путешествия по сказкам. Для преодоления затруднений поиска был предложен Маршрутный лист с остановками.

Первая остановка: организация и кратковременные наблюдения или получение дополнительной информации за объектами природы, с которыми ребята должны были встречаться в сказке.

Вторая остановка: активное освоение экологического содержания сказочного сюжета, беседа по прочитанному сказочному произведению.

Третья остановка: использование модели-картинки сказки, конструирование карточки-схемы по сказочному сюжету.

Четвёртая остановка: предлагалось придумать продолжение сказки, где сказочные персонажи оказываются в разных экологических ситуациях.

Пятая остановка: соотнесение экологической сюжетной линии сказки с современным пониманием экологических вопросов.

Шестая остановка: изображение (рисунок, лепка, театрализация) персонажей сказки в экологическом сюжете.

Седьмая остановка – рефлексия и осмысление содержания сказки, осознание своего отношения к экологической проблеме, отраженной в сказочном сюжете. Образы экологических сказок вызывали у ребят, с одной стороны, сильные эмоциональные переживания, а с другой стороны, интерес и любопытство взглянуть на старинную сказку через призму времени. Опираясь на эту чувственную основу, мы рассмотрим некоторые сказки и применение сказочных сюжетов, отмеченных ребятами в процессе исследовательской работы.

2.2 Реализация проектной деятельности по анализу и выборке экологических сюжетов в сказках

Понимание школьниками экологического содержания сказочного произведения требует дополнительной переработки информации.

Основная проблема в управлении процессом понимания состоит в выборе методов и средств для наиболее эффективного усвоения экологических знаний об объектах живой природы, являющимся героями сказки. Активно использовались такие методы как беседа, диспут, критическое мышление.

Анализируемые произведения нами были отобраны на основе выбранных сказок ребятами.

Таблица 1. Выборка и интерпретация экологических сюжетных линий в старинных детских сказках

 

Произведение

Сюжетная линия

Интерпретация с позиции экологии

1.

Русская народная сказка «Теремок» 

Все звери в теремке жили дружно, а медведь разорил всё пространство

Теремок в сказке представляет собой экосистему, которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке. Медведь же является внешней силой, которая нарушает целостность экосистемы и приводит к её гибели.

2.

Русская народная сказка «Репка» 

Репка выросла большая-пребольшая….

Произошла мутация и образовался полиплоид (это очень крупный корнеплод) репки.

3.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Не пей воду из лужи, Иванушка, а то козлёнком станешь….

Предостеречь людей не пить грязную воду, так как можно серьёзно заболеть, один из путей передачи инфекции происходит через воду.

4.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Снесла Курочка не простое, а золотое яичко: баба била-била – не разбила! Дед бил-бил – не разбил! Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось…

Золотое яйцо – символ богатства нашей природы. Сказка учит, что нельзя бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек может остаться ни с чем!

5.

Русская народная сказка «Лягушка-Царевна»

…А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Развитие организма с метаморфозом (имеется личиночная стадия), которая подразумевает разные среды обитания, разные ресурсы жизнеобеспечения

6.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

…Идёт журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Журавль стук-стук носом, стучал-стучал по тарелке, ничего не попадает.

…. Журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, у лисицы не лезет голова в кувшин.

Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания, что помогает им приспособится к различным условиям жизни.

7.

А. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(Яблоко) Соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось!....... В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила…Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша, белы руки опустила,
Плод румяный уронила, закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала и тиха, недвижна стала…

В аппетитном румяном яблоке большое количество пестицидов и удобрений, значительно превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации)

8.

А. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

… Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим…

Рыбка- мутант могла возникнуть в результате интенсивного загрязнения водных ресурсов агрессивными химическими веществами

9.

Самуил Маршак

«12 месяцев»

…Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

Климатический коллапс. Потепление климата объясняют усилением парникового эффекта из-за увеличения содержания парниковых газов в атмосфере.

10.

Корней Чуковский

«Путаница»

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал, и коровой замычал:Му!

Нарушение экологических ниш и среды обитания. В результате пришла беда!

 

Корней Чуковский

«Путаница»

…А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…

Разлив нефти приводит к экологической катастрофе подводного мира

 

На основе таблицы создан информационный лист «Сказка ложь, да в ней намёк…». (Приложение 1)

Во время прохождения летнего школьного лагеря на тематических занятиях ребята погружались в сказочный мир. Необходимо отметить высокую активность и заинтересованность ребят в исследовательской деятельности по поиску экологических сюжетных линий, казалось бы, в известных нам и любимых детских сказках! (Приложение 2)

Анализируя сюжетные линии и интерпретируя их с позиции экологических знаний, мы понимаем, насколько сказочные сюжеты, рождённые столетиями назад, актуальны и сегодня!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование подтвердило необходимость и целесообразность углубленного изучения экологических сюжетов в произведениях детской литературы. Через увлекательный сказочный сюжет сказочник раскрывает реальные экологические проблемы, показывает озабоченность по поводу загрязнения и ухудшения состояния окружающей природы, исчезновения некоторых видов растений, животных. Сказка помогает маленькому читателю увидеть причину того, почему так случилось, с научной точностью даёт детям знания о взаимоотношениях между живыми существами. Важно, что мы, дети, узнаём о проблемах окружающей среды, природы из уст её обитателей, слышим их голоса, сопереживаем любым изменениям в природе.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

- проанализированы сказочные истории с позиции экологических знаний;

- определены условия использования экологических сказок в практике экологического образования;

- разработан и предложен Маршрутный лист по поиску экологических сюжетов в известных детских сказках;

- составлен информационный лист: «Сказка ложь, да в ней намёк…», в котором выделены произведения, сюжетные линиии интерпретация с позиции экологии.Информационный лист является проектным продуктом.

Полагаем, что на основе знаний, которые дети получают посредством экологических сказок, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, появится активный интерес к её познанию. Важно с помощью экологической сказки дать школьникам точную, научно-достоверную информацию. В противном случае такие сказки будут выполнять лишь развлекательную функцию. В процессе исследования задачи выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Александров, И. Н. Экология природы и «экология души» в рассказах

М. М. Пришвина / И. Н. Александров. // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).

2. Герасимова Л.А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников / Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина, А. В. Богатырева, Н. В. Барышева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. -№1(28). Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4768/. – Дата доступу: 10.05.2025).

  1. Рыжова Н. А., Рыжов И. Н. Экологические сказки и рассказы. М.: ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Минприроды России, 2017. 117 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Информационный лист «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Приложение 2

На тематических занятиях по поиску экологических сюжетных линий в детских сказках. (Школьный летний лагерь)

Просмотров работы: 38