Введение
Пчела прекрасна.
Она несет пучок солнца на спине.
И оплодотворение цветку нарцисса.
Она поет только об исполненном...
И все, к чему она прикасается, расцветает!
Гелуэй Киннелл
Лето – это чудесная пора, когда все растет, живет и цветет. На летних каникулах я со своей семьей ездил на пасеку. Увиденное меня очень заинтересовало. Каждый из нас знает кто такие пчёлы, многие их боятся. Но если же ближе познакомиться с жизнью этих удивительных насекомых, то понимаешь, что страх этот напрасный. После посещения пасеки у меня появились вопросы. Например, как устроена жизнь пчел и есть ли у них семья; чем они питаются; как у них получается очень вкусный и полезный мѐд; какое значение имеет пчела в жизни человека. В результате у меня возникло желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время все важнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства.
Цель исследования: изучить тайный мир пчел и исследовать продукты пчеловодства.
Задачи исследования:
Изучить информацию о пчелах и пчеловодстве.
Исследовать как устроена жизнь пчел.
Выяснить какие продукты производят пчелы.
Провести анкетирование одноклассников и узнать, что они знают о пчелах и продуктах пчеловодства.
Провести эксперименты по определению качества меда.
Объектом исследования является пчела.
Предметом исследования являются продукты пчеловодства.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства обладают полезными и уникальными свойствами и находят широкое применение.
Методы исследования: изучение источников информации (интернет-ресурсы, энциклопедии, научно-познавательные фильмы); наблюдение; эксперимент; анализ; обобщение.
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1.1. История пчеловодства
Пчелы – древнейшие обитатели нашей планеты, а пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Пчелы существуют на Земле давно – их останки найдены среди окаменелостей других насекомых. Пчела появилась на 28 млн. лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мед. Это подтверждают древние наскальные рисунки.
В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. Египтяне видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также стражей идеальной чистоты и порядка.
В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.
По мнению древних, в том числе и наших предков, мед не земное вещество, а Божий дар. Падает он на Землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчелы.
В древности верили, что пчелы — существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн. Поэтому в то время считали мед пищей богов и небесным нектаром.
Использовать пчел человек начал много тысяч лет назад. Чтобы добыть мед диких пчел человек просто уничтожал пчелиные гнезда. Кто знает, чем бы это кончилось, если бы человек вовремя не спохватился – не будет пчел, кто же даст мед? Впоследствии охотники за медом забирали его не весь, а часть, оставляя какое-то количество меда пчелам на пропитание.
Потом человек стал готовить в деревьях дупла, и пчелы охотно в них поселялись. Эти деревья назывались «бортями».
При общении с пчелами человек пришел к мысли - а не попробовать ли вырубить пчелиную борть из ствола дерева и перенести к дому? Так появились пасеки, состоявшие из древесных колод. Но называть пчел домашними животными неверно. Пчелиный рой покинув пасеку, как и миллионы лет назад, проживет без человеческой опеки. Поэтому пчелу правильнее называть прирученным насекомым.
Современное пчеловодство связано с тремя открытиями:
в 1815 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборный рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.
немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчелы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек;
1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мед из сотов, не повреждая их.
В настоящее время с пчеловодством тесно связаны такие науки, как химия и медицина.
1.2. Пчелиная семья и уклад жизни пчел
Пчела - необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие.
Медоносные пчелы – это единственные насекомые из живущих сообществами, которых сумел приручить человек. Они, в отличие от других животных, разводимых людьми, создали собственную среду обитания, овладели уникальным мастерством сбора, консервирования и длительного хранения продуктов.
Крылатые труженицы обладают удивительным природоохранным свойством. В отличие от большинства насекомых и животных, пчелы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а, напротив, способствуют их выживанию и развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчел питанием - пыльцой и нектаром.
Пчелы относятся к семейству пчелиные, к роду – медоносные пчелы, родственны осам и муравьям. В огромной семье пчел насчитывается около 25 тыс. видов и безусловно все они очень ценны, полезны и необходимы. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Наука о пчелах называется апиология.
Тело взрослой пчелы состоит из 3-х основных отделов: голова, грудь и брюшко.
На голове расположены:
Глаза: пара больших боковых сложных глаз, а между ними — три маленьких простых глаза.
Характерной особенностью пчел является длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. Ротовой аппарат состоит из верхних и нижних челюстей, верхней и нижней губы.
Очень важным органом являются усики, расположенные на голове пчелы, так как на них размещено множество органов осязания (мелкие волосики) и обоняния (перовые пластинки). Каждый усик может вращаться.
Грудь пчелы предназначена для несения ножек и крыльев. Пчела имеет 4 крыла — пару передних и пару задних. Крылья ровные, тонкие, состоят из двух слоев, усилены жилками, которые представляют собой трубчатые утолщения. Движутся они вверх, вниз, вперед, назад. Каждая из шести пчелиных ножек, может двигаться только взад и вперед. В брюшке находятся органы дыхания, кровообращения, пищеварения, а также половые органы. На конце брюшка спрятан жалящий аппарат. Размер пчёл колеблется от 2,1 мм.
Жизненный цикл пчелы: яйцо - личинка – куколка – взрослое насекомое.
Медоносные пчелы, разводимые человеком или обитающие в лесах, живут большими семьями.
Каждая семья пчел состоит из трех особей: матка, рабочая пчела, трутень.
Главная в пчелином семействе - пчела-матка. Она является матерью всего населения улья. В семье живет, как правило, только одна матка. Она откладывает яйца, из них образуются личинки, а из личинок появляются пчёлы. Поэтому пчёлы заботятся о ней. У неё длинные крылья и ровное тело. Хоботка у неё почти не видно, но он ей и не нужен. Она не собирает мёд, матку кормят рабочие пчёлы. Живут пчелиные матки до пяти лет.
В начале лета появляются крупные пчёлы без жала - трутни. Это нерабочие пчёлы мужской особи. Они требуются на пасеках для осеменения молодых неплодных маток. Трутни не очень привязаны к своей семье, и всю жизнь летают от семьи к семье.
И конечно, главная труженица – это рабочая пчела. Их численность в маленьких семьях - несколько сотен, в больших - до 80 000. Труд в пчелиной семье разделён. Каждая группа пчёл выполняет только свои обязанности. Пчёлы садятся и взлетают от домика непрерывно, образуя в воздухе цепочку. Они собирают нектар, работают. А пчёлы, которые ползают у входа в домик, враждебны и пытаются ужалить. Это охранники. Есть еще пчёлы, которые только покажутся из домика и заползают обратно. Они выполняют работу по дому: кормят личинок, чистят соты, проветривают улей. Оказывается, что пчелы в зависимости от возраста, состояния семьи, погоды, времени года выполняют определённую работу.
В летний период более молодые выполняют внутриульевые работы, а более старшие - работают чаще вне улья: собирают нектар, пыльцу, прополис, носят воду.
Самые молодые пчёлки (в возрасте 3-4 дня) чистят ячейки, пчёлы постарше кормят личинок, много раз заглядывают в ячейку с яйцом, контролируют его состояние. Личинкам дают корм 1300 раз в день.
Срок жизни пчел очень короткий. Он обуславливается временем их рождения, условиями жизни, затратами энергии. Пчелы, выведенные весной и летом живут всего 40-60 дней. Они выполняют самые тяжелые работы сезона: выращивают потомство, строят соты, собирают корм. Пчелы, родившиеся осенью, которым не пришлось выполнять никаких работ, живут в несколько раз дольше (до 10 месяцев), они успевают вырастить не одно поколение пчел, приступая к воспитанию их еще в зимовке.
1.3. Продукты жизнедеятельности пчел
Помимо основного своего природного предназначения – опыления растений, пчелы способны производить массу полезных продуктов, нашедших широчайшее применение в жизнедеятельности человека. Пчелиные продукты с давних пор удовлетворяют пищевые, лечебные, косметические и другие потребности человека.
Ценные качества и сравнительно легкое получение этих продуктов определило их широкую популярность и спрос. Основными продуктами пчеловодства являются:
- пчелиный мед – очень полезный и вкусный пчелиный продукт. Тысячелетний опыт народной медицины и современные клинические наблюдения позволяют причислить его к природным продуктам с лечебным действием;
- пчелиный яд - обладает болеутоляющим действием, уменьшает вязкость и свертываемость крови, понижает содержание в ней холестерина и повышает гемоглобина, снижает артериальное давление, чем и объясняется его лечебные свойства при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
- прополис, или пчелиный клей,- это клейкое смолистое вещество, собранное пчелами с растений разных видов и обработанное секретом их желез. Прополис является активным биостимулятором. Это проявляется в улучшении общего состояния организма, увеличении веса, нормализации обмена веществ;
- воск – продукт жизнедеятельности пчел, его употребление полезно в питание и восстановление тканей, главным образом кожных, а также при воспалительных процессах слизистой оболочки ротовой полости в сочетании с другими медикаментозными средствами. Его широко используют при изготовлении мазей, пластырей, свечей, лечебных и косметических кремов, румян, губной помады, дезодорантов;
- цветочная пыльца и перга – продукты переработки на их основе обеспечивают противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие на организм;
- маточное молочко - активно влияет на обмен веществ, стимулирует деятельность центральной нервной системы, повышает работоспособность и уменьшает утомляемость, увеличивает массу тела, ускоряет рост, улучшает аппетит. О исключительно высоких питательных свойствах молочка говорит темп роста личинки. За первые шесть дней жизни она увеличивается в массе более чем в 1300 раз.
1.4. Значение пчелы в жизни человека
Человек использует все, что дает ему пчела. Это мед, цветочная пыльца, маточное молочко, прополис, пчелиный яд, воск.
Из всех живущих на Земле насекомых, а их около миллиона видов, пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему целебный и питательный мед. Люди издавна используют мед при лечении различных заболеваний. Он восстанавливает и придает силы, помогает накопить защитные средства организму. Кроме того, мед – очень приятное лекарство и для детей, и для взрослых. В древности мед считали даром неба, пищей богов. По поверью человеку он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением.
Если мед – это жидкое золото, то воск – это золотые слитки. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле. Сейчас воск используется в стоматологии, в авиации, в фармацевтике (изготовление мазей), в текстильной промышленности, кожевенном (крем для кожи), косметической и парфюмерной производствах.
Еще в древности люди заметили, что охотники за диким медом и пчеловоды не страдали заболеваниями суставов и обладали отменным здоровьем. И это, как выяснилось, от того, что их часто жалили пчелы. Пчелиный яд оказался отличным лечебным средством. Раньше, когда человеку хотели пожелать здоровья говорили: «Да ужалит вас пчела!»
Очень целебен для человека прополис (пчелиный клей), цветочная пыльца и маточное молочко. Прополис обладает свойством убивать некоторые вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных.
Цветочную пыльцу называют чудо-продуктом, так как она богата белками и витаминами, в ней есть жиры, минеральные соли, ростовые вещества. Пыльцу врачи рекомендуют при истощении и слабости.
Все продукты пчеловодства помогают человеку сохранить и укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Значит, пчелу можно называть не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом».
А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем. Не смог бы тогда человек получать хороший урожай яблок, груш, абрикосов, слив, крыжовника, малины. Большую роль играют пчелы в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав.
Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа пополнилась новыми растениями, а планета Земля обогатилась кислородом.
Пчел изучали и продолжают изучать биологи, химики, врачи, философы, писатели и поэты.
Много написано о трудолюбивой пчеле серьезных философских трактатов, научных статей и книг, стихов и басен поэтами разных времен и народов. Многое можно узнать о пчелах и их жизни из пословиц и загадок.
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1. Анкетирование учащихся 2 «Д» класса
Мне захотелось узнать, что знают мои одноклассники о жизни пчел и их продуктах. С целью выяснения я провел анкетирование. В анкетировании участвовало 28 учеников. Было предложено ответить на следующие вопросы.:
Боитесь ли вы пчел?
Любите ли вы мед?
Какие продукты пчеловодства вы знаете?
Как называется дом для пчел?
Чем занимается матка в пчелиной семье?
Знаете ли Вы чем полезен мед?
Какую пользу приносят пчелы?
Проведя анкетирование, я пришел к следующим выводам:
15 одноклассников боятся пчел;
24 учащихся любят мед;
20 учащихся мало знакомы с продуктами пчеловодства;
14 одноклассников не осознают полезность пчел для человека и природы;
20 учащихся считают, что с медом можно пить чай, о других полезных свойствах ничего не знают.
Из всего этого делаю вывод о том, что многие обучающиеся боятся пчел и знают их как производителей меда. А то,что пчелы – опылители растений, и, значит, продолжатели жизни на Земле, знают не все. Также многие ребята не знают всех продуктов пчеловодства.
По результатам анкетирования я выступил перед одноклассниками на классном часу и поделился собственным опытом. Я рассказал ребятам о пчелах, об их роли в жизни природы и человека, о укладе жизни пчелиной семьи и о продуктах жизнедеятельности пчел.
Я подготовил презентацию и наглядно показал ребятам продукты жизнедеятельности пчел.
2.2. Мои наблюдения - интересные факты из жизни пчел
Сведения, представленные в моей работе, получены путем общения с пчеловодом-любителем, а также путем поиска информации в различных литературных и других источниках.
Летом, когда я был на пасеке пчеловод разрешил мне вместе с ним осмотреть пчелиный улей. Моей обязанностью было вовремя подымить из дымаря на пчел. Дымарь нужен для того, чтобы пчелы стали смирными и незлобными. Как это происходит, мне пояснил пчеловод. Реакция на дым – это важная особенность пчёл. Запах дыма мгновенно приводит всю семью в сильное возбуждение. Пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им. Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним ведь некогда следовал огонь (лесные пожары) - самая страшная беда для всех обитателей леса, в том числе и для пчел. От дыма улетают все насекомые. Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы запасались самым необходимым - кормом, источником их пропитания в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища. Реакция на дым у пчел закрепилась и приобрела наследственный характер. Дым из дымаря пчеловода и теперь вызывает ответную реакцию у пчел, но своего улья они не покидают, так как за этим дымом огня не следует. С зобиками, наполненными медом, пчелы становятся менее раздражительными и почти не жалят.
Вести наблюдение за пчелами в гнезде не так просто. Ведь все они похожи друг на друга и находятся в постоянном движении. Пожалуй, самые приметные пчелы — сборщицы пыльцы и танцовщицы. Следить за ними нетрудно и интересно. Пчела, нашедшая богатый источник пищи, возвращается домой и начинает танцевать — выполняет серию движений. Другие пчёлы наблюдают за “солисткой” и начинают повторять её танец. Фигуры пчелиного танца показывают, куда надо лететь и на какое расстояние. Ориентиром для пчёл служит солнце. Хотя в улье темно и пчёлы не видят “танцовщицу”, но зато они осязают и чувствуют её запах. Разучив танец, пчёлы получают всю необходимую для себя информацию и летят согласно полученным данным.
Далее пчеловод рассказал мне, как распознать матку и трутня.
Матка отличается размером и внешним видом. Она значительно больше рабочих пчёл (длина её 20-25 мм), имеет удлинённое брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Я заметил, что в одном улье матка очень юркая и подвижная, а в другом, наоборот, отличается плавностью и медлительностью своих движений. Пчеловод пояснил, что быстрая – это молодая неплодная матка, а другая – это уже плодная матка.
Научился я находить и трутня. Он имеет очень большое и толстое тело, издает более тяжелый звук, когда он летит. В середине лета, когда корма становится всё меньше и меньше, до сих пор желанные в улье трутни, становятся обузой. Пчеловод рассказывал, что в конце лета рабочие пчёлы начинают кусать, щипать трутней, хватают их за усики, ноги, крылья и тянут к выходу. Трутни сопротивляются и стремятся возвратиться обратно на уютные соты, но всё напрасно, рабочие пчелы не пускают трутней в улей.
Также пчеловод-любитель рассказал мне правила техники безопасности при работе с пчелами.
1. Осмотр пчёл надо проводить в середине дня, когда большинство пчел улетело на медосбор.
2.Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов (белый халат, специальный комбинезон).
3.Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к озлоблению пчел.
4.Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук, чеснок, не использовать одеколон и другие пахучие вещества.
5.При нахождении на пасеке, всяких работах с пчёлами не производить резких движений, не стукать по ульям.
6.Во избежание воровства, не открывать одновременно более 1- 2-х улочек.
7.Не беспокоить насекомых частыми, не продуманными, бесцельными осмотрами. Всё это очень раздражает и злит пчёл, отвлекает во время взятка от приноса нектара, приводит к снижению медосбора.
8.При возвращении осмотренных рамок в улей не допускать раздавливания пчёл, так как запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к озлоблению.
9. Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную, дождливую и ветреную погоду.
2.3. Исследования качества меда
Мёд – это очень ценный продукт для правильного питания. Он является одним из наиболее часто подделываемых пищевых продуктов.
Пчеловод мне рассказывал, что подделанный мед очень похож на натуральный, но он не обладает ценными свойствами. Чаще всего в мед подмешивают сахарный сироп, крахмальный сахар, муку. Подделанный мед стало трудно отличать от натурального даже при лабораторных исследованиях. Есть некоторые опыты, позволяющие определить качество меда, о которых мне рассказал пчеловод-любитель. Я решил опробовать эти опыты дома на меде и поделиться с вами своими наблюдениями. Мед был куплен на пасеке.
Опыт № 1. Определение качества меда.
Для опыта мне понадобились: мед, стакан, дистиллированная вода.
В стеклянную посуду помещаем пробу мёда, добавляем дистиллированной воды, и на дно выпадает примесь (в растворе настоящего мёда не должно быть значительного осадка). В моем образце меда осадка практически не было обнаружено, значит мед приобретенный на пасеке настоящий.
Опыт № 2. Определение наличия в меде крахмала.
Для опыта мне понадобились: мед, стакан, дистиллированная вода, йод.
К разбавленной дистиллированной водой пробе мёда добавляем несколько капель настойки йода. Если вода станет синей – мед не настоящий. В моей образце вода не изменила цвет, значит, делаем вывод, что мед без крахмала.
Опыт № 3. Определение в меде мела.
Для опыта мне понадобились: мед, стакан, дистиллированная вода, уксус.
Мел обнаруживаем прибавлением нескольких капель уксуса к подготовленной пробе. Произойдёт вскипание вследствие выделения углекислого газа. В моем образце вскипания не произошло, вывод – мед без добавления мела.
Опыт № 4. Определение качества меда.
Для опыта мне понадобились: мед, кусочек хлеба.
Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед. В моем образце меда хлеб стал черствым. Значит данный образец меда настоящий.
Опыт № 5. Определение наличия в меде сахарного сиропа и воды.
Для опыта мне понадобились: мед, низкосортная бумага.
На фильтровальную бумагу (можно на кусочек низкосортной непроклеенной бумаги, например, обычной газетной или туалетной, которая хорошо впитывает влагу) капнуть мед. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просочится сквозь нее – это фальшивый мед, в котором имеется сахарный сироп и вода. В моем образце меда растекания не произошло, значит делаем вывод, что в меде с пасеки нет сахарного сиропа и воды, мед настоящий.
Итак, чтобы определить качество меда я нашел очень много интересной информации о нем, его свойствах, его качестве и методах определения качества меда в домашних условиях. Но все-таки, пчеловод-любитель сказал, что самые достоверные способы определения натуральности меда – вкус (после пробы меда ощущается легкое першение в горле), запах (очень приятным ароматом), плотность (набрав в ложку мед и, покрутив его, опрокинуть. Мёд должен стекать медленно, тонкой струйкой).
Заключение
Изучив жизнь пчел я сделал вывод, что пчела действительно - одно из самых уникальных насекомых на Земле. Жизнь пчел подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи. Человеку есть чему у них поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении.
Низкий поклон пчела заслужила за то, что приносит людям целебные продукты и помогает человечеству превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения. Пчеловодство проникает во все сферы жизнедеятельности.
Общение с пчелами вызывает массу благоприятных эмоций, обогащает духовно и облагораживает, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, пытливость, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.
Наблюдая за пчеловодом-любителем я сделал вывод, что чтобы с успехом вести пчеловодство, нужны внимание, аккуратность, догадливость. Труд на пасеке, где воздух чист и напоен ароматом цветов и меда, пряным и целебным запахом перги, благотворно влияет на здоровье, успокаивает нервную систему, физически укрепляет человека.
В результате экспериментирования я выяснил, что продукты пчеловодства – это натуральные продукты, которые играют важную роль в жизни человека. В своем исследовании я использовал натуральные продукты пчеловодства, которые обладают ценнейшими целебными, бактерицидными и питательными свойствами.
Таким образом гипотеза в ходе эксперимента была подтверждена, действительно роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства обладают полезными и уникальными свойствами и находят широкое применение.
Меньше сахара, конфет, а побольше чистого и натурального меда и продуктов пчеловодства и тогда многие болезни обойдут вас стороной.
Список использованной литературы.
1. А.А. Комаров «Пособие пчеловода-любителя», Цитадель, 2006 – 558с.
2. А.В. Суворин. Пчёлы и пасека. Ростов- на – Дону. «Феникс». 2011
3. В.С. Орлов «Самоучитель пчеловода», Краснодар -издательство «Когорта»,
2007 - 64с.
4. Все о пчеловодстве. Практические советы пчеловодам. Сост. А.С.Забоенко.- Донецк: ПКФ «БАО», 2000.
5. Детская энциклопедия «Всё обо всём», издательство «АСТ», 2010-512с.
6. Информационные материалы интернет-ресурса.
7. Мед щедрый дар природы. Оздоровительные рецепты. -СПб.:»Издательство «ДИЛЯ», 2004.
8. С. А. Рублев «Пчелы и пчеловодство. Справочное издание» Ростов-на-Дону,
издательство «Феникс», 2010 – 215с.
Приложение
Анкета для одноклассников
«Что вы знаете о пчелах»
Ребята, выберите один или несколько правильных ответов
Боитесь ли вы пчел?
да, они могут ужалить
нет, пчелы добрые, я их не боюсь.
Любите ли вы мед?
да
нет.
Какие продукты пчеловодства вы знаете?
______________________________________
Как называется дом для пчел?
______________________________________
Чем занимается матка в пчелиной семье:
носит мед
откладывает яйца, из которых появляются пчелы
сторожит улей
строит соты
Знаете ли Вы чем полезен мед?
помогают при лечении простудных заболеваний
в меде нет полезных свойств
с ним можно пить чай
содержит питательные вещества
Какую пользу приносят пчелы?
дают людям продукты пчеловодства
опыляет растения
способствуют повышению урожайности
пользы нет.