ВВЕДЕНИЕ
Это невысокое вечнозелёное деревце относится к семейству рутовых и, конечно же, к роду цитрусовых. Листья лимона недлинные, находятся на коротких черешках. Корневая система лимона отличается от остальных цитрусовых: она состоит из «паутины» корневых отпрысков, благодаря которой это растение получает все питательные вещества и воду из земли. Белые цветки лимона очень крупные и обладают очень приятным ароматом. Есть сорта лимона, которые цветут весь год.
Только лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина С, который поддерживает наш организм в рабочем режиме. Кроме этого, он может быть и вкусным лакомством, а также его можно применять и в быту. Поэтому я захотела разобраться, благодаря каким свойствам лимон можно использовать в бытовых условиях и и действительно ли этот фрукт такой чудесный.
Цель исследования: Ознакомиться с полезными и необычными свойствами лимона, а так же узнать различные способы его применения в жизни человека.
Для решения поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
Познакомиться с понятиями, что такое лимон и изучить историю его происхождения, узнать о свойствах лимона.
Изучить влияние лимона на организм человека и доказать важность применения лимона в жизни людей.
3. Провести анкетирование учащихся.
4. Провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействия его с отдельными веществами.
5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объект исследования: лимон.
Предмет исследования: свойства лимона.
Методы исследования: анализ полученных результатов, обобщение информации; анкетирование; наблюдение; эксперимент.
Гипотеза: предположим, что лимоны обладают не только профилактическими, но и целебными свойствами для организма, а также имеют необычную силу при взаимодействии с другими веществами.
ИСТОРИЯ ЛИМОНА
Лимо́н (лат. Cítrus límon) — растение; вид рода Цитрус (Citrus) подтрибы Цитрусовые (Citrinae) семейства Рутовые (Rutaceae). Лимоном также называется плод (гесперидий) этого растения.
Лимон — небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 5—8 м, с раскидистой или пирамидальной кроной. Встречаются деревья в возрасте 45 лет.
Кора сероватая, слегка трещиноватая на многолетних ветвях и зелёная или красновато-фиолетовая, гладкая на однолетних побегах, обычно с колючками, реже без них.
Листья с характерным запахом, кожистые, зелёные, длиной 10—15 см, шириной 5—8 см, глянцевые, лоснящиеся с верхней стороны и светло-зелёные и матовые с нижней, цельнокрайные, с жилкованием, при рассматривании на свету точечные (от просвечивающих вместилищ эфирного масла), широкоовальные или продолговато-яйцевидные, с обоих концов заострённые, на коротких (от 1 до 1,8 см), бескрылых или крылатых (на ростовых побегах) черешках, с заметным сочленением при основании листовой пластинки, опадающие обычно раз в 3 года (Приложение_1)
Родина — Индия, Китай и тихоокеанские тропические острова. В дикорастущем состоянии неизвестен, вероятнее всего, это гибрид цитрона и горького апельсина, спонтанно возникший в природе и долгое время развивавшийся как отдельный вид. Широко культивируется во многих странах с субтропическим климатом. В СНГ культивируется в Закавказье (Азербайджан, выращивают в стелющейся культуре) и Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан), где он растёт в траншейной культуре.
Введён в культуру, по-видимому, в Юго-Восточной или Южной Азии, впервые упоминается в XII веке для территории Индии и Пакистана. Отсюда в XII веке лимон был завезён арабами на Ближний Восток, в Северную Африку, Испанию и Италию.
Ежегодно в мире собирают около 14 млн тонн лимонов. Лидерами являются Индия и Мексика (примерно 16 % мирового урожая каждая).
В конце 1970-х годов в Италии ежегодно собирали около 730 тыс. тонн плодов, на втором и третьем местах стояли США (около 550 тыс. тонн) и Индия (около 450 тыс. тонн), а всего в мире собирали ежегодно около 4 млн тонн плодов.
В России лимоны появились во времена Петра I. Сегодня лимон выращивается во многих странах, где климат приближен к тропическому – Кавказ, Черноморские страны, Средняя Азия, а еще это достаточно распространенное комнатное растение.
Более 100 лет назад русские крестьяне села Павлово вблизи Нижнего Новгорода начали выращивать лимоны в своих избах. Эти лимоны получили известность как Павловские комнатные лимоны. В 2005 году в Павлове на центральной площади установили памятник «Павловскому лимону».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИМОНЕ
1. Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой — это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовёшь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.
2. На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя — он очищает зубы и язык от черноты черники.
3. Ежегодно в мире собирают 14 миллионов тонн лимонов. Больше всего лимонов собирают в Мексике и Индии.
4. Лимон был занесен в книгу рекордов Гиннеса. Простой израильский фермер вырастил у себя на участке лимон весом более 5 килограмм. Представляете, какого он должен быть размера? Кстати, рекорд не могут побить вот уже 14 лет.
5. Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое настроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.
6. В средневековье считалось, что лимон является противоядием от змеиного яда и лекарством против чумы.
7. В древности люди использовали воду с добавленным в неё лимонным соком для дезинфекции.
9. Эксперименты, проведенные японскими учеными, показали, что перенапряжение и сонливость, вызванные продолжительной работой на компьютере, эффективно снимают ароматом лимона.
10. Многими исследованиями ученых доказано, что в помещении, где выращивают лимоны, воздух почти стерилен. Многие болезнетворные организмы тут не размножаются. Таким образом, любители комнатных цитрусов гораздо в меньшей степени, чем другие, рискуют заболеть некоторыми инфекционными болезнями.
11. Он входит в состав многих мазей, эмульсий, масок, лосьонов, туалетных вод, применяемых для гигиенического ухода за кожей и выведения веснушек.
12. Плоды некоторых цитрусовых иногда не опадают 1,5-2 года. Как правило, лимоны и апельсины сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной.
Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому не гонитесь за большими толстокожими плодами, они могут быть "старыми".
Надо учитывать и то, что, как правило, лимоны срывают еще зелеными, со спелыми их нельзя даже сравнивать по лечебным свойствам. Чтобы сделать незрелые плоды полезнее, их надо употреблять с медом.
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛИМОНА
Я изучила по информационным источникам информацию о полезных свойствах лимона, но, чтобы убедиться достоверна ли она, решила обратиться к своему дяде, который работает врачом-терапевтом, так чем же определяется польза лимона. Во что он мне ответил:
Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза, и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.
В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот. Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона. Также лимон противопоказан детям до трёх лет.
Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства.
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ОПЫТЫ С ЛИМОНОМ
Изучив информационные источники о лимоне, я провела анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать их отношение к фрукту.
В исследовании было опрошено 22 человека. Я задавала им следующие вопросы:
Насколько часто вы используете лимоны в своем рационе?
Какого витамина больше в лимонах?
В каком виде вы употребляете лимоны?
А когда я спросила: «Хотели бы вы посмотреть опыты с применением лимона и узнать о нем больше?» Все ребята ответили положительно.
Результаты анкетирования представлены в диаграмме (Приложение_ 2)
Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что лимоны употребляют практически все дети, но, к сожалению, не так часто. К счастью, практически все знают про витамин в лимоне. И одноклассники принимают лимоны по - разному. И мне стало понятно, что многие одноклассники не знают о лимоне достаточно интересные факты.Поэтому я провела ряд опытов.
Сначала с помощью лакмусовой полоски постаралась объяснить, что такое «кислотность».
Кислотность продуктов питания определяется их значением pH — водородного показателя, который выражает концентрацию ионов водорода (H+) в растворе. Диапазон pH — от 0 до 14(Приложение_ 3)
Продукты делятся на группы по уровню кислотности:
Кислые — pH ниже 4,6. Например: мясо, молочные продукты, алкоголь, лимонный сок, газированная вода и уксус.
Нейтральные — pH = 7.
Щелочные — pH > 7. К ним относятся фрукты, ягоды, овощи, зелень и бобовые.
Целью следующего опыта было узнать, как ведет себя лимон с красителем. Я решила для этого использовать чай, ведь в нем присутствует натуральный краситель, который меняет цвет наших зубов. Налила в 2 чашки чай, в одну из чашек добавила дольку лимона. Чай в чашке с лимоном посветлел, из-за кислоты, теперь я буду знать, что наши зубы защищены от появления желтоватого оттенка, если пить чай с лимоном.
По результатам первого опыта увидела, что лимон может выбелить цвета. Значит, лимон может помочь вывести некоторые пятна. Для второго опыта я взяла кусочек белой ткани и накапала на нее акварельной краской, затем сверху на эти пятна выжала лимонный сок, пятно стало светлеть и исчезать. Таким образом, лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.(Приложение_4)
Следующий опыт очень интересный. Его целью было узнать, как лимон взаимодействует с пищевой содой.
Мама при гашении соды обычно использует уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды. Насыпала соду в бутылку с узким горлышком с помощью воронки, выдавила туда сок лимона, быстренько надела шарик на горлышко бутылки и увидела, что шарик надувается.
Таким образом, при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который надувает шар.(Приложение_5)
Обращала внимание, что многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе меняют цвет, а вот цитрусовые — нет. На основе этих наблюдений решила провести следующий опыт. Разрезала яблоко на 2 части и на 1 часть накапала лимонный сок и размазала его по разрезанной части яблока. Через некоторое время та часть яблока, которая без лимона стала темнеть, а часть с лимоном осталась светлой. В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни ешь яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, невидимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха, они начинают темнеть. Лимонный сок покрывает срез защитной пленочкой, и кислород не сможет добраться до железа.(Приложение_6)
А самым необычным, на мой взгляд в исследовании - это приготовление чипсов из лимона.(Приложение_7)
И, пожалуй, самый интересный эксперимент – извержение вулкана. Для проведения опыта мне понадобилось: 2 лимона, пищевая сода, пищевые красители, средство для мытья посуды, чашка, деревянная палочка и поднос.
В результате взаимодействия лимонного сока и соды образовался лимонный вулкан. Эффект вулкану придали красители и средство для мытья посуды(Приложение_8)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе моего исследования я изучила роль лимона в жизни человека, уникальные свойства лимона и историю его появления. Поняла, что необходимо обязательно включать лимон в ежедневный рацион, что положительно влияет на здоровье человека, благодаря огромному количеству полезных свойств.
Узнав о необычных особенностях лимона, провела опыты и доказала, что лимоны можно применять в быту и тем самым можно сэкономить семейный бюджет. Свойства можно использовать в самых разных сферах жизни.
Ознакомилась с полезными и необычными свойствами лимона, а также узнала различные способы его применения в жизни человека.
В начале исследования я выдвинула гипотезу, чтолимоны обладают не только профилактическими, но и целебными свойствами для организма, а также имеют необычную силу при взаимодействии с другими веществами. Подтверждением этой гипотезы является целая серия опытов.
Предлагаю полезные советы по использованию лимонов:
1. Ежедневное употребление лимона с водой является отличным способом обогатить свой организм полезными витаминами и минералами.
2. Если смешать 2 чайные ложки лимонного сока и половину чайной ложки меда, то можно создать хорошее средство для борьбы с болью в горле и кашле.
3.Протрите место, куда ужалила оса, лимонным соком, чтобы облегчить боль.
4. Ешьте как можно чаще лимоны, но соблюдайте меры предосторожности и рекомендации врача, и тогда вы забудете, что такое усталость и плохое настроение.
5. Подружитесь с лимоном, и тогда он откроет для вас свои волшебные свойства и поможет укрепить ваше здоровье. Будьте здоровы!
6. И конечно же проводите опыты с лимоном, это очень весело и увлекательно!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Куликова В. Н. – «Лимон – природный целитель. – М: АСТ, 2009 г.
3. Рогожин А.Г., Энциклопедический словарь юного натуралиста». – М.: Педагогика, 1981г.
4. Фунтиков А. Б Книга о вкусной и здоровой пище. 10 000 кулинарных чудес от., ст. 234 ., Москва
5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. – М: Харвест, 2006 г.
Интернет источники
https://selo.guru/rastenievodstvo/dekorativnolistvennye/derevjya/limon/vidy-l
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD
https://pavlovolimon.ru/spravochnik/rodina-limona/
https://proteinfo.ru/voprosy-pitaniya/produkty-i-sostav/sostav-limona/
http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/opyty-s-limonom/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение_1
Приложение_2
Приложение_3
Приложение_4
Приложение_5
Приложение_6
Приложение_7
Приложение_8