Введение
Лошади — это удивительные существа. Красивые, благородные, послушные «компаньоны», обладающие силой и уникальным характером. Я была ещё совсем маленькой, когда впервые мне разрешили погладить это доброе животное. А в три года я пришла на свой первый урок верховой езды. Я была маленькой, поэтому начинала с простых шагов: ходила по конюшне, кормила лошадей морковкой и когда меня всё-таки посадили верхом, то «мою» лошадь водил ученик лет 14, но это был наездник с опытом. Меня учили садиться в седло, правильно держать поводья и чувствовать ритм движений лошади. По словам родителей я не боялась и чувствовала себя уверенно. Занятия были не частые, но радостные. Первый такой опыт был в городе Улан-Удэ. Мою «первую лошадь» звали Олимп. Через некоторое время он уехал на скачки в Монголию.
Лошадь, с которой я сейчас занимаюсь зовут Шалфей. Его порода тракененская и я расскажу про эту породу.
Тема конного спорта вызывает у меня интерес, и я решила её изучить.
Таким образом тема проекта: «Верховая езда: Искусство, Спорт и Психология общения с лошадями»
Цель исследования: изучить историю верховой езды и рассказать о личном опыте взаимодействия с лошадьми
В своём исследовательском проекте я хочу рассказать каким разным бывает конный спорт и ставлю перед собой такие задачи:
Задачи:
изучить историю одомашивания лошадей
исследовать пользу верховой езды для физического и психоэмоционального здоровья
рассказать про породу лошади, с которой я занимаюсь
провести социологический опрос
Объект исследования: взаимоотношения между лошадью и наездником
Предмет исследования: верховая езда
Актуальность: это тема актуальна и интересна для исследования тем, что позволяет на примере собственного опыта и исследования получить знания о навыках верховой езды, а также отследить историю взаимоотношений человека и лошади.
Методы исследования: поиск и сбор информации, изучение литературных источников и интернет-ресурсов.
Гипотеза исследования: возможность использования верховой езды как один из способов формирования здорового образа жизни
Один из авторов сказал: «Лошадь – Это прекрасное создание Творца даровано нам для развлечений и комфорта в мирное время и для поддержания нашего могущества во время войны.[2]
Глава 1.
История и природа лошади. Происхождение лошади
Лошадь, какой мы её знаем сегодня, постепенно эволюционировала в течение миллионов лет. Предки современных лошадей выглядели совсем иначе, и ездить на них верхом было невозможно. Первый известный предок современной лошади жил около 50 миллионов лет назад и называется Eohippus или первобытная лошадь.
Доисторическая лошадь была едва ли больше лисы. Она жила в лесу, питалась листьями. Со временем становилась всё больше и больше, потому что ела другую пищу, изменился прикус. Твёрдое копыто было преимуществом в новой среде обитания – степи. Копыто – это бывший средний палец, который был окружён роговой капсулой. Лошадь необычайно хорошо слышит своими ушами даже те звуки, которые мы, люди, уже не можем воспринимать. Зрение поражает своей силой, ведь лошадь воспринимает мельчайшие движения.[1]
П остепенно первые лошади, обитавшие в степях, превратились в первые дикие породы лошадей. Лошадь Пржевальского – самая известная порода диких лошадей, сохранившаяся до наших дней.[1]
Считается, что наши современные домашние лошади, произошли от этих диких лошадей путём отлова и приручения. Сначала лошади были сельскохозяйственными животными. Они переносили и тянули тяжёлые грузы.[1]
Лошадь в том виде, как мы ее привыкли видеть, появилась четыре миллиона лет назад. То есть задолго до того, как появились люди. Жили эти животные на территории Северной Америкой. Впрочем, на территории Азии они тоже были. В те времена Берингово пролива не было, а было сухопутное соединение между континентами.
Примерно одиннадцать тысяч лет назад сухопутное соединение между Азией и Северной Америкой был затоплен. Это и разделило популяцию на две части. Та часть лошадей, что осталась на территории Америки, вымерла. Возможно, причина была в изменившемся климате, а, быть может, лошади были истреблены хищниками. Вторая — евразийская — популяция выжила. И именно этих лошадей и приручили люди.[3]
1.2.Тракененская лошадь
Тракененская порода является одной из старейших и популярных пород лошадей. Об этой породе с уважение отзываются спортсмены самого высокого уровня, потому что они с успехом выступают практически во всех дисциплинах конного спорта.
Эта порода выведена в Германии в 1732 году. Изначально их использовали для участия в боях и были они упряжными лошадьми, а также для сельского хозяйства. С 1960 года коннозаводчики приняли решение переучить лошадей для спортивных состязаний.[4]
Мой инструктор говорит, что эти лошади умные и имеют отличную память. Шалфею 22 года, а его рост в холке достигает 175-176, считается очень высоким. Шалфей любит сахар, поэтому перед каждым занятием мы с братом его угощаем.
Глава 2
Погружаясь в новый процесс, человек открывает для себя новые понятия. Оказывается, конный спорт и верховая езда — это разные понятия. Верховая езда – это освоение навыков правильной посадки в седле, или проще говоря начальный уровень всадника. А конный спорт – это тренировки, нагрузки, тяжёлая работа над результатом, взаимодействие с лошадью, соревнования. Но одно другое не исключает, просто разные уровни. Есть ещё такое понятие как иппотерапия. Это уже лечебная гимнастика.
2.1. Верховая езда
Верховая езда — это не только увлекательное хобби, но и отличный способ физического, эмоционального и социального развития для детей. С раннего возраста занятия верховой ездой могут оказать положительное влияние на здоровье, уверенность и навыки общения.[1]
Верховая езда от первобытных до современных форм прошла длинный путь развития. Точно определить место возникновения верховой езды вряд ли возможно. Ведь большинство ученых высказывается за то, что одомашнивание лошади нельзя отнести только к одному определенному месту. Возможно, что оно имело несколько мест распространения как в странах Европы, так и Азии.
Человек, в силу необходимости использовать всё для жизни и защиты себя от многочисленных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.[3]
2.2. Основы верховой езды
На первом занятии тренер Дарья познакомила меня с основами верховой езды:
Что такое амуниция? Это снаряжения, надеваемые на лошадь для работы и управления ею. Для занятий верховой ездой необходимо будет уздечка с трензелями и седло.
Ознакомление с техникой безопасности перед тренировкой
Посадка в седло
Подгонка амуниции под рост и всадника, и чтоб было комфортно лошади
Тренеру необходимо наладить визуальный контакт с лошадью и всадником. Это значит оценить физическое состояние, психологическую комфортность. Составить или подкорректировать план тренировки и оценить физическое состояние всадника. И начинаем с упражнений на баланс – это является основой для посадки. На первом этапе надо разогреть тело лошади, для этого инструктор ведёт животное шагом, а чтобы разогреть тело всадника, необходимо выполнить ряд физических упражнений, т.е. зарядку.
Любовь к лошади – необходимое условие для конника. Она лежит в основе всей целеустремлённой работы спортсмена с лошадью, наряду со знаниями физических и психических возможностей животного. Ни в коем случае нельзя пытаться научить лошадь чему-либо силой. Это блокирует обучение, подрывает доверие к людям и препятствует прогрессу.[1]
2.3. Конный спорт
Современные виды конного спорта появились еще в Древней Греции, так как выездка была разработана как способ подготовки лошади к бою. Первым, кто описал свои наблюдения за поведением лошадей, стал афинский полководец Ксенофонт. Его труды в дальнейшем использовали для дрессировки и создания кавалерии.
Первые соревнования по конному спорту были созданы для тестирования военных лошадей и сравнения конных упряжек. Для участия в соревнованиях всадники должны были быть офицерами кавалерии.
Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относится к 680 году до нашей эры. Впоследствии программа расширялась, в нее входили фигурная езда, стрельба из лука и метание копья с лошади. Время и жизнь меняли формы и виды конноспортивных состязаний — многие исчезали, появлялись новые. К основным видам конного спорта относятся: скачки, конные охоты и игры, затем выездка, многоборье и преодоление препятствий.
На возрожденных Олимпийских играх конный спорт появился впервые в 1900 году преодоление препятствий, а также прыжки в длину и высоту.
Затем, в 1912 году в Стокгольме конный спорт был представлен тремя видами — выездкой, троеборьем (манежная езда, кросс и полевые испытания) и конкуром (преодоление препятствий). Другие виды конного спорта хоть и не были представлены на Олимпиадах, но пользуются большой популярностью, и проводятся на разных международных соревнованиях.[5]
Как только начинающий всадник освоит конкур и выездку, то сможет попробовать себя в более сложных дисциплинах.[6]
В мире конного спорта существуют стандартные правила и этикет:
Во время разминки необходимо уступать или пропускать лошадь, а подходить к ней можно только с левой стороны;
Красная лента на хвосте лошади означает, что она лягается. Будьте осторожны, так как лошадь может ударить ногой на расстоянии до 2,5 метров;
Вход и выход с арены нужно объявлять громким голосом;
Расстояние между лошадьми должно составлять не менее длины одной лошади.[7]
2.4. Экипировка
К ак сказала мой тренер Дарья: «Голова у нас одна и должна быть защищена», поэтому для занятий верховой ездой обязательно должен быть шлем. Специальная обувь для верховой езды тоже необходима. Это могут быть сапоги или ботинки и краги. Я выбрала себе сапоги. Также необходимы штаны бриджи – это специальные обтягивающие штаны, но я решила обойтись без них. Даже было, что из-за незнания, на первое занятие я пришла в шортах. Тренер сделала мне замечание, да и мне было не очень комфортно, потому что натерла ноги во время занятия.
Глава 3.
3.1. Влияние на физическое состояние
Этот вид спорта подходит людям всех возрастов и уровней подготовки: он помогает улучшить осанку, укрепить мышцы и снизить уровень стресса.[5] Всадник, незаметно для себя, начинает прикладывать усилия, ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать движения. В итоге у наездника начинают работать многие группы мышц, даже те, которые при других физических упражнениях не задействованы.[5,8]
Лечебный эффект от верховой езды проявляется, благодаря физическим особенностям лошади. При ходьбе передаются импульсы от её спины, которые заставляют включаться все мышечные группы человека. Получая нагрузку, они укрепляются.[8]
При передаче колебательных движений человеку происходит своеобразный массаж – щадящий, но глубокий. У животного температура тела немного выше, чем у людей, поэтому при иппотерапии происходит массаж с подогревом.[6]
Чтобы удержаться верхом, приходится балансировать, что улучшает координацию движений. Научившись этому, дети осваивают приобретенный навык в обычной жизни, ощущая себя в быту гораздо увереннее.[6]
Одним из главных преимуществ верховой езды является ее воздействие на организм в целом. Сидя в седле и двигаясь вместе с лошадью, человек активно задействует вестибулярный аппарат и мышцы тела, особенно живота и спины. Это улучшает кровообращение и дыхательную систему, тренируя сердце и легкие. Подобные нагрузки помогают укреплять мышцы и повышать общую выносливость. Это отличный способ тренировать осанку и посадку, что особенно важно для людей, ведущих сидячий образ жизни.[5]
3.2. Влияние на эмоциональное состояние
Современные исследования показывают, что верховая езда может стать эффективным средством борьбы с депрессией и тревожными расстройствами, так как она снижает уровень гормонов стресса и даёт ощущение расслабления. [5]
Проведение времени на свежем воздухе, вдали от суеты городской жизни, также способствует снятию напряжения и улучшению психоэмоционального состояния.
Успешное взаимодействие с лошадью и установление доверительной связи вырабатывает «гормон счастья» и формирует положительное восприятие себя.
Лошади обладают способностью чувствовать эмоции своего наездника и реагировать на них. Эта уникальная связь помогает людям открываться и выражать свои чувства, позволяя работать с внутренними состояниями.
Участие в групповых занятиях, соревнованиях и клубах способствует формированию дружеских связей и социальной активности, что в свою очередь улучшает общее настроение и эмоциональное состояние.[1]
Езда на лошади требует сосредоточенности и быстроты реакции: необходимо постоянно контролировать движения животного и следить за окружающей средой — это развивает навыки концентрации и улучшает реакцию.[6]
Эта способность особенно важна в условиях современного мира, где мы сталкиваемся с множеством факторов, которые требуют нашего внимания. Верховая езда помогает развить внутреннюю собранность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях.[7]
3.3. Иппотерапия
А в 2022 году мы с мамой были на занятии у Василия в Марфино. Этот дедушка давал мне необычные для меня задания, называл он это иппотерапия. «А что это такое?»-спросила я. Оказывается это лечебная физкультура. Процесс объединяет верховую езду и физические упражнения. Лечебный эффект происходит за счёт циклических вибраций во время езды.
Эффективное средство реабилитации инвалидов. Эта методика основана на взаимодействии лошади и человека. Она не требует активного участия пациента, упор делается на близком контакте с животными. Терапия подходит как детям, так и взрослым. Лечебная верховая езда используется при многих тяжелых заболеваниях, включая ДЦП. О пользе верховой езды говорил еще Гиппократ.[6,7]
Существует множество мнений по поводу лечения с помощью иппотерапии. В некоторых странах – это такая же медицинская процедура, как физиотерапия. В Европе даже изобрели тренажер, имитирующий̆ лошадь, который̆ так же используют для реабилитации.[8]
Лошадь помогает ребенку развивать свои движения, тем самым помогает развить и его интеллект. Иппотерапия устанавливает связь между познавательными функциями мозга человека и физической активностью, помогает увеличить объем движений в суставах, силу мышц живота, конечностей̆ и спины, а также способствует снижению спазма мышц.[8] Иппотерапию называют лечебной верховой ездой, потому что у лошади особый такт ходьбы.
Вывод
В своём проекте я рассказала о занятиях на начальном этапе верховой езды, так сказать о знакомстве с лошадьми и о правильном поведении. Разобрала значения верховая езда и конный спорт.
Занятия верховой ездой требуют терпения и настойчивости для преодоления различных трудностей, как в обучении, так и в работе с лошадью. Это помогает нам управлять своими эмоциями.
Важно достичь взаимопонимания, доверия и согласованности движений. Для многих людей конный спорт становится не просто хобби, но и стилем жизни, а иногда и профессией. Если сесть на лошадь в плохом настроении, то скоро можно почувствовать улучшение настроения. Лошади лечат своей энергетикой.
Список источников информации
Кузнецов М. Верховая езда для начинающих – учимся ездить на лошадях. ООО «Издательские решения» 2022. – 161 с.
Князь Урусов С.П. Книга о лошади. Центрополиграф 2023. – 1020 с.
Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: методическое пособие / А. Денисенков, Н. Роберт, И. Шпицберг ; научный редактор профессор Г. Орлова. М.: Геронт, 2002.
Большая визуальная энциклопедия Лошади. АСТ 2024. – 224 с.
Кировское Областное Государственное Автономное учреждение
«Вятская спортивная школа олимпийского резерва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old2.sport43.kirov.ru/istoriya-konnogo-sporta/.
Альманах «Наследие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasledie.digital/articles/lyudi-i-loshadi-istoriya-druzhby/#11.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://niidpo.ru/blog/chto-takoe-konnyj-sport#1.
Загородный отель Horseka Resort [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://horseka.ru/media/polza-verhovoy-ezdy/.
Благотворительный фонд «Близкие другие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blizkiedrugie.ru/materials/chto-takoe-ippoterapiya-ili-lechebnaya-verkhovaya-ezda?ysclid=m61e8ber83128614419
Ссылки на источники об исследованиях иппотерапии:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет»; Кафедра «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм»; Бакалаврская работа на тему: «Влияние иппотерапии на развитие силы у детей с ДЦП дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/7521/1/Маколова%20Г.Г._АФКб-1401.pdf
Санкт-Петербургский государственный университет; Диссертация: Психологическая эффективность иппотерапии в формировании адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f88137966e12684ee9ebb.pdf