Сахарный квест

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сахарный квест

Кузнецова Г.С. 1
1МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь
Турсунова О.А. 1
1МБОУ СОШ № 3 г. Лебедянь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сахар – постоянный и древнейший спутник нашего стола. Без него гостей пирогом не накормить, да и самим чашки чая не выпить. Что делать – привыкли!

Я – большая сладкоежка, могу съесть килограмм конфет, и плохо от этого мне не станет. Мама меня ругает за это, говорит, что вредно. Тут мне стало интересно, почему сладкое – это вредно? Я знаю, что все сладости сладкие, потому что в них есть сахар. Может, как раз, этот сахар и есть то вредное, о чем говорит мама?

У меня возникли вопросы:

- когда и откуда к нам пришел сахар?

- все-таки, полезен сахар или вреден? чем его можно заменить?

- стоит ли отказываться от сладкого?

- какие опыты можно провести с сахаром?

На эти вопросы я решила найти ответы. Так и появилась моя работа, которую я назвала «Сахарный квест».

Цель моего исследования - изучить свойства сахара, его положительные и отрицательные воздействия на организм человека.

Для достижения цели я поставила перед собойзадачи:

1.узнать, где и когда началась сахарная история;

2.познакомиться с видами сахара, определить их влияние на организм человека;

3.выявить целебные свойства сахара, его применение в быту;

4.исследовать состав и свойства сахара;

5.описать свои наблюдения и сделать выводы.

Своим исследованием я хочу подтвердить гипотезу о том, что при высокой температуре и высокой концентрации жидкости сахар меняет форму, размер и цвет. Я предположила, что из насыщенного раствора сахара можно приготовить леденцы и вырастить кристаллы в домашних условиях.

Основная часть.

1.1.Общие сведения о сахаре. «Несладкая» история.

Для нас сахар — сравнительно дешевый повседневный продукт, эталон сладости и символ нездорового питания. Но когда-то он был дорогой редкостью и лекарством. В средневековой Европе сахар ели в среднем по одной ложке в год, то есть большинство этот продукт так никогда и не попробовали. Потом он стал двигателем страшной треугольной торговли. А затем наука и технический прогресс сделали сахар тем, чем он является сейчас. Но обо всем по порядку.

Около 8 тысяч лет до нашей эры сахарный тростник впервые начали выращивать на островах Новой Гвинеи в Тихом океане. Производства сахара в современном понимании у папуасов не было, сердцевину тростника просто жевали и давили из нее сладкий сок. Сахарный тростник называли удивительным растением, дающее мед без пчел.

Делать же настоящий сахар научились позднее —примерно в VI веке до нашей эры в Индии. Примерно в 1285 году великий путешественник Марко Поло написал, что сахар делают не только в Индии, но также в Китае и на востоке Африки.Вместе с сахаром в одной стране за другой приживалось и его название, и каждый раз оно приспосабливалось к особенностям нового языка:сахар – по-русски, Zucker – по-немецки, sugar – по-английски, sucre – по-французски, у персов сахар – шакар, у арабов – суккар.

Для производства сахара требовалось много ручного труда. Появились рабы, и началась следующая — самая трагичная — эпоха в истории сахара.

В 1514-м году епископом Кубы Бартоломе да Лас Касасом была предложена идея завезти в Новый Свет африканских рабов, ради спасения индейцев. Через пару столетий в регионах, где выращивают сахарный тростник, было огромное количество чернокожих рабов, и сейчас их потомки там в большинстве.

Корабли из Европы плыли в Центральную Африку, чаще в Гвинейский залив, чтобы приобрести африканских рабов. На вырученные за рабов деньги корабли грузились сахаром, табаком, хлопком и прочими американскими товарами.

Систему угнетения, вооруженной торговли и контрабанды рабов сломали двое мужчин. Вначале немецкий ученый-испытатель Андреас Сигизмунд Маргграф решил использовать в химии микроскоп — и в 1747 году обнаружил кристаллы сахара в свекле. Исследования Маргграфа продолжил один из его учеников, Карл Франц Ахард. Именно Ахард и построил первый в мире свеклосахарный завод.

Первое упоминание в исторических документах о появлении на Руси кристаллического сахара относится к 1273 г. Первый завод по производству сахара был открыт Петром I в июне 1720 года в Санкт-Петербурге и назывался «Сахарная палата».

Как и всякая отрасль хозяйства, свеклосахарное производство не могло расти и совершенствоваться без обобщения практических знаний и практического опыта. Первая в нашей стране книга о сахарной свекле и свеклосахарном производстве «Наставление о возделывании свекловицы и добывании из оного сахара» увидела свет в 1828г. Ее автором был Николай Прокофьевич Щеглов.

Идея о том, что сахар можно добавлять куда угодно в качестве подсластителя, пришла только в XV–XVI веках. Кстати, с этого времени началось развитие кондитерского дела, сахар стал общедоступным и люди стали придумывать всевозможные из него изделия. Особый спрос имели сахарные леденцы. Большой популярностью пользовались разноцветные леденцы Монпасье (название произошло от им. герцогини Монпасье). Монпасье изготавливали из сиропа сначала вручную, а потом при помощи специальных машинок. Одна из таких машинок находится в МБУ «Лебедянском краеведческом музее им. П.Н.Черменского (Приложение 1). Вы только посмотрите какая она маленькая!

Сегодня в мире насчитывается свыше 1500 тростниково-сахарных и 1000 свеклосахарных заводов, более 600 кондитерских фабрик в России. Совсем недавно с классом я посетила одну из таких фабрик «Пирожникофф» в г.Тамбове, где познакомилась с технологией производства зефира (Приложение 1) и узнала, что сахар является одним из важных ингредиентов для его приготовления.

В настоящее время производство кондитерских изделий стабильно растет. Россия является пятой в мире страной по объемам производства кондитерской продукции. А толчок к развитию дал именно сахар, который когда-то стал основным сырьем в кондитерской промышленности

1.2. Разнообразие сахара.

Сахар – бытовое название сахарозы. Сахар относится к углеводам, которые считаются ценными питательными веществами, обеспечивающими организм необходимой энергией. Попадая в организм, сахар распадается на глюкозу и фруктозу. А глюкоза, в свою очередь, является основным и наиболее универсальным источником энергии для большинства живых существ, включая нас с вами.

В природе известно  несколько сотен различных сахаров (Приложение 2)

Свекловичный. Сахар из свеклы, он же свекловичный сахар. Классические белые кристаллы или белые кубики из нашего детства. Почти полностью состоит из сахарозы, обладает нейтральным «просто сладким» вкусом, что хорошо для кулинарии, но плохо для постоянного длительного употребления в пищу.

Тростниковый. Нерафинированный тростниковый сахар отличается тонким карамельным вкусом и красивым коричневым цветом. В нем больше минеральных веществ, в частности меди, калия и натрия, есть клетчатка. Не стоит забывать, что рафинированный сахар из тростника, к сожалению, почти лишен своих полезных свойств и тоже является «просто сахаром».

Пальмовый сахар (джаггери). Один из самых древних видов. Представляет собой куски неправильной формы или спрессованные круглые плитки золотисто-бурого цвета. Отличается богатым карамельным ароматом и содержит большое количество витаминов и минералов. В странах Юго-Восточной Азии и Индии его добывают из сока сахарной пальмы (аренги) и финиковой пальмы. Минус у такого сахара только один – его недоступность среднему потребителю.

Кленовый. Кленовый сахар – ноу-хау американских индейцев, живших на территории Канады и США задолго до Колумба. Нерафинированный сахар представляет собой куски светло-желтого цвета с приятым запахом.

Сорговый сахар. Сорговый сахар продается в виде сладкого сиропа темно-коричневого цвета, поэтому его еще иногда называют сорговым медом. Такой сахар не рафинируют, поэтому он сохраняет все полезные вещества.

Коричневый сахар. Коричневый сахар получается на последних стадиях производства сахара. Характерный цвет и вкус ему придает меласса. Меласса - это густой сироп из сахарного тростника или сахарной свеклы. В России она не очень распространена, но все же в крупных супермакетах можно ее найти. Меласса бывает трех видов: мягкая (очень сладкая), темная (менее сладкая, со слегка горьковатым привкусом) и сырая меласса (содержит большое количество питательных веществ).

Фруктоза. Фруктоза - натуральный фруктовый сахар, содержится в ягодах и фруктах. Слаще обычного сахара в 1.5 раза.

Выпускается сахар следующих видов:

- тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, это обычный сахар или сахар – песок;

- «кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики (рафинад);

- «леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель;

- сироп.

Что же выбрать?

Гурманы считают, что коричневый сахар обладает более выраженным вкусом, чем темнее сахар, тем больше в нем органических примесей. На самом сахар есть сахар, будь он коричневый, белый или голубой. И количество полезных веществ в сахаре хоть и есть, но настолько мало, что назвать его диетическим продуктом никак нельзя. Некоторое преимущество имеет фруктоза - натуральный фруктовый сахар, который содержится в ягодах и фруктах.

1.3. Польза или вред? Как избежать последствий.

Сахар сопровождает человека с самого рождения. И хотя сахар не содержит никаких полезных веществ – ни белков, ни витаминов, совсем без него нельзя. Благодаря сахару в кровь поступают вещества, питающие мышцы, сердце, печень.

Сахар положительно воздействует на центральную нервную систему и стимулирует работу мозга. 

Cахар делает нас счастливыми. Когда у нас плохое настроение мы съедаем что-нибудь сладенькое, после этого в нашем организме выделяется серотонин – гормон счастья.

    Но раз сахар так важен для организма, то почему же его называют «сладкой смертью»?

Ученые давно доказали, что сахар – сладкий яд, а повсеместная любовь к нему родилась из заговора производителей.Однако сахарной зависимости не существует в природе. И вообще, единственное исследование возможного влияния сахарозы на мозг проводилось не на людях, а на крысах. Причем сладкое им давали не бесконтрольно, а один раз в сутки, предлагая на выбор либо сахар, либо обычную пищу. На самом деле мы «подсаживаемся» на сахар из-за того, что его употребление вызывает изменения в опиоидной системе мозга и усиливает выделение гормона дофамина, отвечающего за чувство радости.

Исследования показали, что чрезмерное употребление сахара является не столько причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы, сколько фактором, который увеличивает риск получить проблемы с сердцем в несколько раз. Избыточное употребление сахара способствует росту триглицеридов в печени. А триглицериды – это особые жиры, содержащиеся в жировой ткани организма и крови, рост уровня которых провоцирует развитие атеросклероза, болезней сердца, а также вероятность проявления острого панкреатита. Снизить количество триглицеридов можно двумя способами – медикаментозно или регулярной физической нагрузкой.

Энергию от сахара получает не только человек, но и живущие в его ротовой полости бактерии. Сахароза изменяет уровень кислотности с 6 до 4, то есть делает среду кислой. Все эти факторы приводят к росту количества микроорганизмов, способных повредить зубную эмаль, а затем и внутренние ткани зуба. Нейтрализовать воздействие сахара можно только чисткой зубов сразу после приема сладкой пищи. Если зубной пасты поблизости нет, уменьшить вредное влияние поможет обычная негазированная вода: выпейте несколько глотков.

Постоянное злоупотребление сладким может вызвать проблемы с кожей, но не только угревую сыпь, но и так называемое «сахарное лицо» с типичными мелкими морщинами на лбу и под глазами, «мешками» и истончением кожи.

Так же избыток сахара в организме:

- вытесняет ценные питательные вещества (хром, железо, кальций) и создает дефицит витаминов А, С, В1, В12;

- повышает «износ» поджелудочной железы;

- снижает иммунитет, раздражает слизистую желудка.

  Но сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием – не превышать дневной нормы общего количества сахара. При невыносимой тяге к сладкому стоит провериться на дефицит хрома и витамина B6 и критично просмотреть собственное меню – нет ли у вас недобора дневной нормы углеводов. 

Современный человек съедает до 30 ложек сахара в день, хотя среднесуточная норма потребления для детей 7 – 10 лет составляет 40грамм (не более 8 чайных ложек сахара в день). Взрослому человеку специалисты рекомендуют употреблять не более 11 чайных ложек сахара в день. Это не только тот сахар, что вы кладёте в чай или кофе. Сахар может обнаружиться в самых неожиданных продуктах – необходимо внимательно читать этикетки. Производители часто маскируют сахар под другими названиями. На этикетке может быть написано «сок сахарного тростника», «подсластитель из кукурузы», «мёд», «коричневый сахар» - суть не меняется. Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи. 

Так что же, в таком случае, есть, чтобы не навредить своему организму?

Тут необходимо помнить об одном важном правиле, или, точнее, принципе разделения продуктов питания на продукты, содержащие простые и сложные углеводы. Я считаю, что лучше употреблять фрукты и сухофрукты, ведь фруктоза значительно полезнее. Можно стараться вести активный образ жизни, найти другие источники получения удовольствия и тогда человеку будет меньше хотеться сладкого.

1.4.Стратегия употребления сахара

Я уменьшаю количество сахара, которое добавляю в чай.

Вместо сахара добавляю мед или варенье.

Получаю сахар преимущественно из овощей, фруктов и ягод

Соблюдаю нормы употребления сахара

Исключаю из рациона нектары и соки с сахаром.

Предпочтение отдаю свежевыжатым сокам

Ограничиваю употребление кондитерских и мучных изделий

Конфеты заменяю на сухофрукты

Повышаю физическую активность

Практическая часть

2.1. Мои эксперименты

Из литературы я узнала, что если в сосуд с водой поместить кристаллы сахара, то количество твёрдого вещества постепенно уменьшится. При этом вода приобретет новые свойства: у неё появится сладкий вкус, изменится плотность, температура замерзания. А если сахар нагреть, то он поменяет форму и расплавится, но при остывании снова станет твердым. Чтобы все-таки убедиться в уникальных свойствах сахара я провела опыты.

В ходе работы я использовала такие методы исследование как опыт, наблюдение, сравнение, описание.

2.1.1. Опыт 1. Растворяемость сахара (Приложение 3)

Дата эксперимента: 1 апреля 2025г.

Для своего опыта я взяла два стакана воды и 4 кусочка сахара-рафинада. В одном стакане вода была холодная, а в другом – теплая. Сначала я опустила два кусочка сахара в холодную воду, помешивая, наблюдала за процессом. Потом я тоже самое проделала и с теплой водой.

Наблюдение: помешивая, я стала смотреть, как кристаллики сахара ведут себя в воде. Постепенно сахар растворился. Я увидела, что кусочки растворились быстрее в теплой воде, чем в холодной. После того, как сахар растворился, я попробовала воду на вкус. Вода изначально не имела запаха и вкуса, но после добавления сахара, вода приобрела сладковатый привкус. Затем мне стало интересно, какое максимальное количество сахара может раствориться в горячей воде и в холодной воде. Я взяла стакан с водой в 200мл и насыпала сахар до тех пор, пока он не перестал растворяться. Оказалось, что в 200 мл горячей воды можно растворить около 1 кг сахара, а в холодной 300 г сахара.

Вывод: растворимость сахара зависит от температуры. В горячей воде растворение происходит быстрее, чем в холодной. Сахар в горячей воде растворяется лучше потому, что молекулы горячей воды быстрей «расталкивают» движущиеся под воздействием высокой температуры частицы сахара по стакану, чем молекулы холодной воды. Чем больше сахара, тем ярко выраженный сладкий вкус.

2.1.2. Опыт 2. Изменение сахара при термической обработке (Приложение 4) 

Дата эксперимента: 1 апреля 2025г.

Для изготовления я использовала сахарный песок, немного сливочного масла и пергаментную бумагу. Сначала я смазала пергаментную бумагу сливочным маслом и отправила в холодильник. На медленном огне нагрела сахарный песок, постоянно помешивая.

Наблюдение: постепенно сахар нагревался, менял цвет, становился густым и очень вкусно пах карамелью. Когда весь сахар расплавился, я достала из холодильника пергаментную бумагу и вылила расплавленный сахар. Спустя 10-15 минут началась обратная реакция, сахар из жидкого состояния вновь стал переходить в твердое состояние. У меня получилось сахарное стекло, которое используют для изготовления в театре, кинематографе, для изготовления бутафорской посуды. Это делают из предосторожности, если актер должен разбить что-то стеклянное, как сделать, чтобы он не порезался, вот и пригождается такое сахарное стекло. Я даже попробовала разбить сахар молотком, получилось, как настоящее стекло!

Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние, а при охлаждении застывает.

2.1.3. Опыт 3. Определение гигроскопичности сахара (Приложение 5)

Дата эксперимента: 2 апреля 2025г.

На дне контейнера я построила башню из нескольких кубиков сахара-рафинада так, чтобы сооружение получилось довольно высоким и выступало за края контейнера по высоте. В стакане воды растворила небольшое количество пищевого красителя. После этого на дно контейнера налила немного раствора так, чтобы не замочить башню. 

Наблюдение: сахар стал впитывать раствор и окрасился. Цветной раствор воды стал подниматься вверх по «сахарной» башне. Сначала цветной стала нижняя часть башни, затем вода постепенно поднималась вверх.

Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.

2.1.4. Опыт 4. Определяем связь сахара и температуры кипения (Приложение № 6)

Дата эксперимента: 2 апреля 2025г.

Я взяла 1 кг сахара и 1л воды. В воду постепенно добавляла сахар и измеряла температуру кипения.

Наблюдение: при добавлении сахара температура значительно росла, если на 1 л воды взять 1 кг сахара, то температура кипения раствора повысилась до 104 градусов.

Вывод: чем больше содержится сахара в воде, тем температура кипения раствора будет выше. Это происходит из-за увеличения концентрации сахара.

2.1.5. Опыт 5. Доказываю разрушительное влияние сахара (Приложение 7)

Дата эксперимента: с 1 по 5 апреля 2025г.

Я приготовила сладкий раствор, состоящий из 3 ложек сахара, полстакана воды и несколько капель лимонного сока. В раствор положила яйцо. Рядом поставила стакан с яйцом, но в обычной воде.

Н аблюдение: через три дня на скорлупе появились мелкие трещины, а через пять дней трещины стали уже большими. В образце с чистой водой скорлупа не изменилась.

Вывод: сахар вреден, так как разрушает твёрдые вещества.

2.1.6. Опыт 6. Готовим леденцы (Приложение 8)

Дата эксперимента: 5 апреля 2025г.

Для приготовления домашних леденцов я взяла один стакан сахара, 5 ст.л воды, 2 ст. ложки лимонного сока, шпажки и силиконовую форму. В кастрюле смешала сахар, лимонный сок и воду. Поставила на маленький огонь и дождалась кипения. Раствор постоянно помешивала, чтобы сахар не пригорал. Готовила сироп ещё минут 7 после закипания. Когда пузырьки на поверхности сиропа стали мелкими я убрала сироп с плиты. Силиконовые формы смазала небольшим количеством масла и разлила готовый сироп по формам. Затем убрала свой десерт в прохладное место на 20 минут до полного остывания.  После я решила еще раз проделать те же действия, но чуть дольше варить сироп, чтобы раствор стал коричневым.

Наблюдение: постепенно сироп охлаждался и становился твердым.

Вывод: из насыщенного раствора сахара можно легко приготовить леденцы в домашних условиях.

2.1.7. Опыт 7. Выращиваем кристаллы (Приложение 9)

Дата эксперимента: с 1 по 8 апреля 2025г.

Для начала я приготовила «затравку»: взяла полстакана сахара, 3 ст.ложки воды и сварила сахарный сироп. Высыпала немного сахара на тарелку и обмакнуть палочки в сироп и собрала ими сахаринки из тарелки. Далее распределила их равномерно на палочках. Оставила палочки на ночь сушиться. Утром сварила насыщенный раствор: в одном стакане воды растворила 5 стаканов сахара. Минут на 15 оставила сироп остыть. Разлила сироп по стаканам и добавила пищевые красители. Заготовленные палочки опустила в стаканы с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна стаканов - для этого использовала бельевые прищепки.

Наблюдение: процесс кристаллизации занял примерно 5 дней. Каждый день я доставала палочки из раствора и наблюдала как кристаллы растут. Для удобства наблюдения и сравнения я заполняла таблицу. Кристаллы в растворе с добавлением красителя росли медленно, а в бесцветном очень быстро!

Если приглядеться к кристаллам, то можно заметить, что они состоят из кирпичиков, прилепленных друг к другу. Они разные по размеру, но одинаковой формы. Кристаллы быстрее росли в течении 5 дней, затем их рост замедлился, что видно на диаграмме.

Вывод: при высокой концентрации сахара в жидкости и высокой температуре сахар полностью растворяется. При снижении температуры сахар начинает кристаллизоваться на всех поверхностях, с которыми соприкасается (стенки стакана и палочки) и чем ниже температура, тем больше размер кристалла.

3. Заключение

В ходе проделанной работы я прочла много информации о сахаре и узнала много интересного. Я решила поставленные перед собой задачи и достигла цели. Я узнала историю появления сахара, узнала, что существует несколько его видов, выявила целебные свойства сахара и его применение в быту.

Проведя собственные опыты, я подтвердила гипотезу о том, что при высокой температуре и высокой концентрации жидкости сахар меняет форму, размер и цвет. Из насыщенного раствора сахара с легкостью получились леденцы и выросли кристаллы в домашних условиях. Оказалось, что сахар - это действительно удивительный продукт, который может быть как полезен, так и вреден.

Без  сахара обойтись невозможно, так как клетки мозга испытывают значительный недостаток в глюкозе, умеренное употребление сахара повышает работоспособность, понижает плохое настроение и снижает головную боль.

Но избыточное употребление сахара вредит нашему здоровью. Не стоит превышать допустимые нормы употребления сахара в день (для детей это 7 чайных ложек без горки) и не забывать, что сахар скрывается в несладких продуктах и используется в производстве многих видов полуфабрикатов, в консервировании, он есть даже в обычном хлебе.

Сейчас сахар значит намного больше, чем в любой из прошлых периодов истории. Я сделала для себя вывод, что буду употреблять сахар, но только в разумных количествах и обязательно заменю конфеты фруктами и сухофруктами.

А вы готовы отказаться от сладкого?

4. Список используемых источников и литературы

1.Абросимова Д. Сладкая правда. Журнал «АВС», 2010, №1-2, с.14-18

2. Биндер Ф. Сахар – сладкое искушение. Важная для здоровья информация о сахаре и практические советы по его употреблению. М. – Издательство «Диля», 2009, с.32-41

3. Вайткене Л.Д. «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых», 2011, с.3-15

4. Зарапин В., Яковлева М., Болушевский С. «Большая книга научных опытов для школьников», 2020, с.20-50

5. Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.: Крук, 2024., с.19

6. Костина Т.С.  Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ, с.16-24

7. Литвина И.И. Живите долго. - М.: Физкультура и спорт, 2004., с.10

8. Пульцин М.Н. Сласти и страсти. - СПб.: Норма, 2004., с.3-13

9. Родионова И. Здоровое питание без сахара. - Эксмо, 2006., с.12-16

10. https://sugar.ru/

11. https://znanierussia.ru/articles/

Приложения

Приложение 1.

Машинка Монпасье для формирования леденцов. Находится в Лебедянском краеведческом музее. Машинка состоит из двух больших валиков, которые могли вращаться с помощью ручки. На вальцах сделаны выемки, по ним можно было понять, какой формы были леденцы.

Производство зефира на фабрике «Пирожникофф». Ингредиенты для будущих сладостей смешиваются в специальной ёмкости, а затем еще раз тщательно перемешиваются миксером.

Специальная машина формирует зефир, а потом отсаживает его на пластиковые лотки. После зефир и конфеты отправляют на выстойку, где изделия высыхают перед глазировкой. Полностью покрытый глазурью десерт поезжает через длинный холодильник, где остывает до нужной температуры, а потом становится готовым к упаковке.

Приложение 2

Приложение 2.

Свекловичный сахар. Такой сахар получают из сахарной свеклы, но не из той которая растет в огороде и из которой мы варим борщ, а особой – белой и сладкой. Наши прадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод. Там ее моют, режут и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется и остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар.

Тростниковый сахар. Это категория сахара, который производится исключительно из сахарного тростника, в отличие от сахара, который производится из сахарной свёклы или из смеси тростника и свёклы. Тростниковый сахар может быть в разных формах, включая нерафинированный, сырой и рафинированный.

Пальмовый сахар. Подсластитель, получаемый из нескольких сортов пальмы. Хотя сахар из разных сортов пальмы может иметь несколько различный состав, все типы пальмового сахара могут использоваться взаимозаменяемо. Наиболее известным частным случаем пальмового сахара является кокосовый сахар

Кленовый сахар. Традиционный сахар в восточных провинциях Канады, добываемый с 17 столетия из сока сахарного клёна. Стволы деревьев в феврале и марте просверливают, и из отверстий начинает вытекать сок, содержащий до 3 % сахара. Течение сока продолжается несколько недель, так что из каждого дерева его получается большое количество. Сок выпаривают, получают «кленовый сироп», а затем из сиропа добывают сахар.

Сорговый сахар.Это название сахарозы, добываемой из стеблей злаковых растений семейства мятликовых Культуру выращивают в Южной и Северной Америке, Азии, Африке и Австралии. В отличие от остальных видов сахара, сорговый предлагают потребителю в форме густого сиропа. Выпаривание не производят, так как процесс этот дорогой, что объясняется наличием в составе сока большого количества растворимого крахмала и камеди, препятствующих кристаллизации. Продукт выпускается в ограниченных масштабах из-за низкой рентабельности.

Коричневый сахар. Общее название сахара с характерным коричневым цветом вследствие присутствия примесей патоки (мелассы). Это может быть нерафинированный или частично рафинированный сахар, состоящий из кристаллов сахарозы с примесями мелассы (натуральный коричневый сахар) или отбеленный очищенный сахар с добавлением мелассы (коммерческий коричневый сахар).

Приложение 3.

Два стакана воды с разной температурой.

Хорошо размешала и стала наблюдать.

В стакане с теплой водой сахар растворился быстрее.

Максимальное количество сахара, которое может раствориться в горячей и в холодной воде.

Приложение 4.

Смазала пергаментную бумагу сливочным маслом.

На медленном огне нагрела сахарный песок, постоянно помешивая.

Постепенно сахар изменил цвет и стал густым

Переливаю растворенный сахар на пергаментную бумагу

Через 15 минут сахар из жидкого состояния перешел в твердое

Разбиваю полученное стекло молотком

Приложение 5.

Строю башню из нескольких кубиков сахара-рафинада

Сахар стал впитывать раствор и окрасился

Приложение 6.

Я взяла 1л воды и 1 кг сахара

С ахар постепенно добавляла в воду и измеряла температуру кипения

Последняя порция сахара довела температуру кипения до 104 градусов.

Приложение 7.

Подготовила 2 стакана со сладкой водой и с обычной

Наблюдаю, что произошло с яйцом через 3 дня

Трещины на яйце через 5 дней

Приложение 8.

Приготовила форму смазанную маслом и шпажки

Г отовлю сироп 2х видов

Разливаю по формам

Г отовые леденцы

Приложение 9.

Готовлю сироп для «затравки».

О бмакиваю палочки в сироп и собираю ими сахаринки.

Варю насыщенный раствор

Разливаю полученный раствор по стаканам

Скрепила палочки прищепками чтобы не касались дна и стенок и опустила их в раствор

Наблюдаю как растут кристаллы.

В стаканах с красителями кристаллы выросли плохо, возможно на рост повлияло качество красителя.

Рост кристаллов в насыщенном растворе (день1)

Рост кристаллов в насыщенном растворе (день 2)

Рост кристаллов в насыщенном растворе (день 3)

Рост кристаллов в насыщенном растворе (день 4)

Р ост кристаллов в насыщенном растворе (день 5)

Таблица роста кристаллов

 

Стакан с красным красителем

Стакан с зеленым красителем

Стакан с желтым принтом

Стакан с розовым принтом

1 день

0

0

1мм

1мм

2 день

1мм

1мм

1мм

1мм

3 день

0

0

1мм

2мм

4 день

1мм

1мм

2мм

1мм

5 день

1мм

0

2мм

1мм

6 день

0

0

1мм

0

7 день

0

0

0

1мм

Диаграмма роста

Просмотров работы: 24