Введение
Окружающий мир являются большой ценностью для человечества и вопросы охраны окружающей среды становят всё более актуальными.
Деятельность людей и работа большого количества предприятий зачастую наносят ущерб природе. Возникают экологические катастрофы, загрязняется вода, воздух, леса. Также на нашей планете Земля происходит изменение климата. Всё это негативно влияет на сегодняшнюю жизнь всех живых существ, а также на откладывает негативный отпечаток на жизнь будущих поколений.
Сегодня очень важно, чтобы с самого раннего возраста, дети получали основы экологического образования и имели представление об ответственном отношении к природе.
Именно в младших классах в школе закладываются основы заботы о природе или экологического мировоззрения. Если дети будут не только любить природу, но и уметь заботить о ней полноценно, тогда и экологические проблемы будущего могут быть не такими уж и существенными. Второклассники активно получают новые знания, и они достаточно восприимчивы к информации об окружающей среде, однако, уровень представления и поведенческие установки в отношении заботы о природе требует изучения и анализа.
Цель настоящей поисково-исследовательской работы заключается в определении знаний и поведенческих установок в отношении заботы о природе у второклассников пермской Гимназии №33.
Задачи поисково-исследовательской работы:
Определить знают ли второклассники, что такое экология
Есть ли конкретные поведенческие установки у второклассников по поводу заботы о природе
Есть ли готовность у второклассников совместно участвовать в мероприятиях по защите природы
Для достижения целей и реализации задач была проделана следующая работа:
Составить анкету для проведения опроса про заботу о природе среди учеников 2Э класса «Гимназии №33» в г. Пермь.
Провести анонимный опрос.
Обработать данные анкет.
Составить результаты проведенного опроса и сформулировать выводы по знаниям и поведенческим установкам в отношении заботы о природе у второклассников.
Для составления предоставления о проблеме и плана настоящей поисково-исследовательской работы были использованы учебники А.А. Плешакова, а также З.В. Борзовой. Исследований пермских второклассников по поводу их знаний и поведения по заботе о природе обнаружено не было.
Личный вклад автора работы в решение избранной проблемы заключается в исследовании знаний и поведенческих установок своих одноклассников в отношении заботы о природе, продвижении идеи заботы о природе своими силами. А также выяснение готовности ребят участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды. Автор принимал участие в разработки анкеты, сборе данные, обработки анкет, подсчете результатов, их интерпретации, а также в разработке предложений.
Основная часть
1. Методика проведения исследования
Цель настоящей поисково-исследовательской работы заключается в определении знаний и поведенческих установок в отношении заботы о природе у второклассников пермской Гимназии №33.
Объект исследования – учащиеся 2 «Э» класса «Гимназии №33» в г. Пермь. Количество опрошенных – 25 человек.
Предмет исследования – знание об экологии и поведенческие установки второклассников «Гимназии №33» в г. Пермь.
Метод сбора данных – формализованный опрос с использованием анкеты на бумажном носителе, опрос проводился анонимно. Дата проведения опроса – 22 сентября 2025 г.
После проведения опроса, была осуществлена проверка всех собранных анкет. Так, из 29 полученных анкет, было использовано для обработки 25, они были заполнены корректно.
2. Результаты исследования
Анкету составили 10 вопросов, см. Приложение 1.
Все заполненные анкеты находятся в Приложении 2.
По результатам обработки анкет были получены следующие результаты.
В опросе приняло участие 25 второклассников, при этом возраст участников был преимущественно 8 лет (24 человека в возрасте 8 лет и 1 человек в возрасте 7 лет).
Среди опрошенных ребят было 60% мальчиков и 40% девочек, 15 и 10 человек соответственно.
На вопрос «Про какую науку говорят, что она изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой?» ответы разделились так: 23 человека ответили верно – «Экология» (92%), 2 человека - «Физика» (8%) и никто не выбрал вариант ответа «Математика».
На рисунке 1 представлено распределение ответов на вопрос «Когда ты чистишь зубы, ты выключаешь воду, пока чистишь?». Это говорит о том, что половина опрошенных действительно забоится о потреблении воды всегда, треть ребят иногда и 4 человека не выключают воду.
Следующий вопрос касался того, помогают ли ребята взрослым сажать деревья и цветы. Ответ «Да, всегда» выбрало 8 человек или 32%, ответ «Нет» выбрало 3 человек или 12% и ответ «Хотел (а) бы, но пока не получается» выбрало 14 ребят или 56% опрошенных.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Когда ты чистишь зубы, ты выключаешь воду, пока чистишь»
Вопрос «У тебя дома сортируют мусор (бумагу, пластик, стекло)?» показал, что чуть больше половины ребят не знают, сортируют ли у них дома мусор, 8 человек ответили «Нет» и всего 1 человек ответил утвердительно «Да» (рис. 2)
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «У тебя дома сортируют мусор (бумагу, пластик, стекло)?»
Следующий вопрос «Нужно ли заботиться о животных и растениях?» показал, что все ребята выбирают положительный ответ «Да, конечно!» (100%).
Распределение ответов на вопрос «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?» представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение ответов опрошенных на вопрос «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?»
|
Варианты ответов на вопрос «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?» |
Количество человек, выбравших вариант ответа |
|
Выбрасывать мусор в мусорку и сортировать его (бумагу, пластик) |
23 |
|
Кормить птиц, делать кормушки для них |
23 |
|
Экономить воду и электричество дома |
18 |
|
Просить меньше новых вещей и игрушек |
14 |
|
Сажать цветы и деревья |
20 |
|
Рассказывать друзьям, как важно беречь природу |
21 |
|
Я не знаю, что я могу сделать |
1 |
На последний вопрос анкеты «Готов (а) ли ты участвовать с одноклассниками в мероприятиях по защите природы?» ответы ребят разделились так: «Да» ответили 15 человек, «Не уверен (а)» - 9 человек, и один выбрал ответ «Нет».
3. Основные выводы исследования и предложения
Среди второклассников, мальчиков и девочек восьми лет, есть четкое понимание понятия «Экология». Ребята осведомлены о такой науке. При исследовании поведенческих установок было выявлено, что только половина опрошенных действительно забоится о потреблении воды и всегда выключает воду, когда чистит зубы. 32% ребят всегда помогают взрослым сажать деревья и цветы, при этом 56% хотели бы принимать в этом участие, но пока не получается. Чуть больше половины ребят не знают сортируют ли у них дома мусор (бумагу, пластик, стекло, у 8 человек мусор не сортируют и только 1 человек ответил утвердительно «Да». Ответы на вопрос «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?» показал, что ребята знают разных способах заботы о природе и готовы это делать, так, например, большинство выбрало такие варианты: выбрасывать мусор в мусорку и сортировать его (бумагу, пластик), кормить птиц, делать кормушки для них, рассказывать друзьям, как важно беречь природу, сажать цветы и деревья. Кроме того, половина ребят (14 из 25 человек) знают про экономное потребление вещей, которое может помочь в защите окружающей среды. Половина второклассников готова участвовать совместно в мероприятиях по защите природы, треть засомневалась и один человек оказался не готовым.
На основе выводы исследования можно сделать следующие предложения по улучшению заботы о природе среди второклассников:
1. расширять знания по теме основных способов защиты окружающей среды дома, на учёбе и на природе,
2. приобщать к совместной деятельности по заботе о природе также родителей детей,
3. проводить совместные мероприятия и акции по защите природы.
Заключение
Цель настоящей поисково-исследовательской работы заключается в определении знаний и поведенческих установок в отношении заботы о природе у второклассников пермской Гимназии №33.
22 сентября 2025 г. был проведен формализованный опрос и использована анкета на бумажном носителе из 10 вопросов. В опросе приняло участие 25 второклассников.
Среди второклассников, мальчиков и девочек восьми лет, есть четкое понимание понятия «Экология». Ребята осведомлены о такой науке. При исследовании поведенческих установок было выявлено, что только половина опрошенных действительно забоится о потреблении воды и всегда выключает воду, когда чистит зубы. 32% ребят всегда помогают взрослым сажать деревья и цветы, при этом 56% хотели бы принимать в этом участие, но пока не получается. Ребята знают разных способах заботы о природе и готовы это делать. Половина второклассников готова участвовать совместно в мероприятиях по защите природы, треть засомневалась и один человек оказался не готовым.
На основе выводы исследования можно сделать следующие предложения по улучшению заботы о природе среди пермских второклассников «Гимназии №33»:
1. расширять знания по теме основных способов защиты окружающей среды дома, на учёбе и на природе,
2. приобщать к совместной деятельности по заботе о природе также родителей детей,
3. проводить совместные мероприятия и акции по защите природы.
Реализация данных предложений позволит укрепить экологическое воспитание среди школьников, позаботиться об окружающей природе и решить какие-либо местные экологические проблемы.
Список использованных источников
Борзова, З. В. Экологическая культура как основа формирования любви к природе / З. В. Борзова, М. Э. Пашаева. – Текст : непосредственный // Биология в школе. – 2020. – № 3. – С. 54-59 : табл. – Библиогр.: с. 59 (13 назв.). – ISSN 0320-9660.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : кн. Для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2015. - 159 с. : ил. - (Зеленый дом).
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс : учебник : в двух частях / А. А. Плешаков. Ч. 1. — Москва : Просвещение, 2024, 2024. — 143 с. : цв. ил., табл..; ISBN 978-5-09-110635-0.
Приложение 1. Анкета для проведения исследования
Привет, мой друг!
Заполни, пожалуйста, анкету про заботу о природе.
Выбери вариант ответа и поставь галочку в квадрате рядом с ним.
Сколько тебе лет?
☐ 7 лет
☐ 8 лет
☐ 9 лет
Какой твой пол?
☐ мальчик
☐ девочка
Про какую науку говорят, что она изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой?
☐ Математика
☐ Экология
☐ Физика
Когда ты выбрасываешь мусор, ты всегда кладёшь его в мусорку?
☐ Да, всегда
☐ Иногда
☐ Никогда
Когда ты чистишь зубы, ты выключаешь воду, пока чистишь?
☐ Да, всегда
☐ Иногда
☐ Нет, не выключаю
Ты помогаешь взрослым сажать деревья или цветы?
☐ Да
☐ Нет
☐ Хотел (а) бы, но пока не получается
У тебя дома сортируют мусор (бумагу, пластик, стекло)?
☐ Да
☐ Нет
☐ Я не знаю
Нужно ли заботиться о животных и растениях?
☐ Да, конечно!
☐ Не уверен (а)
☐ Нет, не нужно
Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе? Выбери несколько вариантов ответа
☐ Выбрасывать мусор в мусорку и сортировать его (бумагу, пластик)
☐ Кормить птиц, делать кормушки для них
☐ Экономить воду и электричество дома
☐ Просить меньше новых вещей и игрушек
☐ Сажать цветы и деревья
☐ Рассказывать друзьям, как важно беречь природу
☐ Я не знаю, что я могу сделать
Готов (а) ли ты участвовать с одноклассниками в мероприятиях по защите природы?
☐ Да
☐ Не уверен (а)
☐ Нет
Приложение 2. Ответы опрошенных