Введение
В истории любого государства и народа есть исторические события величайшего национального значения, которые, как легенда, переходят в памяти народа от поколения к поколению на века, сохраняя при этом свое величие и национальную гордость. Таким всемирно-историческим событием для нашего государства и народов, является победа над фашистской Германией, 80-летняя годовщина которой будет отмечаться 9 мая 2025 года. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Давно известно, что многие люди любят отгадывать кроссворды, сканворды, решать ребусы, участвовать в викторинах. Викторины и интеллектуальные игры не только дарят удовольствие, но и способствуют развитию логического мышления, сообразительности, вносят разнообразие и интерес в учебный процесс, а также внеурочную деятельность.
Разработка викторин требует внимательного подхода к содержанию вопросов, механике игры и целевой аудитории. Важно учитывать разнообразие тем, чтобы максимально заинтересовать участников. Грамотно составленные вопросы и интересные форматы игры могут существенно повысить увлекательность процесса и вовлеченность игроков.
Патриотические игры и викторины актуальны для людей любого возраста, особенно, нас, детей. Они помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны, ощутить чувство сопричастности к истории Отечества. Моя викторина не только проверит знания, но и расскажет об интересных фактах, связанных с вопросом. В этом и заключается актуальность моего проекта «Разработка викторины «Мы помним, мы гордимся!» в среде программирования Scratch»
Цель проекта – создать викторину, посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы помним, мы гордимся!».
Задачи проекта:
изучить информацию по разработке викторин;
составить полное руководство по разработке викторин;
провести тестирование среди одноклассников для выявления актуальных вопросов викторины;
создать собственную викторину;
презентовать викторину одноклассникам и в параллельном классе;
изучить мнения участников викторины и выявить основные проблемы в разработке викторин;
создать наградной материал для победителей.
Практическая значимость заключается в том, что в процессе исследовательской работы я систематизирую свои знания и создам интересную и познавательную викторину о Великой Отечественной войне в среде программирования Scratch.
1. Основная часть.
1.1. Что такое викторина?
Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. То есть это специально организованные соревнования в эрудиции.
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя вопросы, шарады, ребусы и т.п. Готовил эту развлекательную полосу сотрудник газеты по имени Виктор. От имени Виктор и произошло слово «викторина». Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни — это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.
Самая большая викторина, согласно книге рекордов Гиннесса, прошла в городе Гент (Бельгия) в 2010 году. В ней приняло участие 2280 человек!
Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие. В ходе интеллектуальной викторины участники (или команды) по очереди отвечают на вопросы ведущего. За правильные ответы им начисляют баллы. В ходе спортивных и творческих викторин также отвечают на вопросы, но участникам (или командам) по условиям викторины необходимо выполнить еще спортивное или творческое задание.
Викторины строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга - один школьный класс против другого, одна команда против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям - болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в викторине. Люди охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.
Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Оценка результата и определение победителя должны быть предельно объективными. Самый простой способ избежать субъективности - опереться на решение не одного, а нескольких судей, которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку. Еще одним элементом викторин являются награды победителям.
Викторины бывают открытого и закрытого типа. В викторинах закрытого типа дается только вопрос, на который надо дать правильный ответ. В викторинах открытого типа даются варианты ответов.
Таким образом, можно сделать вывод: викторины бывают разные, но каждая викторина имеет свои правила проведения. Обязательный элемент соревновательных викторин – это жюри и награды победителям.
2. Практическая часть.
2. 1. Руководство по разработке викторин.
Изучив дополнительную литературу, я составил руководство по разработке викторин и оформил в виде памятки. (Приложение 1)
1. Определение цели викторины и её аудитории
Прежде чем приступить к разработке викторины или игры, нужно понимать, кто будет вашей аудиторией. Я задал себе следующие вопросы:
Какой возрастной категории принадлежит моя аудитория?
Каковы их интересы и предпочтения?
Какова цель участия в викторине или игре — обучение или развлечение?
2. Выбор темы и формата
Выбор темы викторины является следующим важным этапом. Темы могут варьироваться от общего знания до специализированных областей (наука, искусство, история и т.д.). Популярные темы часто привлекают больше пользователей.
Формат викторины может быть разнообразным: это могут быть текстовые вопросы, мультимедийные элементы (видео, аудио) или смешанный формат. Выбор формата зависит от ваших целей и предпочтений целевой аудитории.
3. Создание вопросов и ответов
При разработке викторины необходимо продумать структуру вопросов. Они должны быть разнообразными по сложности и формату: однозначные вопросы, вопросы с несколькими вариантами ответов, открытые вопросы. Чтобы сделать викторину интересной, старайтесь избегать стандартных вопросов и добавьте несколько неожиданных или уникальных элементов.
Также рекомендую включить подробные объяснения ответов, что поможет игрокам лучше понять материал и повысит их вовлеченность.
4. Выбор платформы для викторины
Выбор платформы для реализации викторины — это важный момент. Вы можете использовать специальные конструкторы викторин из интернета, которые предлагают удобные интерфейсы для создания викторин без программирования.
Если у вас есть опыт программирования, возможно, стоит рассмотреть возможность создания платформы с использованием языков программирования. Это даст вам больше свободы в разработке уникального функционала и дизайна.
5. Дизайн
Дизайн должен быть интуитивно понятным, чтобы игроки могли легко ориентироваться в викторине. Обратите внимание на цветовую палитру, шрифты и графику. Используйте легкие для восприятия изображения и интуитивные элементы навигации.
6. Внедрение механики игры
Добавление игровых механик может значительно повысить интерес к вашей викторине. Используйте систему оценивания, достижения, таймеры, таблицы лидеров — всё это создаст элемент соревнования и повысит вовлеченность участников. Также вы можете добавить возможность повторного прохождения викторины или различные уровни сложности.
7. Тестирование и обратная связь
Перед публикацией викторины или презентацией настоятельно рекомендуется провести тестирование — это позволит выявить возможные ошибки и улучшить функционал. Попросите друзей или родственников пройти викторину и дать вам обратную связь о вопросах, дизайне и удобстве функций.
Также стоит обратить внимание на сбор отзывов уже после запуска. Вы можете добавить форму обратной связи или проводить опросы для улучшения контента.
Делаю вывод, если следовать основным шагам и правилам, можно создать качественную и увлекательную викторину, которая порадует участников и принесет создателю удовольствие от творчества.
2.2. Разработка и презентация викторины.
Пользуясь руководством по разработке викторин, я решил создать викторину о Великой Отечественной войне закрытого типа, для ребят 9-10 лет, на тему «Мы помним, мы гордимся!».
Для реализации викторины я:
1. Выбрал среду программирования Scratch. Это графический язык программирования, который позволяет легко создавать подобные программные приложения и многое другое. На Scratch не надо писать никаких сложных команд. Программы создаются путем соединения графических блоков.
2. Подобрал дизайн и механики игры.
3. Добавил звуковое сопровождение.
Таким образом, мой проектный продукт приобрел окончательный вид. Викторина состоит из 12 вопросов, без вариантов ответов. После каждого вопроса я раскрываю правильный ответ с пояснением (Приложение 2). Благодаря этой викторине, участники могут проявить свои знания, приобщиться к историческому прошлому государства, а также узнать что-то новое для себя.
Дополнительно я подготовил:
наградные материалы участникам и победителям в виде значков, которые изготовил сам (Приложение 3).
провёл мастер-класс по изготовлению писем-треугольников, которые родные получали с фронта (Приложение 4).
дополнительные вопросы, на случай совпадения количества баллов между командами, чтобы выявить одного победителя.
После создания викторины я приступили к следующему этапу – проведение викторины среди учеников 3 б класса БМАОУ «Гимназии № 5».
Аудиторию я поделил на 4 команды, случайным способом. На доске оформили рейтинг с названиями команд и количеством вопросов. Каждая команда отвечает на один и тот же вопрос, на размышление даётся одна минута. Ответы капитаны команд пишут на лист бумаги крупно и показывают всем участникам викторины. Я вписываю в программу любой из вариантов ответов игроков и раскрываю правильный ответ с пояснением.
Игра продолжалась 45 минут. Каждый участник хотел проявить себя в команде, ребята прислушивались друг к другу, радовались правильному ответу, иногда спорили. Победу одержала команда «Катюша». Все участники викторины получили поощрительные призы.
Выслушав мнение ребят о викторине, я сделал вывод, что такой формат урока им очень понравился. Викторина оказалась познавательна, ребята почувствовали себя причастными к истории Отечества. Многие участники попросили у меня ссылку на викторину, чтобы провести её в кругу семьи.
2.3. Анализ результатов и выявление трудностей в разработке викторины.
В начале своего исследования я провёл викторину открытого типа своим одноклассникам, чтобы выявить наиболее актуальные вопросы и уровень знаний о Великой Отечественной войне (Приложение 5).
В викторине участвовало 22 человека. В таблице указано количество правильных ответов на каждый вопрос.
Таблица 1.
|
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
13 |
11 |
12 |
13 |
|
Количество правильных ответов |
21 |
21 |
22 |
21 |
12 |
15 |
19 |
12 |
19 |
18 |
22 |
15 |
19 |
Рисунок 1. Количество правильных ответов на каждый вопрос в викторине.
Проанализировав результаты викторины, я узнал какие вопросы вызывают трудность, а какие знакомы большинству участников. Ребята на отлично справились с вопросами, многим показалась викторина лёгкой. Поэтому, итоговую викторину я решил сделать закрытого типа, без вариантов ответов и добавить несколько вопросов посложнее.
Проведя викторину среди одноклассников, я понял, что в процессе игры создаётся благоприятная атмосфера, раскрепощение, совместные эмоциональные переживания, которые укрепляют отношения между учащимися.
Деление на группы помогло ребятам сплотиться, сосредоточиться на общем командном деле и создать элемент соревнования. Состязательность – это неотъемлемая часть любой игры, именно это и привлекает ребят.
Ценность моей викторины состоит в том, что она развила находчивость и активность ребят, расширила их кругозор, познавательный интерес и творческую смекалку, помогла выявлять знания моих одноклассников. Интерес участников викторины зависел от удачно составленных мной вопросов.
Конечно, были и сложности при разработке викторины. Основная проблема заключалась в создании увлекательных и оригинальных вопросов. Нужно было обеспечить разнообразие вопросов, которые смогли бы заинтересовать игроков. Мне было необходимо учитывать различные уровни знаний участников, чтобы игра состоялась и была интересной для всех.
В процессе разработки викторины возникли проблемы с программированием, чтобы обеспечить стабильную работу приложения, мне прошлось отказаться от заданий с выбором варианта ответа, а также со вставкой видеороликов, так как из-за большой загруженности викторина зависала.
Есть недочёты с введением ответа на вопрос. Викторина запрограммирована так, что принимает единственный верный ответ, но если поменять окончание, то ответ оказывается не верным, хотя правильный. Например, какой формы отправляли письма с фронта в годы ВОВ? Ответ на этот вопрос можно написать, как треугольной, а также треугольник. Оба варианта верные, но программа засчитывает только один из них.
Вывод: несмотря на непредвиденные трудности с программированием у меня все получилось. Ребята моего класса поддержали мою идею в создании и проведении патриотической, познавательной викторины «Мы помним, мы гордимся!». Я получил много положительных откликов.
Заключение
Разработка викторин – это творческий и продуктивный процесс, который требует внимания к деталям и качественной подготовки. С правильными инструментами и подходом я создал уникальную викторину, посвященную юбилею Победы в Великой Отечественной войне в среде программирования Scratch.
Работая над теоретической частью проекта, я достиг следующих результатов:
узнал, что существуют разные виды викторин, каждая викторина имеет правила проведения, оценку и поощрение;
разобрался в этапах разработки викторин;
убедился, что составление викторины – прекрасный способ узнать больше о теме викторины, но это очень кропотливый процесс и требует тщательной проработки вопросов.
понял, что викторины являются эффективным средством для проявления своей находчивости, решительности, и даже честности, ведь каким бы сильным ни было желание выиграть, человек всегда должен играть по правилам.
Важными практическими достижениями работы над проектом, я считаю следующее:
научился работать с большим объемом информации;
приобрел новые знания в программировании и сразу же применил их на практике;
приобрел новые навыки общения, в качестве организатора, ведущего и члена жюри;
научился анализировать свою деятельность.
Достоинством работы является практическая значимость моего проекта. В процессе работы я систематизировал свои знания и создал интересную и познавательную викторину в среде программирования Scratch «Мы помним, мы гордимся!». Эта тема никогда не утратит своей актуальности. Я напомнил своим одноклассникам о важности памяти тех времен.
Хочется также предложить к практическому использованию созданное мной руководство по разработке викторин.
Перспектива проекта: свой опыт полученных знаний я передам своим друзьям, одноклассникам. В будущем я планирую создать викторину в среде программирования Scratch по прочитанным книгам лета и представить её в сентябре 2025 года для учащихся 3-б класса.
Моя разработка может оказать определенную помощь учителям в проведении внеклассной работы на тему патриотизма, классный руководитель уже поделилась со своими коллегами ссылкой на викторину.
В апреле 2025 года я успешно представил свою работу на научно-практический конференции «Мы и мир больших проблем» в своём городе Березовский и получил много положительных откликов от участников и жюри.
Опрос ребят, участвовавших в викторине показал, что викторина не была сложной, но были факты о которых они не знали. Все участники хотели бы еще раз поучаствовать в подобной викторине, ведь благодаря ей, ребята смогли не только показать свои знания, проявить лидерские качества и коммуникабельность, но и узнать информацию, которая была им не знакома.
Список источников и литературы.
Интернет-ресурсы:
Викторина — Рувики: Интернет-энциклопедия
В какой стране прошла самая большая... | Ответ на вопрос | QuizzClub
Данильченко Наталья Николаевна «Организация и проведение викторин.»
Эффективные инструменты для разработки викторин: от идеи до реализации - статьи от Apptask
Эффективная разработка викторин: советы и лучшие практики