Введение
Тема приднестровско-российских исторических связей насчитывает более десяти веков и является сквозной, т.к. проходит через все периоды российской истории, от Древней Руси до современной России. Вхождение нашего края в состав русского государства в середине X века обеспечило населению защиту от набегов кочевников и способствовало вхождению поднестровских земель в ареал формирующейся русской цивилизации. Благодаря воссоединению с Россией на рубеже XVIII-XIX веков удалось избавиться от польского и турецко-татарского гнета и стать частью российского общеимперского пространства. Возведение, под руководством А.В. Суворова – великого полководца и устроителя Приднестровья, Днестровской оборонительной линии и крепости Средняя (Тираспольская), дало возможность местным жителям сосредоточить свои заботы исключительно на мирных созидательных задачах и обеспечить интеграцию края в российское цивилизационное пространство.
Актуальность темы исследования обусловлена современными политическими событиями в исторической Новороссии, решением задач СВО и процессами собирания русских земель на постсоветском пространстве. Это сопровождается усилением интереса исследователей и общественности к проблеме формирования общеимперского пространства России в XVIII-XIX веках, в т.ч. в Северном Причерноморье, в состав которого входит наш край. Для приднестровцев эта тема всегда являлась приоритетной, т.к. только в составе русского государства Приднестровье получало безопасность и возможности для стабильного существования и поступательного развития.
Объектомисследования являются – проблема вхождения Приднестровья в ареал русской цивилизации.
Предмет исследования – исторические лакуны приднестровско-российских исторических связей.
Цельработы: рассмотреть отдельные вопросы вхождения нашего края в российское цивилизационное пространство и политико-правовые последствия для современной истории Приднестровья.
Задачи исследования:
изучить источники, освещающие внешнюю политику России на рубеже XVIII-XIX веков в Северном Причерноморье;
выдвинуть и обосновать трактовку вхождения Приднестровья в цивилизационное пространство России;
предложить возможные варианты использования материалов исследования в политико-правовой сфере и реализации права народа Приднестровья на выбор своей исторической судьбы.
Гипотеза нашей работы заключается в предположении, что изучение отдельных лакун в проблематике приднестровско-российских связей позволит уточнить толкование важных исторических событий и способствовать осуществлению политико-правовых мер по воссоединению Приднестровья со своим Отечеством.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется большим количеством тематических исследований ученых и разнообразием публикаций посвященных внешней политике русского государства в Северном Причерноморье и формированию общеимперского пространства в XVIII-XIX веках.
Еще в XIX веке в отечественной историографии появляются исследования по целому комплексу проблем, имеющих отношение к данной теме. Прежде всего, это так называемые «путешественные записки» и первые обобщающие материалы, в которых авторы на основе личного ознакомления с хозяйственной жизнью и устройством этих территорий, находящихся под власть Османской империи и Крымского ханства, давали описание положения этих земель перед вхождением в состав России, а также описывали победы русского оружия во второй половине XVIII века, благодаря чему держава присоединила стратегически важные территории и получила выход к Черному морю. Среди них следует отметить труды С. Сестренчевич-Богуша [20], А.А. Скальковского [21] и других.
В советский период тема внешней политики России в Северном Причерноморье активно развивается в контексте геополитического противостояния с Западом, популяризации героических страниц Отечественной истории и прогрессивного значения внешней политики России в XVIII веке, благодаря чему был ликвидирован гнет Османской империи, Речи Посполитой и прекращены опустошительные набеги крымских татар. В связи с этим следует отметить работы Е.И. Дружининой [9], А.И. Третьяка [25] и др.
Начиная с 1990-х гг., когда идеологическая направленность исторических исследований сменяется стремлением представить разноплановую картину событий исторического прошлого, активизируется изучение различных проблем исторического прошлого Северного Причерноморья в РФ, Украине, Приднестровье и Турции. Развернулись дискуссии по вопросам оценки внешней политики России в Северном Причерномoрье, присоединения Новороссии к России, и интеграции края в российское пространство. Данная проблематика рассматривается в исследованиях Д.П. Бутурлина [4], Р.Т. Дейникова [8], М.Е. Лупановой [13] и др.
Украинские историки делают акцент на том, что освобождение от турецкого гнета приводило к установлению имперской власти Москвы и потерям среди украинских казаков, которые гибли за интересы российского царя [12, 26].
В последнее десятилетие в российской историографии актуализировались исследования, посвященные формированию общеимперского пространства России, которые отражают основные политические тренды российской внешней политики на протяжении XVIII-XIX вв. В настоящее время продолжается дискуссия по проблеме типологии империй и понятия имперское пространство. Нам представляется интересной точка зрения Л.С. Гатаговой, которая выделила системные признаки государств имперского типа [7].
Особую актуальность имеют работы И.В. Бахлова и И.Г. Напалковой [10], В.В. Шишкова [28] и др. Они обосновывают концептуальные идеи руководства страны, стремящегося восстановить сферы влияния на постсоветском пространстве и вернуть исконно российские территории. Это озвучил в своем интервью телеканалу «Россия 1» Президент РФ В.В. Путин, который заявил, что «если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну, хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа» [18].
В Приднестровье данной проблематикой занимаются ученые ПГУ им. Т.Г. Шевченко и исследователи-архивисты. Следует отметить работы Н.В. Бабилунги и Б.Г. Бомешко [2], И.М. Благодатских [3], В.А. Содоля [22] и др. Обобщающий публицистический характер носит книга приднестровского и российского писателя В.А. Полушина «Тирасполь на грани столетий», где он, опираясь на архивные материалы, раскрывает малоизвестные страницы, относящиеся к событиям связанным с освобождением нашего края от турецко-татарского гнета и возведение Тирасполя – крупной русской цитадели на Левобережье Днестра [17].
Научная новизна нашей работы состоит в обосновании тезиса о «воссоединении», в конце XVIII-начале XIX века, Приднестровья со своим историческим Отечеством, вхождения его в российское общеимперское пространство.
Практическая значимость заключается в толковании отдельных лакун по истории Приднестровья и актуализации проблемы разработки приднестровской национальной идеи.
Структура работы включает введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
Раздел 1 Вхождение Приднестровья в состав русской цивилизации
Наш край – Приднестровье, занимает выгодное геополитическое положение, являясь одним из ключевых цивилизационных перекрестков Европы. Этим, во многом, объясняется интерес различных стран и народов к данному региону. Причем стремление контролировать эту территорию проявляли как древние кочевые племена скифов и сарматов, так и нынешние центры силы мировой геополитики.
Впервые земли Левобережья и Правобережья Днестра (Поднестровья) стали ареалом славянского мира в V-VII веках нашей эры, когда в результате Великого переселения народов на эту территорию пришли племена древних славян, известные в античных письменных источниках под названиями – анты и склавины.
В VIII-IX веках на территорию Поднестровья переселяются восточнославянские племена уличей и тиверцев, которые в I половины X века, при князьях Игоре и Святославе впервые входят в состав древнерусского государства. С X до середины XIII века, наш край входил в состав Древней Руси и являлся частью формирующей русской цивилизации. С этого периода берут свое начало русско-приднестровские исторические связи, которые касаются всех сфер жизни – от подчинения общерусским законам и общей обороны до единой веры, культуры и хозяйственных связей.
В середине XIII века в результате ордынского нашествия большая часть удельных русских княжеств попадает под власть улуса Джучи. Так называемое золотоордынское иго в нашем крае продолжалось около 100 лет, а затем, в середине XIV века, пользуясь усобицей в Орде, Великое княжество Литовское и Русское захватывает земли Левобережья Днестра. При этом Литва не посягает на свободы, язык, культуру, и привычный уклад жизни местного славянского населения.
С XV века наш край оказался разделенным на две части попадает под гнет Речи Посполитой и Крымского ханства. Это были самые драматические страницы в истории Приднестровья. Поляки навязывали свою веру, проводили полонизацию населения, подвергали местное русское население тяжелому феодальному гнету. Крымские татары на протяжении более 300 лет осуществляли грабительские набеги, захватывали в плен тысячи жителей края, которых потом продавали на невольничьих рынках Стамбула, Каффы и Кипра.
Фактически в этот период население Приднестровья подвергалось моральному и физическому геноциду, предпринималась попытка изменить его генетический код, однако наш народ в абсолютном своем большинстве сохранил приверженность православной вере, сберег родной язык и культуру, остался верен исторической правде предков-русичей. Об этом, в частности свидетельствует труд Павла Алеппского, сына антиохийского Патриарха Макария, относящийся к середине XVII века, так он описывает встречу Патриарха с жителями одного из приднестровских городков «На встречу ему вышли тысячи народа, в несметном множестве (Бог да благословит и умножит их!). То были жители города, по имени Рашков…В числе встречавших были: во-первых, семь священников в фелонях с крестами, ибо в городе семь церквей, затем дьякона со многими хоругвями и свечами, потом сотник, то есть начальник крепости и города, сердар (войсковой начальник), войск и певчие, которые, как бы из одних уст, пели стихиры приятным напевом… Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами» [16]. Фактически Приднестровье оставалось островком русской цивилизации во враждебном католическо-исламском окружении сохраняя своей исторический код принадлежности к большому Отечеству.
В XVIII века, благодаря активной внешней политике Российской империи на южном направлении появились предпосылки освобождения нашего края от иноземного ига. Решая проблему выхода к Черному морю и стремясь устранить вековую угрозу турецко-татарских нашествий на южные рубежи страны, Россия начинает череду длительных русско-турецких войн.
Первый поход русского войска во главе с Петром I на берега Днестра в 1711 году был неудачным, хотя союзником русских выступил молдавский господарь Дмитрий Кантемир. В дальнейшем войны проходили под знаком блистательных побед русского оружия и принесли европейскую славу выдающимся российским военачальникам – П.А. Румянцеву, П.И. Панину, Г.А. Потемкину, А.В. Суворову и флотоводцу Ф.Ф. Ушакову.
Успешные результаты русско-турецких войн 1735-1739, 1768-1774 и 1787-1791 годов позволили России присоединить территорию Северного Причерноморья, которая с легкой руки императрицы Екатерины II, в 1764 году, получила название – Новороссия, и добиться выхода в Черное море. Для населения нашего края победная поступь российской внешней политики означала освобождение от многовекового иноземного гнета. Так, в результате Ясского мира, в январе 1792 года, Россия вернула себе южную часть Приднестровья, а в 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, северная часть нашего края стала российской территорией. В 1812 году, в ходе очередной русско-турецкой войны, благодаря победам русской армии, полководческой и дипломатической мудрости ее главнокомандующего М.И. Кутузова удалось заключить Бухарестский мир. В результате г. Бендеры и все Правобережье Днестра вошли в состав Российской империи.
В результате этих событий произошло воссоединение Приднестровья со своим историческим Отечеством и русской цивилизацией. При этом мы делаем акцент на слове «воссоединение», хотя во многих учебниках и исторических публикациях указывается – присоединение. Основанием для подобного утверждения является, прежде всего, лексическое толкование понятия «воссоединение» в различных словарях. Так «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1935-1940) разъясняет, что «воссоединение» – это «соединение вновь, присоединение отторгнутого» [27]. В Большом толковом словаре под редакцией С.А. Кузнецова указано «Воссоединить – воссоединять и воссоединиться – воссоединяться, например воссоединение Украины с Россией (вхождение Украины, испытавшей угнетение со стороны Польши и Турции, в состав России в 1654 г.)» [24]. Образовательный электронный журнал «Текстология.ру» дает следующее толкование термина «воссоединение – coeдинитьcя, вcтpeтитьcя cнoвa. Boccoeдинитьcя c близкими пocлe вoзвpaщeния» [14].
Значит, под «воссоединением» понимается – соединение вновь, вхождение в состав, встреча снова. Мы помним, что впервые территория Поднестровья вошла в состав русского государства в середине X века и являлась частью русских земель до середины XIII века. В это время начался процесс становления русской цивилизации, и ее составной частью являлся наш край. В дальнейшем, когда на нашей территории менялась власть разных государств и правителей, его население сохраняло русский язык и культуру, православную веру, славянские обычаи и традиции, ориентировалось на Москву, как центр притяжения и надежды на освобождение от иноземного гнета. Следовательно, когда в конце XVIII века русские войска освободили Приднестровье от польско-турецкого владычества, произошел процесс воссоединения, возвращения нашего края в родное Отечество. В качестве примера можно привести слова Президента РФ В.В. Путина, который выступая 18 марта 2014 года на митинге «Крым — за Россию!» сказал: «После тяжелого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань — в Россию, к родным берегам, в порт постоянной приписки» [19].
Благодаря возвращению в состав русского государства в наш край пришли мир и стабильность, он становится частью общеимперского пространства России. Начинается возрождение и социально-экономическое развитие Левобережья Днестра, возводится ряд крепостей, появляются сотни населенных пунктов, правительство поощряет переселение на благодатные, но полупустынные земли, колонистов и беженцев из других стран и внутренних губерний страны. Здесь мирно живут и трудятся люди разных национальностей и разной веры.
В Приднестровье, ярко проявляется особенность внутренней политики России в отношении вновь присоединенных территорий. Формирование общеимперского пространства проходило не в форме колонизации и насильственной аннексии новых территорий, а путем предоставление особых льгот, сохранения местных традиций, всесторонней помощь в развитии края, содействие его мягкой интеграции во все сферы российского общества.
Поэтому многонациональный народ Приднестровья всегда с благодарностью и особой душевной теплотой относился к России, как к матери-Родине и никогда не позволял себе того, что демонстрировали молдавские и прорумынские националисты на правом берегу Днестра, в конце 80-годов XX века, которые истошно скандировали: «Чемодан, вокзал, Россия!» и «Русские оккупанты, убирайтесь домой!», «Русских за Днестр, евреев в Днестр». Сегодня столицу Приднестровской Молдавской Республики – Тирасполь украшают лозунги «В будущее вместе с Россией» и «За единство с Россией», которые отражают чаяния абсолютного большинства приднестровцев. Многонациональный народ Приднестровья является не только русскоговорящим, но и русскодумающим, ментально принадлежащим к Русскому миру.
Раздел 2 Политико-правовые шаги воссоединения Приднестровья с историческим Отечеством
История тесно связана не только с политикой и идеологией, но и имеет вполне прикладное значение в социально-экономической сфере. Поэтому содержание нашего исследования может быть использовано, прежде всего, в качестве фактологического обоснования принадлежности Приднестровья к цивилизационному пространству России и Русскому миру. Это позволяет дополнить концептуальные положения для принятия политико-правового решения о воссоединении Приднестровья с Россией, как своим историческим Отечеством. 17 сентября 2006 года у нас в республике прошел референдум по данному вопросу, на котором 97% граждан проголосовали за независимость ПМР с последующей интеграцией с Россией. Приднестровцы и сегодня готовы провести повторный референдум, под эгидой международного сообщества, о вхождении нашей республики в состав Российской Федерации, на правах нового субъекта, как в ситуации с Крымом в 2014 году и с отдельными областями исторической Новороссии – Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областями в сентябре 2022 года.
Любое государство, особенно обретшее государственность, нуждается в государственной или национальной идее. Однако статья 8 Конституции ПМР закрепляет норму о том, что«никакая идеология в государстве не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1]. Здесь необходимо уточнить, что «государственная идеология» и «национальная идея» это разные понятия. Понятие государственная идеология трактуется как «совокупность ценностей и норм, легитимирующих организацию верховной власти в той или иной стране. При этом ядром государственной идеологии выступает общественный идеал, от которого зависит оправдание затрат сил, а также мотивация поведения граждан этого государства в деле построения оптимальной модели государственного и общественного устройства, достижения определенных социальных и политических целей» [15]. Под национальной идеей понимается «базовая общественная идея, принимаемая всеми слоями социума», отвечающая на вопросы «Кто мы и куда мы идем?» [29].
В Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы указывается, что идеология Приднестровской Молдавской Республики, представляет собой совокупность следующих базовых элементов:
1) укрепление независимости Приднестровской Молдавской Республики с ориентиром на обретение международного признания и реализацию итогов референдума 2006 года;
2) продолжение формирования общности «Приднестровский народ», включающей в себя представителей различных народностей, этнических групп и основанной на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций;
3) построение социально ориентированного государства с рыночной формой экономики [23].
Мы поддерживаем точку зрения ряда приднестровских ученых, которые считают, что в основе национальной идеи Приднестровья должны лежать историко-культурные принципы Русского мира, как общего пространства стран и народов, рассматривающих Россию, как свою большую родину и единое Отечество. К базовым принципам следует отнести:
уважительное отношение к мировоззрению, религиозному выбору, национальному происхождению и полу другого человека;
признание приоритета общественного над частным;
осознание долга и ответственности перед страной и обществом;
следование принципам солидарности и взаимовыручки;
утверждение традиционных семейных ценностей – любви и верности;
память о славных деяниях предков;
забота о будущих поколениях [11].
Кстати, ряд этих принципов уже заложены в Концепции воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике, принятой в 2020 году. Учитывая, что разработка национальной идеи Приднестровья носит стратегический характер и будет способствовать консолидации всего общества, целесообразно создать рабочую группу, под эгидой Президента Приднестровской Молдавской Республики. В состав рабочей группы должны войти представители всех ветвей государственной власти, научного сообщества, Тираспольско-Дубоссарской епархии и Приднестровского общенародного форума. Учитывая общественную значимость этого документа возможно вынесение его на всенародный референдум, что легитимизирует эту смысловую идею и позволит принимать на ее основе политико-правовые решения в соответствии с нормами международного права.
С нашей работой мы выступали на ежегодной студенческой конференции исследовательских работ по кафедре Отечественной истории ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь) и в ходе дискуссий ученые признали значимость наших предложений по трактовке термина «воссоединение Приднестровья с историческим Отечеством», что будет учтено при освещении данного вопроса при изучении истории Приднестровья в организациях среднего (полного) общего и профессионального образования. Также мы высказались о необходимости обсуждения вопроса о разработке национальной идеи Приднестровья на общественных площадках, создаваемых при Администрации Президента Приднестровской Молдавской Республики и ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Данные факты подтверждают гипотезу нашего исследования и будут способствовать осуществлению политико-правовых мер по воссоединению Приднестровья со своим Отечеством.
Заключение
В нашей работе мы рассматриваем отдельные дискуссионные или малоизвестные аспекты истории нашего края, связанные с актуальными политическими процессами, происходящими на постсоветском пространстве и в исторической Новороссии, в частности. Для Приднестровья данная тема особо важна, потому что подавляющее большинство граждан республики считают себя частью Российской цивилизации и Русского мира. Кроме того, растущая угроза внешней агрессии со стороны недружественных соседей напоминает исторические события XVIII века, когда Россия спасла население нашего края от польско-турецкого гнета и истребления. Последующее включение Новороссии в имперское и цивилизационное пространство России обеспечило безопасность и стабильное развитие нашего края, сохранив его поликультурную и многоконфессиональную специфику.
Необходимо отметить, что историография вопроса, связанного с внешней политикой России XVIII века в Северном Причерноморье насыщена различными исследованиями и публикациями. Вместе с тем имеются отдельные исторические лакуны, требующие более детального осмысления и изучения, что актуально в связи с возвращением территории Новороссии и политико-правовым обоснованием принадлежности нашего края к российской цивилизации.
В связи с этим мы предприняли попытки обосновать факт того, что в конце XVIII-начале XIX века, благодаря активной внешней политике России на южном направлении были созданы условия для освобождения нашего края и включение его в имперское пространство России. Это обеспечило воссоединение Приднестровья со своим историческим Отечеством, т.к. впервые наш край вошел в состав русского государства еще в середине X века и затем, на протяжении более 10 веков сохранял всесторонние политические и культурно-религиозные связи со своей исторической Родиной. При мы подчеркиваем, что воссоединение было добровольным и поддержано большинством населения Приднестровья, которое относилось к русской армии, как к освободителям, а деятельность А.В. Суворова в нашем крае проявилась не только в качестве выдающего полководца, но и как государственного деятеля, устроителя вновь приобретенных земель.
Также следует отметить, что в процессе распада Советского Союза и провозглашения приднестровской государственности 2 сентября1990 года, Приднестровье не выходило из состава СССР, а после прекращения существования Союза, фактически осталась в правовом поле Российской Федерации, как правопреемницы Советского Союза. При этом Республика Молдова (РМ) в Декларации о независимости от 27.08.1991 г. объявила о выходе из состава СССР и признала недействительным закон СССР от 2 августа 1940 «Об образовании союзной Молдавской ССР», согласно которому в ее состав были включены районы Левобережья и город Бендеры. Тем самым РМ де-юре и де-факто подтвердила политико-историческое право народа Приднестровья на самоопределение.
Считаем целесообразным, предложить использовать материал нашего исследования, для уточнения понятийной формулировки «воссоединение» вместо «присоединение» касающихся процессов вхождения нашего края в состав русского государства в разные исторические эпохи (от рубежа XVIII-XIX вв. до настоящего времени) и в качестве предмета обсуждения при разработке национальной идеи Приднестровья, а также завершения процесса политической легитимации нашей республики. При этом акцентируем внимание на историко-правовом обосновании присоединения нашей республики к Российской Федерации на основе механизма, апробированного в ряде областей исторической Новороссии в 2022 году.
Вместе с тем мы осознаем, что вопрос о политическом статусе Приднестровья будет решаться с учетом политического диалога между ведущими мировыми центрами силы, но с учетом волеизъявления приднестровцев и многовековых историко-культурных связей между Россией и Приднестровьем.
Список использованных источников
1.Конституция Приднестровской Молдавской Республики: текущая редакция по состоянию на 15 мая 2021 г. Президент Приднестровской Молдавской Республики: официальный сайт. – URL: https://president.gospmr.org/pravovye-akty/konstitutsiya-pmr/ (дата обращения 18.02.2025).
2.Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. Курс лекций по истории Молдавии. Лекция V. Молдавия в русско-турецких войнах XVIII в. Тирасполь, 1997. – 80 с.
3.Благодатских И.М. Военно-историческое наследие России в исторической памяти Приднестровья/ И.М. Благодатских// Дипломатический вестник Приднестровья. – 2014. – № 2 (12). - С. 62-67.
4.Бутурлин Д.П. Картина войн России с Турцией в царствование императрицы Екатерины II и императора Александра I. – ч 1. – СПб., 1829. 188 с.
5.Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 2000. – 1536 с.
6.Галинский Я. О. Национальная идея как детерминант самоопределения и консолидации приднестровского народа // Власть. 2019. Том. 27. № 2. С. 136-142.
7.Гатагова Л. С. Империя: идентификация проблемы // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г.А. Бордюгова. - М., 1996. – С. 335-336.
8.Дейников, Равиль Тагирович. Россия, Турция и Крымское ханство: геополитическая ситуация в Северном Причерноморье в период с 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02 / Дейников Равиль Тагирович; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2013. – 322с.
9.Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775-1800 гг. М., 1959. – 279 с.
10.Имперское пространство России: специфика периферийного управления /И.В. Бахлов, И.Г. Напалкова //Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2011. – № 4 (29). – С. 22-30.
11.Концепция Русского мира как цивилизационный проект. – URL: https://www.kurskpds.ru/articles/kontseptsiya-russkogo-mira-kak-tsivilizatsionnyy-proekt-khkhi-veka/(дата обращения 07.07.2025).
12.Король, Ю.В. Історія України. – К.: Академвиздав, 2005. – 496 с.
13.Лупанова М.Е. «Греческий проект» Екатерины Великой // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – Вып. 65. – С. 187-210.
14.Образовательный электронный журнал «Текстология.ру»: официальный сайт. – URL: https://ozhegov.textologia.ru/definit/vossoedinenie/?q=742&n=206821 (дата обращения 15.08.2025).
15.Овчинников А.И. Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве / Овчинников А. И. // Философия права. – 2012. – № 2. – с.84-89.
16.Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. (1628-1631). PROFILIB. Электронная библиотека. – URL: https://profilib.org/chtenie/87419/pavel-aleppskiy-puteshestvie-antiokhiyskogo-patriarkha-makariya-v-moskvu-v-seredine-xvii.php (дата обращения 05.07.2025).
17.Полушин В. Тирасполь на грани столетий. Книга первая. Тирасполь, 1995. – 495 с.
18.Путин считает, что республики при выходе из СССР «прихватили» с собой российские земли. «Военное обозрение»: официальный сайт. – URL: https://topwar.ru/172387-putin-schitaet-chto-respubliki-vyhodja-iz-sssr-narushili-sojuznyj-dogovor.html (дата обращения 12.08.2025).
19.Путин: Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань [Электронный ресурс]// ВестиRU. 18 марта 2014 19:14. - URL: https://www.vesti.ru/article/1795632 (дата обращения 12.10.2023)
20.Сестренцевич-Богуш, Cтанислав (1731-1826). История о Таврии. Т. 2. – Санкт-Петербург, 1806 (2017). – 444 с.
21.Скальковский А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края. 1731-1823. Одесса, 1836. Ч 1.
22.Содоль В.А. Очерк истории православия в Приднестровье в XVIII столетии // Ежегодный исторический альманах Приднестровья. 2006. № 10. С. 45-51.
23.Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы: Президент Приднестровской Молдавской Республики: официальный сайт. – URL: https://president.gospmr.org/strategiya-razvitiya/ (дата обращения 12.09.2025).
24.Толковый словарь Кузнецова. GUFO.ME. – URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 06.07.2025).
25.Третьяк А.И. Северное Причерноморье в политико-правовом пространстве Европы конца XVIII века. Одесса: Оптимум, 2004. – 175 с.
26.Турченко Ф.Г., Мороко В.Н. История Украины, 9-й класс. Киев — «Генеза», Запорожье — «Просвiта», 1999 г. – 424 с.
27.Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
28.Шишков В. В. Территориальная экспансия Российской империи: от расширения к политической интеграции и унификации политического пространства [Текст] / В. В. Шишков // Социум и власть. - 2012. - № 2. - С. 124-128.
29.Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход / В.И. Якунин // Государство и право. - №5. - С. 5-12.