Мой прадедушка-герой

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадедушка-герой

Фильченкова Е.И. 1
1МБОУ СОШ № 17
Атрепьева С.В. 1
1МБОУ СОШ № 17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великая Отечественная война уходит в прошлое. Акт о капитуляции Германией был подписан около 80 лет назад, а в июле–августе 1943 года, состоялось одно из решающих сражений – Курская битва. Ее исход во многом предопределил дальнейший ход событий: завершился коренной перелом в ходе всей войны, и началось наступление Красной армии по всему фронту. Память об этих событиях должна жить, чтобы сохранилась историческая правда, чтобы ни у кого не возникло желания исказить факты.

В мае 2025 года исполнилось 80 лет со дня Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне! Мы обязаны сохранить в памяти людей, которые завоевали Победу! Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих ровесников - это далекое прошлое, а для людей, ее переживших, - годы тяжелых испытаний, незаживающая рана воспоминаний.

В нашем семейном архиве бережно хранятся уникальные документы, фотографии военной поры 1941-1945 годов, а также ордена и медали моего прадедушки. Я решила более детально исследовать его биографию.

Нельзя не интересоваться прошлым, подвигами солдат, которые воевали в твоей семье! Убеждена в том, что тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, потому что во все времена необходимо уважать военные и трудовые подвиги ветеранов! И гордиться ими необходимо во все эпохи и времена!

Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это важно и символично в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Такое решение, на мой взгляд, является данью памяти героям всех войн, имена которых мы должны чтить и помнить. Особенно это касается тех молодых бойцов, которые сегодня выполняют свой долг в зоне СВО. Современным людям нужно напоминать о преемственности поколений, о непреходящей ценности патриотизма и защиты нашей Родины.

Цель работы:

Изучить боевой путь моего прадедушки Фильченкова И.Н., историю его подвигов и наград.

Задачи исследования:

 собрать сведения о прадедушке - участнике Великой Отечественной войны;

 познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;

поработать с имеющимся семейным архивом;

 проанализировать материалы Интернет-ресурсов, содержащие сведения о моем родственнике - участнике Великой Отечественной войны;

собрать и обработать данные анкетирования среди одноклассников: выяснить, что знают они о Великой Отечественной войне.

Объект исследования:

военный путь Фильченкова И.Н. в годы Великой Отечественной войны

Предмет исследования:

вклад прадедушки в победу над фашистской Германией.

Гипотеза: мой прадедушка был смелым и отважным защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес большой вклад в Великую Победу, как и многие советские солдаты.

Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, анализ Интернет- ресурсов, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

В процессе исследования найдены уникальные архивные документы (приказы о награждении, данные в учетной картотеке), раскрывающие ранее неизвестные сведения о боевых заслугах, подвигах Фильченкова И. Н. Вторая часть работы посвящена послевоенным годам жизни Фильченкова И. Н. в городе Курск.

По завершении работы сделан вывод: исследование своего прошлого, истории своей семьи развивает любовь к своим родителям, предкам, Родине. Проведенная исследовательская работа способствует закреплению интереса к истории своей семьи, к истории своего народа, а это в совокупности формирует и развивает личность.

Глава i.Составление жизнеописания моего прадедушки Фильченкова Ивана Никитьевича и его участие в Великой Отечественной войне

1.1 Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны

Гвозди б делать из этих людей,

Крепче б не было в мире гвоздей.

Н. Тихонов

Война оставила след в истории государства и ее народа. Память о ней является национальным достоянием. Чем дальше от нас отдаляются события Великой Отечественной войны, тем острее мы чувствуем необходимость сохранения памяти о ней. Немаловажную роль для сохранения исторической правды играет патриотическое воспитание, особенно среди подрастающего поколения.

Дедушка очень бережно передает мне коричневую кожаную сумочку, а также альбом с надписью: «Для наград». Это семейный архив, который хранится у моего дедушки, в память о нашем герое - Фильченкове И. Н. Я с замиранием сердца беру в руки эту старинную сумочку, будто прикасаясь к прошлому… Среди пожелтевших от времени страниц хранятся важные документы: военный билет, орденские книжки, удостоверения о награждении медалями, фотографии военной и послевоенной поры. Но одна из них, самая маленькая, мне особенно дорога. С фотокарточки смотрит добрыми и умными глазами, военный, с орденами и медалями, молодой тогда еще, мой прадедушка Фильченков Иван Никитьевич [Приложение1].

Своего прадедушку я знаю лишь по рассказам своего дедушки и благодаря семейному архиву, который передается из поколения в поколение, и по нему я могу отследить его военную жизнь. Таким образом, первым этапом моей исследовательской работы стало изучение семейного архива и составление исторической справки о моем прадедушке.

Фильченков Иван Никитьевич родился 13 августа 1922 года. Его родина - Смоленская область, Ельнинский район, деревня Некрасы. Боевой путь мой прадедушка начал в возрасте 19-ти лет, был призван в ряды Красной Армии в июле 1941 года. Служил прадедушка в 33-ей отдельной лыжной разведывательной роте Карельского фронта. Он начал свой боевой путь стрелком, а закончил заместителем командира взвода. Мой прадедушка защищал северные рубежи нашей Родины, участвовал в боях за Великий Новгород, воевал на Курской земле в 1943 году, освобождал Беларусь и Восточную Пруссию, а закончил войну в землях Северной Германии в мае 1945 года. Весь этот долгий путь, пока он защищал Родину от врага, он проявлял себя смело, решительно и отважно. Нередко в боях рисковал жизнью [Приложение 5].

    1. Боевые подвиги моего прадедушки

Наша семья ничего не знала о подвигах прадедушки. По воспоминаниям моего дедушки, его отец не любил говорить о войне. Рассказал только лишь, как однажды на очередной боевой выход надел на грудь Орден Красной звезды. И он спас прадедушку от смерти, так как немецкая пуля, предназначавшаяся для него, попала в Орден и расплавила изображение на нём.

10 апреля 1943 года, находясь на новом разведывательном выходе, прадедушка бросился на врага под сильным ружейно-пулеметным огнём. С огромным риском для жизни он взял в плен 5 белофинов. За этот подвиг прадедушку наградили медалью "За отвагу". Следующий подвиг прадедушка совершил в боях с 6 по 9 июля 1944 года. Он вместе с тремя товарищами убил нескольких солдат противника и, прикрывая отход взвода, отстреливаясь, вынес убитого красноармейца с поля боя, и обеспечил маневр взвода. За проявленную смелость и решительность прадедушку наградили еще одной медалью "За отвагу". Далее у прадедушки была схватка с противником 9 октября 1944 года. В этой схватке группой из семи человек было уничтожено 100 гитлеровцев, 20 из которых уничтожил мой прадедушка. В этом бою был тяжело ранен их командир, и мой прадедушка взял командование на себя. За этот подвиг его наградили орденом "Красное Знамя" [Приложение2].

Вторым этапом моей исследовательской работы стали поиски информации в Интернете о подвигах моего прадедушки. На портале

«Память народа» https://pamyat-naroda.ru/я нашла ценную информацию о моем участнике войны и копии его наградных листов. Ведь о своих боевых заслугах и подвигах он никогда никому не рассказывал.

Информационная система «Память народа» создана Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества в соответствии с Концепцией, утвержденной Министром обороны Российской Федерации. Цель проекта – предоставить возможность посетителям портала получить наиболее полную документальную информацию об участниках Великой Отечественной войны при помощи новых интерактивных инструментов [5].

На сайте «Память народа» я обнаружила четыре рассекреченных похвальных листа: два похвальных листа о награждении медалями «За Отвагу»; один похвальный лист о награждении Орденом «Красной звезды»; и один похвальный лист о награждении орденом «Красное Знамя». [Приложение2]. Я рада, что из этих похвальных листов вся наша семья узнала, как смело и отважно мой прадедушка сражался с врагом, мы смогли узнать о его достойных подвигах. У моего прадедушки 4 боевых ордена и 8 боевых медалей, две из которых, к сожалению, утеряны. Имеются также юбилейные ордена и медали. Эти награды - память о нашем герое. Они являются примером для меня, для дальнейших поколений.

1.3. Послевоенные годы жизни Фильченкова И. Н.

Я очень горжусь своим прадедушкой! Он был отважным солдатом, героем Великой Отечественной войны, имеющим награды за боевые заслуги. Но самая главная награда для каждого воина - остаться в живых и жить дальше в мирное время. После войны мой прадедушка остался в боевом строю. Он был командиром танковой части в городе Курск, а затем был заместителем начальника ДОСААФ, работал инженером на заводе в городе Курск. Здесь же и познакомился с моей прабабушкой Ниной Алексеевной. Она была уроженкой Курска. Поженились и воспитали двух детей, один из которых мой дедушка, Борис Иванович.

Я не знала своего прадедушку лично, ведь он умер задолго до моего рождения, 13 октября 1997 года. Но я и моя семья будем хранить память о нем и передавать следующим поколениям. Такие люди не должны забываться, ведь они, прошли страшную кровопролитную войну, добывали Великую победу ценой своей жизни.

Глава Ii. Итоги анкетирования обучающихся

Великая Отечественная война – одно из самых важных событий в истории России. Нет такой семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. Поэтому очень важно помнить о невероятном подвиге советского народа. В связи с этим, я решила провести анкетирование. Суть его проста – ответить на вопрос "Что же мои сверстники знают о Великой Отечественной Войне?"

Тем самым я хотела проверить, насколько ученики нашего класса знают о Победе в самой страшной войне.

Были опрошены 27 человек.

Даты начала и окончания Великой Отечественной Войны

знают – 15 человек.

Читали какую-либо литературу или смотрели фильмы о Великой Отечественной Войне – 12 человек.

В основном ребята узнают о войне:

 - от родителей, дедушек и бабушек – 19 человек.

-  пользуются информацией из книг и интернета – 5 человек.

 - и 3 человека не знают, откуда они могли бы узнать о войне.

На Вопрос «для чего мы должны помнить о Великой Отечественной Войне?»   - большинство ребят, 17 человек ответило – чтобы помнить о наших бабушках и дедушках.

- не смогли ответить на вопрос – 7 человек.

Были у ребят и такие ответы:

- Чтобы люди помнили, как это страшно – война.

- Чтобы знать свою родину.

- Чтобы не поступать так же.

По данным анкетирования можно сделать вывод:

  • Ребята не читали практически никакой литературы о Великой Отечественной Войне, а если читали, то это в основном стихотворения. Не смотрели никаких фильмов.

  • Очень мало ребят знают, в каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная Война.

  • В основном о войне детям рассказывают их бабушки и дедушки.

Лишь несколько ребят понимают, почему нам так важно помнить уроки войны [Приложение4]

Подведя результаты опроса, мы выяснили, что большинство ребят знает даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Многие уверенно ответили, что помнят своих прадедов - участников войны. Но современные дети нашего возраста, почти не читают книг о войне, не смотрят фильмы, и почти не знают героев ВОВ. Хочется подвести итог анкетирования учащихся фразой великого русского ученого М. В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Помните и не забывайте историю своей страны.

Заключение

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Мой прадедушка, как и многие солдаты, защищавшие страну, воевал, не жалея своей жизни, чтобы мы, новое поколение, жили без войны. Изучая историю своей семьи, я будто прикоснулась к истории всей нашей огромной страны. На примере своего прадедушки поняла, каким отважным и героическим может быть человек в самые жестокие, тяжелые периоды истории своей Родины.

1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая солдат и мирных людей, уничтожая посёлки, города. Мы никогда не забудем подвигов тех молодых ребят, которые сейчас смотрят на нас со старых фотографий в альбомах. Мы никогда не забудем и тех, кто пал смертью храбрых, чьи имена навсегда вписаны в "Книгу истории" и высечены на гранитных плитах. Мы должны помнить, что герои той войны - это пример таким же молодым солдатам, что сегодня вновь сражаются против нацизма, защищая нашу Родину.

Мы не должны забывать, какой ценой досталась нашей стране Победа в Великой Отечественной войне - это цена жизни наших близких, их героизм и сила духа.

Благодаря исследовательской работе мне удалось проследить весь боевой путь моего прадеда Фильченкова Ивана Никитьевича и глубже изучить историю своей семьи. В результате я узнала интересные факты из его биографии. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Память о нем служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.

Очень важно и ценно для меня, как бережно мой дедушка хранит в семейном архиве все то, что ему осталось от отца. И мы, новое поколение, также бережно будем хранить и преумножать наш семейный архив, который по праву является для всех нас семейной реликвией. Мне очень хотелось бы, чтобы в каждой семье изучали свою родословную, хранили светлую память о тех, кто завоевал Победу.

Заканчивая своё исследование, посвященное герою Великой Отечественной войны Фильченкову Ивану Никитьевичу, через многие годы, время, вечность, разделяющую нас, я хочу обратиться к моему дорогому прадедушке:

Я память о тебе сохраню

На этих научных страницах

И в белый конверт положу

В домашнем архиве храниться.

Пусть будут твои поколенья

Эти страницы читать,

Чтобы детям своим о войне рассказать.

Список литературы и источники

1.Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2.Большая книга вопросов и ответов. фактов. М., 2006.

3.Военный билет Фильченкова И. Н.

4.Воспоминания моего дедушки Фильченкова Б. И.

5.Интернет ресурс « Память народа» https://pamyat-naroda.ru/

6. Семейный архив.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Карельский фронт

Бои за Великий Новгород

Освобождение Курской области

Освобождение Беларуси и Восточной Пруссии в 1944 году

Северная Германия, май 1945 года

Просмотров работы: 34