Подвиг брига "Меркурий": историческая реконструкция средствами моделирования

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подвиг брига "Меркурий": историческая реконструкция средствами моделирования

Попович Д.А. 1Анопочкин Я.И. 1
1МБНОУ "Городской классический лицей"
Дяденко Д.В. 1
1МБНОУ "Городской классический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Военно-морской флот России считается одним из мощнейших в мире.

В разные периоды времени в состав военно-морского флота в России входили уникальные корабли.

Известный российский военно-морской теоретик профессор Николай Лаврентьевич Кладо отмечал, что «морская сила только тогда может быть прочной, когда сознание о ее важности и необходимости вошло в сознание всего народа». Таким образом, история российского флота и его героические подвиги должны быть переданы из поколения в поколение, чтобы сохранить память о тех, кто сражался за Родину на море.

Цель исследования:

Создание макета брига «Меркурий» на основании изучения подвига во время русско-турецкой войны 1828 -1829 годов.

Задачи:

  1. Изучить историю создания и боевой деятельности брига «Меркурий».

  2. Проанализировать имеющиеся модели брига «Меркурий» и их ценовую доступность

  3. Детально изучить конструкцию корабля

  4. Провести анализ возможных техник создания и доступность материалов

  5. Создать копию корабля.

Мы предполагаем, что использование техники папье-маше позволяет создать высокодетализированную и прочную модель исторического парусного судна с минимальными финансовыми затратами.

Объект исследования: военно-морские силы.

Предмет исследования: бриг «Меркурий».

Методы исследования:

  • анализ полученной из различных источников информации;

  • систематизация и обобщение данных;

  • моделирование.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. История создания брига «Меркурий»

Бриг «Меркурий» был заложен 28 февраля 1819 года на Севастопольской верфи под руководством корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина. Судно предназначалось специально для охраны Кавказского побережья, несения дозорной службы и разведки. В качестве материала для постройки «Меркурия» был выбран крымский дуб. Cпущен на воду через год 7 мая 1820 года.

    1. Основные характеристики конструкции брига «Меркурий»

Будучи бригом, «Меркурий» имел две мачты (фок и грот). Каждая мачта несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса: фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте. Также на грот-мачте имелся гафельный парус, улучшающий манёвренность. На штагах располагались стакселя (грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель) и кливер. Кроме того, бриг имел и вспомогательные паруса – лисели, применяемые на полных курсах. Общая площадь парусов — 856 м².

На носу брига находилась деревянная фигура бога Меркурия. Носовая фигура была поясной, хотя на изначальных чертежах Осминина предполагалось изображение фигуры в полный рост. На голове носовой фигуры красовался положенный богу торговли крылатый шлем.

Вооружение брига было достаточно солидным и состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад для ближнего боя и двух переносных пушек меньшего калибра, имевших больший радиус действия. При необходимости эти пушки можно было использовать как в качестве ретирадных в портах гакоборта, так и в качестве погонных в носовых портах, то есть они могли применяться как при уходе от противника, так и при его преследовании. Что касается карронад, то они были установлены на верхней палубе, причем орудийные порты не закрывались, так как они одновременно играли и роль шпигатов, то есть через них осуществлялся сток воды, попадающей на палубу.

«Меркурий» отличался от других бригов русского флота гораздо меньшей осадкой и оснащением веслами (по семь весел с каждого борта). Это позволяло с успехом использовать его в прибрежной зоне, для чего, собственно, он и строился. Примечательно, что гребли на «Меркурии» вёслами стоя. Из-за меньшей осадки бриг имел и меньшую глубину интрюма, что ухудшало его ходовые качества. «Меркурий» был достаточно крепким кораблем, но достаточно тяжелым на ходу. При этом бриг был устойчив и хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел.

Новый бриг имел водоизмещение в 390 тонн, длину 29,46 метра, ширину 9,4 метра (с обшивкой 9,7 метра) высоту борта 4,11 метра, осадку форштевнем 2,74 метра и ахтерштевнем 3,9 метра.

    1. Экипаж

На май 1829 года численность команды брига «Меркурий» составляла 115 человек (Приложение 1), среди них: 5 офицеров, 5 квартирмейстеров, 24 матросов 1-й статьи, 12 матросов 2-й статьи, 43 старших юнгов (т. е. вчерашних рекрутов), 2 барабанщика, 1 флейтщик, 9 бомбардиров и канониров и 14 остальных (плотников, конопатчиков, коков и денщиков).

    1. История боевого подвига

14 мая 1829 года три русских военных корабля — фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».

Командир «Меркурия», Александр Иванович Казарский, обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину — штурманский поручик Иван Прокофьев (примечательно, что по возрасту он был самым старшим). Он предложил вступить в сражение с врагом, а если будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.

В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте и не разрешал стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают — они везут нам Георгия…» Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.

Первым атаковал трёхдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухпалубный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура!» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели. Тем не менее, мачты оставались невредимыми, и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.

Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею» — «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, которые, падая, увлекли за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф.

«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, около 17 часов 15 мая присоединился к флоту, вышедшему на помощь.

Корабль получил следующие повреждения: 22 пробоины в корпусе, 133 пробоины в парусах,16 повреждений в рангоуте, 148 повреждений в такелаже, все гребные суда, которые были размещены на рострах, оказались разбиты, повреждена одна карронада.

Убитых с турецкой стороны, по официальным данным, нет — команда «Меркурия» ставила своей основной целью повреждение рангоута и такелажа противника, куда и были направлены выстрелы.

«Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского принял неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем.

2. Практическая ЧАСТЬ

Приступая к изготовлению копии брига, мы решили проанализировать рынок имеющихся в продаже копий брига «Меркурий». Ценовой диапазон на разных торговых площадках составил от 4 000 до 25 000 и выше. При этом модели в ценовом диапазоне от 4000 до 15000 обладают меньшей реалистичностью: все детали изготовлены из пластмассы, паруса - из тонких листов пластмассы. Модели от 15000 рублей и выше наиболее реалистичны: детали изготовлены из массива дерева, паруса из ткани.

Купить набор для создания модели брига "Меркурий" может быть доступно не каждому из-за высокой стоимости. Мы решили иизготовить копию модели брига самостоятельно, используя подручные материалы, что позволит не только сэкономить, но и создать уникальную модель, вложив в неё свои усилия и творчество.

2.1 Выбор материала

Перед тем, как приступить к созданию копии брига «Меркурий» необходимо познакомиться терминологией, используемой в морском деле (Приложение 2).

Проанализировав различные варианты материала, наш выбор пал на папье-маше.

Во-первых, изделия из папье-маше легкие и прочные, в случае поломки реставрируются просто, достаточно иметь под рукой клей и бумагу.

Во-вторых, данная технология проста в исполнении и подходит как для опытных мастеров, так и для начинающих.

В-третьих, низкая себестоимость. Основной материал – бумага или газеты, клей, вода, стоят недорого.

В-четвертых, экологичность. Папье-маше позволяет использовать вторичное сырье, при этом основные материалы не токсичны и безопасны для здоровья.

Таким образом, папье-маше — это универсальная техника, которая подходит для создания копий предметов любой сложности. Она сочетает в себе простоту, экономичность и широкие возможности для творчества, что делает ее идеальной для начинающих мастеров.

2.2. Технология изготовления

Для подготовки массы папье-маше нам понадобились следующие материалы: газета и клей.

Кроме того, на разных этапах изготовления и оформления макета мы использовали дополнительные материалы и инструменты: карандаши, нож для бумаги, ножницы, линейка, кисти, нитки, клей, ткань, краски.

Технология изготовления следующая, необходимо (рисунок 1):

  • Порвать газетную бумагу на мелкие кусочки.

  • Приготовить клей: смешать клей ПВА с водой в пропорции 1:1

  • Замочить кусочки газеты в клее, чтобы они стали мягкими.

Важные условия технологии изготовления папье-маше:

        1. Бумагу нельзя разрезать на кусочки, только рвать

        2. Кусочки бумаги должны быть хорошо пропитаны клеем.

        3. При изготовлении деталей макета нужно следить, чтобы между слоями не было пустот с воздухом.

Рисунок 1. Процесс приготовления папье-маше

2.3. Анализ расходов на материалы

Расчет экономической части изготовления макета брига «Меркурий» из папье-маше носит примерный характер.

Таблица 1

Материалы и их стоимость

Материал

Примерная стоимость

Примечание

Бумага (газеты)

0 руб

Планируется использовать старые газеты

Клей ПВА

100–200 руб.

Бутылка 250–500 мл.

Краски акриловые

200–400 руб.

Набор базовых цветов.

Кисти (прямоугольная, круглая, тонкая)

0 руб.

Планируется использовать 2–3 кисти разного размера. Есть в наличии.

Карандаш простой, канцелярский нож

0 руб.

Есть в наличии

Чай, крахмал

0 руб.

Есть в наличии

Лак акриловый

100–200 руб.

Для финишного покрытия.

Деревянные шпажки

0 руб.

Для мачт. Есть в наличии

Нитки/веревки

0 руб.

Для изготовления вант. Есть в наличии

Лак для волос

0 руб.

Для фиксации вант. Есть в наличии

Ткань

0 руб.

Для парусов. Есть в наличии

Пластилин

0 руб.

Для изготовления заготовок парусов. Есть в наличии.

Шпатлевка выравнивающая

0 руб.

Для выравнивания корпуса. Есть в наличии

Дополнительные элементы

10001100 руб.

декоративные детали

Примерная стоимость: около 1400–1900 рублей (с учетом качественных красок, лака и декоративных элементов).

Создание макета корабля из папье-маше — это относительно бюджетный проект, особенно если использовать подручные материалы. Основные затраты приходятся на краски, клей и декоративные элементы.

2.4.Создания и сборка копии брига «Меркурий»

Для создания деталей копии брига «Меркурий» распечатали схему в масштабе 1:100 (рисунок 2)

Рисунок 2. Схема брига «Меркурий» в масштабе 1:100

        1. Создание и сборка корпуса

Создание любой полнокорпусной модели корабля начинается с изготовления каркаса.

Используя схему (рисунок 2) изготавливаем из папье-маше детали корпуса. После того, как элементы корпуса высохли, важно правильно их соединить, чтобы макет выглядел целостно и реалистично. Для этого выравниваем края деталей, чтобы они плотно подходили друг к другу (Приложение 3). Для укрепления стыков наносим тонкий слой папье-маше на места соединений, чтобы укрепить их и скрыть швы. Собранный каркас также необходимо хорошо просушить. После полного высыхания подравниваем края.

Отдельно изготавливаем палубу. Наносим клей на края корпуса и аккуратно устанавливаем палубу, зафиксировав до высыхания.

После соединения корпуса и палубы приступаем к шпатлевке и выравниванию макета. Это позволит устранить неровности, загладить швы и подготовить поверхность к покраске и декорированию. Нанесем шпатлевку тонким слоем с помощью шпателя, заполняя все неровности, стыки и углубления. Так как корпус имеет сложную форму, работать нужно аккуратно, чтобы не оставалось лишних комков. После того, как шпатлёвка нанесена на всю поверхность, оставляем заготовку высохнуть.

Когда заготовка полностью высохнет, обработаем поверхность наждачной бумагой с зернистостью Р80-Р120. Поверхность станет гладкой.

        1. Изготовление мачт

Конструкция фок-мачты и грот-мачты одинакова. Для изготовления фок- и грот- мачт используем деревянные штапики. Карандашом делаем разметку, с помощью канцелярского ножа придаем нужную форму (Приложение 4).

Готовые мачты вставляем в вырезы на палубе и приклеиваем (Приложение 5).

        1. Изготовление парусов.

Для изготовления парусов нам потребовались следующие материалы: хлопчатобумажная ткань, крахмал, заварка, вода. Для реалистичности парусов мы решили придать им жесткими и окрасить (Приложение 6).

Для придания жесткости приготовиимраствор крахмала. Для этого разведем 1–2 столовые ложки крахмала в небольшом количестве холодной воды. В отдельной емкости вскипятим 1 литр воды, когда вода закипит, тонкой струйкой добавим крахмальную смесь, постоянно помешивая. Доводим до кипения и снимаем с огня. Раствор должен остыть до комнатной температуры. Ткань погружаем в раствор крахмала на 15 минут. Достаем ткань и слегка отжимаем, чтобы удалить излишки жидкости.

Для тонировки ткани приготовим крепкий чай. Для этого заварим чайный пакетик в 1 литре воды. Дадим настояться 10–15 минут, чтобы раствор остыл до комнатной температуры. Ткань погружаем в раствор на 10 минут.

Пока ткань окрашивается, подготовим макеты парусов из пластилина, соблюдая пропорции. По шаблону вырезаем паруса, оставляя припуски по краям. Кладем заготовки парусов на пластилиновые шаблоны, придаем нужную форму, и оставляем для высыхания на 12–24 часа.

        1. Изготовление вант

Для изготовления понадобятся нитки черного цвета и швейная игла. Отмеряем нужную длину с запасом. Складываем пополам и закрепляем ниткой. Начинаем формировать вант поочередно фиксируя нити между собой (Приложение 7). Готовое изделие фиксируем лаком для волос.

        1. Изготовление шлюпок

Процесс изготовления шлюпок идентичен процессу изготовления корпуса брига. Обе шлюпки: 10-ти весельного полубаркаса и 4-х весельной гички, изготавливаются одинаково (Приложение 8).

После того как элементы высохнут приступаем к их окраске и декорированию. Для шлюпок выбрали коричневую красу. Нанесем слой краски тонким, ровным слоем без пропусков. Для больших участков используем плоскую кисть, для труднодоступных – круглую. Когда краска высохнет нанесем полосы.

После высыхания изделия покроем лаком для защиты поверхности.

        1. Окраска и декорирование корпуса

Для окраски корпуса брига выбрал коричневую краску. Наносим краску тонким, ровным слоем. Для больших участков используем плоскую кисть, для труднодоступных – круглую.

Палубу окрашиваем в тот же цвет. После высыхания изделия, приступаем к декорированию и покраске мелких деталей. (Приложение 9).

Когда изделие высохнет, покроем все элементы лаком для защиты поверхности.

        1. Завершающие работы, изготовление подставки

Для изготовления подставки для брига используем пенопласт. Чтобы обозначить область, на которой будет размещен бриг, нужно поставить его на пенопласт и обвести по контуру. С помощью угловой шлифовальной машинки вырезать небольшое углубление, чтобы бриг устойчиво стоял на подставке. Отшлифовывает края подставки, чтобы устранить неровности и придать ей аккуратный вид (Приложение 10).

При установки парусов необходимо расположить их симметрично. Начиная с верхней части мачты закрепляем один конец нити, натягиваем нить до точки крепления и фиксируем. После завершения креплений всех элементов проверяем, чтобы паруса и такелаж были расположены равномерно, без провисаний. Обрезаем лишние концы нитей, оставляя небольшой запас для надежности.

Финальный этап работы – детализация, проверка всех элементов. Для этого устанавливаем флаги и добавляем декоративные элементы: решетки, кронштейн с рындой, штурвал, пушек, бога Меркурия (Приложение 10).

На практическом этапе была успешно апробирована и реализована технология создания сложной исторической модели из доступных материалов. В ходе работы:

  1. Был проведен сравнительный анализ рынка моделей, обоснован экономический и творческий выбор в пользу самостоятельного изготовления.

  2. Доказана эффективность и универсальность техники папье-маше для создания прочного, легкого и детализированного корпуса судна.

  3. Разработаны и применены оригинальные методики изготовления элементов оснастки: от создания жестких и реалистичных парусов с помощью крахмала и чая до ручного плетения такелажа.

  4. Гипотеза исследования подтвердилась: использование преимущественно подручных и недорогих материалов (газеты, клей ПВА, деревянные шпажки, нитки, ткань) позволило создать высокодетализированную модель, не уступающую по визуальной эффектности коммерческим аналогам стоимостью до 15 000 рублей, при собственной себестоимости проекта не превышающей 1900 рублей.

  5. Практическая реализация проекта потребовала не только творческого подхода, но и глубокого погружения в исторический контекст для обеспечения максимальной достоверности модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подвиг брига "Меркурия" неразрывно связан с морской идентичности России. Его наследие подчёркивает преемственность традиций: от парусного флота к современному военно-морскому флоту. В его честь созданы памятники и мемориалы, названы улицы и географические объекты. Мы провели анализ и выявляли следующие исторические объекты:

1. Памятники и мемориалы

Севастополь: Памятник бригу "Меркурий" на Матросском бульваре (установлен в 1839 году) с надписью: "Потомству в пример".

Бюст капитана А.И. Казарского у входа в Музей Черноморского флота.

Санкт-Петербург: Колонна в честь "Меркурия" в здании Адмиралтейства среди других символов морской славы России.

Кронштадт: Мемориальная доска на здании Морского собора с перечнем героических кораблей, включая "Меркурий".

2. Увековечение в топонимике

Улицы: улица Казарского в Севастополе и Новороссийске.

Географические объекты: Мыс "Меркурий" на Дальнем Востоке (назван в честь корабля в XIX веке).

3.Искусство: Картина И. Айвазовского "Бриг "Меркурий" после победы" (1848, Феодосийская картинная галерея), фильмы, книги.

Изготовление копии брига "Меркурий" - проект, сочетающий в себе историческую реконструкцию, техническое моделирование и художественное творчество.

Практическая и образовательная ценность работы:

Практическая ценность работы заключается в разработке и успешной апробации низкобюджетной технологии создания сложных исторических макетов, которая может быть тиражирована и использована в школьных кружках, музеях и учреждениях дополнительного образования.

Образовательная ценность проекта является многогранной:

  • Историческая: Работа способствует сохранению исторической памяти о героических страницах истории российского флота, личности А.И.Казарского и его экипажа.

  • Техническая: В процессе моделирования были приобретены глубокие знания в области истории кораблестроения, парусного вооружения и морской терминологии.

  • Методическая: Созданная модель является ценным наглядным пособием, которое может быть использовано на уроках истории, краеведения и технологии для изучения эпохи парусного флота и Русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Перспективы дальнейшего исследования:

Данная работа открывает несколько направлений для дальнейшего развития:

  1. Создание диорамы: Модель брига может стать центральным элементом масштабной диорамы, изображающей кульминационный момент сражения с турецкими линейными кораблями.

  2. Углубленное изучение биографий: Можно продолжить исследование, сфокусировавшись на установлении судеб других членов экипажа «Меркурия», помимо офицеров.

  3. Цифровизация проекта: Разработка 3D-модели корабля или интерактивной презентации с возможностью «виртуальной прогулки» по палубе брига.

Данный проект является успешным примером интеграции фундаментального исторического исследования с инновационной практической деятельностью. Созданная модель служит не просто сувениром, а тактильным и зримым напоминанием о подвиге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Военно-морской флот России: история, интересные факты. [Электронный ресурс]URL: https://www.osnmedia.ru/1000/voenno-morskoj-flot/ (дата обращения 10.12.2024)

        2. Рувики – российская интернет энциклопедия. [Электронный ресурс]URL: https://ru.ruwiki.ru/ (дата обращения 16.01.2025)

        3. Дека — кратко с примерами простыми словами, определение | Морские термины, [Электронный ресурс]URL: https://arbitraf.ru/slovar/morskie-terminy/deka-kratko-i-prosto-s-primerami/ (дата обращения 26.01.2025)

        4. Морские термины — Рувики: Интернет-энциклопедия, URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki (дата обращения 26.01.2025)

        5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований;Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999

        6. Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1990. — 511 с.: ил.

        7. СамойловК.И.Морской словарь. -М.-Л.:ГосударственноеВоенно-морскоеИздательствоНКВМФСоюзаССР,1941

        8. А.И.Казарский. Бриг "Меркурий". Список команды, бывшей 14 мая в сражениис двумя турецкими кораблями, [Электронный ресурс]URL: https://web.archive.org/web/20120305092107/http:/www.sevastopol.iuf.net/rus/museums/mchf/kazarsky/merspisk.htm (дата обращения 28.01.2025)

        9. В. Д. Доценко «Морские битвы России: XVIII—XX веков» (под ред. адмирала В. Н. Поникаровского). Издание 3-е, дополненное, СПб.: Полигон, 2002, с. 102

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Александр Иванович
КАЗАРСКИЙ

капитан 1 ранга

СПИСОК команды 18-пушечного брига «Меркурий», штаб-, обер-офицеров и чинов, бывших 14 мая в сражении с двумя турецкими кораблями

ЦГА ВМФ СССР. 283,   д. 1275, стр.25.

№№

Каких экипажей.
Фамилия, имя, отчество

воинское звание

Окладного жалованья в год получает

рубли

копейки

32-й экипаж

1.

Казарский Александр Иванович

Капитан-лейтенант

780

 

2.

Дмитриев Селиверст

Кондуктор корпуса флотских штурманов

250

 

3.

Новосильский Федор Михайлович

Флота лейтенант

720

 

4.

Притупов Дмитрий

Мичман

600

 

5.

Прокофьев Иван Петрович

Корпуса флотских штурманов поручик

690

 

6.

Селиверстов Дмитрий

Корпуса флотских штурманов кондуктор

250

 

7.

Скорятин Сергеи Иосифович

Флота лейтенант

720

 

8.

Спиридонов Федор

Штурманский ученик I кл.

Оклад не получает

Команды, не вошедшие в состав ластовых экипажей

9.

Холодов Иван

Шхиперский помощник унтер-офицерского чина

60

 

32-й экипаж

Квартирмейстеры:

10.

Васильев Прокофий

 

24

 

11.

Егоров Семен

 

24

 

12.

Конивченко Игнат

 

24

 

13.

Крутяков Степан

 

24

 

14.

Петров Ермолай

 

24

 

Матросы 1 статьи:

15.

Александров Петр

 

13

11 1/4

16.

Аникин Тимофей

 

13

11 1/4

17.

Безпалов Козьма

 

13

11 1/4

18.

Васильев Ефрем

 

13

11 1/4

19.

Винев Ларион

 

13

11 1/4

20.

Ерофеев Ипалит

 

13

11 1/4

21.

Ефимов Петр

 

13

11 1/4

22

Заплаткин Иван

 

13

11 1/4

23

Зябирев Фаизуил

 

13

11 1/4

24

Иванов Егор

 

13

11 1/4

25

Иванов Иван

 

13

11 1/4

26

Калинин Антон

 

13

11 1/4

27

Кириленко Николай

 

13

11 1/4

28

Кузьмин Григорий

 

13

11 1/4

29

Наточиенко Василий

 

13

11 1/4

30

Овсяников Данило

 

13

11 1/4

31

Пантелеев Федор

 

13

11 1/4

32

Папиратов Трофим

 

13

11 1/4

33

Рыбаков Тимофей

 

13

11 1/4

34

Савельев Степан

 

13

11 1/4

35

Сикепук Степан

 

13

11 1/4

36

Филинов Федор

 

13

11 1/4

37

Чапленко Лукьян

 

13

11 1/4

38

Ширмаев Григорий

 

13

11 1/4

Матросы 2 статьи:

39

Арехов Анисим

 

8

91 1/4

40

Васильев Филимон

 

8

91 1/4

41

Гусев Иван

 

8

91 1/4

42

Гусев Афанасий

 

8

91 1/4

43

Комаров Василий

 

8

91 1/4

44

Одарченко Гаврило

 

8

91 1/4

45

Романовский Михаило

 

8

91 1/4

46

Степанов Егор

 

8

91 1/4

47

Тимофеев Артамон

 

8

91 1/4

48

Токарев Андрей

 

8

91 1/4

49

Украинский Семен

 

8

91 1/4

50

Хромов Андрей

 

8

91 1/4

Старший юнга:

51

Абрамов Сергей

 

8

91 1/4

52

Алексеев Семен

 

8

91 1/4

53

Антонов Платон

 

8

91 1/4

54

Арсентьев Петр

 

8

91 1/4

55

Безбабков Павел

 

8

91 1/4

56

Баляков Василий

 

8

91 1/4

57

Борисов Никита

 

8

91 1/4

58

Буравцов Василий

 

8

91 1/4

59

Вахленко Анисим

 

8

91 1/4

60

Виснохин Иван

 

8

91 1/4

61

Волоненской Иван

 

8

91 1/4

62

Григорьев Сергей

 

8

91 1/4

63

Гришин Иван

 

8

91 1/4

64

Елманов Федор

 

8

91 1/4

65

Жарков Протас

 

8

91 1/4

66

Егоров Егор

 

8

91 1/4

67

Жиганов Егор

 

8

91 1/4

68

Игнатов Ефим

 

8

91 1/4

69

Иванов Алексей

 

8

91 1/4

70

Клопенко Павел

 

8

91 1/4

71

Киселев Форафон

 

8

91 1/4

72

Короткий Федор

 

8

91 1/4

73

Крупкин Василий

 

8

91 1/4

74

Кузнецов Данило

 

8

91 1/4

75

Леонов Тимофей

 

8

91 1/4

76

Лобанов Филимон

 

8

91 1/4

77

Марков Виктор

 

8

91 1/4

78

Мелентьев Антон

 

8

91 1/4

79

Минаков Иван

 

8

91 1/4

80

Назаров Петр

 

8

91 1/4

81

Никитин Иван

 

8

91 1/4

82

Петров Афанасий

 

8

91 1/4

83

Пащенко Андрей

 

8

91 1/4

84

Пузанков Григорий

 

8

91 1/4

85

Романов Гаврило

 

8

91 1/4

86

Серегин Яков

 

8

91 1/4

87

Степанов Абрам

 

8

91 1/4

88

Сухотин Герасим

 

8

91 1/4

89

Титов Гаврило

 

8

91 1/4

90

Трофимов Кондратий

 

8

91 1/4

91

Фомин Кирилл

 

8

91 1/4

92

Щербаков Антип

 

8

91 1/4

93

Щукин Иван

 

8

91 1/4

Барабанщики:

94

Данилов Степан

 

12

26 1/2

95

Майоров Кирило

 

12

26 1/2

Флейтщик:

96

Филиппов Иван

 

12

26 1/2

34-й экипаж

97

Прокофьев Михайло

Старший фельдшер

45

 

31-й экипаж

98

Ткаленко Ефим

Унтер-баталер

14

 

5-й бригады:

99

Есипов Илья

Старший унтер-офицер

24

 

32-й экипаж:

Бомбардиры:

100

Ефимов Петр

 

17

82

101

Карнеев Трофим

 

17

82

102

Семенов Михайло

 

17

82

103

Тимофеев Фома

 

17

82

Канониры 2 статьи

104

Кабанов Василий

 

12

91

105

Ковалев Иов

 

12

91

106

Лисенко Иван

 

12

91

107

Пишегин Карп

 

12

91

108

Спиридонов Лев

 

12

91

17-й рабочий экипаж:

109

Пальчиков Самойло

Плотник 3 класса

24

 

18-й рабочий экипаж:

110

Баев Иван

Конопатчик 3 класса

24

 

32-й экипаж:

111

Тодок Терентий

Купор 4 класса

18

 

112

Максимов Иван

Парусник 4 класса

18

 

113

Шаронов Степан

Казенный денщик капитан-лейтенанта Казарского

6

30

114

Данилов Петр

Крепостной человек мичмана Притупова

-

 

115

Папнуто Федор

Переводчик - севастопольский житель

По контракту с конторой от севастопольского порта получал 60 рублей в месяц

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Термины

Бакштаги - (от нидерл. bakstag, от bakboord — «передняя часть верхней палубы» и stag] — «толстый канат, оттяжка, укрепляющая мачту или стеньгу спереди») снастьстоячего такелажа, поддерживающая сбортовикормы(кроме диаметральной плоскости)рангоутные деревья, боканцы,шлюпбалки, дымовые трубы [4]

Ба́нка — 1) подводная банка (от нем. Bank или нидерл. bank) — мель в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин; 2) банка шлюпочная — на гребных судах поперечная перекладина, доска, служащая для сидения гребцов и пассажиров, а одновременно и поперечной связью для скрепления бортов, то же, что на судах бимсы [2]

Бейдевинд - курс парусного судна относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра составляет менее 90°.

Боканцы - короткие прямые железные или деревянные балки, укреплённые в борту судна и вынесенные за борт свободным концом, удерживаемые в этом положении особыми бакштагами; на парусных судах служат для привода передней шкаторины прямого паруса к ветру. «Боканцами» также называют прямые шлюпбалки, поставленные за кормой корабля для подъёма шлюпок [4].

Брандскугель - (от нем. Brand — пожар, нем. Kugel — ядро) — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии, впервые появился в XVIII веке. 

Бриг (англ. brig) — двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий, с прямым парусным вооружением фок-мачтыи грот-мачты, но с одним косым гафельнымпарусомна гроте - грота-гаф-триселем [2]

Бушприт — это выступающая впереди носа корабля конструкция, на которой крепятся паруса [3]

Вант-путенсы - (нидерл. wantputting) металлические полосы, стержни, цепи, проходящие снаружибортапарусного суднаи прочно скреплённые снаборомиобшивкой [4].

Ватерштаги - часть корабельной системы, которая используется для укрепления бушприта к форштевню [3].

Гакаборт(от голландского hakkebord; букв. haak — крюк и bord — борт) — закругленная частькормовойоконечностисудна [2]

Галсы - cнасть парусного судна, прикрепляющая нижний угол паруса [5].

Гальюн - (от нидерл. galjoen — «нос корабля») – первоначально свес на носу парусного судна для установки носового украшения. [2]

Га́фель (от нидерл. gaffel) — вид реи с вилообразным концом на бизань-мачте [2].

Дека - палуба накорабле, которая находится на открытом воздухе и служит для передвижения по всему судну [3]

Дрейф корабля – смещение идущего корабля (судна) с линии курса или стоящего на якоре корабля (судна) под воздействием ветра. [6]

Карронда – гладкоствольное артиллерийское орудие.

Кат-балка - поворотная балка, служащая для поднятия якоря от клюза до верхней палубы с помощью кат-талей, заложенных за скобу якоря [2].

Книппель - снаряд корабельной артиллерии во времена парусного флота. Снаряд предназначался для разрушениятакелажаи парусов и состоял из двух массивных чугунных деталей (ядер, полуядер, цилиндров), соединённых железным стержнем [2].

Ли́сели - дополнительные прямоугольныеили в форме трапеций паруса, которые ставили со внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах [2]

Пла́ншир - горизонтальный деревянный брус или стальной профиль в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов [5]

Ретирада – отступление. []

Рострырешетчатый или сплошной настил на полубимсах, опирающихся одним концом на надстройку, а другим – на пиллерсы. На ростерах размещают обычно шлюпки, спасательные средства и тому подобное. [6]

Стаксель - треугольный косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами или впереди фок-мачты

Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх [6]

Такелаж корабля — это совокупность снастей (тросов) всех видов, надёжно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им

Траверз - направление,перпендикулярноеккурсусуднаили кегодиаметральнойплоскости [7].

Фок-мачта — это передняя мачта корабля. Она устанавливается сразу за баком

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель.Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель

Форштевень - носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля [5].

Шкив на корабле — это колесо на оси или валу, позволяющее натянутому тросу или ремню, проходящему через колесо, перемещаться и изменять направление или передавать мощность между собой и валом

Шпиль - механизмна суднес вертикальной осью вращения, служит для вытягиванияякорной цепииз воды.

Штаг-юферсыШтаг-снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем. Юферс-круглый формы бесшкивный блок с тремя сквозными отверстиями (кипами), расположенными в виде треугольника для проводки лопарей талрепа

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Создание корпуса и палубы брига

Соединение деталей корпуса

 

Выравнивание деталей корпуса

 

Полученный результат

 

Изготовление палубы

 

Полученный результат

 
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Изготовление фок- и грот- мачт

Изготовление фок-мачты.

 

Изготовление грот-мачты.

 

Полученный результат

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Соединения мачты с корпусом

Подготовка поверхности

 

Готовый результат

 

Готовый результат

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Процесс подготовки паруса

Приготовление раствора для накрахмаливания ткани.

 

Процесс замачивания ткани (минут 15)

 

Приготовление раствора заварки для окраски ткани

 

Процесс замачивания ткани.

 

Подготовка шаблона парусов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Изготовление такелажа

Процесс изготовления такелажа

 

Процесс фиксации изготовленных такелажей

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Процесс окрашивания шлюпок: 10-ти весельного полубаркаса и 4-х весельной гички

Изготовленные шлюпки

 

Изготовленные шлюпки в соотношении со схемой

 

Процесс окрашивания

 

Процесс детального декорирования

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Окраска и декорирование брига «Меркурий»

Процесс окрас корпуса

 

Результат

 

Декорирование корпуса внутри

 

Декорирование корпуса снаружи

 

Подготовка к креплению парусов и вант

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Изготовление подставки под бриг

Просмотров работы: 5