Интерактивный гид по Санкт-Петербургу «Архитектурные стили Санкт-Петербурга романовского периода»

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивный гид по Санкт-Петербургу «Архитектурные стили Санкт-Петербурга романовского периода»

Романюк П.В. 1
1МАОУ "Школа №3"
Петухова Е.А. 1
1МАОУ "Школа №3"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Архитектура Санкт-Петербурга представляет собой уникальное наследие, отражающее многовековую историю и культурные изменения в России. Архитектура отражает различные исторические эпохи и стили, что делает город уникальным объектом для изучения. Также Санкт-Петербург является одним из самых посещаемых туристических направлений в России. Изучение архитектуры города может способствовать развитию туристической инфраструктуры и привлечению новых посетителей. Огромное количество маршрутов уже разработаны, по этим маршрутам идут туристические группы, но чаще всего здания собраны хаотично, их собирают по тематике или по месту расположения. Мне бы хотелось сделать так, чтобы мы рассмотрели разные архитектурные стили романовского периода, так как в Санкт-Петербурге они представлены очень разнообразно, но в то же время, чтобы они находились в шаговой доступности.

С одной стороны, мы понимаем, что о Санкт-Петербурге- культурной столице, написано огромное количество книг, и в общем, найти информацию не так сложно. Но сложнее систематизировать и обобщить эту информацию, взятую из разных источников. Исходя из этого, я предлагаю систематизировать информацию об архитектурных стилях Санкт-Петербурга для создания карты в рамках одного периода (правления Романовых) так, чтобы человек, который сам составлял бы маршрут своих экскурсий, мог предварительно познакомиться и с историей здания, и при прохождении маршрута, визуально представлять тот объект, к которому он продвигается в ходе следования.

Таким образом, определилась цель исследования.

Цель. Создание интерактивной карты для популяризации памятников архитектуры Санкт-Петербурга периода правления Романовых для пеших и выездных маршрутов.

В связи с поставленной целью, были определены задачи исследования

Задачи:

1.Изучить архитектурные стили Санкт-Петербурга романовского периода для последующего определения основных объектов экскурсионных маршрутов и подбора информации о них для составления исторической справки объекта.

2.Разработать интерактивную карту Санкт-Петербурга для знакомства с архитектурными стилями романовского периода.

3.Внедрить и проанализировать результаты знакомства с архитектурными стилями Санкт-Петербурга романовского периода посредством интерактивной карты.

Объект и предмет исследования:

Объект: Санкт-Петербург как город большинства архитектурных стилей.

Предмет: Город Санкт-Петербурга с характерными архитектурными стилями романовского периода.

Гипотеза(предположение). Ориентируясь в архитектурных стилях, людям было бы интереснее узнать Санкт-Петербург романовского периода и планировать свои экскурсионные маршруты самостоятельно.

Основные этапы работы.

-Определить задачи и цели исследования.

-Изучить и проанализировать литературу по архитектуре Санкт-Петербурга романовского периода.

-Сбор данных об архитектуре Санкт-Петербурга романовского периода.

-Реализация (исполнение всех поставленных задач).

-Завершение (защита проекта).

Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, апробация, опросы.

Научная новизна исследования. Определение архитектурных стилей с точки зрения их географического расположения для создания новых экскурсионных маршрутов по Санкт-Петербургу в целях знакомства с периодом правления Романовых.

Теоретическая значимость работы. Участники апробации интерактивный карты будут лучше ориентироваться не только в архитектурных стилях Санкт-Петербурга, но и в архитектурных стилях вообще, а также уметь составлять туристические маршруты самостоятельно.

Практическая значимость работы. Любой человек, имея Интерактивного гида по Санкт-Петербургу, сможет составить индивидуальный маршрут с точки зрения его интересов. Интерактивную карту можно расширять и продолжать.

Глава 1. Архитектурные стили Санкт-Петербурга.

1.1. Понятие архитектуры.

Архитекту́ра (греч. αρχι — «главный» и τέκτων — «строитель») — древнее искусство проектирования и строительства разнообразных зданий и сооружений. Одновременно научная дисциплина, которая решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей. У неё есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения — его надёжность. Таким образом, к зданиям и сооружениям также предъявляются многочисленные технические и эстетические требования. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид.

1.2. Историческая особенность архитектуры Санкт-Петербурга.

Исторический центр Санкт-Петербурга представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

За время своего существования Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеет превосходный архитектурный облик. Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. По праву Питер называют культурной столицей страны, потому что здесь сосредотачивается огромное количество архитектурных ансамблей и памятников, музеев, соборов и садово-парковых комплексов, поражающие воображение своим стилевым разнообразием и великолепием.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного, вовлечение пригородов в единую агломерацию. Благодаря преемственности подобных тенденций сформировался уникальный архитектурный сплав, который вызывает до сих пор неизменное восхищение петербуржцев и гостей культурой столицы.

Очень значима по своим художественным качествам и планировочной форме центральная группа архитектурных строений. В этот комплекс входит Петропавловская крепость, Биржевая стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные и связанные с ними площади, а также Невский проспект. Приковывают взгляды посетителей дворянские усадьбы и дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкин, Петродворец, Гатчина, Павловск, Ломоносов, а также архитектура каналов, мостов и невской акватории.

Санкт-Петербург - город с трехсотлетней историей. Несколько столетий - возраст для города небольшой. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь, Санкт-Петербург сформировался как "вечный город", неповторимый по своей красоте и внутренней гармонии. Санкт-Петербург - город уникальный в русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны. Он не похож ни на один другой в мире по вполне объективным историческим и географическим причинам.

Санкт-Петербург - самый молодой из больших европейских городов. Нет места в мире, где бы было столько сохранившейся архитектуры неоклассики, эклектики, модерна, ретроспективизма. Исторический центр Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов внесены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

Петр Великий был первым российским царем, посетившим европейские страны. Первая продолжительная поездка его в Европу состоялась в 1697–1698 гг. в рамках «Великого посольства», вторая – через двадцать лет после этого в 1716–1717 гг. 

Во время Великого посольства Петр пытался сохранить инкогнито и участвовал в нем в качестве урядника Преображенского полка Петра Михайлова, хотя его заметная внешность легко выдавала его. На специальной сургучной печати, которую царь ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей». Вместе с посольством Петр Великий посетил ряд городов Лифляндии, Курляндии, Пруссии, Саксонии, Голландии, Англии, Австрии.

Во время путешествий Петр всегда, когда это было возможно, встречался с европейскими учеными, осматривал частные коллекции и галереи, естественнонаучные кабинеты. Он пользовался такими встречами для того, чтобы пригласить разного рода специалистов, в том числе ученых, приехать работать в России.

Дата основания Санкт-Петербурга – 16 мая 1703 года. Именно в этот день на Заячьем острове в устье Невы была заложена Петербургская (Петропавловская) крепость - первое сооружение будущей столицы. Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь. Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом. Шла война, поэтому построить крепость нужно было в максимально короткие сроки. Строительством руководил сам Петр I – он составил план крепости и следил за его исполнением. Крепость была возведена в рекордные сроки – за три года; после строительства во внутреннем дворе крепости собора имени Петра и Павла её стали называть Петропавловской.

Санкт-Петербург изначально задумывался как современный европейский город с регулярной планировкой, основанной на принципах симметрии и геометрической правильности. Архитектура Санкт-Петербурга представляет собой уникальное сочетание различных стилей и эпох, отражающее богатую историю города с момента его основания в 1703 году. Петр I приглашал европейских архитекторов, что способствовало внедрению западных архитектурных традиций, адаптированных к российским условиям. Центр — Санкт-Петербурга-это ряд столичных комплексов, относящихся к разным архитектурным стилям.

Таким образом, историческая особенность архитектуры Санкт-Петербурга заключается в ее многогранности, сочетании европейских и российских традиций, а также в способности гармонично объединять различные стили в единый архитектурный ансамбль, создавая неповторимый облик города. Давайте остановимся поподробнее на архитектурных стилях, которые существуют в Санкт-Петербурге.

1.3. Архитектурные стили Санкт-Петербурга.

Барокко.

Архитектурный стиль барокко возник в конце XVI века в Италии, прежде всего в Риме, и стал важным направлением в европейском искусстве, охватывающим примерно 150-200 лет. Его развитие связано с контекстом культурных и религиозных изменений, особенно с католической Контрреформацией, которая стремилась укрепить влияние церкви через искусство и архитектуру.

Слово "барокко" предположительно происходит от португальского "barroco", что означает "жемчужина неправильной формы". Это название отражает характерные черты стиля — сложность и динамичность форм, а также эмоциональную выразительность. В итальянском языке "barocco" также может означать "вычурный" или "причудливый", что подчеркивает экстравагантность этого направления.

Барокко возникло на фоне кризиса феодализма и изменений в религиозной жизни Европы. После протестантской Реформации католическая церковь начала активно использовать искусство как средство воздействия на верующих, создавая грандиозные храмы и соборы. Это стремление к величию и эмоциональному воздействию стало основой для архитектуры барокко.

Характерные черты барокко:

-Динамика и экспрессия: Архитектура барокко отличается сложными формами, яркими цветами и игрой света. Здания часто имеют купола, высокие потолки и иллюзорные эффекты освещения.

-Пространственная композиция: Основная особенность барочной архитектуры — это открытость и динамичность пространственных композиций. Архитекторы активно взаимодействовали с окружающим пространством, создавая эффект глубины и перспективы.

-Декор и детали: Использование богатого декора, включая лепнину, скульптуру и живопись, было характерно для барокко. Эти элементы часто создавали ощущение движения и драматизма.

В России стиль барокко получил свое развитие в XVII-XVIII веках, сочетая традиции русского зодчества с западноевропейскими канонами. Это привело к созданию уникальных архитектурных форм, таких как московское, петровское и елизаветинское барокко.

Выделяют две основные эпохи барокко в Северной столице – петровскую и елизаветинскую.

Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий.

Петровское барокко представляет собой синтез местных традиций и европейских влияний. Это направление отличается эклектичностью, но при этом сохраняет определённые характерные черты.

Отличительные черты петровского барокко:

-Строгая симметрия и простота объемных построений.

-Четкость членений и сдержанность убранства.

-Высокие кровли «с переломом» голландского типа.

-Плоскостной декор без заметных пилястр и карнизов.

-Использование контрастных цветовых решений для оштукатуренных стен (например, красный и белый, синий и белый)

Здания в стиле петровского барокко часто имеют:

-Изящные фасады с богатой декоративной отделкой.

-Арочные формы и купола.

-Широкие лестницы, что подчеркивает величие сооружений.

Петровское барокко отражает период интенсивных изменений в России, символизируя стремление к европеизации и модернизации. Оно стало важным этапом в развитии русского искусства и архитектуры.

Меншиковский дворец.

Стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

Его фасады декорированы поэтажно расположенными пилястрами с резными каменными капителями, междуэтажными тягами и оконными наличниками простого рисунка. Центр фасада акцентирован аттиком — некогда на нем стояли скульптуры. Боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами с княжескими коронами. По верху дворца была сделана высокая мансарда «с изломом».

Петропавловский собор.

Первая деревянная Петропавловская церковь на месте будущего собора была выстроена в 1703–1704 годах. Церковь имела крестообразный план и была увенчана шпилем, которому отвечали два малых шпиля над башенками по углам западного фасада. Современники связывали архитектуру церкви с «голландским стилем».

Новый каменный собор был заложен в 1712 году, но к его строительству приступили только два года спустя. По указанию Петра I сооружение собора началось с колокольни высота, которой составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Елизаветинское барокко- архитектурное направление, которое развивалось в 1730-1760 годах. Возникло при правлении Елизаветы Петровны.

Стиль елизаветинского барокко отказался от строгих фасадов и западноевропейских форм. Императрице были ближе пышные формы, золотая отделка, яркие детали.

В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета. Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. Осталась и усилилась цветовая гамма барокко в сочетании с белыми ордерными вставками. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов.

Зимний дворец.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — это главный императорский дворец России, расположенный на Дворцовой площади. Он был построен в 1754—1762 годах архитектором Бартоломео Франческо Растрелли.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из четырёх флигелей с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.

В архитектуре пятого по счёту Зимнего дворца Б. Ф. Растрелли следовал своему уникальному индивидуальному стилю, совмещающему элементы итальянского барокко, западноевропейского классицизма, орнаментику модного в елизаветинское время рококо и традиции древнерусского зодчества, которые архитектор внимательно изучал, путешествуя по России. Главный вход находится на южном фасаде, который обращён к Дворцовой площади. Фасады украшены белоснежными колоннами, статуями и вазами. Они разделены на три этажа, с колоннами, расположенными в два яруса, что создаёт ощущение движения. Богатство декоративных элементов — здесь можно увидеть сложные узоры, золоченые детали и элегантные арки. Фасад окрашен в нежные пастельные тона — зелено-белый цвет создает ощущение легкости и воздушности. Такая палитра была выбрана не случайно — она должна была подчеркнуть изящество и утонченность здания. Крыша украшена куполами и шпилями, которые придают зданию величественный и монументальный вид. Эти элементы архитектуры символизируют стремление к небу и подчеркивают важность дворца как центра императорской власти. Одной из особенностей являются многочисленные окна и двери. В здании насчитывается около 1 945 окон и 1 500 комнат. Большие окна не только обеспечивают обилие света, но и создают эффект простора.

Дворец служил зимней резиденцией российских императоров более века и сейчас входит в состав Государственного Эрмитажа.

Классицизм.

Классицизм в архитектуре — это стиль, который сформировался в Европе в XVII-XIX веках и основан на античных канонах. Классицизм акцентирует внимание на строгих формах, пропорциях и ясной композиции, что делает его одним из самых влиятельных архитектурных направлений.

Европейский классицизм возник во Франции XVII века. в эпоху Просвещения, когда философские идеи о порядке и разуме стали популярными. Он стал символом новых общественных идеалов, отражая стремления буржуазии к культурному самовыражению. В архитектуре это проявилось в создании общественных зданий, таких как театры, университеты и библиотеки, которые должны были служить не только функционально, но и как культурные центры.

Классицизм черпает вдохновение из архитектуры Древней Греции и Рима.

Особенности классицизма:

-Симметрия: Здания имеют четкое осевое деление и симметричные фасады.

-Ордерная система: Используются колонны (древнегреческие ордера: дорический, ионический, коринфский) и другие элементы античной архитектуры.

-Простота форм: Архитектура характеризуется чистыми геометрическими формами и минималистичным декором.

-Монументальность: Здания часто имеют крупные размеры и внушительный вид, что подчеркивает их значимость.

Используются в качестве декора: статуи и барельефы, фронтоны, портики.

Екатерининский (ранний) классицизм(1760-1780гг.)

Развивался в России в период правления императрицы Екатерины II (1762-1796), стал важным этапом в истории русской архитектуры и искусства. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой.

Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Особенности раннего классицизма:

-Строгость и простота форм: Архитектура этого периода характеризовалась ясностью линий, симметрией и простотой форм.

-Украшения: В украшении фасадов зданий широко использовались колонны, портики, аркады, фронтоны, античные скульптуры.

-Светлая цветовая гамма

-Массивность

Дворец Разумовского на Мойке.

Первым владельцем участка, построившим на этом месте деревянный дворец, был Р. Г. Левенвoльде, приближенный императрицы Анны Иоановны. Граф К. Г. Разумовский получил этот дворец, уже из рук новой императрицы Елизаветы Петровны. Каменный дворец построен по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1760-1766 годах по заказу президента Российской академии наук- графа К. Г. Разумовского.

Для него характерно строго симметричное построение всего ансамбля, который включает трехэтажное главное здание, находящееся в глубине участка, и боковые флигеля. Главный фасад дворца подчеркнут шестиколонным коринфским портиком, поставленным на аркаду первого цокольного этажа. Высокий ступенчатый аттик, расчлененный филенками с мотивом гирлянд, венчает композицию. Столь же интересно оформлен садовый фасад дворца, отмеченный сильно выступающими боковыми ризалитами. Его центральный ризалит декорирован четырехколонным коринфским портиком и лепными деталями, повторяющими мотивы оформления главного фасада. Перед дворцом находится парадный двор, отделенный от набережной Мойки высокой оградой с каменными воротами, сохранившимися до настоящего времени. Их отличает строгая монументальность, подчеркнутая ионическими колоннами, стоящими по обеим сторонам проезда.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец).

Построенный в 70-е гг. XVIII в. архитектором Ж.-Б. Валлен Деламотом для графа А.П. Шувалова, дворец был гораздо меньше своих сегодняшних размеров. Трехэтажный особняк с шестиколонным тосканским портиком на входе и сквозным проездом во внутренний̆ двор. Его, по замыслу мастера, окружила стройная колоннада монументальной̆ ограды. В это же время на южной̆ границе шуваловских владений появилось еще одно сооружение – Садовый̆ павильон, дошедший̆, как и Парадная ограда, до наших дней̆ практически в оригинальном виде.

Строгий классицизм.

Период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применяется к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правления Екатерины Великой—1762-1796 годы.

Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций. Представителями данного направления были, например, И.Старов, Д. Кваренги, Ч.Камерон, И. Баженов, Н. Львов.

Основные черты строгого классицизма:

-Простота и геометричность форм: Здания этого периода отличаются простыми геометрическими формами, часто кубическими или прямоугольными. Архитекторы стремились к четким линиям и законченным композициям.

-Симметрия и пропорциональность: Строгий классицизм уделял особое внимание симметрии фасадов и пропорциональности всех элементов здания.

-Использование ордерной системы: Фасады зданий украшались колоннами классических ордеров, чаще всего дорического, ионического и коринфского. Колонны часто группировались в портики

-Сдержанный декор: Декоративное оформление стало более сдержанным по сравнению с ранним классицизмом. Окна и двери оформлялись лаконично.

Характерные элементы: Портики с фронтонами на главных фасадах,рустованный цоколь,аркады и колоннады,скульптурные элементы, вдохновленные античностью (статуи, барельефы) использование натурального камня (гранит, мрамор) в отделке.

Таврический дворец.

Строился в 1783-1789 годы по проекту архитектора И. Е. Старова.

Постройка была возведена по классической схеме того времени: от центрального фасада расходились симметрично два крыла в разные стороны. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями. В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.

Павловский классицизм.

Период 1796-1801 годов выделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. Стал материальным воплощением напряжённых отношений Павла с матерью (Екатериной Второй) т. е «война дворцов с замками». Рыцарские устремления наследника приводили к милитаризации быта «молодого двора». Не отступая от основных принципов классицизма, Павел особенно ценил фортификационные элементы наподобие башенок и рва с разводным мостом, которые напоминали ему о средневековых замках. Связан с увлечением Павла I временами крестовых походов. Главные архитекторы: Винченцо Бренна, поздние Чарльз Камерон и Юрий Фельтен.

Павловский дворец.

Строился с 1782 по 1786 гг. Чарльзом Камероном. Павловский дворец-это трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах. Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы. Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде. В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац.

Ампир.

Ампир— это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам. Термин «ампир» происходит от французского слова empire, что переводится как «империя». Поэтому стиль иногда называют «имперским».

Ампир появился во Франции в первой трети XIX века, в период правления императора Наполеона Бонапарта. Еще больше, чем ранний классицизм, этот стиль вдохновлялся архитектурой Древней Греции и Рима. Поэтому для него было характерно обилие колонн, лепнины, карнизов и пилястр — вертикальных выступов. А еще на зданиях часто встречалась военная эмблематика — изображения доспехов, оружия, лавровых венков. Так Наполеон Бонапарт, поклонник этого стиля, стремился увековечить в архитектуре успехи своей армии.

Символом ампира был орел. Изображения именно этих птиц архитекторы помещали на свои здания чаще всего.

Александровский (поздний) классицизм.

"Высокий" или "александровский" классицизм — предвоенная архитектура примерно 1800—1812 годов, является предшественником русского ампира. 

Во многом развитие стиля обязано непосредственно личности царя: император Александр I (1801-1825 гг.) лично участвовал в формировании национальной архитектуры. 

Основные особенности александровского классицизма:

-Монументальность и простота форм: Александровский классицизм характеризуется стремлением к простоте и ясности архитектурных форм. Архитекторы того времени использовали большие геометрические объемы и минималистичные элементы, что придавало зданиям величественный вид.

-Влияние античности: Стиль черпал вдохновение из античной архитектуры, что выражалось в использовании колонн, фронтонов и симметричных композиций. Архитекторы стремились к созданию гармоничных и пропорциональных зданий, которые бы отражали идеалы красоты и порядка.

-Французское влияние: Важной чертой александровского классицизма стало влияние французской архитектурной школы, особенно идей К.-Н. Леду и его последователей. Это влияние проявлялось в стремлении к выразительности и лаконичности форм, а также в использовании простых геометрических объемов.

Казанский собор.

Построен на Невском проспекте в1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным. В плане Казанский собор представляет собой латинский крест. К Невскому проспекту обращён боковой северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная полукруглая колоннада коринфского ордера из 96 колонн, поставленных в 4 ряда, с 6 колонным портиком в центре. Такую же колоннаду предполагалась выполнить и с южного фасада собора, но она не была осуществлена. Главный вход в собор находится с западной стороны, также имеется вход с северной стороны собора.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем и были украшены рельефами и статуями. Рельефы были выполнены мастерами ампира: Иваном Мартосом, Иваном Прокофьевым, Фёдором Гордеевым, статуи — И. П. Мартосом, Степаном Пименовым, Василием Демут-Малиновским.

Ещё одно важное произведение собора — северные ворота собора, выполненные из бронзы по образцу «Райских врат» флорентийского баптистерия, созданных Лоренцо Гиберти в XV веке. Их отливка и чеканка была осуществлена после окончания строительства Казанского собора.

В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского (работа С. С. Пименова), Иоанна Крестителя (работа И. П. Мартоса) и апостола Андрея Первозванного (работа В. И. Демут-Малиновского).

Горный институт.

Построен в 1806-1811 годах по проекту архитектора А. Н. Воронихина.

Комплекс из пяти зданий с главным корпусом, с 12-колонным дорическим портиком обращён к Неве. Парадный вход венчает треугольный фронтон с фризом: до революции его украшал двуглавый орел, в советское время — серп и молот, в настоящее время — снова двуглавый орёл.

В дополнение к двум скульптурным группам по краям широкой парадной лестницы стены здания украшены скульптурными барельефами — «Венера приходит к Вулкану за военными доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей» работы Демут-Малиновского. Корпуса на внутренней территории институтского комплекса — классный, лабораторный, столовый и офицерский — спроектированы архитектором А. И. Постниковым; также имеется английский сад с пейзажной планировкой, вход в который украсили скульптуры сфинксов.

Русский ампир.

Сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—40-х годов.

Это архитектурный стиль, который возник в начале XIX века в Санкт-Петербурге, во многом под влиянием французского ампира. Он стал символом имперской мощи России после победы над Наполеоном и олицетворял триумфальные амбиции Российской империи. Основные архитекторы: Карл Росси, Василий Стасов и Огюст Монферран.

Особенности русского ампира:

-Монументальность: Архитектура русского ампира отличается масштабностью и строгостью форм. Здания этого стиля часто имеют массивные колонны, портики и арки, что создает впечатление силы и устойчивости.

-Использование классических элементов: Колонны (чаще всего дорического ордера), симметричные фасады, обилие декоративных элементов, таких как римские щиты и лавровые венки.

-Цветовая палитра: Русские зодчие часто использовали желтый цвет для окраски зданий, что стало популярным после поездки Александра I в Париж. Этот цвет выделяется на фоне серого петербургского неба и белого снега, создавая яркий визуальный контраст.

Исаакиевский собор.

Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год по проекту Огюста Монферрана.

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь. Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма.Треть восточной стены храма занимает аттик. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Михайловский дворец.

 Построен по проекту К. Росси в 1819-1825 годах.

Центральный фасад, располагающийся на юге, включает в себя главный корпус, украшенный восьмиколонным портиком коринфского ордера, роскошной лестницей и фигурами львов по бокам. Оформление боковых корпусов состоит из трёхчетвертных коринфских колонн и фризов, которые включают в себя 44 барельефа. От улицы дворец отделяют парадный двор и чугунная ограда, которая придает ансамблю ампирный шарм. Северная сторона выходит в Михайловский сад. Она украшена по аналогии с главной, однако, имеет менее выдающиеся ризалиты, а вместо портиков – просторная лоджия и колонны коринфского ордера.

Эклектика.

Эклектика в архитектуре — это стиль, который возник в XIX веке во Франции и характеризуется смешением элементов различных архитектурных направлений и эпох. Этот подход стал популярным в период с 1830-х до конца 1890-х годов.

Основные характеристики эклектики:

-Смешение стилей: Эклектика позволяет архитекторам комбинировать элементы готики, барокко, ренессанса и других стилей в одном здании. Это создает уникальные и оригинальные постройки, которые могут включать как родственные стили, так и совершенно разные элементы.

-Исторический контекст: Эклектика возникла как реакция на однообразие архитектуры классицизма, достигшего своего апогея в России при Николае I. В это время общество переживало значительные изменения, что отразилось на архитектурных решениях. Архитекторы начали использовать элементы исторических стилей для создания новых форм, что способствовало возникновению так называемого "национального стиля".

-Декоративные элементы: Эклектические здания часто отличаются богатым декором и сложными фасадами. Архитекторы использовали различные материалы и текстуры для создания визуально привлекательных композиций.

Необарокко.

Необарокко — это архитектурный стиль, который возник в XIX веке как продолжение и развитие барокко. В Санкт-Петербурге этот стиль стал заметным элементом городской архитектуры, особенно в период с 1840 до 1910 года. Основными архитекторами были Г. Боссе, А. Штакеншнейдер и О. Монферран.

Основные черты необарокко:

Необарокко сохраняет многие принципы оригинального барокко, но при этом привносит новые элементы.

-Сложные формы: Необарокко сохраняет богатую орнаментацию, но менее вычурно, чем его предшественник.

-Эклектичность: Стиль сочетает черты разных архитектурных направлений, таких как классицизм и модерн.

-Упрощение материалов: В отличие от оригинального барокко, где использовались дорогие материалы (мрамор, гранит), в необарокко наблюдается тенденция к более простым отделочным материалам.

Особняк Е. Бутурлиной.

Построен в 1857-1860 годах по проекту Г. Боссе.

Трехэтажный особняк, средняя часть фасада несколько отступает в глубину, а на красную линию улицы выходят своими фасадами 2 боковых ризалита. Лучковые фронтоны завершают центральную часть 3-хэтажного дворца и 2 боковых ризалита. В утопленной части здания — балкон с решёткой. На уровне 2-го этажа, между ризалитами, создана широкая открытая терраса. Её ограждает решётка из 5-ти ажурных металлических звеньев.

На тумбах ограды были установлены 2 статуи. Над главным карнизом на пьедесталах стояли 2 фигурные вазы. Над аркой проезда во двор располагался герб владелицы. Это декоративное убранство не сохранилось.

Неоготика.

Неоготика- это архитектурный стиль, зародившийся в середине XVIII века в Англии. Неоготическая архитектура в Петербурге становилась популярной дважды: во второй половине XVIII и второй половине XIX века.

Особенности неоготики:

-Стрельчатые арки и остроконечные шпили.

-Использование орнаментальных деталей и скульптур.

-Элементы, которые напоминают средневековую готику, но адаптированные к современным условиям.

Чесменский дворец.

Был построен по проекту М. Фельтена. По приказу императрицы Екатерины 2 вокруг здания был насыпан вал и вырыт ров.

Дворец в плане представляет равносторонний треугольник (каждая сторона около 40 м.), углы которого решены в виде башен, последние завершаются фонарями с полусферическими куполами. Помещения располагаются по периметру здания. В образовавшийся внутренний треугольник вписан круг — Парадный зал второго этажа. Внешние стены дворца, возвышаясь над массивом всего здания, образуют своеобразную зубчатую корону. Первоначально нижний этаж был обработан рустом, выше же оставалась обнажённой кирпичная кладка стен. Массивный объём дворца, прорезанный по фасаду стрельчатыми проёмами окон в два яруса, должен был ассоциироваться с суровыми рыцарскими временами. Также по приказу Екатерины 2 вокруг здания был насыпан вал и вырыт ров.

Неоренессанс.

Неоренессанс — это архитектурный стиль, который развился в конце XIX — начале XX века, представляя собой переосмысление и продолжение классических принципов ренессансной архитектуры, существовавшей в Европе с XIV по XVII века. Этот стиль возник в Англии и быстро распространился по всей Европе и Северной Америке, отражая растущий интерес к истории и культуре античности на фоне индустриализации и социально-экономических изменений.

В Санкт-Петербурге неоренессанс прослеживается с 1830х годов.

Архитекторы: Виктор Шретер, Иероним Китнер, Андрей Гун, Карл Шульц.

Основные черты неорессанса:

-Композиция и форма: Неоренессансные здания отличаются асимметричной композицией, симметрией фасадов, рациональным членением и использованием классических архитектурных элементов, таких как колонны, арки и пилястры

-Декор: Стиль характеризуется богатым декором и разнообразием деталей, включая фрески, скульптуры и другие декоративные элементы

-Материалы: Применение камня и кирпичной кладки придаёт зданиям прочность и высокое качество.

-Функциональность: Неоренессанс стал универсальным стилем для буржуазии, отвечая новым функциональным требованиям времени, включая строительство банков, театров, библиотек и других общественных зданий.

Доходный дом Демидова.

Построен в 1835–1840, архитектором О.Монферраном.

На фасаде трёхэтажного здания много деталей. Первый этаж украшен рустами из белого итальянского мраморав середине здания беломраморные атланты и кариатиды держат балкон второго этажа. Цоколь облицован серым полированным сердобольским гранитом. Второй этаж украшен пилястрами. Над балконом установлена мраморная скульптура «Слава» авторства Т. Жака, крылатые фигуры держат герб. По бокам от ворот расположены ниши для фонтанов, выложенные белым полированным мрамором.

Малый Михайловский дворец.

Построен по проекту Максимилиана Месмахера в 1885-1891 для великого князя Михаила Михайловича.

Фасад облицован серым и темно-розовым песчаником. Первый этаж рустован, второй украшен парными полуколоннами, третий — пилястрами. Широкие арочные окна прорезают фасад. Угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа. Здание завершено карнизом с балюстрадой.

Неовизантийский стиль.

Неовизантийский архитектурный стиль появился на фоне интереса к средневековому наследию Византийской империи, который начал развиваться в XVIII-XIX веках. В России он стал официальным стилем для церковного строительства при царствовании Александра II. Архитекторы: В. А. Косяков и Д. К. Пруссак.

Особенности неовизантийского стиля:

-Купола: Приземистые формы, часто расположенные на широких барабанах.

-Планировка: Использование тетраконхи (четырёхлепестковый план), что придаёт храмам уникальную форму.

-Интерьеры: Просторные залы без разделений, что позволяет вместить большое количество прихожан.

Морской Никольский собор в Кронштадте.

Первый камень храма был заложен в 1903 году. При этом присутствовал лично император Николай II со всей своей семьей. Храм по проекту В. А. Косякова.

Центральный купол на низком барабане с множеством окон, в интерьере, опирающемся на четыре арки, перекинутые между гигантскими угловыми пилонами, наличии боковых полукуполов с востока и запада, один из которых (восточный), перетекает в три полукупола апсид ещё меньшего размера. В несколько переработанном, но вполне узнаваемом виде в кронштадском храме присутствует и двухъярусные колоннады боковых нефов, характерные для Святой Софии.

Росписи и мозаики на фасадах и в интерьерах Морского собора исполнены также под влиянием образцов византийского искусства.

Русский стиль.

Русский стиль возник в 1830—1840-х годах под влиянием роста интереса к истории России и следования имперской официальной концепциинародности Николая I, императора Всероссийского в 1825-1855 годах. Этот стиль отражал стремление к созданию национальной идентичности через архитектурные формы, вдохновленные древнерусским зодчеством и византийскими традициями. Основоположником русского стиля в архитектуре считается К. А. Тон.

Особенности русского стиля:

  • Влияние древнерусской архитектуры: Русский стиль черпал вдохновение из памятников XVII века, особенно из Москвы и Ярославля. Архитекторы начали активно исследовать и адаптировать элементы крестьянской деревянной архитектуры, что способствовало возникновению уникального стиля.

  • Архитектурные элементы: Характерными чертами стали килевидные арки, восьмигранные шатры с луковками и кокошниками. Фасады зданий отличались полихромией и богатым декором, включая ширинки, колонки с кубышками и наличники на окнах.

-Русско-византийский стиль: Этот подстиль стал основным направлением в церковной архитектуре, начав с работ архитектора Константина Тона. Он сочетал элементы византийской архитектуры с традициями русского классицизма, создавая монументальные храмы с пятью куполами и характерными для русской архитектуры деталями.

-Государственная поддержка: Активное развитие русского стиля было связано с политикой Николая I, который поддерживал идеи официальной народности, что выражалось в архитектуре через использование «национальных» форм.

-Эклектика и стилизаторство: В это время также наблюдалось смешение различных стилей, включая готику и барокко.

Доходный дом архитектора Басина.

Построен в1879г. Проект здания был разработан самим хозяином с участием знатока русской архитектуры зодчего Николая Никитича Никонова.

Здание имеет 5 этажей и выстроено в так называемом неорусском стиле, что делает его похожим на русский деревянный терем. Особенности здания – в живописном декоре его фасада и сложной форме стен. Дом Басина ярко украшен рельефными изображениями петухов (подобные украшения можно увидеть в русских теремах), пилястрами, эркерами, кокошниками, столбиками-кубышками и лепниной, которая напоминает резьбу по дереву или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.

Доходный дом Никонова на Колокольной.

Построен в 1899-1900гг. по проекту Николая Никонова.

Фасад дома украшают оголенный кирпич и майоликовые вставки. Наличники окон напоминают кокошники из русских сказок, шатровая крыша придает дому романтичный вид.

Поздняя эклектика.

Поздний этап в развитии архитектурного стиля, датируемый примерно 1870—1900 годами, соответствует периоду развития капиталистических отношений в российском обществе. С появлением класса буржуазии возникают и заказы на своеобразные, оригинальные архитектурные новшества, соединяющие в одном объекте различные по стилю элементы. Архитекторы: Николай Бенуа, Александр Резанов, Павел Сюзор.

Основные особенности поздней эклектики:

-Многообразие стилей: Архитекторы этого периода активно заимствовали элементы из разных исторических стилей, таких как неоготика, неоренессанс и русско-византийский стиль. Это создало уникальную палитру архитектурных решений, где традиционные формы переосмыслялись и адаптировались под современные нужды

- Декоративность: Здания поздней эклектики отличаются богатой отделкой и сложными декоративными элементами. Использование штукатурки, металла и керамики придаёт им выразительность и оригинальность. Архитекторы стремились к созданию эффектных фасадов с контрастными архитектурными деталями, что позволяло выделять здания на фоне городской застройки

- Функциональность: Несмотря на декоративный подход, архитекторы не забывали о функциональности зданий. Планировочные решения часто диктовались потребностями конкретного объекта, что позволяло эффективно использовать пространство.

- Социальный контекст: Появление нового класса буржуазии способствовало заказам на оригинальные архитектурные проекты, что в свою очередь привело к созданию уникальных зданий с характерными для эклектики смешанными стилевыми элементами. Это также способствовало развитию новых типов застройки, таких как дворы-колодцы, которые позволяли максимизировать использование ограниченного пространства в центре города.

Особняк Спиридонова.

Построен в 1895-1896 гг. по заказу коллежского советникаНиколая Спиридоноваархитекторами Александром Померанцевым, Иеронимом Китнером и Василием Свиньиным.

Фасад, выполненный в стиле эклектики с элементами немецкого классицизма, ренессанса и барокко, выглядит пышно, но при этом строго симметричен. Центральный ризалит украшает широкий балкон, поддерживаемый фигурами атлантов.

Модерн.

Архитектурный стиль «модерн» появился в Англии и быстро расцвёл в 1890-1900 гг. Своим зарождением модерн обязан промышленной революции 19-го века. С появлением новых строительных материалов и технологий – в первую очередь речь идет о железобетоне, металле и стекле – появилась возможность создавать принципиально новые здания.

Русское название «модерн» произошло от французского слова moderne — «новый».

Основные черты стиля модерн:

-Асимметрия и свободная планировка: Архитекторы стремились к созданию зданий с асимметричными фасадами и свободными планировками, что позволяло избежать строгих геометрических форм.

- Орнаментальность: Использование растительных и животных мотивов в декоре стало характерной чертой. Это выражалось в сложных скульптурных рельефах и орнаментах на фасадах.

-Новые строительные материалы: В модерне активно применялись металл, стекло, бетон и железобетон, что позволило создавать легкие и воздушные конструкции.

-Сложные формы и детали: Здания имели криволинейные силуэты, живописные ограды и украшенные дверные проемы.

Петербургский модерн.

Также известен как северный модерн, представляет собой уникальное направление в архитектуре, которое развивалось в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века при Николае 2. Этот стиль стал результатом синтеза европейских архитектурных традиций и местных культурных особенностей. Архитекторы: Павел Сюзор, Гавриил Барановский.

Характерно для петербургского модерна:

-Асимметрия и свободная планировка: Здания в стиле модерн часто имеют асимметричные фасады и свободные планировочные решения, что придает им динамичность и индивидуальность.

  • Орнаментальность: Использование растительных мотивов и элементов фауны в декоре, а также отказ от строгих симметричных форм в пользу более естественных линий.

-Материалы:В отделке фасадов широко применяются как природные (гранит, кирпич), так и искусственные материалы (майолика, цветная керамика), что создает контрастные текстуры.

-Декоративные элементы: Важными элементами оформления являются витражи, мозаика и металлические детали.

Дом компании «Зингер».

Его возвели в 1904 году для компании «Зингер» по проекту Павла Сюзора.

Шестиэтажный дом, украшенный стеклянным куполом в виде башни. Фасад облицован гранитом красного и серого оттенков, украшен окнами гигантских размеров, штукатуркой с позолотой в венецианском стиле, кованые элементы и полы из каменной мозаики. Также здание украшено тремя парами воинствующих. Валькирий. Одна валькирия держит швейную машинку с веретеном, символизирующими российскую легкую промышленность. Вторая валькирия символизирует лидерство и непрекращающееся движение вперед, крепко удерживая гарпун.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы».

Построен в 1902-1903 гг. архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы».

Большие панорамные окна, в саде присутствует множество волнообразных, «природных» линий. В оформлении фасада Барановский использовал элементы классицизма и растительные формы: волюты, пилястры на верхнем ярусе, карнизы с сухариками, а также орнаменты из каштановых листьев. Металлические конструкции, заполнившие арку окна и витрины, оплетены выкованными стеблями и листвой.

На фасаде установлены скульптуры А.Г. Адамсона, символизирующие развитие и триумф основ современной цивилизации: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука», а также скульптурное изображение бога Меркурия – покровителя торговли.

Таким образом, мы рассмотрели архитектурные стили Санкт-Петербурга. Сейчас я хочу остановиться на романовском периоде архитектуры Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург справедливо называют музеем под открытым небом. Однако мы забываем, что эта крылатая фраза относится только к исторической части города, той части, которая формировалась в период правления династии Романовых. С момента основания Петербурга Петром Первым — одним из самых ярких представителей Дома Романовых, история северной столицы была тесно связана с этой династией.

В Санкт-Петербурге присутствует огромное количество архитектурных стилей в период правления династии Романовых. Людям важно уметь ориентироваться в Санкт-Петербурге. Для этого будет удобно иметь под рукой интерактивную карту на которой можно увидеть, что собой представляет то или иное здание, где оно расположено и важные факты о нем. В данном случае на карте должны быть не только обозначены точки расположения зданий, но и краткая информация о них, для того, чтобы человек мог понять, насколько ему было бы интересно более полно познакомиться с историей здания. Для более детального ознакомления с Санкт-Петербургом я выбрала более характерные здания, относящиеся к этим архитектурном стилям, для того, чтобы более полно рассмотреть особенности этих стилей.

Глава 2. Разработка карты. Интерактивный гид по Санкт-Петербургу.

2.1. Санкт-Петербург за один день.

Когда едешь в Санкт-Петербург впервые, то энтузиазм первооткрывателя настолько велик, что возникает ощущение, что за один день можно охватить всё, хотя бы самое известное. Но петербургские масштабы настолько велики, что за один день можно лишь только взглянуть на великолепие зданий в центре города. Санкт-Петербург – это особый город! В исторической части плотность достопримечательностей на квадратный метр настолько высока, что от одной к другой можно пройти пешком буквально за несколько минут.

Мы будем осматривать те места, которые мелькают на путеводителях и в Интернете. То есть, выберем самые красивые и запоминающиеся объекты, которые являются неотъемлемыми символами Санкт-Петербурга и более не встречаются нигде.

2.2. Архитектурные достопримечательности для интерактивной карты Санкт - Петербурга.

2.2.а. Петропавловский собор.

Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь,1.

Петропавловский собор (Собор святых апостолов Петра и Павла) — православный храм в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта — архитектор Доменико Трезини. Собор возведён в 1712—1733 годах.

Строительство собора начали с колокольни, так как Петру I нужна была смотровая площадка для контроля за подступами к крепости во время Северной войны.

Усыпальница династии Романовых с 1725 года.

С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.

2.2.б. Дворец Разумовского на Мойке.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Историческое здание в стиле екатерининского (раннего) классицизма, построено по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1760-1766 годах по заказу президента Российской академии наук — графа К. Г. Разумовского.

В 1798 году дворец был передан Воспитательному дому, а затем в нем разместился Николаевский сиротский институт, что повлекло за собой перепланировку и переделку интерьеров.

Дворец был известен своими балами и маскарадами, а штат прислуги насчитывал 260 человек.

В настоящее время в залах дворца размещается Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

2.2.в. Таврический дворец.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 47.

Таврический дворец — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведён по указанию Екатерины II в стиле строгого классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова. Дворец расположен на улице Шпалерной, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

В Таврическом дворце проходили важные исторические события, включая размещение первой Государственной Думы России.

В Таврическом саду снимались фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Господин оформитель» и «Мушкетеры 20 лет спустя.

Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

2.2.г. Казанский собор.

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле александровского (позднего) классицизма для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Главной архитектурной особенностью является полукруглая колоннада из 96 колонн коринфского ордера. Всего колоннады собора насчитывают 150 колонн.

Казанский собор ориентирован не на восток, как большинство православных храмов, а на север, чтобы главный фасад был обращен к Невскому проспекту.

С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

2.2.д. Исаакиевский собор.

Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4.

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге, построенный в 1818-1858 гг., по проекту Огюста Монферрана в стиле русского ампира. Расположен на Исаакиевской площади. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.

Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метров, а его масса с фундаментом превышает 300 тысяч тонн.

Исаакиевский собор является первым по величине в Санкт-Петербурге и четвёртым в мире.

Строительство Исаакиевского собора длилось 40 лет.

2.2.е. Дом компании «Зингер».

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 28.

Дом компании «Зингер» (с 1938г. «Дом кни́ги») — историческое здание в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры федерального значения. Дом был построен в 1902—1903 годах в стиле петербургский модерн по проекту архитектора Павла Сюзора для компании «Зингер». Вплоть до революции в здании располагалась штаб-квартира российского представительства «Зингер» и различные конторы-арендаторы.

В 1919 году здание национализировали, в него перевели магазин «Петрогосиздата», филиалы различных издательств и редакции газет и журналов, целое крыло занимал государственный комитет цензуры.

Название «Дом книги» закрепилось в речи горожан по магазину, работавшему в здании с 1938 года.

2.2.ж. Дом торгового товарищества «братья Елисеевы».

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 56.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин) — здание на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, памятник архитектуры петербургского модерна. Дом был построен в 1902—1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы».

Построенное здание с самого начала стало использоваться не только под магазин, на втором этаже Елисеевы разместили банк и театральную труппу «Невский фарс», на третьем — ресторан, в подвале были устроены склады и один из самых лучших винных погребов Европы.

В 1929 году в здании магазина начал свою работу Театр сатиры (с 1931 года — Театр сатиры и комедии), он не прекращал давать свои представления даже во время Ленинградской блокады. Сегодня он называется Театром комедии им. Н. П. Акимова.

2.2.з. Чесменский дворец.

Адрес: Санкт-Петербург, ул, Гастелло, д. 15.

Чесменский дворец —императорский путевой дворец был построен в стиле неоготики в 1774-1777 годах архитектором Юрием Фельтеном по приказу императрицы Екатерины II в честь победы российского флота над турками в битве при Чесме.

По легенде, императрица, отправлявшаяся в Царское Село, именно в этом месте, за болотистость прозванном «Лягушачье болото», получила радостное известие от гонца о славной победе.

В настоящее время в здании располагается университет Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП).

2.2.и. Доходный дом Демидова.

Адрес: Санкт-Петербург, Большая Морская улица, д. 43.

Доходный дом П. Н. Демидова — памятник архитектуры стиля неоренессанс. Построен в 1835-1840 годах по проекту О. Монферрана для владельца уральських заводов Павла Николаевича Демидова.  

Когда в 1840г. Павел Николаевич умер, дом перешел по наследству к его сыну. В 1864г. сын проиграл дом в карты.

В 1910 году дом в свою собственность выкупает Италия. Даже после революции здание принадлежало им вплоть до 1957 г.

2.2.к. Доходный дом архитектора Басина.

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 5.

Здание было построено в 1878-1879 годах по проекту архитектора Николая Петровича Басина при участии Николая Никонова. Здание выполнено в неорусском стиле, напоминающем русский деревянный терем.

До революции 1917 года архитектор Басин являлся единственным владельцем доходного дома. Там поселились представители зажиточной публики: купцы, аристократы, генералы и чиновники высших рангов. При советской власти здание было национализировано.

Сейчас дом отремонтирован и является местом, где живут представители городской творческой интеллигенции: работники расположенного рядом Александринского театра, актеры, режиссеры.

2.2.л. Особняк Спиридонова.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д.58.

Особняк Спиридонова построили в 1895—1896 годах по заказу коллежского советника Николая Владимировича Спиридонова архитекторами А. Померанцевым, И. Китнером и В. Свиньиным в стиле поздняя эклектика.

Семья Спиридоновых владела домом до 1916 года. Сразу после Октябрьской революции он был национализирован, и в особняке разместился детский дом.

С середины 1920-х годов и почти до самой войны здесь располагался институт, готовивший зубных техников, в 1956—1965 годах — ленинградское отделение Всероссийского общества культурных связей с зарубежными странами.

С осени 1965 года здесь располагается Дворец торжественной регистрации рождений «Малютка».

2.2.1.м. Зимний дворец.

Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32.

Зимний дворец построен в 1754—1762 годы по проекту Бартоломео Растрелли в стиле елизаветинское барокко. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

До пожара в здании проживало около 2000 человек.

В 1937г. дворец сильно пострадал от пожара, но был восстановлен за 15 месяцев с привлечением 6000 рабочих.

Сейчас входит в состав Эрмитажа, одного из самых посещаемых музеев мира.

Длина дворца со стороны Невы - 210 метров, а высота 23,5 метра.

В зимнем дворце 1084 комнаты.

Таким образом, мы определили исторические точки, которые более полно отражают романовский период через архитектурные стили. Сейчас необходимо найти их на карте и посмотреть, насколько они близко располагаются с точки зрения шаговой доступности. У нас есть несколько экскурсионных маршрутов. Один их маршрутов мы можем расположить в центре, так как все здания расположены близко друг к другу. В то же время мы не можем обойтись без тех «жемчужин» архитектуры, которые находятся за пределами города, так как они дадут нам более полную картину романовского периода архитектуры. Второй маршрут-выездной.

Глава 3. Практическая часть.

При знакомстве с архитектурой Санкт-Петербурга, по разрешению учителя истории, у меня была возможность протестировать работу с интерактивным гидом на одноклассниках, для определения уровня доступности и удобства работы с ним. Для того, чтобы определиться с правильностью нашей разработки, мной был проведен опрос до использования интерактивной карты и после. Были даны одни и те же вопросы, но в первом случае без использования интерактивной карты, а во втором случае с ее использованием.

Вопросы:

1. В каком архитектурном стиле построен Дом компании «Зингер»? (Приложение 1, стр.45)

А) Строгий классицизм

Б) Петровское барокко

В) Петербургский модерн

Г) Поздний классицизм

2. В каком дворце находится Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения? (Приложение 2, стр. 46)

А) Таврический

Б) Чесменский

В) Малый Михайловский

3. Кто архитектор Казанского дворца? (Приложение 3, стр.47)

А) А. Воронихин

Б) Д. Трезини

В) Г. Барановский

Г) П. Сюзор

4. Где находится усыпальница русских императоров? (Приложение 4, стр. 48)

А) Петровский собор

Б) Дворец Разумовского

В) Дом братьев Елисеевых

5. Что сейчас находится во дворце Разумовского? (Приложение 5, стр.49)

А) Национальный исследовательский университет ИТМО

Б) Российский государственный педагогический университет им. Герцена В) Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. Достоевского

Таким образом, мы можем увидеть, что интерактивная карта не только «утоляет» информационный «голод» определенного круга людей, но и вызывает желание еще глубже познакомиться с архитектурными стилями Санкт-Петербурга.

Полученные результаты я обработала и свела в диаграммы 1, 2, 3, 4 и 5.

Заключение.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Я в своей работе остановились на романовском периоде. Мой проект ограничен периодом правления Романовых, поэтому в своей работе я только дала отправную точку интерактивному гиду по архитектурным стилям. Я взяла только часть архитектурных ансамблей, расположенных в центре Санкт-Петербурга. Моя задача была не просто обозначить здания на карте, а дать их краткую характеристику: где расположен, кто архитектор и его исторические моменты. Люди смогут, открыв интерактивную карту, увидеть, как здание выглядит сейчас, и как оно выглядело в прошлом.

Самая большая трудность заключалась в объединение разрозненной информации в единое целое. Наиболее интересным было подбирать здания для создания интерактивной карты. В дальнейшем я продолжу работу по расширению данной карты, затронув не только романовский период архитектуры Санкт-Петербурга, но и более поздние.

Данный проект помог мне в более глубоком изучении и упорядочивании знаний о моем любимом городе-Санкт-Петербурге. В дальнейшем я хочу поступить в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица, и я думаю, что карта позволит мне более уверенно чувствовать себя первое время в Санкт-Петербурге.

Список использованных источников

1.15 архитектурных шедевров Петербурга. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://kudago.com/spb/list/15-arhitekturnyih-shedevrov/ (дата обращения 16.01.2025)

2.Anna Wwts. Архитектура Санкт-Петербурга. [ Электронный ресурс]-Режим доступа: https://annawwts.com/architecture/spb/ (дата обращения 15.01.2025)

3.АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://opeterburge.ru/sight/arkhitektura-vtoroj-poloviny-xviii-veka.html (дата обращения 12.12.2024 https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnyy-oblik-sankt-peterburga-v- kulturno-istoricheskom-nasledii-rossii)

4. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://xn--b1agapfwapgcl.xn--p1ai/arhitekturnye-pamjatniki-sankt-peterburga/ (дата обращения 25.12.2024)

5.Брянское государственное училище олимпийского резерва. Архитектура Санкт-Петербурга XIX в. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://bguor.ru/subjects/cherenova.ru/html/mhk/mhk_20.htm (дата обращения 11.01.2025)

6. Гасанова С.С. Архитектурный облик Санкт-Петербурга в культурно-историческом наследии России. [Электронный ресурс]-Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnyy-oblik-sankt-peterburga-v-kulturno-istoricheskom-nasledii-rossii (дата обращения 11.01.2025)

7. Дмитрий Фуфаев. АРХИТЕКТУРА И ДНЕВНЫЕ ВИДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. [Электронный ресурс]-Режим доступа:

https://fufaev.ru/gallery/arhitektura-i-dnevnye-vidy-sankt-peterburga (дата обращения 31.01.2025)

8. И.С.Храбрый. Санкт-Петербург. Три века архитектуры.[ Электронный ресурс]-Режим доступа: http://tehne.com/library/sankt-peterburg-tri-veka-arhitektury-s-peterburg-2002 (дата обращения 15.11.2024)

9. Известные архитекторы Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/pages/izvestnye-arhitektory-sankt-peterburga (дата обращения 16.01.2025)

10. Искусство России. Архитектура. Архитектура Санкт-Петербурга первой половины 18 века. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://bibliotekar.ru/avanta/46.htm (дата обращения 10.01.2025)

11. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://tehne.com/library/kirikov-b-m-arhitekturnye-pamyatniki-sankt-peterburga-stili-i-mastera-s-peterburg-2003 ( дата обращения 17.11.2024)

12. Санкт-Петербург: Архитектурные достопримечательности.[Электронный ресурс]-Режим доступа:https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298507-d300830-Reviews-Peter_and_Paul_Fortress-St_Petersburg_Northwestern_District.html (дата обращения 25.12.2024)

13. ФГБУ «Президентская библиотекаимени Б.Н. Ельцина». ОСНОВАН ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619267 (дата обращения 01.02.2025)

Приложение 1

1. В каком стиле построен Дом компании «Зингер»?

До:

После:

Приложение 2

2. В каком дворце находится Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения?

До:

После:

Приложение 3

3. Кто архитектор Казанского дворца?

До:

После:

Приложение 4

4. Где находится усыпальница русских императоров?

До:

После:

Приложение 5

5. Что сейчас находится во дворце Разумовского?

До: После

Ссылка на интерактивную карту:

https://onedrive.live.com/:p:/g/personal/BF01A54021B5BCAF/EUxSojOe7dNPhQmdhrHhc_QBiiMiHwy2OKlozDmARkhz4w?resid=BF01A54021B5BCAF!s33a2524ced9e4fd385099d86b1e173f4&ithint=file,pptx&e=WD8Fbk&migratedtospo=true&redeem=aHR0cHM6Ly8xZHJ2Lm1zL3AvYy9iZjAxYTU0MDIxYjViY2FmL0VVeFNvak9lN2ROUGhRbWRockhoY19RQmlpTWlId3kyT0tsb3pEbUFSa2h6NHc_ZT1XRDhGYms

Паспорт проекта

Тема

Интерактивный гид по Санкт-Петербургу «Архитектурные стили Санкт-Петербурга романовского периода».

Цель

Создание интерактивной карты для популяризации памятников архитектуры Санкт-Петербурга периода правления Романовых для пеших и выездных маршрутов.

Задачи

1.Изучить архитектурные стили Санкт-Петербурга романовского периода для последующего определения основных объектов экскурсионных маршрутов и подбора информации о них для составления исторической справки объекта.

2.Разработать интерактивную карту Санкт-Петербурга для знакомства с архитектурными стилями романовского периода.

3.Внедрить и проанализировать результаты знакомства с архитектурными стилями Санкт-Петербурга романовского периода посредством интерактивной карты.

Объект и предмет

Объект: Санкт-Петербург как город большинства архитектурных стилей.

Предмет: Город Санкт-Петербург с характерными архитектурными стилями романовского периода.

Гипотеза

Ориентируясь в архитектурных стилях, людям было бы интереснее узнать Санкт-Петербург романовского периода и планировать свои экскурсионные маршруты самостоятельно.

Автор

Романюк Полина Владимировна,

ученица 10 Т класса, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа №3» Камышловского городского округа.

Руководитель

Петухова Елена Анатольевна, учитель ИЗО, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа №3» Камышловского городского округа.

Тип проекта

Индивидуальный, исследовательский продолжительный, в рамках учебной деятельности.

Образовательная область

Культура, архитектура, искусство, история.

Учебные предметы

Мировая художественная культура, история, искусство, культура.

Методы исследования

Анализ, синтез, систематизация, апробация, опросы.

Форма продукта

Интерактивная карта.

Просмотров работы: 18