Память в граните и бронзе: монументы Великой Отечественной войны. Опыт создания школьной экскурсии

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Память в граните и бронзе: монументы Великой Отечественной войны. Опыт создания школьной экскурсии

Темирбулатова А.М. 1Черников И.П. 1
1МБОУ СОШ №46
Лукина О.А. 1
1МБОУ СОШ №46
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война, один из самых значительных и трагических периодов в истории нашей страны и всего мира, оставила глубокий след в сознании народа. Память о событиях, произошедших в 1941-1945 годах, продолжает жить в сердцах людей, и одним из важнейших способов ее сохранения являются памятники, возведенные в честь героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость своей страны. Обелиски не только являются местом памяти, но и выполняют важную роль в воспитании патриотизма.

В 2025 году исполняется 80-ая годовщина победы советского народа в Великой Отечественной войне. С каждым годом становится всё меньше свидетелей тех страшных событий. В условиях того, что наше поколение – поколение праправнуков оказывается оторванным от исторических корней, очень важно сохранить достоверную информацию о Великой Отечественной войне.

Среди учащихся 5 – 10 классов МБОУ СОШ №46 был проведен опрос, по результатам которого из 60 респондентов все ответили «да» на вопрос «Нужны ли современному обществу памятники Великой Отечественной войны?» и высказали отрицательное отношение к случаям сноса памятников. Но только 7% опрошенных смогли объяснить причину установки известных им памятников, другими словами сформулировать исторический контекст, в котором создавались мемориалы (анкета и результаты опроса в приложении 1). Анализ ответов респондентов позволяет определить противоречие между богатым культурным миром памятников Великой Отечественной войны на территории нашей страны и низким уровнем знаний о них, тем более их исторического контекста у молодого поколения.

Основные целевые группы: обучающиеся 1 – 10 классов МБОУ СОШ №46.

Цель: создание экскурсии-демонстрации монументов Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Выявить значимость памятников Великой Отечественной войны в сохранении информации о войне.

  2. Провести типологию памятников Великой Отечественной войны.

  3. Создать композицию «Памятники победы» в технике бумажного моделирования – вытынанки.

  4. Провести для учащихся школы №46 экскурсию - демонстрацию «Памятники Победы».

Объект: историческое наследие – памятники Великой Отечественной войны.

Предмет: отношение молодого поколения к исторической значимости памятников Великой Отечественной войны.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение экскурсии-демонстрации с экспозицией памятников Великой Отечественной войны будет способствовать расширению культурного кругозора у обучающихся, пониманию исторической значимости памятных мест.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Историческая значимость памятников Великой Отечественной войны

Памятники Великой Отечественной войны служат не только данью уважения к павшим, но и важными объектами для понимания исторического контекста, в котором они были созданы. Каждый мемориал как бы рассказывает свою уникальную историю, отражая дух времени и особенности регионов.

Экскурсии и мероприятия, проводимые на памятных площадках, способствуют формированию у школьников чувства гордости за страну и понимания исторических событий. Через рассказы, связанные с памятниками, молодое поколение может лучше осознать значение прошлого, извлекая уроки из тех трудных времен. Исследования показывают, что знание исторических фактов и вовлеченность в сохранение памяти о войне играют ключевую роль в формировании уважения к предкам [1].

Помимо мемориалов, которые отмечают крупные сражения, такие как «Дорога жизни», создаются локальные памятники. Они также имеют важное значение, поскольку освещают те моменты, которые были значимы для местных жителей. Эти памятники позволяют сохранить в памяти не только масштабные события, но и личные истории простых людей, ставших свидетелями или участниками войны.

Монументы, посвященные героям и событиям Великой Отечественной войны, имеют огромный туристический потенциал. Это взаимодействие с культурой способствует расширению кругозора и понимания исторических процессов, о которых порой знают лишь из учебников.

Памятники, как застывшие кадры истории, говорят о важнейших аспектах национальной идентичности и патриотизма. Они напоминают о том, что свобода и мир — это результат колоссальных усилий и жертв миллионов людей. Сохранение и восстановление этих объектов становятся не только хранилищем памяти, но и активным инструментом для формирования сознания будущих поколений.

В связи с этим, следует обратить внимание на то, как памятники Великой Отечественной войны становятся местами, где проводятся образовательные программы и исследования. Эти инициативы помогают лучше понимать контекст войны, а также ее последствия для нынешнего времени. Их значение выходит за рамки традиционного восприятия, и они становятся знаками, которые связывают поколения, подчеркивая важность памяти о жертвах войны и героизме тех, кто сражался за свою страну.

Типология памятников Великой Отечественной войны

Кандидат искусствоведения Е. М. Коляда в своих публикациях рассматривает типологическую характеристику русских мемориально-ландшафтных композиций. Автор дает характеристику наиболее распространенных архитектурных форм в мемориальной тематике – это триумфальные колонны, мемориальные парки, обелиски, триумфальные ворота, мемориалы в честь отдельных личностей [4][5].

В своей работе мы проводим другую классификацию: определяющим является монументы и обелиски, составляющие экскурсионную композицию «Памятники победы».

  1. Монументы и мемориалы, посвященные жертвам войны

Монумент «Родина - мать»:

  • Высота: 6 м

  • Дата открытия: 9 мая1960 год

  • Скульптор: В. Исаева, Р. Таурит

  • Материал: бронза

  • Место расположения: г. Санкт-Петербург

  1. Монументы и мемориалы, отражающие подвиги советской армии.

Памятник «Воин-освободитель»:

  • Высота: 13 м

  • Дата открытия: 8 мая1949 год

  • Скульптор: Е. Вучетич

  • Материал: бронза

  • Место расположения: г. Берлин, Германия

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья»:

  • Высота: 42 м

  • Дата постройки: 19 октября1979 год

  • Скульптор: И. Бродский

  • Материал: бронза и гранит

  • Место расположения: г. Мурманск

  1. Монументы, отражающие подвиги тружеников тыла.

Памятник «Тыл — фронту»

  • Высота: 15 м

  • Дата открытия: 1979 год

  • Скульптор: Л. Н. Головницкий

  • Материал: бронза и гранит

  • Место расположения: Магнитогорск

  1. Монументы и мемориалы, посвященные важным историческим событиям.

Монумент «Родина-мать зовет!»

  • Высота: 85 м

  • Дата постройки: 15 октября 1967 год

  • Скульптор: Е.В. Вучетич

  • Материал: железобетон

  • Место расположения: г. Волгоград

Монумент «Героям битвы под Москвой»

  • Высота: 28 м

  • Дата постройки: 1966 год

  • Скульптор: А. Постол, Н. Любимов, В. Федоров

  • Материал: бронза и гранит

  • Место расположения: г. Яхром Московской области

Ржевский мемориал советскому солдату

  • Высота: 25 м

  • Дата постройки: 12 ноября 2018 год

  • Скульптор: А. С. Коробцов, К.Е.Фомин

  • Материал: бронза

  • Место расположения: д. Хорошево Тверской области

  1. Монументы и мемориалы, посвященные участникам Великой Отечественной войны, на территории Режевского района.

Монумент боевой и трудовой славы режевлян

  • Высота: не удалось выяснить

  • Дата открытия: 7 июля 1973 год

  • Скульптор: Я.Зайцев

  • Материал: бетон, титан

  • Место расположения: г. Реж Свердловской области

Типология памятников, рассмотренная в рамках проекта, показывает разнообразие форм и стилей, которые используются для увековечения памяти о Великой Отечественной войне. Это могут быть как монументальные сооружения, так и небольшие мемориалы, каждый из которых имеет свою уникальную историю и значение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Создание композиции «Памятники Победы»

Композиция «Памятники Победы» выполнена в технике бумажного моделирования – вытынанки. Шаблоны для 7 вытынанок взяты с сайта kartonkino.ru, 1 шаблон выполнен самостоятельно. Каждая из работ размещается на листе тонированного картона (размер листа 105 см *60 см).

Технологическая карта

  1. Материалы: бумага, ватман, клей.

  2. Инструменты: канцелярский нож, канцелярский скальпель, ножницы, коврик для вырезания подложка.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Используемые инструменты

1.

Печать шаблонов

 

Бумага, принтер

2.

Вырезание

 

Канцелярский нож, канцелярский скальпель, ножницы, коврик для вырезания

3.

Склеивание: фрагментов каждой картины, готовой работы на тонированный картон

 

Скотч, клей

4.

Оформление изделия рамкой

 

Ватман, клей

 

Сценарий экскурсии-демонстрации «Памятники Победы»

Цель: развитие нравственно-патриотических чувств у учащихся 1 – 10 классов.

Задачи:

1. Ознакомить с историческим прошлым России и родного края посредством демонстрации памятников Великой Отечественной войны.

2. Развить зрительное и звуковое восприятие, мышление, память.

3. Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за воинов-защитников Отечества, за великий подвиг народа.

Целевая аудитория: 1 – 10 классы.

Ход мероприятия

  1. Организационный этап

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы перед началом экскурсии.

  1. Предварительная беседа

Начнем нашу встречу словами А. С. Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно».

22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории нашей страны, день, который нельзя забыть. На нашу Родину напали фашисты. И обычные люди пошли воевать - защищать свою землю.

Ребята, у вас есть родственники, принимавшие участие в Великой Отечественной войне? (Ответы ребят)

Отгремела война, на землю пришел мир. В этот день люди выходили на улицу, обнимались и поздравляли друг друга. Совершенно незнакомые, но такие близкие и родные друг другу люди, столько страшных дней пережившие вместе. Теперь их объединила радость победы, радость мира, радость безоблачного неба. Букетами весенних цветов встречали всех, кто возвратился с фронта.

К сожалению, многие не вернулись. Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? (Ответы ребят)

Память о героях войны увековечена в книгах, стихах, песнях, фильмах, во многих городах поставлены памятники.

Сегодня учащиеся 5 класса проведут для вас экскурсию. Экспонатами будут памятники, посвященные Великой Отечественной войне, выполненные ребятами в технике вытынанки.

Добро пожаловать на экскурсию «Памятники победы».

  1. Основная часть экскурсии

3.1. Монумент «Родина – мать» на Пискарёвском мемориальном кладбище

Согласно «Военной энциклопедии», в докладе Гитлера приведены следующие тезисы «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября: «…б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г) остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии» [9].

21 сентября 1941 года начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Мужественные жители города стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение с остальной страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Блокада была снята 27 января 1944 года.

Монумент «Родина - мать» установлен на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, в месте крупнейших захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов, сражавшихся за освобождение города. По разным данным за годы блокады на этом кладбище захоронили от 500 тысяч до 3 миллионов человек (Приложение 2).

3.2. Монумент «Героям битвы под Москвой»

Битва за Москву — первое решающее сражение Великой Отечественной войны. Она началась 30 сентября 1941 года и завершилась 20 апреля 1942 года. Московская битва стала первым стратегическим поражением Германии. Она развеяла миф о непобедимости германской нацистской военной машины.

К моменту начала битвы за Москву ситуация для советских войск была крайне сложной. Войска Германии глубоко вторглись в пределы СССР, были захвачены Прибалтика, Белоруссия, Молдавия, существенная часть Украины, блокирован Ленинград... Фашисты изначально планировали взять Москву в первые недели войны, но этого им не удалось. Тогда была подготовлена крупная наступательная операция под названием «Тайфун». Суть плана состояла в том, чтобы мощными ударами танковых группировок с трех направлений расчленить оборону и уничтожить основные силы нашей армии.

Советские войска активно оборонялись, что привело к потере наступательных возможностей немецких ударных группировок и далее перешли к контрнаступлению.

К началу января 1942 года захватчики были отброшены на 100–250 км, к апрелю - еще на 80–250 километров. Немцы потеряли гигантское количество людей, орудий и единиц техники. Германия потерпела первое крупное поражение [10].

Монумент «Героям битвы под Москвой» установлен на Перемиловской высоте в городе Яхрома Московской области. Это место кровопролитных боёв во время Великой Отечественной войны с 27 ноября по 5 декабря 1941 года (Приложение 3).

3.3. Ржевский мемориал советскому солдату

Знакомы ли вам пронзительные строки из стихотворения Александра Твардовского:

«Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налёте…»?

Город Ржев отметился в истории Великой Отечественной войны как город, выдержавший затяжные кровопролитные бои. Борьба за него, в ходе которой погибло более 776 тысяч советских солдат, длилась 14 месяцев.

В официальной послевоенной историографии «Ржевской битвы» не было — ожесточённые бои 1942–1943 годов вокруг старинного русского города были вписаны в другие битвы и операции советской армии: Московская битва, две Ржевско-Вяземские операции, две Ржевско-Сычёвские. Но народная память имеет своё измерение и свою хронологию. [11]

Ржевский мемориал советскому солдату посвящён памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942–1943 годах. Образ растворяющегося в стае птиц солдата берет своё начало от стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова (Приложение 4).

(Звучит отрывок из песни «Журавли»).

3.4. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья»

Многим известны такие события Великой Отечественной войны как Битва за Москву, блокада Ленинграда, сражение за Сталинград, Курская дуга, а вот о войне на Севере информации недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов – двух немецких и одного финского. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом.

Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июня 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». [12]

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» расположен в городе Мурманск и является одним из самых высоких российских памятников. Другое название этого мемориала «Алёша» (Приложение 5).

3.5. Триптих «Меч Победы»

Ребята, посмотрите на следующую композицию. Обратите внимание, что у всех трех монументов разные даты открытия и место расположения. Почему они представлены вместе? (Ответы ребят)

Скульптуры «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель» являются элементами триптиха «Меч Победы».

Первая часть триптиха расположена в Магнитогорске – ведь именно из местной стали в годы войны были сделаны каждый второй танк и каждый третий снаряд. Монумент называется «Тыл – фронту»: по задумке автора рабочий передает меч советскому воину. Рабочий смотрит на восток (туда, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин – на запад, где происходили основные боевые действия (Приложение 6).

Вторая часть триптиха - монумент «Родина-мать зовёт!» расположен в Волгограде. Сталинградская битва, с которой начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась около двухсот дней. Хотя войска нацистов изначально превосходили советские числом и в своем распоряжении имели больше техники, они потерпели сокрушительное поражение. В Третьем рейхе впервые за годы войны был объявлен национальный траур. Важнейший стратегический объект Сталинграда – Мамаев курган – советские солдаты в тяжелейших условиях доблестно защищали 135 дней. На каждый квадратный метр возвышенности пришлось более тысячи осколков и пуль, и даже зимой Мамаев курган не белел от снега – вся земля была черной от разорвавшихся бомб. В первую весну после окончания войны здесь, на выжженой земле, не выросло ни одной травинки. В наши дни на Мамаевом кургане располагается историко-мемориальный комплекс, увековечивший подвиг советских солдат (Приложения 7).

Третья часть триптиха - монумент «Воин-освободитель» установлен в Берлине. Фигура весом 70 тонн была сделана в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура». Изначально она состояла из 6 частей, которые были перевезены в Германию. В одной руке «Воин-освободитель» держит опущенный меч, а другой поддерживает спасенную немецкую девочку. могли послужить советские солдаты Николай Масалов и Трифон Лукьянович, которые действительно спасли немецких детей в ходе штурма Берлина А для девочки позировала 3-летняя Светлана Котикова, дочь коменданта советского сектора Берлина (Приложение 8).

Подразумевается, что Меч Победы, который был выкован на Урале, в дальнейшем будет поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде – городе, где наступил коренной перелом в войне. А третий монумент, «Воин-освободитель», опустит Меч в самом логове врага — Берлине.

Хотя Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил в Германии, монументы триптиха построены в обратном порядке. Так, «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать» закончилось осенью 1967-го. А «Тыл — фронту» был готов 12 лет спустя.

3.6. Монумент боевой и трудовой славы режевлян

Мы проживаем в Режевском районе Свердловской области.

3700 жителей Режевского района ушли на фронт, 2674 человек не вернулись с войны, 144 жителя Режевского района сложили свои головы, отстаивая Ленинград, 75 – под Сталинградом, 22 – в битве под Москвой.

С первых дней войны все государственные предприятия, артели и колхозы Режевского района начали переходить на режим военного времени, введенный Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 июля 1941 года. Отменялись отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы, ужесточалась производственная дисциплина.

Режский никелевый завод являлся стратегически важным объектом, так как никель шел на производство броневого листа. Рабочие находились в цехах до 20 часов в сутки.

На другом предприятии - заводе «Сантехника» в первые месяцы войны выпускали солдатский инвентарь: лопаты, котелки, окопные печи. В марте 1942 года приобрел секретное название – завод №552 и перешел на выпуск военной продукции: малая пехотная (саперная) лопата, противопехотные мины ПОМЗ-2, ручные гранаты Ф-1 [2].

В 1973 году, в 200-летний юбилей города, на живописном берегу Режевского пруда был установлен Монумент боевой и трудовой славы режевлян. 7 июля после монтажа и подготовки площадки состоялось торжественное открытие Монумента, на котором присутствовали практически все режевляне. Памятник представляет собой титановую стелу и три монументальные фигуры, олицетворяющие Родину-мать, солдата и рабочего. Скульптуры собирали по частям, которые создавались в специальных формах, куда заливали бетон. Процесс заливки форм и производства составных частей монумента происходил на территории никельзавода [6] (Приложение 9).

Минута молчания.

  1. Рефлексия

Эмоциональный отклик на прошедшую экскурсию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работы памятники Великой Отечественной войны представляют собой не только архитектурные и художественные объекты, но и важнейшие символы исторической памяти, которые помогают сохранить в сознании общества события, повлиявшие на судьбы миллионов людей. Они служат напоминанием о героизме, мужестве и самопожертвовании, проявленных советским народом в годы войны, и играют ключевую роль в формировании патриотического сознания, особенно среди молодежи, которая, как показали проведенные исследования, зачастую недостаточно осведомлена о значимости этих событий и памятников.

Исследование общественного мнения, проведенное в рамках проекта, выявило, что многие молодые люди не имеют достаточных знаний о событиях Великой Отечественной войны и значении памятников. Это подчеркивает необходимость активного просвещения и вовлечения учащихся в изучение истории.

В создании демонстрационных работ принимали участие 10 обучающихся 5-го класса. Эти материалы могут быть использованы при проведении тематических мероприятий.

Гипотеза частично подтверждается. Анализ результатов проекта показал, что проведенная экскурсия-демонстрация способствовала повышению интереса к истории. Участники отметили, что узнали много нового о памятниках и событиях войны, что, в свою очередь, способствовало формированию более глубокого уважения к истории своей страны. Это подтверждает важность продолжения работы в данном направлении, а также необходимость проведения в других классах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бондаренко Г.И. Памятники Великой Отечественной войны в структуре ценностей современной молодежи // Наследие веков. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyatniki-velikoy-otechestvennoy-voyny-v-strukture-tsennostey-sovremennoy-molodezhi.

  2. В глубине России: Режевской городской округ : историческая литература. – Екатериньбург : Квадрат, 2023. – 205 с.

  3. Киндзерская М.А. Памятники героям и событиям Великой Отечественной войны, их роль в патриотическом воспитании // Социально-гуманитарные знания. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pamyatniki-geroyam-i-sobytiyam-velikoy-otechestvennoy-voyny-ih-rol-v-patrioticheskom-vospitanii.

  4. Коляда Е. М. Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры // Вестн. ЧГПУ. 2011. № 3. С. 251–260.

  5. Коляда Е. М. Типологическая характеристика русских мемориально-ландшафтных композиций // Вестн. ЧГПУ. 2011. № 4. С. 220–228.

  6. Плит гранитных строки. Мемориальные объекты участникам войн Режевского городского округа. // Родовед Режа. Выпуск 6. Сост.Медведева Н.А. // Реж, 2015

  7. Садовников А.В. Нестареющая память нашей истории

  8. Памятные места Великой Отечественной войны в России. [Электронный ресурс] // https://memorycode.ru/articles/pamyatnye-mesta-velikoj-otechestvennoj-vojny-v-rossii-istoriya-znachenie-i-turisticheskij-potencial

  9. 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда. [Электронный ресурс] //https://historyrussia.org/sobytiya/8-sentyabrya-1941-goda-nachalas-blokada-leningrada.html

  10. Московская битва. История.рф [Электронный ресурс] // https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-moskovskaia-bitva

  11. Ржевская битва [Электронный ресурс] // https://may9.ru/history/key-events/655/

  12. Битва за Заполярье. [Электронный ресурс] // https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-bitva-za-zapoliarie

  13. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] // https://experience.tripster.ru/articles/vechnaya-pamyat-brestskaya-krepost-doroga-zhizni-i-drugie-memori.

  14. Памятники великой отечественной войны: «Родина-мать зовёт!» [Электронный ресурс] // https://www.culture.ru/materials/194703/pamyatniki-velikoi-otechestvennoi-voine.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Результаты анкетирования «Отношение к памятникам Великой отечественной войны»

Вопрос 1. Нужны ли в современном обществе памятники, посвящённые событиям Великой Отечественной войны?

Вопрос 2. Как вы относитесь к тому, что в некоторых странах разрушают памятники, посвященные Великой Отечественной войне?

Продолжение

Вопрос 3. Назовите самые известные памятники, посвящённые Великой Отечественной войне (не более 5).

Вопрос 4. Объясните историческое обоснование установки какого-либо памятника Великой Отечественной войны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Монумент «Родина-мать»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Монумент «Битва за Москву»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Ржевский мемориал советскому солдату

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Монумент «Тыл - фронту»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Монумент «Родина- мать зовёт!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

 

Монумент «Воин-освободитель»

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Монумент боевой и трудовой славы режевлян

 
Просмотров работы: 12