ВВЕДЕНИЕ
История Великой Отечественной войны полна героизма и самоотверженности. Вклад северных оленей и оленеводов, сражавшихся на стороне советских войск, часто остается в тени. Данный проект направлен на восстановление исторической справедливости и популяризацию знаний об их подвигах среди школьников и широкой общественности.
Цель проекта: Раскрыть роль и героизм северных оленей в Великой Отечественной войне, подчеркнуть их вклад в победу над врагом.
Задачи проекта:
Изучить исторические источники, литературу и архивные материалы о применении оленей в военных действиях во время Великой Отечественной войны.
Выявить роль оленно-транспортных батальонов в обеспечении фронта, эвакуации раненых и выполнении других задач.
Описать подвиги и героизм оленеводов-бойцов, служивших в оленно-транспортных частях.
Рассказать о быте и трудностях, с которыми сталкивались оленно-транспортных батальоны в условиях сурового северного климата.
Собрать и систематизировать информацию о памятниках и мемориалах, посвященных оленям-героям.
Сформировать понимание важности сохранения памяти о вкладе северных оленей и оленеводов в победу в Великой Отечественной войне.
Гипотеза: Северные олени сыграли значительную роль в обеспечении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, а оленеводы-бойцы проявили героизм и самоотверженность, достойные памяти и уважения.
Методы исследования:
Изучение литературы и архивных материалов.
Работа с интернет-ресурсами.
Анализ фото- и видеоматериалов.
Обобщение и систематизация собранной информации.
Практическая значимость проекта:
Сформировать углубленное понимание роли северных оленей и оленеводов в Великой Отечественной войне.
Расширить знания об истории родного края и героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Сохранение исторической памяти.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНЫХ ОЛЕНЕЙ
Грудь и шея животного светлые, остальное тело — серого или бурого оттенка. Зимой окрас оленя становится практически белым с очень густой длинной шерстью.
С помощью широких копыт, в которых есть характерные углубления, животные добывают для себя пропитание из-под снега.
Основные источники пищи — лишайники, бобовые, разнотравье и злаки (в течение летнего сезона), грибы, кустарники. Для получения необходимых элементов, в частности соли, олени могут употреблять в пищу яйца птиц, солоноватую почву или морскую рыбу.
Северный олень — уникальное животное, он сильный и выносливый, ему не страшны даже самые суровые погодные условия. Он пройдет там, где не сможет никакая техника: по тундре, без дорог, по снегу, который может достигать нескольких метров в глубину.
Олень в снегу не увязает, может плавать. Кормить практически не надо, он сам себе добывает корм, поить не надо. Никакие помещения для отдыха оленю тоже не нужны. Олени приспособлены так, что сами себя всем обеспечивают.
Он не издаёт никаких звуков, абсолютно никаких. Они легко проходили под носом у врага. Это качество сильно помогло бойцам оленьих транспортов в боевых, разведывательных операциях и не только.
Олений транспорт полностью оправдал доверие по части проходимости, когда после буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились абсолютно непроезжими для автомашин и даже тракторов.
Тундра – край без дорог, с глубокими снегами и сложным рельефом. Здесь не могли пройти ни тракторы, ни грузовики, ни лошади. Лишь северный олень, словно созданный для этих мест, был способен бегать по тундре, взбираться на заснеженные сопки и пробираться сквозь горные ущелья Кольского полуострова. Даже оказавшись в ледяной воде, он не сдавался: копытами разбивал лёд, прокладывая дорогу к прочному льду, и вытягивал нарты с грузом. Этот удивительный зверь сам добывал себе корм, не боялся ни холода, ни вьюги, и даже в случае ранения хранил безмолвие.
РОЛЬ ОЛЕНЕВОДЧЕСКИХ ОТРЯДОВ
На Крайнем Севере, в Заполярье простые солдаты из Центральной и Южной России не могли воевать, физическим им было трудно находиться в условиях полярной зимы, полярной ночи, низких температур, отсутствия дорог. Именно поэтому в 1941 году было принято решение создать подразделения, которые состояли бы из оленеводов коми, ненцев, саамов, чуть меньше было призвано ханты и манси, жителей Архангельской и Вологодской областей.
Первые подразделения бойцов на оленьих упряжках начали формировать в ноябре 1941 года. (Приложение 1.)
В военных билетах у оленеводов значилось "ездовой-оленевод", а вместо шинелей и мундиров они носили традиционные для саами меховые малицы.
ФОРМИРОВАНИЕ ОЛЕНЬЕ-ТРАНСПОРТНОГО БАТАЛЬОНА В ИЖМЕ (РЕСПУБЛИКА КОМИ)
Формирование ижемского оленно-транспортного батальона началось с назначения Василия Артеева, 27-летнего председателя колхоза «Трактор», ответственным за эту сложную задачу. Ему предстояло собрать 1200 самых сильных и выносливых оленей, элиту из трех колхозов («Бакуринский», «Комсомолец», «Мохченский») и даже у частников. 25 сентября Артеев отправился в Усть-Цильму, получив две упряжки и одного ясового, имея на руках лишь секретное задание, но не официальные документы. Благодаря вере в него задача была выполнена: к концу ноября стадо было собрано в Нерицких лесах. 20 ноября Артеев вернулся домой, в тот же день вышло постановление Сталина, а вскоре сам Артеев отправился на фронт. (Приложение 2.)
Путь оленно-транспортного батальона до Карельского фронта был невероятно сложным. В тяжелейших условиях, при морозах до минус 50 градусов, солдаты получали обморожения, везя с собой чумы, печки, продукты и одежду. За стадом следовал ветеринарный отряд, помогавший ослабевшим оленям. Пройдя более двух тысяч километров вдоль побережья Белого и Баренцева морей, ижемцы и ненцы добирались до фронта.
Скорость передвижения поражает: коми-ижемцы преодолевали до 80 км в день, в то время как олени из НАО – лишь 15 км. Ижемцы дошли за две недели, а нарьянмарские оленеводы – почти за два месяца. Первый призыв дошел до Архангельска в полном составе, что было подвигом, достойным высшей награды, но тогда воспринималось как должное.
Из дневников комиссара оленеводческого отряда РККА Андрея Смирных: "29 ноября. Вышли из Новика в Щельябож. Оттепель, осадки. 30 ноябрямороз40градусов.1-5декабря—морозысвыше40.6декабря—мороз свыше 50. 10-13 декабря — потепление, небольшие осадки. 19-21 декабря — метель, метет не сильно, небольшие осадки, однако стоят холода. 22-24 декабря — сильная пурга, мороз свыше 40°".
Достигнув Архангельска, ездовым дали короткий отдых, после чего они занялись погрузкой оленей в железнодорожные вагоны для отправки в Мурманск. Огромное расстояние предстояло преодолеть, и, судя по дневниковым записям пастухов-оленеводов, именно этот этап оказался для животных самым тяжёлым. Олени плохо переносили замкнутое пространство, отказывались от корма и испытывали нехватку воздуха. Почти третья часть оленей погибли во время переезда в вагонах. В конце 1941 года более 300 коми-ижемцев были призваны для формирования оленно-транспортных батальонов, а количество отобранных оленей составило свыше 1200 голов.
Оленеводы надевали маскировочные халаты, из-за чего противник видел только стадо оленей. Долгое время немцы не обращали внимание на оленьи отряды, а когда узнали о значимости оленьих отрядов, начали следить за ними и расстреливать с самолётов оленей и оленеводов.
На фронте одной из задач оленно-транспортных батальонов являлась эвакуация раненых. Оленья упряжка с лёгкими нартами помогала фронтовым медикам. Оленья упряжь была быстрая, повсюду проходимая. Один из бойцов оленно-транспортного батальона рассказывал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает… А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь – человек тёплый, живой». (Приложение 3.)
Доставка грузов, срочных донесений, офицеров связи в самые удаленные гарнизоны, на пограничные заставы и аэродромы - всё это было не менее важным, чем перевозка бойцов. Но, пожалуй, самой рискованной работой было спасение лётчиков и эвакуация поврежденной техники. И цифры говорят сами за себя: благодаря оленям было спасено 10 142 раненых, доставлено к фронту 8 тысяч солдат, перевезено 17 тысяч тонн боеприпасов и вывезено из тундры 162 разбившихся самолёта. (Приложение 4.)
Доставка грузов оленно-транспортным батальоном была опасна. Ветеран Великой Отечественной войны, участник оленно-транспортного батальонаизселаКипиевоН.А.Рочеввспоминал:
«Вражеские лётчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарт, лётчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку.Если неудавалосьбойцу-оленеводудо рассвета добратьсядо базы, а такое случалось довольно часто, то боец старался использовать для укрытия крутой берег реки, скалу, завести упряжку в лесочек.
Как-тонапереднийкрайнанесколькихупряжкахвезлимины,патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лёд какой-то небольшой речушки у одного пастуха сломались нарты. Пока перекладывали груз на другие нарты да перевязывали его, времени прошло много. На передний край пришли с большим опозданием. На обратном пути нас нагнали два вражеских самолета. Почти всех оленей перебили. Из пастухов ранили одного...».
В конце войны оленеводы и немногие выжившие олени вернулись в Ижму. Судьба 1200 животных сложилась иначе – они остались на границе с Норвегией. Но одна история поражает до глубины души. Летом 1947 года, во время вакцинации, на горизонте заметили пришлых оленей. Среди них, к всеобщему удивлению, узнали Длинноногого. В декабре 41-го молодой пастух увёл своего любимца на фронт, где и сложил голову. А Длинноногий, потеряв хозяина, не смирился с чужбиной и вернулся домой! 1500 километры путь через реки и леса, сквозь стаи волков – и всё ради родной тундры. Это ли не преданность, не верность, не доказательство силы духа этих удивительных животных?
Основные задачи оленеводческих отрядов:
Эвакуация раненых с поля боя. Оленьими упряжками было вывезено с поля боя тысячи раненых солдат.
Доставка грузов и срочных донесений, а также офицеров связи по бездорожью в отдалённые гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы.
Спасение экипажей сбитых самолётов и эвакуация боевых машин, упавших в малодоступной местности.
Использование в десантных операциях. Благодаря оленям в тылу врага неожиданно для немецких солдат появлялись советские горные пушки и миномёты.
Таким образом, роль оленеводческих отрядов в Великой Отечественной войне заключалась в обеспечении боевой деятельности войск боеприпасами, продовольствием, эвакуацией раненных из огневых точек и т.д.
ВКЛАД СЕВЕРНЫХ ОЛЕНЕЙ В ПОБЕДУ
На фронт из Коми было призвано 800 оленеводов и собрано 4 тыс. оленей, из Ненецкого Автономного округа - 600 оленеводов и 6 тыс. оленей. Очень многие погибли - две трети призванных оленеводов и порядка 80% оленей не вернулись домой.
Олени вывезли с линии фронта 10142 раненых.
Оленно-транспортные подразделения перевезли 17 тысяч тонн боеприпасов.
Вытащили из тундры 162 самолёта.
Забросили в тыл противника 8 тысяч партизан для выполнения спецзаданий.
Мы видим, что вклад оленеводов и северных оленей в Победу огромен. Они помогали нашим партизанам проникать в тыл противника, перевозили боеприпасы, продовольствие, технику, а также участвовали в транспортировке раненных.
ПАМЯТНИКИ ВОИНАМ ОЛЕННО-ТРАНСПОРТНОГО БАТАЛЬОНА
С благодарностью за героизм воинов-оленеводов, в разных уголках страны возводятся памятники. В 2012 году первый такой монумент появился в Нарьян-Маре (Ненецкий АО). Вскоре, в 2015 и 2016 годах, эстафету памяти приняли деревня Новикбож и село Ижма (Республика Коми). В 2020 году свой поклон героям отдал и Мурманск, город-герой, где был установлен памятник, запечатлевший вечный союз пастуха и оленя. Фольклорный коллектив «Сипертас» из с. Нившера Республики Коми посетил Парк отдыха, где расположен арт-объект, почтили память воинов Великой Отечественной войны. (Приложение 5.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над проектом, я сделал следующие выводы:
Служение Отечеству – это не только защита с оружием в руках, но и активное участие в развитии страны, забота о её будущем и готовность отстаивать её интересы.
История оленно-транспортного батальона – это яркий пример героизма в годы Великой Отечественной войны, образец мужества, самоотверженности и любви к Родине.
Чёткое следование нравственным ориентирам помогает каждому из нас с честью выполнять свой долг перед обществом и государством.
Знание истории и уважение к подвигам предков – это основа для формирования патриотизма и национальной идентичности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Видео https://disk.yandex.ru/d/Tej1aYiYzIm6Cw/Видео%20№1%20Видеосюжет%20Оленно-транспортные%20батальоны%20в%20снегах%20Заполярья.mp4
Видео https://disk.yandex.ru/d/Tej1aYiYzIm6Cw/Видео%20№%202%20Оленно-транспортный%20батальон.mp4
Данные сайта Дикая природа России: http://nature.kremlin.ru/animals/114 ;
Данные сайта ТАСС: https://tass.ru/arktika-segodnya/11306077 ;
Данные сайта ТАСС: https://tass.ru/obschestvo/22484927 ;
Данные сайта Таймырский краеведческий музей: https://www.taimyr-museum.ru/sobytiya/novosti/severnaya-kavaleriya ;
Данные сайта Дзен: https://dzen.ru/a/Z4Dy0kUgKDl1zPkz ;
Данные сайта Газпром.переработка: https://gaseta-pererabotka.gazprom.ru/vklad-v-pobedu-yanao.
«И раненые тянули сани». Как оленьи батальоны сражались в снегах Заполярья | АиФ Коми
Ижемский районный историко-краеведческий музей
Оленно-лыжные батальоны — Википедия
Оленно-транспортные батальоны СССР в войне.. | 1418 дней Великой Отечественной войны
Подвиг ижемских краеведов: уникальные данные об оленно-транспортных батальонах находят до сих пор | Комиинформ
Фотография3 и фотография 4 использованы с сайта Яндекс: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=северные%20олени%20во%20время%20войны